Лабиринты древности, которые могли привести в отчаяние любого. Египетский лабиринт хранит тайны древних цивилизаций




В лабиринт легко войти, но отыскать выход обычно крайне сложно. И не случайно символ лабиринта занял особенное место во многих культурных и магических традициях.

Выход для сил зла Первые наскальные изображения лабиринтов относятся еще к эпохе раннего палеолита (38 000 лет до нашей эры). Они представляют собой семь линий-спиралей, закрученных вокруг центра. Это классическая форма лабиринта.

Подобные рисунки – лабиринт, образованный семью спиралями, — встречаются по всему миру. Почему же образ лабиринта был так популярен? Во-первых, с древних времен лабиринты играли роль оберегов.

Считалось, что злые духи непременно запутаются в лабиринте, так как преодолеть его может лишь тот, кто свободен от всего дурного. Поэтому американские индейцы по сей день украшают узорами в виде лабиринта одежду, посуду, жилища. Жители столь далеких друг от друга стран, как Исландия и Пакистан, вырезают практически одинаковые символы лабиринта на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воров и людей с черным глазом. Зулусы рисуют возле своих хижин лабиринты пальцами на песке, индийские женщины – яркими красками у порога своего жилища. Цель одна и та же – отвести от дома беду и опасность. А еще индианки любят рисовать узоры в виде лабиринтов хной на кистях и ступнях. Это непременный атрибут «макияжа» невесты на традиционной свадьбе, призванный защитить от сглаза и порчи.

И в Скандинавии, и в Индии существует магический обряд, когда в пустынном месте выкладывают лабиринт из камней.

Это якобы помогает исполнению самого заветного желания. Правда, как гласит поверье, в обмен на исполненное желание лабиринт отнимает семь лет жизни… Тьма — предвестие света Защита – это, пожалуй, самая очевидная функция лабиринта. У него есть и несколько куда более глубоких мистических смыслов. Он изображает смерть и возрождение, высшее предназначение человека, а также переход в параллельный мир.

Индейцы хопи называют лабиринт символом Матери-Земли и придают ему сходство со своими подземными святилищами, куда посторонним вход строго запрещен.

Именно отсюда идет представление, что хопи появились из предшествующего Земле мира. «Все линии и переходы внутри лабиринта образуют план Творца, которому человек должен следовать на своей Дороге Жизни, — говорят жрецы хопи. – Пусть даже, как ему кажется, он бредет во тьме».

Утверждение хопи вовсе не так туманно, как может показаться. Посмотрите на подушечки своих пальцев – дактилоскопические линии на них образуют не что иное, как лабиринт, сотканный из спиралей. То, что по этим узорам можно определить судьбу человека, увидеть его прошлое и будущее, интуитивно известно было еще самым древним магам.

Вопрос в том, как установить зависимость между информацией, пронизывающей Вселенную, и ее генетически обусловленными следами на пальцах человека, как расшифровать содержащийся в дактилоскопических спиралях Божественный код. Пока для нас это – дело темное.

Вот и лабиринт представляет собой тьму, но тьму творческую, тьму, которая может вести к новой жизни. Отечественный историк, долгие годы возглавлявший астрономический и природоведческий журнал «Мироведение», Даниил Святский отдал немало сил изучению Соловецких лабиринтов. Он считал, что ходы лабиринта, заставляющие путника долго искать выход и, наконец, все-таки выводившие его наружу, являются не чем иным, как символом блуждания Солнца в течение Полярной ночи по спиралям, проецируемым на небесный свод. В культовых лабиринтах устраивались процессии, чтобы изобразить путь Солнца, подобно тому, как в христианстве совершаются торжественные ходы вокруг храма или алтаря.

Истина или смерть Лабиринты бывают двух видов. В одних очень легко заблудиться. В других это практически невозможно - все дороги сходятся в одной точке. Иногда в лабиринте есть «ключи» — указатели, способные помочь отыскать правильный путь. Если они известны ищущему, тот без труда достигнет цели.

Как утверждает французский религиовед Рене Генон, лабиринт зачастую открывает или запрещает доступ к магическому центру, куда не должны проникать все без разбора.

Древние говорили: «Найдешь выход из лабиринта — обретешь бессмертие».

Во многих мистических обществах (например, у древних египтян, приверженцев эзотерических сект индуизма и буддизма) адептам предлагалось отыскивать путь в запутанном, полном тупиков и ловушек лабиринте. Этот экзамен выдерживали не все. Иногда человек умирал от голода и жажды, так и не найдя дороги вперед или назад. Таков был жестокий отбор кандидатов для постижения тайн мироздания.

Мистики Индии, где в древности медицина достигла замечательных высот, обосновывали необходимость «победы» над зигзагами опасной конструкции тем, что извилины человеческого мозга образуют в совокупности тот же самый лабиринт. Для высоких ментальных процессов, утверждали они, нужно овладеть всеми мозговыми витками, которые отвечают за восемь стадий умственного развития.

Восемь — это уже известные нам семь линий-спиралей классического лабиринта плюс центральная его точка, где индивидуальная душа обретает всю полноту божественного знания, сливаясь с Вселенским разумом-Брахманом. А если где-то на пути к нему ты сорвался в безумие, что ж, значит, такова твоя карма… Тернистый путь к Богу Повсюду в Европе при раскопках находят мозаичные полы, выполненные в виде лабиринтов. В частности, два таких декоративных лабиринта находились в городе Помпеи. Как считает писатель-эзотерик Марсель Брион, это «аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия».

Аналогичные мозаики встречаются в средневековых храмах. В Шартрском соборе переходы вымощены мозаикой XIII века, представляющей собой четыре соединенных между собой квадрата с семью резкими поворотами в каждом. Их именуют «Иерусалимской дорогой», так как по ним должны были проползать на коленях кающиеся грешники, распевая псалмы… Современные богословы полагают, что символ лабиринта в христианстве служил для обозначения тернистого пути человека к Богу. К XII веку в христианской традиции доминировало изображение лабиринта с одиннадцатью дорожками - число 11 в Средневековье символизировало понятие греха. Поверх концентрических извивов нередко появлялся крест, что привело к утверждению квадратной формы лабиринтов, хотя порой встречалась и классическая конфигурация.

Казнь долгого действия В древности лабиринты использовались и для избавления от неугодных. Под тем или иным предлогом их заманивали внутрь, и после нескольких суток блуждания по бесконечным коридорам, для пущего устрашения «украшенным» человеческими костями и изображениями демонов и различных чудовищ, они сходили с ума. Этим приемом особенно увлекались египтяне, индейцы Южной Америки и китайцы.

Египтолог Карл Лепсиус пишет, что один из древнейших лабиринтов был сооружен примерно в 2200 году до нашей эры в Египте на берегу озера Моэрис (ныне Биркет-Карун), расположенного в 80 километрах к югу от современного Каира.

Паутина из дворов, коридоров, комнат и колоннад была такой сложной, что в ней невозможно было ориентироваться без помощи проводника. К тому же большая часть помещений даже не освещалась.

Каково же было назначение постройки? Она служила усыпальницей для фараонов и… крокодилов, которые в Египте считались священными животными, а также храмовым комплексом, предназначенным главным образом для жертвоприношений. Что примечательно, в жертву богам некоторые смельчаки приносили себя практически добровольно. Никто над ними насилия не совершал.

Над входом в лабиринт были начертаны такие слова: «Безумие или смерть — вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь величие и бессмертие». Диссидентам, посмевшим публично усомниться во всеведении жрецов, предлагалось войти в лабиринт. Оттуда они не возвращались.

Возможно, их пожирали крокодилы, которые могли там обитать.

Самым знаменитым лабиринтом на Земле, благодаря мифологии, является Критский.

Он был построен изобретателем Дедалом и представлял собой изначально храм Зевса Лабрандского. Кстати, основным символом и атрибутом этого Зевса является топор (по-гречески — labrys). Отсюда, полагают специалисты, и название Labrynthios («лабиринт»).

Правитель острова царь Минос не зря заказал строительство храма в виде лабиринта. Он стал прибежищем Минотавру — получеловеку-полубыку, плоду извращенного секса жены Миноса Пасифаи со священным белым быком, которого критяне ежегодно приносили в жертву олимпийским богам.

Римский историк Плиний упоминает также о лабиринтах, расположенных на острове Лемнос и под Клюзией (территория современной Италии). «Мальчики играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых, — свидетельствует Плиний. — Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет — станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников».

Очень часто встречаются небольшие каменные постройки культового назначения в виде лабиринтов. Их можно увидеть по всей Европе. Они сложены из камней в виде спирали, диаметром от 5 до 30 метров. Внутри – узкие проходы, которые часто заканчиваются тупиками. Местные жители приписывали их создание кельтам, друидам и даже сказочным существам – гномам, эльфам и феям. Говорят, что у людей, попавших внутрь этих сооружений, все функции организма приходят в норму. При этом у мужчин активизируется мозг, а женщины якобы могут излечиться от бесплодия.

Желающим посетить во время экскурсий лабиринты не помешает узнать о некоторых поверьях, связанных с их прохождением. Туда запрещено входить детям до семи лет, а также старикам после 70. Лабиринт якобы может отнять у них душу. Не следует проходить лабиринт и беременным женщинам – ребенок может после этого запутаться в пуповине.

Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, то желание непременно сбудется.

Чтобы лабиринт хорошо вас «принял», нужно оставить ему что-нибудь в дар – например, кинуть монетку.

А вот и современное поверье. Не следует фотографироваться внутри лабиринта или на его фоне – это сулит жизненные неприятности, а также проблемы с памятью и зрением…

Диана МЕРЛИН

Тайная Власть 14

Все знают о существовании на территории Египта загадочных пирамид, но не все знают, что под ними скрыт огромный лабиринт. Секреты, хранящиеся там, способны раскрыть тайны не только египетской цивилизации, но и всего человечества.

Этот древний египетский лабиринт находился рядом с озером Биркет-Карун к западу от реки Нил в 80 километрах к югу от современного города Каира. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений.

Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных. Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова:

«Безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие»

Много легкомысленных вошли в эту дверь и не вышли из нее. Это - бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом. Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.


Египетский лабиринт представляет собой необычайно большое сооружение — размеры его основания составляют 305 х 244 метров. Греки восхищались этим лабиринтом больше, чем любыми другими египетскими постройками, за исключением пирамид. Во времена античности его называли «лабиринт», и он послужил моделью для лабиринта на Крите.

За исключением нескольких колонн, в настоящее время он полностью разрушен. Все, что нам о нем известно, основывается на древних свидетельствах, а также на результатах раскопок, выполненных сэром Флиндерсом Петри, который предпринял попытку реконструкции данной постройки. Самое раннее упоминание принадлежит греческому историку Геродоту Галикарнасскому (около 484— 430 до н. э.), он упоминает в своей «Истории», что Египет разделен на двенадцать административных округов, которыми правят двенадцать правителей, и далее приводит свои собственные впечатления от этого сооружения:

«И вот они решили оставить общий памятник, а решив это, воздвигли лабиринт немного выше Меридова озера, близ так называемого Города Крокодилов. Я видел внутри этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт.

А между тем храмы в Эфесе и на Самосе — весьма замечательны. Конечно, пирамиды — это огромные сооружения и каждая из них по величине стоит многих творений эллинского строительного искусства, вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит размерами и эти пирамиды. В нем двадцать дворов с воротами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу.

Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать мне их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов.

Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят все творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы.

Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий, с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход».

Манефон, верховный жрец Египта из Гелиополя, который писал на греческом, отмечает в своем сохранившемся в отрывках труде, датируемом III веком до н. э. и посвященном истории и религии древних египтян, что создателем лабиринта был четвертый фараон XII династии, Аменемхет III, которого он называет Лахарес, Лампарес или Лабарис и о котором он пишет так:

«Он правил восемь лет. В Арсинойском номе он выстроил себе гробницу — лабиринт со множеством комнат».

В период между 60 и 57 годами до н. э. греческий историк Диодор Сицилийский временно жил в Египте. В своей «Исторической библиотеке» он утверждает, что египетский лабиринт находится в хорошем состоянии.

«После смерти этого правителя египтяне вновь стали независимыми и возвели на престол правителя-соотечественника, Мендеса, которого некоторые называет Маррус. Он не вел никаких военных действий, но выстроил для себя гробницу, известную под названием Лабиринта.


Этот Лабиринт примечателен не столько своими размерами, сколько хитростью и искусностью внутреннего устройства, воспроизвести которое невозможно. Ибо когда человек входит в этот Лабиринт, он не может, сам найти дорогу назад, и ему необходима помощь опытного проводника. которому устройство здания известно досконально.

Некоторые говорят еще, что Дедал, посетивший Египет и восхищенный этим чудесным творением, построил похожий лабиринт для критского царя Миноса, в котором содержалось. как гласит миф, чудовище по имени Минотавр. Однако критского лабиринта более не существует, возможно, его сровнял с землей кто-то из правителей или же время выполнило эту работу, тогда как египетский лабиринт простоял в полной неприкосновенности до наших времен».

Диодор сам не видел этой постройки, он лишь собрал воедино те данные, которые оказались для него доступны. При описании египетского лабиринта он пользовался двумя источниками и не сумел распознать, что оба они повествуют об одном и том же здании. Вскоре после составления своего первого описания он начинает рассматривать данное сооружение, как общий памятник двенадцати номархам Египта:

«Два года не было в Египте правителя, и в народе начались мятежи и убийства, тогда двенадцать самых главных вождей объединились в священный союз. Они собрались на совет в Мемфисе и заключили соглашение о взаимной верности и дружбе и провозгласили себя правителями.

Они правили в соответствии со своими клятвами и обещаниями, поддерживали взаимное согласие в течение пятнадцати лет, после чего решили выстроить для себя общую гробницу. Замысел их был таков, что как и при жизни они лелеяли сердечное расположение друг к другу, им воздавались равные почести, так и после смерти их тела должны покоиться в одном месте, а монумент, воздвигнутый по их приказу, должен символизировать собой славу и мощь погребенных там.

Это должно было превзойти творения предшественников. И вот, избрав место для своего памятника близ Меридова озера в Ливии, они выстроили гробницу из великолепного камня в форме квадрата, однако по величине каждая сторона его была равна одной стадии. Искусность резных украшений и всякой прочей работы потомки никогда не смогли бы превзойти.


За оградой был сооружен зал, опоясанный колоннами, по сорок с каждой стороны, крыша же двора была сработана из цельного камня, выдолбленного изнутри и изукрашенного искусной и многоцветной росписью. Двор также украшали великолепные живописные изображения тех мест, откуда родом был каждый из правителей, а также имевшихся там храмов и святилищ.

В целом же про этих правителей известно, что так велик был размах их планов по сооружению своей гробницы — и по размерам ее, и по затратам, — что если бы до завершения строительства их не свергли, то творение их осталось бы непревзойденным. И после того как царствовали эти правители в Египте в течение пятнадцати лет, случилось так, что правление перешло к одному человеку...»

В отличие от Диодора, греческий географ и историк Страбон Амасейский (около 64 до н. э. — 24 н. э.) приводит описание, основанное на личных впечатлениях. В 25 году до н. э. он в составе свиты префекта Египта Гая Корнелия Галла совершил путешествие в Египет, о чем он подробно повествует в своей «Географии»:

«Кроме того, в этом номе есть лабиринт — сооружение, которое можно сравнить с пирамидами, — а рядом с ним гробница царя, строителя лабиринта. Около первого входа в канал, пройдя вперед 30 или 40 стадий, достигнем плоской местности в форме трапеции, где находится селение, а также большой дворец, состоящий из многих дворцовых помещений, числом столько, сколько в прежние времена было номов, ибо там находится столько залов, которые окружены примыкающими друг к другу колоннадами, все эти колоннады расположены в один ряд и вдоль одной стены, которая подобна длинной стене с залами перед ней, а пути, ведущие к ним, находятся прямо напротив стены.

Перед входами в залы находится много каких-то длинных крытых сводов с извилистыми путями между ними, так что без проводника ни одному чужеземцу не найти ни входа, ни выхода. Вызывает удивление, что крыша каждого покоя состоит из одного камня и что крытые своды в ширину точно так же покрыты плитами из цельного камня чрезвычайно большой величины, без всякой примеси дерева где-либо или какого-нибудь другого вещества.

Поднявшись на крышу небольшой высоты, так как лабиринт одноэтажный, можно видеть каменную равнину, состоящую из камней такой же большой величины; отсюда, спустившись снова в залы, можно заметить, что они расположены в ряд и покоятся на 27 колоннах, стены их сложены также из камней не меньшей величины.


В конце этого здания, занимающего пространство больше стадии, помещается гробница — четырехугольная пирамида, каждая сторона которой имеет около плефра в ширину при равной высоте.

Имя погребенного там — Имандес. Говорят, что такое количество залов построено в силу обычая собираться здесь всем номам соответственно значению каждого, вместе со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений, принесения даров богам и для судопроизводства по важным делам. Каждому ному был отведен предназначенный ему зал».

Несколько далее, в 38-й главе, Страбон приводит описание своей поездки к священным крокодилам Арсинои (Крокодилополь). Это место расположено рядом с лабиринтом, поэтому можно предположить, что и лабиринт он тоже видел. Плиний Старший (23/24—79 н. э.) в своей «Естественной истории» приводит наиболее подробное описание лабиринта.

«Скажем и о лабиринтах, самом, пожалуй, диковинном творении человеческой расточительности, но не вымышленном, как могут подумать. До сих пор еще существует в Египте в Гераклеопольском номе тот, который был создан первым, как передают, 3600 лет тому назад царем Петесухом или Титоесом, хотя Геродот говорит, что все это сооружение создано 12 царями, последним в числе которых был Псамметих.

Назначение его истолковывают по-разному: по Демотелу, это был царский дворец Мотерида, по Ликею — гробница Мерида, по истолкованию многих, оно было построено как святилище Солнца, что наиболее вероятно.

Во всяком случае нет сомнения в том, что отсюда заимствовал Дедал образец того лабиринта, который он создал на Крите, но воспроизвел только его сотую часть, которая содержит коловращение путей и запутанные ходы туда и обратно, не так, как мы видим на павиментах или в Полевых играх мальчиков, содержащий на небольшом клочке много тысяч шагов ходьбы, а с множеством вделанных дверей для обманных ходов и возврата к тем же самым плутаниям.


Это был второй лабиринт после египетского, третий был на Лемносе, четвертый в Италии, все крытые сводами из тесаного камня. В египетском, что меня лично удивляет, вход и колонны — из камня с Пароса, остальное в нем сложено из глыб сиенита - розового и красного гранита, которые едва ли могут разрушить даже века, хотя бы и при содействии гераклеопольцев, которые относились к этому сооружению с необычайной ненавистью.

Подробно описать расположение этого сооружения и каждую часть в отдельности невозможно, так как оно разделено на регионы, а также на префектуры, которые называют номами, и 21 названию их отведено столько же обширных помещений, кроме того, в нем есть храмы всех богов Египта, и, сверх того, Немесис в 40 эдикулах закрытых молелен заупокойных храмов заключил много пирамид по сорока обхватов, занимающих по шести арур 0,024 га в основании.


Устав же от ходьбы, попадают в ту знаменитую запутанную ловушку дорог. Мало того, здесь и вторые этажи высоко на склонах, и нисходящие девяноста ступенями портики. Внутри — колонны из камня порфирита, изображения богов, статуи царей, чудовищные фигуры. Некоторые помещения устроены так, что, когда отворяют двери, внутри раздается страшный гром.

А проходят большей частью в потемках. И еще за стеной лабиринта есть другие громадные строения — их называют птерон колоннады. Оттуда прорытые под землею ходы ведут в другие подземные помещения. Кое-что восстановил там всего лишь один Херемон, скопец царя Нектеба [Нектанеба I], за 500 лет до Александра Великого.


Передают также, что при сооружении сводов из тесаного камня подпорки были сделаны из стволов спины [египетской акации], проваренных в масле».

Описание римского географа Помпония Мелы, который в 43 году н. э. изложил в своем сочинении «О положении земли», состоящем из трех книг, принятые в Риме воззрения на известный мир:

«Лабиринт, построенный Псамметихом, охватывает одной непрерывной стеной три тысячи зал и двенадцать дворцов. Стены и крыша его мраморные. Лабиринт имеет только один вход.

Внутри его имеется бесчисленное количество извилистых ходов. Все они направлены в разные стороны и сообщаются между собой. В коридорах лабиринта есть портики, попарно похожие один на другой. Коридоры огибают друг друга. Это создает большую путаницу, но разобраться в ней можно».

Авторы древности не предлагают никакого единого, последовательного определения этого выдающегося сооружения. Однако поскольку в Египте времен фараонов из камня строились только святилища и сооружения, посвященные культу умерших (гробницы и погребальные храмы), — тогда их все прочие здания, включая и дворцы, строились из дерева и глиняных кирпичей, — значит, лабиринт никак не мог быть дворцом, административным центром или памятником (при условии что Геродот, говоря о «памятнике, монументе», не имеет в виду «гробницу, что вполне возможно).

С другой стороны, поскольку фараоны XII династии сооружали в качестве гробниц пирамиды, единственно возможным предназначением «лабиринта» остается храм. Согласно весьма правдоподобному объяснению, приводимому Аланом Б. Ллойдом, он, вероятно служил и погребальным храмом для Аменемхета III, который был погребен в пирамиде неподалеку, а также храмом, посвященным некоторым богам.

Неубедительным остается и ответ на вопрос о том, как этот «лабиринт» получил свое название. Предпринимались попытки вывести данный термин из египетских слов «al lopa-rohun, laperohunt» или «ro-per-ro-henet», обозначающих «вход в храм у озера».

Но между этими словами и словом «лабиринт» нет фонетического соответствия, также и в египетских текстах не обнаружено ничего похожего. Высказывалось также предположение, что тронное имя Аменемхета III, Ламарес, эллинизированный вариант которого звучит как «Лабарис», происходит от названия храма Лабариса.

Такую вероятность нельзя исключить, однако это не объясняет сути явления. Более того, веским аргументом против подобной интерпретации служит тот факт, что Геродот, автор самого раннего письменного источника, не упоминает об Аменемхете III и его тронных именах. Не упоминает он и о том, как это сооружение называли сами египтяне («Аменемхет живет»). Он просто повествует о «лабиринте», не считая нужным объяснять, что это такое.

Для описания огромного, внушающего благоговение, искусно выполненного каменного сооружения он использует греческий термин, словно этот термин выражает некое общее значение, концепцию. Именно такого рода описания приводятся и во всех прочих письменных источниках, и лишь авторы более позднего времени упоминают об опасности заблудиться.

Следовательно, можно сделать вывод, что термин «лабиринт» в данном случае используется метафорически, он служит названием для некой постройки, выдающегося сооружения, выполненного из камня. М. Будимир, прибегая к историко-лингвистической аргументации, пришел к аналогичному заключению, трактуя лабиринт как термин, обозначающий «постройку большой величины».

Немецкий иезуит и ученый Атанасий Кирхер (1602—1680), известный современникам как Доктор сотни искусств (Doctor centum artium), попытался реконструировать египетский «лабиринт», основываясь на античных описаниях.

В центре рисунка помещен лабиринт, который Кирхер, возможно, смоделировал по образцам с римских мозаик. Вокруг расположены изображения, символизирующие двенадцать номов — административных единиц Древнего Египта, описанных Геродотом. Этот рисунок, гравированный на меди (50 X 41 см), помещен в книге «Вавилонская башня, или Архонтология» («Turris Babel, Sive Archontologia», Амстердам, 1679).


В 2008 году, группа исследователей из Бельгии и Египта приступила к изучению запрятанных под землёй объектов, в надежде найти и разгадать тайну загадочного подземного комплекса древней цивилизации.

Бельгийско-египетская экспедиция вооруженная научными приборами, и техникой позволяющей заглянуть в тайну помещений скрытых под песком, смогла подтвердить наличие подземного храма недалеко от пирамиды Аменемхета III. Без сомнения, экспедиция под руководством Петри вывела из тьмы забвения одно из самых невероятных открытий в истории Египта, пролив свет на величайшее открытие. Но если вы подумаете, что открытие состоялось, а вы об этом не знаете, то вы ошибетесь с выводом.

Это значимое открытие было скрыто от общества, и никто не смог понять, почему так произошло. Результаты работы экспедиции, публикация в научном журнале NRIAG, выводы исследования, публичная лекция в университете Гента, - все это подверглось «замораживанию», поскольку генеральный секретарь Высшего совета по древностям Египта, запретил все сообщения о находке, якобы из-за наложенных санкций египетской службы безопасности, защищающих памятник древности.

Луи де Кордье, и другие исследователи экспедиции терпеливо ждали ответ о раскопках в районе лабиринта в течение нескольких лет, с надеждой о признании находки и желанием сделать её достоянием общественности, но к сожалению этого не произошло.

Но даже если исследователи подтвердили существование подземного комплекса, раскопки все равно должны проводиться, чтобы исследовать невероятный вывод ученых. Ведь считается, что сокровища подземного лабиринта могут дать ответы на бесчисленные исторические тайны древнеегипетской цивилизации, а также дать новые знания об истории человечества и других цивилизаций.

Вопрос здесь только в одном, почему это бесспорно невероятное историческое открытие попало под гнет "умолчания"?




Когда я искал материал для этой статьи то нашел изображение египетского лабиринта в самом неожиданном для этого места - на коллекционной монете, достоинством в 10 новозеландских долларов. Коллекционная серия "Этапы развития Человечества". Египетский лабиринт. Серебро. Острова Кука 2016. Одна из 999 разновидностей коллекционной коробки. Упакована эта монета в металлическую коробку. На ее крышке отображена часть лабиринта. Собрав все 999 коробок (тираж монеты), можно получить полное изображение схемы комплекса.

Я нахожу тот факт, что возможно самая главная тайна человеческой цивилизации на разгадку которой должны были быть брошены все силы и средства современной науки, этой самой современной науке не интересны - возмутительным. Неужели древний египетский лабиринт достоин лишь отображения на коллекционных монетах имеющих обиход лишь в узком кругу коллекционеров?

Впрочем стоит признать тот факт, что по всему миру разбросаны сотни, если не тысячи загадочных артефактов прошлого нашей цивилизации, которые преданы забвению, а все попытки их поиска и исследования, тут же жестко пресекаются.

Изида.

Посвящение.

Испытания.

Во времена Рамзеса египетская цивилизация достигла вершины своей славы. Фараоны двадцатой династии, ученики и меченосцы святилищ, героически выдерживали борьбу против Вавилона. Египетские стрелки не давали покоя Ливийцам, Бодонам и Нумидийцам и гнали их до самого центра Африки. Флот из четырехсот кораблей преследовал союз схизматиков до самого впадения в Инд. Чтобы лучше противостоять нападению Ассирийцев и их союзников, Рамзесы провели стратегические дороги до самого Ливана и построили цепь крепостей между Магеддо и Каркемиш. Нескончаемые караваны двигались по пустыне из Радазии в Элефантину. Архитектурные работы совершались безостановочно, и для этого были собраны рабочие с трех частей света. Большая зала Карнака, в которой каждая колонна достигала высоты вандомской колонны, была восстановлена; Абидосский храм обогащался чудесами скульптуры, а "царская долина" величественными памятниками. Постройки шли и в Бубасте, и в Луксоре, и в Спеозе Ибсамбуле. В Фивах триумфальный пилон напоминал о взятии Кадеша. В Мемфисе поднимался Рамессеум, окруженный целым лесом обелисков, статуй, гигантских монолитов.

Среди этой лихорадочной деятельности и этой ослепительной жизни не мало чужеземцев, стремившихся к мистериям, приплывали из отдаленной малой Азии или из гористой Фракии в Египет, привлеченные славой его храмов. Высаживаясь в Мемфисе, они бывали потрясены развертывавшейся перед ними картиной: памятники, всевозможные зрелища, народные празднества, все производило на прибывших впечатление изобилия и величия. После церемонии царского посвящения, происходившего в тайниках святилища, они видели, как фараон выходил из храма к народу, как он перед несметной народной толпой поднимался на большой щит, несомый двенадцатью носителями опахал из числа его телохранителей. Впереди двенадцать молодых жрецов несли на подушках, вышитых золотом, царские знаки: царский скипетр с головою овна, меч, лук и булаву. Позади следовали двор и жреческие коллегии, сопровождаемые посвященными в великие и малые мистерии. Первосвященники носили белую тиару и их нагрудник сверкал и переливался символическими драгоценными камнями. Сановники двора несли знаки Агнца, Овна, Льва, Лилии и Пчелы, подвешенные на массивных цепях художественной работы. Различные корпорации с своими эмблемами и развернутыми знаменами замыкали шествие.

По ночам великолепно расцвеченные барки скользили по искусственным озерам, и на них помещались царские оркестры, посреди которых виднелись – в позах священного танца танцовщицы и играющие на теорбах (лютнях).

Но не этого подавляющего великолепия искал пришлый чужеземец. Жажда проникнуть в тайны вещей – вот что привлекало его в Египет. Ему было известно, что в его святилищах жили маги, иерофанты, владеющие божественной наукой. Его влекло желание приобщиться к тайнам богов. Он слышал от жреца своей страны о Книге Мертвых , об этом таинственном свитке, который клали под голову мумии как священное причастие, и в котором, под символической формой, излагалось потустороннее странствие души, как оно передавалось жрецами Амона-Ра.

Он слушал с жадным вниманием и внутренним трепетом, смешанным с сомнением, рассказы о долгом странствии души после смерти; об ее искупительных страданиях в области палящего огня; об очищении ее астральной оболочки; о ее встрече с дурным кормчим, сидящим в лодке с повернутой назад головой, и с добрым кормчим, смотрящим прямо в лицо; о ее появлении в суд перед сорока двумя земными судьями; о ее оправдании Тотом; и наконец, о ее вступлении в свет Озириса и преображении в его лучах.

Мы можем судить о влиянии этой книги и о том перевороте, который египетское посвящение производило в умах, по следующему отрывку из Книги Мертвых .

"Эта глава была найдена в Гермополисе, написанная голубым на алебастровой плитке, у ног бога Тота (Гермеса), во времена царя Менкары, князем Гастатефом, когда последний путешествовал для проверки храмов. Он отнес камень в храм царей. О, великая тайна! Он перестал видеть, он перестал слышать, когда он прочел эту чистую и святую главу, и он не приближался более ни к одной женщине и не ел более мяса животных и рыб".

Что же было истинного в этих волнующих рассказах, в этих священных образах, позади которых трепетала страшная тайна потустороннего мира? "Изида и Озирис знают о том!" отвечали ему на это. Но кто же были эти боги, о которых жрецы упоминали не иначе, как приложив палец к устам? Чтобы получить на это ответ, чужеземец стучался в двери великого храма Фив или Мемфиса.

Служители вводили его под портик внутреннего двора, огромные колонны которого казались гигантскими лотосами, поддерживающими своею силой и чистотой солнечный Ковчег, храм Озириса. Иерофант подходил к вновь пришедшему. Величие его облика, спокойствие его лица, тайна его непроницаемых глаз, светящихся внутренним светом, производили сильное впечатление на новичка. Взгляд Иерофанта проникал как острие копя. Чужеземец чувствовал себя лицом к лицу с человеком, перед которым невозможно что-либо скрыть.

Жрец Озириса вопрошал пришедшего об его родном городе, об его семье и о том храме, где он получил свои познания. Если после этой короткой, но проникновенной проверки он оказывался недостойным приблизиться к мистериям, молчаливым, но непреклонным жестом ему указывали на дверь.

Если же Иерофант находил в ищущем искреннее искание истины, он предлагал ему следовать за собой. И тогда они проходили через портики, через внутренние дворы, через аллею, высеченную в скале, открытую сверху и окаймленную обелисками и сфинксами, которая вела к небольшому храму, служившему входом в подземные пещеры. Дверь ведущая к ним, была закрыта статуей Изиды в натуральную величину. Богиня изображалась сидящей с закрытой книгой на коленях, в позе глубокого размышления. Лицо ее было закрыто; под статуей виднелась надпись: ни единый смертный не поднимал моего покрывала .

"Вот дверь в тайное святилище", говорил Иерофант. "Посмотри на эти две колонны. Красная представляет восхождение духа к свету Озириса; темная означает его пленение в материи и падение его может окончиться полным уничтожением. Каждый прикасающийся к нашему учению, ставит на ставку свою жизнь. Безумие или смерть, вот что находит здесь слабый или порочный; одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие. Много легкомысленных вошли этой дверью и не вышли живыми из нее. Это – бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом. Подумай основательно о том, куда ты направляешься, об опасностях, которые ожидают тебя. И если твое мужество несовершенно, откажись от своего желания. Ибо после того, как эта дверь закроется за тобой, отступление уже невозможно".

Если чужеземец продолжал настаивать, Иерофант отводил его во внешний двор и передавал служителям храма, с которыми он должен был провести неделю, отбывая самые смиренные работы, слушая гимны и производя омовения. При этом он должен был сохранять абсолютное молчание.

Когда наступал вечер испытаний, два неокора или помощника отводили его к двери тайного святилища. Входом служили совершенно темные сени без видимого выхода. С двух сторон этой темной залы чужестранец различал при свете факелов ряд статуй с человеческими телами и с головами животных: львов, быков, хищных птиц и змей, которые, казалось, смотрели на него оскалив зубы. В конце этого темного прохода, через который шли в глубоком молчании, находилась мумия и человеческий скелет в стоячем положении друг против друга. Молчаливым жестом оба неокора указывали вступающему отверстие в стене, как раз против него. Это был вход в коридор, настолько низкий, что проникнуть туда можно было только согнувшись и передвигаясь на коленях.

– Ты еще можешь вернуться назад, – произносил один из неокоров. – Дверь святилища еще не заперта. Иначе ты должен продолжать свой путь через это отверстие и уже безвозвратно.

Если вступающий не отступал, ему давали в руку маленькую зажженную лампу. Неокоры удалялись, с шумом закрывая за собою двери святилища.

Колебаться было бесполезно; нужно было вступить в коридор. Лишь только он проникал туда, ползя на коленях с лампой в руке, как в глубине подземелья раздавался голос: "здесь погибают безумные, которые жадно восхотели знания и власти".

Благодаря акустическому приспособлению, эхо повторяло эти слова через определенные промежутки семь раза. Но подвигаться было все же необходимо; коридор расширялся, спускаясь все более и более крутым наклоном. Под конец перед путником раскрывалось воронкообразное отверстие. В отверстии виднелась висячая железная лестница; он спускался по ней. Достигнув последней ступеньки, смелый путник погружал взоры в бездонный колодец. Его маленькая лампа, которую он сжимал в руке, бросала бледный свет в страшную темноту. Что было делать ему? Возврат на верх был невозможен; внизу ожидало падение в темноту, в устрашающую ночь.

В эту минуту великой нужды он замечал слева углубление в стене. Держась одной рукой за лестницу, а другой протягивая свою лампу, он – при ее свете – замечал ступеньки, слабо выделявшиеся в отверстии. Лестница! Он угадывал в ней спасение и бросался туда. Лестница вела наверх; пробитая в скале, она поднималась спиралью. В конце ее путник видел перед собой бронзовую решетку, ведущую в широкую галерею, поддерживаемую большими кариатидами. В промежутках между кариатидами виднелись на стене два ряда символических фресок, по одиннадцати с каждой стороны, нежно освещаемые хрустальными лампами, которые были утверждены в поднятых руках прекрасных кариатид.

Маг, называемый пастофор (хранитель священных символов), открывал решетку перед посвященным, принимая его с благосклонной улыбкой. Он поздравлял его с благополучными окончанием первого испытания, затем, проходя с ними по галерее, объяснял ему смысл священной живописи. Под каждой из картин виднелись буква и число. Двадцать два символа изображали двадцать две первые тайны (arcanes) и составляли азбуку оккультной науки, т.е. абсолютные принципы, ключи, которые становятся источником мудрости и силы, если приводятся в действие волей.

Эти принципы запечатлевались в памяти благодаря их соответствию с буквами священного языка и с числами связанными с этими буквами. Каждая буква и каждое число выражают на этом язык троичный закон, имеющий свое отражение в мире божественном , в мире разума и в мире физическом .

Подобно тому, как палец, трогающий струну на лире, заставляя звучать одну ноту в гамме, приводит в колебание и все гармонирующие с нею тона, так и ум, созерцающий свойства числа, и голос, произносящий букву с сознанием всего ее значения, вызывают силу, которая отражается во всех трех мирах.

Таким образом буква А, которая соответствует единице, выражает в божественном мире : Абсолютную Сущность, из которой происходят все существа; в мире разума : единство – источник и синтез чисел; в мире физическом : человека, вершину земных существ, могущего, благодаря расширению своих способностей, подниматься в концентрические сферы бесконечного.

Первый символ у египтян носил изображение иерофанта в белом облачении со скипетром в руке, с золотой короной на голове. Белое облачение означало чистоту, скипетр – власть; золотая корона – свет вселенной.

Тот, кого подвергали испытаниям, был далек от понимания всего окружающего; но неизведанные перспективы раскрывались перед ним, когда он слушал речи пастофора перед таинственными изображениями, которые смотрели на него с бесстрастным величием богов. Позади каждого из них он провидел как бы молнией освещаемые ряды идей и образов, внезапно выступающих из темноты. Он начинал подозревать в первый раз внутреннюю суть мира , благодаря таинственной цепи причин. Таким образом от буквы к букве, от числа к числу, учитель объяснял ученику смысл таинственного состава вещей и вел его через Изиду Уранию к колеснице Озириса, от молнией разбитой башни к пылающей звезде и, наконец, к короне магов.

"И запомни, – говорил пастофор, – что означает эта корона: всякая воля, которая соединяется с божественной волей, чтобы проявлять правду и творить справедливость, вступает еще в этой жизни в круг силы и власти над всем сущим и над всеми вещами; это и есть вечная награда для освобожденного духа". Слушая эти слова учителя. посвящаемый испытывал и удивление, и страх, и восторг. Это были первые отблески святилища и предчувствие раскрывающейся истины казалось ему зарей какого-то небесного воспоминания.

Но испытания только еще начались. После окончания своей речи, пастофор открывал дверь, за которой был входа в сводчатый коридор, узкий и длинный; на дальнему его конце трещал и пылал огненный костер. Но ведь это смерть! говорил посвященный и смотрел на своего руководителя с содроганием. "Сын мой, – отвечал пастофор – смерть пугает лишь незрелые души. В свое время я проходили через это пламя, как по долине роз". И решетка, отделяющая галерею символов, закрывалась за посвящаемым. Подойдя к самому огню, он увидел, что пламенеющий костер происходит от оптического обмана, создаваемого легкими переплетеньями горящих смолистых веток, расположенных косыми рядами на проволочных решетках, тропинка обозначенная между ними, позволяла быстро пройти, минуя огонь.

За испытанием огнем следовало испытание водой . Посвящаемый был принуждены пройти через стоячую, чернеющую воду, освещенную заревом, падающим от оставшегося позади костра.

После этого два неокора вели его в темный грот, где ничего не было видно кроме мягкого ложа, таинственно освещенного бледным светом бронзовой лампы, спускающейся с высоты свода. Здесь его обсушивали, растирали, поливали его тело душистыми эссенциями и одев его в льняные ткани, оставляли в одиночестве, говоря: "отдохни и ожидай иерофанта".

Посвящаемый растягивал свои усталые члены на пушистых коврах великолепного ложа. После всех перенесенных волнений, минута покоя казалась ему необыкновенно сладкой. Священная живопись, которую он только что видел, все эти таинственные образы, сфинксы и кариатиды, вереницей проходили в его воображении. Почему же одно из этих изображений снова и снова возвращалось к нему, преследуя его как галлюцинация?

Перед ним упорно вставал десятый символ, который изображал колесо, подвешенное на своей оси между двумя колоннами. С одной стороны на него поднимается Германубис, гений добра, прекрасный, как молодой эфеб; с другой стороны – Тифон, гений зла, бросается головой внизу в пропасть. Между обоими, на самой вершин колеса, виднеется сфинкс, держащий меч в своих когтях.

Слабые звуки отдаленной музыки, которые, казалось, исходили из глубины грота, заставили исчезнуть это видение. Это были звуки легкие и неопределенные, полные грустного и проникающего томления. Металлический перезвон раздражал его ухо, смешиваясь со стонами арфы, с пением флейты, с прерывающимися вздохами, подобными горячему дыханию. Охваченный огненной грезой, чужеземец закрывал глаза. Раскрыв их снова, он увидел в нескольких шагах от своего ложа видение, потрясающее силою огневой жизни и дьявольского соблазна. Женщина, нубийка, одетая в прозрачный пурпуровый газ с ожерельем из амулетов на шее, подобная жрицами мистерий Милитты, стояла перед ним, пожирая его взглядом и держа в левой руке чашу, увитую розами.

Она была того нубийского типа, знойная и пьянящая чувственность которого сосредоточивает в себе все могущество животной стороны женщины: бархатистая смуглая кожа, подвижные ноздри, полные губы, красные и влажные, как сочный плод, жгучие черные глаза, мерцающие в полутьме.

Чужеземец вскочил на ноги, удивленный, взволнованный, не зная радоваться ему, или страшиться. Но красавица медленно подвигалась к нему и, опуская глаза, шептала тихим голосом: "Разве ты боишься меня, прекрасный чужеземец? Я приношу тебе награду победителей, забвение страданий, чашу наслаждений"...

Посвящаемый колебался; тогда, словно охваченная усталостью, Нубийка опустилась на ложе и не отрывая глаза от чужеземца, окутывала его молящими взглядом, словно влажными пламенем.

Горе ему, если он поддавался соблазну, если он склонялся к ее устами и, пьянея, вдыхал тяжелое благоухание, поднимавшееся от ее смуглых плеч. Как только он дотрагивался до этой руки и прикасался губами к этой чаше, он терял сознание в огневых объятиях... Но после насыщения пробужденного желания, выпитая им влага погружала его в тяжелый сон.

При пробуждении он чувствовал себя покинутым и охваченным глубоким отчаянием. Висячая лампа бросала зловещий свет на измятое ложе. Кто-то стоял перед ним: это был иерофант. Он говорил ему: "Ты остался победителем в первых испытаниях. Ты восторжествовала над смертью, над огнем и водою, но ты не сумел победить самого себя. Ты, дерзающий стремиться на высоты духа и познания, ты поддался первому искушению чувств и упал в бездну материи. Кто живет рабом своей плоти, тот живет во мраке. Ты предпочел мрака свету, оставайся же в нем!

Я предупреждал тебя об ожидавших тебя опасностях. Ты сохранишь жизнь, но потеряешь свободу; ты останешься под страхом смерти рабом при храме".

Если же посвящаемый опрокидывал чашу и отталкивал искусительницу, тогда двенадцать неокоров с факелами в руках окружали его и вели торжественно в святилище Изиды, где иерофанты в белых облачениях ожидали его в полном составе. В глубин ярко освещенного храма находилась колоссальная статуя Изиды из литой бронзы с золотой розой на груди, увенчанная диадемой о семи лучах. Она держала своего сына Гора на руках. Перед богиней глава иерофантов в пурпуровом облачении принимал посвящаемого, который под страшными заклятиями произносил обет молчания и подчинения. Вслед затем его приветствовали, как брата и будущего посвященного. Перед этими величавыми Учителями, вступивший в храм Изиды чувствовал себя словно в присутствии богов. Переросший себя самого, он входил в первый раз в область вечной Истины.

Примечание:

5. Памятник из цельного камня.

6. Подобные зрелища изображены на стенах царских гробниц; снимок с таких изображений имеется в книги Франсуа Ленорман, описание их имеется также в книге "La Mission des Juifs" Saint Ives d"Alveydre (глава об Египте).

7. Книга Мертвых, гл. LXIV.

8. Мы даем здесь все египетская названия в греческом переводе, более легком для европейцев.

Девушка, привязанная к стулу, тяжело дышит и истекает кровью. Руки тоже перевязаны тугой верёвкой. Одежда порвана, на ногах нет обуви, а стеклянные глаза смотрят в пол без всякого жизнелюбия. За заколоченным досками окном слышны странные мычания - зомби. Вокруг стула кровь, которая капает с лица девушки и с привязанных рук. Верёвка тоже окрасилась в красный цвет. На лице не видно слёз, видимо, они уже смешались с другой жидкостью.

Дверь открывается, заходят три парня. Два блондина. Один из них коротко подстрижен, у второго длина волос до плеч, а третий брюнет с волосами до лопаток. Один из них, тот что блондин с короткими волосами, подходит к девушке и расплывается в улыбке.

Как дела? – произносит он почти шёпотом.

Молчание. Парень достаёт нож и прикладывает к щеке своей жертве. Та молча сидит и смотрит вниз, даже не дёрнувшись.

Теперь будешь молчать? – после этой фразы она подняла взгляд и посмотрела на блондина, ожидавшего хоть какой-то реакции. Но ничего более, тишина и взгляд, в котором читался ужасный страх, который, казалось, нельзя было скрыть ничем.

После недолгого молчания два остальных парня занимались своими оружиями, сидели на диване и слушали громкие крики, которые издавала девушка, пытаясь вырваться со стула. Совершенно без каких-либо эмоций они продолжали своё дело, пока другая сходила с ума от боли.

А так? – парень снова посмотрел на неё, только теперь на её лице виднелся глубокий порез, проходящий через правый глаз.

Вытекавшая из глаза кровь отлично заменяла слёзы. Смотря на это, тот улыбался, держа в руке нож. Девушка молчала, пытаясь закрыть глаз. Тогда он встал сзади неё и, нагнувшись, начал проводить яркие полосы на руках со стороны, где проходили вены. Она снова начала кричать, направив голову в потолок и широко раскрыв зелёные глаза. Стул шатался во все стороны, но бесполезно было что-либо предпринимать.

Отойдя на расстояние, он начал с восторгом рассматривать её новые записи на обеих руках, сделанные его ножом. На левой руке отчётливо были видны слова: «Безумие». На правой же: «Или смерть». Сами слова были написаны большими печатными буквами, из которых вытекала кровь.

Немного постояв и полюбовавшись, он подошёл спереди и поднял голову девушки за подбородок так, что она смотрела ему в глаза, задыхаясь.

Что ты должна сказать? – спросил он.

Ублюдок, - еле как произнесла девушка, после чего получила пощёчину.

Некультурная, - после этой фразы он отошёл минуты на две, а после вернулся со странными браслетами, внутри которых виднелись острые шипы. – Теперь будешь платить за свою наглость.

Парень нагнулся и надел браслеты на ноги пленницы так, что шипы полностью вонзились в кожу, а сама она взвыла от боли, пытаясь отбиваться ногами, даже врезав пару раз блондину по лицу, причём зря. Он поднялся и дал ещё одну сильную пощёчину так, что той пришлось отвернуть голову. Из глаз тёк ручей слёз, который медленно протекал через кровь на щеках. Он громко смеялся, глядя на это зрелище.

Дин, ещё одно нападение, - произнёс брюнет, после чего смех того прекратился.

Чёрт! – выругался он, заряжая пистолет. – Тогда уходим!

Девушка открыла глаза и рухнула с дерева, приземлившись на ноги и достав из ножен парные кукри. Она нацелила оружие на парня с короткими тёмными волосами, который сидел на её байке. На его лице читался страх.

Это твоё? – он слез с мотоцикла. – Я не знал, извини…

Девушка засунула кукри обратно в ножны и достала пистолет, нацелившись на парня.

Но ведь я просто, - после этой фразы пуля пронзила его голову, а он упал на землю без всяких признаков на жизнь.

Она убрала пистолет и, запрыгнув на байк, поехала в сторону города. На улице уже было светло, поэтому легко можно было распознать дорогу. Повсюду ходили зомби, поэтому приходилось сворачивать или отстреливаться.

Наконец-то доехав до какого-то супермаркета, девушка слезла с мотоцикла и зашла в это здание. Пусто. Но зато на полках имелись чипсы, всяческие консервы, хлеб, бутылки с водой и даже жвачка. Не раздумывая, взяла булку хлеба, воду и пачку «Lays». Единственным плюсом апокалипсиса являлась бесплатная еда. А ещё хорошо жилось тем, кто просто терпеть не мог людей, причём это были многие.

Покрепившись и, выйдя из магазина, девушка осмотрелась по сторонам. Её внимание привлёк звук выстрелов, доносящийся с крыши. Бросив на землю пустую пачку от чипсов, она побежала в соседний подъезд и понеслась вверх по лестнице, предварительно доставая пистолет.

Выбив дверь люка ногой, она выпрыгнула на крышу и, сев на корточки, прицелилась в сторону, где стояли три парня, явившихся в её сне. Напротив них стоял парень лет двадцати (её сверстник) с русыми волосами, которые свисали до плеч. Чёлка закрывала глаза так, что их цвет трудно было разглядеть. В руке он держал пистолет, направленный на тех парней, которые тоже держали в руках пистолеты.

Египетский лабиринт. Рис. Тони Пекораро

Считается, что самый древний египетский лабиринт, построенный в 2300 году до н. э., располагался у озера Биркет-Карун в окрестностях Каира. Это было огромное здание площадью 70 тысяч квадратных метров, обнесенное стеной. Внутри него располагалось 1,5 тысячи наземных помещений и такое же количество – под землей (там были гробницы фараонов и крокодилов). Перед входом в лабиринт висела табличка с надписью: «Безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».
У многих путешественников и просто любителей древности Египет ассоциируется с пирамидами, однако, самой выдающейся постройкой египтян, были не пирамиды, а огромный лабиринт, который был построен рядом с озером Мойрис, известным сегодня как озеро Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил - в 80 километрах к югу от современного города Каира.

Египетский Лабиринт Реконструкция Афанасия Кирхера

Описанный древним историком Геродотом египетский лабиринт был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 тысяч квадратных метров. Весь этот колосс использовался в качестве гробницы для фараонов и крокодилов, которые в Египте считались такими же священными, как правители. Хотя есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта.

Реконструкция на основе раскопок сэра Флиндерса Петри

Сложная система коридоров, дворов, комнат и колоннад была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Большей частью лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома. Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

Хотя и считается, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов.

Связь лабиринта с мифами лучше всего понимаешь, когда знакомишься с религиозными ритуалами, посвященными египетскому богу Осирису, который, по представлениям древних египтян, когда-то был царем Египта.

Развалины Лабиринта

Осирис был богом мертвых, или богом загробного мира. Ежегодно его смерть разыгрывали в религиозной мистерии. Под громкое причитание и плач проходил обряд принесения в жертву священного быка Аписа, который символизировал Осириса. Этот плач обращался в радостные возгласы, когда жрец объявлял народу радостную весть о воскресении Осириса. С этими мистическими обрядами египтяне связывали свои надежды на жизнь. Они верили, что каждый человек, а не только царь, после смерти уподобляется Осирису.

Египетский «лабиринт» не является лабиринтом-путаницей, а представляет собой погребальный храм, который выстроил величайший из фараонов XII династии Аменемхет III к югу от своей пирамиды поблизости от Хавары, недалеко от Эль-Фаюма. Это необычайно большое сооружение - размеры его основания составляют в длину 305 метров и 244 метра в ширину. Греки восхищались этим лабиринтом больше, чем любыми другими египетскими постройками, за исключением пирамид. Во времена античности его называли «лабиринт», и он послужил моделью для лабиринта на Крите.

За исключением нескольких колонн, в настоящее время он полностью разрушен. Все, что нам о нем известно, основывается на древних свидетельствах, а также на результатах раскопок, выполненных сэром Флиндерсом Петри, который предпринял попытку реконструкции данной постройки.

Самое раннее упоминание принадлежит греческому историку Геродоту Галикарнасскому (около 484- 430 до н. э.), он упоминает в своей «Истории», что Египет разделен на двенадцать административных округов, которыми правят двенадцать правителей.
Манефон, верховный жрец Египта из Гелиополя, который писал на греческом, отмечает в своем сохранившемся в отрывках труде, датируемом III веком до н. э. и посвященном истории и религии древних египтян (дошедшем до нас в виде цитат, приводимых другими авторами), что создателем лабиринта был четвертый фараон XII династии, Аменемхет III, которого он называет Лахарес, Лампарес или Лабарис и о котором он пишет так: «Он правил восемь лет. В Арсинойском номе он выстроил себе гробницу - лабиринт со множеством комнат».

Авторы древности не предлагают никакого единого, последовательного определения этого выдающегося сооружения. Однако поскольку в Египте времен фараонов из камня строились только святилища и сооружения, посвященные культу умерших (гробницы и погребальные храмы), - тогда их все прочие здания, включая и дворцы, строились из дерева и глиняных кирпичей, - значит, лабиринт никак не мог быть дворцом, административным центром или памятником (при условии что Геродот, говоря о «памятнике, монументе», не имеет в виду «гробницу, что вполне возможно).

Вот что пишет о нем в «Исторической библиотеке» греческий историк Диодор Сицилийский, который в период между 60 и 57 годами до н. э. посетил Египет:

«Этот Лабиринт примечателен не столько своими размерами, сколько хитростью и искусностью внутреннего устройства, воспроизвести которое невозможно».

Манефон, верховный жрец Египта из Гелиополя, отмечает в своей, сохранившейся в отрывках, «Египтиаке», что создателем лабиринта, был четвертый фараон XII династии, Аменемхет III, которого он называет Лампарес или Лабарис, и о котором он пишет так: «… (Он) правил восемь лет. В Арсинойском номе он выстроил себе гробницу - лабиринт, со множеством комнат».
С другой стороны, поскольку фараоны XII династии сооружали в качестве гробниц пирамиды, единственно возможным предназначением «лабиринта» остается храм.

Неубедительным остается и ответ на вопрос о том, как этот «лабиринт» получил свое название. Предпринимались попытки вывести данный термин из египетских слов «al lopa-rohun, laperohunt» или «ro-per-ro-henet», обозначающих «вход в храм у озера». Но между этими словами и словом «лабиринт» нет фонетического соответствия, также и в египетских текстах не обнаружено ничего похожего. Высказывалось также предположение, что тронное имя Аменемхета III, Ламарес, эллинизированный вариант которого звучит как «Лабарис», происходит от названия храма Лабариса.

Немецкий иезуит и ученый Атанасий Кирхер попытался реконструировать египетский «лабиринт», очевидно основываясь на античных описаниях. В центре рисунка помещен лабиринт, который Кирхер, возможно, смоделировал по образцам с римских мозаик. Вокруг расположены изображения, символизирующие двенадцать номов - административных единиц Древнего Египта, описанных Геродотом (II. 148).

Из других источников: Египетский лабиринт представлял собой гигантское четырехугольное сооружение, размеры основания которого составляют 305 х 244 метра. Греки восхищались лабиринтом больше, чем всеми остальными египетскими постройками, за исключением пирамид.

Плиний Старший (23/24-79 н. э.) в своей «Естественной истории» также приводит описание лабиринта: «До сих пор еще существует в Египте в Гераклеопольском номе тот, который был создан первым, как передают, 3600 лет тому назад царем Петесухом или Титоесом, хотя Геродот говорит, что все это сооружение создано 12 царями, последним в числе которых был Псамметих. Назначение его истолковывают по-разному: по Демотелу, это был царский дворец Мотерида, по Ликею - гробница Мерида, по истолкованию многих, оно было построено как святилище Солнца, что наиболее вероятно». И далее он сообщает о необычайной прочности Лабиринта и о том, что он был поделен между двенадцатью номами: В египетском (лабиринте), что меня лично удивляет, вход и колонны - из камня с Пароса, остальное в нем сложено из глыб сиенита [розового и красного гранита], которые едва ли могут разрушить даже века, хотя бы и при содействии гераклеопольцев, которые относились к этому сооружению с необычайной ненавистью…

Подробно описать расположение этого сооружения и каждую часть в отдельности невозможно, так как оно разделено на регионы, а также на префектуры, которые называют номам, … кроме того, в нем есть храмы всех богов Египта, и, сверх того, Немесис в 40 эдикулах (закрытых молелен заупокойных храмов) заключил много пирамид по сорока обхватов, занимающих по шести арур (0,024 га) в основании…

Историки свидетельствуют, что египетский Лабиринт, достойно соперничал со знаменитыми чудесами света.

Лабиринт Аменемхета, послужил прообразом для Лабиринта в Кноссе

источник http://masterok.livejournal.com/3146898.html