Социально философские вопросы пьесы на дне. "На дне" как социально - философская драма




Пьеса М. Горького “На дне” по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”, - это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы “На дне” способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович-Данченко писал М. Горькому: “Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра”.
М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.
Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это “подвал, похожий на пещеру”. Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом “дне” общества. Сначала пьеса называлась “На дне жизни”, но потом Горький поменял название - “На дне”. Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на “дне” моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. “Дно жизни” это течение жизни не захватывает.
Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же - он утрачивает надежду вырваться отсюда.
Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.
В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.
Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе достойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на “дно”. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что “ниточки-то гнилые”.
Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.
Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса “На дне” является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на “дно”, спорят о философских проблемах бытия.
М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает*^ каждого человека (“ни одна блоха не плоха, все черненькие”), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.
Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.
Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека.
Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова - чудодейственный бальзам на их измученные души.
Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.
Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.
Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого.
Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.
Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: “Человек может добру научить...”
Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.
В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. “Ложь - религия рабов и хозяев... Правда- бог свободного человека!” Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: “человек - это звучит гордо!”, “человек выше сытости”, “не жалеть..., не унижать его жалостью... уважать надо”. Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.
Пьеса М. Горького “На дне” является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

“На дне” М. Горького как социально-философская драма. Пьеса Горького “На дне” не только около ста лет не сходит со сцен отечественных театров, но и обошла крупнейшие театры мира. До сегодняшнего дня она волнует умы и сердца читателей и зрителей, возникают все новые и новые трактовки

образов (особенно Луки). Все это говорит о том, что М. Горькому удалось не только свежим правдивым взглядом посмотреть на босяков - людей, опустившихся в самую грязь, “на дно” жизни, вычеркнутых из активной жизни общества “бывших людей”, изгоев. Но одновременно с этим драматург остро ставит и старается решить серьезные вопросы, которые волновали и будут волновать каждое новое поколение, все мыслящее человечество: что такое человек? что такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или “во что веришь, то и есть”? и, самое главное, каков этот мир и можно ли его изменить?
В пьесе мы сталкиваемся с людьми, которые являются в обществе никому не нужными изгоями, но именно их интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. Герои пьесы не похожи друг на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни. Объединяет их лишь то, что они - лишние. И в то же время почти каждый из обитателей ночлежки является носителем определенной философской концепции, на которой они и стараются построить свою жизнь.
Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь притворяются, раскрашивают себя, но “снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”.
Клещ озлоблен на людей, жесток со своей женой Анной, но верит в то, что тяжелый, изнурительный, но честный труд может вернуть его в “настоящую” жизнь: “Я - рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу”.
Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется на то, что к нему вернется его дар: “…главное талант… А талант - это вера в себя, в свою силу”.
Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о подлинной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима.
Сатин - шулер-философ - имеет мнение, противоположное принципам Клеща: “Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?” Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда - работа. Сатину принадлежит заключительный монолог в пьесе, возвышающий человека: “Человек - свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Человек - вот правда!”
Обитатели ночлежки, сведенные в тесном помещении, в начале пьесы равнодушны друг к другу, они слышат лишь себя, даже если разговаривают все вместе. Но серьезные изменения во внутреннем состоянии героев начинаются с появлением Луки - старца-странника, сумевшего разбудить это сонное царство, утешить и ободрить многих, вселить или поддержать надежду, но, вместе с тем, явившегося причиной многих трагедий. Главное желание Луки: “Понять хочется дела человеческие”. И он, действительно, очень скоро понимает всех обитателей ночлежки. С одной стороны, бесконечно веря в человека, Лука считает, что жизнь изменить очень сложно, поэтому проще измениться самому, приспособиться. Но принцип “во что веришь, то и есть” заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью, а не бороться за лучшую жизнь.
Вопросы, затронутые М. Горьким в пьесе “На дне”, вневременные, они возникают у людей различных эпох, возрастов, вероисповеданий. Именно поэтому пьеса вызывает живой интерес и у наших современников, помогая им разобраться в себе и в проблемах своего времени.

Пьеса М. Горького «На дне» по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и ее философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?» - это слова самого Горького.

Невероятному успеху и признанию пьесы «На дне» способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТа в 1902 году. В.Н. Немирович-Данченко писал Горькому: «Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра».

Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями. Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это «подвал, похожий на пещеру». Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом дне общества. Сначала пьеса называлась «На дне жизни», но потом Горький поменял название, оставив только «На дне». Так, по мысли автора, оно полнее отражает идею произведения.

Шулер, вор, проститутка - вот представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на дне моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. Дно жизни - это болото, которое захватывает и поглощает.

Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же и утрачивает надежду вырваться из ночлежки.

Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.

В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Ив- все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.

Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем достаточно сведений о каждом из них. Прошлое одних, например Сатина, Бубнова, Актера, драматично, само по себе достойно отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на дно. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что «ниточки-то гнилые».

Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что они на земле лишние, что их жизнь уже прошла. При этом друг друга они презирают, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.

Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса «На дне» является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на дно, спорят о философских проблемах бытия. М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи во спасение служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает каждого человека («ни одна блоха не плоха, все черненькие»), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.

Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.

Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека. Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова - чудодейственный бальзам на их измученные души. Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать. Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы. Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого. Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену. Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить...»

Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.

В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!» Произнося монологи. Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: «Человек -это звучит гордо!», «человек выше сытости», «не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо». Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.

Пьеса Горького «На дне» является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году. О замысле пьесы Горький говорил так: «Это будет страшно». Место действия – ночлежка. Люди, которые живут здесь, выброшены из жизни, лишились всего, что имели.

Начинается пьеса с описания обстановки, в которой живут обитатели ночлежки. Это подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Всюду нары, кровать закрыта грязным ситцевым пологом. Нищенская страшная обстановка. Утро только начинается, а обитатели ночлежки уже ругаются, Сатин рычит, Анна кашляет, Клещ точит железо. За окном весна, но ночлежники ее не замечают.

У каждого из них своя судьба, общим является лишь то, что они попали на дно жизни. Клещ – слесарь, его жена Анна смертельно больна. Он надеется, что честным трудом заработает деньги и наконец выберется из ночлежки. Клещ презирает обитателей ночлежки, потому что они не трудятся, как он.

Барон был когда-то богат. От прежней жизни остались только воспоминания и фраза Сатина: «В карете прошлого далеко не уедешь».

Актер был когда-то известен, играл на сцене, но спился и попал в ночлежку. Однако он надеется, что сумеет выбраться со дна жизни и вновь стать актером. Эти надежды разрушает не столько Сатин, сколько сама жизнь. Васька Пепел – вор, вором был его отец, и судьба Васьки предрешена. Его в любом случае ожидает тюрьма и Сибирь.

Настя – девица 24 лет. Она искренне верит в то, что есть такое красивое, светлое чувство, как любовь. Она читает книги и представляет себя их героиней, ей хочется верить в большую любовь. Однако мечты ее несостоятельны, иллюзорны, им никогда не сбыться. Настя просто не желает посмотреть правде в глаза, любовь в несправедливо устроенном обществе обречена и не может увести от социальных проблем. Жизнь так жестока, что любовь, мечты о ней не смогут спасти человека.

Бубнов – картузник. Когда-то него была своя мастерская. Но жена и ее любовник выгнали Бубнова. Он сначала хотел убить жену, но потом одумался, смирился и просто ушел из мастерской. Поселившись в ночлежке, он потерял всякую надежду на возвращение к нормальной жизни. О своем безнадежном положении он говорит грубо и прямо, не умеет сострадать. С образом Бубнова связана так называемая «теория факта», которая заключается в том, что человек остается один на один с жестокой реальностью, ему неоткуда ждать помощи и поддержки.



Среди других обитателей ночлежки выделяется своей образованностью Сатин. Он был телеграфистом, но, вступившись за честь сестры, попал в тюрьму, а потом и в ночлежку. Он мог бы работать, но сознательно не делает этого. Виновником несчастий Сатин считает общество и бросает ему вызов своим поведением.

В пьесе нет сюжета. Самое главное событие – убийство хозяина ночлежки Костылева. По ходу действия умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актер. Так же незаметно, как и появился, исчезает Лука. Но все эти события не связываются единой сюжетной линией. Главным стал разговор о человеке. В основном мысли по этому поводу высказывают два героя – Лука и Сатин. Их точки зрения не совпадают. Сатину принадлежат высокие слова о человеке, его назначении: «Человек – это звучит гордо», «Все в человеке, все для человека», «Человек – вот правда», «Правда – бог свободного человека, ложь – религия рабов и хозяев», «Когда труд удовольствие – жизнь хороша, когда труд обязанность – жизнь – рабство». Он считает, что жалость унижает людей. Его жизненная философия близка самому писателю, герой выражает точку зрения на жизнь и положение человека Горького.

Иную жизненную философию проповедует Лука. Он считает, что человек, какой ни есть, он всегда жалости достоин. «Человека приласкать надо», - говорит Лука. Для него все люди равны: «Ни одна блоха ни плоха, все черненькие, все прыгают», «Человек всегда своей цены стоит», «Человек все может, лишь бы захотел».

Есть у Луки две любимые истории, которые он рассказывает, чтобы убедить в своей правде. Одна история про воров, забравшихся в дом, который сторожил Лука. Он поймал воров и выяснил, что это были нищие каторжники, что они пошли на воровство, потому что были голодны. Лука их оставил в доме до весны, за что они были ему очень благодарны. Лука считал, что он спас их, пожалев, увидев в беглых каторжниках людей. Благодаря е у они не совершили новое преступление. Такое отношение к человеку Лука считает самым нужным.

Другая история была о человеке, который верил в существование земли праведной и все надеялся попасть туда. Однако ученые доказали, что такой земли нет, и тогда разочарованный человек удавился от горя. Таким образом, вновь находила подтверждение мысль Луки о том, что людям нельзя говорить всей правды, правда может убить.

В своей пьесе Горький задается вопросом: где же истина? Как жить? Смотреть правде в глаза или закрывать глаза на социальную справедливость?

Смерть Анны, Костылева, Актера, арест Пепла словно пробуждают всю ночлежку от спячки, люди начинают понемногу осознавать весь ужас своего положения. К тому же Лука незаметно покидает ночлежку, не желая быть свидетелем в полиции после убийства хозяина ночлежки. Это говорит о несостоятельности его жизненной философии. Позиция же Сатина, напротив, становится ближе и понятней. Такая позиция в оценке человека и его способностей была в духе того времени, отвечала запросам революционной эпохи.

Пьеса Горького «На дне» была новым словом в русской драматургии. Необычные герои с необычными судьбами ставили перед зрителями не только социальные вопросы, но и философские. Главное противостояние – это противостояние идей, в пьесе нет интриги как таковой, практически невозможно выделить среди действующих лиц главных и второстепенных.

На сцене живут люди, и жизнь эта страшна. Горький призывал каждого человека задуматься над причинами горя и страданий и над тем, как облегчить эти страдания.