Каковы элементы общества как системы. Подсистемы общества и их составляющие Подсистемы и элементы общества специфика общественных отношений




Урок 25-26

Обществознание, профильный уровень

(Общество как развивающая система)

Д.З: § 10, ?? (с.106), задания (с.106-108)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть понятие «общество», как развивающую систему, как системное строение;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • общество как система;
  • общественный институт;
  • сфера жизни общества;
  • система;
  • саморазвивающаяся система;
  • социальная революция

Изучение нового материала

  • Системный подход к общест ву.
  • Системное строение общества.
  • Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
  • Изменчивость и стабильность.

Вспомните. Ч ем характеризуется любая механическая система? В чем выражается целостность живых организмов? Каков смысл понятия «развитие» применительно к живой природе? В чём выражается развитие общества? Какова роль социальных революций в развитии общества?


1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВУ

Слово « система » греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность».

1. Имеют части механизма.

2. Эти части имеют значение только в рамках целого.

3. Все компоненты связаны друг с другом.

4.Целое больше, чем сумма его частей.


ОБЩЕСТВО –СЛОЖНАЯ ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

  • Естественное условие существования – природная среда.
  • В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими орудия труда.
  • Общество включает в себя множество компонентов.

2. СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения . Отдельные исследователи выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т. е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке).


  • Система – это целое, составленное из частей, совокупность.
  • Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды.
  • Самодостаточность – стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.
  • Динамические системы позволяют изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.

1. Сложный характер. Имеет 4 подсистемы: материально-производственную, социальную, политическую, духовную. Общество предстаёт как совокупность систем, суперсистема.

2. Наличие разнокачественных элементов , как материальных, так и идеальных.

3. Основной элемент общества – это человек , поэтому социальные системы изменчивы, подвижны.

Человек – это универсальный элемент всех социальных систем.

Функции:

  • Адаптации;
  • Целедостижения;
  • Поддержания образца;
  • Интеграции.

ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВА – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

  • Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определённых норм, правил, стандартов поведения.

- институт семьи и брака;

- политические институты, особенно государство;

- экономические институты, в 1-ую очередь производство;

- институты образования, науки и культуры;

- институты религии.


2. Социальные институты

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Потребность в воспроизводстве рода

Главные социальные институты

Семейно-бытовая деятельность

Потребность в безопасном и социальном порядке

Институт семьи и брака

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Потребность в средствах существования

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Политические институты, особенно государство

Экономическая деятельность

Экономические институты, в 1-ую очередь производство

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

институты образования, науки и культуры

Религиозная деятельность

институты религии




4 . ИЗМЕНЧИВОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Идея эволюционного развития общества:

  • Постепенность изменений.
  • Преемственность в развитии различных сторон общества.
  • Традиции общества.
  • Необратимость развития.

(основоположник теории Чарльз Дарвин)

Идея революционного развития общества:

  • Социальные революции – «локомотивы истории».
  • Непримиримый классовый конфликт - имущих и неимущих
  • Свержение реакционного класса передовыми классами и взятие власти в свои руки.
  • Осуществление назревших перемен во всех сферах жизни общества.

(Основоположник теории Карл Маркс)


ОБЩЕСТВО – САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕФОРМА

ВИДЫ

ВИДЫ

Прогресс

Кратковременные

(Февральская революция 1917 года в России)

Долговременные (неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция – XVIII – XIX вв.

Регресс


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

  • Общество, как динамическую систему, характеризует
  • Наличие элементов и подсистем
  • Связь социальной системы с природой
  • Коммуникации внутри элементов и подсистем
  • Возникновение новых элементов взамен исчезнувших

2. К политической сфере жизни общества непосредственно относится

  • Победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент
  • Снижение темпов промышленного роста
  • Демографический бум в отдельных регионах страны
  • Проведение предновогодних концертов классической музыки

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.

Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

4. Молодые учёные провели конференцию, посвящённую перспективам развития отечественной науки , высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж.

Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

  • Экономическая, политическая
  • Социальная, экономическая, духовная
  • Духовная, политическая, экономическая
  • Экономическая социальная

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

5. Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

  • Эволюции
  • Революции
  • Скачка
  • Регресса

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является сложной динамической системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом

Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать или препятствовать общественному развитию

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

7. Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является МНЕНИЕМ?

  • Ведущей тенденцией современного мира стала глобализация.
  • Страны и народы тесно интегрированы между собою.
  • Следует заметить, однако, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.
  • Сложился единый мировой рынок, единые финансовые институты, в числе которых Всемирный Банк и Международный валютный фонд.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

1. Укажите черты, отличающие ОБЩЕСТВО от ПРИРОДЫ.

  • Действуют только объективные законы, не зависящие от воли людей
  • Представляет собой совокупность взаимосвязей людей
  • Является естественной средой обитания человека
  • Формируется в результате деятельности людей
  • Представляет собой всё человечество в целом

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений

(1) Общество тесно связано с природой, подвергаясь её воздействию. (2) Общество и человек переделывают природу, приспосабливая её под свои нужды. (3) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (4) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катаклизмов.

ААБА


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

3. Какое слово пропущено в схеме?

Подсистемы общества

социальная

политическая

духовная

Ответ: экономическая


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

4. Установите соответствие между общественными сферами с одной стороны и институтами - с другой. К каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные буквы в таблицу.


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ

1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ

А) РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, ТЕАТР

2) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Б) ТОРГОВЛЯ, БАНКИ, БИРЖИ

3) СОЦИАЛЬНАЯ

В) ВЛАСТЬ, СУДЫ, ПАРЛАМЕНТ

4) ДУХОВНАЯ

Г) КЛАССЫ, НАЦИИ, СОСЛОВИЯ


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

5. Найдите в приведённом ниже списке позиции, относящиеся к духовной сфере жизни общества и запишите ответ в виде ряда цифр в порядке возрастания.

  • Развлекательная телепередача
  • Научное исследование
  • Повышение по службе
  • Судебное разбирательство
  • Образовательный процесс
  • Сословные различия

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

5. Найдите в приведённом ниже списке позиции, относящиеся к социальной сфере жизни общества и запишите ответ в виде ряда цифр в порядке возрастания.

  • Теория общественного развития
  • Пособие по безработице
  • Идея социальной справедливости
  • Социальное расслоение общества
  • Социальный статус личности
  • Религиозное учение

Проверь себя

1) Что позволяет утверждать, что общество является системой?

2) Каковы важнейшие компоненты общества как системы?

3) Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества.

4) Назовите и охарактеризуйте основные сферы жизни общества.

5) Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.

6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни общества.

7) Какие черты развития общества выделяют сторонники эволюционного подхода?

8) В какой форме выражается скачкообразность общественного развития?

9) Как и почему менялись оценки роли революций в развитии общества?

10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время темпов общественного развития?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шеечснко; под ред. П.А. Баранов а. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. Функции образования: экономическая формирование социально-профессиональной структуры общества; социальная осуществление социализации личности социальная функция; культурная использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида. Сеть образовательных учреждений в России: дошкольные ясли детские сады...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9495. Классификация, характеристика ассортимента пушно-мехового сырья и пушно-мехового полуфабриката, строение пушно-меховой шкуры, строение волоса и разновидность его форм, технология изготовления пушнины 1.05 MB
Меховые пластины полосы определенной формы сшитые из подобранных выделанных шкурок и предназначенные для раскроя на детали меховых изделий. К зимним видам пушного сырья относятся шкурки и шкуры пушных зверей добыча которых производится преимущественно в зимнее время когда качество шкурок особенно высоко. СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ШКУРОК ПУШНОМЕХОВОГО и овчинношубного СЫРЬЯ ПОНЯТИЕ О ТОПОГРАФИИ ШКУРКИ Шкуркой называют наружный покров животного отделенный от его тушки и состоящий из кожной ткани и волосяного покрова. У...
7631. Обеспечивающие подсистемы ЭИС 20.34 KB
Обеспечивающие подсистемы ЭИС Обеспечивающие подсистемы ЭИС являются общими для всей ЭИС независимо от конкретных функциональных подсистем в которых применяются те или иные виды обеспечения. Подсистема Организационное обеспечение ОО является одной из важнейших подсистем ЭИС от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. Первая группа включает важнейшие методические материалы регламентирующие процесс создания и функционирования системы: ∙ общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС ∙ типовые...
7532. Функциональные подсистемы ЭИС 23.23 KB
Функциональные подсистемы ЭИС Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов связей между задачами. Функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам: ∙ предметному; ∙ функциональному; ∙ проблемному; ∙ смешанному предметнофункциональному. Так с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы соответствующие управлению отдельными ресурсами: ∙ управление сбытом готовой...
11599. Реализация подсистемы управления процессами 186.71 KB
Признаками отделяющими один структурный элемент от другого могут служить определенные кодовые последовательности или просто известные программе значения смещений этих структурных элементов относительно начала файла. В данной курсовой работе необходимо реализовать подсистему управления файлами использующую в качестве способа физической организации файла связанный список блоков. Постановка задачи Реализовать средствами языка программирования C модуль операционной системы для управления файлами произвести эмуляцию работы файловой системы....
6612. Обеспечивающие подсистемы, стадии и принципы разработки САПР ТП 11.71 KB
Основное свойство САПР как системы проектирования состоит в том что она обеспечивает получение законченных проектных решений и соответствующих этим решениям проектных документов. САПР состоит из компонентов выполняющих определенную функцию в системе их называют обеспечением. Для полноценной работы с использованием САПР пользователь должен освоить лингвистическое и методическое обеспечение конкретной системы.
13036. Строение скелета 11.8 MB
В строении кости выделяют надкостницу periosteum компактное вещество substnti compct и губчатое вещество substnti spongios. Внутренний слой обеспечивает рост кости в толщину и восстановление костной ткани при переломах. Сосуды и нервы надкостницы проникают в толщу кости питая и иннервируя последнюю. Компактное вещество покрывает периферию кости и состоит из плотно упакованных костных пластинок состоящих в свою очередь из структурных единиц кости остеонов.
3662. Строение клетки 43.57 KB
Молекула белка представляет собой цепь из нескольких десятков или сотен аминокислот, поэтому она имеет огромные размеры и называется макромолекулой (гетерополимером).
2729. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕНННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 76 KB
Инновационный путь развития является безальтернативной стратегией. Сегодня инновационные проекты отечественных промышленных предприятий все еще редко ориентированы на поддержку конкурентной борьбы, которую становится все труднее вести.
21572. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ 227.74 KB
Содержание белков в организме человека выше чем содержание липидов углеводов. Преобладание в тканях белков по сравнению с другими веществами выявляется при расчёте содержания белков на сухую массу тканей. Содержание белков в различных тканях колеблется в определённом интервале.
17723. Мозжечек, строение и функции 22.22 KB
3 Общее строение головного мозга. В нервной системе выделяют также центральную часть ЦНС которая представлена головным и спинным мозгом и периферическую часть в которую входят нервы нервные клетки нервные узлы ганглии и сплетения топографически лежащие вне спинного и головного мозга. Объектом исследования является анатомия головного мозга. Данная цель предмет и объект подразумевают постановку и решение следующих задач: описать общий план строения головного мозга изучить анатомическое строение мозжечка выделить...

Общество характеризуется через 2 понятия – узкое и широкое. В первом речь идёт об определённой группе индивидуумов, объединённых какой-то целью, причём такое сплочение может носить кратковременный, длительный или постоянный характер. Что же касается широкого понятия, то в этом случае под обществом подразумевается некая часть материального мира, отделившаяся от природы в процессе своего развития. И чтобы понять такое определение лучше, нужно разобраться с тем, что же именно входит в систему. Для создания общей картины, впрочем, достаточно базы.

Выделяя основные элементы общества их взаимосвязь и взаимодействие ученые пришли к выводу, что всего в мире есть 4 основных компонента социума:

  1. Политический, где все связи так или иначе направлены на власть, управление, государство, получение больших полномочий и. т. п. В ситуации, когда рассматриваются подсистемы гражданского общества, обязательной составляющей этого блока будет демократия.
  2. Экономический, иногда его называют экономико-хозяйственным. Это производство и потребление, обмен, деньги и другие ресурсы, банки, прочее.
  3. Социальный. В структуре данной сферы есть такие элементы как классы, нации, здравоохранение, образование, многое другое.
  4. Духовный. Учёные включают сюда и религию, но вообще этот блок очень обширный. К нему относится искусство, религия, народное творчество и т. д.

Стоит заметить, что важны не только основные подсистемы общества, но и взаимодействие между ними. То, как последнее организовано, на каком именно находится уровне, наглядно показывает, насколько развит социум. Обратите внимание на то, что элементы общества существовали всегда. Что-то могло изменяться, причём довольно значительно. Так, когда-то классы были сословиями, многие группы – единым целым. Но история, выделяющая и выдвигающая одни компоненты и убирающая другие, тем не менее не может убрать подсистемы общества как таковые по достаточно простой причине: это неотъемлемая часть социума.

Необходимо отметить, что подсистемы на своём уровне тоже представляют собой системы, у которых есть своя структура. При этом окружающая среда чаще всего враждебна к ним. Она воздействует на такие элементы общества как на единое целое, заставляя преобразовываться, развиваться и отвечать на вызовы времени. Что провоцирует, в свою очередь, постоянное развитие институтов.

Элементы общества разных стран часто находятся в конкуренции друг по отношению к другу. Причём самым очевидным такое противостояние кажется в плоскости, касающейся экономической и политической сфер. Однако активное социальное и духовное развитие может сказываться на других подсистемах, «подтягивая» их. В результате увеличивается жизнестойкость социума в целом.

Системное строение общества предполагает не только наличие отдельных компонентов, разбивающихся дальше, в свою очередь, на части и так далее. Важную роль здесь ещё играют и взаимоотношения между ними, а также формы, которые они принимают, раскрытие потенциала, прогресс. Развитие всегда определяется выбором людей. Но при этом важно понимать, что социум как таковой не является простой совокупностью индивидуумов. Именно устоявшиеся и появляющиеся отношения, их характер во многом определяют то, каким именно является общество, на какой стадии формирования оно находится.

У социума есть специфические черты, которые касаются не только его самого, но и всех его подсистем. Во-первых, это сложная организация. По мере развития она будет становиться всё более сложной, разветвлённой за счёт появления новых институтов, более полного раскрытия старых. Во-вторых, речь идёт о саморазвитии, которое, помимо прочего, обязательно для выживания.

Уровень социума можно определить ещё и по тому, как именно раскрывается каждая сфера, насколько разнообразно она представлена, есть ли альтернатива у каждого института (и необходимость в ней). К примеру, если духовная подсистема – это, главным образом, институт церкви, оказывающий доминирующее влияние на все остальные составляющие такой отрасли, то нередко по данному признаку можно констатировать определённую отсталость, ограниченность.

Один институт обязательно связан с другим, может им обеспечивается, но при этом в основной своей деятельности самодостаточен. Если же элементы начинают активно вмешиваться в деятельность других и, фактически, управлять ими, хотя они не являются по своему характеру подчинёнными, то такой перекос через некоторое время способен привести к возрастанию социальной напряжённости и взрыву. Аналогично и в отношении тех ситуаций, когда вмешательство даже при наличии иерархии происходит сильнее необходимого.

О развитии социума уже отчасти говорилось. Добавим, что общество отличается динамичностью, у его движения нет конечного пункта, оно никогда не будет завершено. При этом развитие может двигаться не только вперёд, но и вбок, включая альтернативные варианты. Так что одним из специфических признаков как социума в целом, так и его подсистем является нелинейность вместе с непредсказуемостью: некоторые тенденции можно с определённой вероятностью спрогнозировать, но совершенно точно сказать, каким будет выбор общества, нельзя.

Обществоведы пришли к пониманию социума как системы позже, чем учёные, занимающиеся другими науками и признающие их целостность. Возможно, именно этим обусловлены продолжающиеся до сих пор споры о том, какой именно элемент стоит считать доминирующим. Марксисты, например, полагали, что это – экономическая сфера. Существуют направления, которые уделяют внимание больше духовной стороне.

В то же время всё больше популярности приобретает комплексный подход. В его рамках говорится о таком признаке как системности, цельности, глобальности процессов. Трудно вспомнить значимое историческое явление, которое сказалось бы только на одной сфере, но при этом никаким образом бы не затронуло все остальные. Открытия меняют и экономику, и духовную жизнь, влияют, как минимум, на социальное положение учёных, их статус и репутацию. И, в конечном счёте, они определяют политику, становятся темой дискуссии.

Другим ярким примером могут быть Великие Географические открытия. Это то, что кардинальным образом перевернуло образование, повлияло на экономику ряда стран (особенно Великобритании), затронуло взаимоотношения внутри общества и нашло отражение в культуре. Таких примеров найти можно очень много, гораздо труднее назвать то, что имеет значение исключительно для одной подсистемы и никаким образом не касается всех остальных. А по мере глобализации взаимосвязь устанавливается между отдельными элементами общества разных государств.

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Общественный прогресс.

1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

  1. система
  2. весь материальный мир
  3. формы и способы взаимодействия людей
  4. этап исторического развития человечества

2. В отличие от природы, общество

  1. является системой
  2. находится в развитии
  3. выступает в качестве творца культуры
  4. развивается по собственным законам

3. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

  1. систему
  2. часть природы
  3. материальный мир
  4. цивилизацию

4. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как

  1. часть материального мира
  2. социальную среду обитания человека
  3. целостную систему
  4. совокупность общностей

5. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

  1. культура
  2. общество
  3. природа
  4. цивилизация

6. Обществом в широком смысле называют

  1. всех жителей государства
  1. группу людей, объединившихся для совместной деятельности
  1. окружающий мир в целом
  1. все способы взаимодействия людей и формы их объединения

7. Одной из подсистем общества как целого является

  1. биосфера
  2. духовная культура
  3. природа
  4. трудовой коллектив

8. Общество, в отличие от природы

  1. развивается закономерно
  2. подвержено изменениям
  3. творит культуру
  4. является динамической системой

9. К главным институтам общества относится

  1. искусство
  2. государство
  3. личность
  4. мораль

10. К основным функциям школы как социального института относится

  1. развитие научных знаний
  2. социализация личности
  3. создание новых рабочих мест
  4. углубление социальной дифференциации

11. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?

А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.

Б. Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

12. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют

  1. социальной стратификацией
  2. общественной мобильностью
  3. социальной революцией
  4. общественным прогрессом

13. Общественный прогресс выражается в

  1. поступательном развитии общества
  2. связях общества и природы
  3. устойчивости форм общественной жизни
  4. системном устройстве общества

14. Понятию «общественный прогресс» противоположно понятие

  1. социальная революция
  2. общественный регресс
  3. общественное развитие
  4. социальная мобильность

15. Революция и реформа являются

  1. социальными институтами
  2. формами общественных преобразований
  3. элементами общества как системы

4) видами социальных связей

16. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?

А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса. Б. Темп общественных изменений возрастает.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

18. И традиционное, и индустриальное общества характеризуются

  1. низкой социальной мобильностью
  2. преимущественным развитием промышленности
  3. сословным типом социальной стратификации
  4. связью всех сфер жизни общества

19. Что является отличительной чертой индустриального общества?

  1. приоритет ценностей коллективизма
  2. превращение науки в общественный институт
  3. широкое использование компьютерных технологий

20. Какой признак характеризует индустриальное общество?

  1. низкая социальная мобильность
  2. глобализация экономики
  3. сословный тип стратификации
  4. зарождение массовой культуры

21. Для аграрного (традиционного) общества свойственно

  1. влияние церкви на общественную жизнь
  1. преобладание серийного производства продукции
  1. осуществление научно-технической революции
  2. доминирование семьи партнерского типа

22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

  1. коллективистский тип сознания
  2. высокая ценность науки
  3. преобладание семьи партнерского типа

23. Традиционное общество, в отличие от индустриального,

  1. имеет классовую стратификацию
  2. является открытым
  3. базируется на религиозном мировоззрении
  4. поддерживает науку как социальный институт

24. Какой признак характеризует аграрное (традиционное) общество?

  1. преобладание семей демократического типа
  2. автоматизация промышленного производства
  3. преобладание религиозных ценностей в общественном сознании
  4. интенсивное развитие науки и научных технологий

25. Характерной чертой постиндустриального общества является

  1. расширение промышленного производства
  2. замедление темпов развития
  1. создание массовой культуры
  2. использование компьютерных технологий

26. Широкое внедрение компьютерной техники характерно

  1. только для постиндустриального общества
  2. для индустриального и аграрного общества
  3. только для индустриального общества
  4. для постиндустриального, индустриального и аграрного общества

27. Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?

  1. появление массовой культуры
  2. развитие информационных технологий
  3. сословный тип стратификации
  4. преобладание сельского хозяйства

28. Какое слово пропущено в схеме?

29. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. приоритет коллективистских ценностей
  2. рост численности рабочего класса
  3. высокая социальная мобильность
  4. использование информационных технологий
  5. глобализация экономики и финансов
  6. резкий подъем рождаемости

30. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются

  1. эволюцией
  2. развитием
  3. прогрессом
  4. реформами

31. Реформа, в отличие от революции,

  1. носит всеобъемлющий характер
  2. является формой социальной динамики проводится, как правило
  3. правило, по инициативе сверху
  4. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

32. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,

  1. затрагивает все сферы общественной жизни
  2. обычно осуществляется властью
  3. представляет собой резкие качественные изменения
  4. предполагает радикальное обновление социальных отношений

33. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются)

  1. скачкообразность
  2. революционный характер перемен
  3. постепенность
  4. насильственные методы

34. Как называется направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему?

  1. социальная стратификация
  2. общественный прогресс
  3. социальная адаптация
  4. общественная мобильность

35. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

- « Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки» (Г. Лихтенберг).

- « Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).

- « Общество- свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)