Новая историческая общность людей — советский народ. Советская нация: миф или реальность





Советский народ

Эйнарс Граудиньш Георгий Гачев Рудольф Лившиц Дмитрий Сухарев Жорес Алферов Всеволод Емелин
Численность
2002 год (согласно переписи РФ):
2010 год (согласно переписи РФ):
Ареал расселения
Союзное государство:
Союзные республики:


Украинская ССР
Белорусская ССР
Узбекская ССР
Казахская ССР
Грузинская ССР
Азербайджанская ССР
Литовская ССР
Молдавская ССР
Латвийская ССР
Киргизская ССР
Таджикская ССР
Армянская ССР
Туркменская ССР Эстонская ССР

Язык
Язык межнационального общения:
Мировоззрение
Официальная идеология:

Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы , в морально-политическом и духовном облике которых закрепились такие общие черты, как социалистический патриотизм и , высокая общественно-политическая и трудовая активность, непримиримость к эксплуататорам и угнетению, национальным и расовым предрассудкам, классовая солидарность с трудящимися всех стран . Советский народ - одна из переходных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма . Опыт становления и развития советского народа как социально-классовой и интернациональной общности является бесценным достоянием человечества, освещает ему путь к единству, к коммунистическому братству

В годы гражданской войны

В Красную Армию и партизанские отряды уходили целыми семьями. Под Владикавказом, например, сражался отряд из 18 человек -- членов семьи ингуша Дальгиева Керим-Султана из селения Долакова… :63

К концу 1920 года основные силы интервентов и белогвардейцев были разгромлены. В. И. Ленин 6 февраля 1920 года сказал, что в борьбе против международного капитала удалось одержать победу, которой не видывал мир. Правильная национальная политика Советской власти обеспечила активное участие в войне с интервентами всех народов страны во главе с русским рабочим классом. Русский народ, Красная Армия оказали братскую помощь народам России в освобождении их от интервентов и белогвардейцев. Русский народ и Красная Армия пришли на помощь азербайджанскому, армянскому и грузинскому народам и вместе с ними освободились от интервентов и белогвардейцев Закавказье. Образовались Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Борьба продолжалась только в Средней Азии и на Дальнем Востоке. :82

ЦК РКП(б) и Советское правительство отправили для помощи трудящимся Средней Азии полномочную комиссию. М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышев возглавили Туркестанский фронт, войска которого помогли народам Туркестана очистить территорию республики от врагов. В результате народной революции, начавшейся в августе 1920 года, в Бухаре, как и в Хиве, были созданы народные Бухарская и Хорезмская советские республики, признанные Советским правительством суверенными государствами. :82-83

Народно-революционная армия Дальневосточной республики и партизаны Приморья в конце октября 1922 года полностью освободили Дальний Восток от интервентов и белогвардейцев. :83

На фронт большевистская партия направляла лучшие силы: в 1918 году в Красной Армии было до 30 тыс. коммунистов, в 1919-120 тыс., а в 1920-300 тыс., то есть половина всего состава партии. Коммунисты проявляли беспримерную стойкость и героизм, увлекая своим примером миллионы беспартийных. Партия сплотила рабочий класс и трудовое крестьянство в нерушимый союз, сыгравший решающую роль в достижении победы над врагом. :85

Советский народ проявил массовый героизм и самоотверженность. За боевые подвиги в годы войны высшей награды республики - ордена Красного Знамени - удостоены 14 тыс. бойцов и командиров, 36 воинских частей и соединений. :85

Борьба против российской контрреволюции и мирового империализма носила «глубоко интернациональный характер». В рядах Красной Армии героически сражались тысячи бойцов многих стран, а рабочие Англии, Франции и других стран - участниц интервенции протестовали против политики своих правительств, бастовали, отказывались грузить оружие для армий белогвардейцев, организовывали комитеты под лозунгом «Руки прочь от Советской России». :85

Советский народ в годы Великой Отечественной войны

Социализм дал советским людям могучие силы, которые в ходе войны превзошли силы фашистской Германии и её союзников и привели в всемирно-исторической победе. Эта победа была достигнута благодаря нерушимому социально-политическому и идейному единству советского народа, благодаря братской дружбе всех народов СССР, их преданности социалистическому строю. :7

Чтобы сломить дух советских людей, гитлеровцы установили в оккупированных районах режим кровавого террора. Зверски замучили или угнали в фашистское рабство не один миллион советских граждан. :582 Главной формой сопротивления врагу было массовое партизанское движение, вооружённая борьба народа. Партийные организации создали огромную партизанскую армию. За годы войны в тылу противника действовало около миллиона вооружённых партизан. Это были рабочие, крестьяне, интеллигенты. Большой силой являлись женщины, число которых в отдельных отрядах достигало 10-25 % общего количества партизан. В партизанском движении и в деятельности подполья на оккупированной территории участвовали представители многих национальностей Советского Союза. Например, в партизанских отрядах Краснодарского края сражались русские, белорусы, грузины, азербайджанцы, армяне, узбеки, туркмены, эстонцы, молдаване, татары, башкиры, евреи, адыгейцы, мордвины, чуваши, марийцы и другие. Таким же многонациональным был состав партизан и подпольщиков других областей, краёв и республик. В этом ярко проявилось боевое содружество народов социалистической державы. :584

За годы оккупации гитлеровцы пытались отравить сознание советских людей ядом фашистской пропаганды. Большинство сохраняло верность Советскому правительству и компартии, но некоторая часть, особенно выходцы из буржуазных и мелкобуржуазных слоёв западных областей Украины, Белоруссии и прибалтийских республик в какой-то степени поддались влиянию врага. Наиболее распространённой и действенной формой работы в сёлах освобождённых районов являлись собрания и совещания жителей, на которых обсуждались вопросы о возвращении крестьянам отобранной у них земли, о буржуазных националистах, как злейших врагах народа, о событиях на фронтах, международном положении. С докладами выступали партийные и советские работники, а также крестьяне. :445

Герои Советского Союза - представители всех 15-ти республик

Представители всех народов СССР сражались на фронтах Отечественной войны в рядах Красной Армии. Имелись и национальные формирования: азербайджанские, армянские, грузинские, латвийские, эстонские и другие, действовавшие в общем строю со всеми соединениями. :578

О массовом героизме солдат, офицеров и генералов свидетельствуют награждения их орденами. Всего состоялось 5 млн. 300 тыс. награждений орденами Советского Союза, в том числе орденом Ленина 8,8 тыс., Красного Знамени - 238 тыс., Отечественной войны 1-й степени - 324 тыс., 2-й степени - 951 тыс., Красной Звезды - 2 млн. 811 тыс. и т. д. Сотни тысяч солдат, офицеров и генералов были награждены не одним, а многими орденами. Героями Советского Союза стали представители ста наций и народностей: 7998 русских, 2021 украинец, 299 белорусов, 161 татарин, 107 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 89 армян, 67 узбеков, 63 мордвина, 45 чувашей, 43 азербайджанца, 38 башкир, 31 осетин, 16 туркмен, 15 литовцев, 15 таджиков, 12 киргизов, 12 латышей, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 8 карелов, 8 калмыков, 6 адыгейцев, 6 кабардинцев, 4 абхаза, 2 молдаванина, 2 якута, 1 тувинец и другие. В числе Героев Советского Союза - 73 женщины: военные лётчицы, санитарки, партизанки, подпольщицы и т. д. :573

Холодная война. 1953 - 1985

Период «Перестройки». 1985 - 1991

Согласно точке зрения председателя исполкома съезда граждан СССР, кандидата философских наук Татьяны Михайловны Хабаровой, после 1991 года «советский народ никуда не делся, он продолжает существовать, и ему принадлежит великое будущее, его надо только вывести из шокового состояния, в которое он погружён благодаря информационно-психологической войне». После победы СССР в Великой Отечественной войне над фашистской Германией началась новая «жесточайшая истребительная, диверсионная психо-информационная война… самая настоящая третья мировая война». Основными орудиями в этой войне являются обман, имитация, умение притвориться тем, чем в действительности не являешься. «Мы потерпели в этой войне тяжелейшее поражение, результатом которого стала оккупация».

Следствием этой оккупации стало образование триады: во-первых, в течение последних 20-ти лет действует совершенно нелегитимный по своему происхождению режим, который успешно имитирует законную власть, во-вторых, одновременно преступное сообщество имитирует буржуазию, являясь в действительности лишь так называемыми «транзитными собственниками», успешно распродавая за границу природные и интеллектуальные ресурсы, в-третьих, имеет место и имитация сопротивления режиму в виде псевдокоммунистического движения, одной из главных фигур которого является председатель .

Истоки псевдокоммунизма, по мнению учёного, следует искать в , когда при Н. С. Хрущёве были реабилитированы и полностью восстановлены в правах те, кто был справедливо осуждён за пособничество врагу в Великой Отечественной войне. Именно эти лица впоследствии пополнили ряды интеллигентской и партийно-бюрократической элиты, которые и совершили диверсию против Советского государства. На сегодняшний день основная риторика псевдокоммунистов, по мнению Т. М. Хабаровой, сводится к следующим тезисам:

Как следствие, основным врагом следует считать не столько оккупационный режим, сколько псевдокоммунистическое движение, которое во-первых, не даёт организоваться народу для действительной борьбы, во-вторых, рисует извращённую картину реальности и, в-третьих, предлагает тупиковые варианты действия, например «бесконечные хождения на выборы».

Т. М. Хабарова утверждает, что идеология советского патриотизма разрабатывалась ещё со времён Великой Отечественной войны, и на сегодняшний день она представлена как «идеология современного советского патриотизма», основными элементами которой являются следующие:

Взгляды буржуазных политиков

Сходные мысли высказал в ряде интервью член генерального совета буржуазной партии «Единая Россия», кандидат экономических наук Евгений Алексеевич Фёдоров:

«В 1991 году произошло поражение одной стороны по отношению к другой. Советский Союз проиграл войну, потому что противник изучил нас хорошо и применил операцию продвижения своего агента Горбачева, который за шесть лет сумел создать механизм ликвидации страны. Горбачеву расчистили дорогу. На него у спецслужб был ещё военный компромат по его родственникам, который попал через гестапо к американцам. Они его с молодости вели».

Война изначально была направлена «против советского народа, частью которого был тогда российский народ». «создал искусственный, якобы национальный конфликт между регионами, которого вообще не было в принципе, и те, кто жил в Советском Союзе, понимают, что этого не могло быть по определению».

В результате развала СССР американцами было создано новое государство - « », которое обречено платить «дань» победителю - США. По мнению Е. А. Фёдорова, первое время победители управляли новым государством напрямую, а «Козырев, Гайдар были просто фигурами, прикрывающими американское правительство, которое работало в Москве через систему советников». В дальнейшем, с 1996 года «американские советники» создали особый олигархический механизм («семибанкирщину»), посредством которого управляли чиновничьим аппаратом подконтрольного государства. Наконец, благодаря осознанию фиктивности своего правления избрал своим преемником В. В. Путина, который «обозначил свою позицию национального лидера - лидера национально-освободительного движения». Новый президент стал восстанавливать суверенитет страны, однако «он не изменил систему влияния американцев на Россию, но убрал эксцессы внешнего управления». Политик признаётся:

«Америка - хозяин ситуации в России: политической, экономической, стратегической, идеологической, - а не Путин, не Кремль, не Медведев, не "Единая Россия". Это спектакль, в котором эти - артисты, а режиссеры - там. Это следствие отсутствия суверенитета с 1991 года. Кто-то поддается этой режиссуре в силу манипулирования, а кто-то понимает, что это сила и против силы не попрешь».

Промышленность на 95 % принадлежит иностранным оффшорам. Информационное пространство, средства массовой информации не подконтрольны российскому государству в силу отсутствия двух факторов, которые были в Советском Союзе, - национальной идеологии и органа цензуры.

Истоки подобного поражения Е. А. Фёдоров видит в географических и национальных факторах, обусловивших особый тип властной системы:

«Американцы нащупали наше слабое место - вертикаль власти. Российская система власти в силу национального состава, географического и северного расположения, географии в целом, совмещает в себе реальную власть, в отличие от Европы, с властью публичной. Это связано с бюрократическим характером российской исторической государственности. По этому слабому месту они долбали последние 200 или 300 лет. И дальше они запустили таких, как Горбачев, несколько сот человек. Он добежал до самой верхушки, возглавил страну, и через его рычаг они ликвидировали страну».

Кроме того, буржуазный политик далёк от негативной оценки американской политики:

«Американцы не несут в своих решениях какого-то зла. У них нет задачи России что-то ухудшить. Так же, как не было задачи у Москвы ухудшить ситуацию в Польше, во времена Советского Союза… Просто таковы взрослые игры наций. Так же, как и взрослые игры людей. Это, если хотите, амбициозное соревнование наций, которому тысячи лет. И формы этого соревнования такие. Никто же не говорит, зачем страны тратят деньги на оружие? Потому что они обязаны это делать, в силу соревнования с другими странами. Вот так же они тратят деньги на политику. <…> Эта система, так она устроена, ей тысяча лет».

Ряд высказываний о советском народе и его судьбе позволил себе и другой буржуазный политический деятель, кандидат юридических наук Дмитрий Анатольевич Медведев. Так, в интервью российской газете «Известия» он признал значение советского народа во Второй Мировой войне:

«Если бы не роль Красной Армии, если бы не колоссальная жертва, которую принёс на алтарь войны советский народ, Европа была бы другой. Современной, благополучной, процветающей, богатой, хорошо развивающейся Европы не было бы – это совершенно очевидно».

Также на встрече с российскими гражданами - пенсионерами и ветеранами - он дал высокую оценку советской модели общности людей и выразил сожаление, что подобной общности больше нет:

«Мы очень часто критикуем, например, какие-то прежние порядки. Делают это все: и молодёжь делает, и люди среднего и старшего возраста. Но есть неоспоримые ценности, которые, как мне кажется, должны иметь вневременной характер. В нашей стране создавалась единая общность – советский народ. Кто-то с воодушевлением об этом говорил, кто-то подтрунивал, но тем не менее эта модель работала, мы все дружили, общались. Это абсолютная правильная установка. <…> К сожалению, в силу известных причин эта модель потерпела крах. Это самое печальное, что можно себе представить… Нам, мне кажется, не нужно стесняться возвращать те идеи, которые будут носить объединительный характер».

Однако в интервью европейскому новостному каналу «Евроньюс» Д. А. Медведев заявил, что советский народ существовал лишь в теории:

«В советские времена, напомню, использовался даже такой термин: «единая общность – советский народ». Во многом это оказались теоретические построения».

Особый взгляд

Сравнение людей советской и нынешней эпох, высказанное писателем-фантастом Е. И. Парновым (1935 - 2009) в последнем при его жизни интервью:

«Я вообще не верю в гибель великого русского народа, великой страны. Мне не нравился режим, который был. Я не вступал в партию, но это было моё правительство, моя страна, и я старался ей служить, не пресмыкаясь. Как мог, существовал, где-то делал полезные дела, где-то меня мучили, уничтожали, где-то приподнимали - дали орден… Правда, с 70-летием меня ни Союз, ни журналы не поздравили. И только «Литературка» дала заметку с портретом. Всякое было… Я гордился Советским Союзом. Это был великий эксперимент, и разрушить его вот так… Он бы мог ещё существовать и существовать. Начали раздирать страну, которая могла бы быть эталоном будущего мира . А как измельчала литература и наука, так измельчали и политики - ничтожные люди, марионетки. <…> Пришло общество потребления - деньги вышли на первый план. И то, что даже учёные скатились в шарлатанство ради денег, говорит о многом. Врачи, которые раньше были бесплатными, теперь без денег и шагу не сделают, преподаватели вузов стали брать взятки… Чего ждать дальше, когда в стране никто не говорит о таких вещах, как чувство собственного достоинства, совесть, - нет таких понятий . А как без этого можно существовать! <…> История России показывает, что маятник начинает раскачиваться, когда что-то выводит его из крайней точки, в данном случае - кризис. Уже все понимают, что надо что-то делать. Пойдёт в другую сторону наверняка - другого выхода нет. Великая страна, великий народ с великой культурой погибнуть не может - выход найдётся».

Национальный состав

Советский Союз был одним одним из самых многонациональных государств мира, его населяли свыше ста больших и малых народов, различных по происхождению, языку и культуре. Согласно исследованию доктора географических наук, заместителя директора Института этнографии АН СССР С. Брука, в развитии народов Союза ССР выявляются две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, имело место бурное и всестороннее развитие каждой нации и национальной культуры, а с другой - всё большее сближение всех социалистических наций.

Так как изучение национальных процессов имело первостепенное значение для социального и культурного строительства в СССР, то в число основных задач советские переписи населения включали и определение национального и языкового состава.В послевоенных переписях 1959, 1970 и 1979 годов определение национальности записывалось со слов опрашиваемых. Национальность детей определялась родителями. Если мать и отец принадлежали разным национальностям, и им было затруднительно определить национальность ребёнка, то им рекомендовалось сделать выбор в пользу национальности матери.

Сопоставление переписей показало значительные изменения в численности народов и в соотношении между национальностями:

  • в первые десятилетия Советской власти имели место процессы консолидации - мелкие этнические группы объединялись в более крупные народы: «…Так, в начале 1920-х годов около 20 таких групп объединились в две народности - алтайцев и хакасов». К концу же 1970-х годов стало очевидно, что подобные процессы перестали играть существенную роль;
  • до второй мировой войны колебания рождаемости и темпы прироста населения в республиках были невелики. Только после 1950 года начинается дифференциация в уровнях рождаемости населения республик Средней Азии и Закавказья (за исключением Грузии), с одной стороны, и остальных республик - с другой. По состоянию на начало 1980-х годов уровень рождаемости в республиках Средней Азии не менее чем в 2 раза выше уровня рождаемости в РСФСР, УССР, БССР и прибалтийских республиках, а также в полтора раза выше, чем в остальных республиках (см. таблицу 1);
  • общий рост населения СССР с 1959 по 1979 годы составил 25,7 %, рост населения различных национальностей колеблется примерно от 10 до 100 %. Менее 10 % отмечен рост у эстонцев, латышей и шорцев. Численность же мордвы, карелов, евреев, поляков и финнов, наоборот, уменьшилась;
  • наиболее высокие темпы среднегодового роста характерны для народов среднеазиатских республик - от 3,0 до 3,5 % в год. Показатели роста у русских и остальных народов также «выше, чем у большинства народов, живущих в развитых странах»;
  • тем не менее, темпы среднегодового прироста за период с 1970 по 1979 годы несколько сократились по сравнению с 1959 годом: в целом по стране этот показатель сокращения среднегодовых темпов роста составил 31,3 %;
  • снизилась общая доля славянских народов в населении страны: 77,1 % в 1959 году, 74,6 % в 1970, 72,8 % в 1979 (таблица 1).

Таблица 1. Удельный вес народов в населении Союза ССР (в %)

Факторы подобных изменений следующие:

  • неодинаковый уровня рождаемости;
  • миграция населения;
  • процессы растворения в инонациональной среде.

Процессы смешения различных этических групп ускоряются в условиях тесных экономических и культурных связей, что наиболее заметно в городах, где нередки межнациональные браки и переход с одного языка на другой. «В результате существенно изменилась динамика численности некоторых народов Поволжья и европейского Севера… а также евреев и поляков. Они особенно активно смешиваются, главным образом с соседними этносами». Как следствие, в одних союзных республиках увеличился удельный вес коренных народов (республики Средней Азии и Закавказья, Казахстан, Литва), в других, наоборот, уменьшился (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес народов в населении союзных республик в 1979 году (в %)

Коренной народ Русские Украинцы Наиболее крупный из остальных народов
82,6 - 2,7 3,6 - татары
Украинская ССР 73,6 21,1 - 1,3 - евреи
Белорусская ССР 79,4 11,9 2,4 4,2 - поляки
Узбекская ССР 68,7 10,8 0,7 4,2 - татары
Казахская ССР 36,0 40,8 6,1 2,1 - татары
Грузинская ССР 68,8 7,4 0,9 9,0 - армяне
Азербайджанская ССР 78,1 7,9 - 7,9 - армяне
Литовская ССР 80,0 8.9 0,9 7,3 - поляки
Молдавская ССР 63,9 12,8 14,2 3,5 - гагаузы
Латвийская ССР 53,7 32,8 2,7 4,5 - белорусы
Киргизская ССР 47,9 25,9 3,1 12,1 - узбеки
Таджикская ССР 58,8 10,4 0,9 22,9 - узбеки
Армянская ССР 89,7 2,3 - 5,3 - азербайджанцы
Туркменская ССР 68,4 12,6 1,3 8,5 - узбеки
Эстонская ССР 64,7 27,9 2,5 1,6 - белорусы

Русские являются важным компонентом в населении республик. Согласно исследованию динамики численности населения в союзных республиках, которое провёл С. Брук, во всех республиках, за исключением Средней Азии, Казахстана и Закавказья, доля русских увеличилась. Только в РСФСР удельный вес русских уменьшился. Перепись 1979 года показала также, что в последние годы почти не было притока русских в республики Закавказья.

Язык

По утверждению доктора филологических наук Магомета Измайловича Исаева, «Советская власть унаследовала от царизма исключительно запущенное и запутанное «языковое хозяйство». Из 130 народов нашей страны лишь 20 имели более или менее разработанную письменность. Большинство народов были поголовно безграмотными, а о существовании многих из них вообще ничего не было известно».

Развитые литературные языки имели только русские, грузины и армяне. Представители остальных народов в той или иной степени пользовались кириллическим, латинским, арабским, древнеуйгурско-монгольским и древнееврейским письмом.

«Однако следует отметить, что эта письменность была практически недоступна народу, хотя ею пользовались выдающиеся писатели прошлого…»

Процент неграмотности у «письменных» и бесписьменных народов был очень большим. Если добавить к этому отсталость Российской Империи в сфере экономики и культуры, а также хозяйственную разруху в первые годы после Октябрьской революции, то разрешение языковой проблемы представлялось «чрезвычайно сложным».

Для строительства социализма требовалось решить две основные задачи:

В результате «многотрудной организационной работы» в 1920-е годы ряд народов перешёл на латинский алфавит, а также были созданы новые литературные языки для 50 народов Советского Союза. По оценке учёного, «латинизация» принесла безусловную пользу для народов, не имевших письменности, - способствовала развитию грамотности, появлению письменной литературной традиции». Была идея латинизации и русского языка: «…В начале 20-х годов интеллигенция жила с мыслями о всемирной революции, с которой ассоциировался латинский алфавит». Однако уже в 30-е годы почти все алфавиты были переведены на кириллицу: «В 1937-1940 годы народы Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа, Азербайджана с латиницы перешли на русскую графику письма, армяне и грузины сохранили свои алфавиты, имевшие вековые традиции. Народы Прибалтики пользуются издавна латиницей».

Общее количество языков народов СССР составляет приблизительно 128-132. Более точное число определить затруднительно по следующим причинам:

В процессе сближения народов СССР важную роль сыграл русский язык, который стал языком межнационального общения. Согласно переписи 1979 года, свободно владеет русским языком 62,1 % нерусского населения Советского Союза.

Нравственно-психологические черты

Доктор философских наук Ибрагим Меликов утверждает, что историческая реальность - советский народ - отражала не политическую и экономическую, а человеческую составляющую социалистического строя: «Советский народ - это, собственно говоря, есть советский человек». По мнению учёного, можно выделить четыре основных отличительных признака советского народа, делающим его уникальным явлением в истории:

«Идейность, романтизм и моральность и были основой советского характера, который обеспечил устойчивость советского общества и победу в Великой Отечественной войне».

Образ жизни

Культура

Культура советского народа, которая была, согласно доктору исторических наук В. Шерстобитову, социалистической по содержанию и национальной по форме, достигла высокого уровня развития: более 40 народностей обрели за время советской власти свою письменность(по мнению филолога М. И. Исаева, 50 народов ), выработали развитые литературные языки; преподавание в школах СССР велось на 57 языках; культура советского народа вбирала в себя всё ценное и прогрессивное, что было в каждой национальной культуре, а фестивали дружбы, обмен гастролями театральных коллективов и иные культурные мероприятия способствовали взаимному освоению народами положительного художественного опыта.

Показателен широкий размах творческой деятельности советских трудящихся: только за 10 лет (1970-1980) число рационализаторов и изобретателей в стране удвоилось и достигло 9,6 млн. Ещё около 25 млн. советских людей участвуют в художественной самодеятельности, многие тысячи являются членами творческих объединений. «Будучи одним из проявлений социальной активности человека, самодеятельное творчество расширяет интересы и кругозор трудящихся, способствует выявлению индивидуальных склонностей и способностей, формированию новых духовных потребностей, и прежде всего - потребности в творческой самореализации и творческом общении, которые являются решающим фактором в развитии культуры, в формировании личности».

Воспитание и образование

В первые месяцы после Октябрьской революции были предприняты решительные меры для создания необходимых предпосылок культурной революции: во-первых, была национализирована материальная база культуры (издательства, библиотеки, музеи, театры), а во-вторых, осуществлены меры по ликвидации безграмотности. В декабре 1919 года был принят Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в июле 1920 года создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации неграмотности. Обучение в школах и вузах стала бесплатным, дети рабочих и крестьян получили значительные льготы, а нерусское население - возможность обучаться на родном языке.

Литература и искусство

Традиции и праздничные дни

Важная роль в преодолении религиозных пережитков принадлежит советским праздникам, обрядам, традициям, которые всем своим содержанием утверждают нравственно-этические ценности социалистического образа жизни - гуманизм, уважение к трудящемуся человеку, подлинно атеистическое мировоззрение.

Советская обрядность формировалась в процессе классовой борьбы пролетариата по мере по мере накопления боевых и трудовых традиций рабочего класса. Первым общепролетарским, а впоследствии государственным праздником стало 1 Мая, ещё в 1889 году объявленное решением учредительного конгресса праздником международной солидарности трудящихся. Статус общегосударственных праздников получили также годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День Победы 9 мая. Залогом непоколебимости и прочности социалистической идеологии, морали является безмерное уважение и любовь советского народа к наследию В. И. Ленина, что выражалось и в праздновании трудящимися юбилейных дат, посвящённых памяти основателя Советского государства.

Обретенное в трудовой деятельности чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи в производственных коллективах вызвали к жизни праздники и обряды, прославляющие человека труда: посвящение в рабочий класс, праздник трудовой славы, праздник Серпа и Молота, первого звонка и многие другие.

Важную роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании мироощущения, свободного от религиозных и иных предрассудков, играют гражданские и бытовые праздники, связанные с событиями личной жизни человека, - его рождением, обретением гражданского статуса - получением паспорта, проводами в Советскую Армию, вступлением в брак. Советская семейно-бытовая обрядность, вобравшая в себя лучшие из народных традиций, прочно вошла в жизнь советского человека, стала неотъемлемой частью социалистической духовной культуры.

Физкультура и спорт

Наука и технология

Атеизм и религия

Посещение советскими гражданами Львовского музея истории религии и атеизма. 1980-е годы.

Однако нередко религиозные организации выступали яростным врагом первого в мире социалистического государства, активным проповедником националистических идей. Так, митрополит униатской церкви А. Шептицкий призывал верой и правдой служить немецко-фашистским оккупантам, с которыми духовные пастыри активно сотрудничали. Ряд документальных материалов свидетельствуют также о роли униатского духовенства в создании дивизии СС «Галичина» в Западной Украине. Например, в 1943 году униатский капеллан Василь Лаба приводил к присяге новобранцев этой дивизии. Тесное сотрудничество греко-католического духовенства с немецко-фашистскими оккупантами, бандами украинских буржуазных националистов окончательно скомпрометировало униатскую церковь, разоблачив её антинародную сущность. Как следствие, в марте 1946 года во Львове собор униатского духовенства принял решение о ликвидации Брестской церковной унии и передаче всех приходов в состав Русской православной церкви. Через два года, в 1948 году греко-католический священник, писатель и публицист Гавриил Костельник, принимавший активное участие в соборе 1946 года был убит «агентом Ватикана». В 1949 году погиб от рук униатско-оуновских экстремистов и украинский советский писатель Ярослав Галан, развенчивавший фашизм, украинский буржуазный национализм, католицизм и униатство.

Большую роль в процессе отхода советских людей от религии играли примеры бывших священнослужителей, сложивших с себя сан и решительно порвавших с религиозными взглядами и ставших на путь переоценки иллюзорных ценностей. Так, бывший протоирей православной церкви А. К. Самостяк стал заведующим отделом Кабардино-Балкарского краеведческого музея, а бывший иеговист Г. К. Гнидце - бригадиром цеха Николаевского цементно-горного комбината.

Достижения

Хайман Джордж Риковер, адмирал флота США, в 1960 году заявил:

«Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования» .

Нерешённые проблемы

Партийный популизм

Информационная война

В своём открытом письме Александру Солженицыну Дин Рид заметил следующее:

«Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки, но ведь все в мире относительно. В принципе и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество - здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на несправедливости и эксплуатации человека человеком. Общество и правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво. Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути» .

Межнациональные отношения

Национальная политика

По мнению доктора философских наук Константина Петровича Матвеева, за время существования Советского Союза накопилось «много противоречивых и острых вопросов в межнациональных отношениях, в развитии наций и народностей». Одну из причин такому положению дел учёный находит в «глубоком расхождении» между В. И. Лениным и И. В. Сталиным по вопросу о характере Союза ССР:

«Ленин, как известно, отстаивал принцип федерации равноправных республик против сталинского принципа «автономизации», предполагавшего вхождение республик в РСФСР, как главную, «первую среди равных», - лишь на началах некоторой автономии, весьма ограниченной самостоятельности».

И несмотря на уступку, которую сделал И. В. Сталин в этом вопросе, верность ленинским заветам оказалась формальной. Другая причина - теория Сталина по национальному вопросу:

«Согласно его концепции, нация - это общность людей, которые имеют единую территорию, единый литературный язык, единый экономический рынок, общность культуры. Но, допустим, нет общей территории, единого рынка, - вот, скажем, тысячи корейцев живут в Узбекистане, - считать их нацией или нет?»

55 млн. человек, то есть пятая часть населения Советского государства проживала за пределами своих республик или вообще не имела национально-территориальных образований, что не означало отсутствие у них собственных национальных интересов. Однако правом посылать своих депутатов, например, в Верховный Совет СССР имели только те нации и народности, которые имели свои республики, автономные области и округа. К. П. Матвеев приводит несколько следствий пренебрежения подобными проблемами национальной политики:

Воспитание и образование

Религия

См. также

Примечания

  1. Белонучкин Г. Госкомстат насчитал в России 27 тысяч людей советской национальности // СЦИЛЛА. - 26 июня 2012 г.
  2. Шерстобитов В. Советский народ - новая историческая общность людей // Знание-сила. - 1972. - № 8. С. 4.
  3. Советский народ // Научный коммунизм: Словарь. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1983. С. 278.
  4. Шерстобитов В. Советский народ - новая историческая общность людей // Знание-сила. - 1972. - № 8. С. 5.
государство и общую цель - построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей. Теоретическое положение о Советский народ как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76).

Социализм, предвидел В. И. Ленин в 1914, «... творит новые высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 40). Советский народ представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма . У Советский народ единые высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР является русский язык .

В образовании Советский народ важнейшая роль принадлежит КПСС. Подчёркивая многонациональный по составу и глубоко интернациональный характер партии рабочего класса, Ленин писал: «Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской» (там же, т. 10, с. 267). Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего Советский народ , цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности советского общества, его социально-политического единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернациональная экономическая общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный народно-хозяйственный комплекс, включающий народное хозяйство всех республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10; его же, Положение и задачи социалистического Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко конгрессу Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Дорогами дружбы, М., 1972; Калтахчян С. Т., Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей, М., 1969; Ким М. П., Советский народ - новая историческая общность, М., 1972.

С. Т. Калтахчян.

Статья про слово "Советский народ " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 11523 раз

Советский народ – это нация или этнос, возникший в государстве СССР, из равноправного объединения наций, объединённых идеологией советского народа и советской власти.
Основа советской идеологии – марксизм-ленинизм (или научный коммунизм).
Советский народ – особый, беспрецедентный этнос. Все остальные этносы суть сохранение большими группами людей своих традиций, языка, исторической памяти. Советский народ создавался целенаправленно и сознательно и помимо общей исторической памяти в своей структуре имеет ориентацию научное мировоззрение и картину социального будущего с идеалом коммунистического общества.
Основные культурные особенности идеологической почвы, на которой произошёл генезис советского человека, таковы: 1) социалистическая собственность на средства производства, 2) центральной сакральной фигурой в советском обществе представляется человек труда: рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция, 3) интернационализм, политика мирного сосуществования государств с разными политическими системами, веротерпимость, 4) гуманизм и социальная справедливость, 5) научное мировоззрение, 6) энтузиазм, 7) героизм, 8) коллективизм и товарищество, 9) устремленность к светлому будущему, вера в прогресс, оптимизм, 10) вера в победу коммунизма, единое бесклассовое человечество без наций и государств.
Языком межнационального общения в СССР был русский язык, но при этом развивались и все национальные языки при поддержке всенародного государства. Бесписьменные языки народов Советского союза получили свою письменность. Некоторые народы в составе Советского Союза получили свою государственность. Развитие национальных культур в рамках СССР имело беспрецедентный характер.
Символами советского народа явились его основатели и политические лидеры Ленин, Сталин, Дзержинский, Луначарский, Свердлов, Калинин, Киров, Орджоникидзе.
Также объединяли советский народ имена знаменитых полководцы и другие военных героев, защищавших Советское государство, таких как Чапаев, Фрунзе, Котовский, Щорс, Буденый, Зоя Космодемьянская, Николай Кузнецов, Панфиловцы и другие герои советского народа, пролившие кровь за Родину. Символами, объединяющими советский народ стали выдающиеся писатели, художники, музыканты, такие как Горький, Маяковский, Николай Островский, Аркадий Гайдар, Дейнека, Петров-Водкин, Шостакович, Прокофьев, Дунаевский; популярные артисты, спортсмены, знаменитые ученые, герои космоса.
Помимо официальных гимна, герба, флага, у советского народа возникли и другие формальные и неформальные символы: серп и молот, красная звезда, автомат Калашникова, спутник, изображение Авроры, Спасской башни Кремля, мавзолея Ленина, города-герои, портреты знаковых советских лидеров, писателей, ученых героев войны и труда. Советских людей объединяет широкая разнообразная советская культура: её литературные творения, песни, картины, скульптуры, музыкальные произведения, замечательные архитектурные творения, кинофильмы и так далее.
Советский народ объединен его традициями, праздниками, ритуалами.
Советский народ – существует до сих пор. Этнос не может исчезнуть в результате политических решений, ровно как, и возникнуть. Этнос возникает стихийно, когда большие социальные общности продолжительное время проживают совместно в общей для них политической ситуации. Новые политические реалии, в которых оказались республики бывшего Советского Союза, не дали народам СССР какого-то нового социального качества. Потеряв свой политический союз в результате политических преступных авантюр некоторых представителей своих элит и при поддержки антисоветских кругов стран Запада, народы СССР оказались в рамках национальных государств, так что национальные и националистические идеологии активизировались, власть пришла в руки в большинстве случаев к антисоветским компрадорским элитам, но «советский народ» при этом не исчез, так как интересы, взгляды и образ мышления, этические максимы и культурные настроения разных слоев русских, татар, украинцев, грузин, армян, азербайджанцев, евреев или казахов бывают гораздо более удалены друг от друга, чем настроения и интересы людей разных национальностей, сохраняющих «советские идеалы» и идентифицируют себя «советскими людьми». «Советское» им более дорого и любимо, чем антисоветский национализм или проамериканский либерализм-глобализм с его воистину империалистическими аппетитами и античеловеческими военными авантюрами.
«Советский народ», несмотря на мощную идеологическую и политическую атаку на него как извне, так и изнутри стран, где представителя «советского народ» томятся в своей разъединенности на 19 частей, тем не мене остаётся живучим и активным этносом, на почве чего существуют СНГ, Таможенный союз, ОДКБ и так далее.
Советский народ не только существует как культурное самосознание миллионов людей, он также сохранил некоторые политические («де юре») моменты остаточного СССР (советское правопреемство России в Совбезе; советский строй Белоруссии; 20% КПРФ - преемницы советской политической системы - в российском парламенте; существование союзных структур типа СНГ на постсоветском пространстве; статья 26 Конституции РФ, которая предоставляет гражданам страны самим определять свою национальность, из чего несложно экстраполировать, что большинство людей, родившихся в СССР, либо чьи родители родились в СССР, идентифицируют себя так или иначе как «советские люди»).
Распад СССР большинство населения республик СССР признает геополитической катастрофой, и даже многие сторонники суверенитета испытывают разочарование в тех экономических, политических и культурных изменениях, которые они обрели в результате распада СССР. На этом фоне «советский народ» получил обостренное чувство своей идентичности и начинает движение к своему ренессансу.

Определения советского народа из официальных советских изданий.

«Последовательная реализация ленинских принципов национальной политики ведёт к дальнейшему сближению всех народов нашей многонациональной Родины. Построение развитого социалистического общества, процесс сближения всех социалистических слоев, юридическое и фактическое равенство всех наций и народностей СССР привели к возникновению новой исторической общности – советского народа. Прочной, нерушимой основой новой исторической общности – советского народа стал союз рабочих, колхозного крестьянства и народной интеллигенции при ведущей роли рабочего класса.
Советский народ знаменует собой новую, высокую ступень социально-политического единения наций и народностей, немыслимую в условиях капитализма. Советский народ – это устойчивое, выдержавшее испытание временем, свободное и добровольное объединение людей, имеющее под собой прочную политическую, экономическую и идеологическую основу. Советский народ – это многонациональная общность, охватывающая более ста наций и народностей, весь уклад жизни, духовный облик которых, сохраняя черты своеобразия, отражает то общее, что родилось и укрепилось в период социалистического, коммунистического строительства.
В духовном облике народов Советской страны появляется все больше общих черт, которые характеризуют принадлежность всех граждан СССР к новой интернациональной общности. КПСС, являясь партией пролетарского интернационализма, руководящей и направляющей силой советского общества, последовательно и целеустремленно развивает и совершенствует дружбу народов СССР.
Огромная воспитательная работа партии привела у тому, что неотъемлемыми чертами советского народа, трудящихся всех наций стали идейная убежденность, преданность делу коммунизма, политическая зрелость, огромная жизненная энергия, культура, знания и умение их применять, высокое сознание общественного долга, социалистический патриотизм и интернационализм, классовая солидарность с трудящимися других стран, трудолюбие, коллективизм, взаимопомощь».
Стр. 118 (Советский Союз. Политико-экономический справочник. М., Политиздат, 1978.)
--
«СОВЕТСКИЙ НАРОД – новая историческая, социально-классовая и интернациональная общность людей, возникшая в СССР в результате победы социализма, преодоления социально-классовых и межнациональных антагонизмов, сближения различных групп, наций и народностей, построения развитого социалистического общества. Это социалистический союз и монолитное единство всех трудящихся нашей страны, составляющие социальную основу Советского многонационального общенародного государства…
Советских людей различных национальностей, так же как и представителей различных классов и социальных групп, объединяет в новой общности марксистско-ленинская идеология, социалистическое содержание национальных культур, единые уели и пути социального развития – строительство коммунизма…
Объективная тенденция развития наций и национальных отношений такова, что многонациональная общесоветская общность играет в этом развитии определяющую роль. Экономика СССР – это не сумма экономик, а единый хозяйственный организм, взаимосвязанный народно-хозяйственный комплекс, сложившийся на основе общих экономических целей и интересов наций и народностей т развивающийся по единому государственному плану. У советских людей развилось чувство территориальной общности всего С.н., понимание того, что национальная территория является составной частью м территории всего многонационального Советского Союза, используемой в интересах всех равноправных национальностей страны. Важным средством межнационального общения и сотрудничества народов СССР является русский язык, ставший фактически вторым родным языком для многих представителей нерусских национальностей. В духовном облике советских людей решающее значение имеет то, что объединяет их, те общие черты, которые отражают их социально-экономическое и морально-политическое единство, общность их жизненных интересов и ЦК елей в строительстве коммунизма. Преданность делу коммунизма, советский патриотизм и социалистический интернационализм, высокая трудовая и общественно-политическая активность, социалистический коллективизм и товарищеская взаимопомощь, непримиримость к эксплуатации и угнетению, к национальной и расовой неприязни, в крагам мира, дружбы и свободы народов, классовая солидарность с трудящимися всех стран – таков далеко не полный перечень важнейших общих черт духовного облика советских людей…
С.н. – одна из переходных многонациональных общностей людей на пути от национальных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма».
Стр. 320. (Научный коммунизм. Словарь. Под ред. Акад. А.М. Румянцева. Изд. 2-ое. М., Политиздат, 1975.)
--
«СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая ист., социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенар. гос-во и общую цель – построение коммунизма; возникла впервые в истории в результате социалистич. преобразований на основе сближения всех социальных групп, юридич. и фактического равенства всех наций и народностей СССР. Представляет собой многонац. коллектив тружеников города и деревни, объединенный общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма».
Стр. 1227 (Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3 изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985.)

С тех пор, как развалился СССР, в прессе вышли тысячи публикаций на тему того, как жить дальше и что необходимо предпринимать бывшим республикам, сменившим социализм на капитализм, чтобы попасть в пресловутый Золотой миллиард. В первые десять лет независимости в каждой из республик ломали голову над тем, что делать, чтобы жить лучше, во вторые – в основном обсуждали почему не получилось задуманное. Не получилось практически у всех, кроме Прибалтики, которая довольно успешно и быстро вошла в состав ЕС. Правда, в российских СМИ порой пишут, что у Прибалтики тоже не получилось, но поскольку на фоне того кошмара, который творится в России, проблемы прибалтийцев кажутся легким гриппом, мы не будем рассматривать всерьез эти утверждения.

Наша страна по понятным причинам вызывала всегда наиболее острую полемику. У Украины, как и у Прибалтики, была попытка осуществить цивилизационную перестройку. Конечно, не в 1991 году. Поначалу отколовшаяся от России УССР некоторое время фактически так и продолжала жить при социализме, под управлением красных директоров и советской партноменклатуры, но в новом веке новое поколение управленцев все же оформилось и созрело для власти. Попытка взять ее в 2004 году привела лишь к кратковременному успеху. И что в особенности интересно – окончилась вполне мирно, без внешнего вмешательства разгромным поражением Ющенко.

Интересно, что даже беглый анализ этого проигрыша показывает, что произошел он не по объективным экономическим причинам. Сегодняшние критики Ющенко не жалеют для экс-президента черных красок, но если снизить эмоциональный фон этих высказываний, получится, что Виктор Андреевич был сброшен с политического Олимпа не совсем обосновано. Ведь те, кто ругал его за «помаранчовий безлад», получили ходячий хоррор, поставивший страну на грань тотального хаоса. Те, кто ругал за воровство, получили еще более циничных и беспредельных воров. Те, кто ругал за кризис в экономике, получили в 2014 году 70 миллиардов бюджетного дефицита. Те, кто ругал за кумовство и коррупцию, получили Семью. И т.д.

С какой стороны не глянь – Ющенко проиграл абсурдно, поскольку те негативные качества, коими он обладал, у его оппонентов были выражены еще в большей мере. Не то, чтобы мне было так уж сильно жаль Виктора Андреевича, но повод для того, чтобы задуматься, у нас есть. По сути, украинское общество доказало, что на выборах руководствуется не здравым рассудком, а чем-то совершенно иным. А это значит, что гипотетический демократический кандидат от оппозиции при всех его очевидных плюсах может либо проиграть Януковичу, либо стать калифом на час.

Даже в том случае, если Янукович убежит из страны или будет арестован, а Партия регионов будет признана преступной организацией, нет никакой гарантии, что на смену ей не придет вновь учрежденная Партия районов или кварталов с теми же месседжами и спикерами из второго эшелона нынешней ПР. Идея «по нутру своих» ведь жива и пользуется спросом. Запрети сегодня КПУ – завтра выйдет на арену СПУ или ПСПУ, или КПРС или еще какая-нибудь компания отживающих свое труположцев. КПСС ведь тоже была распущена в 1991 году, но тут же воплотилась в самых разных аватарах по всему бывшему СССР, где и до сих пор правит в ряде республик, включая современную Украину.

Почему же вышло так, что европейская оранжевая революция в Украине проиграла без серьезных на то причин, а советская контрреволюция, не предложив ничего качественно нового, победила вопреки всем призывам к логике и здравому смыслу? Ответ на этот вопрос в той или иной форме давали у нас уже многократно, но всякий раз он звучал неполно или не совсем корректно. Чаще всего во всем винят «цивилизационный раскол» при всей абстрактности этого понятия. По моему мнению, правильнее было бы сказать, что сдерживающим фактором развития для Украины выступает советская нация.

Впрочем, не только для Украины, но и для всего постсоветского пространства. Бесконечные фейлы бывших республик СССР на пути к настоящему рынку и европейскому капитализму заключаются в непризнании очевидного этнологического факта – существовании на территории бывшего СССР советской нации, которая в 1991 году осталась без своего государства.

В советские годы вполне официально существовало понятие «советский народ». Слово «нация» тогда не любили, причем, оно и сегодня у советских зачастую считается ругательным. Большая советская энциклопедия писала, что советский народ – это «историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма». Определение нации звучит практически идентично, только без коммунизма и социализма. В самом деле, в нашем случае речь действительно идет о нации. Новой нации, возникшей за 70 лет тоталитарной промывки мозгов. Такой же искусственной, как американская нация в США, но не менее реальной.

Интересно, что существование такой нации фактически не признавали в самом СССР, где людям упорно напоминали, что они русские, евреи, немцы, грузины и т.д. В итоге, понятие «советская нация» из-за своего ругательного антисоветского подтекста в речи не прижилось, но по факту миллионы жителей СССР фактически стали по национальности советскими, приняв в качестве родины не Россию, Украину, Грузию, а СССР. Со всеми присущими этому государству атрибутами – национальными героями-революционерами, социализмом, патернализмом, цензурой, однопартийным режимом, государственным русским языком и т.д.

Сегодня многие путают советских с русскими, но это неверно. Разница велика, причем она даже более значительна, чем разница между англичанами и австралийцами, которые также имеют общие корни и один язык. В самой России есть огромное количество нормальных русских, которые не являются советскими. Полно таких русских и в Украине. Взглянув на активистов сегодняшнего Майдана мы увидим среди них массу русскоговорящих людей с русскими фамилиями, которые готовы рисковать жизнью за свою свободу и воевать против криминальной власти. В то же самое время, среди сторонников Януковича и «жестких мер» найдется немалое количество людей с украинскими корнями и фамилиями, чьи родители когда-то говорили по-украински и недолюбливали советскую власть. Это украинцы, евреи, татары, русские, которые выросли в СССР и стали советскими. В этом нет ничего необычного. Точно так же постепенно становятся французами и американцами выходцы из Африки или Азии. Ну у кого повернется язык назвать Обаму нигерийцем?

Советские и русские на самом деле очень разные народы. Русские, к примеру, вполне считают себя европейцами. Лояльно относятся к Западу и вполне комфортно чувствуют себя в западных обществах. Российская Империя, как мы помним, была неотъемлемой частью европейского сообщества, а также членом тогдашнего НАТО – Антанты. Советские напротив - имеют выраженную тягу к самоизоляции, постройке железного занавеса от Враждебного Запада, демонстрируют радикальное неприятие европейских ценностей, а саму Европу демонизируют до крайней степени абсурда. В отличие от русских, советские в силу своего изоляционизма обычно не учат и не знают иностранных языков, причем зачастую – принципиально. Среди людей старшего поколения, практически нет таких, кто мог бы ответить на улице на вопрос, заданный на английском. Интересно, что зная эту особенность советских, страны Прибалтики очень эффективно исключили советскую нацию из своего политического процесса. Советским и русским согласились выдавать гражданство только в обмен на знание государственного языка, после чего русские язык быстро выучили и были допущены к управлению страной, а советские стали «негражданами» и были поражены в правах.

Славянские государства бывшего СССР имели гораздо более сильное советское лобби, поэтому после 1991 года стали фактически государствами советских. Официальная статистика советской нации не учитывала, поэтому все проводившиеся социологические исследования всегда давали искаженную картину реальности в формально независимых республиках бывшего СССР. К примеру, в 1990-х годах в Украине по официальным данным насчитывалось около 20% этнических русских и 75% украинцев. Однако при этом около 50% населения согласно опросам хотело назад в СССР, а на выборах 1999 года условно советские кандидаты Симоненко, Витренко и Мороз вместе набрали 44% голосов. Исходя из этого, следовало, что в Украине никак не могло быть 75% украинцев, ведь настоящий сознательный украинец едва ли стал бы голосовать за кандидата, фактически призывавшего к ликвидации государственности. Как не стал бы голосовать за аналогичного кандидата в своей стране нормальный русский или нормальный поляк. 44% избирателей Украины в 1999 году были советскими, которые представляли интересы своей несуществующей страны СССР.

После развала Союза в 1991 году советские стали нацией без государства, как баски, курды или шотландцы. А что делают обычно нации, лишенные государств? Чаще всего – воюют за независимость или каким-либо другим мирным образом пытаются доказать свое право на государственность. Советские, будучи нацией сырой и не до конца сформированной, не смогли создать ни полноценного национального движения, ни внятно сформулировать собственную национальную идею. В сущности, многие из них не сумели даже осознать себя советскими, и продолжали по инерции называться русскими, греками или украинцами, хотя на выборах голосовали за классических советских Витренко и Симоненко. Фантомная советская нация, никем не определяемая как нация, стала в Украине серьезной движущей силой, надолго определившей вектор развития страны.

Сегодня эта нация имеет все присущие таковой атрибуты. Это язык (непременно русский, хотя происхождение у советского может быть любое), культура, религия (раньше был коммунизм, теперь - культ ВОВ), национальный героический эпос, временно утраченное (по мнению советских) национальное государство и т.д. Точное количество советских не подсчитано, но точно известно, что нация эта весьма многочисленна – в одной только современной Украине советские насчитывают около 40% населения. А уж современная Россия состоит из них на все 60-70%.

Советские тянут Украину к другим советским. В страну с большой советской общиной. Тянут не к русским, – русских и в Европе много – а именно к советским, которых в Европе нет. Тянут в призрачный СССР. Советская нация в отличие от евреев не имеет компактной исторической родины, за независимость которой могла бы бороться – и в этом ее трагедия. Советская нация разбросана на 1/6 части земной суши, но при этом может реализовать свою государственность только в том случае, если вся эта часть станет снова единой страной. Клочок земли советских не устроит. Они не согласны бороться за условную Советскую автономию в составе России или Украины. Им нужно все целиком, они не могут жить без союза. Поэтому для них создали Таможенный союз – жалкую пародию на СССР, однако в нынешних условиях рады и этому.

Вопрос в том, что делать с советской нацией нам – украинцам? Что делать украинцам с украинскими советскими, которые имеют с нами фантомный территориальный конфликт, претендуя на нашу землю? У меня на этот вопрос пока нет ответа. Очевидно, решать эту проблему нам еще придется. Ведь на данный момент советская нация фактически является мощным сдерживающим фактором на пути Украины в Европейский союз. Советские всегда, не смотря ни на что, будут раз за разом выбирать себе в президенты советского, а в парламент - КПСС.

Удастся ли нам в Украине ужиться вместе или нет? Придется ли поражать в правах советскую нацию или давать ей право на самоопределение? Или нас, украинцев, самих поразят в правах, как это происходит сейчас. Очевидно, без ответов на эти вопросы, мира у нас не будет. Но кто знает эти ответы? Есть ли такие в стране?

Построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистич. преобразований и возникновения прочного социально-политич. и идейного единства всех классов и слоев, наций и народностей. С. н. представляет собой многонац. тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистич. строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистич. идеалами рабочего класса, принципами интернационализма. У С. н. единые высшие органы гос. власти и гос. управления СССР, Конституцией СССР для всех сов. людей установлено союзное гражданство. Общим языком межнац. общения в СССР является рус. язык, что является выражением той роли, которую играет рус. народ в братской семье народов СССР.

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС - партии, интернац. по своей идеологии, политике, составу и строению. Объединяя в своих рядах наиболее сознат. часть дружеств. классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего С. н., цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность сов. людей получила всестороннее в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности сов. общества, его социальнополитич. единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенар. привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернац. экономич. общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный нар.-хоз. , включающий нар. хозяйство всех республик и развивающийся по единому гос. плану в интересах всей страны и каждой республики.

На основе экономич. и социально-политич. общности социалистич. наций и народностей растёт их духовная общность, происходит дальнейшее сближение нац. культур. Усиление интернац. черт в нац. культуре и характере говорит не о том, что национальное якобы приносится в жертву интернациональному, а о том, что меняется, обогащается само национального. Величайшим результатом революц. переустройства общества явилось рождение нового духовного и психологич. облика сов. людей, которые, сохраняя свои нац. особенности, в главном имеют интернационалистские черты. Нац. общность находится в органич. единстве с более высокой, интернац. общностью, и представители любой нации и народности СССР считают себя прежде всего сов. людьми, что нашло в возникновении чувства общенац. гордости сов. человека. С. н. как новая социальная и интернац. общность стал важнейшим фактором дальнейшего прогресса развитого социализма в СССР и прообразом будущих более широких интернац. общностей людей.

Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая , Соч., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, ПСС , т. 10; его же, Положение и задачи социалистич. Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко II конгрессу Коммунистич. Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС , М., 1971 ; Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Дорогами дружбы, М., 1972 ; Советский народ - строитель коммунизма, т. 1-2, Фрунзе, 1977 ; Развитие советского народа - новой исторической общности, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


    СОВЕТСКИЙ НАРОД - СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая история, социальная и интернац. общность людей, образовавшаяся в СССР в результате социалистич. преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, наций и народностей, имеющих общую родину и терр., единую, основанную на … Демографический энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель построение коммунизма; возникла в СССР в… …

    Советский народ - новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате… … Научный коммунизм: Словарь

    1) в широком смысле слова всё население определ. страны. 2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В процессе развития социалистич. общества в СССР сложилась новая историч.… … Философская энциклопедия

    НАРОД, народа, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. «Красная Армия это вооруженный советский народ.» Ворошилов. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами… … Толковый словарь Ушакова

    Содержание 1 Главные положительные черты советского человека … Википедия

    народ - , а, м. == Счастливые народы Советской страны. патет. Купина, 51. == Подлинно свободные народы. патет. О народах Советского Союза. ◘ В рамках содружества подлинно свободных народов обеспечена полная победа социализма. М лы XXII съезда… … Толковый словарь языка Совдепии

    1) в широком смысле слова всё население определённой страны. 2) В историческом материализме Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению… … Большая советская энциклопедия

    Прил., употр. часто Морфология: нар. по советски 1. Советским называли то, что было основано на управлении Советами как органами государственной власти. Советская власть. | Советское государство. | Союз Советских Социалистических Республик. |… … Толковый словарь Дмитриева