Цветоведение. Презентация к уроку на тему: Цветовой круг




Алёна Никитина

Цветовой круг

На прошедшей неделе мы смешивали базовые цвета и получали новые , например, используя шприц. Это занятие очень понравилось Дане.


Начала подводить Даню к понятию "цветовой круг " и наш первый круг .


Потом засунули свернутое бумажное кухонное полотенце в эти емкости с краской и понаблюдали, как окрашенная вода поднимается вверх, причем становясь светлее.


Потом смешивали на мокрой бумаге акварельные краски - у Дани получился космос.


Дема никогда не упускает момент порисовать красками, точнее лишний раз залезть в воду.


Готовый шедевр я сразу же повесила на холодильник, и у нас получилось настоящее северное сияние. Эх, надо было и Данькин рисунок так же повесить, но к тому моменту он уже подсох.


Также мы смешивали цвета на "соленой" бумаге. Мы раскрашивали Волшебные колокольчики из музыкальной сказки. Вот мы таким образом решили задачи сразу же из двух проектов , в которых мы принимаем участие - "Нотки-малышки" и "Мастерская пана кисточки ".


Наблюдать за тем, как краска растекается в причудливые кляксы, как красиво смешиваются цвета друг с другом , было интересно всем - и мальчишкам и даже папе. И вот какие Волшебные колокольчики получились у нас.


Наконец, мы начали использовать в полном объеме комплект "Творчество с пеленок" ко Умница, если честно, именно желание принять участие в проекте "Мастерская пана Кисточки " сподвигло меня приобрести этот комплект. Теперь понимаю, что без него я вы не смогла объяснить ребенку об оттенках, ассоциациях и многое другое. Но обо всем по порядку.

Из щенят и машинок составляли цветовые круги , жалко, что в команде отважных щенят нет фмолетой машинки.



Играли с паном Кисточкой в "Этот цвет похож на . ". Потом поиграли с карточками-трафаретами к основным 10-ти цветам от Евгении Леоновой (сайт мамаделки. ру) . Но сначала перед игрой выложили цветовой круг из карточек - цветной и нецветной . Подвела к понятию хроматические цвета и ахроматические .



Вечером поработали с "Цветной энциклопедией " - нарисовали картинки для каждого цвета , на этот раз Дане захотелось порисовать карандашами.


Отличные цветовые круги у нас получались из "Цветных альбомов " (из того же комплекта "Творчество с пеленок") . Причем эту идею подкинул Даня.


И вот мы пришли к созданию своего цветового круга .


Цветные альбомы мне помогли объяснить о том, с чем ассоциируются цвета , с какими эмоциями. С удовольствием посмотрели странички из альбомов про цветовые ассоциации .


Так мы узнали, что зеленый цвет ассоциируется с молодостью и тоской зеленой, Красный цвет - цвет праздника и в то же время опасности и предупреждения и так далее. О цветовых ассоциациях мы еще поговорили перед сном, когда читали сказку терапевтическую "Карандашный огрызок" из книги "Как воспитать ребенка лидером" ко Умница.

Начали знакомиться с понятием "оттенок" и с самими оттенками цветов . Мы провели аналогию с улицей Цветной , на которой стоят дома Красный, синий, оранжевый и так далее, а в каждом доме имеются квартиры - оттенки этих "цветных домов ".


Даже сама папка для карточек похожа на Цветную улицу с домами с двух сторон. Это сравнение сделал Даня.


А вчера вечером, когда Дема уже уснул, мы спокойно с Даней продолжили знакомиться с жителями улицы Цветной .


На помощь к нам пришла Капелька. И вместе с ней мы заглянули в Черно-Белый дом.


Познакомились с оттенками черного и белого цветов .


Почитали "Черно-белую историю".


Разрешили спор Черного короля и Белой королевы - у кого больше квадратов в Шахматной стране. А потом поиграли в шашки, и Даня, довольный собой, отправился спать.

А напоследок так и хочется сказать : вот уроку конец , а кто играл, тот молодец!

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

В марте 2015 года в нашем саду прошёл конкурс среди родителей и воспитателей всех групп на лучшую поделку "Творческая мастерская". Родители.

Наша вторая младшая группа участвовала в долгосрочном проекте «Огород на подоконнике». Дети дошкольного возраста в недостаточной степени.

Эксперименты с красками. Всем доброго времени суток! Мы продолжаем погружаться в мир творчества вместе с паном Кисточкой. С тех пор, как.

Урок 1. Помощники пана Кисточки. Всем доброго времени суток! Наконец мы стали участниками полного курса Марины Андреевой-Доглядной «Мастерская.

Цель: формировать умение сочетать цвета, развивать навык штриховки.
Задачи:
- формировать у детей представление о ярких, контрастных, мягких цветовых решениях рисунка;
- закреплять знания о тёплой и холодной цветовых гаммах;
- учить использовать нужную цветовую гамму, оттенки цвета для передачи эмоционального содержания работы;
- расширить представления о способах штриховки;
- воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, культуру визуальных наблюдений, аккуратность.

Оборудование: презентация, образец рисунка, цветные карандаши, лист бумаги, простой карандаш.

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

II. Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока.

У каждого из вас, ребята есть раскраски. Кто-то больше любит раскрашивать кистями и красками, а кто-то карандашами. Сегодня на уроке мы будем работать с карандашами, но прежде, чем начать, вспомним, как правильно штриховать и сочетать цвета.

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ

Письмо и рисунок - очень похожие действия. Поэтому большинство людей держит карандаш так же, как и ручку - между большим и первыми двумя пальцами, ближе к острию карандаша. Но помните – хорошо заточенный кончик карандаша при сильном нажиме легко ломается и крошится. Давить на карандаш, как при письме ручкой, не надо.

Для придания рисунку большей выразительности, живости и легкости попробуем держать карандаш дальше от конца.

УЧИМСЯ ШТРИХОВАТЬ

Чтобы рука послушно наносила штрихи в нужном направлении и с определённой силой нажима руку необходимо тренировать! Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых упражнений!
Выполним одно из таких упражнений. Не огорчайтесь, если с первого раза получилось не очень красиво. Немного терпения, и Вы сами увидите результат!

УПРАЖНЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ШТРИХОВКА

Возьмем лист бумаги альбомного размера, простой карандаш ТМ или НВ и начертим «от руки» (без линейки) 4 прямоугольника.

Первый прямоугольник заштриховываем равномерно, используя только один угол наклона.
В других - угол наклона изменяем. Расстояния между линиями стараемся делать равномерными!
Нажим на карандаш - одинаков!

Проанализируйте получившиеся заштрихованные квадраты. Нравится ли вам ваша работа? Тогда продолжим работать дальше. Сейчас я покажу вам чудеса цвета.

НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ И СВЕТЕ

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ

АХРОМАТИЧЕСКИМИ (МОНОХРОМНЫМИ) называют белые, черные и цвета, полученные от смешения двух первых в различных пропорциях, т. е. серые. Ахроматические различаются только яркостью (тональностью).

ХРОМАТИЧЕСКИЕ - все цвета радуги (спектра). Эти цвета обладают тремя основными параметрами: цветовым тоном, насыщенностью и яркостью (или «светлотой»)

ЦВЕТОВОЙ ТОН - основная характеристика цвета, которая определяет его как зеленый, красный, желтый и т. д.

НАСЫЩЕННОСТЬ - это степень выраженности цветового тона. Если к чистому красному добавить немного белого, то полученный новый цвет будет менее насыщенным и станет разряженным, блеклым. Изменится также и его яркость.

ЯРКОСТЬ (светлота) - это степень приближения цветов к белому. По яркости мы можем определить одни как светлые, а другие, наоборот, как темные.

ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ

Цвет в природе всегда находится в соседстве или в окружении других цветов. При этом они взаимно влияют друг на друга, изменяясь по цветовому тону, яркости и насыщенности. Находясь в соседстве, цвета могут дополнять, усиливать, ослаблять друг друга или контрастировать.

Красный цвет в окружении зеленого воспринимается более насыщенным, а зеленый предмет на насыщенном зеленом фоне выглядит менее ярким (цветовой контраст).

Благодаря контрасту слабо насыщенные цвета проигрывают от соседства с сильно насыщенными и хорошо воспринимаются рядом с дополнительными. Так, например, бледно-розовый цвет рядом с насыщенным красным кажется совсем блеклым, а размещённый на зеленом фоне - становится более заметным (роза на фоне листьев).

Цветовой круг - наиболее удобная цветовая модель.

ОСНОВНЫМИ цветами в этом круге считают 3 цвета: красный, жёлтый, синий.
Основной цвет невозможно получить, смешивая другие.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ цвета получаются при смешивании двух основных цветов, расположенных рядом: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Цвета условно делят на теплые и холодные.
Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.
Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные - сине-фиолетовый, сине- зелёный.

Противоположные пары на цветовом круге добавляют друг другу контраста, а расположенные рядом - теряют яркость и насыщенность (рядом с красным оранжевый цвет кажется желтым). Смешивать два цвета, расположенные друг напротив друга, не рекомендуется.

Прежде чем начать раскрашивать какой-либо рисунок, обязательно продумайте общую цветовую гармонию рисунка: теплая или холодная гамма, контраст по яркости, по цвету.
Научитесь грамотно использовать взаимное влияние цветов для достижения выразительности и цветового единства рисунка!

III. Практическая работа.

Откройте альбомы, правильно сядьте и возьмите простой карандаш. Прежде, чем нарисовать рисунок, необходимо сделать набросок. А что именно мы будем рисовать, вы сейчас узнаете.

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком;
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
(сова)

Сову мы сегодня нарисуем не простую, а очень известную и всеми любимую.

Учитель демонстрирует поэтапные слайды в презентации, рисует на доске, одновременно с детьми, комментируя рисование.

IV. Анализ проделанной работы.

Нравятся ли вам ваши работы? Что пока не удается? Что получилось лучше всего?

V. Творческая работа.

А теперь, ребята, нарисуйте нового персонажа для мультфильма «Смешарики» и раскрасьте его, учитывая уже известные вам правила сочетания цветов. Если не успеете закончить работу, закончите её дома и обязательно сдайте на следующий урок.

VI. Подведение итогов урока

1. – Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали?
2. Рефлексия. – Что понравилось делать больше всего? Понравился ли урок в целом? Что пока не удаётся? Что запомнилось? Что было непонятным?

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Вид занятий : живопись, изучение основ цветоведения.

Цели и задачи : изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей; развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов.

Оборудование : для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд : стихи о цветах (живописных), о радуге.

Зрительный ряд : методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета». Подборки оттенков разных сочетаний цвета.

Ход урока

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа. Введение в тему урока.

Отгадаем сначала загадки и почитаем стихи.

Крашеное коромысло

над рекой повисло. (Радуга.)

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга.)

А вот маленькая стихотворная сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще,

Филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше, чем 6, цветов.

А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов .

Хроматические и ахроматические цвета.

«Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет».

Ахроматические – не цветные, это белый, черный и все серые.

Хроматические – все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, желтый и синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических). Попарное смешивание основных цветов дает нам группу цветов, называемых составными .

Смешаем:

красный + желтый = оранжевый

красный + синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Если ты был внимателен, то, вероятно, заметил, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

Каждый красный

Охотник оранжевый

Желает желтый

Знать, зеленый

Где голубой

Сидит синий

Фазан фиолетовый

Голубой цвет не является составным, так как получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.

III. Задание.

Возьмем циркуль и начертим на листе бумаги большой круг. Поделим его на шесть (или 9) равных частей.

а) б)

Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:

красный

желтый

синий.

Оставляем просветы для составных цветов.

а) б)

Не берем краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав ее.

Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с которыми уже работали.

В круге а) по одному оранжевому, зеленому, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.

В круге б) по 2 оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зеленый и желто-зеленый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки. Если вы были аккуратны и не спешили, у вас должен получиться правильный цветовой круг.

а) б)

IV. Теплые и холодные цвета.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.

Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси.

А зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого – он теплый, если синего – холодный.

Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают и усиливают яркость друг друга.

красный – зеленый

синий – оранжевый

желтый – фиолетовый

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.

Упражнение : раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.

Подумай, какие составные цвета получаются от смешения красной и желтой, желтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определенном порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учетом указанных в круге стрелками цветов.

V. Подведение итогов.

На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.

Домашнее задание на усмотрение учителя.

Урок изобразительного искусства

6 класс (12-13 лет )

Цвет.

Основы цветоведения

педагог-организатор,

учитель изобразительного искусства

МБОУ Тонкинской СОШ

Игнатьева Наталья Владимировна


цвет

  • Цвет для художника – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте
  • Без источника света – цвета нет
  • Каждый цвет имеет свой дополнительный цвет


Солнечный свет, проходя через стеклянную призму, образует радугу (спектр)




Цветовой круг - это схема, показывающая, как связаны

между собой цвета видимого спектра.

Таких схем в теории цвета существует множество.


Цветовой круг получается, если полосу спектра вообразить в виде гибкой пластины и согнуть ее в окружность.

Первый цветовой круг

И. Ньютона.

Чтобы понять основные принципы работы с цветовым кругом, его заменяют обычно упрощенной моделью.

Цветовой круг Иттена


Соединив цветовой спектр по кругу, мы получим цветовой круг

Стрелка делит цветовой круг на цвета:


Каждый цвет имеет свой строго определенный дополнительный цвет.

Два дополнительных цвета противоположны друг другу.

Расположенные рядом, они усиливают друг друга, придают яркость друг другу.

Такие пары ещё называют контрастными .


Эти цвета невозможно получить смешением каких-либо красок

Такие получают цвета смешением основных красок


- Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где зеленый, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной

Получим мы цвет…

А синий мы с желтой смешаем?

Какой мы цвет получаем?

А красный плюс желтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно … цвет.


Контрастные цвета

Цвета расположенные в цветовом круге напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными.

Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают ее. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.


Контраст -сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению.

Восприятие цвета – это наши ощущения,впечатления от цвета.


Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов предварительно наблюдавшихся.Восприятие цвета меняется в зависимости от фона, на котором он расположен.


Сближенные (родственные) цвета

Это те цвета, которые в спектре находятся рядом



Определяется названием цвета и зависит от его места в цветовом круге

Янтарный

Салатный

Сиреневый

Васильковый

Шоколадный

Персиковый


Это изменение насыщенности ахроматических цветов при добавлении серой краски.




I I вариант

I вариант

Нарисуйте цветок.

Раскрасьте его красками

холодной цветовой гаммы.

Нарисуйте цветок.

Раскрасьте его красками

теплой цветовой гаммы.


1. Что изучает наука цветоведение?

2. Что такое спектр?

3. Назовите основные цвета.

4. Какие цвета называются составными? ?

5. Какие цвета называются дополнительными?

6. Какие цвета хроматические и ахроматические ?

7. Какие цвета называют теплыми и холодными?

8. Назовите три основных свойства цвета?


В презентации использовались материалы:

  • http://pubsrv.uraic.ru/IZO/IZO15202/14.jpg И. Левитан «По осенним аллеям»
  • http://www.proshkolu.ru/user/Molochkovetsky/blog/436761/ Стихотворение «Три цвета»
  • http://magley.org/sport/fizminutki/lyagushki-podruzhki Физкультминутка
  • http://www.belygorod.ru/img2/RusskieKartinki/Used/0shishkin_na_severe_dikom1.jpg И. Шишкин "На севере диком»
  • http://ig.att.oho.lv/756/76659.jpg Натюрморт с подсолнухами. Ван Гог Винсент