Скульптура первой половины XVIII века. Русская скульптура XVIII века Русская классическая скульптура 18 века шубин козловский




Скульптура 18 века краткое сообщение и получил лучший ответ

Ответ от Орбитальная группировка[гуру]
Скульптура XVIII века
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет
отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С
трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к
языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского мастера в
первой половине XVIII в. , но тем блистательнее был её взлёт в следующий
период. Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры
явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей,
что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев,
М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос – каждый сам по
себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный
след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые
они усвоили ещё в Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле.
Русских художников объединяли также общие идеи гражданственности и
патриотизма, высокие идеалы античности.
Интерес к “героической античности” влияет и на выбор богов и героев: на
смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей,
Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского
эпоса. Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты
героической личности, а в женском – идеально прекрасное, гармонически
ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной,
архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике.
В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху
классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном
в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает
здание, читаясь на фоне неба.
Русская скульптура второй половины 18 века
Рядом с исключительной по значимости фигурой Шубина встает плеяда его выдающихся современников, как и он, способствовавших блестящему расцвету русской скульптуры во второй половине XVIII века.
Вместе с отечественными мастерами славе российского ваяния немало способствовал скульптор Этьен-Морис Фальконе (1716__1791, в России - с 1766 по 1778), автор одного из лучших монументов XVIII века - памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге {ил. 161). Грандиозность задач, высота идейных и эстетических критериев, напряженность творческой атмосферы в русском искусстве тех лет позволили скульптору создать самое совершенное из его произведений, неразрывно связанное со страной, где оно родилось.
Первоначальный эскиз был готов уже в 1765 году. Приехав в Петербург, Фальконе принялся за работу и к 1770 году закончил модель в натуральную величину. К месту установки памятника была доставлена каменная скала, весившая после ее частичной обрубки около 275 тонн. В 1775-1777 годах происходила отливка статуи из бронзы, открытие же памятника состоялось в 1782 году. Помощницей Фальконе в работе над памятником была его ученица Мари-Анн Колло (1748-1821), изваявшая голову Петра. После отъезда Фальконе установкой памятника руководил скульптор Ф. Г. Гордеев.
Фальконе был иностранцем, однако он сумел так понять личность Петра и его роль в историческом развитии России, что созданный им монумент должен рассматриваться именно в рамках русской культуры, предопределившей данную скульптором проникновенную трактовку образа Петра.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Скульптура 18 века краткое сообщение

Скульптура XVIII века

«Медный всадник». Скульптор Э.М. Фальконе.

Особенности скульптуры XVIII века.

    В 18 веке, особенно со второй его половины, начинается расцвет в развитии русской скульптуры.

    Основное направление – классицизм.

    Широкое использование светских мотивов.

    Скульпторов объединяли идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности.

    В мужском образе скульпторы пытались воплотить черты героической личности, а в женском – идеалы красоты, гармонии, совершенства.

    Характерно разнообразие скульптурных форм: монументальная, архитектурно- декоративная, станковая скульптура (то есть объёмная), много создавалось бюстов выдающихся личностей.

    Классицизм требовал строгой системы расположения творений на фасаде здания: в центральной части здания, на главном портике, в боковых ризалитах или венчали здание, сливаясь с небом.

    Для скульптуры 18 века характерно совмещение, слияние черт барокко и классицизма.

    Портретный жанр в скульптуре связан, прежде всего, с именем Шубина Ф.И.Он создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе выдающихся деятелей своего времени, передав как индивидуальный, так и социальный облик этих людей.

    Для Гордеева Ф.Г. характерно создание монументально - декоративной скульптуры. Сложность силуэтов, динамика, экспрессия, аллегоричность фигур – всё это характеризует его работы. Он создал ряд барельефов на античные темы для фасадов и интерьеров.

    18 век – это период деятельности талантливых скульпторов Растрелли К. , Козловского М.И. , Фальконе Э. других. Это поистине период расцвета русской скульптуры.

Б.К. Растрелли (1675-1744)

Скульптурный портрет Петра I.Б.К.Растрелли, 1723-1729, ГРМ.

Анна Иоанновна с арапчонком, Б.К. Растрелли, 1741, ГРМ.


Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге, Б.К. Растрелли, 1800.

Бюст А.Д. Меньшикова. Скульптор Б.К. Растрелли, 1716-1717, Меньшиковский дворец, Санкт-Петербург.

Э.М. Фальконе (1816-1891).


«Медный всадник". Э.М. Фальконе, Санкт-Петербург, 1782

Зима. Э.М. Фальконе, 1771, Эрмитаж.

М.И. Козловский (1753-1802).


Рельеф « Князь Изяслав Мстиславович на поле брани», М.И. Козловский.1771.

Памятник А.В. Суворову. Скульптор М.И. Козловский, Санкт-Петербург, 1799-1801.

Самсон, разрывающий пасть льва. Скульптор М.И. Козловский, 1800, Петергоф.

Справка: в годы Великой Отечественной войны Самсон был похищен, после войны восстановлен скульптором В.А. Самсоновым и поставлен на старом месте.

Ф.Г. Гордеев (1744-1810).


Прометей, скульптор Ф.Г. Гордеев, гипс, 1769, Третьяковская галерея.

Ф.И. Шубин (1740-1805).

Екатерина II- законодательница, Ф.И. Шубин.1789-1890

Бюст Екатерины II, Ф.И. Шубин, 1770.

Бюст Голицына. Ф.И. Шубин, 1775. За данный скульптурный портрет Екатерина II наградила мастера золотой табакеркой.

Бюст М.В. Ломоносова, скульптор Ф.И. Шубин, 1792.

Бюст Павла I, Ф.И. Шубин, 1800.

Примечание:

Скульптура ведёт своё начало ещё с периода язычества, когда создавались произведения из дерева. Однако после христианизации на Руси скульптура развивалась слабо. Это связано было с запретом идолопоклонства.

Начало развития скульптуры связано с эпохой Петра I. Сначала скульпторы заимствовали европейские жанры, методы. Да и сами творцы были в основном иностранцами. Однако со временем появляются и отечественные мастера. Высокого уровня скульптура достигла в Золотой век Екатерины II . Далее её развитие продолжалось, совершенствовалось, и сегодня скульптура- один из популярных жанров культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Живопись, архитектура, скульптура

Основные тенденции искусства в это время – переход от барокко (сере­дина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.).

  1. Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зу­бов. Основными жанрами живописи были исторический (А. П. Но­сенко, Г. И. Угрюмов), портретный (И. Н. Никитин, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Л. Г. Левицкий, В. Л. Боровиков­ский), пейзажный (С. Щедрин, М. Иванов), сцены из народной жиз­ни (М. Шибанов). Народная живопись развивалась в виде лубоч­ных картинок.
  2. XVIII в. – время появления русской скульптуры (в том числе из-за государственных нужд), в которой сначала господствовало барокко (бюсты Петра I и А. Д. Меншикова Б. К. Растрелли), а со второй по­ловины века – классицизм (памятник Петру I – «Медный всадник» скульптора Э. М. Фальконе). Великие русские скульпторы XVIII в. – Ф. И. Шубин (бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, статуя «Екатери­на II – законодательница»), М. И. Козловский (памятник А. В. Суво­рову, статуя Самсона для большого каскада фонтанов в Петергофе).
  1. Среди тенденций развития архитектуры выделяются:
  • господство гражданской (светской) архитектуры (особенно го­сударственных учреждений и общественных зданий);
  • переход к регулярному градостроительству и ансамблевой за­стройке городов;
  • переход от барокко – нарышкинского и петровского (Петро­павловский собор и здание Двенадцати коллегий Д. Трезини при Петре I, Зимний дворец и Смольный институт в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе В. В. Растрелли) – к классицизму второй половины XVIII в. (Дом Пашкова в Москве и Михайловский замок в Петербурге В. И. Баженова, здание Сената в Московском Кремле, Московского университета и дома князей Долгоруких М. Ф. Казакова, Таврический дворец И. Е. Старова) и сентимен­тализму (парки конца XVIII в.). После Манифеста о вольности дворянской 1762 г. появляется архитектурный и культурный феномен дворянской усадьбы.

Вывод: новый подход государства к науке, образованию и культуре и распространение европейских образцов позволили вывести русскую культуру в XVIII в. на качественно новый уровень, создать фундамент для золотого века русской культуры.

Здесь искали:

  • живопись и скульптура 18 века в россии
  • живопись и скульптура 18 века
  • архитектура и скульптура 18 века

Светская скульптура в России начала развиваться в первой четверти XVIII в., благодаря петровским преобразованиям. При Петре I в России работали иностранные мастера из Италии, Франции, Германии, Австрии. Они создавали скульптурные произведения, которыми украшались строившиеся дворцы и парки.

В петровскую и постпетровскую эпохи наиболее известным скульптором в России был Карло-Бартоломео Растрелли (1675-1774). Флорентиец, работавший в Париже, в 1716г. был приглашен в Россию, где он в полной мере сумел реализовать свой талант. Начинал Растрелли как архитектор, однако его художественные достижения лежат в сфере скульптуры. Растрелли создал целую галерею скульптурных портретов Петра I и деятелей его эпохи.

Шедевром скульптора стал созданный при жизни государя бронзовый бюст, на котором Петр изображен в парадных доспехах с лентой ордена Андрея Первозванного. Портрет отличается строгой торжественностью, богатством пластической моделировки.

Растрелли участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе и в работах по созданию модели Триумфального столпа в честь победы в Северной войне.

После смерти Петра I, в 40-х гг. XVIII в. К. Б. Растрелли был создан первый монументальный памятник российскому императору. Конная статуя представляет Петра I воином - триумфатором, увенчанным лавровым венком.

Во второй половине XVIII в. скульптура достигла значительных успехов. Развивались такие жанры, как монументальная, портретная, садово-парковая, анималистическая и мемориальная скульптура.

Главным художественным стилем этого времени был классицизм.

Славу талантливого скульптора во второй половине XVIII в. по праву завоевал Федот Иванович Шубин (1740- 1805). Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 г., благодаря поддержке М. В. Ломоносова, земляком которого он был, Шубин приехал в Петербург. По рекомендации И. И. Шувалова способного юношу, работавшего при царском дворе истопником, определили в Академию художеств, где он учился в 1761-1767гг., а затем совершенствовал свое мастерство в «статуйном художестве» в Париже и Риме. Шубиным были выполнены скульптурные портреты Екатерины II, Павла I, И. И. Шувалова и др. С особой любовью скульптор выполнил мраморный бюст своего покровителя М. В. Ломоносова.

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810) , получивший образование в скульптурных классах Академии художеств, был автором рельефов для фасадов и интерьеров Останкинского дворца в Москве, для фасадов Казанского собора в Петербурге, изваял мраморные надгробия князей Голицыных, руководил отливкой бронзовых статуй для фонтанов Петергофа.

Михаил Иванович Козловский (1753-1802) принадлежал к поколению, завершавшему развитие русской скульптуры XVIII века. Его творчество проникнуто идеями просветительства, гуманизмом и яркой эмоциональностью. Ему принадлежат такие скульптуры, как «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненной им для Большого каскада в Петергофе, «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» и др. Наибольшей известностью из произведений Козловского пользовался памятник А. В. Суворову, воздвигнутый в 1799-1801 гг. на Марсовом поле в Петербурге. Решенный в классическом стиле монумент отражает не столько личность великого полководца, сколько идею военного триумфа России.

Среди русских скульпторов второй половины XVIII века известностью пользовались Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825), Иван Прокофьевич Прокофьев (1757-1828) и др.

Из иностранных скульпторов, работавших в России в 1760-1770-х гг., наиболее значительным был француз Этьен Морис Фальконе (1716-1791) .

Приехавший в 1766 году в Россию по рекомендации известного философа Д. Дидро скульптор, прославился конной статуей Петру I , установленной на Сенатской площади в Петербурге в 1782 г. (Скульптура выполнена совместно с его ученицей М. Колло). За этим памятником закрепилось название «Медный всадник». На памятнике по-латыни написано: «Петру I - Екатерина II». Этим императрица хотела подчеркнуть, что она является продолжательницей деяний Петра I.

Памятник Фальконе Петру I, по словам исследователей (А. Г. Ромм), «затмил все, что было создано скульптором ранее, и все конные статуи его предшественников. Все необычайно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьба.

Вторая четверть XVIII в. — время раз-вития такого вида искусства, как скульп-тура. Крупнейшим российским скульптором оставался Бартоломео Карло Растрелли, отец упомянутого выше архитектора. Самым из-вестным произведением этого автора является монументальная группа «Анна Иоанновна с арапчонком».

Анна Иоанновна с арапчонком

В этом скульптурном произведении нашли своё отражение как торжественная парадность и декоративная пышность, свойственные ба-рокко, так и удивительная правдивость и выра-зительность образа. Горностаевая мантия, роскошное платье, усыпанное жемчугом и брил-лиантами, драгоценный скипетр — все свиде-тельствует о богатстве императрицы. Её вели-чавая поза символизирует державную мощь и силу империи. Для большей убедительности Растрелли использует излюбленный приём ба-рокко — контрастное сопоставление фигур мощной императрицы и маленького изящного арапчонка.

Этьен Морис Фальконе

Из зарубежных мастеров наибольшую известность снискал Этьен Морис Фальконе(1716-1791), автор самого знаменитого памятника, установленного в Санкт-Петербурге, — «Медного всадника». Скульп-тор хотел «показать людям прекрасный образ законо-дателя, простирающего свою десницу над страной».

Медный всадник

7 августа 1782 г. тысячи петербуржцев устремились к Сенатской площа-ди. Там стоял закрытый щитами монумент, вокруг которого выстроились войска. Толпа гудела от нетерпения. Наконец в небо взмыла ракета. Дере-вянные щиты рухнули. С Петропавловской и Адмиралтейской крепостей, с кораблей, стоявших на Неве, ударили пушки. Загремела музыка оркестра. В столице был открыт памятник Петру I работы французского скульптора Фальконе.