Описание картины художника васнецова три царевны подземного царства. В порядке общей очереди Кто написал картину три царевны подземного царства




Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо знакомо не только любителям живописи. Все хорошо помнят его картины «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» и многие другие. Все они написаны на сюжеты произведений устного народного творчества. Ещё одну такую картину Васнецову В.М. заказал С.И. Мамонтов для правления Донецкой железной дороги. Полотно называется «Три царевны подземного царства».

Картина написана на сюжет русской народной сказки. На ней изображены три необыкновенно красивых девушки. Они стоят в окружении могучих скал. А за ними простирается закатное небо с плывущими по нему розовыми облаками. На этом фоне девушки выглядят ещё более величественными и прекрасными. Картина наполнена яркими, насыщенными красками, подчёркивая красоту и богатство русской земли.

Каждая из девушек олицетворяет собой богатства земных недр. Они роскошно одеты. На одной девушке, стоящей слева от сестёр золотой наряд. Он сверкает в лучах заходящего солнца. Платье украшено узорами. Это русский орнамент. Таким украшали свои наряды девушки Древней Руси. Только вышиты узоры золотом и серебром. Но всё же прекраснее своего одеяния сама девушка. Она величава и скромна одновременно. Стыдливо потупив взор, сложив руки, она являет зрителю пример смирения и поистине царской гордости.

Вторая девушка, которую художник поместил в центре, также царственно прекрасна, как и её сестра. Её платье усыпано драгоценными камнями, расшито узорами. Головной убор роскошен. Если у перовой девушки голову украшает золотая корона с небольшим количеством драгоценностей, то у второй венец полностью украшен драгоценными каменьями. Он напоминает звезду, которая сверкает на голове царевны.

А вот третья девушка значительно отличается от своих сестер. Она одета в черное платье, которое не блещет той же роскошью, что у сестёр. Её голову не украшают ни фата, ни корона. Волосы свободно падают на плечи младшей царевны, руки опущены вдоль туловища. И именно это придает ей особую прелесть. В ней не меньше величия, чем в других царевнах. Но её величавость без царской надменности. Это величавость девушки, спокойной, уверенной, скромной, гордой. Другими словами, Васнецов изобразил в ней идеал русской женщины.

Все царевны неподвижны, статичны. Создается впечатление, что, оказавшись на поверхности земли, они застыли. Царевны не обращают внимания на двух мужчин, склонившихся перед ними в почтительном поклоне. Они не замечают красоты закатного неба. Они сами и есть красота и богатство русской земли.

Виктор Михайлович Васнецов – русский художник живописец. Очень знамениты его работы в сказочном жанре. Как-то председатель правления постройки железной дороги в Донецке С. Мамонтов заказал В. Васнецову картину. Она должна быть изготовлена на сказочную тематику. Сюжетом картины выступало представление народа о хранящихся богатствах в глубоких земных недрах. Так на свет появилось произведение В. Васнецова «Три царевны подземного царства».

На картине изображены три царевны. По их внешнему виду можно определить кто чего царевна. Женщина в золотых пышных одеяниях – царевна золота. Другая - вся в драгоценных камнях и шикарных одеяниях – принцесса драгоценных камней. И третья, в простеньком черном платьице с открытыми руками и распущенными по плечам волосами – царевна угля. В ней нет той надменности и напыщенности что в остальных женщинах. Но это совсем ее не портит, а делает какой-то более притягательной.

В первоначальном сюжете картины были всего две основные царевны – золота и драгоценных камней. Но в 1884 году, по просьбам промышленников на полотне появилась еще одна женщина – царевна каменного угля. Также заметно, что руки у девушки просто опущены в низ, а не так как в остальных скромно сомкнуты впереди. Но это придает им еще большей величавости. Принцессы окружены грудами камней. В правом углу картины двое мужчин кланяются им. На заднем фоне полотна выделяется ярко-красное закатное небо. Оно тоже слегка редактировано и насыщенно более яркими красками.

Данная работа была выполнена Виктором Михайловичем Васнецовым по заказу С. Мамонтова, на тот момент председателя правления возводимой Донецкой железной дороги. Задумка была основана на том, что через сказочную тематику на полотне должны быть отражены представления русского народа о хранящихся в глубоких земных недрах Донбасса несметных богатствах.

Первоначальный сюжет народного повествования был Васнецовым изменён. Две основные царевны остались на месте – золота и драгоценных камней. В угоду промышленникам на полотне появился еще один персонаж – царевна каменного угля.

На полотне изображены три девушки, две из них, олицетворяющие золото и драгоценные камни, одетые в богато украшенные древнерусские наряды соответствующих цветов. На третьей же накинуто простенькое платьице чёрного цвета, её руки бледны и открыты, волосы просто распущены и раскинуты по плечам.

Заметно, что в царевне каменного угля нет той надменности, что в остальных героинях, тем не менее, она так же привлекательна, как и остальные. В сделанной в 1884 редакции данной картины Васнецов изменил положение рук девушки в чёрном платье, расположив их вдоль тела, а другим девушкам оставил руки скромно сомкнутыми спереди, что придавало их позам большую величавость.

На заднем плане картины краснеет закатное небо, девушки окружены грудами тёмных скал. При написании первоначального варианта автор использовал наряду с чёрными оттенками жёлто-оранжевую палитру. Полотно 1884 года пестрит более насыщенными красками, палитра смещается к красным тонам. Также в нижнем правом уголке картины автор дорисовал двух мужичков в простонародных рубахах, кланяющихся царевнам.

Однако в итоге правление железной дороги отказалось покупать картину, поэтому её выкупил непосредственный заказчик – С. Мамонтов.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.

В 1882 году Савва Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова. В результате договорённости специально для Мамонтова Васнецов написал три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами».

За основу картины «Три царевны подземного царства» взята сказка «Подземные царства». Полотно по замыслу автора должно было олицетворять богатство недр Донбасса. Но члены правления не приняли работу Васнецова. Они посчитали сказочную тему неуместной для служебного помещения.

В 1884 году Васнецов пишет ещё одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат Иван Терещенко.В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ передвижения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ богатства недр пробуждённого края».

Так одевались на Руси

Художник всегда был внимателен к истории и прежде, чем приступить к написанию картины внимательно изучал быт эпохи. Виктор Васнецов знал все тонкости костюмов. Двух старших царевен он одел в русские народные костюмы.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь. Этот тип одежды с рукавами до пола, где есть прорези для рук, был распространён в допетровской России. На голове у нее коруна - головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Царевна Драгоценных камней, как и Золотая царевна, одета в ферязь, под которой - длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья - элемент русского национального костюма, а на голове - невысокий венец.

Следует отметить, что на Руси старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

Младшая царевна

Древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой. Но младшая царевна на картине изображена в современном платье с короткими рукавами. Руки её обнажены. Это образ царевны Каменного угля - «черного золота», которое в то время обеспечивало движение поездов.

Противопоставляя одежды царевен, художник хотел подчеркнуть, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно. Это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни - к прошлому.

В 1883–1884 годах по заказу Ивана Терещенко была написана ещё одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, поражённых красотой царевен. Васнецов совмещает разные трактовки сказки. В одной Иван встречает царевен в горах, а в другой - спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой нарисован в правом нижнем углу картины. Братья ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобождённых пленниц.

«Влюбился в черненькую»

Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины:
«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в чёрненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности...» (Виктор Васнецов. «Письма. Дневники. Воспоминания»).

1884 г. Холст, масло. 164 х 297 см. Государственный музей русского искусства

Описание картины Васнецова В.М. «Три царевны подземного царства»

В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства».

Картина «Три царицы…» была написана последней и предназначалась для украшения кабинета Правления железной дороги. По замыслу мастера, картина должна была стать олицетворением несметных богатств, хранимых в земле Донбасса. Воплощением этих сокровищ стали героини народной сказки – подземные царевны. По сказке их было всего две – царевны Золота и Драгоценных камней. Но в угоду промышленникам художником была написана и третья – Угольная царевна.

Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов, и стали главными персонажами картины. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение. Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая изумрудными, розоватыми, бирюзовыми, красными и желтыми переливами драгоценных камней, составляющих узор. Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада. Ее лицо красотой не уступает притягательности камней: алые губы, горящий румянец и соболиные брови – истинная царевна.

Слева от царицы Драгоценный камней стоит столь же величественная царевна Золота, которую легко узнать по сверкающему золотому одеянию. Замысловатый узор золоченой ткани дополняется россыпью самоцветов, украшающих рукава, пуговицы и подол платья. Сияет блеском драгоценных камней и корона-кокошник на царственной голове, и бусы на шее царицы. Но красивое лицо ее грустно и печально, тоска скрывается в ее опущенных глазах.

Несколько в стороне от величественных сестер зритель увидит робкую Угольную царевну. В ее наряде нет вычурности и пышной царственности, как нет и надменности в ее лице. Скромное, но изысканное черное парчовое платье, красивые черные волосы, свободно ниспадающие на плечи, открытые, бессильно опущенные руки, печаль на белоснежном лице – такой создал Васнецов младшую из царевен. Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.

Прекрасные царевны опечалены. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В правом нижнем углу художник написал двух братьев Ивана-царевича, героя сказки, вдохновившей художника на создание картины. По сюжету, царевичи предали брата: похитив подземных красавиц и вызволив свою матушку, они перерезали веревку и оставили его погибать под землей. В их руках можно увидеть и веревку, и нож, которым она была обрезана. Оба брата показаны в момент, когда они, пораженные красотой и статью царевен, в оцепенении склонились пред ними в земном поклоне.

Монументальности придает картине и красное закатное небо, и глыбы черных скал. Контрастное сочетание неба и земли, на пересечении которых показаны похищенные девушки, подчеркивает их тревогу и волнение.

Несмотря на красоту полотна, железнодорожники отказались выкупать картину, сославшись на чуждый промышленности сказочный сюжет. В итоге работа великого художника была приобретена коллекционером и меценатом И. Терещенко.

Лучшие картины Васнецова В.М.