Безличное предложение давайте поработаем. Справочник по русскому языку




Недостаточно четко выявив сущность односоставности, А.А. Шахматов очень много сделал в описании отдельных видов односоставных предложений, в частности, безличных.

А.А. Шахматов ищет отличительный признак безличных предложений в психологическом восприятии самого главного члена, не считая возможным говорить о каком-то невыраженном представлении за его пределами. Особенностью безличных предложений при этом оказывается выраженное в главном члене сочетание представления о признаке с представлением о бытии, существовании. Таким образом, безличные предложения А.А. Шахматов признает предложениями экзистенциальными . Естественно, что не все разновидности безличных предложений укладываются в рамки такого понимания. В ряде случаев исследователь учитывает это, выводя, например, инфинитивные предложения с императивным значением за пределы группы безличных инфинитивных. Оставаясь последовательно на данной точке зрения, нужно было бы выделить из состава безличных и некоторые другие модальные разновидности предложений с независимым инфинитивом.

В согласии с идеей "представления", вызываемого главным членом (или главными членами), находится и взгляд А.А. Шахматова на структуры типа "безличный глагол + инфинитив" или "предикативное наречие + инфинитив" как на предложения двусоставные. Однако последовательность этого принципа и здесь должна была бы привести к признанию двусоставности ряда других предложений, рассматриваемых в качестве безличных.

Попыткой примирить идею психологического "представления" с грамматической стороной предложения можно объяснить и введение А.А. Шахматовым понятия "двухчленные безличные предложения" (тип глагол + Р.п.), где именно грамматическая структура не позволяет говорить о двусоставности.

За основу классификации безличных предложений А.А. Шахматов взял грамматический способ выражения главного члена, т.е. принцип, получивший в дальнейшем распространение во всех работах по данному вопросу. Правда, с этим принципом А.А. Шахматов был знаком по первому изданию упомянутой работы А.М. Пешковского.

Грамматический аспект классификации безличных предложений детально представлен в работе А.М. Пешковского, что является его несомненной заслугой. Если в понимании А.М. Пешковским понятийной стороны безличного предложения как такового отразились некоторые идеи А.А. Потебни, в частности, идея об "устранении подлежащего" из мысли, то дальнейшие синтаксические вопросы данный исследователь решает с присущим ему вниманием к формально-грамматической стороне дела. Характерно, что классификацию безличных предложений А.М. Пешковскии строит исходя из грамматической формы не только главного члена (сказуемого), но и других членов, обязательных или необязательных в данной конструкции. Этим положено плодотворное начало синтаксического анализа структуры самого безличного предложения.

Однако схема А.М. Пешковского, разумеется, не могла не отразить в себе недостатки его общей теоретической концепции Так, например, формально-морфологическая точка зрения проявилась при искусственном и необоснованном разделении предложений с формой на -о, созвучной прилагательным среднего рода (и семантически им соответствующей) и тех же конструкций с "бесформенным словом", куда автор причисляет не только формы типа "жаль", "нельзя", но и формы на -о, не имеющие в системе языка звукового или семантического соответствия прилагательным среднего рода (мОжно, дОлжно, пОлно и т.п.).

Но в наибольшей мере слабость теоретической позиции А.М. Пешковского проявляется при решении им вопросов, связанных с соотношением грамматической и понятийной стороны безличного предложения. Согласно его воззрениям, безличность предложения определяется тем, что сказуемое не имеет форм согласования с подлежащим, следовательно, не может давать "намека на подлежащее", так как последний делается именно при помощи форм согласования . Таким образом, отсутствие у безличных глаголов изменяемости по лицам, числам и в прошедшем времени по родам (явление, сформировавшееся в определенной логической ситуации и именно в готовых синтаксических условиях) превращается у А.М. Пешковского в исходный пункт безличного характера предложения .

А.М. Пешковский тонко подметил разницу между безличными предложениями и неполными с опущенным подлежащим: "Все дело тут, очевидно, только в том, сознаются лицо и число данного глагола как категории согласования сказуемого с подлежащим или нет, ибо безличное предложение есть прежде всего не согласуемый ни с чем глагол" . Однако это высказывание не может быть принято иначе, чем только в качестве практического критерия.

Рассматривая взаимоотношения главных членов предложения с позиции А.А. Шахматова и А.М. Пешковского, мы установили, что подлежащее без сказуемого и сказуемое без подлежащего в двусоставных предложениях не дают каждый в отдельности законченного выражения высказывания. Подлежащее без сказуемого остается простым названием предмета. Причем названием условным, так как словесное обозначение предмета не обусловлено природой и свойствами этого предмета.

Только в предложении, контексте или соответствующей обстановке между организующими центрами (подлежащим и сказуемым) возникают предикативные отношения, и сказуемое выполняет свою предикативную функцию. "Предикативная функция, - пишет В.В. Виноградов, - заключается не в оживлении или соединении изолированных слов и понятий, а в речевом раскрытии реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности" .

Причем речевое раскрытие реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности в предложении принимает в одних случаях словесное выражение, а в других случаях интонационное выражение.

Можно ли интонацию считать грамматическим средством выражения грамматической категории? В этом ни А.М. Пешковский, ни А.А. Шахматов не сомневались. По мнению А.М. Пешковского, то, что мы называем предикативной функцией, может быть выражено в одних случаях только с помощью интонации, в других случаях - с помощью жеста и интонации и в третьих - в обстановке и интонацией, но не с помощью подразумеваемого предиката . "Таким образом, мы, - пишет А.М. Пешковский, - открываем новый способ выражения категории сказуемости: интонацию... благодаря которой слово перестает быть словом только, а делается фразой" .

По поводу интонации А.А. Шахматов писал: "...Ту или иную интонацию можно признать способом обнаружения грамматической категории" .

Односоставные предложения представляют собой два крупных типа предложений в соответствии с морфологическим выражением главного члена предложения:

номинативные, т.е. такие, в которых имеется налицо подлежащее как носитель признака, а сказуемое словесно не выражено и восстановить его из контекста или обстановки нельзя;

бесподлежащные предложения (термин А.А. Шахматова), которые характеризуются отсутствием подлежащего и невозможностью его восстановить из обстановки или контекста речи.

Основная группа бесподлежащных - это безличные предложения, которые не имеют подлежащего и даже указаний на него и в которых подлежащее не восстанавливается из контекста речи или обстановки. В этом и заключается их отличие от неполных двусоставных предложений с опущенными подлежащими.

Вопрос об условиях и времени возникновения безличных предложений, о путях развития их, о соотношении личных и безличных предложений, об их смысловых функциях давно привлекает внимание лингвистов.

Одни из них считали, что безличные предложения произошли из личных. Этой точки зрения придерживались В.А. Богородицкий, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский.

Терминами "безличные", "неопределенно-личные", "определенно-личные" пользовался еще А.А. Потебня .

В.А. Богородицкий считает, что безличные предложения возникли на почве подразумеваемости. Например, предложение Морозит, по мнению В.А. Богородицкого, возникло на почве предложений, состоявших из однокоренных существительного-подлежащего и глагола-сказуемого, т.е. Мороз морозит. В предложении же Моросит, предполагает В.А. Богородицкий, подлежащее могло опускаться потому, что глагол моросит может употребляться исключительно в сочетании лишь со словом дождь, чего, например, не наблюдается в предложении Дождь идет .

А.М. Пешковский по этому поводу заявляет: "Безличные предложения возникли из личных, а не наоборот" .

Это предположение, по мнению А.М. Пешковского, подтверждается как морфологическим анализом, так и исторически: "...Вдумываясь в значение безличных глаголов, мы все-таки откроем в них следы 3-го лица... К тому же приводит и чисто морфологический анализ этой формы: светает во всяком случае скорее может ассоциироваться с работает, пишет, читает, чем с работаю, работаешь, работаем и т.д. Ясно, что поскольку лицо должно мыслиться в глаголе, оно мыслится здесь как третье. Но мыслится-то оно с минимальной ясностью" .

Переходя к историческому обоснованию своего взгляда на безличное предложение, А.М. Пешковский пишет: "Прежде всего доязыковая мысль основана на ассоциации двух представлений и поэтому всегда двучленна. Было бы очень странно, если бы для нее сразу избрана была одночленная форма" .

А.М. Пешковский считает, что такие выражения, как свет светит, гром гремит и т.д., "легче приписать древнейшему периоду языка, так как они указывают на первоначальную, мифическую причину явления, на мифического деятеля, производящего его. Устранение этих-то подлежащих и могло создать безличное предложение" .

Безличными являются предложения, сообщающие о таком действии и л іі состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим: Невозможно ответить на вопрос в форме И. падежа существительного или инфинитива, кто производит действие, названное в предложении Его лихорадит, кто испытывает состояние, названное в предложении Стемнело.

Различаются безличные предложения, которые вообще не могут иметь в своем составе компонентов, называющих лицо: Ветрено; Темнеет; Рассветает; безличные предложения, в которых лицо названо или может быть названо существительным (или местоимением) в косвенном падеже; такое лицо представлено как пассивное, не способное управлять действием или состоянием, ср..‘ Ему грустно; Его знобит; Мне холодно. Пассивность лица в безличном предложении особенно ясна при следующем сопоставлении личного и безличного предложений: Я не сплю.-Мне не спится. В двусоставном предложении лицо активно, ср.: Я не хочу (не должен) спать, (и поэтому) я не сплю, в безличном предложении лицо пассивно, ср.: Мне надо заснуть (выспаться), но мне не спится (я не волен заставить себя заснуть).

Сказуемые в безличных предложениях бывают глагольными и именными.

Глагольное сказуемое может быть выражено:

а) безличным глаголом (подлежащего при таком глаголе быть никогда не может, и, следовательно, в двусоставном предложении этот глагол употребляться не может): На улице светает; Ему нездоровится;

б) глаголом, выражающим безличность в том случае, если предикативная конструкция не допускает подлежащего: Наш. теплоход качало; В лесу после грозы по-особому пахнет. Такой глагол может употребляться и в двусоставном предложении.

Именное сказуемое имеет в качестве при- связочного члена слова категории состоя- н и я, специально предназначенные для выражения безличности: Ему плохо; Вам холодно немножко (И. Т.); На душе было легко и грустно (Act.); Выло душно и тихо (Аст.).

Как глагол, так и присвязочный член в безличных предложениях могут иметь при себе зависимый примыкающий инфинитив: Тебе сегодня ни в коем случае не следует опаздывать; Летом хорошо пожить на даче.

Безличные предложения с зависимым инфинитивом следует отличать от двусоставных предложений с независимым инфинитивом- подлежащим. Это различие осуществляется на такой основе: независимый инфинитив-подлежащее обычно предшествует сказуемому, чаще всего он вообще располагается в начале предложения: Купаться в жаркий день - приятно; в безличном

предложении инфинитив располагается после сказуемого: Нам было приятно купаться в оюаркий день.

Как уже сказано, в безличных предложениях называются такие действия и состояния, которые с точки зрения современных языковых представлений не могут быть приписаны активному лицу. Это общее значение подразделяется на следующие частные значения:

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах: В трубах гудело; Воробья понесло вдаль на большой пустой высоте (Плат.); Вдруг как будто ветром колыхнуло девушек и бросило всех к столу (Верес.);

Безличные предложения о состоянии природы: Темнело, в воздухе томило (Верес.); Но как тихо, как невыразимо тихо кругом! (И. Т.); Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч (Бун.);

Безличные предложения о состоянии человека: Хорошо косою в утренний туман Выводить по долам травяные строчки (Ес.); Вам дремлется (И. Т.);

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия: Хотелось поехать куда-нибудь на Волгу; Волей-неволей приходилось сокращать хождение по полям и лесам, больше сидеть дома (Рыленк.); И вот наконец собственными глазами удалось мне осмотреть это необыкновенное место (Пол.); [Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить] Приходилось верить (Булг.).

По форме главного члена
односоставного
предложения
делятся на две основные группы:
с главным членом – сказуемым,
с главным подлежащим.
Сравните: Вечереет. Вечер.
Односоставные предложения могут
быть нераспространёнными и
распространёнными.
Например: Морозит.
С утра
морозит. Вечер. Тихий вечер.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

Предложения
определённоличные
Предложения
неопределённоличные
Обобщенно-личные
Безличные предложения

Предложения определённо-личные

Сказуемое-глагол в форме
1-го лица ед. и мн. ч.
2-го лица ед. и мн. ч.
изъявительного
или
повелительного наклонения
(можно подставить
местоимения я, ты, мы, вы)

1) Люблю грозу в начале мая
2) Уходим завтра в море.
3) Не из Москвы ли будешь?
4)Чему
смеётесь?
Над
собой
смеётесь!
5) Выберите себе книгу по вкусу.
6) Пойдёмте в сад.
7)Давайте поработаем.
Определённо-личные
предложения
встречаются в живой разговорной речи.

Предложения неопределённо-личные

Сказуемое – глагол в форме
3-го лица множественного числа
настоящего или будущего времени
в
форме множественного числа прошедшего
времени
Например:
1) Что новенького в газете пишут?
2) В дверь постучались.
В таких предложениях важно само действие,
а не лица, которые его производят. Они мыслятся
неопределённо. Поэтому в таких предложениях
не бывает подлежащего.

Предложения обобщенно-личные

имеют значение обобщенного лица, т. е.
указывают
на
то,
что
действие
производится
всеми,
любим
лицом,
например:
1) Цыплят по осени считают
2) Бездонную бочку водой не наполнишь
3) Каких только птиц не увидишь в
весеннем лесу!
Особенно часто это значение имеют
сказуемые, выраженные глаголом в форме
2-3го
лица.
Многие
пословицы
представляют собой такие предложения.

Безличные предложения

Безличные предложения – это
односоставные
предложения
со
сказуемым, при котором нет и не может
быть подлежащего, например:
1) Уже совсем стемнело.
2) Скоро светать будет.
3) На дворе было тихо.
Сказуемое в безличном предложении
выражается следующими способами:

Простое глагольное сказуемое, выраженное

1) Безличным глаголом
2) Безличной формой
личного глагола
(прошедшее время
средний род)
3) Безличной формой
глагола быть в
отрицательных
предложениях; словом
нет
4) Неопределённой формой
глагола
Вечерами работалось
особенно хорошо. На
дворе вечереет.
Пахнет сеном над
лугами. (Майк.) Зажгло
грозою дерево (Н.)
Герасима уже не было на
дворе. (Т.) Сегодня же
меня здесь не будет. (Т.)
У меня нет линейки.
Вам не видать таких
сражений. (Л.) Быть
грозе великой. (П.)

Составное сказуемое, выраженное

ГЛАГОЛЬНОЕ
Безличным
вспомогательным
глаголом +
неопределённая форма
глагола
ИМЕННОЕ
Глаголом-связкой в
безличной форме +
именная часть (наречие
или краткое
страдательное причастие
в форме среднего рода)
1) Над вашим
предложением стоит
подумать.
2) Алёнке спать не
хотелось.
1) В этот час было совсем
тихо. (Л. Т.)
2) В избе жарко
натоплено.

Безличные
предложения
сообщают о различных состояниях
природы или людей и животных,
например: 1) На улице холодно. 2)
Мне холодно.
В
последнем
случае
в
предложении
обычно
бывает
дополнение в форме дательного
падежа, указывающего, кто именно
испытывает то или иное состояние.

Назывные предложения

Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, которые
имеют один главный член –
подлежащее.
Они сообщают о том, что какое-нибудь
явление или предмет существует
(имеется) в настоящем, например:
1) Лес. Просека. 2) Весна!
С частицами вот,вон назывные
предложения
приобретают
указательное значение: Вот парадный
подъезд. (Н.)

Назывные
предложения
употребляются
преимущественно
в
художественной
литературе (поэзии и прозе), в газетных и
журнальных очерках и статьях. С их помощью
писатели и журналисты обычно в начале
своих произведений (или глав, частей) очень
лаконично и точно рисуют место и время
действия, пейзаж, обстановку, например:
1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле.
2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

Тренировочные упражнения.

1. Укажите, какие утверждения неверны.
а) В односоставных предложениях грамматическая основа
состоит из подлежащего или сказуемого.
б) В определенно-личных предложениях главный член
предложения выражен глагольной формой 1-го или 2го лица.
в) Безличными называются предложения, в которых
отсутствует подлежащее.
г) Определенно-личные и неопределенно-личные
предложения могут иметь обобщенное значение.

2. Укажите односоставные
предложения.
а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.
б) Кругом все молчало.
в) Встречайте трепетную весну, люди земли.
г) Синее бездонное небо.
д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений:
а) определенно-личное;
б) неопределенно-личное;
в) безличное;
г) обобщенно-личное;
д) назывное.
1. После драки кулаками не машут.
2. Ярмарка. Крещенский мороз.
3. От пруда потянуло холодом.
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного
птичьего гнезда.
5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных
вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5.
Найдите
предложение,
строение
которого соответствует схеме: [безл.], и
[двусост.].
а) Спокойно дышит грудь и на душу находит
странная тревога. (И.Тургенев)
б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и
что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)
в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником
сухим.
г) Приближался конец мая и нас с сестрицей
перевели из детской в так называемую
столовую. (С.Аксаков)
(Знаки препинания не расставлены.)

Упражнение
1.
Перепишите
предложения,
найдите
грамматическую основу, определите тип односоставных
предложений, укажите, чем выражен главный член
предложения.
1.Стоном горю не поможешь.
2.Горит восток зарёю новой.
3.Зал украсили цветами.
4.Работаем не покладая рук.
5.Поёт зима, аукает.
6.Положи книгу на полку.
7.Вечерами нам рассказывают сказки.
8.Нет предела совершенству.
9.Утренняя свежесть.
10.С вечера всё спится.
11.Опять зима.
12.Хорошо бы сделать снежную горку.

Класс: 8

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление.
  • Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
  • Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Лингвистическая разминка (задания проецируются на доску )

1. В каких словосочетаниях есть числительные?

  1. Пятый элемент
  2. Учиться на пятерки
  3. Современное пятиборье
  4. Пятеро друзей

– В чем особенность употребления последнего словосочетания?
– С какими существительными употребляются собирательные числительные?

2. Найдите глаголы совершенного вида:

1) пятиться
2) спрятаться
3) задумавшись
4) решенный
5) решить

– Какой частью речи являются слова «задумавшись» и «решенный»? Назовите их суффиксы.
– Почему решенный пишется с двумя Н?

3. Найдите страдательные причастия

1) приехавший
2) построенный
3) гонимый
4) смотрящий
5) поющий

– Назовите суффиксы страдательных причастий.
– Какие их формы вам известны?

3. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока )

– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

– Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

– На что указывает приставка без - ? (На отсутствие чего-либо .)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

Задачи (постепенно открываются):

– значение безличных предложений
– особенности сказуемого в безличных предложениях
– роль в речи безличных предложений

3. Новая тема

(Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева). см. Приложение 3

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

– Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя.

– О чём этот текст?
– Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
– В каком стиле написан текст?
– Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
– Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)
– А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.

(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.

– Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

– Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

– Обратите внимание на главный член в безличных предложениях.

– Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:

1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния.
2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши.
3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать .
4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится.
5. Словами нет: 11. И нет сил.
6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено.
7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.

4. Оформление таблицы.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

  1. Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)
  2. Личным глаголом в безличном значении.
  3. Инфинитивом
  4. Безличным глаголом (с -ся и без -ся)
  5. Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)
  6. Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-
  7. Возвратным глаголом в безличном значении

5. Работа с учебником. Закрепление темы (работа в группах).

– Прочитайте сведения в учебнике на стр. 94–95.
– Перед вами предложения из миниатюр Астафьева. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены. (см. Приложение 2 )

1-я группа

1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.
2. Каплет с черёмух. Завыло , запело вдали густо, пронзительно.
3. Идти дальше некуда. Слов не понять .

2-я группа

1. За окном мутно. На душе было легко и грустно.
2. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.
3. Пора уж разводить костёр и варить уху.

3-я группа

1. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка .
2. В номере было накурено .

6. Проверочный тест по вариантам. (см. Приложение 1)

1 вариант

письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Едем бором, тёмными лесами.
2. Полночь. Снегопад.
3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.
4. От её голоса повеяло теплотой.
5. Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7. В ту ночь никому не спалось.
8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9. В избе жарко натопили.
10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

2 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Что пишут в газетах?
2. Написать ответ товарищу надо сегодня же.
3. Цыплят по осени считают.
4. Можно выполнить задание за два часа.
5. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.
6. Надо требовать от детей аккуратности во всем.
7. Выхожу из дому рано утром.
8. Друга узнают в несчастье.
9. Встань, весь край мой поруганный, на врага.
10. Красная площадь. Народ.

3 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3. Москва. Царские палаты.
4. Будем вместе служить.
5. Мне не хватает нежности твоей.
6. Установились морозные дни.
7. Береги честь смолоду.
8. Уже совсем рассвело.
9. Сообщили о резком похолодании.
10. У меня нет уверенности.

7. Итог урока

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

8. Задание на дом (по выбору уч-ся)

1) Упр. 199 или упр. 204.
2) Выпишите безличные предложения из «Капитанской дочки» Пушкина (8 предложений) (для сильной группы). Укажите способ выражения сказуемого.