Сообщение о виде искусства живопись краткое содержание. Искусство художественного отображения действительности




Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Особенности живописи как вида изобразительного искусства

Живописи принадлежит особое место в ряду других искусств : пожалуй, ни один другой вид искусства не способен передать увиденные явления мира, человеческие образы с такой полнотой, особенно если учесть, что большинство информации мы получаем из внешнего мира с помощью зрения, т.е. визуально. искусство живопись портрет пейзаж натюрморт

Именно искусству живописи удалось сотворить невозможное - остановить мгновение задолго до фотографии: произведения этого вида и искусства через один изображаемый момент передает предшествующее последующее, прошлое и будущее, домысливаемые зрителем.

Картина - это зрелище, организованное художником:

· Несмотря на то, что живописец воплощает действительные образы в зримых формах, они не являются прямым копированием жизни;

· Создавая картину, художник опирается на натуру, но при этом воссоздает ее на материале, полученном в результате его социального и профессионального опыта, умения, мастерства, образного мышления.

Можно обнаружить несколько основных видов переживания, вызываемых живописными произведениями:

· Узнавание привычных предметов, постигаемых зрением,- на основе этого рождаются определенные ассоциации по поводу изображаемого;

· Получение эстетического чувства.

Таким образом, живописное произведение выполняет изобразительную, повествовательную и декоративную функции.

Виды живописи и ее выразительные средства

Живопись разделяют на следующие виды:

· Монументально - декоративная - служит для дополнения и оформления архитектурных сооружений (стенные росписи, плафоны, панно, мозаики);

· Декорационная - используется в других видах искусств (в кино или театре);

· Станковая;

· Иконопись;

· Миниатюра.

Наиболее самостоятельной разновидностью является станковая живопись.

Живопись обладает особыми выразительными средствами:

· Рисунок;

· Колорит;

· Композиция.

Рисунок - одно из важнейших выразительных средств: именно с помощью него и составляющих рисунок линий создаются пластические образы. Иногда эти линии схематичны, лишь намечают конструкции объемов.

Цвет - ведущее выразительное средство искусства живописи. Именно в цвете познает человек окружающий его мир. Цвет:

· Выстраивает форму изображаемых предметов;

· Моделирует пространство предметов;

· Создает настроение;

· Образует определенный ритм.

Система организации цвета, соотношения цветовых тонов, с помощью которых решаются задачи художественного образа, называется колоритом:

· В узком значении - это единственно верная организация цветовых решений данной картины;

· В широком - общие для большинства людей законы восприятия цвета, так как можно сказать «теплый колорит», «холодный колорит» и т.д.

В различные периоды истории живописи существовали свои колористические системы.

На ранних этапах использовался локальный колорит, исключающий игру цветов и оттенков: цвет здесь как бы однороден и неизменен.

В эпоху Возрождения сложился тональный колорит, где цвета обусловлены положением в пространстве и их освещенностью. Умение обозначить именно светом форму изображаемого предмета называется пластикой цвета.

Существует два типа тонального колорита:

· Драматический - контраст света и тени;

· Цветовой - контраст цветовых тонов.

Для художника весьма важным является умение пользоваться приемом светотени, т.е. выдержать верную градацию светлого и темного на картине, поскольку именно так достигается объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой.

Композиция в живописи в самом общем смысле - размещение фигур, их соотношение в пространстве картины. Композиция объединяет в единое целое огромное разнообразие деталей и элементов. Причинно-следственная их связь образует замкнутую систему, в которой ничего нельзя изменить или добавить к ней. Эта система отражает часть действительного мира, которая осознана и прочувствована художником, выделена им из множества явлений.

В то же время в области композиции находится сосредоточение идейно-творческого замысла, поскольку именно через нее проявляется отношение творца к своей модели. Изображение становится явлением художественным лишь тогда, когда оно подчинено идейному замыслу , потому что в противном случае можно говорить только о простом копировании.

Н.Н Волков обращает внимание на различие понятий «структура», «конструкция», и «композиция»:

· Структура определяется единым характером связей между элементами, единым законом формообразования. С понятием структуры по отношению к произведению искусства связывают многослойность художественного произведения, т. е. в процессе восприятия картины мы можем проникнуть в более глубокие слои ее структуры;

· Конструкция - это тип структуры, в которой элементы связаны функционально, потому что ее целостность зависит от единства функции. Применительно к картине можно сказать, что функцией конструктивных связей в картине является создание и укрепление смысловых связей, так как обычно конструктивный центр чаще всего и есть смысловой узел;

· Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла.

Одним из главных законов композиции является ограничение изображения, которое обеспечивает возможности для самой важной в выражении замысла картины.

Форма ограничения также играет существенную роль - в художественной практике были выработаны такие основные формы:

· Прямоугольник.

Ограничение касается и того, что можно изобразить, т.е. найти внешнее подобие в красках, линиях на плоскости предметам, лицам, зримому пространству и т.д.

В практике изобразительного искусства известны следующие типы композиций:

· Устойчивые (статичные) - основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в центре произведения;

· Динамические - с господствующими диагоналями, кругами и овалами;

· Открытые - композиционные линии как бы расходятся от центра4

· Закрытые - происходит стягивание линий к центру.

Устойчивые и закрытые композиционные схемы характерны для художественной практики эпохи Возрождения, динамические и открытые - для эпохи барокко.

Техники и основные жанры живописи

Выразительность картины и воплощение художественного замысла зависят от того, какая техника живописи используется художником.

Основные виды техник живописи:

· Масляная живопись;

· Акварель;

· Темпера;

· Пастель;

· Фреска.

Живопись масляными красками характеризуется тем, что с их помощью можно получать сложные колористические решения - вязкость и долгое высыхание масляных красок позволяют пользоваться смешением красок и получать их разнообразные комбинации.

Обычной основой для масляной живописи служит льняной холст, покрытый полумасляным грунтом.

Возможны и другие поверхности.

Акварель отличается от других техник особой прозрачностью и свежестью цвета. Она не применяет белил и используется на негрунтованной белой бумаге, выполняющей их роль.

Интересна акварель, выполненная по сырой бумаге.

Темпера, приготавливаемая на казеиново- масляном, яичном или синтетическом связующем веществе, является одной из самых древних техник живописи.

Темпера осложняет работу художника тем, что достаточно быстро высыхает и не поддается смешению, а также при высыхании меняет цвет, Но зато цвет в темпере особенно красив - спокойный, бархатистый, ровный.

Пастель - живопись цветными мелками.

Дает мягкие, нежные тона. Выполняется на сырой бумаге или замше.

Произведения, выполненные пастелью, к сожалению, трудно сохраняются из- за их сыпучести.

Акварель, пастель и гуашь иногда относят к графике, поскольку эти краски наносятся на негрунтованную бумагу, однако они обладают в большей мере основным специфическим свойством живописи - цветом.

Фресковая живопись выполняется следующим образом: порошек красочного пигмента разводится водой и наносится на сырую штукатурку, прочно скрепляющую красочный слой.

Обладает многовековой историей.

Особенно часто такая техника используется при украшении стен зданий.

Несмотря на то что живопись способна отражать практически все явления действительной жизни, наиболее часто она представляет изображения людей, живой и неживой природы.

Поэтому основными жанрами живописи можно считать:

· Портрет;

· Пейзаж;

· Натюрморт.

Портрет

Портрет в самом общем смысле определяется как изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.

Обычно указывают такие признаки портрета в изобразительном искусстве:

· Сходство с моделью;

· Отражение через нее социально- этических черт.

Но, несомненно, в портрете отражено не только это, но и особое отношение художника к портретируемому.

Никогда не спутать портреты кисти Рембрандта с работами Веласкеса, Репина с Серовым или Тропининым, поскольку в портрете представляют два характера - художника и его модели.

Неисчерпаема основная тема портрета - человек. Однако в зависимости от особенностей восприятия художником портретируемого возникает идея, которую стремится передать художник.

В зависимости от идеи портрета определяются:

· Композиционное решение;

· Техника живописи;

· Колорит и т. д.

Идея произведения порождает образ портрета:

· Документально- повествовательный;

· Эмоционально- чувственный;

· Психологический;

· Философский.

Для документально- повествовательного решения образа характерно тяготение к достоверной конкретизации портрета.

Стремление к документальному сходству здесь преобладает над авторским видением.

Эмоциональное образное решение достигается декоративными живописными средствами и документальная подлинность здесь не обязательна.

Не столь важно, как похожи на своих прототипов рубенсовские женщины. Главное - восхищение их красотой, здоровьем, чувственностью, передающееся от художника к зрителю.

К разновидности философского портрета можно отнести «Портрет старика в красном» Рембрандта (ок. 1654). В период его творческой зрелости были весьма распространены такие портреты- биографии пожилых людей, которые являются философским размышление художника о том периоде человеческой жизни, когда подводятся своеобразные итоги долгого и непростого бытия.

Художники довольно часто избирают в качестве модели себя, поэтому так распространен автопортрет.

В нем художник стремится оценить себя со стороны как личность, определить свое место в обществе, просто запечатлеть себя для потомков.

Дюрер, Рембрандт, Веласкес, Ван Гог совершают внутренний разговор с собой и одновременно со зрителем.

Особое место занимает в живописи групповой портрет.

Интересен он тем, что представляет собой именно общий портрет, а не портреты нескольких конкретных личностей, изображенных на одном холсте.

В таком портрете, конечно, существует отдельная характеристика каждого персонажа, но в то же время создается впечатление общности, единства художественного образа («Регенши приюта для престарелых в Харлеме» Ф. Халса).

Порой весьма сложно провести границу между групповым портретом и другими жанрами, поскольку старые мастера изображали группы людей часто в действии.

Пейзаж

Основным предметом изображения жанра пейзажа является природа - либо естественная, либо преображенная человеком.

Этот жанр значительно более молод, по сравнению с другими. Если скульптурные портреты создавались еще в 3 тыс. до н.э., а живописные насчитывают историю около 2 тыс. лет, то начало биографии пейзажа датируется 6 в. Н.э., причем распространены они были на Востоке, особенно в Китае.

Рождение европейского пейзажа произошло в 16 в., а самостоятельность жанра он приобрел лишь с начала 17 века.

Пейзажный жанр сформировался, пройдя путь от декоративно- вспомогательного элемента в составе других произведений к самостоятельному художественному явлению, портретированию природной среды.

Это могут быть реально существующие или воображаемые виды природы. За некоторыми из них закрепились свои названия:

· Городской архитектурный пейзаж называют редутой («Оперный проезд» К. Писсарро;

· Морские виды - мариной (пейзажи И. Айвазовского).

Жанр пейзажа становится не просто отображением природы, но и средством выражения особой художественной идеи.

Более того, по характеру излюбленных сюжетов в известной степени можно судить об эмоциональном строе художника и стилистических особенностях его творчества.

От выбора природного вида зависит образный смысл произведения:

· Эпическое начало содержится в изображении лесных далей, горных панорам, бескрайних равнин («Кама» А. Васнецов).

· Бурное море или непроходимая глушь воплощает нечто таинственное, порой суровое (Ж. Мишель «Гроза»);

· Лиричны виды засыпанных снегом тропинок, лесных опушек, небольших водоемов;

· Солнечное утро или полдень может передавать ощущение радости и спокойствия («Белые кувшинки» К.Моне, «Московский дворик» В. Поленова).

Поскольку первозданная природа постепенно подвергается активному вмешательству со стороны человека, пейзаж приобретает черты серьезного исторического документа.

Пейзаж способен воплотить даже некоторые социальные ощущения эпохи, течение общественной мысли: так в середине 19 века эстетика романтического и классического пейзажа постепенно уступает свое место национальному пейзажу, который нередко приобретает социальный смысл; зафиксировано в пейзаже и наступление новой технической эры («Новая Москва Ю. Пименова, «Берлино-Потсдамская железная дорога» А. Менцеля).

Пейзаж является не только объектом познания природы, памятником искусства, но и отражением состояния культуры определенной эпохи.

Натюрморт

Натюрморт изображает мир окружающих человека вещей, которые размещены и организованы в цельную композицию в реальной бытовой среде.

Именно такая организация вещей является компонентом образной системы жанра.

Натюрморт может иметь самостоятельное значение, а может стать частью композиции другого жанра, для того чтобы более полно раскрыть смысловое содержание произведения, как, например, в картинах «Купчиха» Б.Кустодиева, «Больная» В. Поленова, «Девочка с персиками» В. Серова.

В сюжетно- тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но подчиненное значение, однако как самостоятельный жанр искусства обладает большими выразительными возможностями. В нем представлена не только внешняя, материальная сущность предметов, но в образной форме передаются существенные стороны жизни, отражаются эпоха и даже важные исторические события.

Натюрморт служит хорошей творческой лабораторией, где художник совершенствует свое мастерство, индивидуальный почерк,

У натюрморта наблюдались периоды спада и развития.

Огромное значение для его формирования сыграли голландские живописцы 16 - 17 вв.

Ими были выработаны основные, художественные принципы:

· Реализм;

· Тонкие наблюдения над жизнью;

· Особый дар передачи эстетической ценности привычных вещей.

В излюбленных «завтраках» и «лавках», с большим мастерством передавались материал предметов; фактура поверхностей фруктов, овощей, дичи, рыбы.

Особенно важно то, что в натюрморте подчеркивается неразрывная связь человека с миром вещей.

Художники импрессионисты несколько по- иному решали творческую задачу живописного натюрморта.

Здесь главным было, не отражение свойств предметов, их осязаемость. А игра света, цвета, свежесть колорита (натюрморты К. Моне, мастеров русской ветви французского импрессионизма К. Коровина и И. Грабаря).

Не всякое запечатление мира вещей на бумаге или холсте будет считаться натюрмортом. Так как каждый предмет имеет свои естественную среду обитания и предназначение, помещение его в другие условия может вызвать диссонанс в звучании картины.

Главное, чтобы объединенные в композицию натюрморта вещи создавали гармоничный эмоционально - насыщенный художественный образ.

Другие жанры живописи

Значительное место в искусстве живописи занимают жанры:

· Бытовой;

· Исторический;

· Батальный;

· Анималистический.

Бытовой жанр изображает повседневную частную и общественную жизнь, как правило, современную художнику.

В картинах этого жанра представлены трудовая деятельность людей («Пряхи» Д.Веласкеса, «На жатве» А. Венецианова), праздники («Крестьянский танец» П.Брейгеля), минуты отдыха, досуга («Молодая пара в парке» Т.Гейсборо, «Шахматисты» О.Домье), национальный колорит («Алжирские женщины в своих покоях» Э.Делакруа).

Исторический жанр - запечатление важных исторических событий. К этому жанру относят легендарные и религиозные сюжеты.

В числе картин исторического жанра можно назвать «Смерть Цезаря» К.Т. фон Пилоти, «Сдачу Бреды» Д. Веласкеса, «Прощание Гектора с Андромахой» А.Лосенко, «Сбинянок» Ж.Л. Давида, «Свободу, ведущую народ» Э Делакруа и др.

Предметом изображения батального жанра являются военные походы, славные сражения, ратные подвиги, боевые действия («Битва при Ангьяри» Леонардо да Винчи, «Тачанка» М. Грекова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки). Иногда его включают в состав исторической живописи.

В картинах анималистического жанра отображается мир животных (« Домашние птицы» М. де Хондекутера, «Желтые лошади» Ф. Марка).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение и развитие в XVII веке голландского искусства. Изучение творчества крупнейших мастеров голландской и нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Исследование специфических черт таких жанров как бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2015

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Корейская живопись периода королевства Когурё. Виды изобразительного искусства и архитектура Силла. Выдающиеся художники и их творения. Особенности содержания корейской народной живописи.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

    презентация , добавлен 30.11.2011

    Общая характеристика, классификация и виды пейзажа как одного из актуальных жанров видов искусства. Выявление особенностей, взаимосвязей пейзажного жанра в живописи, фотографии, кино и телевидении. История появления фотоискусства на рубеже ХIХ-ХХ веков.

    реферат , добавлен 26.01.2014

    Художественно-исторические основы пейзажной живописи. История русского пейзажа. Особенности, пути, средства пейзажа как жанра. Композиционные особенности и цвет. Оборудование и материалы для масляной живописи как одного из распространенных видов живописи.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2013

    Возникновение натюрморта и обучение натюрмортной живописи в художественно-педагогических образовательных учреждениях. Самостоятельное значение натюрморта как жанра живописи. Натюрморт в русском искусстве. Обучение цветоведению на основе живописи цветов.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    История развития натюрморта, знаменитые живописцы. Модель выполнения, изображаемые объекты, композиционные особенности жанра. Цвет, средства, приемы и технология масляной живописи. Основные правила работы красками. Выбор темы, работа с холстом и картоном.

Большинство живописных произведений, которые вы видите - это предметы станковой . Этот термин , что картины были написаны на специальном станке - мольберте. Их можно установить в раму, повесить на стену или преподнести в качестве подарка. Другими словами, станковая - это картина, написанная на плоском фоне: бумаге, доске. В этом виде живописи преобладают работы, написанные маслом, но также картины, в которых применяются другие материалы - гуашь и акварель, пастель, тушь, уголь, акриловые краски, цветные карандаши и т.д.
Одним из прикладных видов станковой живописи является театрально-декорационная живопись - эскизы костюмов героев и мизансцен.

Монументальная живопись - роспись зданий

Монументальная живопись не может существовать отдельно от того места, где ее выполняют. Этот вид живописи был очень популярен в 16-19 веках, когда строились величественные храмы, и лучшие художники расписывали их своды. Самый распространенный вид - это фреска, роспись водными красками по сырой штукатурке.

Также была распространена живопись на сухой штукатурке - секко, но такие произведения хуже сохранились до наших времен. Наиболее известный монументальной живописи - это масштабная роспись Сикстинской капеллы, в которой принял участие Микеланджело. По оценкам критиков, фрески капеллы могут быть приравнены к Восьмому чуду света.

Самые древние произведения монументальной живописи - это наскальные росписи первых людей.

Декоративная живопись - прикладное искусство

Декоративная живопись тесно сближается с декоративно-прикладным искусством. Она играет скорее вспомогательную роль в украшении различных предметов. Декоративная живопись - это разнообразные узоры и орнаменты, украшающие предметы быта, мебель, архитектуру. Авторы этого вида живописи могут быть неизвестны - нехитрые росписи крестьянских домов и мебели также относятся к этому виду.

Миниатюрная живопись - милые мелочи

Изначально миниатюрная живопись представляла собой оформления книг. Старинные книги делались с большой тщательностью и были очень дороги. Для их украшения нанимали специальных мастеров, которые красиво оформляли заглавные , обложки и заставки между главами. Такие издания были настоящим произведением искусства. Существовало несколько школ, придерживающихся строгих канонов миниатюрной живописи.

Позже миниатюрой стали называть любые живописные произведения малого масштаба. Они использовались в качестве сувениров и памятных подарков. Несмотря на малые размеры, этот вид живописи требовал большой точности и мастерства. Самыми популярными материалами для сувенирных миниатюр были , кость, камень и металлические пластинки.

Совет 2: Какие бывают виды мольбертов: основные и популярные

Рисование – это одно из самых интересных направлений в творчестве. Но для того чтобы написать картину, нужно правильно выбрать не только кисти и краски, но и мольберт.

Для некоторых людей занятие творчеством, а именно рисованием, является неотъемлемой частью жизни в виде хобби или профессиональной деятельности. Художники и любители придают особое значение именно материалам и приспособлениям, с которыми они работают. Так мольберты являются неотъемлемой частью творческого процесса, поэтому есть необходимость рассмотреть эти вспомогательные предметы более подробно.

Итак, в данный момент имеется три основных вида , это: мольберты-треноги, мольберты вертикальной панели (стационарные), а также этюдники. Каждый из видов мольбертов обладает характерными особенностями. К примеру, треноги очень удобны в сборке и эксплуатации. Такой мольберт всегда можно разобрать, при этом в сложенном виде это приспособление занимает совсем немного места.

В то же время мольберты вертикальной панели очень удобны, имея функции регулирования высоты и угла наклона, однако они занимают много места за счет своей стационарности. Принцип крепления бумаги или натянутого холста в этих типах мольбертов практически неизменен. Внизу имеется небольшая панель для расположения расходных материалов: карандашей, красок, кистей и прочего.

Этюдники могут быть использованы на природе для с натуры. При этом в собранном виде это приспособление превращается в небольшой чемоданчик, с которым можно совершать длительные переезды до места написания полотна.

Наиболее популярные мольберты

Наибольшей популярностью пользуются именно мольберты-треноги. Это обусловлено их удобством и компактностью. Кроме того, такой мольберт можно изготовить и самостоятельно, если вы не желаете тратить деньги на его покупку.

Для работы в студии или на дому часто используются и мольберты-столы, то есть мольберты с вертикальной панелью. Этот вид удобен при работе на одном месте, так как транспортировка его затрудняется невозможностью разобрать предмет на более мелкие детали с последующей сборкой. При этом каждый тип мольбертов предназначен для определенного целевого использования, однако наиболее универсальным можно по праву считать треногу, так как ее можно применять как для постоянной работы в студии, так и для работы с натуры на природе, разумеется, если она не слишком велика.

Источники:

  • Классификация мольбертов

Искусство декорирования поверхностей красками и кистью называют художественной росписью. Само понятие росписи серьезно отличается от живописи, так как является частью задуманного художником пространства.

Художественную роспись изначально наносили на любые демократичные и легкодобываемые материалы: кожу, дерево, натуральные ткани, глину и . Умения передавались из поколения в поколение мастерами, появлялись специфические художественные приемы, которые помогали изделия. Со временем избиралось наиболее содержательное и выразительное нанесение орнамента. В архитектуре росписью декорировали потолки, своды, стены, балки, а в быту декор наносился на предметы быта.

Систематизация различных видов росписи впервые была начата еще в 1876 году профессором А.А. Исаевым в его двухтомнике под названием «Промыслы Московской губернии». Предприятия художественной росписи и в настоящее время развивают свое дело, чтобы отвечать спросу на рынках России и за рубежом.

Хохломская роспись

В богатом растительном орнаменте нашло применение мастерство тонкой кисти, пришедшее из монастырей. Оттуда же был выведен секрет, как красить посуду в золотой цвет без применения золота. Роспись не изменилась до настоящего времени и процесс с давних времен до наших дней происходит одинаково. Заготовку посуды вытачивают из дерева на токарном станке, затем грунтуют специально подготовленным раствором глины или используют искусственные грунтовки. Посуду покрывают краской на основе олова или серебра, реже - алюминия. Расписывают по задуманному мотиву и сушат в печи, затем лакируют и снова делают горячую сушку.

Так как изделие несколько раз проходит интенсивную термическую обработку, краски были выбраны из тех, на чью яркость высокие температуры не влияли. Это черный, золото и киноварь.

Гжельский фарфор

Гжель уникальна, так как каждый художник, используя классические и всем знакомые мотивы, создает технику индивидуально. Главная роль принадлежит опытности мастера и движению его кисти. При этом на белизне от одного мазка возникают гармоничные переходы от темно-синего до нежно-голубого. Краска используется только одна, кобальт, и рисунок делается очень быстро, с первого раза.

Матрешка

Эти фигурки разного размера, вкладывающиеся одна в другую, ведут свой род из Японии. Большую популярность эти куклы приобрели в 1900 году, после выставки в Париже. Основное производство шло в селе Полховский Майдан, которое славилось и росписью, и токарями - ведь форму матрешки нужно было еще выточить.

Полховская имеет отличительные черты, по которым ее можно узнать среди прочих. У нее написанное мелкими мазками лицо, а в области лба цветок розы-дикуши. Цвет платка контрастирует с цветом сарафана, а со спины матрешка на 2/3 алая или зеленая. Фартук овальный и проходит от шеи до земли.

Самая сложная в обработке, инкрустированная соломой матрешка из Вятки.

Почти каждая девушка, если ее свободное время не перегружено учебой или свиданиями, имеет одно или несколько увлечений. Некоторые из них захватывают ее своей оригинальностью ненадолго, другие являются спутниками на всю жизнь.

Инструкция

Самым распространенным видом женского хобби можно назвать все виды рукоделия: и крючком, макраме, шитье, вышивание. Такое увлечение зарождается не на пустом месте, оно традиционно переходит от мам и бабушек, которые занимаются ими в присутствии дочерей и внучек. Маленькой девочке становится интересно, и она просит взрослых показать ей, петли, узелки, строчку или тамбурный шов. Вначале не получается, и она может даже забросить на время свое новое увлечение, но через несколько лет природа возьмет свое, и вот уже девушка-подросток сошьет свои первые джинсы или свяжет берет.

Не столь затратным по времени, оставляющим вечера свободными и для других занятий, является цветоводство. Все женщины любят цветы, а уж выращенные собственными представляют наибольший интерес. Слежение за появлением отростков, их увеличением в размерах и последующим цветением сродни материнству, поэтому и доставляет удовольствие многим представительницам прекрасного пола. Если терпения ухаживать за розами и фиалками нет, можно начать с хлорофитума, или простых кактусов.

К самым ранним видам хобби, которые возникают у маленького ребенка, относятся рисование и движение под музыку. Если к ним есть талант, то начинания не пропадут, а разовьются в умение отображать внешний и внутренний миры посредством живописи и танцевать. Если таланта нет, но душа настойчиво требует выражения всех ее порывов, то девушка становится неплохим фотографом. На ее снимках чаще всего фигурируют родственники и подруги, знаменательные места и захватившие воображение уголки природы.

Другим методом реализовать свой потенциал является изготовление поделок из различных материалов. Это лепка из глины и мыловарение, карвинг и дизайн. Последние могут превратиться в профессию и стать неплохим способом заработка. А карвинг можно назвать разновидностью распространенного, но далеко не всеохватывающего хобби – готовки. Сварить простейшую кашу и суп, испечь пиццу из всего, что есть в холодильнике, способна почти всякая девушка, но лишь некоторые из них обладают искусством приготовления оригинальных блюд.

И наконец, поголовное увлечение женщин всех возрастов и социальных категорий – это гадание. Чаще всего на картах, но для достижения результата используются также , кофейная гуща, хиромантия и другие методы ворожбы. Узнавание прошлого и будущего не может наскучить, а специализация на отдельном виде может превратить девушку в настоящего мастера.

Круглые и плоские, с деревянной ручкой и пластмассовой, куница и пони. Разнообразие форм и видов кистей помогает художнику в создании шедевров на полотне или бумаге. Так, например, беличья кисть применяется в основном для работы с акварельной краской, а кисть линейной формы используется для нанесения надписей.

Формы кистей

Одна из самых распространенных и универсальных форм кистей – круглая. Пучок такой кисти закреплен в круглую обойму, как правило, металлическую. Кисти могут быть разных размеров. Маленький пучок используется для создания миниатюр, а большой – для крупных пейзажей. Круглая кисть обеспечивает однородную линию одинаковой толщины, хотя умелый художник может ее варьировать.

Плоскими кистями хорошо прорабатывать крупные участки композиции, они удерживают в себе много краски. Мазки такой кистью получаются ровными и широкими.

Кисть под названием «кошачий глаз» имеет овальную или куполообразную форму. Такая кисть очень индивидуальна в использовании и может применяться аналогично круглой и плоской.

Подвид плоских кистей – контурные, они обладают схожей формой, но пучок короче и, соответственно, более упругий. Такие кисти используются для техники масляной живописи, ими легко делать плоские мазки и четкие контуры.

Шрифтовые кисти имеют круглый длинный пучок с тонким острым кончиком, что позволяет делать надписи и наносить контуры. Такие кисти используются с жидкими красками.

Ретушные кисти также относятся к разновидности плоских кистей, их особенность заключается в подрезанном под углом кончике. Такие кисти применяются для создания очень тонких мазков и плавного и точного перехода одного цвета в другой. Это создается благодаря тонкому и острому кончику.

Линейные кисти, также как и шрифтовые имеют круглую длинную форму пучка и используются для нанесения надписей и создания длинных ровных линий. Линейные кисти короче шрифтовых, но длиннее и тоньше круглых.

Кисти флейц помимо живописи, используются при нанесении макияжа, а именно, пудры или румян. Это мягкие кисти предназначены для свободной живописи акварельными красками. Они удерживают много воды, поэтому ими можно проводить длинные сплошные однородные линии без прерывания.

Веерные кисти имеют негустой пучок в форме веера. Они используются для создания утонченной цветовой растяжки, перехода цветов и контрастов.

Виды кистей

Помимо форм и размеров существует значимое различие кистей по видам, а именно, из какого волоса сделан пучок. Самый распространенный вид кистей – белка. Такие кисти изготавливают из обработанных волосков хвоста белки, так как именно в хвосте самые длинный ворс. Беличьи кисти очень мягкие и нежные, поэтому требуют особого ухода. Их используют для работы с акварельной краской или другой краской на водной основе.

Колонковые кисти изготавливают из обработанного ворса хвоста колонка. Эти кисти достаточно мягкие и в то же время, упругие. Поэтому их используют

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

1. ВИДЫ ЖИВОПИСИ

2. ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ЖАНРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, -- объясняет Даль, -- изображать верно и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удавалось графическими средствами -- линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись -- один из видов изобразительного искусства.

Цвет -- главное изобразительное и выразительное средство в живописи -- обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно.

Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным (локальным) цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов.

Задача живописи -- не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.

1. ВИДЫ ЖИВОПИСИ

Монументальная живопись -- это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись , выполняемая на станке -- мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю -- словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

Мозаичная живопись , или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись -- произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

2. ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ЖАНРЫ

Жанры живописи (фр. genre -- род, вид) -- исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие "жанр" появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в XV-XV вв. и завершилось в основном в XVII веке, когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие "высоких" и "низких" жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.

К "высокому" жанру относили исторический и мифологический жанры, к "низким" -- портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до XIX века. Так, в XVII веке в Голландии в живописи ведущими стали именно "низкие" жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к "низкому" жанру портрета, к таковому не относился.

Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (например, сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом . Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, -- передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. В особую группу выделяется автопортрет -- изображение художником самого себя.

Портрет -- один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах -- файюмских портретах I - III вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение -- это бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром . Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до XIX в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами.

Исторический жанр переплетается с другими -- бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром.

Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев, в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов.

В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах. Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в XVII - XVIII вв. его рассматривали как "высокий" жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты).

Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений.

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos -- предание). Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом. В XVII в. -- нач. XIX века в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище. С XIX -XX вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

Батальным жанром (от фр. bataille -- битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр может включать элементы других жанров -- бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром . Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в XIV - XV вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В XVI веке в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Одним из его основателей был Иероним Босх.

На развитие бытового жанра в Европе очень большое влияние оказало творчество Питера Брейгеля: он переходит к чистому бытовому жанру, показывает, что обыденная жизнь может являться объектом изучения и источником красоты. XVII век можно назвать веком бытового жанра во всех живописных школах Европы.

В XVIII в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, "пасторалей", становится изысканной и грациозной, ироничной. Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Бытовой жанр, ориентированный на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи XIX в.: например, в произведениях А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.Е.Репина.

Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж, архитектурный, индустриальный, морской (марина) и речной пейзаж.

В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения. С XVI в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы.

Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называется натюрмортом (фр. nature morte -- мертвая натура). Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть т. н. "обманкой", которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари «Куропатка со стрелой и перчатками». Уже в XVI веке натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, "ванитас" с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света.

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal -- животное). Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение обобщим вышесказанное:

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Историческая живопись - это изображения тех или иных исторических моментов, а также деятелей общественной жизни прошлого.

Батальная живопись ставит своей целью запечатлеть битвы, сражения и войны. Мифологическая живопись изображает события, описанные в мифах, былинах и легендах.

Бытовая (жанровая) живопись - это изображение сцен действительной жизни, ее реалий и атрибутов.

Пейзажная (ландшафтная) живопись - это изображение естественной природы или какой-либо местности.

Портретная живопись - художественное изображение человека. Специфическим типом портрета является автопортрет.

Натюрморт - это изображение различных неодушевленных предметов, например, плодов, цветов, предметов обихода, утвари, размещенных в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батракова СП Художник XX в. и язык живописи. М., 1996.

2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985

3. Западное искусство XX века. Классическое наследие и современность. М, 1992.

4. История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984

5. История мирового искусства. 3-е издание, Издательство «Академия», М., 1998.

6. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

7. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. М., 1993.

8. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. -- М.: Эксмо, 2007.

9. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982.

10. Суздалев П. О жанрах живописи. // Творчество, 2004, № 2, 3. С. 45-49.

Подобные документы

    Общая характеристика, классификация и виды пейзажа как одного из актуальных жанров видов искусства. Выявление особенностей, взаимосвязей пейзажного жанра в живописи, фотографии, кино и телевидении. История появления фотоискусства на рубеже ХIХ-ХХ веков.

    реферат , добавлен 26.01.2014

    Понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Корейская живопись периода королевства Когурё. Виды изобразительного искусства и архитектура Силла. Выдающиеся художники и их творения. Особенности содержания корейской народной живописи.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Изучение представителей итальянской школы живописи. Характеристика особенностей основных видов изобразительного искусства: станковой и прикладной графики, скульптуры, архитектуры и фотографии. Исследование техники и приемов работы с масляными красками.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Зарождение и развитие в XVII веке голландского искусства. Изучение творчества крупнейших мастеров голландской и нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Исследование специфических черт таких жанров как бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Характеристика интерьерной живописи, которая существует и как самостоятельный жанр искусства, и как фон в произведениях, где изображаются исторические, бытовые события. Анализ особенностей интерьера в картинах мастеров живописи К. Брюллова, И. Репина.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2011

    Характерные признаки древнеримского искусства. Исторические корни римской культуры. Римский стиль живописи. Основные направления и разновидность древнеримской живописи: фаюмские портреты, монументальная живопись, живопись этрусков.

Живопись

(от рус. живо и писать) - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.

Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».

А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.

Следует отличать такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная. Каждая из разновидностей живописи отличается спецификой технического исполнения и решения художественно-образных задач.

В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.

Многообразие объектов и событий окружающего мира, пристальный интерес к ним художников привели к возникновению на протяжении XVII-XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.

По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.

Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.

Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета [колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.

Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца.

Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.

В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.

Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров.

Фон фресок и картин, как правило, был условным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета.

В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре смешения чистых цветов, и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.

В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование.

Появляется абстрактная живопись (см. авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно приведет к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

Процесс развития европейской живописи в XVII - XVIII вв. усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углублялись психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т. д. Формировались различные живописные системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком.

В XIX в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.