Архаическая эпоха древней греции. Культура древней греции в архаический период




Общая характеристика

Временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции считается архаический период, хронологически очерченный $VIII-VI$ вв. до н.э. Именно тогда возникли все предпосылки для последующего расцвета культуры эллинов. Глубокие изменения происходят практически во всех областях жизни. В течение 300 лет в античном обществе происходит переход от деревни к городу, от родовых патриархальных отношений к рабовладельческому строю. Основной формой организации общественной жизни становится город-государство, греческий полис.

Бурное развитие сельского хозяйства способствует расцвету ремесел. Прогресс в экономике требует расширения рынка сбыта, а это приводит к усилению колонизации новых территорий.

Достижения духовной культуры

Однако самых больших высот достигло развитие духовной культуры.

Замечание 1

Величайшим достижением культуры архаической Греции, сыгравшим исключительную роль в ее эволюции, стало создание алфавитного письма, которое было разработано на основе письменности финикийцев, однако оказалось значительно проще и доступнее. Изобретение письма дало возможность создать эффективную систему образования.

Это время формирования основных этических норм и ценностей общества, объединяющих чувство коллективизма с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Возникает новый идеал человека, у которого в гармоничном соотношении находятся дух и тело. Этому в огромной мере способствовали Олимпийские игры (776г. до н.э.), которые проводились 1 раз в четыре года, и во время которых прекращались любые военные действия. Человеку, победившему в играх трижды, ставили статую в священной роще возле храма Зевса.

Наука и художественная культура

Архаический период – это время появления в античной культуре основ различных наук:

  • философии,
  • математики,
  • астрономии,
  • риторики.

Одним из основателей античной философии и науки является полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

В это время развивается архитектура. Ведущий тип постройки в это время – сакральный храм, как обитель бога, самый известный из них – храм Аполлона в Дельфах. Наиболее распространенным публичным зданием становится акрополь.

Замечание 2

Создаются основные типы монументальной скульптуры, которые использовались, как отдельно стоящими, так и в виде барельефов для украшения храмов и в качестве надгробных памятников.

Наиболее часто используются статуи обнаженного юноши-атлета и задрапированной девушки, а также скульптуры, изображающие сюжеты из мифологии.

Получает развитие ориентализирующий, или протокоринфский, стиль – одно из художественных направлений в вазописи $VII$ в. до н. э. Этот стиль чернофигурной вазописи, использующий мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов, был заимствован из Ближнего Востока и отличался наличием так называемого «страха пустого пространства», когда любой свободный промежуток обязательно заполнялось рисунком. Центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф.

Поэзия также переживает свой подъем. В это время создавал свои произведения знаменитый греческий поэт Гесиод. Принадлежащие его перу поэмы «Каталог женщин», «Теогония», представляющая родословную богов, завершили все, что было создано великим Гомером. С его творчеством античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Кроме Гесиода в этот период творили и другие известные нам поэты Древней Греции. Следует отметить творчество Архилоха, который считается основателем лирической поэзии; его произведения полны личных страданий и переживаний, вызванных различными невзгодами и проблемами личной жизни любимца муз.

Особого внимания также заслуживает лирика знаменитой древнегреческой поэтессы с острова Лесбос – Сапфо, оставившей потомкам удивительные произведения, открывающие сокровенные чувства страдающей, любящей и ревнующей женщины.

Замечание 3

Широко известным баснописцем Древней Греции был Эзоп, значение произведений которого для жанра басни в мировой литературе невозможно переоценить.

Время, в которое Древняя Греция развивалась быстро и интенсивно, по хронологии принадлежит к VIII−VI вв. до н.э. Именно в этот период появились все условия, позволяющие культуре эллинов расцвести. Почти все сферы жизни подверглись значительным изменениям. На протяжении 300 лет античное общество переходило от деревенского образа жизни к городскому, патриархальный характер отношений сменялся рабовладельческим. Форма, по которой была организована жизнь общества, называлась городом-государством.

Благодаря стремительно развивающемуся сельскому хозяйству значительно расцвело ремесло. Прогрессивные сдвиги в экономике расширили рынок сбыта, из-за чего усилилась колонизация новых местностей.

Успехи, которых добилась духовная культура

Самые большие успехи были намечены в области духовной культуры.

Огромным успехом в культуре Греции архаической эпохи, оказавшим исключительное влияние на ее эволюционное развитие, стало изобретение алфавитного письма, основой которого стала финикийская письменность, однако отличавшееся простотой и доступностью. Благодаря этому письму была создана результативная образовательная система.

В это время формировались базовые этические общественные порядки и ценности, которые позволили объединить коллективистское чувство с утверждением индивидуальных и личностным прав. Воплощением совершенства для человека стало гармоничная связь души и тела. На этой в большой степени повлияли Олимпийские игры (начавшиеся в 776 г. до н.э.), проводившиеся раз четыре года, и в период которых не было никаких войн. Если человеку удавалось победить в играх три раза, ему устанавливали статую в роще, которая признавалась божественной, рядос с храмом Зевса.

Достижения в научной сфере и культуре творчества

В архаическую эпоху появились основы разных наук: философских, математических, астрономических, риторических наук. Одним из людей, положивших начало античной философии и науки, стал Пифагор, который представил науку в математической форме.

В этот период происходит и развитие архитектуры. Ритуальный храм, как божественный обитель, стал главным способом строительства. Наибольшей известностью пользуется храм Аполлона в Дельфах, а наибольшей распространенностью пользуется открытое помещение акрополь.

Появляются основные виды величественной скульптуры, которые шли в пользование как отдельные скульптуры, так и в качестве барельефов, которыми украшали храмы, и в качестве надмогильных памятников.

Наиболее распространенными выступали статуи обнаженного молодого человека атлетического телосложения и затянутой тканью девушки, и скульптуры, воспроизводящие мифологические сюжеты.

Развивается ковровый стиль или орентализирующий, художественное течение в сфере вазописи VII в. до н. э. Это стиль, при котором изображалась черная фигура, грифы, сфинксы и львы. Данный стиль переняли у ближневосточных стран, отличительной чертой его был «боязнь пустого места», который заключался в том, любой незанятый зазор непременно покрывали рисунком. Центром, в котором изготавливали керамику, являлся Коринф.

В поэзии тоже намечены положительные результаты. В этот период на творческом поприще господствовал поэт Гесиод. Написанные им поэмы «Каталог женщин», «Теогония», описывающую поколения богов, стали завершением творческих работ Гомера. Его творческая деятельность придала мифологии античности образцовый вид.

Помимо Гесиода известностью пользовались и и другие поэтические авторы. Нельзя не отметить Архилоха, который основал лирическую поэзию; в его работах полно страданий человека, которые он испытывал из-за проблем в личной жизни.

Необходимо выделить и лирические произведения поэтессы Древней Греции Сапфо, жившую на о. Лесбос, которая оставила своим потомкам превосходные труды, в которых она описывала заветные чувства женщины, наполненной страданиями, любовью и ревностью.

С историей Греции архаического периода (VIII–VI вв. до Р. Х.) связано несколько крупных проблем: первая – колонизация Средиземного и Черного морей, вторая – «старшая» тирания («старшей» тирания архаического периода называется в отличие от «младшей», возникшей в эпоху поздней классики (IV в. до Р. Х.)), третья – формирование греческого полиса , четвертая – возникновение первых законодательств.

Поэзия. Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, поскольку в ней нашли отражение практически все вышеперечисленные события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность.

С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому – так появляются циклические поэмы . Их авторы практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому «циклическими поэтами» греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. С другой стороны, благодаря им полностью был описан миф о Троянской войне.

В такой посредственной поэтической среде выделяется примечательная личность – Гесиод (конец VIII – начало VII вв. до Р. Х.). Он написал произведения, основополагающие для определенных жанров греческой литературы. Его «Теогония» – поэма о происхождении богов – кладет начало произведениям космогоническим , описывающим происхождение, родственные связи, жизнь и судьбу богов. Вторая поэма «Труды и дни» носила дидактический характер, став первой в ряду книг назидательного содержания. В ней Гесиод повествовал о буднях простых греческих земледельцев, о чем имел реальное представление, поскольку сам жил в Беотии и всю жизнь проработал на земле.

Эпоха архаики – время становления лирической поэзии . Греческие поэты стихи не читали, а пели, поэтому музыка накладывала особый отпечаток на их творчество. Известным поэтом был Анакреонт , живший на острове Теос, близ Малой Азии (середина VI в. до Р. Х.). В подражание ему в римское время возникла анакреонтическая поэзия , воспевающая радость жизни, связанную с утонченными удовольствиями.

Поэты Алкей и Сапфо жили на острове Лесбос (конец VII–VI в. до Р. Х.). Алкей создавал бравурные военные марши (эмбатерии ) и застольные песни (сколии ). Сапфо во многом опиралась на народный фольклор, у неё много любовной лирики. По легендарному преданию, Алкей был влюблен в Сапфо, но не добился взаимности. Сама же поэтесса покончила с собой из-за несчастной любви к другому мужчине.

В Спарте, жил поэт Тиртей . Спартанцы не уделяли достаточного внимания изящным искусствам, поэтому Тиртей не характерный пример для спартанской культуры – он был чуть ли не един­ствен­ным среди соплеменников, кто писал талантливые стихи на любимую лакедемонянами военную тематику.

В архаическую эпоху появляется хоровая лирика . Она основывалась на трех элементах: поэзии, музыке и танце. Хоровая лирика становится прообразом греческого театра, поскольку в этом жанре вырабатывается та структура, по которой будут строиться произведения трагиков.

Философия. Ранняя греческая философия возникла в восточном регионе, в ионийских городах и испытала большое влияние Востока – это так называемая «философия природы», натурфилософия , в которой происходит пробуждение древнегреческой мысли, испытующей сущность возникновения мира. Три крупных философа этого времени жили в Милете. Фалес считал, что мир и все живое происходят из воды. По учению Анаксимена , вселенная состоит из воздуха: когда он сгущается, возникает вода, а когда разряжается – огонь. Третий мыслитель, Анаксимандр, выделил некое беспредельное первовещество (апейрон ), из которого все произошло.

Изобразительное искусство. Грань между гомеровской и архаической эпохами в искусстве характеризуется геометрическим стилем , ярким примером которого является Дипилонская амфора , найденная в Афинах. Подобные вазы являлись надгробными памятниками и их размеры достигали человеческого роста. Поверхность вазы членится на ряд изолированных друг от друга лент, в центре композиции изображена погребальная процессия, в которой человеческие фигурки предельно схематизированы. Геометрический стиль не мог привести к расцвету вазописи, возникшей в VI–V вв. до Р. Х., и должен был завершиться тупиком декоративизма. Между геометрическим стилем и вазописью последующего времени – резкий скачок, невозможный без внешнего влияния, скорее всего, со стороны Востока, давшего импульс развитию греческого искусства. Восток, несмотря на его сильное влияние в области философии и культуры Греции, не стал основой греческого искусства, которое формировалось своим путем как самобытное и самостоятельное.

Вазопись нового стиля берет начало в VI в. до Р. Х., это чернофигурная роспись, наносившаяся на сосуд черной краской. Первоначально сюжеты росписей связаны с мифологией. Затем возникает краснофигурная вазопись, когда изображения на сосуде оформляются за счет раскрашивания фона, а фигуры сохраняют изначальный цвет стенок сосуда. Эта роспись, более сложная по технике, дает возможность изобразить мелкие детали. В позднее время чернофигурная и краснофигурная керамика сосуществовали.

В скульптуре появляются «архаические аполлоны» , или куросы – обнаженные молодые люди, изображенные с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. У фигур – фронтальная постановка, четко прослеживается анатомическое строение тела. Куросы являют собой общий тип человека без индивидуальных черт. Наибольшую известность получила статуя Геры с о. Самос (VII–VI вв. до Р. Х.). На лицах всех скульптур изображалась знаменитая загадочная «архаическая улыбка», подчеркивающая не конкретные черты статуй, но воплощенный в них идеализированный образ человека, который становится мерилом основных ценностей для эпохи классики.

Период высокой классики ( V в. до Р.Х.)

Театр. Театральные представления восходят к культовым действам в честь Диониса, на которых выступали зачинатели дифирамбов (песен в честь бога). С 534 г. до Р. Х. показ трагедий (шутливые представления «песнь козлов») был официально включен в празднества Дионисий. Когда сюжеты постановок выходят за рамки дионисийских празднеств и драматурги обращаются к героическим сказаниям, трагедии утрачивают веселый характер и становятся частью общественной жизни.

Расцвет греческого театра приходится на период высокой классики и связан с именами трех великих драматургов: Эсхила , Софокла и Еврипида .

В V в. до Р. Х. после трагедий появляется новый драматический жанр – ко­­ме­дия (от греческого «совершать шествие»), также восходящий к дионисийским празднествам, на которых исполнялись шутливые и порой непристойные песни. Крупнейшим комедиографом эпохи высокой классики был Аристофан.

Скульптура. Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Солона: «Ничего лишнего». Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства.

Статуи не были принадлежностью музеев и устанавливались в храмах, на площадях под открытым небом, в многолюдных местах, и прохожие воспринимали их как часть повседневной жизни. Скульптуры обычно раскрашивались яркими красками, соответственно и воспринимались. В эпоху классики портретное искусство не выработалось: в скульптурах внимание уделялось прежде всего пластике тела, а не выражению лица.

Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет, написавший особое сочинение – «Канон», в котором попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора (копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения, обладающей живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом , благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет.

Другим известным скульптором V в. был Мирон , художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение (статуя «Дискобола» ).

Архитектура. В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. Ордер в архитектуре – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. В период классики появляется три основных ордера: дорический, ионический и коринфский , которые легли в основу европейской архитектуры XVI–XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров.

Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками – каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов . К дорическим относится храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р. Х.).

В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически без энтазиса (небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн); пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют . Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом –колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид . В таком духе был оформлен один из портиков Эрехтейона , храма, воздвигнутого на месте легендарного спора Афины и Посейдона на афинском акрополе.

В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа.

Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя , являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки. В архитектуре Акрополя соединены два ордера: ионический и дорический.

Период поздней классики ( IV в. до Р.Х.)

История Греции в IV в. до Р.Х. – это история кризиса античного полиса, завершившаяся потерей политической самостоятельности. Из Пелопоннесской войны многие полисы Греции вышли обескровленными, с разоренным сельским хозяйством и ремеслом, нарушенными торговыми связями.

Политический кризис углублялся ликвидацией союзов греческих государств и попытками Спарты уничтожить демократический строй. Непрерывные войны между полисами разорили страну и увеличили число рабов. Представители наиболее реакционных слоев греческих рабовладельцев готовы были пожертвовать демократией и политической свободой во имя защиты своих интересов. После битвы при Херонее в 338 г. до Р.Х. Греция покорилась македонскому царю Филиппу II.

Кризис полиса, междоусобные войны, упадок демократии и, наконец, потеря политической самостоятельности не могли не отразиться на развитии греческой культуры, обнаруживающей в этот период первые признаки упадка. Но в греческом обществе еще живы были могучие силы, способные породить и философию Платона и Аристотеля, скульптурное творчество Лисиппа, и военный гений Александра Македонского.

Наряду с продолжением и развитием традиционных классических форм искусству IV в. до Р.Х., в частности зодчеству, приходилось решать и совершенно новые задачи. Искусство впервые начало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом; появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. На протяжении всего IV в. до Р.Х. постоянно усиливался процесс отхода ряда представителей греческого искусства от идеалов народности и героики V в. до Р.Х..

Большое влияние на развитие культуры оказал завершавшийся в IV в. до Р.Х. кризис наивно-фантастической системы мифологических представлений, далекие предвестия которого уже можно увидеть в V в. до Р.Х. Но в V в. до Р.Х. народная художественная фантазия все еще черпала материал для своих возвышенных этических и эстетических представлений в искони знакомых и близких народу мифологических сказаниях и верованиях (Эсхил, Софокл, Фидий и др.). В IV в. же веке художника все более интересовали такие стороны бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Художники стремились выразить в своих произведениях и внутренние противоречивые переживания, и порывы страсти, и утонченность и проникновенность душевной жизни человека.

В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры – драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

В целом культура данного периода, на которую существенно повлияли изменения произошедшие в обществе, расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.

Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии. Этот процесс получил название Великой колонизации. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали торговыми центрами, и выступили посредниками между Грецией и другими странами. Постепенно греки вытесняют финикийцев, ранее расселившихся по Средиземноморью.

Именно к этому периоду относится появление нового названия Греции - Эллада. Первоначально так назывался один из районов Фессалии, а затем и вся страна. Ионийцы и дорийцы, населявшие Грецию, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии называли себя эллинами, т.о. они стремились подчеркнуть свое отличие от остальных народов.

К рубежу 7-6 в до н.э. с развитием ремесла и торговли во многих греческих полисах появляется новый влиятельный социальный слой владельцев мастерских и купцов, он стал теснить от власти старую родовую аристократию, начинает нарождаться тимократия, т.е. власть богатства.

Но рост значимости ремесла и торговли привел к упадку сельского хозяйства в метрополии и превращению крестьян в беднейший слой населения, росту социальной напряженности и классовой борьбе. На первом этапе борьба привела не к установлению демократических порядков (в их античном понимании), а к захвату власти диктаторами - тиранами. Причем тирании возникали в наиболее экономически развитых районах греческого мира. Везде, где старый земледельческий уклад переживал кризис, к власти приходили тираны, поддержанные наиболее обездоленными слоями населения. Тираны, сами часто происходившие из аристократической среды, выступали решительными противниками правления традиционной знати. Для того, чтобы найти опору в массах они заботились о том, чтобы дать разорившемуся населению возможность заработать. Многие тираны провозглашали программы общественных работ: строительство каналов, водопроводов, дорог. Они напрямую поддерживали торговлю, ремесло, сельское хозяйство как основу благосостояния и культуры. Именно в эпоху тиранов некоторые города-государства пережили период высшего расцвета - Коринф, Самос. Другие заложили основу своего будущего величия - Афины при тиране Писистрате, Сиракузы при Гелоне. Многие тираны были выдающимися личностями, они не только организовывали политическую и культурную жизнь полиса, но и сами занимались литературным творчеством, были меценатами и покровителями искусств.

В период архаики идет становление законодательства и судебной системы. В 621 г. до н.э. – в Афинах были приняты законы архонта (архонт - высшее должностное лицо в Греции) Дракон(т)а – «драконовские меры» - напоминавшие по своей жестокости табуальные запреты: очень многие нарушения карались смертью. Предусматривались денежные штрафы, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).

В 594 г. до н.э. это законодательство было усовершенствовано архонтом Солоном - он ввел суд присяжных (гелиея), и даже самые бедные ремесленники получили право участвовать в народном собрании (экклесии) и быть членами гелиеи.

В эпоху архаики окончательно складываются религиозные представления греков. Грекам был свойственен политеизм (многобожие). Согласно представлениям греков внешний облик, жизнь и взаимоотношения богов такие же как у людей. Т.е. это не непорочные, нравственно возвышенные существа, а существа наделенные страстями даже больше чем люди, но свободные от всех человеческих скорбей, печалей. Жилищем бессмертных богов была гора Олимп.

Общеобязательных догматов греческая религия не имела, поэтому к богам, к мифам можно было относиться скептически, можно было рассказывать о богах забавные истории, смеяться над ними. Но нельзя было уклоняться от исполнения обязательных обрядов в честь бога (особенно покровителя полиса), нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание, вплоть до казни.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Размеры и степень сложности жертвоприношений были весьма различны (возлияние (брызгание на землю или в огонь вина); жертвоприношение зерном, маслом, плодами, жертвенными животными). Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, религиозные пляски. Обряды совершались по строго установленному церемониалу.

Централизованного культа в Греции не было. Местные полисные и общинные культы были выражением политической раздробленности. Но некоторые культовые центры получили широкое общегреческое значение. Это – святилище Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Элевсине и др.

Ученые условно выделяют четыре религии древних греков:

1. религия Зевса;

2. религия Аполлона;

3. религия Диметры;

4. религия Диониса.

Религия Зевса - это религия природных сил. Главный бог Зевс - высшее божество, создатель людей и богов. В пантеон богов входят Гера - жена и сестра Зевса, братья Зевса: Аид - бог подземного царства, Посейдон - бог морей, сестра Зевса Диметра - богиня земли, дети Зевса: Афина - богиня мудрости, покровительница ремесла, Аполлон - покровитель образования, его сестра Артемида - богиня охоты, живой природы, Арес - бог войны, Афродита - богиня любви и красоты, Гефест - бог огня, Дионис (Вакх) - бог вина и веселья. Зевсу поклонялись в дубовых рощах, храмы не строили.

Главным центром поклонения Зевсу была Олимпия (Пелопоннес) , где находился его оракул и регулярно происходили праздничные Олимпийские игры. Согласно мифологической традиции, эти игры у могилы Пелопса установил Геракл, он же, по легенде, и наметил границы святилища с центром - рощей Альтисом. В Олимпии отсутствовали значительные постройки; поклонения совершались у алтарей, под открытым небом. Священный округ представлял собой платановую и оливковую рощу, в центре которой высился Пелопион - курган над могилой Пелопса, - и стоял пепельный алтарь Зевса. Пеплом жертвенных животных обмазывали алтарь, самый высокий в Олимпии. Пепел был так прочен, что для восхождения на вершину алтаря в нем пробивали ступени. У подножия холма росла «олива священных венков», из ветвей которой плели венки победителям в Олимпийских играх. С 8 в. до н. э., когда святилище стало местом проведения Олимпийских игр; Олимпия выступает как центр мирного единения различных греческих племен, «священным округом мира».

Религия Аполлона.

В этой религии рождается такие понятия как храм, кумир и жрец. Центром религии Аполлона были город Дельфы у горного массива Парнас. Религиозное чувство, что Бог где-то рядом, рождает потребность стабилизировать это чувство. В результате возникает идея храма (место Бога). В Древней Греции храм строился для Бога, а сам культ мог совершаться рядом с храмом.

Желание видеть божество приводит к идее антропоморфного существа – прекрасного юноши. Появляется скульптурное изображение Бога – кумир. А в связи с этим возникает потребность заботиться о храме и о кумире, и появляется жречество, которое с усложнением их функций становится профессиональным и наследственным. Должность жреца была почетной, но не давала ни какой непосредственной власти, зачастую официальным культом руководили не жрецы, а гражданские должностные лица.

Центральной фигурой религии Аполлона является жрица Пифия - предсказательница судьбы, сидящая на треножнике Аполлона в Дельфах. В Греции не предпринималось ничего значительного без предварительного мнения об этом Дельфийского оракула. В Дельфах выполнялся обряд очищения от преступлений, в т.ч. и от убийства.

Религия Деметры.

Деметра - богиня плодородия - земледельческий культ-душа поспевающей Нивы. Ее культ связан с мифом о Персефоне. В связи с возвращением Персефоны из царства Аида, Деметра основала мистерии - таинства, т.к. они проходили в Элевсине, то они получили название элевсинские мистерии, они просуществовали 1000 лет до 395г. н.э. Первыми жрецами был царь и царица Элевсина, которые приютили Деметру, покинувшую Олимп. Основные торжества проходили весной и осенью. Во время весенних обрядов (малых мистерий) происходило посвящение кандидата в мисты (первая степень). Осенью были великие мистерии когда, устраивалось посвящение во вторую степень – в эпопты. Главное место в церемониях посвящения занимали очистительные обряды, омовения, пост. После торжественного шествия из Афин в Элевсин устраивались ночные богослужения в храме Деметры, во время которых разыгрывались мистерии - священная драма, рассказ мифа о Персефоне, демонстрировались священные символы богинь – хлебные колосья. Люди созерцали драму и переживали чувства, которые переживала Деметры (скорбь, страдание, радость). Люди доходили до крайней степени чувственности. Посвящение символизировало второе рождение. Затем совершалась еще одна драма - созерцание действа о посмертной судьбе человеческой души, либо душа посвященного попадала на острова блаженства, а душа человека, который не смог посвятиться, обрекалась на странствие и работу.

Религия Диониса.

В ее рамках оформились два культа: оргиастический и гражданский. На основе гражданского культа впоследствии возник театр. Оргиастический культ возник во Фракии и распространился по всей Греции в 7-6 в. до н.э. Идея культа - соединение с природой и обретения бессмертия. Культ осуществлялся в виде вакханалии, т.е. ритмичного танца под музыку на природе. Во время танца человек доходит до экстаза, душа покидает тело и человек растворяется в природе. Основные действующие лица - вакханки. Существовала сложная экипировка участниц - факел, тирс (посох увитый плющом, виноградными листьями и сосновой шишкой наверху), венок на голове. Одежда состояла из шкур, подвязанных змеями. Многие молодые матери - вакханки для полного сближения с природой кормили грудью - волчат, ланей. Т.к. масштабы этого культа были велики, а последствия разрушительны, то вынуждены были отвести специальное место и время (1 раз в год), и определить специальную профессиональную группу вакханок.

С культом Диониса связано орфическое движение. Орфей - мифический поэт, живший якобы еще до Гомера. Он и его ученик Мусей создали песни, объясняющие происхождение богов Важное место в орфической мифологии играл образ страдающего и воскресающего бога Загрея-Диониса, сына Зевса и Персефоны. Посланные богиней Герой титаны растерзали юного Загрея, но сердце его было спасено Афиной. Зевс испепелил титанов, из пепла сделал людей и оживил их сердцем Диониса. Т.о. в человеке соединилось два начала: титаническое - ложное и злое; дионисийское - светлое. Поэтому смысл жизни человека в развитии дионисийского начала и подавлении титанического. Т.к. человек - единство тела и души (душа закована в тело), то смысл жизни человека состоит в спасении бессмертной души человека из тела, если этого не удается, то душа переходит из одного тела в другое и нужно разорвать этот круг с помощью определенного образа жизни, определенных ритуалов, участия в орфических мистериях. Кроме того, из сердца Загрея-Диониса Зевс создал Диониса, который и вошел в гражданский культ (Великие Дионисии).

Важнейшие общественно-религиозные празднества.

Большую роль в жизни греков играли состязания («агон»).

Главными состязаниями были посвященные Зевсу Олимпийские игры, появившиеся в 776 г. до н.э. и проводившиеся в области Олимпия на Пелопоннесе один раз в 4 года. От первых Олимпийских игр велось летоисчисление Древней Греции (Олимпиада – единица летоисчисления до 394 г. н.э.). Игры длились 5 дней, на это время объявлялся священный мир. Состязались в беге, кулачной борьбе, ристании на колесницах и пятиборье (метание копья, диска, прыжки в длину, бег, кулачная борьба). Участниками были только мужчины и они выступали обнаженными, поэтому женщины не допускались на игры под страхом смертной казни. Но зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства. Наградой победителю была оливковая ветвь, победитель въезжал в родной город через пролом в стене, который делали для него.

Пифгитские игры (Пифиады)- вторые по значению общегреческие празднества в честь Аполлона в Дельфах. Спортивные и музыкальные состязания, проводившиеся один раз в 8 или 4 года. Наградой в играх был лавровый венок.

Истмийские игры (Истмии) – общегреческие празднества в честь Посейдона в Истмии в Коринфе, проводившиеся один раз в 2 года. Гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания. Награда сосновый венок.

Немейские игры - общегреческие празднества в честь Зевса в Немее, проводившиеся зимой каждый второй и четвертый год Олимпиады. Спортивные и музыкальные состязания.

Пинафинеи великие – торжественные празднества в честь рождения Афины проводившиеся один раз в 5 лет.

Дионисии великие – ежегодные празднества в Афинах в честь Диониса. Состязания драматургов, поэтов, хоров.

Философия.

В период архаики зарождается философия, благодаря которой Греция вступила на путь рационалистического мышления. Этому способствовало то, что в Греции не было особой жреческой касты, не было устойчивых религиозных догматов, а это облегчило отделение философии и науки от религии. Знание восточной, в первую очередь вавилонской, математики, астрономии убеждало в том, что есть некоторые общие законы, регулярность и повторяемость природных явлений. Главным для первых философов стал поиск первооснов, первопричин всего существующего (натурфилософия). Греческие натурфилософы за первооснову выделяли: Фалес – воду, Анаксимандр – апейрон, который все в себе содержит и всем управляет, Анаксимен – воздух, Гераклит Эфесский – огонь, Пифагор – число.

Литература.

Греческий язык состоял из четырех диалектов: ионийского, аттического, дорийского и эолийского. Но все диалекты были знакомы каждому греку и служили для выражения различных родов поэзии. Например, ионийско-эолийский был основой эпоса, а дорийский основой хорового пения.

С Гомером ушла и его эпоха героев. Но у Гомера было много последователей и подражателей. Сюжеты древних мифов обрабатывались в стиле Гомера. Такие поэтические циклы получили называние киклические поэмы.

Новым в литературе стало творчество Гесиода (700г. до.н.э.). Он создал три новых эпических жанра: космогонический - о происхождении мира и Богов («Теогония»); генеалогический - о героинях древних мифов («Каталог женщин»); дидактический или назидательный – советы и наставления («Труды и дни» - советы земледельцам).

Гесиод рационалистически систематизирует греческую мифологию и является последним представителем эпического жанра.

Постепенно в 7 веке до н.э. основное место в литературе занимает лирика.

Древнегреческую лирику делят на два вида: мелическую (пелась в сопровождении различных инструментов) и декламационную (отошедшую от музыки). Основными жанрами Декламационной лирики стали элегия, ямб, эпиграмма и гнома.

Основным жанром была элегия (греч. «жалобная песня»). Предполагают, что она возникла из погребального плача. Это стихотворение средней длины, печального содержания, рассказанное от первого лица. Первоначально элегия имела преимущественно морально-политическое содержание, затем преобладающей стала любовная тематика. Основоположником элегии считают Каллина (первая половина 7 в. до н.э.), писавшего военно-героические элегии, близкие к эпосу. Наиболее известным автором военно-героических элегий был Тиртей (вторая половина 7 в. до н.э.). За героической элегией был закреплен ионийский диалект.

Другой более важный вид элегии – элегия личной судьбы. Первым представителем был Архилох (вторая половина 7 в. до н.э.), развивавший мотив наемника, то есть человека, служащего чужому делу.

Третья разновидность элегии – философско-политическая. Наиболее ярким представителем был афинский архонт Солон (ок. 640- ок. 559 г. до н.э.), выражавший в элегии свои политические мысли

Другим жанром лирики был ямб - стихотворение назидательной сатирической направленности. В Греции существовали культы осмеяния богов, победителей. Считалось, что смех отгоняет злых духов, очищает атмосферу. Высмеивалось все высокое. Существовало два вида ямба: личное осмеяние (инвектива) и осмеяние общественных отношений (сатирический ямб). Ямбы отличались большой вольностью, для них не было ограничений. Основоположником ямба считают Архилоха. Среди наиболее известных авторов ямбов Мимнерм, Гиппонакт (6 в. до н.э.), Феогнид (вторая половина 6 в. до н.э.).

Эпиграмма – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания. Первоначально это были посвятительные надписи, потом – эпитафии, поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи. Эпиграммы писались на твердом материале – камне, меди, памятниках.

Гнома (греч. «вывод, мысль, изречение ») – короткое стихотворное изречение мудрости (формулировка общепринятых положений) или поучительно-философские изречения). Например, «познай самого себя». Большинство гном приписывают семи полулегендарным греческим мудрецам.

Мелическая лирика имела два вида: монодия (монос – «один», одия – «песня») и хоровая лирика. Древние греки строго различали монодию (сугубо личное переживание, любовную лирику) и хоровую лирику (в ней не было любви, она была связана с общественными событиями, с коллективом). В мелической лирике поэт был и композитором. Текст создавался для определенной мелодии и был с нею неразрывно связан.

Ведущей темой монодийной лирики была любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (Са(п)фо (610-580г до н.э.), Алкей (рубеж 6-7в до н.э.)) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где ярко проявил свою индивидуальность Анакреон(т) (570-478 г. до н.э.). Монодийная лирика создавалась на эолийском диалекте.

Хоровая лирика связана с событиями в жизни полиса, праздниками. Важнейший жанр – парфений – хоровая песня в честь богинь, исполнявшаяся хором девушек. Пеан – гимн в честь Аполлона (главное содержание - победа солнца над мраком), исполнявшийся вооруженными юношами при нападении на врагов или после победы. Дифирамб - песня в честь Диониса, сопровождавшаяся бурным оргиастическим танцем. Наиболее крупными представителями хоровой лирики были Алкман (вторая половина 7 в. до н.э.), Симонид (ок. 556 – 468 г. до н.э.), Пиндар (518-438 до н.э.).

К 6 в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня (короткий, комический рассказ, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл; действующими лицами басни обычно выступают животные, растения, вещи), родоначальником которой считают Эзопа (6 в. до н.э.). Ему приписывают сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»)

В 8-6в до н.э. зарождается греческая историография и греческий театр, выросший из хоровых песен, молитв, исполняемых на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано Феспидом (рубеж 7-6 в. до н.э.), который выделил из хора действующее лицо - актера.

Изобразительное искусство.

В области изобразительного искусства период архаики отличается господством схематичности и рационализма. Человек изображается как человек вообще, как абстрактный член общества.

Сильна героическая монументальность, в том числе и в живописи, дошедшей до нас в виде росписи на вазах - вазописи. На древнейших вазах человек изображался крайне условно: комбинация простейших геометрических элементов. Раскраска условна: мужские фигуры даны в черном цвете, лица и руки женщин белого цвета, а фон красный. Вазопись этого периода относится к строгому стилю, т.к. художника интересовал смысл изображаемого, сущность, а не детали Во второй половине 6 в. до н.э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной техники вазописи (впервые применил Андокид (амфора «Пирующий Геракл», «Геракл на Олимпе»).

Архитектура.

Архитектура архаического периода сохранилась плохо, т.к. постройки в основном возводились из дерева.

Предположительно около 8 в. до н.э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорическое направление отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. В ионийском стиле ценились легкость, изящество, прихотливость линий.

Сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки со всех сторон обнесенной колоннадой. Здание с одним рядом колонн по периметру называлось периптер (греч. «окрыленный»), с двойным рядом колонн - диптер.

Греческий храм был хранилищем казны и художественных сокровищ; местом поклонения богу и центром общественной жизни граждан полиса. Храм возвышался в центре акрополя (крепости) или на городской площади.

Именно в период архаики была создана продуманная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. В основе греческого зодчества уже в лежала определенная система соотношения, равновесия несущих и несомых частей здания - ордер (лат. «строй, порядок»).

Первым оформился дорический ордер. Каменное основание дорического храма (стереобат) обычно трехступенчатое, его верхняя ступенька (стилобат) служила постаментом храма. В наос (святилище), где находилась статуя бога, вел ход со стороны главного фасада. В некоторых храмах был еще опистодом - помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада. Наос освещался через двери или световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол колонны прорезали желобки (каннелюры), на высоте 1/3 ствол утолщался (утолщение называется энтазис). Капитель (верхняя часть колонны состояла из эхина (круглая каменная подушка) и абака (квадратная плита), на который опирались перекрытия (антаблемент). Антаблемент складывался из 3-х частей: архитрав (балка, лежащая на колоннах), фриза и карниза. Архитрав дорического ордера гладкий; фриз состоит из квадратных плит (метопы) и прямоугольных плит с тремя вертикальными желобками (триглифы). Антаблемент завершается гладким карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, образовывала треугольные фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Ионический ордер сложился к концу 7 в. до н.э. Капитель ионического ордера имела эхин из двух изящных завитков. Архитрав разделен тремя горизонтальными полосами, поэтому кажется легким, фриз идет по антаблементу сплошной лентой, карниз богато декорирован.

Греческие храмы архаического периода подкрашивались: поле фронтона (тимпан) и триглифы - синим, метопы - красным. Раскрашивалась и скульптура.

Иногда дорические колонны заменяли мужскими фигурами – атлантами, а ионические колонны - женскими фигурами – кариатидами. Т.о., дорический стиль называют мужским, ионический - женским.

Скульптура.

Греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпиадных игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Т.к. юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики, обнаженного юношеского тела. В период архаики появились скульптурные изображения юношей, т.н. курос. Руки его прижаты к туловищу, сжаты в кулаки, одна нога выставлена вперед, подчеркнуто атлетическое сложение - широкие плечи и узкие бедра. Специфическое «архаическое» выражение лица: углы губ приподняты («архаическая улыбка»), глаза широко раскрыты. Соблюдался принцип фронтальности - рассмотрение статуи только спереди. Раскраска была условной: борода - синяя или зеленая, а глаза - красные. До нашего времени дошло несколько десятков архаических Аполлонов (например, «Аполлон из Тенеи»). Курос связан с дорическим ским стилем, а с ионийским – изображение коры - задрапированной (в одежде) девушки. Их глаза- удлиненные, широко открыты, архаическая улыбка еле намечена. Раскрашивались: волосы -розовато-красные, брови и ресницы - черные, одежда яркая.


Похожая информация.


Архаический период: 7 – 6 вв. до н.э.

Период больших сдвигов в экономике – появление денег. Социальном строе – формируется греческое рабовладельческое общество и государство - рабовладельческая республика (у власти не единоличный правитель, как на Востоке, а – аристократическая верхушка). Там где побеждал демос (земледельцы, ремесленники, торговцы) утверждалась демократическая республика.
Страна делится на области или города-государства – полисы. Но нет борьбы из-за торговых связей и военных столкновений с другими народами, рабов иноземцев. Между полисами присутствует сознание единства греческого мира.
Общегреческое значение имеют святилища, особенно храм Зевса в Олимпии, где с 776 г. до н.э. проводятся олимпийские игры.

Архитектура

В 7 в. стремительно растут города и расширяется строительство. Появляются монументальные постройки из камня-известняка. В основном это храмы, которые являлись не только культовыми, но и общественными зданиями.
В 7 в. вырабатываются различные типы здания:

Самый простой – храм в антах (берет корни в микенском мегароне). Колонны между торцами боковых стен – антами.
Простиль – 4 колонны на фасаде, расположены впереди антов.
Амфипростиль – колонны на переднем и заднем фасадах.
Периптер – колонны по всему периметру храма. Чаще всего на фасаде 6 колонн (гексастильный периптер). Самый распространенный тип храма.
Диптер – два ряда колонн окружают храм.
Помещение храма (целла) делится на 3 части:
- переднее – пронаос – служит преддверием;
- центральное – наос, самое обширное;
- опистодом – для хранения доров, со входом с заднего фасада.

Элементы ордерной системы:
- цокольная часть, трехступенчатая (стилобат);
- колонна (база, ствол, капитель);
- антаблемент (состоит из архитрава (балка), фриза и карниза) – перекрывающая часть сооружения.
- фронтон треугольной формы, образованный двумя скатами крыш.

Сложились 2 основных ордера – дорический (простота и мужественность форм) и ионический (легкость, стройность, изящество, относительно большая декоративность).
В дорическом ордере колонны не имели баз.
Величайший расцвет классики 5 – 4 вв. не был бы возможен без больших достижений периода архаики.
По всей Греции сооружается множество храмов особенно в 6 в. Повсюду переходят к возведению храмов из камня.
Храмы украшались скульптурой (фронтон, фриз, метопы).
Труднейшая задача – размещение многофигурной композиции в треугольном поле фронтона.


Необычайно широкий главный фасад. Форма колонн своеобразна – верхний диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют большой вынос.
Нечетное кол-во колонн, основное помещение, разделенное рядом колонн на две части (нефа) – типично архаические признаки.
Из памятников ионического ордера не дошел до нас ни один в таком состоянии, чтобы можно было рассматривать в целом виде.

Переход от архаики к классике (кон. 6 – нач. 5 в.)


Храм Геры (II) в Пестуме. Колонны еще тяжеловаты, но форма уже более близка к классической.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство (7 – 6 вв.)архаики заложило основу будущего расцвета классического искусства, сыгравшего столь значительную роль в развитии мировой художественной культуры.
В этот период все виды искусства получают быстрое развитие.
Поиски формы, выражающей идеал прекрасного, сильного, здорового телом и духом гражданина полиса. Творческие усилия направлены на овладение правильным построением фигуры, пластической анатомией, передачей движения. Последнее – наиболее трудно. Полная иллюзия движения будет только в сер. 5 в.
Большое влияние оказало иск – во Египта и Месопотамии. Например, от более совершенного ассирийского – заимствовали композицию, трактовку одежды и прически.
Появление обнаженной атлетической фигуры – курос (мужская) и кора (женская). Изображались и люди, и боги.


Курос из Тенеи. Т.н. Аполлон Тенейский. Мрамор. 560 г. до н.э. Атлетическое строение подчеркнуто широкими плечами, мощными ногами. Мягче и объемнее, чем прежде передана мускулатура. Но прическа трактована декоративно, сильно выпуклые глаза, условная улыбка.

Еще более объемный и реалистичный.
Работы над задрапированной фигурой и попытки передать движение:


Женская статуя (богиня с зайцем). 560 г. до н.э. Предположительно культовая статуя Геры. Пока статична, нижняя часть – в виде круглого столба. Складки хитона строго параллельны, хотя руки и грудь уже пластически смоделированы.
Особым мастерством отличается группа женских статуй 2 пол. 6 в.


Кора в пеплосе с Афинскогого Акрополя. Мрамор, раскраска. 540 г. до н.э.


Кора с Акрополя. Деталь. Попытки согласовать складки одежды с движением тела. Мрамор. Превосходно обработаны. Красиво раскрашены. Грациозные позы - изображение девушек аристократического круга.
Храмовая скульптура (метопы, фронтоны, зофорные фризы).
В основном мифологические сюжеты.

Метопы из храма в Пестуме говорят о поисках новых композиционных построений.


Афина и Персей, убивающий Горгону. Метопа из хр. в Селинунте. 2 пол. 6 в. до н.э. компоновка в квадрат.
Труднейшая задача – компоновка в поле фронтона.


Фронтон храма Артемиды с острова Керкиры. Горгона. Деталь. Фрагмент. 6 в. до н. э. Смелая попытка передать полет – условная поза коленопреклоненного бега. Совсем плоский, мало промоделированный рельеф.

Живопись

Расширение тематики, более реалистический рисунок, различные ракурсы фигур, движение, полихромия – это достижения времени архаики (7 – 6 вв).
Силуэт заменяется контурным рисунком, что позволяет передавать подробности.
В 6 в. господствует чернофигурная техника.


прославленный Кратер Франсуа. Вазописец Клитий, гончар Эрготим. ок. 570 г. (по имени археолога). 5 поясов, мифологические сцены, подписи о происходящем. Тщательность рисунка, разнообразие движений. Самые значительные мастера Амасис и Эксекий. Одно из лучших произвдений Эксекия: