"опыт работы " инструктора по физической культуре. "Посеешь привычку – пожнешь здоровье!" Из опыта работы инструктора по физической культуре Опыт работы по физкультуре в доу




“...Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.”
Крэттен

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Программой развития является формирование здоровьесберегающей компетентности, как предпосылки сохранения здоровья детей и на этой базе развитие его духовного потенциала. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится на основе программы здоровьесбережения «Сибирячок», разработанной педагогами детского сада. В программе определены цель, задачи, содержание и технологии работы по формированию культуры здорового образа жизни ребенка – дошкольника.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа строится на принципах развивающей педагогики оздоровления, где здоровье дошкольников является точкой усилий не только медицинских работников, но и педагогов, родителей.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ведется по 2 программам: комплексная «Радуга» Мин.образования и науки РФ. (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурный досуги) и парциальная «Росинка. Расту здоровым» (Зимонина В.Н)

В содержание программы «Радуга» включены основные виды движений, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры для всех возрастных групп. Программный материал предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости), формирование интегративных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма). Основная цель - укрепление здоровья детей, развитие самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

В содержание программы «Росинка. Расту здоровым» включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания» для каждой возрастной группы. Основная цель - воспитание желания быть здоровыми (у детей младших групп), формирование потребности в здоровом образе жизни (у старших дошкольников), формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.

В дошкольном учреждении кроме комплексной и парциальной реализуются программы дополнительного образования, разработанные педагогами детского сада и утвержденные городским экспертным советом. Включение программ дополнительного образования в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность дает возможность расширить двигательные способности детей (удерживать статические позы, координацию, выносливость, осмысленную быстроту, моторику, ловкость), раскрыть творческий двигательный потенциал каждого ребенка. Все это благодаря занятиям степ - аэробикой, спортивной аэробикой, синхронным плаванием и другим нетрадиционным формам физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.

Педагогами детского сада широко используются игры в бадминтон, городки, кегли, кольцебросы. Освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола, хоккея) в дошкольном возрасте создает основу для дальнейших занятий спортом.

В ДОУ функционируют следующие спортивные кружки и секции:

Спортивная оздоровительная секция «Школа олимпийского резерва». Занимаются 15 дошкольников. Преподаватель Тарасова Юлия Валерьевна– инструктор по физической культуре I квалификационной категории. Ежегодно с 2001 года воспитанники МДОУ «ЦРР - детский сад №25 «Василек» участвуют в городских спартакиадах, занимают призовые места, награждаются грамотами. При поступлении в школу дети продолжают активно заниматься спортом.

Студия спортивного танца «Саяночка». Занимаются 24 дошкольника. Занятия проводит Тарасова Юлия Валерьевна – инструктор по физической культуре. Воспитанники МДОУ участвуют в показательных выступлениях на соревнованиях секций ДЮСШ города Саянска.

Секция синхронного плавания «Дельфиненок». Занимаются 15 человек. Занятия проводит Фортова Светлана Станиславовна – инструктор по физической культуре (плавание) I квалификационной категории. Ежегодно воспитанники детского сада участвуют в городских соревнованиях, выступают с показательными выступлениями в Дни открытых дверей, в Дни здоровья.

Программа дополнительного образования «Страна Здоровячков». Занимаются 17 человек. Занятия проводит воспитатель I квалификационной категории Усенко Ольга Анатольевна.

Результаты выступлений воспитанников МДОУ

№№ Наименование соревнований Занятое место
2007 I
2008 Городская Спартакиада дошкольников II
2009 Городская Спартакиада дошкольников II
2009 «Веселые старты» совместно с командой МДОУ №21 «Брусничка» I
2010 Городская Спартакиада дошкольников I

Спортивные мероприятия в ДОУ проводятся не только в форме занятий и кружковой работы. Основным видом массовых спортивных мероприятий являются физкультурные праздники и развлечения.

Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики. Спортивные праздники на свежем воздухе проводятся 1 раз в сезон, досуги ежемесячно, 3-4 раза в год проводятся спортивные праздники в бассейне.

Самые массовые и зрелищные - «День здоровья», «Спортивный парад выпускников», где участвуют дети, родители, педагоги, юные спортсмены ДЮСШ (выпускники нашего детского сада). В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника.

Физкультурно - спортивные мероприятия внутри детского сада

Мероприятие

Количество детей

1. День знаний

2. «Разноцветные планеты»

3. «Путешествие в страну Неболейка»

4. «В гостях у Лунтика»

5. «Зимушка-зима – спортивная пора!»

6. «Богатырские состязания» (совместно с папами)

7. «Штурмуем вершины»

8. «Красный, желтый, зеленый»

9. «Веселые старты»

10. « День Нептуна»

11. «Веселая игралия»

12. «Спортивный парад выпускников»

13. Прогулки- походы на лесную полянку «Веселый рюкзачок» - 1 раз в сезон (совместно с родителями)

14. День здоровья (ежеквартально)

15. Форд «Боярд»

16. Театрализованные представления

с показательными выступлениями

юных спортсменов

17. «За здоровьем - всей семьёй»

Итого:

25 мероприятий в год

Физкультурное и спортивное оборудование МДОУ подобрано с учетом возрастных особенностей детей, для наиболее полного удовлетворения двигательных потребностей каждого ребенок, развития двигательных качеств и способностей.

В ДОУ имеются:

спортивный зал , площадью 48 кв.м., где проводятся

  • физкультурные занятия под руководством инструктора по физкультуре;
  • занятия спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
  • спортивные праздники, досуги

Где имеются:

  • беговые дорожки,
  • велотренажер,
  • станки для тренировки мышц рук и ног,
  • турники, перекладины, гантели, боксерская груша,
  • кистевые динамометры, шагомеры, секундомеры;

плавательный бассейн , площадью 60м², для проведения:

  • занятий плаванием под руководством инструктора по плаванию,
  • занятий спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
  • спортивных праздников, досугов.

Оборудование спортивного зала:

Спортивная площадка

  • беговая дорожка;
  • полоса препятствий;
  • площадка для игр в городки;
  • гимнастические лестницы, бумы;
  • прыжковая яма;
  • дуги для подлезания;
  • кольца-мишени;
  • баскетбольный щит;
  • выносной бассейн;
  • спортивные площадки для игр: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей;
  • в зимнее время прокладывается лыжня, заливается каток

Бассейн

  • нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия;
  • мячи разных размеров;
  • плавательные круги;
  • спасательные жилеты;
  • очки для подводного плавания;
  • игрушки-забавы для малышей;

В группах в зонах двигательной активности имеетсяинвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей: массажные коврики, роликовые тренажеры для ног, дорожки «здоровья» для хождения по неровной поверхности (пробки, галька, шишки, песок, канаты), мячи разных размеров, мячи хип-хопс, скакалки, кольцебросы, дартс, кегли, дидактические спортивные игры, инвентарь для спортивных игр (теннис, гольф, бадминтон, хоккей, футбол, волейбол, городки)

На каждом групповом участке имеются малые формы для активной двигательной деятельности: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени; игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки, летние бассейны.

В группах раннего возраста имеется оборудование для развития двигательной активности детей: качели, горка, тренажеры, дорожки «здоровья», оборудование для подлезания.

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
-утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная); -гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам); -Физкультурные занятия (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные, круговая тренировка); -физкультурные занятия на воздухе; - занятия плаванием в бассейне;-занятия в спортивных кружках и секциях;-подвижные игры; -спортивные игры и упражнения; -физкультминутки, пальчиковая гимнастика; -праздники, развлечения, физкультурные досуги; -закаливание.- индивидуальная работа по формированию основных видов движений; -самостоятельная двигательная деятельность детей в зонах двигательной активности и на прогулочных площадках;- рассматривание иллюстраций о спорте; -изготовление атрибутов к подвижным играм; - придумывание вариантов к знакомым подвижным играм; -дидактические и настольные игры. -индивидуальная работа; -настольные игры «Футбол», «Хоккей»; -чтение рассказов о спорте, спортсменах; -изготовление атрибутов к подвижным играм.-проведение совместных праздников, досугов, туристических походов-совместные занятия родителей и детей- работа клуба «За здоровьем – всей семьей»

Совместная работа с семьёй стала одним из важных направлений в деятельности ДОУ. Приоритетные ценности, на решение которых ориентировано проведение мероприятий с родителями – сохранение и укрепление здоровья детей, налаживание детско-родительских взаимоотношений, формирование культуры здорового образа жизни. Эффективными формами взаимодействия зарекомендовали наглядно – информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские), которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей. Информационно-ознакомительные включают в себя:

Эпизодические индивидуальные посещения родителями секций, занятий;

Экскурсии и консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад для знакомства с созданными условиями;

Открытые просмотры занятий в рамках дней открытых дверей, недели здоровья, которые проводятся с младшей группы 4 раза в год.

Праздники на свежем воздухе, в спортивном зале, в бассейне для детей с участием родителей;

Составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;

Выставки детских работ «Я сильный и крепкий», «У нас в бассейне здорово» и др. - это совместные работы педагогов и детей, родителей и детей с рисунками и рассказами;

Фоторепортажи, которые особенно привлекают внимание родителей и практикуются в группах с 2-3 лет. Они сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей.

Фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные упражнения;

Совместные занятия детей и родителей;

Обмен опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни через газету, выпускаемую в дошкольном учреждении «Васильковое детство»;

Практикумы по профилактике плоскостопия, нарушения осанки;

Выступления в средствах массовой информации о значении занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья детей (газета, телевидение). Информационно - просветительские формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей об особенностях двигательной активности детей на определённом возрастном этапе, значении в жизни и укреплении здоровья ребёнка. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное:

Информационные стенды, где представлены расписание занятий секций, информация о программах дополнительного образования, используемых в детском саду, а также игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях;

Папки - передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения детей.

За три последних года количество родителей, оценивающих свою компетентность по вопросам здоровьесбережения как достаточную, возросло с 42% до 74%,

активно участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ - с 35% до 71%.

На протяжении многих лет сотрудничаем с социокультурными институтами города.

В рамках преемственности ежегодно проводим игры – эстафеты, соревнования с учащимися первого класса СОШ № 4, 5 – выпускниками нашего детского сада, на которые приглашаем с показательными выступлениями детей – выпускников, посещающих спортивные секции в детско-юношеской спортивной школе.

Сотрудничество с городскими детскими спортивными организациями осуществляется на основе договора. Выпускники детского сада продолжают заниматься в спортивных школах, секциях, плавательных бассейнах (75%).

Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников невозможно без примера взрослых окружающих их. Поэтому сотрудники детского сада активно занимаются физкультурой и спортом. Команда детского сада ежегодно занимает призовые места в соревнованиях по волейболу среди образовательных учреждений города (2007г. – I место, 2008г.- II место, 2009г. – I место). Ежегодно сотрудники детского сада участвуют в соревнованиях по плаванию среди образовательных учреждений города (2007г. – III место, 2009г. – I место, 2010г. – II место). Один раз в сезон организуются поездки на спортивную базу «Елочка», коллективные выходы на природу со спортивными программами. Еженедельно проводятся занятия ритмической гимнастикой в спортивном клубе «Березка» инструктором по физической культуре Тарасова Ю.В.

Сложившаяся в дошкольном учреждении система физкультурно-спортивной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволило сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Радуга» г. Георгиевска

Опыт работы

Шульгина Я.О.

Инструктор по физической культуре

2016 год.

Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

________________________________________________________

Яна Олеговна разработала перспективное планирование занятий по физической культуре для детей младших, средних, старших и подготовительных групп, систематизировала разнообразный дидактический материал. Педагогом накоплен «банк» подвижных игр, развивающих ловкость, быстроту и выносливость. Собраны комплексы лечебной гимнастики по коррекции и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата: плоскостопие и нарушения осанки. Собраны и систематизированы различные методы профилактики острых респираторных заболеваний и общего оздоровления детей.

Педагог постоянно осваивает инновационные методики и техники, которые он внедряет в свои занятия, технологии с использованием нестандартного оборудования

Обновлен и заново оформлен спортивный зал, пополнен спортивный инвентарь, создан информационно- текстовой стенд, в котором инструктор готовит тематические выставки по ознакомлению родителей и воспитателей с инновационными технологиями, предлагает им рекомендации по оздоровлению дошкольников и профилактические методы.

Яна Олеговна работает в тесном контакте с родителями, организовывая совместные праздники и развлечения для детей и родителей: спартакиада «Растим чемпионов», «Что мы знаем о природе?», «В стране веселых мячей».

Воспитанники Яны Олеговны умеют уверенно и активно выполнять основные элементы техники движений, порядковые упражнения и различные способы перестроения. Самостоятельно организовывают подвижные игры. Осваивают основные виды движения: бег, прыжки, ходьба, равновесие, метание, лазание, элементы спортивных игр. Результаты диагностики свидетельствуют о высоком физическом уровне развития детей, навыков нравственного поведения, физической и психологической готовности к обучению в школе.

Она является активным участником педагогических мастерских в дошкольном учреждении, и общегородских мероприятий .

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по оздоровительной работе в ДОУ. А так же рассмотрены основные задачи, средства и литература по физическому воспитанию дошкольников и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

В течение нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление является основным направлением моей работы. Я не ставлю перед собой цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

Для успешного выполнения задач по здоровьесбережению я разработала программу по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ. В программе отображено:

Внедрение новых здоровьесохраняющих технологий в деятельность ДОУ (реализация программы по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ), элементы фитбол - гимнастики;

Использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Составила электронную картотеку мероприятий с детьми, педагогами и родителями, картотеку игр и упражнений различных форм двигательной активности, как дополнение к основной образовательной программе воспитания и обучения в детском саду. Материалы из опыта работы были опубликованы на международном интернет форуме педагогических работников «МААМ. RU ».

Кроме основной комплексной программы педагоги пользуются парциальными программами и методиками: Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», валеологической программой Н. В. Козлова «Я - человек», авторской программой К. К. Утробиной «Занимательная физкультура».

Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в дошкольном учреждении имеется спортивный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, физкультурные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На прогулочных участках детского сада имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

В каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесохраняющую для детей атмосферу.

Ежегодно три раза в год для выявления физического развития детей в ДОУ провожу мониторинг с использованием программно-технологического комплекса (ПТК) – это компьютерная программа предназначенная для решения учебноаналитических, прогностических и информационных задач связанных с управлением образовательной деятельности в ДОУ. Программа нацелена на осуществление анализа реального результата образовательного процесса, помогает увидеть динамику развития каждого ребенка по основным признакам: социальному, познавательному, эстетическому и психофизическому.

Анализируя результаты мониторинга выяснилось, что дети испытывают «двигательный дефицит» из-за слабого физического развития детей при поступлении в детский сад, в связи с чем задерживается возрастное развитие всех физических качеств. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет осанки. Поэтому я пришла к выводу, что для полноценного физического развития детей необходимо использование здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих приемов, которые должны способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Мною разработана «электронная копилка» мероприятий в целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, дни открытых дверей, папки-передвижки, беседы. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

Для успешной работы по приобщению родителей и педагогов к ЗОЖ, разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ, в которой отражена перспектива здоровьесохраняюющей деятельности на пять лет.

Всю работа по физическому воспитанию детей строю с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляю индивидуальные карты. Обработка данных позволяет выделить детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Я выделяю группы здоровья вновь прибывших детей, определяю уровень физических качеств детей, произвожу антропометрические замеры. В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном со II и III группой здоровья и имеющие различные патологии. Проанализировав факты, я выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в ДОУ разработанной целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми.

Построенная мною образовательная деятельность предполагает проведение цикла бесед с дошкольниками: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Пальчиковую гимнастику начинаю проводить с младшего возраста, индивидуально и с подгруппой, в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. У детей дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы и чтобы повысить работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные движения, подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать движения пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в развитии ребёнка. Наиболее часто использую в работе пальчиковой гимнастики стихотворный ритм, который помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Особенно нравится детям такая гимнастика, как: «Дом и ворота», «Гости», «Кто приехал?».

Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Одно из самых распространённых заболеваний современности – близорукость. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования использую специальную гимнастику для глаз. В своей работе применяю ряд различных игровых упражнений по методике профессора В.Ф. Базарного. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, что способствует несформированности нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна с детьми провожу специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаю упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Гимнастика пробуждения выполняется лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения, сопровождающиеся текстом, который им особенно нравится («Киски просыпаются», «Крабик», «Змейка»). После гимнастики дети проходят по ребристой или массажной дорожке здоровья, что усиливает оздоровительный эффект. Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.

В своей практике обучения систематически применяю двигательные игры-разминки, которые позволяют снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Это в свою очередь способствует формированию и укреплению адаптивных механизмов.

Двигательные игры-разминки проводятся в начале, середине или конце непосредственно организованной деятельности, по мере утомляемости детей, продолжительностью 3-5 минут, в зависимости от возраста. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, задействовать не включившиеся в процесс деятельности мышцы, расслабить работавшие. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту – к дополнительному утомлению и к тому уже уставших детей. Рекомендуется проводить для всех детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической и работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяется большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ ПТК. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако я не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается и сегодня. В 2016-2017 учебному году организовала работу оздоровительного кружка для детей дошкольного возраста «Школа фитбола».

Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Опыт работы инструктора по физической культуре Крутениной Ю.С. МБДОУ

«Детский сад №2 п. Андреево»

Здоровье детей связано с условиями их жизни, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности и даже профессии родителей. Поэтому укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию является особенно актуальным.

В настоящее время ученые и врачи всех стран рассматривают физические упражнения и вообще движения как важное средство оздоровления организма и предупреждение заболеваемости.

В процессе работы с детьми я обратила внимание на то, что современные дети достаточно подвижны. Все моменты их повседневной жизни наполнены движениями. В то же время врачи и ученые всех стран доказывают, что уровень заболеваемости велик. Возможно причина их заболеваемости не в недостатке движения, а в неправильной организации двигательной активности, а также недостаточно сформированных знаниях о физической культуре среди детей и родителей. Поэтому целью моей работы является формирование привычки к здоровому образу жизни у детей через различные формы работы. А предполагаемым результатом является - снижение уровня заболеваемости детей в группе. Для ее осуществления определила следующие задачи:

1. Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение. Формировать правильные навыки выполнения основных движений;

2. Развивать у детей гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а также равновесие и координацию движений;

3. Поддерживать интерес к двигательной деятельности;

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Для решения задач были созданы специальные условия: физкультурные уголки в группах, где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца, кегли, и др.)

Спортивная площадка на улице (бревна, колеса, выносная мишень для метания и др.,)

Для закаливания детей в летнее время использую игры с водой, умывание прохладной водой, ежедневные прогулки, босохождение, и др.)

Изучив начальные знания детей о здоровье человека, спланировала познавательные занятия для физкультурно- оздоровительного кружка « Движение» для детей старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление навыка правильной осанки: Общая сюжетная линия: дети помогают Карлику носу сделать спину ровной и красивой. В ходе занятий дети знакомятся со своим организмом, с функциями жизненно необходимых органов, которые помогают людям видеть, слышать, чувствовать, ходить прямо и правильно.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств, провожу с детьми физкультурные занятия в зале и на воздухе, в зимнее время с выходом на корт. На занятиях использую различную мотивацию: «Маленькие спортсмены», «Олимпийцы». Говоря о роли движений на занятиях, нельзя не сказать о роли дыхательных гимнастик. Поэтому большое внимание уделяю дыханию детей. Учу детей правильному дыханию, глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом.

Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают такие подвижные игры, как «Кот на крыше», «Мишка бурый», «Лев из камня» и «Черепашки ниндзя» др. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами.Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии.

Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.

Так же организую совместный с родителями праздник «День здоровья», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имеют возможность показать свои навыки. Ведущее место в воспитании здорового ребенка и профилактике заболеваний часто болеющих детей занимает закаливание. Регулярно использую в работе дорожки по профилактике плоскостопия, глубокое мытье рук и лица прохладной водой, мини тренажеры, хождение босиком в летний период, воздушные и солнечные ванны. Это способствовало тренировке и совершенствованию системы терморегуляции, предупреждению частых простудных заболеваний.

Работаю в тесном контакте с семьей. Были проведены встречи-семинары «Здоровье детей в наших руках», «Игровые подражательные движения» в мл.гр, «Двигаемся вместе», где порекомендовала родителям дополнительную литературу по оздоровлению детей. Родители делились семейным опытом по совместному отдыху вместе с детьми.

Индивидуальные беседы с родителями помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей. («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде», «Вред чипсов и сухариков») и др.

С целью изучения здорового образа жизни семей провела анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». Анализ анкет показал, что количество семей, ведущих здоровый образ жизни, становится с каждым годом больше.

Такая форма работы с родителями, как фотовыставка, позволяет наблюдать родителям работу воспитателей, медсестры и инструктора по развитию двигательной активности детей. («Здоровье в порядке - спасибо зарядке», «Профилактика плоскостопия», «Олимпиада») и др.

В раздевалке оформлен уголок здоровья, где размещаю дополнительную информацию по укреплению здоровья детей. (Овощи и фрукты - полезные продукты», «Кладезь витаминов», и др.)

Литература: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы»

Н. Е. Вераксы

«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека . В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Проблема использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольников, приобретает особую остроту.

Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер для меня стала первоочередной и своевременной задачей.

Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если:

— создать систему интересных физкультурных занятий;

— продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приёмов;

— положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий.

Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико-педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Поэтому в 2010 – 2011 учебном году для детского сада стояла задача наладить взаимодействие педагогического, медицинского персонала и родителей в вопросе оздоровительно – воспитательной работы, и формирование привычки к здоровому образу жизни. С 2012 учебного года я продолжила работу по оздоровлению детей через внедрение в воспитательно – образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и альтернативных занятий.

Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:

— укрепление здоровья детей;

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— развитие физических качеств и обеспечение нормального уровняфизической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

— приобщение детей к традициям большого спорта.

В основу данной работы положены следующие методологические принципы : доступности, последовательности и систематичности.

В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:

1. Социально-психологического, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.

2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы, а так же проектный метод обучения.

3. Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка.

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работетрадиционных и нетрадиционных форм работы.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.

На основе диагностических данных была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда органично вошла как оздоровительная и лечебно-профилактическая, так и воспитательно-образовательная работа.

Всю работу по развитию основных движений и физической подготовленности строю с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.

Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей.

Вместе с тем, на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, я учитываю и осуществляю индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; которые необходимо учитывать, а так же к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге, и следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие.

С детьми, отстающими в физическом развитии, провожу индивидуальную коррекционную работу: выполняем упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

Наряду с подвижными играми и основной гимнастикой в физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. Разнообразные спортивные упражнения, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают действия и игры с мячом, через них совершенствуются навыки большинства основных движений, а также благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Спортивные упражнения приобщают детей к единоборству, способствуют обогащению их эмоциональной сферы т.к. в процессе соревнований участники переживают радость победы или горечь поражения. Все это способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений.

Обстановка единоборства обычно повышает активность участников и побуждает их к общению. Активизация их общения между собой проявляется в том, что они вместе определяют и обсуждают результаты соревнования. В соревнованиях развивается стремление выиграть, поэтому дети острее реагируют на выполнение простых правил.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

При выборе нетрадиционыхформ инструктору (воспитателю) необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.

Танцевально-игровая гимнастика для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ»

Оздоровительно-развивающая гимнастика «Са-Фи-Дансе» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Гимнастика «Са-Фи-Дансе» представляет собой танцевально-ритмическую гимнастику, нетрадиционные виды упражнений и креативную гимнастику.

В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Креативная гимнастика включает: музыкально-творческие игры и специальные задания (см. приложение).

Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью гимнастики «Са-Фи-Дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Предполагается, что освоение гимнастики поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.

Дыхательная гимнастика

Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Психомышечная тренировка

Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.

В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация /расслабление мышц/. С помощью определенных приемов /контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения/ дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой /шум прибоя и т.д./

Самомассаж

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, а так же знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению их здоровья.

Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.

Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры, осваиваю с детьми упражнения для мелкой моторики рук: «школу мяча» –помогающие улучшению кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности.

В этом году в рамках реализации годового плана провела практикум с педагогами, где разучили комплекс адаптационной гимнастики, проводимой после дневного сна. Продолжительность всего разученного комплекса в целом составляет 30 минут; который плавно переходит в закаливающие или оздоровительные мероприятия: это ходьба по «тропе здоровья» и закаливающие процедуры, предписанные врачом, в соответствии с возрастными особенностями группы.

Закаливание

Так же как и массаж, закаливание –важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.

Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Конечно можно, потому что у меня есть желание что-то сделать своими руками и немного фантазии, я легко справляюсь с этой задачей. Поэтому,я широко использую в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов»- поролоновые ласты, массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и др. — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон, оказывают тонизирующее действие, еще можно использовать для профилактики и коррекции плоскостопия.

Фитбол – гимнастика

Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.

По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация (см. приложение).

Степ – гимнастика

С помощью степ-гимнастики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-гимнастикой - укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно¬сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Оптимальное время для проведения занятий степ-гимнастикой — утро. Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус.

Для того чтобы занятия проходили более интересно, важно использовать музыкальное сопровождение.

Степ-гимнастика — это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение (см. приложение).

Эвритмическая гимнастика

Эвритмическая гимнастика - вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики (см. приложение).

Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

Формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

Коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;

Улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

Расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

Формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

Развивающие занятия«Театра физического воспитания»

«Театр физического воспитания дошкольников» — это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей.

Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка.

На таких занятиях дети не замечают, что это занятие по физической культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального действия (см. приложение).

СОВМЕСТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Основнаяцель таких занятий — этопомочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, родителям — установить эмоционально-двигательный контакт с детьми. Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.

Чтобы занятия были интересными и увлекательными, на занятиях следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. В основе сюжетных занятий (см. приложение), лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.

Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.

Таким образом, в работе с родителями решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вызывать желание сотрудничать с детским садом.

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

В начале года медицинскими работниками проводится обследование детей после чего я формирую группы для профилактики и предупреждения плоскостопия. В конце года проводится аналогичное обследование, для определения динамики по укреплению свода стопы и можно сделать выводы о проделанной работе за год.

Занятия рассчитаны на детей 5 – 7 лет, продолжительность занятий от 20 до 25 мин., проводятся 3 раза в неделю (см. приложение).

Анализ проведенной работы по профилактике и предупреждению плоскостопия прошлых лет, дает возможность сделать выводы об имеющейся тенденции к улучшению и укреплению голеностопных мышц и свода стопы. Это показывает нам плантография и статистика: в 2011 — 2012учебном году в группе коррекции занимались 35 человек, с нормальным сводом стопы выпущено27 человек; 2012 — 2013учебном году из 33 человек — 22 человека.

На протяжении трех лет, занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционные технологии, я обратила внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

  1. Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить

тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей,

но и с оздоровительной работой.

  1. Повысилась посещаемость.
  2. Снизилась простудная заболеваемость.
  3. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Вывод: организованная воспитательно-образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.

Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно –оздоровительной работы в детском саду.

Процесс улучшения общественных отношений бесконечен. Во все времена существуют свои трудности и сложности и сколько бы мы ни говорили о том, что надо изменить условия жизни детей, главное здесь не только это – важно, чтобы люди задумывались над своим поведением.

Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь. Многие положительные и отрицательные качества человека имеют свое начало именно в детском периоде.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Ирина Арифулина

Педагогический опыт

инструктора по физической культуре Арифулиной И . В.

МДОУ детский сад № 20 г. о. Орехово-Зуево

2слайдВ настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.

Моя позиция в работе инструктора по физической культуре : «Сделаю все, что в моих силах, чтобы дети были здоровы!»

Мое педагогическое кредо – прививать интерес к физической культуре ;

Приучать детей к здоровому образу жизни;

Формировать у дошкольников потребность к двигательной активности.

3 слайд Стремлюсь создать в нашем детском саду маленькую страну здоровья, где живут умные, веселые жители.

4 слайдВ своей педагогической деятельности , я придерживаюсь трех основных принципов, который выдвинул грузинский педагог и психолог Ш . А. Амонашвили : 1 Либить ребенка. 2 Очеловечивать среду, в которой живет ребенок. 3 Прожить в ребенке свое детство.

Когда видишь радость и интерес в глазах детей, их желание постигать мир движений, стремишься раскрыть неповторимость, индивидуальность, талант каждого.

5 слайд Для проведения физкультурных занятий совершенствуется РППС :зал оснащен необходимым спортивным оборудованием, на территории есть спортивная площадка, которая используется в любое время года.

6 слайд Каждый день в нашем детском саду начинается с утренней зарядки.

7 слайд Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения . Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

8 слайд Главное составляющей моей работы - разнообразие форм двигательной активности воспитанников.

9 слайд Мой опыт доказывает , что высоких показателей в физическом развитии дошкольников можно достичь при умелой правильной организации игровой деятельности.

10 слайд Поэтому все проекты - «Здоровый ребенок – успешный ребенок» , «Здоровые дети в здоровой семье» , «Детский сад – территория здоровья» реализую через игру.

11слайд Невозможно представить жизнь ребенка в детском саду

12 слайд без веселых, интересных увлекательных праздников и соревнований.

13 слайд Работа с детьми -огромное счастье. Только они умеют бескорыстно любить, вдохновлять и вселять уверенность в необходимости моего труда. Общение с ними доставляет мне удовольствие и радость. Я нужна им, а они нужны мне.

Слайд14. Целью оздоровительной работы в нашем детском саду является создание устойчивой мотивации в потребности сохранения своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Система работы по оздоровлению детей в ДОУ включает 3 блока мероприятий : Лечебно – профилактические, Обеспечение психологической безопасности личности ребенка и Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса.

Работая по рабочей программе, составленной на основании примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой» с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, использую в своей деятельности разные инновационные здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Игровой стретчинг – гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку и является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия.

15 слайд Релаксация. При проведении упражнений на релаксацию у дошкольников приводится в нормальное состояние психика и нервная система, снимается внутреннее напряжение.

16 слайд Самомассаж – помогает ребенку снят общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

17 слайд Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка.

18 слайд Кинезиологические упражнения позволяют улучшить память, речь, внимание, пространственное мышление, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

19 слайд ВИДЕО дыхательной гимнастики

20 слайд Круговая тренировка. Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка.

Танцевально - ритмические движения. Музыка и движения формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка и движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир.

22слайд В рамках реализации проекта по развитию системы дополнительного образования мною разработана программа для спортивно- оздоровительной группы по укреплению здоровья «Веселые ножки» , главной целью которой является формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

23 слайд При тесном взаимодействии с медицинскими работниками (рекомендациями, полученными в ходе медицинского обследованиями) и письменном согласии родителей (законных представителей) помогаю детям с проблемами здоровья (в частности, профилактика плоскостопия) .

24 слайд У педагогов и родителей единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Большое внимание уделяю сотрудничеству с родителями, направленное на формирование здорового образа жизни всей семьи : Деловая игра «Здоровый образ жизни всей семьи» , круглый стол «Игра в гости к нам пришла» , практикум «Во что играют ваши дети» , совместные праздники.

Сотрудничество с специалистами.

26 слайд ВИДЕОПеркусова

27 слайдВИДЕОСавельева

28 слайдМы активно сотрудничаем со школами и детскими садами. Традицией стало проведение соревнования между дошкольниками разных садов : МДОУ д\с № 18, МДОУ ЦРР № 28, МДОУ д\с № 23.

Участвуем в городских мероприятиях : спортивные соревнования «Честь, Доблесть и Слава» , посвященные Дню защитника Отечества, спортивные соревнования в рамках недели здоровья, фестиваль спортивного танца.

29 слайд Наши воспитанники не только были участниками соревнований, но и становились победителями.

30слайд Не мыслю себя без постоянного совершенствования и понимаю, что должна быть образцом для своих воспитанников.

31 слайд Поэтому повышаю свой профессиональный уровень, перенимаю лучший опыт своих коллег .

32 слайд И охотно делюсь своим опытом на персональном сайте нашего детского сада

36слайд Чтобы зажечь других нужно гореть самому.

37 слайд ВИДЕО флешмоба

38 слайд Я хочу пожелать всем, кто выбрал путь педагога .

39 слайдНе жалейте тепла своего сердца,

Света своего разума в работе с детьми

И они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.