Башкирское национальное жилище- юрта. Фальшивая история человечества







Остов юрты состоял из деревянных складных решеток (канат), которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек (ук), опиравшихся нижним концом на решетки, верхним (заостренным) – к деревянному кругу (сагарак), который одновременно был и окном, и дымовым отверстием для выпуска из юрты паров, скапливающихся под ее войлочным сводом от дымящегося среди нее котла.


Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). «Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)


Внутреннее убранство юрты Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.


Женская половина юрты Занавесь (шаршау) разделяла жилище на две неравные части. Правая от двери (меньшая) часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская повседневная одежда и т.д.)


Мужская половина Левая, бо"льшая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированное воинское снаряжение всадника (колчаны, футляры и сумы для дроби и пороха), конская упряжь, праздничная одежда. И, наконец, в мужской половине, вдоль стены напротив входа, было традиционное почетное место – урын.




Злые силы, по представлениям древних башкир, могли проникнуть в жилье через входную дверь, место соединения различных частей юрты. Поэтому украшалась прежде всего линия, где соединяется решетчатый остов с куполом: на ней закреплялась широкая тканая лента с геометрическим узором. Сам остов, как отмечалось, декорировался узорными тканями, паласами.


Постоянные жилища башкир В зимнее время башкиры жили в домах, которые в полукочевом скотоводческом хозяйстве представляли простые срубы в основном без декора. Заметные изменения в строительной технике и способах украшения жилищ произошли во второй половине XIX в. При сооружении дома башкиры исходили из принципа: жилище должно быть не только прочным и удобным, но и привлекательным в художественном отношении.








На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Наличники окон, украшенные хотя и не сложной резьбой, оживляли фасад дома, придавали ему привлекательный вид. Возможно, поэтому долгое время именно они были основным, нередко единственным объектом художественного оформления. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.







По причине узкой специализации сообщества (которой оно и замечательно), сюда я буду постепенно переносить выборочные материалы из своих путешествий 2007-2008 года. И начать хотелось бы с довольно малоизученной в плане деревянной архитектуры местности - гор Южного Урала. Ведь на обширных горных пространствах, преимущесивенно в Башкирии, традиционно было много леса и отсутствовали крупные города, а населяли Южный Урал башкиры - кочевники и мусульмане. Поэтому здешнее деревянное зодчество должно представлять определенный интерес.

Речь пойдет о сельских домах русских и башкир, о деревянных мечетях и могилах, а также о бортничестве и колодном пчеловодстве, также оставившим тут памятники деревянного зодчества.

Южный Урал - территория исторического расселения башкир, в прошлом часть единой Великой Степи, куда входили также Алтай, Саян, Тянь-Шань и многие другие нагорья. Башкиры были древним кыпчаксикм населением, преимущественно скотоводами - часть башкирских племен кочевал в степях Заволжья и Зауралья (их кочевья простирались когда-то от Волги до бассейна Иртыша, а самих башкир тогда часто называли "киргизы"), часть были горцами. Ислам башкиры приняли в 11 веке - их крестил миссионер Хусейнбек из Туркестана. К 16 веку башкирия была во власти Казанского ханства, причем отношения татар с башкирами складывались враждебно - татары считали башкир примитивными дикарями. С востока же их атаковали ногайцы - и немудрено, что Башкирия вошла в состав России добровольно. Не смотря на многочисленные войны и восстания 17-18 веков (когда ногайская угроза были ликвидирована), со временем Башкирия очень сильно сблизилась с Россией и Татарией.

Типичный сельский пейзаж Горной Башкирии:

Это село Саргая в Бурзянском районе (около 150км к югу от Белорецка). Оно интересно как редкий пример села со смешанным, русско-башкирским населением. На кадре ниже видны две усадьбы: слева башкирская, справа русская.

До 19-20 веков башкиры жили в юртах (которые по традиции красили в зеленый цвет), однако постепенно перешли к оседлому хозяйству и стали селиться в избах. В принципе, башкирская изба - вариация русской избы, и все же есть кое-какие отличия: башкирские избы как правило меньше, кровля двускатная, и всегда ярко раскрашены, что видно на кадре выше.

Башкирское село Усмангали - для башкирских сел характерна беспорядочная планировка, запутанные кривые улицы, небольшое расстояние между домами.

Русское село Узян - хорошо видны прямые улицы и четкая планировка.

Русские в Горной Башкирии появились в 1770-е годы, с проникновением сюда Демидовых, которые занялись возведением горных заводов по долине Белой.

Наиболее крупное и живописное русское село Горной Башкирии - Кага . Она расположена в 100км южнее Белорцека и была в прошлом неформальной столицей Горной Башкирии. Однако в 1911 году страшный пожар, начавшийся на медеплавильном заводе, уничтожил село, и оно так и не возродилось. Когда-то в Каге жило 11 тысяч человек - сейчас около 900.

Однако аутентичность и сохранность деревянной застройки поражают - многие здания строились явно до войны, а может быть и сразу после пожара.

Типичные усадьбы, принадлежавшие оренбургским казакам, составляшим традиционно "костяк" населения Каги - у многих из поколения в поколение передается память о Пугачевском восстании.

Имеется в Каге также каменная церковь и деревянная часовня - но о православном зодчестве позднее.

Совсем иначе выглядят башкирские села. Например, Кагарман (30км к северу от Каги) - столица тамъян, одного из семи башкирских племен.

Или Старосубхангулово (Субхангол, в народе Бурзян) - центр Бурзянского района и столица одноименного племени. Ныне крупнейшее село в горах - 4000 жителей, спрятавшееся в укромной долине.

Типичные башкирские избы. Если на равнине башкиры в основном перебрались в кирпичные дома, то в горах избы все еще преобладают.

Кагарман:

От домов мало отличаются деревянные мечети, конструкция которых была заимствована у татар. Такие мечети - по своей сути самострои, ведь в 16-18 веках, от Ивана Грозного до Екатрины Второй, Ислам был под запретом, и татар перестраивали под мечети обычные сельские дома. Такая мечеть создавалась с минимальными затратами и в кратчайшие сроки, поэтому в Горной Башкирии деревянная мечеть есть почти в каждом селе. А вот каменных, капитальных, по сравнению с сельским Татарстаном, тут единицы.

Кагарман:

Старосубхангулово:

В глухих селах уцелели и старинные деревянные кладбища: башкиры сооружали особые надмогильные срубы, смысл которых заключался в бренности сущего: "мы пришли из ниоткуда, уйдем в никуда" - могилы должны истлеть, как и те, кто в них похоронен.

А вот православное зодчество Южного Урала очень бедно. В принципе, шедевров тут не было и до Революции. Интересно, что если раньше башкиры учились у русских строить дома, то теперь русские учатся у башкир строить храмы - церковь в селе Узян или надколодезная часовня в Каге - такие же "самострои", как и башкирские мечети.

Обратите внимание на конструкцию источника, а в часовенке удивительный иконостас из бумажных икон, православных календариков и т.д. (такие в церковных лавках продают), просто наклеенных на стену в соответствии с канонами иконостаса.

Еще из деревянной архитектуры Горной Башкирии стоит назвать комплекс зданий в верхней части Каги: до Революции это была замская больница (пережившая пожар), в советское время - сельская школа, а сейчас - турбаза. Очень, надо сказать, удобная.

Наконец, последняя группа памятников связана с заповедным местом Шульган-Таш в Бурзянском районе. Этот заповедник сейчас знаменит петроглифами Каповой пещеры, возраст которых не менее 14-15 тысяч лет, однако первоначально (до открытия петроглифов) Шульган-Таш создавался для охраны бурзянской пчелы и связнного с ней бортевого и колодного пчеловодства.

В заповеднике под открытым небом экспонируются старинные аутентичные колоды:

В том числе богато украшенные, сделанные народными умельцами:

В специальном павильоне представлена борть - то есть искусственное дупло для пчел, выдолбленное в стволе живого дерева:

А также тамги - родовые знаки, которыми каждый бортник помечал новое дерево как свою собственность:

Южный Урал, и Горная Башкирия в особенности - один из районов, где деревянная архитектура все еще господствует над каменной, а главное - не деградирует, а наоборот, развивается. В здешних деревнях все еще предпочитают жить в избах, здешние религиозные традиции способствуют созданию церквей и мечетей "народными силами", и в целом, хотя Южный Урал и не сравнится по своему деревянному наследию с Русским Севером или Горнозаводским Уралом, здешнии традиции во многом уникальны.

Если в северо-западных земледельческих районах большинство деревень возникло еще до присоединения к Русскому государству, то в южной и восточной Башкирии, где господствовало сначала кочевое, потом полукочевое скотоводство, оседлые поселения появились лишь 200-300 лет назад. Селились родовыми группами по 25-30 дворов. С 20-х годов ХIХ в. администрация начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень.

Все башкиры имеют дома, живут в деревнях, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством или другими промыслами и ремеслами, и в этом отношении отличаются от крестьян или других оседлых инородцев разве только степенью своего благосостояния. Одно, что могло бы дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого племени, это обычай с наступлением весны переселяться на так называемые коши, т. е. в войлочные кибитки, которые они в виде лагеря разбивают на своих полях или лугах.

В местах безлесных эти летние помещения делаются из деревянных решеток в 2 аршина вышиной, обтянутых кругом войлоком, а на них ставят другие сводом, вкладывая их наверху в деревянный круг, который не закрывается кошмою, а образует отверстие, служащее трубой для дыма от очага, вырытого посередине коша. Впрочем, такая войлочная палатка лишь достояние богатых, среднего же состояния люди живут в аласыках (род лубочного шалаша) или же в простых шалашах, сделанных из прутьев и покрытых кошмами. В местах же, изобилующих лесом, летние помещения состоят из деревянных избушек или берестяных шатров, остающихся всегда на одном и том же месте.

Деревни башкир по наружной архитектуре ничем не отличаются от русских или татарских деревень. Тип избы тот же самый, равно как и расположение улиц, но при всем том опытный глаз с первого же раза отличит деревню от русской, даже если не брать во внимание мечеть. На рубеже ХIХ-ХХ вв. у башкир можно было встретить самые разнообразные жилища, начиная от войлочной юрты и кончая бревенчатыми избами, что объясняется сложностью этнической истории народа, особенностями хозяйства и многообразием природных условий. Дома башкир всюду носят отпечаток какой-то недоконченности или полуразрушения; в них не видно той хозяйственной уютности и заботливости, как в русских домах. Это, с одной стороны, объясняется бедностью, плохим хозяйством, с другой - нерадивостью, отсутствием домовитости и той любви к своему жилищу, с которой обряжает его русский крестьянин.

Современные сельские жилища башкир строят из бревен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.

Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару.

Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.

Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на весеннем празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. Однако, она бесследно не исчезла. Любуясь знаменитыми готическими соборами Западной Европы с их стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), невольно задаешься вопросом: не юрта ли является их прототипом, так как в их конструкции много общего.

Юрта для степных кочевников была центром мироздания. В ней начиналась их жизнь, в ней же она и заканчивалась. Она была микрокосмом в макрокосме, моделью мира, который древним людям представлялся сначала плоским, одноярусным, затем двухъярусным: внизу – земля, вверху – небо со звездами. Племена передвигались по обширным пастбищам, преодолевая огромные степные пространства и стали замечать округлость горизонта, выпуклость земной поверхности, что и отразилось в их микрокосме: могилам своих сородичей они стали придавать вид шатровых сегментов, насыпая курган как модель видимого мира, очерченного кольцом кругозора. По образу и подобию видимого мира сооружали не только могилы, но и жилища. Мир как круг сначала воплотился в круглой юрте, позже – на стационарном жилище – избе. Юрта, как и космос по вертикали имела три уровня: пол (олицетворял землю), внутреннее пространство (воздух) и купол (небосвод). Пол юрты для кочевника был нечто большее, чем земляной или деревянный пол для оседлого землепашца: на полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому он был предметом особой заботы, особого внимания кочевников, чего не скажешь о тех, кто обитал в избе. Пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами, создавая, тем самым художественный интерьер юрты.

Внутренние стены юрты (воздух) закрывались большими узорными тканями, домотканными паласами, развешанными в развернутом виде на решетчатом остове; на их фоне висели тканые и вышитые полотенца, праздничная одежда, украшения, охотничьи принадлежности, конская упряжь, оружие, которые вкупе с орнаментированным полом создавали своеобразный ансамбль.

Купол юрты олицетворял небосвод, отверстие в нем, через которое проникал свет, ассоциировалось с солнцем. Круглое навершие юрты (сагырак), образующее купольное отверстие, носило сакральный смысл, было священным, переходило от отца к сыну, от старого жилища к новому. Через него проходит осевая линия, по отношению к которой организуется все внутреннее пространство юрты.

При выполнении творческого проекта наша задача заключалась не только в изучении жизни, быта башкир, их жилища. Мы постарались воссоздать культуру народа, национальное жилище в макете – юрте.

1.2. Цели и задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи;

Дать детям представление о жилище башкир – юрта;

Показать характерные особенности украшения юрты;

Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана , Кыргызстана и Монголии .

Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», «Родина», а также - пастбище , родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество», дословно: «Отцовский дом». В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично «дому».

ИСТОРИЯ ЮРТЫ

IX веках андроновцев хуннов Катон-Карагайского района

Приобретение практических навыков шитья национальных костюмов;

Практическое воссоздание башкирской юрты и его внутреннего убранства;

Познакомить с башкирскими словами.

ИНТЕРЬЕР БАШКИРСКОЙ ЮРТЫ

Вход в юрту располагался с южной стороны. Противоположная входу сторона считалась главной, почетной и предназначалась для гостей. В центре жилища располагался очаг. Над ним, в самой верхней точке купола, находилось дымовое отверстие. Если очаг был вынесен на улицу, то в центре, на кошмах, расстилалась скатерть, вокруг раскидывались подушки, мягкие подстилки, чепраки.

Внутреннее убранство юрты складывается из предметов, изделий, созданных домашними промыслами в различных регионах Башкирии. Круговая форма юрты, отсутствие внутреннего деления на секции, ограниченность площади привели к размещению бытовых предметов вдоль кереге или на его головках, а также на уыках. Но, несмотря на отсутствие секций внутри юрты, каждая часть интерьера имеет свое традиционное назначение

Особое внимание уделялось полу, который должен был быть теплым, мягким и уютным (гостям предлагали дополнительные коврики и подушки).

С помощью занавески (шаршау) юрта разделялась на мужскую (западную) и женскую (восточную) половины. В мужской половине, у стены напротив входа, размещались сундуки на низеньких деревянных подставках. На сундуках складывались паласы, кошмы, стеганые одеяла, тюфяки, подушки, перетянутые специальной нарядно расшитой лентой (тyшэк тартма). На стенах юрты была развешана праздничная одежда. На видном месте помещались резные седла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля и другое боевое оружие. На женской половине была сосредоточена различная кухонная утварь.

В центре юрты, считающемся по поверьям башкир «пуповиной» жилища, располагается очаг, на котором готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костер, обогревая юрту.

WeiV n}