В чем заключается внутренняя драма героев пьесы. Характеристика героев “На дне”




Социально-философская драма “На дне”, написанная М. Горьким в начале ХХ века, затронула важнейшие проблемы общества, показала жизнь самых низких слоев населения России.

Герои пьесы – отчаявшиеся люди, ставшие завсегдатаями похожей на пещеру ночлежки. Это место является для них приютом и вместе с тем – тюрьмой, поскольку каждый знает, что уже не выберется с этого “дна”. Постояльцы осознают бедственное положение, между ними и миром лежит пропасть, оборваны все связи: семейные, духовные, социальные. У каждого имеется собственная жизненная драма, ставшая причиной падения.

Обитателям ночлежки не чужды обычные чувства, они любят и ненавидят, мечтают, разочаровываются и главное – мыслят.

Нередко они делают интересные умозаключения, отражающие внутренние переживания. К примеру, Барон видит утешение в том, что “все уже было! Прошло-кончено!”, он больше ничего не ждет от жизни. Для картузника Бубнова смысл нынешнего бытия заключен в горькой: “Вот я выпил – и рад”. Но истинным философским талантом обладает бывший телеграфный служащий Сатин, рассуждающий

о предназначении человека. Фраза героя “Человек – это звучит гордо!” стала общеизвестной.

Действующие лица живут грезами и воспоминаниями, но абсолютно ничего не предпринимают к изменению ситуации. Причины попадания на “дно” у всех разные, но внутреннее состояние схоже. Проведенные в ночлежке годы наложили отпечаток на характеры обитателей: сердца ожесточились, души огрубели. Они успели смириться с обстоятельствами и стали равнодушны к своим судьбам.

Привычная жизнь меняется с появлением в ночлежке странника Луки. Этот персонаж успокаивает каждого, дает ложную надежду на лучшую жизнь. Однако вместе с исчезновением Луки пропадает и позитивный настрой ночлежников.

Таким образом, автор раскрывает перед читателем настоящую социальную трагедию. Он показывает, что живущие прошлым люди, не готовые проявлять твердость и меняться, обречены на прозябание. В отсутствии внутреннего стержня и постоянных думах о былом и заключена внутренняя драма обездоленных героев пьесы.


Другие работы по этой теме:

  1. Пьеса Максима Горького “На дне” – социально-философская драма. “Дно” – это прообраз всей России, ведь герои пьесы выходцы из различных сословий. Бубнов в прошлом владел...
  2. Над пьесой “На дне” Максим Горький работал в 1902 году. Начало ХХ века было сложным для России временем: повсюду царили бедность, бесправие и безысходность, человеческая...
  3. Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все...
  4. ­Мое отношение к Луке Социально-философское произведение “На дне” Максима Горького является одним из лучших его творений. Написанное в 1901-1902 гг., оно блестяще отражало переходный период...
  5. Спор о возможностях человека и о смысле его жизни лежит в основе пьесы “На дне” Максима Горького. Действие пьесы происходит в месте, оторванном от мира...
  6. ­Опыт и ошибки Пьеса Максима Горького “На дне” была написана в непростое для России время, в так называемый переходный период. Первоначально автор называл ее “Ночлежка”,...
  7. Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. Она имела большой успех и была поставлена на сценах многих театров, российских и зарубежных, –...

Поднимая социальные проблемы, драма “На дне” одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить два конфликта. Первый - социальный: между хозяевами ночлежки и босяками, второй - философский, затрагивающий основные вопросы бытия, - разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.

Мир ночлежки - это мир “бывших людей”. Раньше они принадлежали к разным слоям общества: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка, и вор. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь “всплыть” на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир “настоящих людей”. Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода “со дна” нет - это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. И все равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств - открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смириться? Вот это три основные позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке - Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена циничная правда факта. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить. “Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты. Чего жалеть?” Мечты для него - стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон, “у всех людей - души серенькие, все подрумяниться желают”. Философия Бубнова - философия безысходности, царящей “на дне”.

С появлением Луки атмосфера в ночлежке меняется. Странник Лука, по-моему, самый сложный и интересный персонаж в пьесе. Старик с каждым находит верный тон: Анну утешает небесным счастьем после смерти, толкует, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла уговаривает уехать в Сибирь: там найдется место для сильных и целеустремленных людей. Настю успокаивает, притворяясь, будто верит в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом то, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Изначально его идеи основаны на неверии в возможности человека: для него все люди слабы, мелки, а потому нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть “обухом” для слабого. Иногда лучше обмануть человека вымыслом и вселить в него веру в будущее. Но это философия рабской покорности, недаром Сатин называет ложь “религией рабов и хозяев”: “одних она поддерживает, другие - прикрываются ею”.

Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее, не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых поверившие ему уже не могли нормально продолжать жить. Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его финальном монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью... уважать надо!” Герой убежден в следующем: необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. “Все - в человеке, все - для человека”. Сатин, несомненно, симпатичен автору. В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: “Человек - свободен, он за все платит сам”. Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.

Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли подобные “примиряющие” философы в реальной жизни или они несут зло. Поразительно, как с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы “На дне” Лука с его безграничной жалостливостью к людям был почти отрицательным героем, поскольку “потакал” их слабости, то в наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, странник получил “вторую жизнь” и воспринимается как истинно добрый персонаж. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это все свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса “На дне” относится к тем произведениям, которые не стареют, и каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.2. Какое место в ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» за­ни­ма­ет образ Пла­то­на Каратаева?

С17.3. В чём за­клю­ча­ет­ся внут­рен­няя драма ге­ро­ев пьесы М. Горь­ко­го «На дне»?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

С17.1. Ка­ко­во от­но­ше­ние ав­то­ра «Слова о полку Игореве» к опи­сы­ва­е­мым им событиям?

Существует мно­же­ство пред­по­ло­же­ний о том, кто был ав­то­ром «Слова о полку Игореве». Им мог быть монах, так как в то время са­мы­ми об­ра­зо­ван­ны­ми лю­дь­ми были монахи, или при­бли­жен­ным князя. Ав­то­ром мог быть храб­рый дружинник, по­то­му что так ярко и точно может опи­сать сра­же­ния толь­ко тот, кто сам при­ни­мал уча­стие на них. С тон­ким зна­ни­ем дела опи­сы­ва­ет он кар­ти­ны сражений, ярко ри­су­ет об­ра­зы кня­зей и дружинников, но с не мень­шей силой и сим­па­ти­ей рас­ска­зы­ва­ет он о том, как во вре­ме­на кня­же­ских меж­до­усо­биц «ретко ра­та­е­ве кикахуть», вот по­че­му нель­зя не от­ме­тить едва ли не самую важ­ную черту ав­то­ра «Слова» -патриотизм, не­под­дель­ную обес­по­ко­ен­ность судь­бой своей Родины. Кроме того, автор пред­ста­ет перед нами как тон­кий психолог: он точно пе­ре­да­ет пе­ре­жи­ва­ния лю­бя­щей жены в плаче Ярославны, со­мне­ния князя Игоря перед побегом. С уве­рен­но­стью можно утвер­ждать лишь одно: кем бы ни был автор «Слова о полку Игореве», мо­на­хом или сме­лым воином, он, безусловно, яв­лял­ся вы­да­ю­щим­ся че­ло­ве­ком сво­е­го времени.

C17.2. Какое место в ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» за­ни­ма­ет образ Пла­то­на Каратаева?

В об­ра­зе Пла­то­на Ка­ра­та­е­ва Тол­стой изоб­ра­зил мирное, доброе, ду­хов­ное начало, пре­дель­но усилил, укре­пил в нем черты про­сто­го рус­ско­го человека, сде­лал его оли­це­тво­ре­ни­ем всего доброго, русского, круглого. В Пла­то­не Ка­ра­та­е­ве мы видим гар­мо­нию внут­рен­ней жизни, ко­то­рая да­ет­ся без­гра­нич­ной верой в волю Бога на все про­ис­хо­дя­щее на Земле, верой в то, что все равно в конце кон­цов по­бе­дят добро и справедливость, от­сю­да его не­про­тив­ле­ние злу на­си­ли­ем и при­ня­тие всего, что бы ни происходило. Важно еще то, что «жизнь его, как он сам смот­рел на нее, не имела смыс­ла как от­дель­ная жизнь. Она имела смысл толь­ко как ча­сти­ца целого, ко­то­рое он по­сто­ян­но чувствовал». Пла­тон Ка­ра­та­ев во­пло­ща­ет собой тот ми­ро­вой закон, к по­сти­же­нию ко­то­ро­го стре­мят­ся лю­би­мые герои Толстого. Не­смот­ря на то, что в огром­ном романе-эпопее этот герой за­ни­ма­ет срав­ни­тель­но не­мно­го места, зна­че­ние его очень велико. Он важен нам и сам по себе, и осо­бен­но по той роли, ко­то­рую он сыг­рал в судь­бе Пьера Безухова. Пла­тон Ка­ра­та­ев помог ему по­нять смысл жизни, об­ре­сти со­гла­сие и мир с самим собой и людьми.

C17.3. В чём за­клю­ча­ет­ся внут­рен­няя драма ге­ро­ев пьесы М. Горь­ко­го «На дне»?

В пьесе «На дне» Горь­кий по­ка­зы­ва­ет людей, слом­лен­ных жизнью, об­ре­чен­ных на гибель. Про­бле­ма­ти­ка про­из­ве­де­ния рас­кры­ва­ет­ся не столь­ко в дей­ствии (мир ноч­леж­ки как бы застыл, со­бы­тий про­ис­хо­дит не так уж много), сколь­ко в раз­го­во­рах персонажей. Ос­нов­ной фи­ло­соф­ской про­бле­мой яв­ля­ет­ся спор о правде. Эти споры ве­дут­ся между оби­та­те­ля­ми ноч­леж­ки на про­тя­же­нии всей пьесы и, пре­жде всего, между Лукой и Сатиным. На­пря­мую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей ло­ги­кой раз­ви­тия сю­же­та стал­ки­ва­ют­ся их мировоззрения. Фи­ло­со­фия Луки ос­но­ва­на на том, что вера может и часто долж­на за­ме­нить ре­аль­ную правду, так как по­мо­га­ет че­ло­ве­ку уйти от страш­ной ре­аль­но­сти в мир пре­крас­ных иллюзий. Вроде бы, ис­ти­на на его стороне, и про­бле­ма решена: лучше ро­зо­вые очки, чем страш­ная реальность. Но в самый важ­ный мо­мент для оби­та­те­лей ночлежки, когда у мно­гих за­ро­ди­лась вера во что-то лучшее, ста­рик исчезает. Раз­бу­жен­ные Лукой люди всту­па­ют в кон­фликт с внеш­ним миром и из­ме­нить свое пла­чев­ное по­ло­же­ние не могут: Актер - повесился, Пепел - в тюрьме, Анна - умерла.

Этим тра­гич­ным фи­на­лом Горь­кий показывает, что Лука был не прав. Ро­зо­вые очки раз­би­ва­ют­ся при встре­че со страш­ной реальностью, и та ка­жет­ся еще страшнее, по­сколь­ку ухо­дит вера. Фи­ло­со­фию Луки от­вер­га­ет Сатин: «Ложь - ре­ли­гия рабов и хозяев. Прав­да - бог сво­бод­но­го человека!» В одном Сатин со­гла­сен со странником: «Человек - вот правда!» Но не при­ем­лет его жалости, по­сколь­ку та уни­жа­ет личность. Рас­суж­дая о зна­че­нии человека, герой утверждает, что судь­ба - дело рук и мозга каждого.

Трагедия не­сбы­точ­но­сти на­дежд от­ра­же­на в каж­дом герое. Бремя об­ще­го бес­си­лия тащит «на дно» всех пер­со­на­жей Горького. Про­бле­ма су­ро­вой прав­ды и спа­си­тель­ной лжи в про­из­ве­де­нии не решена, она лишь поставлена, как это свой­ствен­но мно­гим про­из­ве­де­ни­ям рус­ской литературы, ста­вя­щей во­про­сы и пред­ла­га­ю­щей чи­та­те­лям самим ис­кать ответы.

С17.4. Нравы чиновничества на страницах русской литературы (на примере двух-трёх произведений).

В русской литературе и XIX и XX века чиновничество предстаёт не в самом выгодном для себя цвете, являя в своих рядах образцы подлости, лицемерия, чинопоклонства.

О нравах в России начала 30-х годов прошлого века пишет Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор». Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России.

Очень похожи на чиновников из «Ревизора» чиновники гоголевских «Мёртвых душ», чиновники из «Горя от ума» Грибоедова, «слуги народа» советской эпохи из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Чиновники из романа «Мастер и Маргарита» - существа в высшей степени бессовестные, погрязшие в собственнических интересах. Степан Лиходеев - опустившийся тип, пьёт, гуляет, не задумываясь, пускает в варьете сомнительных артистов. «Чиновники от литературы», являясь властью для «рядовых» писателей, истинных художников, творцов, подчиняются директивам сверху и одним росчерком пера запрещают творить, не задумываясь, что, лишая возможности писать, они лишают настоящего мастера жизни.