Черты характера катерины в каменном цветке. Образ катерины в драме "гроза"




Деталь (от фр. detail) – подробность, частность, мелочь.

Деталь художественная – одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости. Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое.

Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку:

  • а) деталь словесная. Например, по выражению "как бы чего не вышло" мы узнаем Беликова, по обращению "соколик" – Платона Каратаева, по одному слову "факт" – Семена Давыдова;
  • б) деталь портретная. Героя можно определить но короткой верхней губке с усиками (Лиза Болконская) или белой маленькой красивой руке (Наполеон);
  • в) деталь предметная: балахон с кистями у Базарова, книжка про любовь у Насти в пьесе "На дне", шашка Половцева – символ казачьего офицера;
  • г) деталь психологическая, выражающая существенную черточку в характере, поведении, поступках героя. Печорин при ходьбе нс размахивал руками, что свидетельствовало о скрытности его натуры; стук бильярдных шаров меняет настроение Гаева;
  • д) деталь пейзажная, с помощью которой создается колорит обстановки; серое, свинцовое небо над Головлевым, пейзаж-"реквием" в "Тихом Доне", усиливающий безутешное горе Григория Мелехова, похоронившего Аксинью;
  • е) деталь как форма художественного обобщения ("футлярное" существование мещан в произведениях Чехова, "мурло мещанина" в поэзии Маяковского).

Особо следует сказать о такой разновидности художественной детали, как бытовая, которая, в сущности, используется всеми писателями. Яркий пример – "Мертвые души". Героев Гоголя невозможно оторвать от их быта, окружающих вещей.

Бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица. Примечательно, что у Гоголя бытовая деталь никогда не выступает как самоцель, дана не как фон и украшение, а как неотъемлемая часть образа. И это понятно, ибо интересы героев писателя-сатирика не выходят за пределы пошлой материальности; духовный мир таких героев настолько беден, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность; вещи как бы срастаются с их хозяевами.

Бытовая деталь выполняет прежде всего характерологическую функцию, т.е. позволяет составить представление о морально-психологических свойствах героев поэмы. Так, в усадьбе Манилова перед нами предстают господский дом, стоящий "одиночкой на юру, т.е. на возвышении, открытом всем ветрам", беседка с типично сентиментальным названием "Храм уединенного размышления", "пруд, покрытый зеленью"... Эти детали указывают на непрактичность помещика, на то, что в его имении царят бесхозяйственность и неустроенность, а сам хозяин способен лишь на бессмысленное прожектерство.

О характере Манилова можно судить и по обстановке комнат. "В доме его чего-нибудь вечно недоставало": нс хватило шелковой материи для обивки всей мебели, и два кресла "стояли обтянуты просто рогожею"; рядом с щегольским, богато украшенным бронзовым подсвечником стоял "какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону". Такое сочетание предметов вещного мира в барском поместье причудливо, абсурдно, алогично. Во всех предметах, вещах чувствуется какая-то беспорядочность, непоследовательность, раздробленность. И сам хозяин под стать своим вещам: душа Манилова такая же ущербная, как и убранство его жилища, а претензия на "образованность", изысканность, изящество, утонченность вкуса еще более усиливает внутреннюю пустоту героя.

Среди прочих вещей автор особо подчеркивает какую-то одну, выделяет ее. Эта вещь несет повышенную смысловую нагрузку, перерастая в символ. Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл. В кабинете Манилова взору открывается такая выразительная деталь, как горки золы, "расставленные не без старания очень красивыми рядками", – символ пустопорожнего времяпрепровождения, прикрытого улыбкой, приторной вежливостью, воплощение праздности, безделья героя, отдающегося бесплодным мечтаниям...

По преимуществу бытовая деталь у Гоголя выражена в действии. Так, в образе вещей, принадлежавших Манилову, запечатлено определенное движение, в процессе которого раскрываются существенные свойства его характера. Например, в ответ на странную просьбу Чичикова продать мертвые души "Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут... Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел снизу ему в лицо... но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею". В этих комических позах помещика великолепно проявляются его недалекость, умственная ограниченность.

Художественная деталь является способом выражения авторской оценки. Уездный мечтатель Манилов не способен ни к какому делу; праздность стала частью его натуры; привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени. Имение помещика разорено, всюду чувствуется упадок и запустение.

Художественная деталь дополняет внутренний облик персонажа, целостность раскрываемой картины. Она придает изображаемому предельную конкретность и одновременно обобщенность, выражая идею, основной смысл героя, сущность его натуры.

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - микроэлемент образа (пейзажа, интерьера, портрета, изображенных вещей, действия, поведения, поступка и т.д.), имеющий большее значение для выражения содержания, чем другие микроэлементы. Образный мир произведения (см.: Содержание и форма) бывает в разной степени детализированным. Так, проза Пушкина детализирована крайне скупо, основное внимание уделяется действию. “В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли было с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошел в крепость” - вот практически и все описание штурма в “Капитанской дочке”. Проза Лермонтова детализирована намного полнее. В ней даже вещные детали раскрывают преимущественно характеры и психологию персонажей (например, толстая солдатская шинель Грушницкого, персидский ковер, перекупленный Печориным назло княжне Мери). Гоголевские детали больше ориентированы на быт. Много значит еда: меню “Мертвых душ” гораздо обильнее меню “Героя нашего времени” - пропорционально вниманию, которое ему там и тут уделяют персонажи. Более внимателен Гоголь и к интерьерам, портретам, одежде своих героев. Очень обстоятельны в детализации И.А. Гончаров, И.С. Тургенев.

Ф.М. Достоевский, еще больше, чем Лермонтов, сосредоточенный на психологических переживаниях персонажей, предпочитает сравнительно немногочисленные, но броские, экспрессивные детали. Таковы, например, слишком заметная старая круглая шляпа или окровавленный носок Раскольникова. Л.Н. Толстой в столь объемном произведении, как “Война и мир”, использует лейтмотивы - повторяющиеся и варьирующиеся в разных местах текста детали, которые “скрепляют” образы, перебиваемые другими образными планами. Так, в облике Наташи и княжны Марьи многократно выделяются глаза, а в облике Элен - голые плечи и неизменная улыбка. Долохов часто держится нагло. В Кутузове не раз акцентируется немощь, даже в первом томе, т.е. в 1805 г., когда он был не слишком стар (редкая у Толстого гипербола, впрочем, неявная), в Александре I - любовь к всякого рода эффектам, в Наполеоне - самоуверенность и позерство.

Детальлогично противопоставлять подробностям (во множественном числе) - затянутым статичным описаниям. А.П. Чехов - мастер детали (укушенный собачкой палец Хрюкина, шинель Очумелова в “Хамелеоне”, “футляры” Беликова, меняющиеся комплекция и манера изъясняться Дмитрия Ионыча Старцева, естественная приспособляемость “душечки” к интересам тех, кому она отдает все свое внимание), но он враг подробностей, он как бы пишет, подобно художникам-импрессионистам, короткими мазками, которые, однако, складываются в единую выразительную картину. При этом Чехов не нагружает непосредственной содержательной функцией каждую деталь, что создает впечатление полной свободы его манеры: фамилия Червякова в “Смерти чиновника” - значимая, “говорящая”, но имя и отчество у него обыкновенные, случайные - Иван Дмитрич; в финале “Студента” Иван Великопольский думал об эпизоде с апостолом Петром у костра, о правде и красоте, которые направляли человеческую жизнь тогда и вообще во все времена, - думал, “когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на родную деревню...” - место, где к нему приходят важные мысли и чувства, не оказывает на них решающего воздействия.

Ho в основном художественная деталь непосредственно значима, за ней что-то “стоит”. Герой “Чистого понедельника” И.А. Бунина, не зная, что его возлюбленная через сутки исчезнет, уйдет от мира, сразу замечает, что она одета во все черное. Они бродят по Новодевичьему кладбищу, герой с умилением смотрит на следы, “которые оставляли на снегу новые черные ботики, - она вдруг обернулась, почувствовав это:

Правда, как вы меня любите! - сказала она с тихим недоумением, покачав головой”. Здесь все важно: и повторяющееся указание на черный цвет, и определение, становящееся эпитетом, “новые” (хоронить мертвых было принято во всем новом, а героиня готовится словно заживо похоронить себя и напоследок ходит по кладбищу); чувства и предчувствия обоих обострены, но он просто любит, а она охвачена комплексом сложнейших эмоций, среди которых любовь не главное, отсюда недоумение перед его чувством и покачивание головой, означающее, в частности, несогласие с ним, невозможность для нее быть такой, как он.

Очень велика роль деталей в “Василии Теркине” AT. Твардовского, рассказах А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” и “Матренин двор”, “военной” и “деревенской” прозе: на фронте, в лагере, в бедной деревне вещей мало, каждая ценится. В “Прощании с Матерой” В.Г. Распутина все, к чему жители подлежащего затоплению острова привыкли за свою долгую, почти безвыездную жизнь на нем, увидено как бы в последний раз.

В рассказе В.М. Шукшина “Срезал” к старухе Агафье Журавлевой приехал в гости на такси сын с женой, оба кандидаты наук. “Агафье привезли электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки”. Характер подарков, совершенно ненужных деревенской старухе, свидетельствует о том, что кандидат филологических наук теперь очень далек от мира своего детства и юности, перестал его понимать и чувствовать. Он и его жена - отнюдь не плохие люди, однако ехидный Глеб Капустин “срезал” кандидата хоть и демагогически, но, как считают мужики, основательно. Мужики по неведению восхищаются “дошлым” Глебом и все же не любят его, так как он жесток. Глеб - скорее отрицательный герой, Константин Журавлев - скорее положительный, безвинно пострадавший в общем мнении, но уже детали в экспозиции рассказа говорят о том, что отчасти это не случайно.

Ущемленной в правах и рано выданной замуж. Большинство браков того времени были рассчитаны на получение выгоды. Если избранник был из состоятельного семейства, это могло помочь получить высокий чин. Выйти замуж хоть и не за любимого молодого человека, а состоятельного и богатого было в порядке вещей. Такого явления, как развод, не было. Видимо, из таких расчетов и Катерина выдана замуж за богатого молодого человека, купеческого сына. Замужняя жизнь не принесла ей ни счастья, ни любви, а напротив, стала воплощением ада, наполненного деспотизмом свекрови и ложью окружающих людей.

Этот образ в пьесе Островского «Гроза» является главным и в то же время самым противоречивым . От жителей Калинова она отличается силой характера и чувством собственного достоинства.

Жизнь Катерины в родительском доме

На формирование ее личности большое влияние оказало ее детство, о котором Катя любит вспоминать. Ее отец был зажиточным купцом, она не испытывала нужды, материнская любовь и забота окружала ее с рождения. Детство ее прошло весело и беззаботно.

Главными чертами Катерины можно назвать:

  • доброту;
  • искренность;
  • открытость.

Родители брали ее с собой в церковь, а потом она гуляла и посвящала свои дни любимой работе. Увлечение церковью началось в детстве с посещения церковных служб. Позднее именно в церкви Борис обратит на нее внимание.

Когда Катерине исполнилось девятнадцать лет, ее выдали замуж. И, хотя, в доме мужа есть все то же самое: и прогулки, и работа, это уже не доставляет Кате такого удовольствия, как в детстве.

Прежней легкости уже нет, остались только обязанности. Чувство поддержки и любви матери помогало ей верить в существование высших сил. Замужество, разлучившее ее с матерью, лишило Катю главного: любви и свободы .

Сочинение на тему «образ Катерины в «Грозе» будет неполным без знакомства с ее окружением. Это:

  • муж Тихон;
  • свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова;
  • сестра мужа Варвара.

Человек, причиняющий ей страдания в семейной жизни - свекровь Марфа Игнатьевна. Ее жестокость, контроль над домочадцами и подчинение их своей воле касаются и невестки. Долгожданная свадьба сына не сделала ее счастливой. Но у Кати получается противостоять ее влиянию благодаря силе своего характера. Это пугает Кабаниху. Обладая всей властью в доме, она не может допустить, чтобы Катерина влияла на мужа. И упрекает сына за то, что жену он любит больше чем мать.

В разговорах между Катериной Тихоном и Марфой Игнатьевной, когда последняя открыто провоцирует невестку, Катя ведет себя крайне достойно и дружелюбно, не позволяя разговору перерасти в перепалку, отвечает кратко и по делу. Когда Катя говорит, что любит ее как родную мать, свекровь не верит ей, называя это притворством перед окружающими. Тем не менее дух Кати не сломить. Даже в общении со свекровью, она обращается к ней на «Ты», показывая этим, что они на одном уровне, в то время как Тихон обращается к матери исключительно на «Вы».

Мужа Катерины нельзя причислить ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. По сути, он - ребенок, уставший от контроля родительницы. Однако его поведение и действия не направлены на изменения ситуации, все его слова заканчиваются жалобами на свое существование. Сестра Варвара упрекает его за то, что тот не в силах вступиться за свою жену.

В общении с Варварой Катя бывает искренна. Варвара предупреждает ее о том, что жизнь в этом доме невозможна без лжи, и помогает организовать встречу с любовником.

Связь с Борисом полностью раскрывают характеристику Катерины из пьесы «Гроза». Их отношения развиваются стремительно. Приехав из Москвы, он влюбился в Катю, и девушка отвечает ему взаимностью. Хоть статус замужней женщины и тревожит его, но он не в силах отказаться от свиданий с ней. Катя борется со своими чувствами, не хочет нарушать законы христианства, но во время отъезда мужа, ходит тайно на свидания.

После приезда Тихона по инициативе Бориса свидания прекращаются, он надеется оставить их в секрете. Но это противоречит принципам Катерины, она не может лгать ни другим, ни себе. Рассказать об измене ее подталкивает начавшаяся гроза, в этом она видит знак свыше. Борис хочет уехать в Сибирь, но на ее просьбу взять ее с собой отказывается. Вероятно, она ему не нужна, любви с его стороны не было.

А для Кати он был глотком свежего воздуха. Явившись в Калинов из чужого мира, он принес с собой ощущение свободы, которой ей так не хватало. Богатое воображение девушки присвоило ему те черты, которых у Бориса никогда не было. И она влюбилась, но не в человека, а в свое представление о нем.

Разрыв с Борисом и невозможность соединиться с Тихоном заканчиваются для Катерины трагически. Осознание невозможности жить в этом мире побуждает ее броситься в реку. Для того, чтобы нарушить один из самых строгих христианских запретов, Катерине необходимо обладать огромной силой воли, но сложившиеся обстоятельства не оставляют ей выбора.