Общие черты и строение млекопитающих. Разработка урока по биологии Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты Лабораторная работа внутреннее строение млекопитающих




Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит? Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих. Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит? Найдите на скелете млекопитающего кости, со­ставляющие пояс передних конечностей.

Рассмотрите кости передних конечностей. Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы. Рассмотрите кости задних конечностей. Зарисуйте скелет млекопитающего

ВЫВОД: Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей. Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются еще в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооруженные зубами, которые находятся в углублениях - альвеолах. Позвоночник состоит из следующих пяти отделов: шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть-семь позвонков), крестцового (четыре слившихся позвонка) и хвостового отдела из разного числа позвонков у разных млекопитающих. Позвонки массивные, с уплощенными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленя-ются ребра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Кора-коиды (вороньи кости) у большинства зверей редуцированы. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, редуцированы и ключицы. Пояс задних конечностей (тазовый пояс) состоит из двух крупных тазовых костей. Каждая из них возникла при срастании лобковой, седалищной и подвздошной костей. Тазовые кости срастаются с крестцом. У млекопитающих сложная система мышц. Наиболее развиты мышцы, двигающие конечности. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям свободной конечности. Длинные сухожилия подходят к костям стопы и кисти, что обеспечивает хорошую подвижность конечностей, расширяя их приспособительные (адаптивные) возможности. Хорошо развиты межреберные дыхательные мышцы, сокращение которых поднимает и опускает грудную клетку. Есть мышцы, которые соединяются с кожей: например мимические мышцы, сокращение которых вызывает подергивание кожи, движение шерстного покрова, вибрисс. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой - диафрагмой. Она широким куполом входит в грудную полость и прилегает к легким

Лабораторная работа № 11.
Строение яйца птицы

У птиц яйца созревают в яичнике. По мере созревания они поступают в яйцевод, в котором происходит оплодотворение. Стенки яйцевода богаты железами. Проходящие по нему яйца покрываются толстым слоем белка и другими оболочками.

Цель: ознакомиться со строением яйца, определить функции оболочек яйца.

Оборудование: свежее сырое яйцо, лоток (тарелка), скальпель, пинцет, лупа.

Техника безопасности. Для работы используйте лабораторный фартук. Осторожно обращайтесь со скальпелем, чтобы не порезаться.

ХОД РАБОТЫ

1. Скальпелем осторожно, как показано на рис. 10, разбейте яйцо над лотком и вылейте в него содержимое яйца. Не повредите желток!

2. На половинке скорлупы с тупым концом с внутренней стороны найдите полость, отгороженную внутренней подскорлуповой оболочкой. Какую функцию выполняет эта воздушная камера?_________________________________________________________________________

3. Пинцетом отделите подскорлуповую оболочку. Что она из себя представляет? Какую функцию она выполняет?______________________________________________________________________________

4. Рассмотрите скорлупу под лупой. Найдите поры. Какое они имеют значение?___________________
_

5. Найдите в прозрачном белке уплотненные канатики, идущие к желтку. Какую функцию они выполняют?__________________________________________________________________________

Какую функцию выполняет белок?_________________________________________________________
__

6. Рассмотрите желток, покрытый желточной оболочкой. Найдите на его поверхности круглое светлое пятнышко – зародышевый диск. Каковы функции желтка и зародышевого диска? ___________________

7. Зарисуйте яйцо и сделайте подписи.

Выводы

1. В процессе длительной эволюции у птиц возникли приспособления к размножению на суше. Оплодотворение у птиц _______________. Оплодотворенные яйца содержат большой запас ________________ и покрыты ___________, ________________, защищающей их от высыхания и повреждения. В яйце, вокруг зародыша, образуется особый мешок, наполненный __________. Это дало возможность птицам размножаться вне воды и заселить________________ .

2. В чем преимущество в строении яйца птицы по сравнению с яйцом пресмыкающихся?_____________
__________________________________________

3. Какие особенности строения яйца связаны с размножением птиц в наземной среде?_______________
________________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Почему зародышевый диск яйца всегда обращен кверху?____________________________________
______________________________________________________________________________________

2. Почему не советуют мыть куриные яйца, предназначенные для длительного хранения?___________

Лабораторная работа № 12.
Внешнее строение млекопитающих

Млекопитающие, или звери, – самые высокоорганизованные позвоночные животные. Их кожа покрыта шерстью, имеются млечные железы, челюсти с дифференцированными зубами, ушные раковины. Теплокровность, живорождение, выкармливание детенышей молоком, высокоразвитая нервная система позволяют млекопитающим обитать в самых различных условиях.

Цель: ознакомиться с внешним строением млекопитающих, найти черты приспособленности к жизни в различных средах обитания.

Оборудование: таблица «Внешнее строение млекопитающего», рисунки в учебнике.

ХОД РАБОТЫ

1. Опишите форму тела млекопитающего. Укажите, из каких отделов оно состоит. _________________
_______________________________________________________________________________________

2. Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц?_______________________
________________________________________________________________________________________

Перечислите типы желез, находящихся на коже. Каково их значение?___________________________
_______________________________________________________________________________________

Волосы каких типов различают на теле млекопитающего, и каково их значение?__________________
_______________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите голову млекопитающего. Какие органы расположены на голове?____________________
_________________________________________________________________________________________

Каковы особенности строения этих органов?________________________________________________
________________________________________________________________________________________

4. Чем отличаются конечности млекопитающего от конечностей пресмыкающегося? В чем преимущество такого строения ног?

5. Сделайте подписи к рис. 11, 12.

Выводы

1. В чем проявляется усложнение строения млекопитающего по сравнению с пресмыкающимися?
_____________________________________________________________________________________

2. Какие особенности покровов кожи являются доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся?______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

3. Можно ли по внешнему виду млекопитающего определить среду обитания? Приведите пример.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Можно ли по внешнему виду млекопитающего предположить какой образ жизни он ведет? Приведите пример.________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. В процессе эволюции жизнь в каких средах повлекла за собой исчезновение ранее существовавших конечностей у млекопитающих? Приведите пример. __________________________________________
_______________________________________________________________________________________

2. Чем домашние животные отличаются от диких предков по строению и поведению?_______________
__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 13.
Строение скелетов позвоночных животных

Строение тела хордовых животных различных классов сходно. Для всех них характерно наличие внутреннего скелета, который обеспечивает поддержку и защиту внутренних органов и является местом крепления мышц.
Круглоротые (миноги) и хрящевые (акулы и скаты) рыбы имеют хрящевой скелет. Костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие имеют костный скелет, основой которого является позвоночник, что позволяет отнести их к позвоночным.
Сходство скелетов хордовых животных различных классов является доказательством эволюционной связи между ними и подтверждает наличие общего предка.
Скелет образован костями, которые, имея общее происхождение, выполняют различные функции. Примером могут служить ласты кита, лапа крота, крыло птицы. Такие органы называются гомологичными.

Цель: найдите сходство и различие в строении скелетов различных позвоночных животных. Определите, какие кости являются гомологичными.

Оборудование: раздаточный материал по скелету земноводного, пресмыкающегося, птицы, млекопитающего.

ХОД РАБОТЫ

1. Последовательно рассмотрите скелеты представителей различных классов позвоночных животных. Найдите отделы скелета и подпишите рис. 13–17.

2. Какие отделы имеются в скелетах животных, изображенных на рисунках?_____________________
______________________________________________________________________________________

Какие различия вы нашли?______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите черепа. Подпишите на рис. 13–17 названия костей черепа. Найдите сходство _______
_________________________________________________________________________________________;

различия______________________________________________________________________________

Чем зубы пресмыкающегося отличаются от зубов млекопитающих?_____________________________
_____________________________________________________________________________________

Сделайте подписи к рис. 13.

Животным каких отрядов принадлежат челюсти, изображенные на рис. 13?

Можно ли определить по форме, величине и числу зубов, к какому отряду принадлежит млекопитающее? Ответ поясните. _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.

4. Рассмотрите позвоночник. Подпишите на рис. 14–17 названия отделов позвоночника. Из каких отделов он состоит у земноводного_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________;

пресмыкающегося_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________;

птицы_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________;

млекопитающего_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.

Какие отделы позвоночника подвижны, а какие малоподвижны?________________________________
______________________________________________________________________________________

Из каких костей состоит позвоночник?______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Какое значение имеет такое соединение костей?______________________________________________
________________________________________________________________________________________

5. Из каких костей состоят грудные клетки животных, изображенных на рис. 14–17?

В чем сходство грудных клеток?___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В чем их различие?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Каково значение грудной клетки? ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

6. Найдите пояса передних конечностей.

Из каких костей они состоят?____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем их сходство?______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В чем различие?______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Какое значение они имеют?_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

7. Из каких костей состоят передние конечности? Подпишите рис. 14–17.

Чем сходство крыла птицы с передней конечностью других животных? ___________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

8. Найдите кости поясов задних конечностей. Подпишите рис. 14–17. Как они соединяются между собой и какое это имеет значение?_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

9. Рассмотрите отделы задних конечностей. Подпишите рис. 14–17.

В чем их сходство?_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем различие?_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Выводы

1. Какие особенности скелета характерны для всех позвоночных животных?_______________________
_________________________________________________________________________________________

2. Каковы особенности строения зубов млекопитающих? В чем заключается взаимосвязь их строения и функций?_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

3. Какое значение имеет подвижное соединение частей конечностей?___________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

4. Какое значение в жизни пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеет подвижное соединение головы и туловища посредством шеи?_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Докажите, что крыло птицы представляет собой видоизмененную конечность наземного позвоночного животного?____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2. У какой птицы – страуса или стрижа лучше развит киль? Ответ поясните.__________________

Лабораторная работа № 14.
Внутреннее строение позвоночных животных

Внутреннее строение позвоночных животных различных классов сходно. Для всех них характерно наличие следующих систем внутренних органов: пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной, половой.
Сходство внутренних органов позвоночных животных подтверждает эволюционную связь между ними. В строении и работе всех систем внутренних органов по мере повышения уровня организации животных происходят существенные изменения.

Цель: найти сходство и различие в строении внутренних органов позвоночных животных различных классов.

Оборудование: влажные препараты рыбы, лягушки, птицы, крысы; таблицы «Сердце», «Головной мозг», рисунки в учебнике.

Техника безопасности: осторожно обращайтесь с влажными препаратами в стеклянных сосудах.

ХОД РАБОТЫ

1. Последовательно рассмотрите влажные препараты представителей разных классов позвоночных животных. Найдите с помощью рисунков в учебнике пищеварительную систему. Из каких органов она состоит?_____________________________________________________________________________
Протоки каких желез впадают в отдел двенадцатиперстной кишки?_____________________________
____________________________________________Каковы особенности пищеварения у птиц?______
_______________________________________________________________________________________

Рис. 29

6. При помощи рисунка в учебнике найдите органы размножения. Назовите их.

У самок__________________________________
У самцов_________________________________

Заполните таблицу.

Чем яйцо отличается от икринки?__________________________________________________________

Чем яйцо птицы отличается от яйца пресмыкающегося?______________________________________
______________________________________________________________________________________

В чем преимущество развития зародыша в матке у млекопитающих?___________________________
_______________________________________________________________________________________

Выводы

1. В каких отделах пищеварительного канала происходит пищеварение?_________________________
________________________________________________________________________________________

Какие пищеварительные железы участвуют в этом процессе?__________________________________
_______________________________________________________________________________________

2. Какое значение имеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы в обмене веществ?_________________________________________________________________________

Чем объяснить высокий уровень обмена веществ у птиц и млекопитающих?______________________
________________________________________________________________________________________

3. Какое значение имеет нервная система?_________________________________________________

4. Какие особенности развития зародыша указывают на родство млекопитающих с более низкоорганизованными животными?________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Чем объяснить, что у растительноядных млекопитающих длина кишечника превышает длину тела в 15–28 раз, а у хищных в 4–6 раз?___________________________________________________________

2. В чем заключается разница между безусловным рефлексом и инстинктом? Приведите примеры.
_______________________________________________________________________________________

Цель: Изучить особенности строения скелета

Оборудование: Скелет крота (кролика или кошки), пинцет

Ход работы:

1. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.

2. Из каких отделов состоит скелет головы?________________ Обратите внимание на значительные размеры черепной коробки. С чем связано такое ее развитие? ________________ В каких костях черепа находятся зубы? ________________ Все ли зубы одинаковые по форме и размеру? С чем это может быть связано? ________________

3. Сколько и какие отделы выделяют в позвоночнике млекопитающих? Из скольки позвонков состоит каждый отдел? ________________

4. Рассмотрите грудную клетку. Какими костями она образована? ________________ Какое значение она имеет в организме животного? ________________

5. Рассмотрите скелет пояса передних конечностей (плечевого пояса). Какими костями она образована? ________________ Почему происходит редукция ключицы у некоторых животных?_______________ Назовите представителей ________________

6. Из каких отделов состоит передняя конечность? __________________ Найдите плечевую, лучевую, локтевую кости, а так же кости запястья, пястья и фаланги пальцев. Сколько пальцев имеют млекопитающие? ________________

7. Рассмотрите скелет задних конечностей и их пояс (тазовый пояс). Найдите тазовые кости, из каких сросшихся костей они состоят? ________________ Определите характер прикрепления тазовых костей к крестцовому отделу позвоночника – подвижное соединение или срастание? ________________ Найдите бедро (бедренную кость), голень (большую берцовую и малую берцовую кости), стопу (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев).

8. Перечислите характерные особенности строения скелета млекопитающего (если сравнивать с пресмыкающимися) и определите, какое значение имеют эти особенности строения? ________________

9. Рассмотрите на рисунке особенности строения скелета собаки. Подпишите названия частей скелета и костей, указанных цифрами. Найдите эти части скелета на натуральном объекте. ________________

10. Какие мышцы развиты у млекопитающих в связи с чем произошло их развитие? _______________

Какое значение в жизни млекопитающих, птиц и пресмыкающихся имеет подвижное соединение головы и туловища с помощью шеи? ________________

Постоянно ли количество позвонков в шейном отделе млекопитающих? ________________

Какое значение имеет расчленение конечностей на подвижно соединенные рычаги? ________________

Каковы особенности строения зубов млекопитающих? В чем заключается взаимосвязь их строения и функций? ________________

Проблемные задачи:

1. У большинства птиц в грудине имеется киль. Может ли быть такое образование на грудине млекопитающих? Если да, то у каких и с связи с чем он развит? ________________

2. У мелких зверьков (мыши, крысы, хори и др.) позвоночник отличается большой подвижностью, гибкостью. У крупных млекопитающих, например копытных, все отделы позвоночника (кроме шейного и хвостового) малоподвижны. Как можно объяснить такое различие в строении позвоночника млекопитающих? ________________

8 класс
Тема: Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Задачи:
изучить особенности строения органических веществ, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов. образовательная: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ, входящих в состав клетки; развивающая: формировать умения: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь.
ХОД УРОКА
1. Орг момент
2. Проверка знаний учащихся
Макроэлементы, микроэлементы, биоэлементы
Устный опрос
Какие вещества относятся к макроэлементам? (кислород, водород, азот, углерод)
Какие вещества относятся к микроэлементам? (натрий, кальций, фосфор, калий, сера, железо и др.)
Какова роль кальция в организме? (свертываемость крови, формирование костной ткани)
Какова роль железа и магния? (перенос кислорода и участие в фотосинтезе соответственно)
Назовите свойства воды (полярность, диполь, теплопроводность, теплоемкость)
Приведите примеры солей, содержащихся в клетке (катионы калия, натрия и кальция)
3. МОТИВАЦИЯ И СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА
Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать рассматривать химический состав клетки, изучим органические вещества, которые содержатся в клетке, их структуру, функции и взаимосвязь.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Ведущими органическими веществами, входящими в состав клетки, являются белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).
БЕЛКИ основная составная часть любой живой клетки. На их долю приходится половина сухого вещества клетки (после удаления из нее волы). Белки выполняют в ней чрезвычайно разнообразные функции, из которых самая важная каталитическая функция. Любая химическая реакция в клетке протекает при участии особых биологических катализаторов ферментов. А любой фермент белок. Следовательно, без белков-ферментов клетка не смогла бы осуществить ни одной химической реакции, а значит не смогла бы ни расти, ни размножаться, ни функционировать. Где нет белка, там нет жизни. Именно это и заставило Ф. Энгельса определить жизнь как форму cуществования белковых тел такую форму, которая реализуется через постоянный обмен веществ.
Помимо каталитической, очень важна структурная (строительная) функции белков. Белки входят в состав всех мембран, окружающих и пронизывающих клетку. В соединении с ДНК белок составляет тело хромосом, а в соединении с РНК тело рибосом. Растворы низкомолекулярных белков входят в состав жидких фракций клетки. Наконец, именно с белками связано осуществление таких функций, как перенос кислорода в теле организма (его осуществляет белок крови гемоглобин), сокращение мускулатуры, передача раздражения по нервам и целый ряд других, т.е. двигательную, транспортную и защитную (антитела) функции.
Всего известно 20 различных аминокислот, входящих в состав белков. Молекулы белков имеют 4 структуры: первичную, вторичную, третичную и четвертичную.
УГЛЕВОДЫ столь же необходимая составная часть любой клетки, как и белок. В растительных клетках их значительно больше, чем в животных. Углеводы своеобразное «топливо» для живой клетки: окисляясь, они высвобождают химическую энергию, которая расходуется клеткой на все процессы жизнедеятельности. У растений углеводы выполняют и важные строительные функции: из них образуются оболочки как живых клеток, так и мертвых (древесина).
По химическому составу углеводы делятся на две большие группы: простые и сложные углеводы
Функции углеводов: строительная и энергетическая.
ЛИПИДЫ также обязательная составная часть любой клетки. Как и углеводы, жиры используются клеткой как источник энергии: при расщеплении жиров освобождается энергия. Подкожный жир играет важную теплоизоляционную роль у многих животных (водные млекопитающие). У животных, впадающих зимой в спячку, жиры обеспечивают организм необходимой энергией, так как питательные вещества извне в это время не поступают. Жиры составляют запас питательных веществ и в семенах многих растений.
Функции липидов: энергетическая, строительная и транспотрная
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ впервые были обнаружены в ядрах клеток. Существует два типа нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (сокращенно РНК). ДНК содержится преимущественно в ядре клетки, РНК в цитоплазме и в ядре. Значение нуклеиновых кислот состоит в том, что они обеспечивают синтез в клетке специфических для нее белков. Благодаря функции ДНК, связанной с синтезом белков-ферментов, осуществляется и ее генетическая роль: ДНК является носителем наследственной информации.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграф


Приложенные файлы

Лабораторный практикум по теме «Млекопитающие»

Нами были проанализированы программы по биологии разных авторов: Н.И. Сонина, И.Н. Пономарева, В.В. Пасечника.

Согласно программе под редакцией Н.И. Сонина в разделе «Млекопитающие, или звери» предусмотрены две лабораторные работы: «Определение принадлежности млекопитающих к отрядам», «Выявление приспособлений у млекопитающих к среде обитания». Они проводятся в рамках одного урока.

Согласно программе под редакцией И.Н. Пономаревой предусмотрены четыре лабораторные работы: «Изучение внешнего строения млекопитающего», «Изучение внутреннего строения млекопитающего», «Выявление приспособлений млекопитающих к среде обитания», «Распознавание домашних животных».

Согласно программе под редакцией В.В. Пасечника предусмотрены две лабораторные работы: «Изучение внешнего строения млекопитающих», «Выявление особенностей строения млекопитающих в связи с образом жизни». Они проводятся в рамках одного урока.

Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую и аргументированную позицию в этом вопросе занимают В.Ф. Шалаев, В.А. Тетюрев, Б.В. Всесвятский и В.Н. Федорова. Признавая лабораторные занятия самостоятельной организационной формой учебного процесса, они указывают на следующие характерные особенности:

1. Занятия проводятся в классных или лабораторных условиях

2. Учащиеся работают самостоятельно, используя методы наблюдения и эксперимента

3. Учитель направляет и контролирует работу учащихся.

Перечисленные особенности не выявляют отличия лабораторных занятий от других форм педагогического процесса, так как не раскрывают специфики наблюдений, проводимых на этих занятиях. Во-первых, наблюдения ведутся и на экскурсиях, и в процессе демонстрации изучаемых животных (на иллюстрациях, муляжах, чучелах); во-вторых, не всякое самостоятельное наблюдение учащихся за изучаемым объектом является характерным для лабораторных занятий.

Педагогический опыт показывает, что при обучении биологии целесообразно выделять два типа наблюдений:

1. Созерцательное наблюдение, т.е. без воздействия на изучаемый объект,

2. Действенное наблюдение, т.е. сопровождающееся воздействием на объект изучения.

Например, созерцательное наблюдение в процессе изучения млекопитающих осуществляется при рассматривании внешнего вида животных, в процессе фенологических наблюдений за жизнью животных.

Действенное наблюдение при изучении млекопитающих осуществляется при рассматривании внутреннего строения и скелета, волосяного покрова когда учащиеся совершают действия с муляжами, могут их разобрать, рассмотреть отдельные части. Строение волосяного покрова можно рассмотреть под микроскопом. Несомненно, созерцательное наблюдение как метод самостоятельной работы, имеет важное значение в обучении биологии, учащиеся непосредственно, целенаправленно воспринимают отличительные особенности изучаемого натурального предмета, хотя и не воздействуют на него. В результате таких наблюдений у учащихся возникают восприятия, формируются представления и понятия о наблюдаемых явлениях и предметах природы, например, на экскурсиях в природу, на классных уроках при работе с натуральным раздаточным материалом, а также при демонстрации учителем опытов и изучаемых объектов.

Далее нами будут рассмотрены основные методы, приемы проведения лабораторных работ. Основные методы проведения самостоятельных работ - наблюдение, опыты над животными и практические работы. Речь о лабораторных, а не о самостоятельных работах.

Проведение самостоятельных наблюдений обеспечивает активность учащихся и дополнительный интерес при изучении предмета биологии.

Знания, полученные на основе наблюдений, обычно отмечаются отчетливостью и прочностью. В процессе собственных наблюдений при выполнении лабораторных работ, развивается интерес к изучению животных, воспитывается инициатива, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

Учащиеся, проводя лабораторные работы, овладевают умениями и научными методами изучения животного мира. Поэтому самостоятельному наблюдению учащихся при проведении лабораторных работ по биологии, необходимо уделить особое внимание .

Опыты с животными

При применении опыта как метода обучения учащиеся на практики осваивают этот важнейший метод научного исследования и постепенно овладевают им. Все это ставит перед учителем зоологии задачу - использовать по возможности самостоятельную опытную работу учащихся, включающую наблюдения и опыты над животными.

Практические работы учащихся

Сочетание физического труда с изучением животных наиболее характерно для данного метода. Практическую работу учащихся с животными в известной мере можно считать учебно-позновательным трудом. Поэтому она, помимо материальной ценности, имеет и большое воспитательное значение, приучает детей трудиться, воспитывает у них любовь к физическому труду, подготавливает их к практической деятельности после окончания школы.

Для организации деятельности учащихся по выполнению лабораторной работы целесообразно подразделить их на группы (малые группы состоят из 3-5 человек). Каждой группе учащихся выдается рабочий лист с иллюстрацией исследуемого типа приспособления организмов и изложением проблемной информацией, обучающего текста, с заданием и алгоритмом выполнения практической части. Содержание предлагаемых рабочих листов позволяет не только создать проблемную ситуацию, но и организовать деятельность учащихся по осмыслению проблемы исследования, поиску учебной информации и проверке гипотезы, по получению, обсуждению и обобщению полученных результатов, стимулировать рефлексивную активность учащихся.

В процессе изучения млекопитающих могут использоваться следующие средства обучения:

· Таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие».

· Модель «Строения черепа», «Строения скелета».

· Электронные носители: иллюстрированный учебник, интерактивные модели - движение пресмыкающихся.

· Фотографии млекопитающих.

· Рисунки и схемы.

· Вопросы и задачи разной сложности по теме урока.

При проведении лабораторных работ используются приборы общего назначения: компьютерный измерительный блок, датчик пульса, дыхания, температуры; препараты (пробирки): беззубка, внутреннее строение крысы, рябы, лягушки, триона, ужа, гадюки, карася и т.д. Модели скелетов, муляжи, лабораторные приборы: микроскопы учебные, набор для микроскопирования, прибор для сравнения углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и т.д.

В качестве примера проведения лабораторной работы, обладающей исследовательским проблемным характером, приведем работу в разделе «Млекопитающие» на тему «Выявление приспособленности организмов к среде обитания».

Задачи данной лабораторной работы сводится к следующему:

· Создание условий для осознания учащимися понятий «приспособленность», «целесообразность», «адаптация», «относительность приспособленности»;

· Развитию интереса к учебной и научной информации, касающейся проблемы многообразия адаптационных особенностей у млекопитающих;

· Формированию умений учащихся применять знания об эволюционных закономерностях возникновения адаптации для объяснения механизма возникновения конкретной приспособленности, для прогнозирования следствий и формулирования выводов.

Проблемный подход к изучению учебного содержания создает условия для выдвижения учащимися гипотез, версий, аргументов, для обобщений отдельных фактов в контексте общей картины событий или процессов; дл доказательств их состоятельности или отказа от них. В ходе поиска информации по изучаемым проблемам учащиеся подводятся к самостоятельным выводам и обобщениям.

Изложение проблемной ситуации заканчивается следующими вопросами и заданиями: Как вы думаете, в чем здесь заключается проблема и как бы вы сформулировали проблемный вопрос? Сформулируйте гипотезу, объясняющую данное противоречие. Как бы вы проверили истинность собственного суждения?

Предлагается: Внимательно рассмотреть объекты исследования (натуральные и/ или иллюстративный материал).Определить условия сред обитания, вызывающие появление конкретных приспособлений у объектов. Описать характерные черты исследуемых объектов, способствующие их адаптации к условиям среды. Используя знания о движущих силах эволюции и об основных генетических закономерностях, проанализированную информацию, а так же собственные наблюдения, описать возможный путь возникновения конкретных черт адаптации.

Оценить целесообразность приспособленности объектов исследования к условиям среды обитания и обосновывать свое мнение.

Особую важность о окончании лабораторной работы представляют обсуждения всеми учащимися класса проблемного задания для каждой группы, решения которых могут также учащиеся из других групп.

Лабораторная работа по теме: «Скелет млекопитающего».

Цель: изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование и материалы:

1. Скелет кролика, кошки или крысы (по одному на двух студентов).

2. Позвонки из разных отделов тела (по одному на двух студентов).

3. Передние и задние конечности с поясами (по одному на двух студентов).

4. Черепа насекомоядных, грызунов, хищных, копытных животных (по одному на двух студентов).

5. Таблицы: 1. скелет млекопитающего; 2. строение позвонков из разных отделов тела; 3. череп (вид сбоку и снизу); 3. Скелет конечностей и их поясов.

Мозговой череп

Затылочный отдел: затылочная кость; затылочное отверстие; затылочные мыщелки.

Бока черепа: чешуйчатые кости со скуловыми отростками; скуловые; верхнечелюстные; межчелюстные (переднечелюстные); слезные; глазоклиновидные; крылоклиновидные кости.

Крыша черепа: теменные; межтеменные; лобные; носовые кости.

Дно черепа: основная клиновидная; передняя клиновидная; каменистая; крыловидные; небные кости; небные отростки верхнечелюстных костей; решетчатые лабиринты; сошник; барабанная кость; хоаны; отверстия выходов нервов, кровеносных сосудов и евстахиевой трубы.

Висцеральный череп

Нижняя челюсть: зубные кости с венечным, сочленовным и угловым отростками.

Позвоночник

Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый хвостовой.

Строение туловищного платицельного позвонка, атланта и эпистрофея.

Грудная клетка: ребра истинные и ложные; грудина (рукоядка и мечевидный отросток).

Пояса конечностей

Передняя конечность: плечо; предплечье (лучевая и локтевая кости); кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев).

Задняя конечность: бедро; голень (большая и малая берцовые кости); стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

Зарисовать:

Череп (вид сбоку и снизу)

Лабораторная работа