Определение слова мозаика по истории. Мозаика - это изюминка интерьера




Из всех спутников Солнечной системы можно выделить несколько самых необычных. Все они имеют некоторые интересные особенности, о которых пойдет речь ниже.

Ганимед - самый крупный спутник

Спутник Юпитера Ганимед сам по себе очень напоминает Луну, но он гораздо больше и является самым крупным спутником всей солнечной системы. Еще одна его особенность - наличие магнитных полюсов. Ганимед немного крупнее Меркурия и немножко меньше Марса, его можно было бы принять за планету, если бы он также вращался бы вокруг Солнца.

Ганимед

Миранда - не самый привлекательный спутник

Спутники Урана не отличаются презентабельностью. Очень выделяется из всех этих спутников спутник под названием Миранда. Название у него красивое, а вот внешний вид не очень. Однако если рассмотреть поверхность Миранды повнимательнее, там обнаруживается наиболее разнообразный ландшафт в Солнечной системе: гигантские хребты чередуются с глубокими равнинами, а некоторые каньоны в 12 раз глубже знаменитого Гран-Каньона!

Миранда

Каллисто – чемпион по кратерам

Спутник Юпитера Калисто сразу представляется мертвой планетой, которая не имеет никаких признаков жизни. Очень много метеоритов падало на данный спутник и, соответственно, все они оставили после себя следы, которые теперь представлены в виде кратеров на спутнике. Это и является главной отличительной особенностью Калисто. На нем расположено самое большое количество кратеров из всех планет и спутников Солнечной системы.

Каллисто (внизу и слева), Юпитер (наверху и справа) и Европа (ниже и левее Большого Красного Пятна)

Дактиль – спутник астероида

Дактиль - это спутник, главной отличительной особенностью которого является то, что он самый маленький из всех спутников солнечной системы. Его длина всего лишь 1,6 км, но он вращается вокруг астероида. Дактиль - это спутник Иды. Согласно древне-греческому мифу, Идой называлась гора, в которой проживали крошечные существа - дактили.

Астероид Ида и его спутник Дактиль

Эпиметей и Янус – вечная гонка

Два спутника Сатурна в далеком прошлом были одним целым, но после раскола они стали двигаться почти по одной орбите, каждые четыре года меняясь местами и чудом избегая столкновения.

Эпиметей и Янус

Энцелад-кольценосец

Энцелад является одним из самых крупных спутников Сатурна. На него падает и отражается почти весь солнечный свет, в следствии чего его считают самым рефлектирующим объектом Солнечной системы. На Энцеладе имеются гейзеры, выбрасывающие водяной пар и пыль в открытый космос. Ученые считают, что именно по причине вулканической деятельности своего спутника Сатурн обзавелся кольцом Е, через которое пролежит орбита Энцелада.

Кольцо Е и Энцелад

Тритон - спутник с уникальными вулканами

Тритон самый большой спутник Нептуна. Отличается этот спутник от других тем, что он вращается вокруг планеты в направлении обратном ее вращению вокруг Солнца. Тритон имеет большое количество вулканов, которые выбрасывают не лаву, воду и аммиак, которые мгновенно после этого замерзают.

Тритон

Европа – спутник-океан

Европа - это спутник Юпитера, который имеет самую ровную поверхность. Это особенность связана тем, что Европа вся покрыта океаном, а на его поверхности есть тонкий слой льда. Подо льдом имеется огромнейшее количество жидкости - в несколько раз больше, чем на Земле. Некоторые исследователи, которые занимаются изучение данного спутника пришли к выводу, что в океане Европы может быть жизнь.

Европа

Ио – вулканический ад

На спутнике Юпитера Ио постоянно происходит вулканическая активность. Это связано с самой природой планеты Юпитер, в следствии чего недра спутника подвержены нагреву. На поверхности имеется более 400 вулканов, причем вулканообразование происходит непрерывно, их с легкостью можно заметить, пролетая мимо. Но по этой же причине на поверхности Ио практически не заметны кратеры, поскольку их заполняет лава, которая извергается из вулканов.

Tитан – лучший кандидат на колонизацию

Спутник Сатурна Титан является самым непредсказуемым и уникальным спутником. Давно доказано, что он имеет более плотную атмосферу, чем на Земле. В составе которой имеется азот, метан и другие газы. Долгое время было неизвестно, что же скрывается под этими густыми облаками спутника, и только после того как аппарат сделал снимки, стало ясно, что там расположены реки и озера метоновой и титановой природы. Предполагается, что на Титане также имеются подземные водоемы, что вкупе с низкой гравитацией делает его лучшим кандидатом на колонизацию землянами.

Верхние слои атмосферы Титана и южный полюс Сатурна

Наука

В нашей Солнечной системе имеется огромное количество различных космических тел, среди которых 200 крупных спутников, вращающихся вокруг основных планет, карликовых планет и даже вокруг астероидов. Многие из этих спутников обладают любопытными особенностями. В этой статье вы сможете познакомиться с 10 самыми интересными спутниками нашей звездной системы и узнать об их особенностях.


1) Нереида, спутник Нептуна


Нереида был открыт в 1949 году Джерардом Койпером. Это третий по размерам спутник Нептуна. Он имеет самую эксцентрическую орбиту из всех спутников Солнечной системы. Из-за этого расстояние между планетой и ее спутником сильно варьируется. Спутник может подлететь к Нептуну самое близкое на 1,4 миллионов километров. Дальше всего он может удалиться на расстояние 9,6 миллионов километров. Чтобы сделать один оборот вокруг Нептуна, учитывая такое далекое расстояние от него, Нереиде требуется 360 земных суток.

2) Мимас, спутник Сатурна


Этот небольшой спутник был открыт в 1789 году Уильямом Гершелем. Средний диаметр этого объекта составляет около 400 километров. Мимас примечателен тем, что на его поверхности имеется гигантский кратер Гершель диаметром около 130 километров и глубиной 10 километров. Гершель не самый крупный кратер спутников Солнечной системы, однако он очень необычный. Кратер покрывает одну треть поверхности Мимаса и делает его похожим на станцию Звезда смерти из "Звездных воин".

3) Япет, спутник Сатурна


Обнаруженный в 1671 году Джованни Кассини , спутник Сатурна Япет был признан одним из самых странных спутников Солнечной системы. Диаметр Япета составляет в среднем 1460 километров. Отличительной особенностью этого спутника является то, что он имеет участки разного цвета, которые по-разному отражают свет. Одна половина планеты черная как уголь, когда как другая половина исключительно светлая и яркая. Из-за этого мы можем наблюдать спутник, только когда он появляется по одну сторону от планеты. На Япете также имеется горный хребет – экваториальное горное кольцо, которое достигает в высоту около 10 километров и опоясывает объект по его экватору. Ученые выдвинули 2 гипотезы, объясняющие появление этих гор. По одной версии кольцо сформировалось в начале существования спутника, когда Япет вращался намного быстрее, чем сейчас. Другие ученые полагают, что горная цепь образовалась из материала другого спутника, который принадлежал самому Япету, но разбился, а его обломки осели на экваторе Япета.

4) Дактиль, спутник астероида Ида


Обнаруженный в 1995 году с помощью космического корабля Галилей , спутник астероида Ида – Дактиль - имеет около километра в диаметре. Этот спутник примечателен тем, что он оказался первым обнаруженным спутником, вращающимся вокруг астероида. Ученые пока точно не могут сказать о происхождении этого спутника и не знают, является ли он частью родного астероида, либо был когда-то захвачен этим астероидом. Дактиль доказывает существование спутников у астероидов. После этого ученые заметили еще два десятка подобных спутников у разных других астероидов Солнечной системы.

5) Европа, спутник Юпитера


Европа был обнаружен Галилео Галилеем в январе 1610 года. Он совсем немного меньше нашей Луны. Поверхность Европы поразительна, она изрезана темными пересекающимися линиями. Ученые предполагают, что линии представляют собой трещины и разломы ледяного панциря Европы. Возможно, трещины образовались из-за влияния Юпитера и остальных вращающихся вокруг планеты спутников. Под толстым слоем корки льда на Европе, возможно, находится океан жидкой соленой воды, который и делает спутник особенным. В отличие от Земли, считается, что на Европе очень глубокий океан, поэтому он покрывает весь спутник полностью. Так как Европа расположен довольно далеко от Солнца, его океан замерз, образуя кору толщиной около 100 километров. Возможно, из-за внутренней более высокой температуры вода под коркой льда может оставаться жидкой.

6) Энцелад, спутник Сатурна


Энцелад является шестым по величине спутником Сатурна. Он не самый крупный, однако имеет ряд любопытных особенностей. Энцелад открыл в 1789 году Уильям Гершель . Он является самым ярким космическим телом Солнечной системы и отражает 100 процентов солнечного света от своей поверхности. Этот факт делает его одним из самых холодных мест, температура на поверхности спутника около минус 200 градусов Цельсия. Как видно на снимке, на этом спутнике имеется какое-то количество ударных кратеров, однако есть и довольно гладкие области, которые указывают на то, что в геологически недалеком прошлом поверхность спутника выровнялась. На южном полюсе спутника имеются крупные темные разломы, которые также говорят о недавней геологической активности. Из этих разломов выпускаются тонны материала, из которого состоит кольцо Сатурна E.

7) Ио, спутник Юпитера


Ио был обнаружен в январе 1610 тем же Галилео Галилеем. Он немного больше нашей Луны. Ио является самым вулканически активным местом Солнечной системы. Спутник покрыт множеством вулканов, которые выпускают струи веществ на расстояние около 300 километров над поверхностью. Обычно объект такого размера должен был бы прекратить вулканическую деятельность еще очень давно, но из-за орбитальных резонансов Ио с Юпитером, Европой и Ганимедом, в недрах спутника происходит приливной разогрев. Если опустить подробности, можно сказать, что повышенная вулканическая активность спутника связана с расположенными поблизости космическими телами и составом его внутренних характеристик. Приливной разогрев заставляет большую часть лежащего под поверхностью вещества оставаться в жидкостном состоянии, что постоянно меняет поверхность спутника.

8) Титан, спутник Сатурна


Титан - единственный спутник помимо нашей Луны, на поверхности которого приземлился космический аппарат. Он был открыт в 1655 году Христианом Гюйгенсом. Титан является вторым по величине спутником в Солнечной системе. Он покрыт плотной туманной атмосферой, состоящей в основном из метана, азота и этана. Этот спутник известен тем, что на нем имеется атмосфера, похожая на атмосферу планеты. Также это единственное место в Солнечной системе, где, как доказали ученые, на поверхности имеется жидкость, хотя эта жидкость далеко не вода, а метан.

9) Тритон, спутник Нептуна


Тритон был открыт в октябре 1846 года астрономом Уильямом Ласселом, через 17 дней после открытия самого Нептуна. Это самый крупный из спутников планеты Нептун. Тритон отличается тем, что является единственным крупным спутником в Солнечной системе, который вращается вокруг планеты в направлении, обратном вращению самой планеты. Это наводит на мысль, что Тритон – захваченный Нептуном спутник, потому что все естественные спутники в Солнечной системе вращаются в ту же сторону, что и их планеты. Единственное, что ученые пока не могут прийти к единому мнению по поводу того, каким образом Нептун захватил такое крупное тело на свою орбиту. Тритон является одним из самых холодных мест в Солнечной системе. Когда "Вояджер-2" полетал мимо него в 1989 году, он обнаружил, что температура Тритона оставляет минус 235 градусов Цельсия, то есть она близка к абсолютному нулю. "Вояджер-2" также помог обнаружить на Тритоне активные гейзеры, поэтому Тритон считается одним из немногих геологически активных спутников в Солнечной системе.

10) Ганимед, спутник Юпитера


Обнаруженный в 1610 году Галилео Галилеем , Ганимед является самым крупным спутником в Солнечной системе. Он больше планеты Меркурий, а также его размер составляет около трех четверных Марса. Он настолько большой, что его можно было бы считать планетой, если бы он вращался не вокруг Юпитера, а вокруг Солнца. Примечательной особенностью этого спутника является то, что он единственный спутник в нашей системе, который имеет свое собственное магнитное поле. У него расплавленное железное ядро, благодаря которому и возникает магнитное поле. В 1996 году космический телескоп Хаббл обнаружил тонкий слой кислорода вокруг спутника, однако он настолько тонкий, что не может поддерживать жизнь.

Мозаика Мозаика

(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора мозаики: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).

Древнейшие сохранившиеся мозаики - орнаменты из разноцветных глиняных кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (так называемый "Штандарт" из Ура, около 2600 до н. э., Британский музей, Лондон). Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно-белым композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и после набора отшлифованным ("Дионис на пантере", IV в. до н. э., Музей, Пелла). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; в церкви Успения в Дафни, вторая половина XI в.) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов (например, мозаики Софии храма в Константинополе). Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии (Мозаики Гелатского монастыря, XII в.), Древней Руси (Мозаики XI-XII вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаментальные мозаики С XIII в. мозаики в Европе постепенно вытесняются стенными росписями. В XVI в. в Италии возникает так называемая флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII в. чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековых Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая мозаика (среди лучших образцов - полихромная, с преобладанием голубых и синих тонов, с изящными растительным и эпиграфическим орнаментами облицовка зданий в Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было основано мозаичное отделение, основной задачей которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора. Мастера "модерна" и национально- романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём современной мозаики, наметившийся в 30-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди произведений художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентийские - Г. И. Опрышко; в 60-80-х гг. яркие образцы мозаики создавали Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, З. К. Церетели, В. Б. Эльконин и др.

Литература: В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; А. В. Виннер, Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; А. П. Чубова, А. П. Иванова, Античная живопись, (М., 1966); В. Е. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L, 1947; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

моза́ика

Разновидность монументальной живописи , древнейшая из живописных техник. Изображение в мозаике выкладывается цветными камешками или кусочками смальты, вдавленными во влажную штукатурку или цемент. Важнейшим достоинством мозаики является её долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света.


Уже в 3-м тыс. до н. э. в Междуречье здания украшали мозаическими узорами из кусочков глиняных плиток, раковин и лазурита. Античные мозаичисты использовали морские камешки, которые укладывались по заранее намеченному рисунку. Подобными изображениями украшены полы римских терм , домов в Помпеях и т. д. В раннехристианский период мозаика набиралась из кусочков специального цветного стекла (смальты) и полудрагоценных камней (порфира, халцедона, ляпис-лазури и др.) на золотом фоне. Золотой фон получали, прокладывая тончайшее листовое золото или золотую фольгу между кусочками бесцветной смальты. Таинственное мерцание золотого фона, символизировавшего Божественный свет, создавал особое, мистическое настроение в христианском храме. Мозаики «оживали» в свете попадающих на них солнечных лучей, переливаясь драгоценным сиянием и создавая для верующих зримый образ Рая на земле [мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.; церкви Успения в Дафни, вторая пол. 11 в.; монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами), нач. 14 в.; Софии Киевской, 11 в., и др.]. С 13 в. в Западной Европе мозаика начинает вытесняться фреской . В период Высокого Возрождения в Италии для украшения мебели использовалась т. н. флорентийская мозаика, узор которой составлялся из цветных отшлифованных и вырезанных по шаблону камней. В 18 в. распространилась мозаика из узких продолговатых кусочков смальты, имитировавшая масляную живопись . В мусульманских странах получила распространение мозаика из цветных майоликовых плиток (храмы Бухары и Самарканда).


В России в 18 в. искусство мозаики пытался возродить М. В. Ломоносов, который наладил производство смальты на заводе под Санкт-Петербургом и выполнил большую мозаику «Полтавская битва». В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров-мозаичистов. Очередное возрождение искусство мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди , мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля – в России). В 20 в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов , А. А. Дейнека , П. Д. Корин , Н. А. Андронов и др.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Мозаика" в других словарях:

    - (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    мозаика - Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества

    - (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля

    См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 … Словарь синонимов - см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    - (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи … Современная энциклопедия


Керамических плиток и других материалов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Машинки. Весёлая мозаика. Собираем машинки из мозаики.

    Мастер- класс МОЗАИКА ЗА ОДИН ДЕНЬ

    ✪ Мозаика своими руками

    ✪ 1.5. Все о мозаике. Техники набора мозаики.

    ✪ творческий лагерь "Мозаика" короткометражка "Друг"

    Субтитры

История

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигзаги») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, чёрным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник.

Античность

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма , когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи . Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Средневековая Европа

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера . Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.
В Германии с этим материалом в 1750-1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактуры находится в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское .

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке - разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе » (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви , сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика Эмо де Бриар . Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе , одна из значимых фигур французского течения ар-нуво , использовал её при создании многих своих работ. Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства , но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов . Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику . Во влажном климате Санкт-Петербурга , построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи , а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила , свечей и лампад . Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств (В. Е. Раев , Е. Г. Солнцев , И. С. Шаповалов, С. Ф. Федоров) в Рим - учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана . С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах , орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове , становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты - трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить - смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве мозаичных материалов используются традиционные - природный камень, смальта , керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом . Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего - интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец - художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров - по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл - для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит - для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.