Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла. Урок-игра "Тринадцатый подвиг Геракла" (Ф




Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ф.А.Искандер Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказ Герой-повествователь

Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016) Р одился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Биография По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Он был главным воспитателем Фазиля, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.

Биография Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончил в 1954 году.

Биография В 1954-1956 годах работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х.

Биография Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999).

Биография Искандер - академик РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетный доктор Норвичского университета (США), член и лауреат Баварской академии изящных искусств (Германия). Фазиль Искандер награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом "Честь и слава" I степени Абхазии (2002).

Вопросы Каким вы представляете главного героя? Как он относится к своим товарищам? Расскажите о Шурике Авдеенко, отличнике Сахарове, Адольфе Комарове. Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Система персонажей

Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров 1. Загорелое угрюмое лицо п оказывало мощные усилия ума и воли. 2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. 3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе. 1. Умное добросовестное лицо. 1. Опрятный, худой и тихий. 2. Привычка держать руки на промокашке. 3. Волосы светлые, веснушки. 4. Считался способным троечником. Даже во время смеха не переставал быть отличником. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. «Черный лебедь».

Вопросы Чего боялся главный герой рассказа? На что он был готов? Догадался ли учитель, что «бесстрашный малярик» не готов к уроку?

Вопросы С какой целью учитель рассказывает о подвигах Геракла? Почему Харлампий Диогенович сравнил героя рассказа с Гераклом? Кто такой Геракл? Во имя чего он совершал подвиги? Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.

Вопросы Что испытывает герой? Каково его состояние? В воздухе запахло какой-то опасностью. Захлопнулся маленький капканчик. Сердце моё с размаху влепилось в спину. Голос мой подымается прямо из живота. Казнь. От ужаса и отвращения. Какова реакция класса? Смотрел на меня и ждал. Ждал, что я буду проваливаться. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. Сдерживал хихиканья. Смеялся. Хохотал.

Состояние главного героя Реакция класса 1. В воздухе запахло какой-то опасностью. 1. Смотрел на меня и ждал. 2. Захлопнулся маленький капканчик. 2. Ждал, что я буду проваливаться. 3. Сердце моё с размаху влепилось в спину. 3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. 4. Голос мой подымается прямо из живота. 4. Сдерживал хихиканья. 5. Казнь. 5. Смеялся. 6. Ужас и отвращение. 6. Хохотал.

Выводы Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное - у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый». Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

Выводы В чем состоит главная идея этого рассказа? Какой смысл вкладывал автор в название своего рассказа? Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» . Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» . Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого» .

Практическое задание Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?

«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.»

Теория литературы Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный. Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении. Градация (лат. gradatio – ступеньчатое повышение) – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

Домашнее задание Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича ».


Юмор делает серьезное
еще более серьезным…
Ф. Искандер

Фазиль Абдулович Искандер.

Фазиль Искандер
родился в 1929 г. в
Сухуми. В советское
время город Сухуми
был столицей Абхазии,
которая входила в
состав Грузии и
соответственно в
состав СССР. Детство
будущего писателя
прошло в горном селе
под Сухуми.

Краткая биография.

Фазиль Искандер закончил
Сухумскую школу с золотой
медалью и приехал учиться в
Москву. Он учился в
Литературном институте имени
М.Горького, а затем работал
журналистом в Брянске и в
Курске. В 1956 году Искандер
вернулся в родной город и
продолжил писать рассказы. Он
создал много произведений о
детях и для детей.

«Тринадцатый подвиг Геракла»

Геракл - самый популярный из
греческих героев. Жизнь его можно
описать в двух словах: подвиги и
страдания – всем этим он обязан
богине Гере, недаром его прозвище
означает «совершающий подвиги
из-за гонений Геры». Геракл
совершил свои знаменитые 12
подвигов, тринадцатого подвига не
было!
Название рассказа говорит нам, что
герой совершил поступок, который
подвигом не является.

Образ учителя математики.

Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные
чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель
высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на
уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не
оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт
учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что
учитель, как и греческий философ Диоген, относился к
жизни спокойно и философски.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал
учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не
убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над
собой.

Удивительный мальчик.

Рассказ Искандера ведётся от
имени мальчика, который видит
мир словно через призму своего
детского сознания.
Писателю удаётся вызвать смех
неожиданными поворотами
сюжета и неожиданными,
непривычными
словосочетаниями,
применяемыми к обычным
людям или явлениям.

Юмор (англ. humour – нрав,
настроение) – изображение героев в
смешном виде. В отличие от сатиры
юмор
выражает
смех
веселый,
доброжелательный.

Рассказчик – образ человека, от
лица которого ведется повествование в
художественном произведении.

Градация
(лат.
gradatio

ступеньчатое повышение) – постепенное
нарастание
смысловой
или
эмоциональной
значимости
ряда
выражений.

Шурик Авдеенко
1. Загорелое
угрюмое лицо
показывало
мощные усилия
ума и воли.
2. Стоял у доски с
яростным и
угрюмым лицом.
3. Длинный,
нескладный,
самый мрачный
человек в классе.
Даже во время
смеха не переставал
быть отличником.
Сахаров
1. Умное
добросовестное
лицо.
Его редко ругали, но
ещё реже хвалили.
Адольф Комаров
1. Опрятный, худой
и тихий.
2. Привычка
держать руки на
промокашке.
3. Волосы светлые,
веснушки.
4. Считался
способным
троечником.
«Черный лебедь».

Состояние
главного героя
1. В воздухе запахло какой-то
опасностью.
2. Захлопнулся маленький
капканчик.
3. Сердце моё с размаху
влепилось в спину.
Реакция класса
1. Смотрел на меня и ждал.
2. Ждал, что я буду
проваливаться.
3. Хотел, чтобы я
проваливался, как можно
медленнее и интереснее.
4. Голос мой подымается
прямо из живота.
4. Сдерживал хихиканья.
5. Казнь.
5. Смеялся.
6. Ужас и отвращение.
6. Хохотал.
Звонок – погребальный колокол

Вывод.

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого
подвига не было. Название рассказа говорит нам, что
герой совершил поступок, который подвигом не является!
Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать
человека смешным. Ученик, отступающий от школьных
правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто
смешной человек.
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех
позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые
черты характера, признать собственные ошибки и больше
не допускать их.

«…Мне
хочется
благодарно
возвысить метод Харлампия Диогеновича.
Смехом он, безусловно, закалял наши
лукавые детские души и приучал нас
относиться к собственной персоне с
достаточным чувством юмора. По-моему,
это вполне здоровое чувство, и любую
попытку ставить его под сомнение я
отвергаю решительно и навсегда.»

Описание слайда:

Искандер Фазиль Абдулович Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя".Из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" «СозвездияКозлотура». Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема«(1973). Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 – повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

2 слайд

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя".Из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" «Созвездия Козлотура». Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема« (1973). Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 – повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. *

Дидактический материал по литературе

для 6 класса

Фазиль Абдулович

Искандер

и его рассказ

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзика Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна


Цель урока:

познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя,

проанализировать тематику произведений Ф.А.Искандера,

помочь понять нравственную

и художественную ценность его творчества


Фазиль Абдулович Искандер

Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 г. отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончил в 1954 г.

В 1954-1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. С 1962 г. постоянно жил и работал в Москве.

Он создал много рассказов о детях и для детей.


Награды и премии

Государственная премия СССР за роман «Сандро из Чегема»

Пушкинская премия (1993)

Государственная премия Российской Федерации

орден «За заслуги перед Отечеством» III

премия «Триумф»

орден «Честь и слава» I степени

орден «За заслуги перед Отечеством» II степени

орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Банк Абхазии выпустил посвящённую Ф.А.Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии»,

премия Правительства РФ за книгу «Избранные произведения»

Государственная премия Российской Федерации за вклад в развитие отечественной литературы


«Я русский писатель, но певец Абхазии»

По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Он был главным воспитателем Фазиля, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.

Фазиль Искандер пишет исключительно по-русски, но темы его произведений очень тесно связаны с Абхазией. Местом действия едва ли не половины его прозаических произведений является родная деревня Чегем.

Книги Искандера проникнуты тонким юмором. Его стиль афористичен и лёгок для восприятия.

В день своего 82-летия Фазиль Искандер заявил:

«Я - безусловно, русский писатель, много воспевавший Абхазию.

По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего.

Выбор русской культуры для меня был однозначен».


Юмор Фазиля Искандера

Самое заметное свойство писателя – юмор. Довольно редкой разновидности, очень… настоящий, что ли.

Смешное у него рождается словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село.

Обращение к юмору не делает проблемы, поднимаемые писателем, менее важными, а только приближает к читателю и заставляет задуматься над вечными нравственными вопросами.

По мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка,

которую необходимо получить в детстве,

чтобы суметь вовремя уловить

горькую правду о себе и не сбиться в пути.


«Тринадцатый подвиг Геракла»

Именно рассказ о детстве «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) Искандера стал началом его прозы. Произведение небольшое и трогательное. Но вот поднимаемые в нём нравственные вопросы далеко не детские. В рассказе рассматриваются понятия коварства, чести и бесчестия, трусости, достоинства и предательства.

Под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс важных проблем, от решения которых зависит становление взрослеющей личности.

Писатель обладает удивительным стилем,

в котором мягкая и тонкая ирония переплетается

с лучшими традициями русской литературы.


«Тринадцатый подвиг Геракла»

Каким вы представляете главного героя?

Как он относится к своим товарищам?

Расскажите об одноклассниках героя рассказа.

Чего боялся мальчик? На что он был готов?

Догадался ли учитель, что «бесстрашный малярик» не готов к уроку?

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.


«Тринадцатый подвиг Геракла»

Каким вы себе представляете учителя математики?

Почему на уроке математики всегда была тишина?

С какой целью учитель рассказывает

о подвигах Геракла?

Почему Харлампий Диогенович сравнил героя рассказа с Гераклом?

Вывод: Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика и иронично называет его поступок тринадцатым

подвигом Геракла.


Харлампий Диогенович

Одним из главных действующих лиц является учитель математики, который пользовался большим уважением: никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с помощью которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.

Учитель не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Он грек по происхождению, хоть и носил русское имя. Его отчество (отсылка к Древней Греции) напоминает о философе Диогене.


Рассказчик

Рассказчик предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду учитель математики. Во-вторых, это уже взрослый человек, наученный жизненным опытом и повествующий эту историю.

Герой рассказа – это обычный школьник, который весьма наблюдателен, достаточно умён и даже хитёр. Он легко и умело использовал обстоятельства (приход медработников) для того, чтобы избежать проверки домашнего задания, которое сам и не выполнил.

Не мог ли он и вправду решить эту задачу про снаряд? Скорее всего, герой просто поленился дома и даже не стал просить помощи у одноклассников, отправившись играть в футбол.

Благодаря прозорливому и внимательному учителю, он впоследствии не только «стал серьёзней относиться к домашним заданиям», но и понял о том, что поступок, совершённый в корыстных целях и из-за трусости, никак не может заслуживать уважения, а уж тем более быть героическим. Это всего лишь «тринадцатый подвиг Геракла».


Название рассказа

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является! Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.

Итак, главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.


Поучительный характер рассказа

В этом маленьком рассказе автор остаётся верен себе. От начала и до самой последней строчки его пронизывает юмор. Но, несмотря на веселый настрой, рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера довольно-таки поучительный. Он заставляет читателя задуматься над многими серьёзными и важными вопросами. Каждый должен решить для себя, что такое подвиг и как в одном человеке могут сочетаться мужество и трусость.

Завершая рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», Искандер наводит читателя на мысль о том, что отвага может быть разной. Оказывается, далеко не всегда в человеке совпадают мужество нравственное и физическое. Так, обладая силой телесной, он может оказаться трусом при решении жизненно важных проблем.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ


Название произведения указывает на то,

что в нём:

а) речь идёт об одном из подвигов древнегреческого героя;

б) рассказывается о подвиге, который подвигом назвать нельзя;

в) поступок юного героя описывается с юмором


Тема произведения:

а) преимущество учителя, умеющего противопоставить обману веселую правду;

б) взаимоотношения учителя и учеников;

в) важность получения знаний и недопустимость любых попыток помешать этому


Жанр произведения:

а) повесть;

б) рассказ;

в) мемуары (воспоминания)


Характер повествования

в произведении:

а) юмористический;

б) сатирический;

в) нейтральный


Действие в произведении происходит:

а) перед Великой Отечественной войной;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны


Идя на обман, юный герой:

а) совершал благородный поступок;

б) защищал интересы одноклассников;

в) пытался спасти себя


Харлампий Диогенович обвинил

рассказчика, обманувшего учителя, в:

а) глупости;

б) трусости;

в) подлости


Роль учителя в формировании

детских характеров:

а) приучал детей относиться к самим себе с юмором;

б) требовал беспрекословного выполнения своих поручений;

в) разрешал свободное посещение уроков


Рассказ написан в:

а) 1960 году;

б) 1962 году;

в) 1964 году


«Он сразу же установил в нашем

классе образцовую тишину» :

а) эпитет;

б) метафора;

в) сравнение


Какое художественное средство использовал писатель в предложении

«Спина его от напряжения была твёрдая, как доска» :

а) эпитет;

б) метафора;

в) сравнение


Какое художественное средство использовал писатель в предложении

«Главное оружие

Харлампия Диогеновича – это

делать человека смешным» :

б) метафора;

а) эпитет;

в) сравнение


5

Всем спасибо!

ВЫХОД


  • Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс – М.: ВАКО, 2015
  • Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя – М: Просвещение, 2014
  • Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч./ Полухина В.П.; под ред. Коровиной В.Я. – М.: Просвещение, 2016