Главная проблема мастера и маргариты. Cочинение «Основные проблемы в романе




В начале двадцатых годов Булгаковым был задуман роман "Инженер с копытом", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита". Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовой поэзии, слияние высокого и низкого, смешного и лирического. Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время он обращен в будущее, является книгой на все времена, чему способствует его высочайшая художественность.

В романс "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают и приспосабливаются вполне земные граждане двадцатых-тридцатых годов XX века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной" на Патриарших прудах. В столице появляются Сатана и его свита. Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примерам гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая непорядочность.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы испытать героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра: они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который тот сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека. Душа способна на возвышенные порывы, но порабощена ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида. Внезапная встреча с нечистой силой показывает изнанку всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном Варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.

Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.

И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Этот "роман в романе" фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле остался и роман, которому суждена долгая жизнь.

"Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого творения Булгакова. О "Мастере и Маргарите" еще много будут думать, много писать.

"Рукописи не горят", - произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубине произведений.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из ярчайших произведений. В нем переплелись время настоящее (время написания романа) и время прошлое (время прихода сына Божьего на землю). В настоящем времени мы видим борьбу ума, образованности с бессмыслицей, жадностью и неучтивостью. С первейших страниц романа автор показывает, что неучтивость должна быть наказана. Так, директор МАССОЛИТА Берлиоз заплатил жизнью за свое отношение к творцу всего человечества. Он, не зная о том, что спорит с самим дьяволом, высказывал свое пренебрежение высшими материями, не погружаясь в глубину проблемы. В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасиевич Булгаков ярко изобразил нам так называемую тему выбора.

Это, прежде всего, касается проблемы выбора Маргариты между «красивой жизнью» с богатым и любящим мужем и настоящим счастьем с убогим и никому не нужным писателем - Мастером. Также мы видим проблему выбора Понтия Пилата между своей обязанностью и здравым смыслом, своим желанием. Понтий Пилат сделал свой выбор, но оказалось, что от него в данный момент совсем ничего не зависит. Прокуратор знал, что, объявляя смертельный приговор Иешуа, делает ужасную ошибку, которую исправить будет невозможно.

В его мозгу путаются мысли, он разрывается между работой и совестью. Мастер и Маргарита встретились однажды на улице и сразу, с первого взгляда поняли, что они созданы друг для друга. С того времени между ними возникло чувство любви. До этого героиня жила в замечательном доме со своим мужем, который ее любил и удовлетворял все желания, но, несмотря на все это, Маргарита не была счастливой в браке с ним. Женщина имела все, что желала, но деньги не приносили ей счастья.

Все это она согласилась отдать ради того, чтобы быть вместе с Мастером, который жил в полуподвальном помещении и единственным занятием которого был роман, который он писал. Это был рассказ о Понтии Пилате, всевластном прокураторе. В своем произведении Мастер видел смысл жизни, а Маргарита его вдохновляла. Когда роман был завершен, просьба Мастера напечатать его произведение была отклонена. Начали появляться разные критические заметки и статьи в газетах. Мастер очень переживал по поводу этих статей, и так сильно, что отважился даже сжечь главную работу своей жизни. После этого поступка Мастер совсем запутался в собственных ужасах и сам обратился за помощью п психиатрическую больницу.

Ради того, чтобы вернуть своего возлюбленного и отомстить обидчикам, Маргарита идет на компромисс с Воландом и его свитой. Она соглашается продать свою душу дьяволу, сделаться ведьмой и на некоторое время побыть королевой бала у Сатаны. Вместе с тем Маргарита не потеряла своей душевности и на вопрос Воланда о своем желании, спасает несчастную мученицу Фриду от укоров совести, вместо того, чтобы вернуть себе Мастера. В конце ее наибольшее желание осуществилось. Мастер и Маргарита остались навек вместе, и им был дарован покой. Всех, кто подвергся соблазнам дьявола, было наказано. Безусловно, зло никогда не остается безнаказанным, а добро, как и должно быть, побеждает.

«Настоящие», благородные люди сделали свой выбор, и он стал правильным, так как действовали они исходя не из собственных интересов, а в пользу окружающих, а также ради светлых чувств.

Роман "Мастер и Маргарита" является одним из самых интересных произведений которые я прочитывала. А автор этого труда Михаил Булгаков, безусловно поднимает очень важные и актуальные темы, которые, встречаются и будут встречаться по сей день в нашем мире. В произведение показываются две стороны медали нашей жизни, он обличает зло которое скрывается за подхалимством, выводит на чистую воду всех лжецов, и показывает нам что зло - это не что-то абстрактное и то чего нельзя увидеть, а зло творят и оно скрывается в людях.

"Мастер и Маргарита" - не просто произведение о нечистых силах, а история любви, творчества, вечной борьбы добра со злом. Каждый человек на нашей планете осознает эту вечную войну двух противоборствующих сил. Так же, как и мыслители предшествующих поколений осознавали ее. Булгаков убежден, что все начинается с веры. Бог есть добро, соответственно дьявол – зло. На какой стороне окажется вдруг человек, решает некто иной, как он сам. За этими решениями наблюдает Воланд – один из главных героев романа. Все, что отступилось от добра, он наказывает при помощи своей свиты. Я думаю, что кара за зло людей свершалась только ради справедливости. Разве Воланд виноват, к примеру, в смерти Берлиоза или в том, что Иван Бездомный сошел с ума? Мне кажется, что люди сами виноваты в своих неудачах. А автор предостерегает читателя и наводит его на верный путь. Ад, созданный нами, и в наших сердцах, и в нашей душе, и в доме. Это и способствует безумию в нашем мире. Ничто не остается безнаказанным – доказывает автор читателю. Воланд в разговоре с Левием Матвее говорит интересную вещь: «... что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?». Этим Булгаков дает понять, что без тьмы не будет света – это необходимо для полноценной жизни. И, несомненно, что две данные силы должны находиться в равновесии. Так же, в этом произведение говорится о такой вечной и наверное бессмертной теме как: любовь. Любовь Мастера к Маргарите(и наоборот), заставляет меня поверить в то что настоящая и истинная любовь сможет пережить все ужасные моменты которые встречаются на их совместном пути. Так же, я (скорее всего горжусь, чем осуждаю) удивлена решительности Маргариты, что она смогла оставить свою роскошную жизнь, в деньгах и нескончаемом богатстве, на жизнь с Мастером - поддерживая его во всех своих начинаниях, видеть в нем талант и не поддаваться не на какие уловки Воланда. Мне очень понравилось ее слова когда она говорила своему мужу что уходит от него:

Ты прости, что я тебе мешаю, но я должна сообщить тебе ужасное известие… Нет, не решаюсь… У меня сегодня в кафе свистнули перчатки. Так курьезно! Я их положила на столик и… я полюбила другого.

В своем гениальном романе М.А. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Роман «Мастер и Маргарита» - произведение, с первых же страниц поражающее читателя своей необычностью и глубиной. Его труд учит не только тому что стоит не поддаваться всем злым уловкам, но и любить, творить, мечтать, бороться а свою правоту и самое главное, верить в то, что добро всегда сможет победить зло, но для этого каждый человек должен сам не отпускать руки.

[ 2 ]

он положил всю свою жизнь, самого себя, свою душу. А в результате он получил непризнание.

Михаил Булгагов, несомненно, является мастером своего дела. Он очень умело связал вопросы религии с фантастической и сатирической линиями в романе. Очень полно раскрыл вечные вопросы любви и борьбы между добром и злом.

Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.

Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита. Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.

Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.

Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.


Каждый автор вкладывает в произведения свою душу, своё видение определённых вопросов, которые стоят перед человечеством на данном этапе его развития или же были столетия назад. Число этих самых вопросов варьируется: в одних работах их может оказаться две-три, в других же - более десяти. Одним из таких многопроблемных произведений, на мой взгляд, можно считать роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита".

В этой книге одним из самых интересных является образ Маргариты. Главная героиня этого романа сочетает в себе такие черты, как мстительность и милосердие, жестокость и самопожертвование. Это выглядит странно, однако без тени нет и света. Идеальных людей не найти, потому что их не существует. У каждого есть и тёмные, и светлые стороны. Милосердие и самопожертвование проявились в тот момент, когда возлюбленная Мастера узнала историю Фриды.

Несмотря на строгий запрет, Маргарита оказала особое внимание этой гостье бала Воланда. Фрида совершила грех, убив своё дитя, за что понесла наказание. Её жизнь стала кошмаром, превратив каждую ночь в худшие моменты существования. Искавшая спасения молодая женщина нашла его в лице главной героини, пожертвовавшей своим желанием, которое могло быть использовано во имя спасения Мастера. Маргарита потратила это желание на гостью дьявольского бала, с которой жизнь свела её впервые. Это ли не милосердие и самопожертвование?

Бытует мнение, что многим не нравится роман "Мастер и Маргарита" потому, что зло в нём - не дьявол, а сами люди. Я согласна с этим мнением, поскольку считаю, что Воланд - не отрицательный персонаж.

Он, скорее, персонаж нейтральный, который обнажает человеческие пороки и наказывает людей за их злодеяния. Весьма показателен момент в Варьете, связанный с деньгами, сыпавшимися с потолка. Зрители стали ловить их, возбуждение возрастало, слышались слова: "Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!". Каждый стремился заполучить кусочек побольше да послаще. Я полагаю, что целью Сатаны была попытка осознать, поменялись ли люди за тот срок, который он был вне нашего мира. Сеанс черной магии подвёл итог всего путешествия мессира и его свиты: "... люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних..."

Во многих произведениях различных авторов раскрывается и такая проблема, как творчество. В данном произведении она показывается через образ Мастера. Этот человек ради написания романа бросил работу, вложил в него душу. Позже он признался бездомному, что после того, как его роман был раскритикован Латунским, настали "безрадостные осенние дни". Главный герой отличался от членов организации Массолит тем, что его больше волновало именно творчество, а не благосостояние знакомых.

Я считаю, что главный секрет успеха этого романа заключается в том, что Булгакову удалось соединить фантастический сюжет и глубокий философский подтекст. Каждый читатель найдёт в этом произведении проблемы, которые близки именно ему.

Обновлено: 2017-08-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.