Слоги слияния с буквой е. Конспект урока по русскому языку на тему "Слог-слияние" (1 класс)




Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов

Наибольшую трудность для детей, обучаемых чтению, представляет усвоение слога-слияния. При чтении детьми прямого слога важно сразу же преодолевать у них стремление побуквенно воспроизводить слоговую структуру. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука, запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Раскрыть «секрет» слияния звуков в слоге дети должны сами. Но при этом нельзя командовать их артикуляционными действиями, так как это разрушает их речевые навыки, деавтоматизирует их. Надо лишь организовать наблюдение детей над ихсобственными артикуляционными действиями с должными выводами из них.

Примерный фрагмент занятия.

Учитель: Скажем по слогам слово МУХА. (МУ-ХА.)

Какой первый слог? (МУ.) Какие в нем звуки? (Звуки [м] и [у].)

Как приготовиться к звуку [м]? (Сжать губы.)

Приготовьтесь и скажите [м]. (Дети произносят звук [м].)

А что нужно сделать для звука [y] (Вытянуть губы трубочкой.)

Приготовьтесь и произнесите звук [y] (Дети произносят.)

Как вы произнесли звуки [м] и [у], слитно или по одному? (По одному.)

А как вы к ним готовились, сразу или по очереди? (По очереди.)

Скажите еще раз слог МУ. (Дети произносят.)

Как звучат [м] и [у] в слоге, по одному или слитно? (Слитно.)

Как же они сливаются? Давайте попробуем узнать. Приготовьтесь к чтению слога МУ, но не говорите, а только посмотрите друг на друга и проверьте, хорошо ли вы приготовились к чтению слога МУ. (Дети смотрят.)

Какие у вас губы, разжатые или сжатые? (Сжатые.)

Для какого звука вы их сжали? (Для звука [м]

А что еще вы сделали с губами? (Вытянули их трубочкой.)

Для какого звука вытянули губы трубочкой? (Для звука [у].)

К скольким же звукам вы приготовились, к одному или к двум? (Мы приготовились к двум звукам.)

Хорошенько приготовьтесь еще раз и дайте голос. (МУ)

А сколько звуков сказали? (Два.) Какие? (звуки [м] и [у].)

Как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)

А как вы к ним готовились, по очереди или сразу к двум? (Мы готовились сразу к двум звукам.)

Вот потому они и сливаются. После звука [м] не нужно готовиться к звуку [у]: ведь мы его приготовили сразу, вместе с [м]. Поэтому в конце звука [м] начинает звучать уже подготовленный звук [у], и они сливаются, смешиваются конец [м] и начало [у].

Приготовьтесь еще раз к этим двум звукам. Дайте голос! (МУ)

Вот так мы произносим и все другие слоги: приготовимся сразу к произношению двух звуков, а голос даем один раз, ведь звуки сливаются в слог.

А теперь приготовьтесь к поизношению слога МО. К каким звукам надо сразу приготовиться? (К звукам [м] и [о].)

К скольким же звукам сразу надо готовиться, чтобы они сливались? (Сразу к двум звукам.)

(Такая же работа проводится со слогами МЫ, МИ, МА.)

А теперь посмотрите на меня. Угадайте по моим губам, к какому слогу я приготовилась? (К слогу МУ.) А сейчас? (К слогу МЫ.)

А теперь? (К слогу МО.) А это какой слог? (МИ.)

А сейчас повернитесь друг к другу и молча, одними губами загадайте друг другу в любом порядке слоги МИ, МО, МУ. МЫ, МА. (Дети угадывают слоги, подготовленные соседом по парте.)

Вот так мы говорим и все другие слоги: приготовимся сразу к двум звукам, а голос даем один раз. Скажите слог ЛУ. (Дети говорят.) Какие в нем звуки? (Звуки [л] и [у].)

Как приготовиться к [у], мы уже знаем, а как приготовиться к (л](Кончик языка прижать к верхним зубам.)

Приготовьтесь к двум звукам слога ЛУ. Дайте голос! (ЛУ!)

(Так же ведется работа со слогами HУ, НО, НЫ. НИ и др.)

На планке доски выставляются слоги из букв разрезной азбуки, например: МУ, МО, МЫ. МИ, МА, ЛО, ЛЫ, ЛИ. ЛУ, ЛА и др.

Дети хором и индивидуально готовятся сразу к двум звукам по указанию учителя и читают прямые слоги, добавляя к ним недостающие до целого слова.

Так дети под руководством учителя раскрывают способ слияния звуков слога в своей устной речи и переносят усвоенный способ с акта речи на акт чтения.

Далее уже можно переходить к чтению по слогам двухсложных слов типа ЛУ-НА. ЗИ-МА. ЛИ-СА, МА-МА, ПА-ПА, СА-НИ. РО-ЗА и др. со знакомыми и новыми согласными буквами. При этом необходимо добиваться, чтобы дети читали первые двухсложные слова хотя и медленно, по слогам, но уже на одном дыхании, без пауз между слогами и с силовым выделением ударного стога.

Для того чтобы обеспечить плавное и быстрое произнесение двух звуков последовательно, используют планшет, по которому двигаются буквы.

Обыгрывается ситуация прихода одной буквы в гости к другой.На данной схеме –окошко-домик вырезается. В окошко подставляется гласная буква.Читаются открытые слоги.

Для того,чтобы научить детей читать закрытые слоги,можно эту таблицу изменить, дополнив ее еще одним окошечком справа . Чтению слогов со стечением согласных в начале слога поможет эта таблица с окошком слева.Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...)

В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых слогов- ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.


У р о к 11
Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Тема
Педагогическая цель
Тип урока
Планируемые результаты
(предметные)
Личностные результаты
Универсальные учебные
действия
(метапредметные)
Слог­слияние
Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние
согласного звука с гласным, делить слова на слоги
Решение учебной задачи
Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически
изображают слог­слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным
картинкам, по материалам собственных наблюдений
Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в
быту
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют
звуко­буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные
признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы
товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища
Предложение, гласные и согласные звуки, слог­слияние
Основное содержание
темы, понятия и термины
Образовательные ресурсы Рисунки с изображением роз, маков, картинка с изображением кота, схемы слов
Сценарий урока
Этапы урока
1
I. Организация
начала урока
Формы,
методы,
методические
приёмы
2
Деятельность учителя
3
Фронтальная.
Словесный.
Приветствие учащихся.
– Ребята, попробуйте угадать,
Деятельность учащихся
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
Вид и форма
контроля
4
Приветствуют
учителя. Организуют
свое
5
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость
6
Фронтальный.
Устные ответы

2
Отгадывание
загадки
1
Проверка
готовности
класса и
оборудования;
эмоциональный
настрой
на урок
II. Актуализация
опорных знаний.
1. Развитие речи
учащихся. Работа
со скороговоркой
(учебник, с. 16)
Коллективна
я, парная.
Словесный.
Беседа.
Работа со
скороговорко
й
2. Работа со
звуковой схемой
слова. Игра «Какое
слово задумано»
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Практически
й.
Дидактическ
ая игра
3
о чем говорится в загадке:
Здесь девчонки и мальчишки
Достают тетрадки, книжки.
Трудятся старательно,
Слушают внимательно.
Дети те – одна семья.
Кто они, спрошу тебя.
А. Кочергина
– Проверим готовность к уроку
– Мы сейчас познакомимся со
скороговоркой, я ее произнесу,
а вы послушайте и подумайте,
почему она так называется:
«Слишком много ножек у
сороконожек».
– Проговорим вместе, запомним
ее.
– Теперь проговорим друг
другу в паре
Выставляется схема:
– Отгадайте по этой схеме,
какое слово я задумала.
– Это название цветов?
(Показывает картинки с
изображением роз, маков.)
– Еще одно слово – название
посуды для цветов
4
рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе.
– Класс, школа,
ученики
– Произносится
быстро, чисто, без
ошибок.
Проговаривают
скороговорку хором,
запоминают ее. Затем
проговаривают
скороговорку друг
другу в паре
Работают со схемой.
Подбирают слова к
схеме.
– Розы, маки.
– Ваза
Продолжение табл.
6
5
на слова учителя
Фронтальный,
парный.
Проговаривание
скороговорок
Индивидуальный
.
Подбор слов
к схеме
Вслушиваются в
скороговорку,
запоминают;
эмоционально,
выразительно
проговаривают.
Вырабатывают
артистические данные,
развивают кругозор и
память
Подбирают слова,
содержащие слог­
слияние, к заданной
схеме. Соотносят
слово, называющее
предмет, со схемой­
моделью

1
Физкультминутка
2
Коллективная
.
Практический
.
Игра
«Солнечный
зайчик»
III. Постановка
учебной задачи
IV. Усвоение
новых знаний и
способов
деятельности.
1. Игра «Кто это?
Что это?».
Звуковой анализ
слова кот.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Фронтальная.
Словесный,
наглядный,
практический
.
Беседа,
работа со
схемой
3
Смотрит солнышко в окошко,
светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки, очень
рады солнышку.
(Одновременно выполняют
хлопки в ладоши над головой.)
Учитель зеркальцем пускает
«зайчика»:
Скачут побегайчики,
солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут и нет их тут.
(Следят глазами за лучиком и
говорят, показывают рукой.)
– Что такое слог?
– Сегодня мы узнаем как
образуется слог
Учитель показывает
картинку с изображением
кота.
– Кто это?
– Правильный ответ поможет
найти схема слова.
– Сколько слогов в слове кот?
– Произнесите это слово. Какое
слияние вы слышите?
– А каким звуком
заканчивается слово кот?
Продолжение табл.
5
Закрепляют стереотип
правильной осанки и
тренируют зрительный
аппарат
6
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений
4
Встают из­за парт и
принимают положение
правильной осанки,
руки на пояс (руки за
голову, локти в
стороны), спина
прямая.
Вместе с учителем
произносят слова и
выполняют движения
по тексту
– Часть слова
Принимают учебную
задачу
Фронтальный.
Устные ответы
– Кот, кошка.
– Кот.
– Один.
– ко.
– Звуком [т]
Фронтальный.
Слого­звуковой
анализ слова
кот; устные
ответы
Различают гласные
и согласные звуки,
называют основные
отличительные
признаки.
Воспринимают слово
как объект изучения,
материал для анализа.
Наблюдают, как
образуется слог­
слияние в процессе
слого­звукового
анализа

1
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
– Какой это звук: гласный или
согласный?
– Почему?
В ы в о д: в слове кот один слог;
в нем три звука: два первых
звука – согласный и гласный,
слились – образовав слияние;
третий звук – согласный –
находится за пределами
слияния.
– Произнесите все слово
целиком
– Послушайте пословицу: «Век
живи, век учись».
– Как вы понимаете ее смысл?
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз­два, раз­два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали
2. Работа с
пословицей «Век
живи, век учись»
Физкультминутка
Фронтальная.
Словесный,
проблемный.
Беседа
Коллективна
я.
Практически
й
3. Работа с
рисунком к сказке
«Волк
и семеро козлят»
Фронтальная,
парная.
Словесный.
Беседа
– Рассмотрите рисунки.
– Героев какой сказки вы
видите на рисунке?
– Кто на них изображен?
– Согласный.
– Потому что при его
произнесении
выдыхаемый воздух
встречает во рту
преграду.
– Кот
Слушают пословицу.
– Необходимо
постоянно
накапливать знания
Выполняют бег на
месте, на
предпоследней
строчке
останавливаются, на
последней
потянулись, руки
вверх
и опустили через
стороны
Рассматривают
рисунок.
– «Волк и семеро
козлят»
Выделяют слоги­слия­
ния и звуки за
пределами слияния в
словах. Доказывают,
почему выделенный
слог является
слиянием. Различают
графические
обозначения слогов­
слияний и звуков за
пределами слияния,
используют их при
моделировании слов
Анализируют
пословицу,
высказывают свое
мнение. Объясняют
смысл пословицы
Осуществляют
профилактику
утомления.
Ориентируются на
здоровый образ жизни,
придерживаются
здорового режима дня,
активно участвуют в
физкультминутке
Отвечают на вопросы
по сюжету сказки;
рассуждают о
необходимости
соблюдать
Фронтальный.
Устные ответы
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений
Фронтальный,
индивидуальный.
Устные ответы

1
2
3
– Вспомните сказку. Что
произошло, когда мама­коза
ушла?
– Задайте вопросы друг другу
4
– Коза, волк,
козленок.
– Пришел волк и съел
козлят.
Задают вопросы друг
другу
– Составьте предложения по
схемам
Составляют
предложения из двух,
трех, четырех слов
– Рассмотрите и соотнесите
рисунки и схемы
– Ваза, кот, печка
4. Составление
предложений
по схемам
V. Закрепление
знаний и способов
действий.
1. Соотнесение
рисунков и слого­
звуковых схем слов
(учебник, с. 16)
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Практически
й.
Работа со
схемой
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Практически
й. Работа со
схемой
Продолжение табл.
5
6
правила безопасного
поведения в
отсутствие взрослых;
работают в паре:
задают друг другу
вопросы по рисунку,
отвечают на вопросы
товарища,
выслушивают и
оценивают ответ
товарища
Составляют
предложения с опорой
на рисунки и схемы
Работают со схемами­
моделями слов:
соотносят слово,
называющее предмет,
со слого­звуковой
моделью, доказывают
соответствие.
Устанавливают
количество слогов и
их порядок, протяжно
произносят каждый
слог
Фронтальный,
индивидуальный.
Составление
предложений
Фронтальный,
индивидуальный.
Соотнесение
рисунков и схем

2
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Словесный,
практический
.
Дидактическ
ая игра
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
1
2. Игра «Назови
одним словом»
(учебник, с. 17)
VI. Рефлексивно­
оценочный.
Усвоение
принципов
саморегуляции и
сотрудничества
3
– Назовите предметы,
изображенные в нижней части
страницы.
– Назовите одним словом
предметы.
– Соотнесите рисунки и схемы
4
– Стул, стол, кровать,
шкаф.
– Мебель.
– Стул, стол, шкаф
Отвечают на вопросы
учителя
– Какие знания, умения, навыки
помогли вам сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось?
Почему?
– Что вызвало затруднение?
Почему?
– Спасибо за урок.
Окончание табл.
6
Фронтальный,
индивидуальный.
Соотнесение
рисунков и схем;
обобщение
предметов
Фронтальный.
Устные ответы
5
Находят и называют
слог­слияние и
примыкающие звуки
на слух
и с опорой на схему.
Подбирают слова,
содержащие слог­
слияние, к заданной
схеме.
Соотносят слово,
называющее предмет,
со схемой­моделью
Отвечают на итоговые
вопросы урока.
Осмысливают свои
действия и
самооценку.
Оценивают свою
работу на уроке

30.04.2013 45806 0

Урок 10. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным

Цели : дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.

Оборудование : учебник; картинка с изображением аиста.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Вопрос :

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений .)

■ Развитие связной речи учащихся.

Работа по учебнику: с. 16–17.

Вопросы :

– Что вы видите на картинке?

– Что делают дети?

– Что делают взрослые?

– Каких животных видите? Что они делают?

– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений и навыков .

На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.

1. Звуко-буквенный анализ слова аист .

Беседа с учащимися по вопросам :

– Давайте произнесем слово аист хором.

– Запишем схему этого слова:

– Сколько слогов в этом слове? (Два.)

– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?

Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод , что он состоит из одного звука.

– Произнесите второй слог. (-ист.)

– Сколько в нем звуков? (Три.)

– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)

– Какой первый звук? (иии.)

– Какой второй? (ссс.)

– Какой третий? (т.)

– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)

– Сколько в первом слоге? (Один.)

– Сколько во втором? (Три.)

Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

– Какой слог ударный? (Первый .)

2. Представление о гласных и согласных звуках.

Учитель . Произнесите слово аист .

– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

Варианты ответов детей.

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными .

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными .

Постановка целей и задач урока.

● Работа со схемами.

Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].

Физкультминутка

3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Вопросы по картинке: с. 16–17.

– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

– Произнесите первый звук. ([и].)

– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)

– Посчитайте, сколько слогов в слове ива ? (Два.)

– Произнесите второй слог. (-ва.)

– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)

– Какой гласный? (Звук [a].)

Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием .

Примечание . Аналогичная работа проводится со словом осы .

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала .

Работа по учебнику: с. 16.

1) Анализ слова куры .

Вопрос ы и задания :

– Кто это? (Куры.)

– Сколько слогов в слове куры ? (Два.)

– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.

– Произнесите первый слог. (Ку-.)

– Что можете о нем сказать? .)

– Произнесите второй слог. (-ры.)

– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным .)

– Составим схему данного слова:

– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)

– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

2) Аналогичная работа проводится со словом гуси .

Вопрос :

– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)

3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).

Вопрос и задание:

– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство : все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие : в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)

V. Итог урока. Рефлексия .

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.

Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных.

Так, буквы Е, Ё, И, Ю, Я указывают на мягкость предыдущего согласного звука, а буквы Э, О, У, Ы указывают на твердость.

Проиллюстрировать мягкие и твердые согласные звуки поможет таблица всех слогов на нашем сайте. Ее можно читать онлайн или скачать и распечатать с нашего сайта.

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Игры для обучения чтению

Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.

Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.

На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова. В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.

Слоговые таблицы

Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

Разделы: Начальная школа

Тема. Слияние согласного звука с гласным.

Знакомство с алфавитом.

Цели урока. Закрепить знания детей о слиянии согласного звука с гласным;

продолжить учить составлять звуковые схемы предложений;

развивать фонетический слух, речь детей, любознательность;

воспитывать интерес к учебе, стремление учиться, узнавать новое.

Оборудование. Картинки с изображением льва, школьного автобуса, школы Зверей, слоненка;

схемы предложений, предметные рисунки, карточки для обозначения звуков;

наборное полотно; магнитные буквы; листы бархатной бумаги и нитка;

учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости в город Зверей к таким же школьникам как вы. Но школа эта необыкновенная и ученики в ней тоже необычные. А гидом для нас будет их учитель – Лев.

Отгадайте на чем мы поедем в гости:
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.

(Автобус).

Учитель. Итак, поехали. Чтобы веселее было ехать, давайте расскажем Льву, как мы учимся в школе. (Дети составляют рассказ о школе ).

Вот мы и приехали. Посмотрим на рисунок. Что вы можете рассказать о школе зверей?

(Ответы детей ).

Учитель. Составте предложение, соответствующее схеме.

Дети. – Зверята любят учится.

Им нравится школа.

Учит их лев.

Учитель. Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сколько слов может быть в предложении? (Ответы детей ).

(Учитель обращает внимание детей на иллюстрации ).

Лев нам дал еще одно задание: назовите предметы, изображенные на рисунке. С какого звука начинается их название? (Даны рисунки: лось, кот, лев, осёл, улитка, орёл. Учащиеся называют предметы и звуки ).

Учитель.Чем отличается произношение одних звуков от других? (Ответы детей ).

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Артикуляционная гимнастика.

Учитель и дети.

С-с-с – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж – шмели в лесу жужжат,
Р-р-р – моторы тарахтят.

Учитель. А что такое слог?

Дружат гласная с согласной
Образуя вместе слог.
“Ло” и “си”, а вмести “лоси”
К нам явились на урок.

Учитель. Следующее задание учителя Льва: по предметным картинкам составить схемы к словам.

(Учитель выставляет на доске картинки с изображением лосей, кота, льва. Один ученик работает у доски, остальные - за партой .) Анализируется слово “лоси”.

Ученик. “Лоси”. В слове два слога. Слог “ло” - в нем два звука, которые образуют слияние согласного [л] с гласным [о] и т. д.

(Выставляется на наборном полотне две карточки с изображением слияния ).

Ученик. – Кот. В слове один слог; в нем три звука. Два первых звука согласный [к] и гласный [о ], слились и образовали слияние. Третий звук [т ] – согласный, находится за пределами слияния.

(Выставляет на наборном полотне одну карточку с изображением слияния и одну с изображением согласного звука )

Третий ученик аналогично проводит работу со словом “лев”.

Учитель. – Сравните схемы. Что заметили?

Дети. – Схемы к словам “лев” и “кот” одинаковы.

Учитель. – Какой вывод можно из этого сделать?

Дети. – Одна и та же схема может относиться к разным словам.

Учитель. – Кто сможет написать эти слова?

(На доске записывают дети слова кот и лев печатными буквами ).

Упражнения на дыхание.

Учитель. – Автобус сломался, спустило колесо. Давайте его накачаем.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую камеру. На счет “раз” - “два” - сделать глубокий вдох через рот; “три” - “четыре” - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающуюся камеру. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

III. Изучение нового материала.

Учитель. – Для того, чтобы написать слово, используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть буквы, что это такое, где они “живут”.

Пусть отгадают первоклассники:

Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это …

Дети. – Звуки.

Учитель. Да, это звуки.

Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки – невидимки!
Таинственные гости!
Их можно лишь услышать!
Произнести их просим.

Произнесите звуки, которые вам нравятся.

(Дети называют звуки ).

Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки. Для этого нужно построить для них домики. У людей есть квартиры, у зверей норки, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. Квартиры у них особенные, их строят карандашом, ручкой, фломастерами, мелом, красками, чем угодно. И называют эти дома буквами.

Букв - 33. И все они “живут” в городе, который называется алфавитом или азбукой. Посмотрите внимательно в учебнике страницы 22 -23. Все эти буквы мы будем учить. Когда выучим все буквы алфавита, научимся читать любые слова. А человек, который умеет читать, может узнать много интересного и нового из книг.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. – Ребята, Слоненок в Лесной школе шалил на перемене и рассыпал рисунки и звуковые схемы. Все они перепутались, и теперь он не может понять, какому слову какая соответствует схема.. (У детей на партах лежит рисунок и несколько схем ).

Помогите Слоненку. Найдите необходимые схемы. (Учитель проверяет соответствие схемы и рисунка).

А теперь на листике напишите букву, с которой начинается слово, изображенное у вас на рисунке. Если кто-то знает все буквы и умеет их писать, то напишите это слово.

Физкультминутка.

Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал,
И на месте пошагал,
А потом опять прилег.
Но уже на левый бок.

(Сидя, повернуть вправо, влево, руки на поясе. Встать, руки вверх и потянуться. Присесть, встать, сделать наклон вперед, выпрямиться. Руки на поясе, прыжки на двух ногах на месте. Руки вниз, шаг на месте ).

Учитель. – А сейчас, ребята, Буквы вам расскажут о себе, а вы поможете им построить домики и расставить их по порядку на магнитной доске. Будьте внимательны!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С нами подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж-
Прикатили на еже.

У кого на парте буквы, которые я назвала, расставьте их на магнитной доске в том же порядке.

(Учитель готовит буквы для детей с учетом их готовности к школе. Дети выходят к доске и выставляют буквы, о которых только что услышали, по порядку .)

Учитель. – З, И, Й, К, Л, М. Н, О –

Дружно вылезли в окно.

().

П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Оседлали петуха.

(Дети выходят и выставляют буквы ).

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья.

(Дети выходят и выставляют буквы ).

Ъ, Ы, Ь.
Три сестренки опоздали
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

Где нужно поставить эти буквы? (Дети выставляют буквы, сравнивая свою работу с алфавитом, который дан в книге ).

Познакомьтесь с ними, дети,-
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

V. Итог урока.

Учитель. – Пора прощаться с лесом и его гостеприимными хозяевами. Понравилось вам в гостях в Лесной школе? А на память зверятам давайте сделаем подарки. На бархатной бумаге нитью выложим первую букву алфавита. А возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы с вами сегодня побывали?

Дети. – Мы были в городе Зверей, в Лесной школе.

Учитель. – А что мы там делали?

Дети. – Составляли предложения.

Составляли звуковые схемы.

Помогли Слоненку подобрать нужную схему.

Составляли алфавит.

Подарили буквы зверятам.

Учитель. – Молодцы, ребята. Я думаю, что эта встреча понравилась и вам, и зверятам.

Литература:

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

Кудыкина Н.В. Дидактические и занимательные задания для 1 класса. – К.: Радянська школа.,1989.

Парамонова Л.Г. Русский язык. Правила в стихах. СПб. : Дельта,1999.

Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 1998.