Кому на руси жить хорошо пословицы. Сочинение Некрасов Н.А




Евгений Васильевич Базаров вызвал неоднозначную оценку у читателей и критиков. Так, Антонович подчёркивал, что увидел в произведении не живую личность, а карикатуру, при том карикатуру самую злостную. Но критик Писарев утверждал обратное, говоря, что Базаров – представитель нового поколения, что в нём собраны все свойства, «которые мелкими долями рассыпаны в массах». Тургенев был согласен с оценкой Писарева. Для автора Базаров – «любимое детище», на которое он потратил все краски, находящиеся в его расположении. Герой Тургенева – революционер, нигилист, разночинец. Своё призвание он видит в исправлении общества. «Любимое детище» автор ставит в различные ситуации, что помогает ему всесторонне обрисовать героя. Базаров – будущий врач, студент Петербургского университета. Он пробует себя в различных областях знаний, интересуется философией, политикой. Но главный предмет его изучения – естественные науки. Тургенев назвал Базарова нигилистом, что, по его определению, означает революционер. От всех лиц в романе Евгений Васильевич отличается силой характера, твёрдостью убеждений, глубоким умом, умением разбираться в людях. В идейных спорах с противниками, в разговорах с Одинцовой, Аркадием он неизменно одерживает победу, причём выдержка, остроумие, логичность никогда не покидают его. Базаров – представитель «детей» лагеря революционных демократов, вступает в схватку с идеологическим противником Павлом Петровичем Кирсановым. Студент не показан в действии, но о его убеждениях и взглядах мы узнаём из высказываний. К существующему строю, государственным учреждениям, к авторитетам старого общества, к дворянской культуре Базаров относится отрицательно. Он считает, что в первую очередь «надо место расчистить, а строить потом». В своём отрицании студент идёт ещё дальше. Так, он признаёт только прикладную науку, а науку как систему знаний, формирующую мировоззрение, отвергает. Базаров также не признаёт искусство, красоту природы, любовь называет «белибердой», «непростительной дурью». Он смеётся над Николаем Петровичем, читающим Пушкина и играющим на виолончели. Искусство, по мнению Базарова, бесполезная вещь. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта», - говорит он. Для нигилиста существует только то, что полезно обществу, поэтому всё он оценивает с точки зрения пользы. С этими взглядами своего героя автор не согласен. Так, для Базарова природа не является созданием Господа, непостижимым и загадочным его творением. По Тургеневу, природа – это живой организм, живёт она собственной жизнью, по законам Бога. В природе Евгений Васильевич видит только мастерскую, в которой человек работник; природа для него больше материальная единица, чем духовная. Эта позиция героя чужда автору. Писатель как бы стоит с героем, когда показывает его в момент влюблённости к Одинцовой: студент чутко уловил красоту вечера, и что-то тёплое разлилось в груди его.
Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, но до конца разобраться в этих «новых людях» не смог. Своё «любимое детище» он изобразил одиноким, не имеющим ни последователей, ни единомышленников. Одиночество героя подчёркивается ещё сильнее карикатурными образами Кукшиной и Ситникова, которые причисляли себя к «новым людям» без всякого на то основания. В расцвете сил Тургенев обрывает жизнь Базарова, так и не дав ему ничего совершить, тем самым, подчёркивая своё неверие в дело разночинной демократии. Иван Сергеевич заставляет своего героя произнести слова, чуждые ему как революционеру: «Я нужен России… Нет, видно не нужен», которые говорят о том, что автор с самого начала предрешил судьбу Базарова. Тургенев относится к своему герою противоречиво. Он писал Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу, но читая роман мы видим, что автор симпатизирует Базарову, и уже, конечно, не делает его пародией на Добролюбова, как считали многие современники писателя. Но и превозносить Евгения Базарова Тургенев не хотел, потому что не разобрался в нём до конца. И хотя автор жалеет своего героя, переживает за него, что мы видим в сцене угасания сильного духом человека, он крушит теорию нигилизма. Но потребность «воспроизвести истину» была в Тургеневе сильнее политических симпатий и антипатий, что и отметил Писарев в статье «Базаров». Обращаясь к герою Тургенева, я вновь нахожу для себя интересное, нужное, полезное. Как и писатель, в одних случаях соглашаясь с Базаровым, в других спорю, но никогда не остаюсь равнодушной.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум, -

Так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора.
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта... везде является... по преимуществу артистическою”. Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом...

Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина - практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они - мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал - а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна...

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.

Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей, -

замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.
Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина.
Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.
Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине: .

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей,
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим;
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом,
Вот так убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.

В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей. Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет:

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...

Автор требует, чтобы на этого “странного человека” взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке:

Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей,
И после сытного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу...

Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.
Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!..

Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение - свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.
После описания дуэли Пушкин заявляет:

Я сердечно
Люблю героя моего...

Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.
Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению:

Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света...

Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”.
Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною”, как заметил В. Г. Белинский.
Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, - говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему.

Посредственность одна
Нам по плечу и не странна, -

пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.
В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30-50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, - сказал В. Г. Белинский об авторе “Евгения Онегина”.

Роман - загадка. В нем все нетрадиционно: стихи вместо прозы, нединамичный сюжет, обилие лирических отступлений, пропущенные строфы, многочисленные аллюзии . Сам авторский тон по­рой сбивает с толку: вручая нам «собранье пестрых глав», Пушкин гово­рит, что не желает исправлять противоречия. Завесу над тайной приот­крывает одно из писем поэта, в котором он определяет свое произведе­ние как «болтовню» («Роман требует болтовни», - замечает он в этом письме). Пушкину хотелось создать легкий, жизнеподобный роман, не перегруженный морализаторством, не отяжеленный нарочитым драма­тизмом. «Евгений Онегин» - «свободный роман». Он адекватен жизни во всей ее сложности, противоречивости, изменчивости, поэтому и все образы романа, за исключением нарочито кукольных, лишены одно­значной оценки. Они развиваются и меняются в пределах романа.

Образы автора и главного героя не являются исключением. На протя­жении романа скучающий Онегин предстает то романтической загадкой светского Петербурга, то этаким русским Байроном в деревне, то милым собеседником и добрым приятелем, то вдруг страстно влюбленным чело­веком - почти поэтом. Взаимоотношения автора и героя, вписываясь в картину постоянной текучести, изменчивости романа, также развивают­ся и меняются. Поначалу в описании Онегина чувствуется тонкая автор­ская ирония, а значит, между Пушкиным и Онегиным - существенная дистанция, хотя первый склонен обобщать: «Мы все учились понемно­гу...» Автор подробно описывает воспитание, развлечения Онегина, но сам остается в тени, пока не наступает черед развернутого лирического отступления, называемого так, конечно, условно. Условно потому, что весь текст романа пестрит жизненно необходимыми «ненужностями». И тут мы вдоволь наслушаемся и про балеты, и про кулисы, и про жен­ские ножки. Авторское «я» появляется в романе ошеломляюще неожи­данно - и сразу уверенно заявляет о себе. Отныне, как это ни парадок­сально, автор станет полноправным героем своего романа. Зачем это по­надобилось Пушкину?

Вероятно, ответ надо искать в русле общей ориентации произведе­ния на предельную открытость, жизненность, ненатужность. Вымысел здесь сосуществует с реальностью, литературные герои - с реальными историческими лицами (например, друзьями Пушкина - Жуковским, Вяземским), цитаты из чужих произведений - с собственно авторским повествованием. И все это движется, бликует, меняется, как в калейдо­скопе. Роман преодолевает литературность, и в этом неоценимую услугу своему роману оказывает автор - уже не как сочинитель, а как один из персонажей романа, будто впрыгнувший на его страницы.

Пушкин остроумно высмеивает Евгения, старательно играющего роль разочарованного Чайльд-Гарольда. Но вскоре авторская точка зре­ния меняется, и вот они уже приятели с Онегиным, вот они уже гуляют по берегам Невы. «Я был озлоблен, он угрюм...» В общем, нашлись точ­ки соприкосновения, возникло ощущение общности. Холодный онегин­ский ум стал теперь интересен автору-персонажу. Но автор-писатель посылает Онегина в деревню, чтобы он прошел там испытание и разоча­ровался во всесилии рассудка. Действительно, отвергнув поначалу, но потом полюбив Татьяну, то есть придя к тому, над чем вначале смеялся, Евгений уже не ощущает себя скучающим героем, отстраненно взи­рающим на человеческие страсти. Теперь он сам во власти этих стра­стей.

Зачем же так неблагосклонно

Вы рассуждаете о нем?

Пушкин предупреждает возможную, но нежелательную читатель­скую реакцию:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел...

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана...

Таково, как мне кажется, авторское отношение к «доброму прияте­лю» на страницах романа. Однако образ автора этим не исчерпан. Пожа­луй, он является самым сложным и глубоким в романе. Обратим внима­ние еще на одну его сторону. Автор ни на минуту не забывает, что он пи­шет роман. Читатель призван разделить с ним все волнения творческого процесса. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина». Помимо прямых реплик, мы встречаем отсылки, намеки, скрытую иро­нию и, наконец, просто пропущенные строки и строфы, на месте кото­рых мы вольны сами вообразить и мысленно поместить тот или иной ва­риант текста. Автор настойчиво требует внимания к собственной работе, к самому процессу письма. В то же время Пушкину присуща удивитель­ная моцартовская легкость, и он лукаво подсмеивается над поэтами, проливающими пот над письменным столом.

Образ автора - волшебное зеркало, которое фиксирует весь окру­жающий мир и солнечным зайчиком пускает его на страницы романа. Фламандские гастрономические пейзажи, фривольная игривость моло­дого повесы, акварельные картинки русской природы; петербургское, московское, провинциальное общество; горькие признания, грустные или, напротив, веселые советы - и еще много-много всего попадает в ро­ман «Евгений Онегин». Так что роман уже не роман, а «энциклопедия русской жизни».

Образ автора создал тот жизненный водоворот , который был необхо­дим для раскрытия и верного понимания заглавного образа - образа Ев­гения Онегина. Впрочем, выводы делать трудно: живое вещество романа плохо поддается расчленению. Единственное, что остается читателю, - удивляться, думать и вновь удивляться.