Тщетная предосторожность как "народный балет". «тщетная предосторожность»




Тщетная предосторожность (балет)

Тщетная предосторожность
La Fille mal gardée
Композитор

П. Гаво (1796, переделка в комическую оперу);
Л. Герольд (1828 год);
П. Гертель (1864 год)

Хореограф
Количество действий
Первая постановка
Место первой постановки

«Тщетная предосторожность» (фр. La Fille mal gardée - в дословном переводе Плохо присмотренная дочь ) - балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем .

«Тщетная предосторожность» - единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры .

История создания

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730-1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения .

Действующие лица и сюжет

Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях - Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.

Действующие лица

Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Сюжет

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого - это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане - том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, - она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое - влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться - несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Премьера

  • 1 июля 1789 г. - Бордо, Большой музыкальный театр; под названием Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг»), на сборную музыку. Главные партии исполняли: Лизон - Мари-Мадлен Креспе, Кола - Эжен Юс, суровая вдовая мамаша Раготта - танцор Франсуа ле Риш.

Постановки

Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор - П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .

Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза - в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита - кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей - словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.

Некоторые постановки:

С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .

  • 15 сентября 1837 - Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё , написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер . Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Ж. Мазилье.

В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Х. П. Иогансон ; Марцелина - Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза - Анна Прихунова) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза - Е. А. Санковская; Колен - И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза - Ф. Эльслер) .

Натали Бок в балете «Тщетная предосторожность». 1987

За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля .

Примечания

Категории:

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Петипа
  • Балеты Горского
  • Балеты Лопухова
  • Балеты 1789 года
  • Балеты 1828 года
  • Балеты 1864 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Действие I

Картина 1

Раннее утро. У дома богатой фермерши Марцелины появляется молодой крестьянин Колен. Он влюблен в племянницу Марцелины - Лизу и ищет встречи с ней. Но это не так-то просто! Даже нанимая крестьян для уборки урожая, Марцелина не отпускает с ними Лизу, а находит ей работу во дворе. Не удивительно, что первое свидание влюбленных происходит у маслобойки. Но вновь появляется Марцелина и прогоняет нежеланного ухажера.

А вот и выгодный жених - Никез. Он хоть и глуповат, но его отец - Мишо весьма состоятелен, и Марцелина всерьез уговаривает Лизу познакомиться с богатыми гостями. Лишь вмешательство Колена смогло расстроить это сватовство.

Картина 2

Жатва. В заботах об урожае Марцелина все-таки продолжает мечтать о свадьбе Лизы и Никеза, несмотря на его глупые выходки. Но помолвка, затеянная как игра с лентами, снова заканчивается в пользу Лизы и Колена. ...Общие танцы прерываются грозой. Все разбегаются, спасаясь от непогоды.

Действие II

Картина 3

Гроза прошла. Марцелина и Лиза возвращаются домой, и усаживаются за прялку. Крестьяне приносят спасенные от дождя снопы. Марцелина уходит с ними, заперев Лизу на ключ.

Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и велит ему уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и в знак примирения они с Коленом обмениваются платками.

Слышен шум за дверью. В панике Лиза прячет Колена в чулане. Вошедшая Марцелина замечает чужой платок на шее Лизы и в наказание запирает ее в тот же чулан, не подозревая, что там находится Колен.

Как к себе домой входит Мишо. За ним следуют нотариус для подписания брачного контракта и даже нанятый по этому случаю духовой оркестр. Марцелина не скрывает своей радости и вручает Никезу ключ от чулана. Дверь открывается, и... на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и ей лишь остается благословить их.

Распечатать

Потеряв Наталью Осипову и Начо Дуато, Михайловский театр перешел к так называемым "народным балетам", ориентированным на тех, кто балет видит раз в пятилетку. Впрочем, такова была политика этого театра изначально, с самого прихода Кехмана: все для простого человека, а высоколобые пускай идут в Мариинский (Приглашение Дуато и Осиповой заставило думать о Михайловском иначе, но это было временное помрачение директорского ума - никто не знал, что настоящий балет столь дорог). "Пламя Парижа", а теперь "Тщетная предосторожность" оказались банальным возвращением назад.

"Тщетная" - балет узко-специальный. Интересующий фанатов и знатоков. Но Фредерик Эштон - который для некоторых ценителей - ярчайшая бездарность 20 века, символизирующая тотальную неспособность британцев заниматься хореографией, для других ценителей - автор "Маргариты и Армана" с Марго Фонтейн и Рудольфом Нуреевым, а потом с Сильви Гиллем и Николя Ле Ришем, ради которого можно простить все остальные провалы, для прочих же - популяризатор высокого балета, автор упрощенных версий многих выдающихся хореографий ( , например) - сделал из изысканного шедевра сентиментализма (на петербургской сцене этот спектакль впервые поставил Ш.Дидло) драмбалет. Драмбалет получился качественный, широкому зрителю должен нравиться. Тем более, что в первом и втором акте на сцену выводят очаровательного пони, второй акт заканчивается эффектной сценой бури ("Лебединое" отдыхает), в спектакле много пародийных и иронических танцевальных номеров, и главное - каждое движение понятно без извилин. Вот тут танцуют про любовь, а тут про уборку урожая. Только танца в самом прямом смысле у Эштона нет. В первом акте пара простеньких вариаций у солиста и солистки (все остальное время они завязывают и развязывают бантики, ленточки и прочую дребедень), во втором чуть посложнее па-де-де, в третьем легенький танец героини. Все.
(Для сравнения. Смутно помню "Тщетную" Олега Виноградова в Кировском 1980-х - с Маргаритой Куллик и Владимиром Кимом. Никаких массовых сцен, никаких иронических танцев - зато солист и солистка танцевали весь балет на мелкой технике. Спектакль был, мягко говоря, не шедевр - но это был балет).
Зато как удобно театральной дирекции (английский балет до сих пор работает по этому принципу, с минимизацией затрат). Солистка не нужна - танцевать может кто угодно. Солист тем более не нужен. Драматическая роль матери-вдовы - самая яркая, но и здесь достаточно заполучить опытного артистичного танцовщика - и дело сделано. Остается только пони пригласить. Лошадке и аплодируют громче всех. Освободившиеся деньги можно потратить на импортного дирижера - тем более, что музыка Герольда не просто "для ног", она очень напоминает залихватские припевы мультфильмов про Мюнгхаузена или известное "Его превосходительство любил домашних птиц".
Впрочем, находка Михайловского театра - Анастасия Соболева, исполнившая на премьере роль Лизы. Наконец-то рекрутерам Михайловского улыбнулась удача и вместо тяжелых на подъем, деревянных типа-солисток они нашли талантливую, артистичную (по крайней мере, в роли нежной деревенской девицы), пластичную балерину. С техникой у нее проблем немало, но при таких данных это можно решить привлечением хороших репетиторов. На Соболеву было очень приятно смотреть - она органично вошла в ткань балета. Все остальные - как и быть должно. Виктор Лебедев (Колен)- Буратино, как всегда. Майкл О"Хэйр (вдова, мать Лизы) танцует на среднеевропейском уровне, не более. В меру артистичен, в меру техничен. Звезд с неба не хватает. Полагаю, что Николай Цискаридзе был много интереснее.
Общий уровень кордебалетных номеров хорошо демонстрируют два момента. Танец петуха и кур, вставленный в текст балета несколько раз: весь построен на подражании ОДНОМУ движению птиц. Танец Алена, сына владельца виноградника: как он начинает скакать на зонтике в первое появление, так и продолжает весь балет. Одно движение для решения главной комической роли! Если это не бездарность, то что тогда бездарность?
Эштон силен массовыми сценами, нюансами психологической игры (например, вдова, уходя из дома кокетливо заглядывает в зеркало), английской иронией во взаимоотношениях персонажей, пантомимой. Чем угодно, только не танцем. Поэтому успех Эштона у зрителей Михайловского театра должен быть оглушительным. Если только пойдут они на балет с загадочным названием "Тщетная предосторожность". Не знает широкий российский зритель такого названия.

Тщетная предосторожность (балет)

Тщетная предосторожность
La Fille mal gardée
Композитор

П. Гаво (1796, переделка в комическую оперу);
Л. Герольд (1828 год);
П. Гертель (1864 год)

Хореограф
Количество действий
Первая постановка
Место первой постановки

«Тщетная предосторожность» (фр. La Fille mal gardée - в дословном переводе Плохо присмотренная дочь ) - балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем .

«Тщетная предосторожность» - единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры .

История создания

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730-1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения .

Действующие лица и сюжет

Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях - Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.

Действующие лица

Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Сюжет

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого - это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане - том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, - она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое - влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться - несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Премьера

  • 1 июля 1789 г. - Бордо, Большой музыкальный театр; под названием Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг»), на сборную музыку. Главные партии исполняли: Лизон - Мари-Мадлен Креспе, Кола - Эжен Юс, суровая вдовая мамаша Раготта - танцор Франсуа ле Риш.

Постановки

Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор - П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .

Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза - в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита - кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей - словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.

Некоторые постановки:

С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .

  • 15 сентября 1837 - Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё , написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер . Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Ж. Мазилье.

В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Х. П. Иогансон ; Марцелина - Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза - Анна Прихунова) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза - Е. А. Санковская; Колен - И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза - Ф. Эльслер) .

Натали Бок в балете «Тщетная предосторожность». 1987

За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля .

Примечания

Категории:

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Петипа
  • Балеты Горского
  • Балеты Лопухова
  • Балеты 1789 года
  • Балеты 1828 года
  • Балеты 1864 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

«Тщетная предосторожность» — в дословном переводе "Плохо присмотренная дочь" — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии. «Тщетная предосторожность» — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры. Премьера состялась 1 июля 1789 года в г. Бордо.

Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.
После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
Одним из таких его балетов стал двухактный («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг») — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée, а в России — «Тщетная предосторожность».

Действующие лица :

Марцелина, зажиточная крестьянка.

Лиза, её дочь.
Колен, бедный крестьянин.
Мишо, откупщик.
Никез, его сын.
Нотариус.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.


Сюжет.

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.