Сцены в парижских театрах занавес. Отрывок, характеризующий Театральный занавес




Театральный занавес не просто эффектное украшение для сцены. Это еще и сложное устройство, от правильного функционирования которого зависит, как будет восприниматься происходящее на сцене действо. На заре истории театры обходились без занавесов. А вот когда спектакли стали удлиняться, а действия одной и той же пьесы происходить в разных декорациях, пришлось придумать специальные занавески, которыми закрывали сценические работы между действиями. И если раньше это были обычные куски ткани, которые запахивали словно шторы, то сегодня существует несколько разновидностей занавесов для театра, каждый из которых имеет свои особенности.

Наша каомпания предлагает купить театральный занавес по выгодной цене. Мы являемся профессионалами в оформление сцены и зала вообще любого учреждения.

Цены

Закрыть!

Театральный занавес - цена от 591000р.

Арлекин французский. Бархат театральный негорючий 380 гр./м2 Крепление на вязках. Подкладочная ткань молескин негорючий 220 гр./м2 Антрактно-раздвижной занавес Бархат театральный негорючий 380 гр./м2 Крепление на вязках. Подкладочная ткань молескин негорючий 220 гр./м2 Кулисы и падуги Блэк-аут негорючий, 270 гр./м2. Крепление на вязках. Подкладочная ткань молескин негорючий 220 гр./м2 Задник Классического типа. Блэк-аут негорючий, 270 гр./м2. Крепление на вязках. Подкладочная ткань молескин негорючий 220 гр./м2

Закрыть!

Занавес в зал - цена 122000р.

Арлекин классический. Лицевой материал Шенилл негорючий, 380 гр./м2. С обрамлением по нижнему краю – кант. Крепление на контактной ленте. Подкладочная ткань габардин 180 гр./м2 Антрактно-раздвижной занавес Шенилл негорючий, 380 гр./м2. Крепление на шторной ленте. Подкладочная ткань габардин 180 гр./м2 Кулисы и падуги Блэк-аут негорючий, 270 гр./м2. Крепление на шторной ленте. Подкладочная ткань габардин 180 гр./м2 Задник Классического типа. Блэк-аут негорючий, 270 гр./м2. Крепление на шторной ленте. Подкладочная ткань габардин 180 гр./м2 Тюль Классического типа. Сатин негорючий 180 гр./м2 Крепление на шторной ленте. Подкладочная ткань габардин 180 гр./м2 Портьеры и ламбрекены Шенилл негорючий, 380 гр./м2. Крепление на шторной ленте. Подкладочная ткань габардин 180 гр./м2

Получите расчет стоимости одежды сцены для Вашего зала прямо сейчас:

Закрыть!

Занавес для сцены - цена от 311000р.

Арлекин французский. Велюр театральный негорючий 180 гр./м2 С обрамлением французского свага по нижнему краю – бахрома золотого цвета. Крепление на вязках. Подкладочная ткань молескин негорючий 220 гр./м2 Антрактно-раздвижной занавес Шенилл негорючий, 380 гр./м2. С обрамлением по нижнему краю – бахрома золотого цвета. Крепление на вязках. Подкладочная ткань молескин негорючий 220 гр./м2 Кулисы и падуги Блэк-аут негорючий, 270 гр./м2. Крепление на вязках. Подкладочная ткань молескин негорючий 220 гр./м2 Задник Классического типа. Блэк-аут негорючий, 270 гр./м2. Крепление на вязках. Подкладочная ткань молескин негорючий 220 гр./м2

Получите расчет стоимости одежды сцены для Вашего зала прямо сейчас:

Виды

Чаще всего на сцене можно увидеть раздвижной занавес . Такая конструкция обязана отвечать двум основным требованиям. Во-первых, занавес должен полностью закрывать сцену. Для этого обе части занавеса размещаются на независимых неправляющих, которые расположены в нескольких сантиметрах параллельно друг другу. При закрытии тогда можно перекрыть место соединения, сделав небольшой «запах». Во-вторых, оба полотна всегда должны двигаться с одинаковой скоростью. Такая синхронность достигается благодаря использованию единого привода для обеих частей.

В музыкальных театрах в качестве одежды сцены используют подъемно-опускной занавес . Такая конструкция предполагает движение полотна вертикально вверх и вниз. Завес крепится в верхней части за специальную балку, которая приводится в движение ручным или электрическим приводом. Чтобы полотнища не раскачивались и опускались строго вертикально, в их боковые части вставляют направляющие, а нижняя кромка дублируется особым штанкетом. Чтобы при опускании занавес не ударялся о сцену, его никогда не опускают полностью, оставляя несколько сантиметров до пола.

Чтобы соединить все преимущества развижного и подъемно-опускного типа, был придуман комбинированный занавес . Такие модели состоят из нескольких полотен, которые управляются независимыми приводами, что позволяет одновременно поднимать части занавеса и раздвигать их в стороны.

Особенность складного занавеса состоит в возможности поднять только нижнюю его часть, при этом верхняя останется на месте. Такие занавесы могут складываться вдвое и даже втрое. Особые направляющие крепятся к ткани в нужных местах, и используя ручной привод, можно открыть только нижнюю часть сцены, спрятав нижнюю половину занавеса за верхним сегментом полотна.

Превосходными декоративными свойствами обладает австрийский занавес . Вся его поверхность собрана в эффектные складки. Воздействуя на точки креплений в нижней части драпировок можно поднять занавес. Причем сделать это можно, как параллельно сцене, так и с образованием красивой арки из ткани над сценой.

По своему назначению театральные занавесы делятся на антрактные, которые используются для отгораживания сцены во время перерывов, и игровые. Игровой занавес - это полноценная декорация. Он служит фоном для спектакля и от его оформления во многом зависит, насколько хорошо получится создать нужную атмосферу. Театральный занавес - важнейший элемент для любого учреждения культуры, поэтому он всегда должен быть в идеальном состоянии.

Именно занавес ещё до начала концерта, спектакля или иного представления, создаст нужный настрой.
Залу, чьи стены "пропитаны" классической музыкой, так подойдут занавесы их бархата и атласа с золотом бахромы. Здесь будет уместным классический стиль. Занавес в театре зависит от многих составляющих: духа театра, его репертуара и основного направления. Так, эстрада немыслима без блеска переливов парчи, воздушной органзы.

Торжественным, нарядным, величественным - таким может быть занавес на вашей сцене, смотря какой имидж у вашего зала. Красота и необычность занавеса определяется вариантами дизайна и общим стилем помещения.

Сценический занавес

Сценические занавесы могут быть разнообразны до бесконечности. Опытный дизайнер всегда сможет "схватить" суть и выбрать именно то направление в дизайне занавеса, которое не только дополнит общую атмосферу вашего зала, но и внесёт в неё свежие нотки в создании общего имиджа.

Сценические занавеси, шикарные театральные или концертные гардины в определенном стиле просто, даже сами по себе, являются произведением искусства.

Пошив сценического занавеса, элементы его дизайна- это сложная задача, решить которую могут именно те, кто профессионально занимается пошивом штор, гардин, ламбрекенов, сценических занавесей или занавесей для концертных залов.

Наше ателье по пошиву штор "Алекс и Я" имеет большое портфолио, опыт разных сценических занавесей, пошив которых производится нами по г.Москве ежегодно.

Занавес для актового зала школы:

Занавес для конференц-зала:

Занавес на сцену театра, актового зала:

Портьеры для зала:

Оформление выставочных стендов:

Пошив штор для зала (для сцены)

  1. Какова специфика используемых тканей (шумопоглощающих, со специальной пропиткой и т.д.)
    Все виды тканей, которые мы готовы предложить, это и шумопоглощающие, и с противопожарной пропиткой и со специальным волокном «тревира» - не поддерживающим горение.
  2. Как ведется работа по разработке стиля: классика, модерн и т.д.?
    Предлагаются различные стили в оформлении занавесей. Учитывается все- формат проведения мероприятий, стилистика помещения, его архитектурные особенности. сила и направленность освещения.
  3. Какие виды арлекинов вы можете предложить?
    Все возможные варианты - это и юбочки, и сваги и ждаботы и комбинирование различных элементов. Для этого выезжает дизайнер на объект с образцами тканей, фотографиями и т.д.
  4. Выполняете ли вы весь комплект «одежды для сцены»?
    Конечно. Мы полностью выполняем работы под ключ. От снятия размеров, выбор тканей, фасона и до монтажа карнизов и портьер.
  5. Выполняете ли вы аппликационные занавеси? Нет. Но только потому, что это направление пока не актуально у потребителя - нет потребности, но специалисты для развития этого направления в дальнейшем у нас есть.
  6. Какие виды кулис и падуг вы шьёте?
    Все виды кулис и падуг мы можем изготовить.
  7. Какие виды сценических задников вы изготавливаете? Мы производим пошив любых видов сценических занавесей под заказ. Это может быть густособраная ткань, раздвижение от центра, может «французская штора» или «австрийская».
  8. Обрабатываете ли вы ткани противопожарной пропиткой?
    Да, обрабатываем.
  9. Имеются ли у вас оригинальные решения по оформлению сцены? Мы стараемся, чтобы каждое решение было оригинальным. И наши заказчики довольны!
  10. Имеются ли оригинальные решения по подборке тканей? Мы готовы придумывать различные варианты. Это творческий процесс, потому заранее невозможно сделать это быстро и разнообразно, но когда начинается работа, наши дизайнеры способны предложить столько вариантов, что заказчики обычно жалеют, что у них только один зал и требуется только один пошив сценического занавеса....

Оформление окон в зале

А может быть, вы решили создать собственный, домашний театр в загородном доме, где вы вместе со своими друзьями собираетесь ставить небольшие представления? А почему нет? У каждого своё хобби. Можно оформить сцену в стиле модерн или вы предпочитаете ренессанс, а может быть стиль авангарда? Дайте волю вашей фантазии ну а мы её оденем в шелка и бархат.

Театральный занавес

(говорят, что быль)

Одним из известнейших людей, руководивших строительными работами в городе Баку в советское время, был мэр города, а позже заместитель председателя Совета Министров республики А. Лемберанский. При нем было построено множество новых красивых зданий, кафе, памятников, фонтанов, обновлены сады и бакинский бульвар, а главное, создана в центре города пешеходная зона, протянувшаяся по улицам Торговой, Кривой и Ольгинской, начиная от проспекта Кирова и до бульвара. Сейчас эта зона, раньше прерывавшаяся на ул. Карганова и в районе пассажей, охватила и эти участки.

Однажды я с женой и маленькой дочкой должен был лететь в Москву. Мы приехали в аэропорт, прошли контроль, нас отвезли на автобусе на летное поле и посадили в самолет. Почему-то вылет задерживался. В те времена кондиционирование воздуха в самолетах включалось только после взлета. Дело было летом, и стояла безумная жара. Самолет на солнце раскалился, и находиться внутри было очень тяжело. Мужчины раздевались, оставаясь в одних брюках, вытирали струившийся по телу пот. Женщины раздеться не могли и тоже очень страдали. Никто не знал, из-за чего задерживается вылет. Но вот к самолету подъехала машина, из нее вылез какой-то мужчина в черном костюме, белой рубашке и галстуке, который проследовал в самолет и сел на одно из передних сидений, там, где они обращены друг к другу и образуют как бы отдельное купе.

Самолет еще некоторое время не взлетал. Но мужчина, в котором многие узнали Лемберанского, не снял пиджак, а только изредка прикладывал платок к мокрому лбу.

Так получилось, что наши места оказались сразу же за рядом, где сидел Лемберанский. В какой-то момент наша маленькая дочка вырвалась из рук и изо всех сил хлопнула его по голове. Лемберанский обернулся, понял, что произошло, и только улыбнулся в ответ на наши извинения. Судя по этому происшествию, а также по многочисленным воспоминаниям людей, знавших его, он был не только высококвалифицированным и знающим специалистом, но и добрым, хорошим человеком.

В 1969 или в 1970 годах в Баку, на углу проспекта Кирова и улицы Басина должны были закончить строительство «Дворца Ленина». Теперь это сооружение переименовали в дворец имени Гейдара Алиева в честь покойного президента Азербайджана. Как всегда в Советском Союзе закончить строительство надо было к какому-то празднику, руководство республики уже назначило проведение торжественного собрания во вновь построенном дворце.

На завершение строительства были брошены все силы. А ответственность за его своевременное окончание была возложена на А. Лемберанского.

Все шло прекрасно и была реальная надежда закончить строительство в срок. Но вдруг выяснилось, что в республике нет мастера, который мог бы сшить занавес для сцены. Такого мастера отыскали в Одессе и срочно привезли в Баку. Это был старый еврей. Он разложил все материалы на сцене и занялся шитьем занавеса.

Лемберанский начинал свой рабочий день рано утром с объезда всех наиболее важных строящихся объектов. Первым в этой очереди был «Дворец Ленина». Он обходил всю строительную площадку, все недостроенное еще помещение, выяснял, на всех ли участках достаточно рабочей силы, оценивал наличие или отсутствие всех необходимых стройматериалов, оборудования, немедленно принимал меры, если чего-то не хватало. Зашел он и на сцену, где работал старый еврей из Одессы. Здесь произошел следующий разговор:

Ну, как у вас дела, вы знаете, что все должно быть закончено как можно быстрее?

Да, я знаю, как видите, я не сижу без дела, я работаю.

Вы лично отвечаете за то, чтобы занавес был установлен в срок.

Хорошо, хорошо, я отвечаю.

Я ежедневно буду приходить и проверять, как у вас идут дела.

И тут старый еврей выдал:

Конечно, если вам больше нечего делать, то приходите!

Из книги Неподведенные итоги автора Рязанов Эльдар Александрович

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВИНЕГРЕТ Любопытные истории приключаются не только в кинематографе, но и на театре. Поскольку мы с Брагинским сочиняли также и пьесы, мы довольно часто входили в обширные контакты с театральными работниками. Театр, как известно, сложный организм. Если

Из книги Записки бывшего интеллигента автора Чекмарев Владимир Альбертович

Театральный роман Согретые сталинским солнцем, Идем мы, отваги полны, Дорогу весёлым питомцам Великой советской страны. В Советское время, было много разных кружков для школьников (что характерно бесплатных). Благодаря Литературше, которая была для разнообразия нашей

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни автора Конради Карл Отто

Неудавшийся театральный роман В 1777 году Гёте начал писать или диктовать роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Неся бремя служебного долга, заботясь о государственных финансах, улаживая дипломатические сложности, накапливая жизненный опыт и помогая

Из книги От аншлага до «Аншлага» автора Крыжановский Евгений Анатольевич

Театральный институт И вот 1 сентября 1973 года я начал учебу в БТХИ, на курсе Веры Павловны Редлих, ученицы К. С. Станиславского. Нашему курсу повезло с преподавателями - это были талантливые, преданные беззаветно своему делу артисты-педагоги. И не их вина в том, что если на

Из книги Я просто живу автора Таривердиев Микаэл Леонович

Театральный роман «Горькие чувства охватывали меня, когда кончалось представление и нужно было уходить на улицу». Это ощущение знакомо мне с детства. Помню упоительные спектакли Русского театра драмы в Тбилиси, в котором мы, мальчишки, узнавали русскую классику. Ну а от

Из книги Холодное лето автора Папанов Анатолий Дмитриевич

Театральный репертуар РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (г. КЛАЙПЕДА)1947–1948 гг.«Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева) - Сергей Тюленин«Машенька» А. Афиногенова - Леонид Борисович«За тех, кто в море!» Б. Лавренева - Рекало«Собака на сене» Лопе де Вега - ТристанМОСКОВСКИЙ

Из книги Страсти по Высоцкому автора Кудрявов Борис

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН

Из книги Тайная семья Высоцкого автора Кудрявов Борис Павлович

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН Предыстория Татьяна Васильевна Иваненко родилась 31 декабря 1941 года в Москве. Кто ее настоящий отец - загадка. Воспитывалась она в семье отчима, военного, тогда еще полковника, а позже генерала. Носил он фамилию Манченко. Танина мама, бабушка Насти -

Из книги Путь комет. Молодая Цветаева автора Кудрова Ирма Викторовна

Глава 12 Театральный «обормотник» 1С началом Первой мировой войны, считал Бердяев, окончательно завершился век девятнадцатый и начался двадцатый. Тот самый, который в предсказаниях средневекового астролога Агриппы Неттесгеймского обозначен был страшным знаком

Из книги Любовь Полищук автора Ярошевская Анна

Театральный дом Тогда же, в 1989 году, Люба начинает работать в «Школе современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза. Именно здесь она начала работать как актриса. Также она имела очень достойные роли в разнообразных спектаклях: «Антигона в Нью-Йорке», «А чой-то

Из книги Чехов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Театральный роман. Начало Константин Сергеевич Станиславский:Весной 1897 года зародился Московский Художественно-общедоступный театр. Пайщики набирались с большим трудом, так как новому делу не пророчили успеха. Антон Павлович откликнулся по первому призыву и вступил в

Из книги Любимец Гитлера. Русская кампания глазами генерала СС автора Дегрелль Леон

Театральный трюк В низменных и грязных деревнях под Ганновером худо-бедно устроили тысячи бельгийских беженцев, убежавших от англо-американских танков.Я добился того, чтобы моя новая дивизия проводила боевое обучение в этой провинции рейха с тем, чтобы каждый из наших

Из книги Петр Фоменко. Энергия заблуждения автора Колесова Наталия Геннадьевна

«Театральный роман» Роман с театромРоман с театром – это диагноз, наркотическая зависимость, добровольный и сладкий плен.Роман с театром – это единство рабства и прекрасных порывов.Роман с театром – это мука, отрада, надежда и гибель.«Театральный роман» Михаила

Из книги Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова автора Иванова Татьяна Александровна

Лермонтов – театральный зритель 27 ноября 1831 года в московском Большом театре шла впервые полностью комедия «Горе от ума». Фамусова играл Щепкин, Чацкого – любимец московской молодежи Мочалов.Мочалов давал очень реалистическую трактовку образа Чацкого. В его исполнении

Из книги Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью автора Иванов Александр Геннадьевич

VI. Театральный послужной список 24 июня 1959 годаРешением Государственной приёмной комиссии зачислен студентом первого курса в Театральное училище им. М. С. Щепкина при Государственном Академическом Малом театре Союза ССР.Сезон 1960/1961 гг.ГАМТ Союза ССР1. В. Шекспир.

Из книги Телевидение. Закадровые нескладушки автора Визильтер Вилен С.

Театральный разъезд В конце 60-х годов прошлого столетия в литературно-драматической редакции Центрального телевидения стала выходить в эфир рубрика «Энциклопедия смеха». В поисках заработка я забежал и к ним. Заведующая сценарным отделом Елена Владимировна Гальперина,


Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке. Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

Игровая часть сцены делится на планы , т. е. на отдельные участки сцены, параллельные портальной стене.

Кулисы

В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.

Ещё одна немаловажная деталь – кулисы вешают на границе планов сцены, так что получается, что они выполняют задачу разбивки площадки сцены на первый план, средний и задний планы.

Задник

Это часть декораций в театре, как правило, рисованный холст в глубине сцены, большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Рампа (От фр.Ramper - спускаться отлого) - осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).

Софит - часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.

Падуга - полоса занавеса по верху сценической площадки.




МИЗАНСЦЕНА - Мизансцена (от французского misent scene) буквально означает расположение на сцене, расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля.

Применительно к хореографическому искусству мизансцену можно охарактеризовать как статичное расположение нескольких танцоров на сценической площадке, которое выявляет, отражает, показывает суть происходящих между ними взаимодействий и взаимоотношений.

Мизансцена не является доминирующим средством в хореографическом произведении. Основными выразительными средствами в танце являются все-таки пространственный рисунок, движение, характер, манера поведения. Статичные расположения танцоров (мизансцены, позы) на сценической площадке, как правило, являются кратковременным явлением и служат дополнением, связующим звеном в танцевальном действии. Хотя, надо отметить, что в композиции любого танца используются мизансцены, позировки отдельных танцоров, выполняющие роль, если можно так выразиться, «статичных движений».

Прежде чем говорить о мизансценировании как средстве создания художественного образа в танце, есть смысл разобраться в понятиях. Как мы уже сказали, понятие «мизансцена» относится к группе танцоров. Статическое положение, позу каждого отдельного актера или танцора в театре принято называть мизансценой тела . Воспользуемся и мы этим понятием.

При этом надо обязательно иметь в виду, что внутри групповой мизансцены у каждого отдельного исполнителя своя мизансцена тела, свое статичное положение. Мизансцена тела является элементом общей мизансцены.

Это «своего рода жест, вытекающий из осмысленного и выразительно выполненного действия, но жест такой, в котором принимает участие все тело танцовщика». В наше время мизансцена тела «становится все более изменчивой и многоликой». Она «может обогащаться стилистическими признаками народной хореографии; может наполняться признаками образного и очеловеченного подражания птице (лебедю, орлу, голубю и т. д.), сказочной ящерице, цветку, драгоценному камню; может пользоваться некоторыми приемами спорта (например, фехтование, теннис), если это понадобится балетмейстеру по ходу сценического действия».

Обратимся теперь к танцевальной мизансцене, как групповом расположении исполнителей на сценической площадке.

В хореографии немного произведений, в которых используется групповое мизансценирование как ведущее выразительное средство. Однако это не означает, что оно исчерпало свои возможности. Скорее, наоборот. Танцевальная мизансцена таит в себе колоссальные изобразительные и выразительные возможности. Достаточно вспомнить, например, о хореографической композиции «Монумент» в постановке В.А.Варковицкого на музыку советских песен, в которой с успехом использован композиционный прием мизансценирования.

…Открывается занавес. Зрители видят мизансцену – монумент, изображающий солдат в разных позах, сгруппированных вокруг знаменосца. Звучит музыка, мизансцена «оживает». Группа бойцов яростно и настойчиво атакует воображаемого противника. Заканчивается номер «смертельным ранением» знаменосца. Бойцы подхватывают падающего товарища и застывают в первоначальной мизансцене…

Еще один пример, в котором мизансценирование играет едва ли не главную роль. В хореографической миниатюре «Жили, были…» (постановка Г.Ф.Богданова на музыку А.Гречанинова) сюжет развивается в основном за счет мизансцен. Приемом мизансценирования показано течение времени.

На сцене – двое. В начале, Он и Она представляют детей. Как стоп-кадры, одна за другой следуют три-четыре быстро меняющиеся мизансцены, изображающие детские игры в песочнице. Последняя мизансцена «оживает». Идет небольшой кусок детского танца. После него снова несколько быстро меняющихся мизансцен. Дети выросли, стали подростками. И хотя они по-прежнему вместе, но нередко между ними возникают ссоры. Следует кусок танца, в котором раскрываются их меняющиеся отношения. Танец вновь прерывается несколькими мизансценами. Подростки превратились в молодых людей. Подростковые ссоры постепенно перерастают в чувство взаимной любви и глубокой преданности. На сцене – дуэт, заканчивающийся мизансценой.

Мизансценирование, то есть расположение танцоров на сценической площадке, нужно всегда интерпретировать с позиции разворачивающихся отношений между ними. Для того чтобы уметь «прочитывать» мизансцену, надо научиться разбирать ее структуру, знать слагаемые, из которых она состоит.

Как и в танцевальном рисунке, элементами мизансцены являются «поле», «центр», «количество лиц», «взаимосвязи между лицами», «используемые аксессуары».

Поле мизансцены – пространство, в котором зафиксирован момент действий и взаимоотношений героев танца.

Центр мизансцены. Это смысловой центр мизансцены, узел отображаемых взаимодействий, взаимоотношений ее героев, то, что главное в мизансцене, то, что в первую очередь привлекает внимание зрителей.

Мизансцена, запечатленная в картине Ю.Непринцева, выглядит так:

На лесной полянке собрались солдаты – автоматчики, разведчики, танкисты и, конечно, «царица полей» - пехота. Долгожданный перекур, отдых после боя. Спало напряжение, владевшее солдатами, и вот они собрались вокруг одного пехотинца, который, свертывая самокрутку, видимо, рассказывает что-то очень интересное. В этом можно убедиться, глядя на завороженных слушателей. Один внимателен и серьезен, другой не может удержаться от улыбки, третий слушает снисходительно («знаем, мол, такие истории!»), четвертый безудержно хохочет, пятый боится пропустить слово, шестой почесывает затылок, седьмой восхищается рассказом и самим рассказчиком, восьмой… Словом, большая группа слушателей у солдата с красным кисетом в руке – и все они представляют интерес как яркие индивидуальности, своеобразные характеры людей, объединенных в этот момент захватившим всех рассказом…

Как вы уже догадались, центром мизансцены является солдат-рассказчик. С мизансцены, изображенной в картине, начинается композиция. Звучит музыкальное вступление. Мизансцена оживает, начинается действие. Главному герою передают гармонь. Он начинает играть, постепенно разгорается перепляс. Пляшут автоматчики, разведчики, танкисты, пехотинцы. Пляшут порознь, пляшут вместе. Заканчивается номер так же, как и начинался, первоначальной мизансценой.

Количество лиц, занятых в мизансцене важный элемент, определяющий мобильность мизансцены, ее зрелищность, содержательность.

Хореографическая миниатюра, поставленная Вирским «Куклы». Участвуют Писарь, Муж, Жена. В ней высмеиваются попытки ловеласа Писаря, строя козни, добиться сердечного расположения у замужней женщины.

Перед началом танца на сцену выносятся три «куклы». Их устанавливают, придают им определенные позы. В центре стоит кукла, изображающая Жену. Она слегка наклонилась вперед, подперев правой рукой щеку. Слева, глядя на нее, стоит Муж. У него широко расставлены ноги и раскрыты в сторону руки. Справа от Жены Писарь с лорнетом в руке. Он согнулся в изощренном поклоне, повернув лорнет на соседку.

Вначале оживает Писарь. Следует его небольшая танцевальная характеристика. Муж и Жена стоят неподвижно. Далее оживает Муж. Он после нескольких движений подходит к Жене, оживляет ее. Оба танцуют. В их танец вклинивается Писарь со своими «кознями» и корыстными намерениями… В конечном счете все заканчивается справедливо. Писарь наказан. Муж и Жена остаются вместе в любви согласии…

Взаимосвязи между лицами, занятыми в мизансцене . Это самый сложный и, пожалуй, самый ответственный элемент. Сложность его в реализации, а значит и в предполагаемом зрительском «прочтении». Как выстроить из актеров хорошо «читаемую» группу? Как расположить их так, чтобы между ними «просвечивались» взаимоотношения? Что должны понять и вынести для себя зрители, «прочитав» мизансцену? Эти и другие сопутствующие вопросы требуют многих раздумий и творческих поисков.

Взаимосвязи между героями мизансцены материализуются в их пластике, позах и мимических выражениях - словом во всем, что определяется понятием «мизансцена тела».

«Говорящие аксессуары», «аксессуары-образы» - тоже значимый элемент мизансцены. В качестве аксессуаров могут выступать любые предметы. Но «говорящими», «образными» они могут стать в том случае, если будут наполнены информацией об отношениях лиц, занятых в данной мизансцене.

Прекрасным примером «говорящего аксессуара» являются (!) сапоги в хореографической миниатюре «Чумацкие радости, или восемь ног на одну пару сапог» в постановке П.П.Вирского. Миниатюра начинается и заканчивается мизансценой. В начале и в конце номера мизансцены разные.

Открывается занавес. Зритель видит четырех исполнителей. Трое полулежат, один играет на сопелке. Перед ними стоят новые, сверкающие лаком сапоги. Чумаки с вожделением смотрят на покупку. Они вскладчину на последние гроши купили их. Сапоги – это мечта. И вот теперь любуются ими, не могут оторвать от них глаз. Каждый втайне надеется, что мечта достанется ему.

Вот первый, торопясь, сбрасывает лапты и надевает сапоги. Он благоговеет, глядя на свои обутые ноги. Пляшет и в то же время бережно старается сохранить чудом доставшуюся заветную обувь. Второй чумак, надев обновку, безмерно рад. Но сапоги ему малы, и радость сменяется чувством разочарования. Но даже и это не останавливает его. Он пляшет, несмотря на боль. Для третьего сапоги, наоборот, слишком большие. И хотя, то один сапог спадает с ноги, то другой, жадность его не знает предела. И когда товарищи в прямом смысле слова «вытаскивают» его сапог, он обиженно отходит в сторону. Четвертому сапоги – лишь повод для бахвальства. Его пляска размашиста и безудержна. Он так безмятежно топает, что подметки у сапог… отрываются.

Такого никто не ожидал. Все четверо застывают в мизансцене. На лицах досада и боль…

Мизансценическая ось делит сцену на левую и правую половины.

Если перегрузить одну половину сцены у зрителя возникает впечатление отталкивающего неравновесия - мизансценического флюса.

Если у композиции есть главная ось, делящая сцену на левую и правую половины, то производными точками будут центры каждой половины сцены. Однако они не равноценны. Поскольку глаз скользит по сцене слева - направо.

На языке простейшей мизансцены композиция в левой части площадки означает предварительность. Взгляд невольно смещается в пустое пространство правой части сцены. Композиция справа тяготеет к окончательности. Пространство левой стороны зрительно давит на расположенную справа композицию и делает ее значительнее, монументальнее.

Теперь поделим сценическую площадку на поперечные доли. Мы видим авансцену и три плана сцены по глубине. Сценические планы определяются обычно по кулисам.

Оптимальное расположение одного актера на сцене - авансцена по мизансценической оси, с таким расчетом, чтобы зрителю глядя ему в лицо, не пришлось задирать голову.

Авансцена - это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей.

Авансцена имеет и ряд недостатков:

1. слишком сильное движение "на носу у зрителя" утомляет восприятие;

2. видны как на ладони все "белые нитки" трюков;

3. авансцена убивает иллюзию;

4. большие, сложные композиции на авансцене "не читаются" вовсе или воспринимаются по частям (впрочем, данный недостаток может превратиться в достоинство, если вы хотите раздробить действие).

Отсчет планов начинается с красной линии. Сначала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. Прежде границей, отделяющей один план от другого, служили кулисы и падуги, висящие на постоянных местах. Кулисы и падуги составляют ряд арок, подвешенных параллельно рампе. Пространство сцены, лежащее между этими арками, и определяло площадь каждого плана.

В современном театре это понятие сохранилось, но получило более широкое значение. Формально границей плана сцены считается линия софитных батарей. Это, пожалуй, единственный признак, по которому можно разделить сценическое пространство. Планшет сцены, оборудованный вращающимся кругом или подъемно-опускными площадками, потерял четкое обозначение параллельных участков, поэтому в некоторых театрах определяют планы весьма условно и по-разному.

Первый план - соответствует первой паре кулис. Иногда, когда говорят о Первом плане, подразумевают так же и авансцену, однако это не верно, поскольку авансцена создает иной пространственный и психологический эффект. Поэтому определим Первый план, как пространство от красной линии (линии движения основного занавеса) до первой пары кулис .

Многое из сказанного об авансцене относится и к Первому плану. На этом плане зритель выделяет каждого исполнителя поочередно. Однако первый план допускает большую свободу движения и больший объем композиции.

Второй план (средний) соответствует уровню второй пары кулис.

Мизансцена Второго плана дает нам возможность воспринимать человеческую фигуру целиком. "На втором плане особенно хороши выходы (или, как говорят в театре, выхода). Когда выходит персонаж, нам бросается в глаза лишь самое главное, как бы создается мгновенный эскиз. И вместе с тем не уничтожается тайна внешнего образа действующего лица". (Ю. Мочалов).

Второй план можно еще назвать "семейным планом" - именно здесь легче всего создается атмосфера жизни целой группы людей. На втором плане хорошо смотрятся танцы.

Недостатком Второго плана является то, что он уводит зрителя от психологии действующих лиц к внешнему образу их поведения.

Третий план (а так же 4, 5, 6 и т.д. в зависимости от глубины сценической площадки) - соответствует общему плану в кино. Здесь трудно разглядеть нюансы актерского исполнения, но зато глаз охватывает всю или большую часть сценического пространства.

Он хорош для монументальных композиций или эпизодов связанных с сильным движением. Человеческая фигура на дальнем плане читается как пятно, поэтому в расчет следует так же принимать цвето-колористическую композицию.

Крупные перемещения на первом плане утомляют восприятие зрителей и мешают просмотру общего мизансценического или хореографического построения. Поэтому для достижения компактности его визуального просмотра необходимо использовать «эффект удаления», более мелкие мизансцены расположить на втором плане, более крупные композиционные или хореографические построения – в глубине сцены.

Возможно построение мизансцены и в третьем измерении - по вертикали . Однако следует учитывать, что на авансцене и первом плане это нежелательно, поскольку мы закрываем пространство второго и третьего планов. На третьем плане возможности работы с вертикальной композицией практически не ограниченны.

В модерн и джаз танце активно используют уровни. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней : стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты, "мост", стойка на руках, стойка на лопатках ("березка"), колесо.