Сколько правил мономах. Князь Владимир Мономах: биография и интересные факты




III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ

(окончание)

Владимир Мономах в Киеве. – Поучение детям. – Усмирение непокорных князей. – Плен Володаря Ростиславича. – Столкновение с Греками на Дунае. – Политика Владимира Мономаха

Великий князь Владимир Мономах (1113–1125)

В апреле 1113 года скончался великий князь Святополк-Михаил на пути около Вышгорода. Его положили на лодку, привезли в Киев и похоронили в Златоверхом Михайловском монастыре, который был им самим основан. Ближайшее право на великокняжеский стол имели Святославичи, Давид или Олег; впрочем, старшинство их было спорное, так как их отец Святослав насильно отнял Киевский стол у своего старшего брата Изяслава и умер еще при его жизни. Вопрос о старшинстве решен голосом народным, который единодушно указывал на Владимира Мономаха, в действительности уже давно стоявшего во главе русских князей; а Святославичи были нелюбимы, особенно за свою дружбу с Половцами и многие разорения, причиненные ими Русской земле. Граждане киевские собрались на вече и послали в Переяславль к Владимиру просить его на стол отцовский и дедовский. Владимир медлил: может быть, старшинство Святославичей приводило его в раздумье. Между тем в Киеве, при отсутствии княжеской власти, начались беспорядки. Чернь бросилась на дворы нелюбимых сановников, именно тысяцкого Путяты и некоторых сотских, и разграбила их; потом пограбила дворы жидов, которые купили себе разные льготы у Святополка II и, по обыкновению своему, многих повергли в нищету в качестве жадных ростовщиков. Тогда лучшие граждане послали сказать Владимиру: "Князь, иди скорее в Киев, а если не придешь, то знай, что поднимется большое зло: уже не сотских и не жидов только будут грабить, а пойдут на вдовую княгиню, на бояр и монастыри, и ты будешь отвечать перед Богом, если разграбят монастыри". Владимир после того не медлил более и поспешил в Киев. Его встретили митрополит и епископы со всем народом, и он торжественно сел на столе своего отца и деда. Мятеж утих; настало твердое, умное правление Мономаха. Он достиг уже шестидесятилетнего возраста, когда занял великокняжеский стол.

Поучение Владимира Мономаха

Владимир Мономах написал для своих детей знаменитое Поучение, которое вместе с упомянутым письмом к Олегу служит наглядным памятником его ума, благочестия, начитанности и грамотности. Оно служит также ярким изображением его неутомимой деятельности. Судя по этому изображению, большую часть жизни своей он провел вне дома, значительную часть ночей спал на сырой земле; дома и в дороге все делал сам и за всем присматривал; до света поднимался с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, судил людей, ездил на охоту и т.д. "Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню; с Половцами заключал мир 19 раз; до сотни князей их отпустил на свободу, а более двухсот изрубил и потопил. На охоте в лесах я вязал диких коней зараз по 10 и 20; дважды тур метал меня на своих рогах вместе с конем; одна лось топтала меня, а другая бодала, вепрь сорвал меч с бедра, медведь схватил зубами подклад у колена, лютый зверь (барс?) вскочил ко мне на бедра и повалил коня вместе со мною; но Бог сохранил меня невредимым". Убеждая детей жить в мире и согласии, он дает им, между прочим, следующие наставления: "Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени; на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами; жен своих любите, но не давайте им над собою власти; старого человека почитайте как отца, а молодого – как брата; строго наблюдайте правосудие и крестное целование; гостей и послов чтите если не дарами, то питием и брашном, ибо они распускают в чужих землях и добрую и худую славу. Что знаете, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь; отец мой, и дома сидя, научился пяти языкам; в этом бывает честь от других земель".

Княжеские усобицы в правление Владимира Мономаха

Вообще летописец изображает нам Владимира Мономаха идеалом русского князя: он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование; подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и превосходит всех воинскими доблестями. После Ярослава это был первый из его преемников, который на самом деле осуществил понятие о великокняжеской власти; младшие родичи повиновались ему, как отцу; а тех, которые пытались завести распри, он наказывал отнятием уделов. Внешние враги присмирели.

Однако при этом великом князе были две междоусобные войны, одна в Полоцкой земле, другая на Волыни. Какая была причина войны между Мономахом и старшим из полоцких князей, Глебом Всеславичем, в точности неизвестно. Летопись объясняет ее враждою, которую потомки Рогнеды питали к потомкам Ярослава. Очевидно, полоцкие князья, не получая доли в остальных русских землях, старались отделиться, не хотели признавать над собою старшинство киевского князя, слушаться его как отца, ездить к нему на поклон и по его требованию являться на помощь со своими дружинами. А Глеб Всеславич Минский, кроме того, подобно отцу своему, нападал еще на некоторые соседние волости, конечно, с целью увеличить свой наследственный удел. Владимир два раза ходил на Глеба; во второй раз он взял Минского князя в плен и привел в Киев, где тот и умер вскоре. Во Владимире Волынском сидел сын Святополка-Михаила Ярослав, женатый на внучке Мономаха, на дочери его старшего сына Мстислава. Неизвестно также из-за чего, собственно, Ярослав рассорился с Мономахом и отослал от себя свою супругу, а его внучку. Угрожаемый великим князем Ярослав убежал к своему союзнику и родственнику, королю польскому Болеславу Кривоустому, женатому на его сестре Сбыславе. Польские короли почти всегда охотно поддерживали междоусобия в Русской земле и помогали младшим князьям против старших, чтобы не дать усилиться последним. Кроме поляков, венгерский король Стефан II на просьбу Ярослава о помощи не только не отказал ему, но и лично привел свои полки. Таким образом, Ярослав с многочисленным ополчением из угров, поляков и русских явился под стенами Владимира Волынского, в котором сидел один из сыновей Мономаха, мужественный Андрей Владимирович. Великий князь начал собирать войско, чтобы идти на помощь сыну; но помощь оказалась излишнею. Однажды Ярослав подъехал близко к городским стенам и угрожал гражданам жестокой местью, если они не отворят ему ворота и не выйдут к нему с поклоном. Но в то время как он разъезжал около города, из последнего незаметно вышли два наемные ляха и спрятались в засаде; а когда Ярослав возвращался в лагерь, они внезапно бросились на него и нанесли ему смертельный удар копьем (1123 г.). Тогда и все союзники его принуждены были разойтись по домам. В числе последних находились на этот раз известные братья Ростиславичи, Володарь и Василько. Причина, почему они пристали к врагам Мономаха, была следующая.

Воинственные Ростиславичи много зла сделали своим соседям ляхам, с которыми постоянно имели споры о границах. Володарь, князь Перемышля, нередко с наемными Половцами разорял соседние польские области. Тщетно король Болеслав Кривоустый пытался смирить Володаря; последний особенно был страшен тем, что действовал против Польши в союзе с другими ее врагами, с языческими пруссами и поморянами. Усердие и ловкость одного из вельмож польских помогли Болеславу освободиться от этого опасного неприятеля. Некто Петр Власть, родом датчанин, вызвался захватить Володаря хитростью. Этот новый Зопир с тридцатью верными слугами отправился в Перемышль, выдал себя за человека, обиженного польским королем, вступил в службу Володаря и вкрался в его доверие. Однажды на охоте в лесу, когда дружина Володаря рассеялась в погоне за зверем, Петр с своими слугами напал на князя, схватил его и умчал в Польшу. Сын Володаря Владимир и брат Василько вступили в переговоры с королем, и только за огромный выкуп удалось им освободить князя. Они собрали все, что могли, и отправили в Польшу на возах и на верблюдах множество золота и серебра, драгоценных сосудов и греческих тканей; так что, по выражению одного латинского летописца, от этого выкупа "обедняла вся Русь" (конечно, Червонная). Кроме выкупа Володарь принужден был дать обязательство не только отступиться от союза с врагами Польши, но и помогать против них полякам.

Войны Руси с соседями в правление Владимира Мономаха

Прежними своими походами и подвигами Владимир Мономах настолько обезопасил пределы Руси, что во время своего княжения он уже не ходил лично на соседей, а посылал своих мужественных сыновей. Так, старший сын его Мстислав, княживший в Новгороде Великом, совершил с новгородцами и псковичами большой поход за озеро Пейпус в землю Ливонской Чуди и взял ее город Оденпе, или Медвежью голову (1116 г.). Другой его сын Юрий (Долгорукий), посаженный отцом в Ростовской земле, ходил на судах Волгою в землю Камских Болгар и возвратился с большим пленом и добычею (1120 г.). Третий сын Мономаха Ярополк и один из сыновей черниговского князя Давида по следам своих отцов ходили с их войсками за Дон, где погромили половцев и ясов, или алан (1116 г.). Ярополк в этом походе пленил одну красивую аланскую княжну, на которой и женился. Вероятно, не без связи с этим погромом часть хазар, а также некоторые орды печенегов и торков, порабощенные половцами, восстали против своих притеснителей; однако после кровопролитной борьбы были побеждены, бежали в русские пределы, и поселены великим князем на свободных землях. Впрочем, часть печенегов и торков вместе с берендеями вскоре была изгнана из Руси, конечно, за свои мятежи и разбои.

Поход на Дунай при Владимире Мономахе

Ко времени Владимира Мономаха относится еще одно столкновение Руси с греками.

По примеру отцов и дедов, великие князья киевские продолжали заключать родственные союзы с разными государями европейскими, именно польскими, угорскими, немецкими, скандинавскими и греческими. Мономах, как известно, был сын греческой царевны; сам он вступал в брак три раза, и первой супругой его была Гида, дочь английского короля Гарольда, павшего в битве при Гастингсе; а старший сын его Мстислав был женат на Христине, дочери шведского короля. Одна из дочерей Мономаха, Евфимия, сделалась супругою угорского короля Коломана (впрочем, старый и ревнивый муж потом отослал ее к отцу); а другая его дочь, Мария, находилась замужем за греческим царевичем Леоном. Этот царевич был сыном злополучного византийского императора Романа Диогена, который попал в плен к туркам и лишился престола. Леон в 1116 году появился на Дунае с войском, набранным, вероятно, из Руси и половцев, и завладел некоторыми болгарскими городами. Знаменитый византийский император Алексей Комнен поспешил отделаться от соперника с обычным своим искусством. Он подослал двух сарацин, которые пришли в Дористол к Леону с предложением своих услуг и, улучив минуту, убили его. Тогда Владимир Мономах, желая отомстить за смерть зятя или, вернее, вступаясь за права его маленького сына, а своего внука Василия, отправил на Дунай войско под начальством Ивана Войтишича, который и разместил в дунайских городах русских посадников. Но Дористол вскоре был захвачен греками. Владимир послал для взятия этого города одного из своих сыновей, Вячеслава, с воеводою Фомою, сыном известного боярина Ратибора; но и они не могли взять Дористола. А потом и остальные дунайские города снова перешли в руки греков, вероятно, по мирному договору с Владимиром. Во всяком случае, под конец Мономахова княжения мы видим его опять в дружеских отношениях с Византией; в 1122 г., уже по смерти Алексея Комнена при его сыне Иоанне Комнене, он выдает свою внучку, дочь Мстислава, замуж за какого-то греческого царевича. А несчастный его внук Василий Леонович воспитывался при Киевском дворе и впоследствии погиб в одной битве Мономаховичей с Ольговичами.

Внутренняя деятельность Владимира Мономаха

Как и все великие государственные люди, Владимир Мономах славен не одними военными доблестями; он был замечателен и на поприще мирной, гражданской деятельности. На его заботы о правосудии указывает Русская Правда, которую он дополнил новыми статьями. Владимир любил также строиться, и ему принадлежало несколько замечательных сооружений. Между прочим, летопись упоминает о мосте, устроенном через Днепр. В его княжение были расширены укрепления Новгорода Великого, а город Ладога обведен каменною стеною. Ему приписывают основание города Владимира в Ростовско-Суздальской земле, в которую он предпринимал довольно частые поездки. По примеру деда и прадеда, он много заботился о созидании храмов; при нем довершен в Вышгороде каменный храм Бориса и Глеба, куда и были перенесены останки этих мучеников. Памяти последних он оказывал особое уважение, и в честь их создал "прекрасную" церковь на самом месте убиения Бориса.

Великое княжение Мономаха, впрочем, ознаменовалось и некоторыми обычными бедствиями, посещавшими Древнюю Русь, каковы засуха и землетрясение (на юге), наводнение (в Новгороде) и пожары. Особенно страшный пожар разразился в Киеве в 1124 году. Он продолжался два дня, 23 и 24 июня, обратив в пепел Подол и часть Верхнего города; одних церквей, по словам летописи, сгорело будто бы до 600. Погорело и Жидовское предместье. Были, вероятно, и другие бедствия, не занесенные в летопись, например, саранча, которая тучами налетала на Южную Русь из стран, прилежащих к Дунаю и Черному морю; она пожирала все, что встречала на своем пути: хлеб, траву, древесные листья и пр. Судя по нашей летописи, особенно опустошительные набеги саранчи происходили в княжение предшественника Владимира Святополка-Михаила.

При всем своем стремлении к единству русских земель под верховною властью киевского князя Владимиру Мономаху не могла и в голову прийти мысль об уничтожении удельного порядка, который вполне сроднился с духом и понятиями того времени. Подобно своему деду и прадеду, он хлопотал только о том, чтобы соединить как можно более областей в руках своих и своего потомства. Черниговские Святославичи, галицкие Ростиславичи и отчасти полоцкие Всеславичи отстояли свои наследственные уделы; но зато Владимиру в качестве великого князя Киевского оружием и ловкой политикой удалось еще раз собрать под владением одного дома почти все остальные русские области.

Владимир Мономах скончался на 74-м году от рождения, 19 мая 1125 года, во время своей поездки в родной Переяславль. Там он наблюдал за окончанием упомянутой выше "прекрасной" церкви Бориса и Глеба, которую соорудил на берегу Альты, недалеко от самого города. Сыновья, внуки и бояре перенесли его в Киев и погребли в Софийском соборе, рядом с отцом его Всеволодом. Летописец прибавляет, что весь народ и все люди плакали по нем, как "дети по отце или по матери". По его выражению, это был "братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю", о котором слава прошла по всем странам; особенно он был страшен "поганым", т.е. Половцам .


Мономахово Поучение сохранилось только в одной Лаврентьевской летописи. Рассказ Владимира о своем деятельном, простом образе жизни подтверждается Посланием о Посте, которое митрополит Никифор написал для того же князя. Там говорится о Мономахе, что он "более на земле спит и дому бегает и светлое ношение порт отгонит, и по лесам ходя сиротину носит одежду и по пути в град входя, волости деля, в властительную ризу облачится" (Русские Достопамятности 1.68). Кроме рассуждения Погодина "О Поучении Мономаховом" (Известия 2 отд. А. Н. X. 294), оценку Поучения как "памятника религиозно-нравственных воззрений" см. в статье С.Протопопова (Журн. Мин. Нар. Пр., 1874. Февраль).

О Ярославе Святополковиче П. С. Лет. Т. II.

Летопись наша (именно Ипатьевская) только вкратце упоминает под 1122 годом: "И Володаря яша Ляхове лестью, Василькова брата". Подробности мы находим в латино-польских источниках, именно у Герборда в жизни Отгона, епископа Бамбергского, у Кадлубка и Богуфала. (См. Белевского Monumenta Poloniae Historica. T. II. стр. 2, 74, 350 и 508.) О захвате русского князя они сообщают не совсем согласно; по Кадлубку и Богуфалу, он был схвачен на пиру; но вероятнее и обстоятельнее других рассказывает о взятии его на охоте и выкупе Герборд. Длугош говорит, будто Володарь был пленен в сражении. Он прибавляет, что Болеслав взял за Володаря окупу 20 000 марок серебра и 500 сосудов, т.е. блюд, чаш и ковшей греческой работы. Ипатьевская летопись под 1145 годом сообщает о судьбе вероломного Петра Власта. Преемник Болеслава Кривоустого Владислав II велел его ослепить, урезать ему язык, разграбить его дом и выгнать его с женою и детьми. Он нашел убежище на Руси.

О брачных союзах Мономаха см. у Карамзина, т. II, глава VII и примеч. 240 и 241.

О предприятии Леона Диогеновича и посылке русского войска Владимиром Мономахом в дунайские города сообщают почти все списки русских летописей, которые при этом называют Леона зятем Владимира (за исключением Густынской, которая называет его зятем Володаря).

К тому же времени относится сомнительный рассказ некоторых позднейших летописных сводов о том, что русские войска разорили Фракию и осадили самый Константинополь. Тогда устрашенный император Алексей Комнен будто бы послал к Владимиру Мономаху эфесского митрополита Неофита и других знатных людей с просьбою о мире и с богатыми дарами, между которыми находились: крест из животворящего древа, золотой венец, золотая цепь и бармы (оплечье) императора Константина Мономаха, сердоликовая чаша императора Августа, скипетр и пр. Неофит торжественно возложил на Владимира венец и бармы и назвал его царем. (См. своды Никоновский, Воскресенский и Густынский, а также в рукописных повестях у Карамзина к т. И прим. 220.) По всей вероятности, этот рассказ сложился во времена гораздо более поздние, чем XII век, между прочим, для того, чтобы объяснить происхождение знаменитой Мономаховой шапки и других регалий, которые возлагались при короновании великих князей и царей московских. (Они хранятся в Московской Оружейной палате. Археолог Филимонов в еще неизданном своем исследовании доказывает, что так наз. Мономахова шапка работы мусульманско-египетских мастеров XIII века и была прислана в дар египетским султаном Калауном хану Золотой Орды Узбеку, а от последнего перешла к Ивану Калите. Академик Кондаков считает ее произведением византийским.)

Замечательно, что греческие источники совсем не упоминают ни о Льве Диогеновиче, как зяте Мономаховом, ни о войне последнего с греками. По их известиям, сын Диогена Константин еще ранее того погиб в сражении с турками близ Антиохии (см. у Вриенния и Анны Комнен); а после того явился какой-то самозванец, выдававший себя за этого сына Диогена. Он был сослан в Херсонес Таврический, оттуда бежал к Половцам и вместе с ними вторгся во Фракию, но был обманом захвачен в плен греками и ослеплен. О походе с Половцами на греческую землю и ослеплении его упоминают и все наши летописи под 1095 г., называя этого самозванца просто Девгеничем. По некоторым соображениям, и в предприятии этого Лжеконстантина участвовали не одни Половцы, но и Русь. Он действительно проник во Фракию и осадил Адрианополь. (См. Васильевского "Византия и Печенеги" в Журнале Мин. Нар. Просвещения, 1872 г. Декабрь.) Может быть, это предприятие и подало повод к вышеупомянутому рассказу о войне Руссов во Фракии (причем вместо Адрианополя назван Константинополь) и присылке даров Владимиру Мономаху. Но и другой сын Диогена Леон, по словам Анны Комнен, был убит не в Дористоле, а в сражении с Печенегами, в 1088 г. Итак, кто же был зятем Владимира, истинный царевич или самозванец? Вообще все эти известия довольно темны и сбивчивы. Г. Васильевский предлагает догадку, что Роман Диоген, кроме упомянутых имел и других сыновей, так как он женат был два раза; что, кроме Льва, родившегося от второго брака, у него, вероятно, был еще сын Лев от первого брака, и что этот-то последний, названный в нашей летописи зятем Владимира Мономаха, был женат не на дочери его, а на сестре ("Русско-Византийские отрывки". Журн. Мин. Н. Пр. 1875. Декабрь). Предположение о двух Львах, сыновьях Диогена от разных матерей, находим вполне вероятным; но полагаем, что, наоборот, Лев, убитый в 1088 г., происходил от первого брака, а Лев, погибший в 1116 г., рожден от второго, когда Диоген уже царствовал (1067 – 1071), и, следовательно, зять Владимира Мономаха был не только истинный царевич, но и "порфирородный". Что касается до предложения преемника Диогенова Михаила VII Дуки (1071 – 1078), который сватал для своего брата Константина дочь какого-то князя, то г. Васильевский основательно полагает, что этот князь был не кто иной, как Всеволод, отец Владимира Мономаха. (Об этом сватовстве идет речь в двух письмах Михаила VII, обнародованных ученым греком Сафою в Annuaire de l"essociation pour l"encouragement des etudes grèques en France. 1875). Но сватовство, очевидно, не состоялось, так же как, вероятно, не успело окончиться браком и то сватовство Михайлова предшественника, на которое есть намек в данных письмах. Может быть, в обоих случаях оно относилось к известной Янке, дочери Всеволода, которая недаром же осталась девицею и, будучи монахиней, предпринимала путешествие в Царьград.

О смерти Василька Леоновича Киевская летопись (по Ипатьевскому списку) упоминает под 1196 г. Иначе она называет его тут же "Василько Маричич, внук Володимира", т.е. по матери Марии. Очевидно, Леонович и Маричич – одно и то же лицо. Та же летопись сообщает и о браке Мономаховой внучки с греческим царевичем; о каком царевиче здесь говорится, неизвестно. Карамзин справедливо полагал, что это Алексей, сын императора Иоанна Комнена (т. II, прим. 242). См. ниже прим. 25.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. Еще в юношеских годах в своей биографии Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

После смерти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал разгром половцев. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. На Любечских съездах Владимир пытался сплотить Русь для противостояния половцам. После нескольких поражений половцев Русь была освобождена.

Когда умер Святополк, Владимир Мономах подавил киевское восстание и возглавил правление страной. Тогда же вышел знаменитый «Устав Владимира Мономаха». Рассматривая краткую биографию Владимира Мономаха, нужно отметить, что период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы.

За всю биографию Владимир Мономах написал несколько произведений. Например, «Поучение», «Письмо Олегу Святославичу», «Молитва». Скончался великий князь 19 мая 1125 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Имя: Владимир Мономах (Vladimir Monomah)

Возраст: 71 год

Деятельность: великий князь киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель

Семейное положение: был женат

Владимир Мономах: биография

Годы правления Владимира Всеволодовича Мономаха считаются самыми счастливыми и цветущими для Киевской Руси. Мудрый государственный деятель, побывавший наместником смоленских, черниговских, переяславских княжеств и ставший великим князем Киевским, талантливый полководец и мыслитель, он золотыми буквами вписал свое имя в историю государства Российского. «Поучение Владимира Мономаха» – это светское и одновременно философское наставление сыновьям и будущим поколениям, оно и сегодня вызывает восхищение мудростью этого великого человека.

Владимир Мономах родился в 1053 году. Его отец, переяславский князь Всеволод, приходился сыном , родословная которого впервые упоминается в «Повести временных лет». Спустя год после рождения внука умер его великий дед. Матерью Владимира стала близкая родственница (возможно дочь) византийского императора Константина IX Мономаха. Отсюда и прозвище князя, которое переводится как «единоборец», что точно характеризует его личность.


Детские и юношеские годы жизненного пути будущего правителя Киевского прошли при дворе отца в Переяславе-Южном. К участию в охоте на диких зверей отец привлек мальчика еще ребенком. Как позже написал Мономах в поучении сыновьям, он побывал и в лапах медведя, и на рогах у тура.

Однако это была только «разминка». Ведь в 13 лет мальчик попал на боевое поприще, куда был взят отцом для постижения военного дела. В том же возрасте он начал самостоятельно княжить в Ростово-Суздальских землях, приобретая первый опыт государственного управления.


Этот опыт пригодился, когда Владимир Мономах был поставлен на княжение Смоленском. Это период с 1073 по 1078 годы. Смоленский князь участвовал в боях, помогая соседям в борьбе с внешними врагами – половцами. Военные походы были частыми. В 1076 году Мономах с Олегом Святославичем поддержал поляков участием в походе против чехов. Позже вместе с отцом и Святополком Изяславичем дважды ходил против Всеслава Полоцкого.

Правление

В 1078 году Всеволод Ярославич взялся княжить Киевом. Его 25-летнему сыну Владимиру Мономаху достался Чернигов. Для защиты вотчины молодой вельможа был вынужден неоднократно отражать опустошительные набеги половцев и монголо-татар. Полтора десятка лет сын был правой рукой отца. Он помогал ему в решении политических вопросов и не раз становился во главе великокняжеских дружин, которые совершали походы для усмирения бунтующих князей или уничтожения половецких полчищ.


В 1093 году, когда отец умер, Владимир Мономах мог стать его преемником – князем Киевским. Но по существовавшим правилам преемственности Киевский престол должен был занимать старший из Рюриковичей. На тот момент таковым оказался двоюродный брат Святополк Изяславич. Мономах не хотел междоусобицы и братоубийственной войны и отдал престол брату. Сам отправился править Черниговом.

Эти 2 десятка лет, с 1093-го по 1113-й, Владимир Мономах познал и радость от побед, и горечь поражений. В боях он потерял старшего сына и младшего брата. В 1094 году отдал Черниговские земли Олегу Святославовичу, оставив за собой более «скромное» Переяславское княжество.


Половцы продолжали досаждать Киевской Руси. Регулярные набеги обескровливали земли. Владимир Мономах стал идейным вдохновителем объединения князей перед лицом общего врага. Некоторые исследователи считают, что князь был инициатором превентивных ударов по врагу, организовывая вылазки в Половецкую степь. Успешным оказался поход в 1111 году, после которого главная цель была достигнута – Русь избавилась от набегов кочевников на длительное время. А спустя девять лет войска печенегов окончательно покинули русские земли. Защиту Руси от половцев исследователи считают главной заслугой Владимира Мономаха.

Так как сыновья Владимира Мономаха, помимо борьбы с кочевниками, регулярно устраивали военные походы на Ливонию и Булгарию, в Европе заговорили о мощи киевского князя. Большие опасения вызывал Владимир у Византийского императора. По преданию, в знак мирного расположения правитель империи отослал Владимиру Мономаху богатые дары: державу, скипетр, шапку и древние бармы. Впоследствии эти предметы стали символом державной власти на Руси, а головной убор получил название «Шапка Мономаха». Эти дары сейчас находятся в Оружейной палате Кремля. Они также представлены на всех репродукциях и фото с изображением Владимира Мономаха.


Внес свою лепту Владимир Мономах и в прекращение братоубийственных войн на русской земле. Чтобы создать сильное войско, требовалась консолидация всех князей, чего в те годы не наблюдалось. Одним из главных событий во время правления Мономаха стал Любечский съезд князей. В 1097 году был организован сход правителей шести русских княжеств. На собрании решались вопросы по разделу территорий и единению армий. Такая договоренность стала значительным достижением во внутриполитической деятельности правителя и благотворно повлияла на укрепление государства. Но объединению сил помешало предательство Давыда Игоревича, которое повлекло за собой новые распри. В 1010 году Владимир Мономах собрал второй съезд, на котором правители сумели прийти к мирному решению.

Великое княжение

После кончины Святополка в 1113 году Владимир Мономах принял бразды правления Киевской Русью и стал великим князем. Это был сложный период для Киева, потому что в это время началось народное восстание против ростовщиков. Новый властитель встал на сторону народа и предпринял меры по ограничению взимания процентов.


Мономах оказался эффективным реформатором в сфере законодательства. Он дополнил свод законов «Русская правда», написанный еще дедом Ярославом Мудрым. Месть за убийство была запрещена и заменена денежным штрафом. А еще он запретил обращать холопа в рабство за непогашенные долги. Да и само положение простого народа облегчил. Такова была внутренняя политика Владимира Мономаха.

Положение великого Киевского князя упрочилось настолько, что никто не посмел оспаривать его старшинство. Мономах контролировал три четверти территории государства. При князе отстроились крепость в Суздале и укрепления во Владимире-на-Клязьме. Там же появились Спасская церковь и Успенский собор, которые вошли в число памятников архитектуры. Храмы возводились также в Смоленске, Ростове и других городах, где правил князь.


Внешняя политика Владимира Мономаха тоже оказалась успешной. Набеги волжских болгар, половцев и монголо-татар больше не беспокоили государство. А племена берендеев и торков были навсегда вытеснены за пределы Руси. В «Слове о погибели Русской земли» это время называют самым счастливым и безмятежным. Современниками Владимира Мономаха в Европе стали Филипп I и Людовик VI – короли Франции, Генрих I Боклерк английский и император Византии Иоанн II Комнин.

Концентрация власти в одних руках и прекращение междоусобных войн укрепили государство. Начался период культурного развития. Мудрый князь сумел оставить свой след в литературе. К сожалению, до наших дней дошло только 4 его произведения: письмо к Олегу Святославичу, летопись автобиографического характера о военных походах, «Устав Владимира Всеволодовича» (или «Устав Владимира Мономаха»), а также прославленная книга «Поучение Владимира Мономаха», которая еще известна под названиями «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям» или «Поучение детям».


Эти литературные труды – ценнейший кладезь житейского опыта, переданный княжеским отпрыскам и всем последующим поколениям, а еще – дельные советы по управлению государством. Многие высказывания Владимира Мономаха стали афоризмами и цитатами.

Личная жизнь

Житие Мономаха свидетельствует о том, что у вельможи было три супруги и множество детей. Сегодня невозможно достоверно установить, которая из жен кого из детей родила.

Достоверно известно, что личная жизнь Владимира Мономаха была насыщенной событиями. Первой супругой князя исследователи называют Гиту Уэссекскую. Это английская принцесса и дочь англосаксонского короля Гарольда II. Она родила мужу шестерых (по иной версии семерых) сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Изяслава, Романа и Святослава.


Еще двое сыновей Мономаха – и Андрей. Но исследователи расходятся во мнении, была ли Гита матерью Юрия, ставшего известным как Юрий Долгорукий. А еще у Владимира было несколько дочерей. До нас дошли имена троих: Мария (Марица), Евфимия и Агафия.


К личным качествам Владимира Мономаха все исследователи причисляют мудрость, стремление к самообразованию, а также политическую интуицию. Получив в 13 лет Ростовские и Суздальские земли от отца, князь не оставлял заботы о них и к концу жизни превратил их в цветущий край с развитой культурой.

Смерть

Умер знаменитый правитель 19 мая 1125 года. Его с почестями похоронили в Киеве. Могила правителя расположена в соборе Святой Софии. Итогом правления Владимира Мономаха стало сильное государство с развитой экономикой и культурой. О роли Владимира Мономаха в истории Руси говорит его популярность на протяжении последующих веков.


В XXI веке в память о князе были созданы документальные фильмы из серии «Полководцы России» и «История государства Российского». В них был дан исторический портрет личности и представлены важные факты биографии правителя.

Память

  • Памятная монета Украины, посвященная Владимиру Мономаху
  • Почтовая марка Украины, посвященная Владимиру Мономаху
  • Изображение Владимира Мономаха на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
  • Памятник Владимиру Мономаху в городе Прилуки Черниговской области
  • Атомная подводная лодка проекта «Борей» ВМФ России

Князь Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (рожд. 26 мая 1053 – смерть 19 мая 1125), - один из самых знаменитых князей Древней Руси.

О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича до наших дней дошло сведений больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В исторических летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями, не сходя с седла. Князь страстно любил охоту, прославился большим дипломатическим талантом и крупными государственными преобразованиями…

Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». Однако для современников и ближайших потомков Владимир Мономах был в первую очередь образцом христианского правителя, а уж после все остальное - полководцем, дипломатом, великим охотником и т. д. И его личность осталась в русской истории как пример государя, подчиняющего интересы своего рода, своей земли да и собственные интересы той истине, которую принесло на Русь Крещение.

Он родился у переяславского князя Всеволода Ярославича, по линии матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Отсюда и звучное прозвище - Мономах.

Князю Владимиру Мономаху довелось жить в ненастную эпоху. Ему назначен был долгий век, 72 года - очень много по меркам русской древности! Вся молодость, все зрелые годы Владимира пришлись на смутное время: Русь погружалась в бесконечный лабиринт кровавых междоусобных войн, а окраины ее терпели страшный урон от степных пришельцев-половцев.


Виднейшие князья Рюрикова рода поделили между собой города и области Руси. В Киеве, на великокняжеском престоле, восседал старший из Рюриковичей, но полновластия у него не было. В его распоряжении были громадные доходы от богатейшей Киевщины, сильная дружина да право номинального первенства. Но действительное старшинство следовало поддерживать силой оружия, умными союзами с влиятельной родней, добрыми отношениями с киевской городской общиной. Великий князь, если он оказывался слишком слабым или же слишком нерасчетливым, мог быть выбит из Киева ближайшими родственниками.

Смерть любого из старших Рюриковичей доводила до передела богатых княжеских столов внутри семейства. Кроме Киева большой доход сулили Чернигов, Переяславль-Южный, Смоленск, Муром, Ростов и т. д. Право на княжение в любом из этих городов возможно было обосновать двумя способами: местом в лестнице старшинства Рюриковичей или военной мощью.

Князья Рюрикова рода в такого рода случаях не стеснялись скрещивать мечи с племянниками, дядьями, не говоря уже о дальней родне. То один из них, то другой обращался за поддержкой к половцам и приводил их на Русь, вышибая соперников с богатых столов. В особенности прославился по этой части князь Олег Святославич, прозванный «Гориславичем» за лютую привычку «аргументировать» свои претензии при помощи половецких сабель.

Приходя половцы, грабили, жгли, уводили «полон», разоряли крестьян. Не один, не два и не три - десятки половецких походов наносили раны ослабевшему телу Руси. Пришельцы с удовольствием пользовались княжескими раздорами, то и дело являясь к Киеву, Чернигову, Переяславлю по приглашению русских князей и при почетном «эскорте» их дружин.

Между тем из-под пера Владимира Мономаха выходит поучение, адресованное сыновьям, где он цитирует Псалтирь библейского …царя Давида…:

«Оружие извлекают грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

А к своему горчайшему неприятелю и убийце сына князю Олегу Святославичу он обращается в письме со словами, исполненными христианской мудрости: «Кто молвит: „Бога люблю, а брата своего не люблю“, - ложь это. И еще: „Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный“… Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой… прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим“.

И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей“». Владимир Мономах совсем недавно узнал о кончине сына, о том, как другой его сын, вошедший в русскую историю под именем Мстислава Великого, бился с Олегом Святославичем и одолел его. Мстислав, победитель, просит безутешного отца: «Помилосердствуй, да будет мир!» И Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам написал обидчику: «Помиримся».

Когда, в какое время он написал эти слова?! Ведь еще не так давно кровная месть была разрешена по закону! «Русская Правда» несколько ограничила ее, но отнюдь не запретила. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал другого: прости, откажись от мести! На того, кто выбирал второй путь, будь он сколь угодно храбр, смотрели как на человека, проявившего непонятную слабость. Не отомстил? Глупец! Тряпка!

Владимир Мономах научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом. Научился отстранять от себя соображения прямой и очевидной корысти, если для их осуществления требовалось очертя голову бросаться в очередное междоусобие.

Не всю жизнь он провел в праведниках. Да это и немыслимо для князя! По собственным словам князя, он с 13-ти лет принял на себя бремя княжеских трудов: принимал участие в 83-х больших военных предприятиях, не вылезал из сражений с половцами, 19 раз заключал с ними мир, в разные времена захватил в плен несколько сот знатных степняков, из них около сотни пощадил, а 220 утопил или иссек мечом.

Ему доводилось лить чужую кровь постоянно. Да и в междоусобных войнах, со своими, с единоплеменниками и единоверцами, бывало, Владимир Мономах проявлял большую жестокость. Вот его собственные слова: «…На ту осень ходили с черниговцами и с половцами… к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Сказано - красноречивей некуда.

Но не напрасно дал Бог Владимиру Мономаху столь долгую жизнь. Чем больше видел он вокруг себя свирепости, чем больше сам склонялся к жестоким мерам против своих врагов, тем больше понимал: доброго итога душегубство дать не способно. Пролил кровь - прольют и твою, а не твою, так близких тебе людей. Обманул - будешь обманут. Не пожалел врага - и сам жалости не увидишь. Собрал большую силу - найдется еще ббльшая. Потому в зрелые годы князь смог побороть свою гордыню и с делами большой политики управлялся, покорившись смирению.

В течении длинной политической карьеры Владимир Всеволодович занимал то один, то другой княжеский стол. Правил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Смоленске, Чернигове, Переяславле-Южном. Несколько раз мог занять Киев, но отказывался. Основной причиной отказа становилось нежелание сражаться с родней. В военной-то силе недостатка он не испытывал.

Так, однажды великий князь Святополк оказался замешанным в скверной истории: на его княжьем дворе, с его согласия, схватили князя Василька Ростиславича. Поздней несчастный Василько подвергся ослеплению. Такого прежде не происходило в роду Рюрика! Владимир Мономах со своей дружиной и войсками двух других князей поступил к Киеву, требуя от великого князя дать ответ за его злодеяние.

Святополк намеривался бежать из города. Однако, согласно летописи, «не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“.

Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу киевлян - заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: „Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить“. И уступил Владимир мольбе княгини, которую почитал как мать… Владимир был полон любви». Мог бы занять место Святополка? Мог. Все шло к тому. Но не стал грязнить душу.

В конце концов, великокняжеский престол сам упал к нему в руки, как перезрелый плод, который задержался на ветке.

1113 год, 16 апреля — скончался князь Святополк Изяславич. После похорон «устроили киевляне совет, послали к Владимиру Мономаху, говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате», - а больше того опасаясь, возможно, нового междоусобия. «Повесть временных лет» рассказывает о волнениях, охвативших столицу Руси: «Киевляне… разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали снова киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев… Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих».

«Владимир Мономах на совете князей»

Успокоение мятежного Киева произошло не само собой. Владимир Мономах знал причину, вызвавшую волнения: горожане страдали от ростовщичества, которое приняло небывалый размах и покрываемого старой властью. Князь устроил в Берестове, под Киевом, государственное совещание. Там присутствовали его старшая дружина, тысяцкие из Киева, Белгорода, Переяславля-Южного, а также местное боярство. На совещании приняли решение: ограничить проценты («резы») по долгам, то есть ввести прибыль, получаемую ростовщиками, в разумные пределы. Свод законов «Русская Правда» обогатился новыми статьями на сей счет, они получили общее название «Устав Владимира Всеволодовича». Лишь тогда порядок в городе был полностью восстановлен.

С высоты изрядного возраста и огромного опыта - нравственного, политического, военного - Владимир Мономах мог поучать детей:

«Убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, потому как нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Собственные соблазны, собственные грехи и собственные беды, следовавшие за грехами, дали ему понимание: не убивай, не гордись, не клянись, а если все же поклялся - соблюдай клятву ради души своей.

Эта смиренная мудрость Владимира Всеволодовича в результате привела и к самому большому успеху всей его жизни: одолению половцев. Не за один год и не за один поход, но сила степняков была сломленной.

Пока между русскими князьями шли свары, пока они не оказывали друг другу помощь, эта задача была нерешаема. Даже когда они собирались в единое войско, но не могли управлять им в добром согласии, случалось, терпели ужасающие поражения. Так, 1093 г. принес черную весть всей Руси: общие силы князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и его брата Ростислава разбиты половцами на реке Стугне. Горе! Сколько дружинников полегло! Сам князь Ростислав Всеволодович погиб. А причина одна: не установилось «лада» в княжеской коалиции.

Три раза собирались князья на большие «съезды» - в Любече (1097), Уветичах (1100) и Долобске (1103). Учились договариваться друг с другом. Получалось с трудом…

Каждый раз Владимир Мономах говорил остальным о выгодах согласия, мира, объединения сил. В конце концов Долобский съезд проломил стену всеобщей вражды. После него русские князья, собравшись вместе, нанесли половцам несколько тяжелых поражений. Их натиск на Русь ослаб.

Как верный сын Церкви, Владимир Всеволодович строил новые храмы в Киеве, Ростове, Смоленске. Судя по археологическим данным, при нем появилась церковь Спаса на Берестове под Киевом. Он же возвел Борисоглебскую церковь на реке Альте поблизости Переяславля-Южного - там, где когда-то принял смерть святой Борис.

При нем почитание святых князей Бориса и Глеба, долго и трудно складывавшееся в 70-80-х годах XI столетия, расцвело. В княжение Владимира Мономаха и, скорей всего, не без его влияния возникла окончательная редакция «Сказания» о святых братьях. В 1115 году он пригласил к себе князей Давыда и Олега Святославичей. По словам летописца, князья «решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Вначале они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами… с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским и с игуменами…».

После этого три дня гулял народ киевский на княжеские деньги, три дня бесплатно кормили нищих и странников. Поздней Владимир Мономах «оковал» раки с мощами серебром и золотом.

Умер великий воитель тихо, от старости и хворей. Отправившись в богомолье к Борисоглебской церкви, князь встретил там свой последний срок 19 мая 1125 года. Останки его нашли упокоение в соборе Святой Софии Киевской.

Весной 1113 после смерти князя Святополка должно было начаться правление Владимира Мономаха. Киевляне искренне желали видеть на престоле именно его. Как и двадцать лет назад киевляне предложили Владимиру возглавить Киев. Князб отказался, поскольку никогда не чувствам сильной тяги к управлению всей страной. В этом случае по традиции наследования престола Киевом должен был править Давид, старший сын Игоря, брата Святополка. Но Киевляне, требуя, чтобы началось правление Владимира Мономаха, устроили беспорядки в городе. В конечном итоге Владимир Мономах сдался. И в том же 1113 году въехал в Киев.

Правление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед. Старший сын Мономаха Мстислав ходил в походы на Ливонию, и всякий раз возвращался с победой. Младший сын Мономаха Георгий ходил в походы в Булгарию. Эти походы так же были успешны. Средний сын Мономаха Ярополк воевал на полоцком направлении. За время этих войн он сумел захватить три половецких города. Слава о победах Мономаха разнеслась по всей Европе. Греческий император очень опасался росшего могущества Киевской Руси. И не зря. Мономах отправил Мстислава, своего старшего сына, в Адрианаполь. Опасаясь войны с русскими, греческий император отправил в Киев богатые дары, дабы примериться с Владимиром. Одними из составляющих этих даров стали держава и скипетре, шапка Мономаха и древние бармы. Именно эти предметы впоследствии стали неотъемлемой частью российской государственности. Дары эти доставил лично епископ Византийский, превратил правление Владимира Мономаха из княжеского в царское. Епископ объявил Мономаха царем Руси.

Внутренняя и внешняя политика Мономаха

Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.

Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междуусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.


Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.