Евгений онегин авторское отношение к ленскому. Отношение А.С.Пушкина к главным героям романа "Евгений Онегин"




Впервые Владимир Ленский появляется на страницах романа, когда возвращается из Германии, где он учился в престижном Геттингенском университете. Он очень хорош собой:

«С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт».

Пылок и восторжен:

«Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».

Завидный жених:

«Богат, хорош собою, Ленской
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенской;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой»…

Приехав в деревню, Ленский знакомится с новым соседом Евгением Онегиным, вводит его в дом Лариных, представляет ему свою невесту Ольгу и ее младшую сестру Татьяну.

Ленский пишет стихи, но пишет как-то «темно и вяло». Сам юный поэт, несмотря на образование, незаурядную внешность, «сердцем милый был невежда». Он простой и милый, в чем-то наивный.

Романтизмом пронизаны и чувства Ленского к Ольге Лариной. Он видит в ней только поэтические черты, хотя Ольга – обычная деревенская девушка. Свои отношения с ней он строит по сентиментальной западной модели. Они вместе читают романы и играют в шахматы.

Восторженный юный романтик, он совсем не разбирается в жизни, действительность ему заменяет слепая вера в свои идеалы: беззаветную дружбу, большую вечную любовь:

«Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья»…
«…Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных».

Ленский безрассуден и пылок, чист душой, он полон «вольнолюбивых» надежд. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. За две недели до свадьбы Владимир приревновал Ольгу к Онегину и вызвал того на дуэль. На дуэли Ленский погибает.

Пушкин описал и возможную дальнейшую судьбу Ленского, если бы тот не погиб на дуэли, судьбу обычного помещика, простого обывателя:

«Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей».

В лице Ленского Пушкин дает художественное отображение весьма распространенного в ту эпоху типа восторженного юного романтика. Он талантливый поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые - мечты о свободе народа, но, к сожалению автора и читателей, им не суждено сбыться.

Онегин, добрый мой приятель...

А. С. Пушкин

Уже первые читатели романа «Евгений Онегин» обращали внимание на одну осо-бенность: активную роль автора, его непосредственное присутствие в произведении. Он выступает не просто очевидцем всего, что происходит в романе, личность автора несет на себе двойную нагрузку. Во-первых, он — творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия. При этом он — поэт Пушкин, во всем своеобра-зии своего творческого облика, со своими взглядами на жизнь и искусство, со своей биографией. Во-вторых, он — один из персонажей романа, вступающий в различные контакты с героями и оценивающий их поступки. Автор говорит здесь о себе часто и много, прямо обращаясь к читателю:

В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал.

Природа пушкинской поэзии с особенной яркостью проявилась именно в «романе в стихах», где лирический поток, идущий от автора, образует как бы центр, вокруг которого располагаются люди и события. Эта лирика, проходящая через все произве-дение, придает происходящему определенное освещение, раскрывает точку зрения ав-тора. Если убрать из «Евгения Онегина» лирические отступления, он потеряет поло-вину своего обаяния. Авторский голос постоянно меняется, вибрирует. Между первой и последней главами — значительная разница в манере изложения. В первой главе преобладает шаловливо-иронический тон:

Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить...

Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала, полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Как и в пушкинских стихотворениях, в романе совершается определенный лири-ческий путь. Автор является одновременно и лирическим героем своего романа.

Повествование в романе течет, как непринужденная беседа рассказчика с читате-лем. Иногда автор приостанавливает повествование (например, заканчивает третью главу, не дав Татьяне и Евгению объясниться). Иногда он забегает вперед: сразу пос-ле описания дуэли рассказывает о памятнике на могиле Ленского. В повествовании о путешествии Онегина, начав описывать Одессу, Пушкин отвлекается, а потом возвра-щается к прерванной мысли: «А где, бишь, мой рассказ бессвязный?» Но кажущиеся отрывочность, бессвязность — это прием, свобода мастера, в совершенстве овладевше-го свободой изложения.

Автор с симпатией относится к своим героям: сочувствует влюбленной Татьяне, жалеет безвременно погибшего Ленского. Но в качестве персонажа романа он вступа-ет в общение только с Онегиным. Они встречаются в Одессе и Петербурге; это — не просто современники, а люди одного круга, близкого идеям декабристов. Эпическое и лирическое начало в романе связывает именно образ Онегина, чей мир наиболее бли-зок духовному миру автора. Пушкин говорит о своей дружбе с Онегиным:

Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба...

Онегин часто бывает рупором авторских идей. Но он — не двойник Пушкина, ро-ман — не автобиография. И не только потому, что Онегин — не писатель, не творче-ский человек. Их мнения совпадают не по всем вопросам. Самое главное различие — отношение к русской природе, деревне, вообще ко всему русскому, народному. Вос-питанный гувернерами Онегин, в отличие от Пушкина, не мог чувствовать притяга-тельной силы национального характера. Пушкин иногда спорит с Онегиным, иногда соглашается с ним и далеко не всегда одобряет его поступки (например, осуждает за убийство Ленского). Но когда уставший и изменившийся Онегин вновь появляется перед глазами читателей, автор неожиданно пылко берет его под защиту: Материал с сайта

Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем? За то ль, что мы неугомонно Хлопочем, судим обо всем, Что пылких душ неосторожность Самолюбивую ничтожность Иль оскорбляет, иль смешит, Что ум, любя простор, теснит, Что слишком часто разговоры Принять мы рады за дела, Что глупость ветрена и зла, Что важным людям важны вздоры, И что посредственность одна Нам по плечу и не странна?

Пушкин признает, что Онегин — человек незаурядный, думающий, страдающий от несовершенства окружающей действительности. Его «охлажденные чувства», из- за которых Онегин проглядел любовь Татьяны, вызывают сочувствие автора. Пуш-кин ввел в литературный обиход нового героя — не демоническую личность, а совре-менника, презирающего свет, но не могущего с ним порвать. Онегин — один из многих, недовольный жизнью, но не умеющий ее изменить. И его неудачная личная жизнь, и общественная неприкаянность показаны Пушкиным как типичные для первой по-ловины XIX века.

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера — воспитание в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Онегин — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, «резкий, охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой.

Барское воспитание, отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов». В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но не задумывается над их судьбой, его больше мучают собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Порвав со светским обществом, оторванный от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразия натуры. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского , поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохотни глупцов». В подавленном состоянии духа он покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять, сколь бесплодно растратил он свою жизнь.

Онегин возвращается в столицу и застает ту же картину развлечений светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергла любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин показывает, что его герой способен нравственно возродиться. Это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что, по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

Образ Евгения Онегина открывает в русской литературе целую галерею «лишних людей».

Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: «…Мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий, охлажденный ум», «и гордость, и прямая честь», «души прямое благородство». Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, «луга и нивы золотые», скучал, поскольку он «равно зевал средь модных и старинных зал», чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество..

Онегин столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.

Убийство на дуэли Ленского обнаружило еще одну слабость Евгения - живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга.

Судьба Онегина, обусловленная развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. В конце романа он не похож на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью.

Евгения Онегина можно назвать «лишним» человеком. Потому что такие духовно богатые люди чувствуют себя лишними в таком обществе.

Особое место в романе занимает «история любви» Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Автор подчеркивает, Онегин все же способен к каким-то чувствам. Но в их несчастной любви виноват Онегин. Его вина в том, что он эгоист и самолюбив. Он отверг любовь Татьяны и более того прочел ей проповедь, потому что боялся потерять свободу. А через семь лет он вернулся из своего странствия и встретил Татьяну. В нем вспыхнула любовь к этой девушке, но на этот раз уже Татьяна отвергла ого, потому что смогла увидеть то самолюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней. На этом моменте роман кончается и не известно чем заканчивается судьба Евгения Онегина.

Поэт не скрывает недостатков своего героя и уж точно не старается оправдать их. Мы узнаем из первой главы, что сам Автор познакомился с Онегиным и ему «нравились его черты». Автор не делает своего героя «положительным», но не делает его и «отрицательным». Эта противоречивость делает Онегина реалистичным. Я считаю, что автор относится к своему герою ни положительно, ни отрицательно он просто относится к нему как к человеку.

В романе «Евгений Онегин» наряду с центральным героем — Онегиным — ярко высвечены ещё два персонажа — Ленский и Татьяна. Автор отзывается о них с очевидной симпатией, любовно рассуждает об их судьбах, посвящает им множество лирических отступлений. Отношения с этими героями — самые важные события в жизни Онегина (по крайней мере, из включённых в сюжет романа); кроме того, эти персонажи чрезвычайно значимы для понимания образа автора: с Ленским он связывает один из периодов своей жизни, Татьяна предстаёт как идеал, неизменно сопутствующий автору.

Оба героя — Ленский и Татьяна — вводятся в сюжет романа во второй главе, где описывается начало жизни Онегина в деревне. Этим подчёркивается их принадлежность к мирку поместных дворян и обозначается противопоставление их Онегину, столичному жителю. Онегин — представитель петербургской "золотой молодёжи", привыкший к светской жизни; Татьяна и Ленский — помещики, воспитанные "в глуши", в узком кругу соседей (даже для Ленского, который учился в университете в Германии, жизнь, очевидным образом, ограничивается пределами деревни). Онегин скучает "средь модных и старинных зал", страдает от хандры; Ленский же и Татьяна не утратили пылкости чувств и не испытали разочарования в мире. Зато Онегин способен трезво, холодно и насмешливо смотреть на жизнь, он знает истинную цену окружающим его людям и обстоятельствам, а Ленский и Татьяна плохо представляют себе действительность, они больше живут воображаемой жизнью, перенося в реальность книжные ситуации.

Ленский и Татьяна вызывают у Онегина сходное отношение: он смотрит на них свысока, улыбаясь незрелости своих молодых знакомцев ("Простим горячке юных лет // И юный жар, и юный бред", — думает он о Ленском. "К беде неопытность ведёт", — предостерегает он Татьяну). Однако, несмотря на слегка насмешливое и снисходительное к ним отношение, Онегин может их понять и по-настоящему оценить.

Отношение автора к Ленскому и к Татьяне также похоже. Оба героя, безусловно, любимы. Однако интонация, с которой автор пишет о них, изменяется на протяжении романа, притом изменяется сходным образом. Вначале в ней сочетаются симпатия и ирония. Автор насмешливо подражает речи Ленского, обозначает его вкусы перечнем поэтических штампов:

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет, —

и с улыбкой копирует язык романов, которые читает Татьяна: "Ты в руки модного тирана // Уж отдала судьбу свою", "Ты в ослепительной надежде // Блаженство тёмное зовёшь, // Ты негу жизни узнаёшь, // Ты пьёшь волшебный яд желаний", "Везде, везде перед тобой // Твой искуситель роковой"; даже свидание Татьяны и Онегина автор описывает этим языком: "Блистая взорами, Евгений // Стоит, подобно грозной тени".

Однако во второй половине романа интонация становится более серьёзной, утрачивает лёгкость и насмешливость. Убитый на дуэли Ленский без тени иронии оплакивается автором; новым, трагически пронзительным смыслом наполняются прежде вызывавшие лишь усмешку литературные штампы: "Младой певец // Нашёл безвременный конец! // Дохнула буря, цвет прекрасный // Увял на утренней заре, // Потух огонь на алтаре". О Татьяне автор отзывается всё более серьёзно и восхищённо: в конце романа она названа "милым идеалом".

Надо сказать, что оба героя оказываются удивительно значимыми в романе: их роль не ограничивается только участием в его сюжете. От них протягиваются нити за событийную ткань романа: образ поэта Ленского неизбежно вытягивает за собой образ другого поэта — автора (с одной стороны, противопоставленного Ленскому, а с другой — близкого и в чём-то родного ему). А за образом Татьяны смутно различается "та, которую автор не смеет тревожить лирой".

Таким образом, роль Татьяны и роль Ленского в образной системе романа сходны. Похоже строятся отношения к ним автора и центрального героя. Однако этим их сходство исчерпывается. Глубинные различия между ними проявляются уже в их взаимодействии со средой. Они оба порождены поместным дворянством, но относятся к нему по-разному: для Ленского неочевидна эта связь, соседи-помещики представляются ему идиллическим "домашним кругом", приютом для скитальца, которым он себя воображает. Татьяна же осознаёт, что она — дитя этой среды (в письме к Онегину она объединяет и себя, и своих родных и соседей местоимением "мы"). Она унаследовала от неё сердечность и простоту ("А мы... ничем мы не блестим, // Хоть вам и рады простодушно", — пишет она Онегину), однако ощущает своё одиночество и несходство с этой средой и с горечью жалуется: "Я здесь одна, // Меня никто не понимает"; она страдает и ненавидит свой круг (во сне соседи-помещики даже являются ей чудовищами).

Татьяна оказывается гораздо сложнее и глубже Ленского: она всё время пытается понять настоящую жизнь, не подменяя её своими представлениями о ней, как это делает Ленский; она способна принимать гораздо более сложные решения, чем он; наконец, она находится в постоянном изменении, нравственной эволюции, в то время как Ленский, так и не узнавший жизни, навсегда останавливается в своём развитии, "застывает". Именно с Татьяной связываются важнейшие темы и проблемы романа, именно она предстаёт носителем русского в этом романе — "энциклопедии русской жизни". Однако примечательно, что в конце романа вновь всплывает образ Ленского (неслучайно эти строки написаны его языком):

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл её романа…

Автор по-новому смотрит на своего героя, ещё раз оценивает его (как Татьяна — Онегина), утверждая, что и в позиции Ленского есть определённая правота и что невозможно дать однозначную оценку такой натуре, как Ленский, и признать верной какую-либо одну точку зрения, один взгляд на жизнь.

В разделе на вопрос Отношение автора к Ленскому! заданный автором Просительный лучший ответ это Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.
А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который
...пел разлуку и печаль,
И нечто, и ту манну даль.
А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский:
Так он писал, темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я...) .
Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным) , Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть - и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю.

Ответ от Невролог [гуру]
Ну явно без восклицательного знака - снисходительно-покровительственное, как к младшему брату


Ответ от сложносочиненный [гуру]
Проста за балом!


Ответ от Loriel [гуру]
Пушкин хорошо относился к Ленскому. Подчёркивал, что таких людей осталось очень мало. Он был милый, Онегин ведь дружил с ним, виделся каждый день. Конечно Ленский был излишен романтичен, так ему всего 18 лет было, что ж ему в таком юном возрасте циником становиться что ли? Наиболее ярко своё отношение к Ленскому Пушкин показывает в сцене дуэли, это трагическое Онегинское "убит". Само собой жизнь Ленского могла повернуться и так и эдак, но видимо ему так и суждено было остаться романтиком навсегда.

Александра ПОЛЯН,
11-й класс, школа № 57,
Москва
(учитель - Н.А. Шапиро)

Готовимся к сочинению

Ленский и Татьяна

В романе «Евгений Онегин» наряду с центральным героем - Онегиным - ярко высвечены ещё два персонажа - Ленский и Татьяна. Автор отзывается о них с очевидной симпатией, любовно рассуждает об их судьбах, посвящает им множество лирических отступлений. Отношения с этими героями - самые важные события в жизни Онегина (по крайней мере, из включённых в сюжет романа); кроме того, эти персонажи чрезвычайно значимы для понимания образа автора: с Ленским он связывает один из периодов своей жизни, Татьяна предстаёт как идеал, неизменно сопутствующий автору.

О ба героя - Ленский и Татьяна - вводятся в сюжет романа во второй главе, где описывается начало жизни Онегина в деревне. Этим подчёркивается их принадлежность к мирку поместных дворян и обозначается противопоставление их Онегину, столичному жителю. Онегин - представитель петербургской "золотой молодёжи", привыкший к светской жизни; Татьяна и Ленский - помещики, воспитанные "в глуши", в узком кругу соседей (даже для Ленского, который учился в университете в Германии, жизнь, очевидным образом, ограничивается пределами деревни). Онегин скучает "средь модных и старинных зал", страдает от хандры; Ленский же и Татьяна не утратили пылкости чувств и не испытали разочарования в мире. Зато Онегин способен трезво, холодно и насмешливо смотреть на жизнь, он знает истинную цену окружающим его людям и обстоятельствам, а Ленский и Татьяна плохо представляют себе действительность, они больше живут воображаемой жизнью, перенося в реальность книжные ситуации.

Ленский и Татьяна вызывают у Онегина сходное отношение: он смотрит на них свысока, улыбаясь незрелости своих молодых знакомцев ("Простим горячке юных лет // И юный жар, и юный бред", - думает он о Ленском. "К беде неопытность ведёт", - предостерегает он Татьяну). Однако, несмотря на слегка насмешливое и снисходительное к ним отношение, Онегин может их понять и по-настоящему оценить.

Отношение автора к Ленскому и к Татьяне также похоже. Оба героя, безусловно, любимы. Однако интонация, с которой автор пишет о них, изменяется на протяжении романа, притом изменяется сходным образом. Вначале в ней сочетаются симпатия и ирония. Автор насмешливо подражает речи Ленского, обозначает его вкусы перечнем поэтических штампов:

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет, -

и с улыбкой копирует язык романов, которые читает Татьяна: "Ты в руки модного тирана // Уж отдала судьбу свою", "Ты в ослепительной надежде // Блаженство тёмное зовёшь, // Ты негу жизни узнаёшь, // Ты пьёшь волшебный яд желаний", "Везде, везде перед тобой // Твой искуситель роковой"; даже свидание Татьяны и Онегина автор описывает этим языком: "Блистая взорами, Евгений // Стоит, подобно грозной тени".

Однако во второй половине романа интонация становится более серьёзной, утрачивает лёгкость и насмешливость. Убитый на дуэли Ленский без тени иронии оплакивается автором; новым, трагически пронзительным смыслом наполняются прежде вызывавшие лишь усмешку литературные штампы: "Младой певец // Нашёл безвременный конец! // Дохнула буря, цвет прекрасный // Увял на утренней заре, // Потух огонь на алтаре". О Татьяне автор отзывается всё более серьёзно и восхищённо: в конце романа она названа "милым идеалом".

Надо сказать, что оба героя оказываются удивительно значимыми в романе: их роль не ограничивается только участием в его сюжете. От них протягиваются нити за событийную ткань романа: образ поэта Ленского неизбежно вытягивает за собой образ другого поэта - автора (с одной стороны, противопоставленного Ленскому, а с другой - близкого и в чём-то родного ему). А за образом Татьяны смутно различается "та, которую автор не смеет тревожить лирой".

Таким образом, роль Татьяны и роль Ленского в образной системе романа сходны. Похоже строятся отношения к ним автора и центрального героя. Однако этим их сходство исчерпывается. Глубинные различия между ними проявляются уже в их взаимодействии со средой. Они оба порождены поместным дворянством, но относятся к нему по-разному: для Ленского неочевидна эта связь, соседи-помещики представляются ему идиллическим "домашним кругом", приютом для скитальца, которым он себя воображает. Татьяна же осознаёт, что она - дитя этой среды (в письме к Онегину она объединяет и себя, и своих родных и соседей местоимением "мы"). Она унаследовала от неё сердечность и простоту ("А мы... ничем мы не блестим, // Хоть вам и рады простодушно", - пишет она Онегину), однако ощущает своё одиночество и несходство с этой средой и с горечью жалуется: "Я здесь одна, // Меня никто не понимает"; она страдает и ненавидит свой круг (во сне соседи-помещики даже являются ей чудовищами).

О чень важная для Пушкина характеристика героя - это его отношение к природе. Ленскому природа представляется лишь как перечень отвлечённых понятий ("он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звёзды, и луну"). Для Татьяны же природа - любимый друг, необходимый собеседник: перед отъездом из деревни она, "как с давними друзьями, // С своими рощами, лугами // Ещё беседовать спешит". Есть у Татьяны и постоянный спутник в природе - луна, при которой совершаются все важные для Татьяны события. Именно луну видит она в зеркале, выходя гадать, её она замечает, говоря с няней о своей любви; "смотря на луну", Татьяна задумывает письмо к Онегину, в "сумрак лунный" она посещает его усадьбу. Наконец, именно с луной она сравнивается в VII главе романа.

Для Ленского же луна - только "небесная лампада, // Которой посвящали мы // Прогулки средь вечерней тьмы, // И слёзы, тайных мук отраду…"

Ещё одна важная черта героев, оказывающаяся судьбоносной для них, - это их отношение к действительности. Ленский отказывается видеть её, считая, что где-то есть иная, лучшая жизнь. Он погибает при первой встрече с жизнью настоящей: чувствуя крушение своих представлений о ней (оказалось неправдой, что "друзья готовы // За честь его принять оковы // И что не дрогнет их рука // Разбить сосуд клеветника"), Ленский видит единственный возможный выход из сложившейся ситуации - выход, почерпнутый им из книг, - дуэль, где он должен либо умереть за свою честь, либо убить "развратителя".

Для Татьяны же не бывает таких однозначных и бесспорных решений, её постоянно терзают сомнения и поиски. И она способна правильно понять свою любовь к Онегину и не ожидать книжного развития событий. Она может переосмыслить, пересмотреть своё отношение к нему: если сначала он для неё может явиться только в двух ликах ("ангел-хранитель" или "коварный искуситель"), то позже она отвергает эту возможность однозначной оценки, пытается понять Онегина лучше, мучается вопросом: "Уж не пародия ли он?" - и, наконец, меняется с ним ролями в конце романа.

Только в связи с Татьяной в роман вводится проблема нравственности, верности и долга. Героиня оказывается способна преодолеть своё чувство, каким бы сильным оно ни было, чтобы не нарушить клятв верности. Такие муки сильной натуры незнакомы Ленскому. Примечательно, что главным качеством Ленского автор называет его "прямо гёттингенскую душу", в то время как Татьяна названа "русской душою". Очевидно, нравственные искания, постоянную эволюцию человека Пушкин связывает именно с русской натурой. А Ленский, из-за своего нежелания узнать жизнь погибший в первом столкновении с нею, навеки остающийся неизменным, статичным персонажем, воспринимается как что-то чуждое русскому характеру.

И так, Татьяна оказывается гораздо сложнее и глубже Ленского: она всё время пытается понять настоящую жизнь, не подменяя её своими представлениями о ней, как это делает Ленский; она способна принимать гораздо более сложные решения, чем он; наконец, она находится в постоянном изменении, нравственной эволюции, в то время как Ленский, так и не узнавший жизни, навсегда останавливается в своём развитии, "застывает". Именно с Татьяной связываются важнейшие темы и проблемы романа, именно она предстаёт носителем русского в этом романе - "энциклопедии русской жизни". Однако примечательно, что в конце романа вновь всплывает образ Ленского (неслучайно эти строки написаны его языком):

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл её романа…

Автор по-новому смотрит на своего героя, ещё раз оценивает его (как Татьяна - Онегина), утверждая, что и в позиции Ленского есть определённая правота и что невозможно дать однозначную оценку такой натуре, как Ленский, и признать верной какую-либо одну точку зрения, один взгляд на жизнь.

Примечание: работа писалась в классе в течение четырёх часов.