Что такое занавес в театре. История развития театрального занавеса




Причем, каждый из самых главных элементов театра как здания (занавес, сцена, зрительный зал), помимо эстетической, выполняет еще и чисто функциональную роль.

Сцена

Это место основного театрального действия. В древнем театре функцию сцены выполнял шатер, в котором готовились к выступлению актеры. Затем сцена стала выполнять еще и функцию театрального антуража: на ней размещались декорации, механизмы, используемые в представлениях.

В современном театре чаще всего используется, так называемая, сцена-коробка: замкнутое с трех сторон пространство, сообщающееся с зрительным залом посредством портала сцены (архитектурной арки), а пространство внутри «коробки» называется зеркалом сцены.

Сама сценическая площадка делится на три части: авансцену, сцену и арьерсцену (переднюю, основную и заднюю часть). Арьерсцена используется для хранения декораций, расмещения сценических механизмов, элементов освещения.

С точки зрения самого представления, сцену делят на игровую часть (находится в пределах непосредственной видимости из зала) и боковые закулисные пространства. К последним так же относятся и специальные «карманы», так же предназначенные для размещения сценических механизмов.

Театральный занавес

Это элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала. Как правило, занавес открывают в начале представления, а закрывают в антракте или в конце. В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен эмблемой театра или гербом города.

Существует ряд разновидностей театральных занавесов. Различаются они по внешнему виду, фактуре, характеру движения и способу раскрытия сцены.

Антрактно-раздвижной занавес

Другое его название «греческий». Используется, преимущественно, в драматических
театрах.Состоит из двух половин, закрепленных в верхней части на одной высоте. Синхронно раздвигается от центра сцены к порталам. Этот занавес полностью перекрывает сцену от зрителей: в конструкции предусмотрен специальный «нахлест», который позволяет крыльям занавеса плотно состыковываться. Но существует разновидность этого занавеса и с одним крылом.

Подъемно-опускной занавес

Так же называется «занавес-гильотина» или «немецкий» занавес. Чаще используется в музыкальных театрах, так как позволяет полностью раскрыть сцену. Этот занавес представляет целое полотно, прямое или плиссированное, которое закреплено по верхней кромке к несущей балке. Подъем занавеса происходит одновременно с подъемом несущей балки. Но такой занавес требует большой высоты потолка над сценой.

Итальянский занавес

Известен как «императорский» или «сваг-занавес». Полотно занавеса состоит из двух половин. На высоте 2-3 метров от сцены к крыльям прикреплены тросы, которые, во время открытия занавеса, тянут крылья к верхним углам сценического портала.


Австрийский занавес

Благодаря системе открытия, занавес имеет очень красивую драпировку большими складками. Поднимается сразу за несколько точек, закрепленных на нижнем крае занавеса. При этом, нижний край может как оставаться параллельным полу, так и изгибаться, принимая форму арки просцениума.

Венецианский занавес

Похож на австрийский системой открытия (открывается вверх), но отличается от последнего наличием вертикальных складок. При поднятии нижняя граница занавеса может быть и параллельной полу, но по эстетическим и функциональным соображениям крылья занавеса чаще поднимают на разную высоту, образуя неровный нижний контур.


Римский занавес

Аналогичен по типу подъема австрийскому и венецианскому, но отличается тем, что полотно занавеса в опущенном состоянии не имеет ни вертикальных, ни горизонтальных складок.

Французский занавес

Это занавес комбинированного типа, известный еще как «подъемно-итальянский». Сочетает в себе подъемный тип движения с движением итальянского типа: несущая балка поднимается вместе с занавесом, одновременно, половины занавеса раздвигаются к углам, как у итальянского.

Занавес Брехта

Этот тип занавеса сегодня часто используется различными современными театрами. Впервые был использован именно в «эпическом театре» Брехта, откуда и получил свое название. Полотно занавеса состоит из двух половин, высотой от 2,5 до 4 метров, за которыми проглядывается сцена. Подвешен занавес на двух тросах, натянутых нарочито на виду, прямо за порталом сцены. Как правило, открывается и закрывается вручную.

Занавес Вагнера

Занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху «внахлест». Оба крыла открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы плотен к краям сцены. Для такого занавеса требуются довольно массивные механизмы, которые могут располагаться прямо под сценой.


Занавес Кабуки

Изготовлен из цельного, легкого полотна (например, из шелкового). В отличие от всех предыдущих типов занавесов, этот не поднимается и не раздвигается, а просто отцепляется сверху и резко падает вниз, открывая сцену. Занавес держится на металлической трубе со штырями, с которых просто соскальзывает при повороте трубы.

Занавес Полишинель

Это цельное ровное полотно, закрепленное в верхней части. Открывается при помощи намотки
полотна на нижний барабан, который, вращаясь, поднимается к арке просцениума. Этот принцип похож на механизм проекционных экранов, которым, зачастую, этот занавес и является. Нередко используются широкие тюли и сетки, для открытия шоу или перемены сцен. Преимущество этой системы в том, что она не требует ни большого пространства над сценой, ни массивных механизмов.


Проходной занавес

Этот занавес полностью закрывает сцену, позволяя актерам проходить сквозь него. К этому типу можно отнести нитяной занавес, занавес из эластичных полос ткани и световой занавес, основанный на засветке взвешенных в воздухе частиц.

Складной занавес

Этот специальный тип занавеса обычно работает на ручном управлении. Позволяет поднять нижнюю
половину занавеса над сценой так, что она скроется за верхней частью занавеса. Используется для исторических занавесов или для декораций. Которые не могут быть подняты непосредственно за просцениумом из-за какого-либо препятствия. Еще одна причина использования такого типа занавеса - недостаток пространства над сценой. В зависимости от конструкции, занавес может складываться вдвое, втрое и более раз.

Противопожарный занавес

Эта конструкция не является, по сути, театральным занавесом и выполняет конкретную практическую функцию. Но используется этот занавес именно в театрах. Это огнеупорная дымонепроницаемая конструкция, выполненная из негорючих материалов, которая опускается при пожаре для отделения сцены от зрительного зала для предотвращения распространения пожара и продуктов горения.

Так как сцена и прилегающие к ней помещения имеют большое количество горючих материалов, пожар на сцене может очень быстро развиваться и распространяться в зрительный зал. Занавес служит не только для безопасности эвакуации людей, но и для сохранения здания, так как в крупных театральных залах даже сама обстановка представляет огромную ценность и потребует больших финансовых затрат на восстановление. Противопожарный занавес должен опускаться после окончания представления или репетиции и плотно примыкать к сцене, чтобы избежать воздушной тяги.

Зрительный зал

Помещение для зрителей, соединенное со сценой портальным отверстием. На самом деле, в
настоящем театре (имеется ввиду помещение, в котором присутствуют все основные театральные атрибуты) размер помещения для зрительного зала тщательно высчитывается. Значение имеет вместимость зала, кубатура воздуха, габариты портала сцены, угол подъема мест для зрителей, угол зрения в вертикальной плоскости.

Зрительный зал может иметь до трех ярусов (имеется ввиду сам зал), расположенных ступенчато. При наличии широкого прохода перед сценой первая гриуппа кресел может иметь до 7 рядов, последняя - до 6 рядов, а все остальные - не более 5 рядов. При этом, число мест, как в группе с 7 рядами, так и в группе с 5 рядами должно быть примерно одинаковым. Последняя группа кресел, помимо боковых проходов, должна быть связана по меньшей мере с одним выходом позади нее. Зрительный зал (а точнее, все пространство перед сценой) состоит так же из нескольких частей.

Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики. Партер от сцены отделяет оркестровая яма. Исторически партер предназначался для низшего сословия (знать занимала места на балконах) и долго не имел сидячих мест. В настоящее же время, места в партере, находящиеся ближе всего к сцене, напротив, очень популярны.

Оркестровая яма - обособленное заглублённое помещение перед сценой длиной не менее ширины
расчётного игрового портала сцены, предназначенное для размещения оркестра, сопровождающего спектакль.

Амфитеатр - основная часть зрительного зала, места в которой расположены ярусами (в отличие от партера).

Балкон - места для публики, расположенные в несколько вертикальных рядов напротив сцены и по боковым сторонам зрительного зала. В зависимости от количества ярусов театрального
здания, эти зрительские места так и называются: балкон 1-го яруса, 2-го яруса, 3-го яруса. По мере удаленности от сцены, возрастает степень неудобства зрительских мест на балконах, – как в акустическом, так и в визуальном отношении. Соответственно снижается как престижность, так и цена билетов: места верхнего яруса театра самые дешевые и самые демократичные. В обиходе верхний ярус зрительного зала носит название «галерки».

Так что, структура театральной архитектуры не так уж и проста. Это - стройная система, каждый элемент которой выполняет свою функцию и служит одной цели - обеспечению удобства зрителей.

Театральный занавес - так по простому называют элемент одежды сцены, который в узком кругу больше известен как антрактно-раздвижной занавес. Если посмотреть сценический словарь, то вы увидите что театральный занавес по типу раздвижки или по форме имеет множество вариантов изготовления.
Если вам интересно, то на каждой странице посвященной одежде сцены на нашем сайте есть краткая ремарка что такое театральный занавес, какие виды их бывают. Как правило, 90% заказчиков заказывают изготовление театрального занавеса по типу антрактно-раздвижного. Театральный занавес, как правило, изготавливается из бархата одного из самых дорогих материалов применяемых для изготовления одежды сцены.

Из истории одежды сцены - "Венецианский занавес"
Отличается от австрийского занавеса только наличием складок расположенных вертикально открывается подъёмом вверх подобно австрийскому. При подъёме венецианского занавеса его нижняя часть может быть горизонтальной относительно пола сцены, но чаще всего исходя из функциональных а как правило эстетических соображений, такой занавес поднимают на различную высоту, для того что бы образовать особый нижний контур.

Технические характеристики сцены - высота сцены 4,5 м , ширина сцены 6,0 м

Материал одежды сцены - Блэкаут негорючий (Не требуется пропитка, выдается сертификат)

ВНИМАНИЕ! Цены указанные на сайте расчитаны на момент выполнения проекта, для корректного расчета цены, обратитесь к менеджеру.

Комплект поставки одежда сцены №5:

  • Арлекин - 1 шт
  • Занавес - 1 шт
  • Кулисы (комплект 2шт) - 1 шт
  • Падуга - 1 шт
  • Задник - 0 шт
  • Маркиза - 1 шт

Посмотреть видео по теме

Театральные занавесы по типовым и индивидуальным проектам

Когда мы произносим слово «театр», перед нашим мысленным взором сразу возникает ярко освещенная сцена, обрамленная роскошным театральным занавесом. Изящные складки плотной тяжелой ткани ниспадают сверху, словно волшебное покрывало, скрывающее до поры до времени таинство рождения театрального чуда.

Каким бы насыщенным ни был репертуар вашего театра или дома культуры, первое впечатление зрителей зависит именно от этой немаловажной детали сценического интерьера. Поэтому театральный занавес должен быть безукоризненным. Он должен быть пошит со вкусом из качественных тканей и с эффектной отделкой.

Группа компаний «Аванта» предлагает пошив театральных занавесов по типовым и индивидуальным проектам. У каждого из этих вариантов есть свои преимущества.

Изготовление одежды сцены по типовому проекту позволяет сэкономить драгоценное время и бюджет, которые были бы потрачены на разработку нового дизайна. Кроме того, вам проще представить будущий результат. Если вы нашли в нашем каталоге проект, который пришелся вам по душе, наши специалисты сошьют театральный занавес и другие элементы по размерам вашей сцены. Таким образом, вы можете быть уверены, что даже сшитый по типовому проекту театральный занавес будет сидеть идеально.

Для тех же заказчиков, которые располагают временем и дополнительными средствами для создания уникального изделия, подойдет второй вариант - изготовление занавеса по индивидуальному проекту. Дизайнеры ГК «Аванта» учтут стилистику зрительного зала, особенности репертуара и ваши личные пожелания и представят эксклюзивный дизайн театрального занавеса, который станет изюминкой вашего театра.

Театралы часто сравнивают театральный занавес с декорациями, являющимися одним из «действующих лиц» любого спектакля. Только с бОльшим масштабом, ведь занавес - лицо всего театра, а не только отдельного представления. И от вашего выбора надежного производителя зависит, каким будет это лицо. У ГК «Аванта» есть все необходимое для того, чтобы воплотить в жизнь любые творческие замыслы!

Уважаемый заказчик!
Все цены на театральные занавесы указанные на сайте являются ориентировочными, зависят от выбранного вами материала и размеров вашей сцены
​Для расчета стоимости пошива одежды сцены, от вас необходима следующая информация:

- ​Технический план с полными размерами вашей сцены:

  • В плане должны быть указаны - ширина, глубина, высота сцены то навесных конструкций.
  • Какой тип дорожки занавеса у вас установлен, однотрековая, двухтрековая, с ручным приводом и т.д.
  • Полные размеры сценического задника
  • Необходимое количество кулис и падуг
  • Какой высоты планировали арлекин и падуги, если есть необходимость скрыть осветительное оборудование

- Требование к материалам из которых будет изготовлена одежда сцены:

  • Материал антрактно-раздвижного занавеса
  • Материал падуг и кулис
  • Материал сценического задника
  • Материал арлекина

Театральный занавес одновременно является и декорацией, и достаточно сложным техническим устройством. Впервые он понадобился в театре, когда спектакли начали состоять из нескольких актов, вследствие чего появилась необходимость временно изолировать сцену от зрительного зала для смены декораций. Рассмотрим самые часто используемые виды занавесов.

Раздвижной

Самый известный тип. Устройство такой занавески обязательно должно отвечать двум основополагающим требованиям: во-первых, оно должно полностью перекрывать сцену, а во-вторых, обе половины должны двигаться во время закрытия синхронно. В отличие от штор для домашнего использования, раздвижные театральные занавески закрываются с так называемым запахом, когда одна половина заходит за другую. Для осуществления подобного замысла обе половины размещаются на разных направляющих, монтируемых на некотором расстоянии друг от друга. А для обеспечения плавности и синхронности движение обоих частей регулируется единой приводной системой.

Подъемно-опускной

Такую занавеску чаще всего используют в музыкальных театрах. Она выглядит как цельное полотно, горизонтально прикрепленное в верхней части к несущей балке. При изменении положения балки меняется положение и самой занавески. Для этого одинаково успешно используются как ручной, так и электро-механический привод .

Для того чтобы во время опускания или подъема занавеска не колыхалась, в ее боковые вертикальные кромки вставляются прочные направляющие. А в нижнюю горизонталь вставляется специальный штанкет. Чтобы он не бился при опускании об сцену, соблюдается некоторое расстояние от нижнего края занавески (как правило, около полуметра).

Значительная масса такого занавеса вкупе с необходимостью дополнительно удерживать нелегкие направляющие определяют основное требование к его материалу. Он должен быть толстым и плотным.

Комбинированный

Особенности обоих вышеперечисленных типов занавесок объединяются в моделях комбинированного типа. Они имеют несколько независимых приводов, обеспечивающих и возможность подъема, и возможность раскрытия. Если же включить оба одновременно, занавески будут раскрываться очень красиво, во время поднятия вверх они будут еще и разъезжаться по сторонам. При закрытии же все происходит в обратном порядке.

Складной

Складная занавеска обычно имеет ручной привод. Ее особенность в том, что можно поднять нижнюю половину таким образом, чтобы она скрылась за верхней половиной. Если позволяет конструкция и высота помещения, занавеска может складываться даже втрое. В ней также используются независимые направляющие, вшивающиеся внутрь интерьерной ткани в нужных местах.

Австрийский

Австрийские занавесы для театра имеют характерную драпировку по всей ширине, а их поднятие происходит за счет воздействия на несколько точек, расположенных на нижней части. В момент подъема нижний край может быть параллельным уровню сцены, а может образовывать дугообразную линию (например, в точности повторяя линии изгиба декоративной арки).

Австрийские занавесы иногда называют «занавесами буйонне». В переводе с французского языка слово «bouillonne» означает «большая складка».

Игровые и антрактовые

Напоследок отметим, что театральные занавесы можно также классифицировать по их назначению на антрактовые и игровые.

Первый тип относится к постоянному сценическому оборудованию и используется для сокрытия сцены от аудитории. А игровые занавески служат фоном для определенных спектаклей. Цвет, фактура и декоративные элементы подбираются индивидуально. По сути, игровой занавес является декорацией для показываемых актерами событий. И это более важная задача, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что он должен создавать у зрителя нужное настроение и гармонировать с происходящими на сцене событиями.

Театральные занавесы - неотъемлемая часть любого культурного заведения, которая всегда должна выглядеть превосходно.


Театральный занавес - вид драпировки, отделяющий сцену от зрительного зала. Занавес существовал уже в театре Древнего Рима. При открытии сценической площадки он опускался в специальную щель в полу сценической площадки, в конце представления - снова поднимался из пола. Так как театр в Рим пришёл из Греции, то такой занавес называется «греческим», хотя в самой Греции занавес в театре не применялся. В театре занавес используется сразу в трех качествах: 1. как самостоятельный персонаж спектакля, который как бы противостоит актерам 2. неотъемлемый элемент актерской игры 3. средство отделения зала от сцены и актеров от публики, а также способ скрывания закулисья от всеобщих взглядов. Первый пункт не является надуманным, это назначение можно назвать наиболее древним из всех перечисленных, так как кусок ткани служил преградой перед актерами, исполнявшими роль Катхакали (древнее индийское представление). Этот же кусок ткани становится и врагом злого и страшного Раваны, представителя темных сил. В современной интерпретации этот сюжет можно наблюдать на знаменитом вязаном занавесе Боровского в Гамлете, на котором есть образы праха, распада, тлена, своеобразная метафора Времени и Вечности. Подобные решения в сценографии можно найти и среди работ других художников. Если говорить о театральном занавесе, как о элементе игры, то занавесы из легкой ткани часто применялись в самых знаменитых театрах как далекого, так и не очень далекого прошлого. Это и дель арте, и театр Шекспира, театр Лопе де Вега, не говоря уже о сценографии 20 века – начиная от Вахтангова, Нивинского, и до Брехта, Неера, и так далее, таких примеров в современной сценической практике имеется несчетное количество. Использоваться в качестве средства отделения зала от сцены занавес стал в 16 веке, в придворном итальянском театре. Но это было лишь начало, и прочно войти в театральный быт в качестве отделителя театральному занавесу удалось только в эпоху барокко, в 17 веке. Именно в это время занавес становится неотъемлемым элементом декорирования сцены-коробки. По большому счету, с тех пор ничего особенно не изменилось, в таком качестве занавес сегодня и воспринимается нами. Сегодня распространена другая практика, когда режиссеры по тем или иным причинам отказываются использовать в своих постановках занавес, внося какую-то новую идею в постановку. Сегодня театральные занавесы могут быть подъемными или раздвижными. Открываются они полностью, но могут открываться и по частям. В некоторых театрах занавесы остаются постоянными, в других создаются для определенных спектаклей, и показываются в ходе их представления. Могут они представлять собой и живописные мифологические композиции.

Обычный театр начинается с вешалки, а Большой театр - с занавеса. Скоро отреставрированный Большой театр откроет свои двери для зрителей и начнется 236-й сезон. Знаменитый «золотой» занавес , который много лет украшал сцену Большого, восстановлен заново и займет свое место в главном театре страны.

Рядом с огромными полотнами человек выглядит крошечным. Четыре года работы, несколько тонн специально сотканной ткани - и новый «золотой» занавес готов.

Как это было и интервью с человеком, руководившим работой по воссозданию знаменитого занавеса, предлагаем вашему вниманию.

Первый занавес, сотканный из золотой нити, появился в в 1955 году - его по эскизам Федора Федоровского создал художник-график Михаил Петровский, который заменил прежний занавес с многократно повторявшимися в орнаменте революционными датами. На обновленном занавесе 1955 года был изображен стяг с надписью «СССР», общая площадь занавеса составляла почти 500 квадратных метров, а весил он более одной тонны .

В начале 90-х был изготовлен новый занавес, с символами новой эпохи, но продержался он недолго - в 2006 г. исследование выявило многочисленные дефекты: ткань была сильно изношена, кисти и бахрома истрепались. Занавес требовал замены и во время реставрации театра были начаты работы по воссозданию «золотого» занавеса Большого .

Генеральный директор компании «ЭС-Дизайн» Андрей Галкин ходит по огромному залу мастерских Большого театра. На стенах - два новых занавеса, кулисы, на полу - арлекины.

Андрей Владимирович, я смотрю на готовые занавесы и пытаюсь понять, что чувствует человек, который создает один из символов Большого театра? Вы держали в голове масштабность и некий пафос этой работы?

Конечно, думал об этом, но, естественно, не постоянно - когда выбираешь нитку, думаешь о нитке. Я чувствую гордость за то, что сделал это, что не зря учился.

- С чего началась эта работа?

Сначала мы изучили ткань прошлого занавеса. Сделали спектральный анализ и проанализировали все переплетения. А потом занялись воссозданием. От реставрации это отличается тем, что за основу берется старое изделие и создается новое на базе современных технологий.

- Из скольких кусков сшивался занавес?

Чтобы вы смогли представить масштаб работ: ширина каждого куска - больше 1.5 метров, общая ширина занавеса - 24 метра. Расчетный вес занавеса - 800 кг, метр ткани весит примерно один килограмм. Неповторяющийся рисунок жаккардового переплетения составляет 155×304 см. Это довольно много.

Работа огромная. Нужно было взять новые элементы и вплести их в орнамент в стилистике старого занавеса. Далее все перевести в современные технологии используя компьютерные методы. И потом соткать ткань и пошить занавес. То есть восстановить. Вы видите результат. Общий размер одного занавеса - 17×24 метра, второго - 12×24.

- Получается, занавесов несколько?

Да, их пока два, и они разные. Один антрактно-раздвижной греческого типа, второй - подъемно-опускной, немецкого типа, потом еще будет «итальянский», который раздвигается, как итальянская штора. То есть, в Большом театре впервые будут все виды занавесов. До революции был только подъемно-опускной и итальянского типа. После Великой Отечественной Войны - один антрактно-раздвижной.

Итальянский» занавес существует пока только в эскизах, которые Андрей Галкин показывает в действии.

Вот так он будет раздвигаться. Из готового материала - пока только арлекины, которые висят вместе с частями кулисных полотен основного занавеса.

- Предыдущий занавес провисел полвека, как его чистили и мыли?

Его не чистили и не мыли. За это время он пришел в негодность и теперь его поменяли. Сейчас он хранится в музее Большого театра. Новый занавес прослужит дольше, потому что он сделан из синтетического материала. Там посмотрим, ткань произведена специально для этого проекта, больше она не производилась и мы можем только предполагать, что с ней будет.

Давайте вернемся к производству. Какое использовалось сырье и какие к нему выдвигались требования кроме эстетических?

Старый занавес был изготовлен из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем золота. А новый - из модернизированного акрилика. Сначала подобрали толщину нитки, сделали покраску. Металлизированную нить пришлось заказывать во Франции. Добились, чтобы она по свойствам стала похожа на ту, из которой сделан прошлый занавес.

Затем начали работать над воссозданием самого рисунка. Нужно было повторить переплетения, которые воссоздают эффект шелковой ткани. Довольно-таки тяжелая работа, но мы ее сделали. А в остальном главное требование - негорючесть. Оно является определяющим для мест, где собирается народ.

- Где проходила эта работа?

В разных местах: Испании, Италии, Франции и России. У испанцев был нужный нам станок, но не было специалистов высокого уровня. Пришлось отказаться от их услуг, нашли другого производителя в Италии.

- Какая часть работы была проведена в России?
- В России мы занимались созданием рисунка. На это ушло три года. После сделали диссинацию (подбор переплетений), мы использовали всего пять цветов, и с помощью сочетаний различных переплетений удалось добиться создания полутонов. Шесть месяцев ушло на объединение нашего рисунка с технологическим - понятным для современного станка. И столько же на ткачество. Всего - четыре года.

Справа - это части занавеса, которые закрывают кулисы и кисти арлекина для итальянского занавеса. В центре - антрактно-раздвижной занавес, слева - подъемно-опускной.

- А как создавался рисунок?

Нам выпала честь сделать занавес с новыми символами. Они прошли геральдическую проверку. Была создана специальная группа, которая все просмотрела и дала свое заключение. Например, орел здесь не современный, как и весь Большой театр, он восстановлен сейчас по образцу 1856 года. Кстати, сначала у нас был один вариант орла, а потом художник из Академии Художеств сказал: «Давайте, я своего сделаю тоже, посмотрите - может, понравится». Сделал и, действительно, его эскиз оказался интересней. Этого орла и оставили.

- На самом занавесе и на арлекине изображены ноты, что это за произведение?

Это первые ноты канта-молитвы «Славься, русский царь» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Интересно, что ноты никогда на занавесе не менялись и в советское время. На эту деталь почему-то никто не обращал внимания.

Давайте от тканей и занавесов перейдем к вам. Почему выбрали именно вас? Вы как-то входите в структуру Большого?

Мы частная компания, а я ее владелец. Создал ее сразу, когда закончилась Советская власть и производство развалилось. Создал своё - по производству вышивки. Разрабатывали гербы для районов и округов Москвы. Разработали, а потом и изготовили Знамя города Москвы. Занимались различными историческими работами. Участвовали в конкурсе и победили на изготовление занавесов Большого Театра.

Для занавеса нужны огромные пространства, поэтому с Большим театром контракт у нас заключен таким образом: нам предоставляют помещения, а мы за это в них организуем технологический процесс, оборудуем и оставляем собственные технологические разработки. Например, необычную швейную машину - она ездит по полу. Ее мы придумали сами. Есть стол для сшивания больших полотен, к которому пристроена тележка со швейной машиной. При нажатии на педаль швейной машины, перемещается не ткань, а швея вместе со швейной машиной. Ткани очень тяжелые вот и пришлось придумывать какие-то приспособления.

На полу лежит большой арлекин, который будет висеть над сценой. Это акриловая роспись по холсту художника Евгения Кравцова:

- А на открытие театра вас уже пригласили?

Меня самого пока никто не пригласил. Но его Величество занавес будет участвовать во всех спектаклях. Мне этого достаточно.

«Золотой» занавес Большого театра: