Истинные и ложные ценности в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"




сочинение на тему "Истинные и ложные ценности" в романе Л.Н.Толстого "Война и Мир"

Ответы:

Тут же писать нужно. Просто могу привести пример, например Болконский в начале романа у него была ценность стать главным, славу хотел но позже понял истинную цель! Ложная ценность это в этом романе любовь!

Похожие вопросы

  • Собрали 456,3 кг яблок и груш. Яблоки разложили в 9 ящиков по 23,5 кг в каждый, а груши-поровну в 12 корзинок. Сколько килограммов груш было в каждой корзине?
  • индустриальное общество выпишите новые проблемы плизз срочно(((
  • растение у которого всё на пять
  • Для транс­пор­ти­ров­ки 45 тонн груза на 1300 км можно вос­поль­зо­вать­ся услу­га­ми одной из трех фирм-пе­ре­воз­чи­ков. Сто­и­мость пе­ре­воз­ки и гру­зо­подъ­ем­ность ав­то­мо­би­лей для каж­до­го пе­ре­воз­чи­ка ука­за­на в таб­ли­це. Сколь­ко руб­лей при­дет­ся за­пла­тить за самую де­ше­вую пе­ре­воз­ку?
  • способ деления 48на16 (3класс)
  • №1.Какова мощность человека при ходьбе, если за 2 ч он делает 10000 шагов и за каждый шаг совершает 40 Дж работы? (ответ должен быть приблизительно 55 Вт)а решение не знаю. №2.Транспортер за 1 ч поднимает 30 м в кубе песка на высоту 6 м. Вычислите необходимую для этой работы мощность двигателя. Плотность песка 1500 кг\м в кубе Р.S. \-это дробь
  • Почему совершение преступления группой лиц рассматривается в законе как отягчающее вину обстоятельство? Сформулируйте свою точку зрения.
  • Сделайте презентацию про 5 подвиг Геракла пожалуйста!!!
  • Помогите, пожалуйста!! Put the sentences in the right order to make a dialogue. There are two speakers.1) – Yes. I"ll have some salad, roast beef, and mashed potatoes.2) – Sure. Anything to drink?3) – Iced tea, please. And easy on the ice.4) – Are you ready to order now?5) – Do you have coffee or tea? I"d like decaf.6) – Well-done. And easy on the salt, please.7) – How do you want the beef? Rare, medium, or well-done?8) – Yes, we have both. Which one would you like, coffee or tea? What are bagpipes? 1)a kind of bag 2)a kind of traditional British water pipes 3)a musical instrument 4)a dance I... since yesterday and I"m exhausted. 1)work 2)am working 3)was working 4)have been working Form adjective from the following noun.beauty – (9 letters)

Михаил Афанасьевич Булгаков потратил на создание романа «Мастер и Маргарита» десять лет. Он начал писать его в 1929 году, а закончил в 1938 году. На протяжении всего романа мы видим, как менялось сознание писателя, его мысли. Мы можем проследить в произведении и страх, и горе, и радость, и множество других эмоций. Но одно на протяжении всего романа остается неизменным – это отношение автора к человеческим ценностям.

В своем произведении М. А. Булгаков с первых страниц заставляет читателя задуматься об истинных и мнимых ценностях, но что такое ценности? Я считаю, что это человек считает наиболее важным в своей жизни, чему придает большее значение. Для многих людей огромную важность имеют любовь, дружба, семья, вера. Однако в своем романе М.

А. Булгаков показывает нам, что это не всегда так. Есть и люди, ставящие превыше всего деньги, славу, престиж. Я считаю, что конфликт между людьми с мнимыми и людьми с истинными ценностями является одним из главных в произведении.

В первой главе романа Берлиоз с Иваном Бездомным гуляют по патриаршим прудам. Они обсуждают поэму, которую сочиним Иван Николаевич. Редактор «Заказал у поэта большую антирелигиозную поэму», однако в его произведении Иисус получился «как живой», что и не понравилось Берлиозу. Вся эта сцена призвана обличать искусство. Творчество писателей «МАССОЛИТа» является ложным, сделанным на заказ, а это противоречит цели искусства – свободному самовыражению автора, его честному общению с читателем.

Другая ложная ценность, занимающая главное место в романе – деньги.

Равнодушными к ним остаются только Воланд с его свитой, а также Мастер и Маргарита. При выступлении Воланда в Варьете люди ловили деньги, бегали за одеждой. Каждый пытался забрать себе больше, чем другие. За это они и были наказаны: деньги превратились в простую бумагу, а одежда исчезла.

Но ошибочно полагать, что у героев романа нет истинных ценностей. Главными из них в романе являются любовь и вера. Пример Мастера и Маргариты показывает, что любовь способна на многое. Ради Мастера Маргарита терпит мучения на балу, даже не будучи уверенной в том, что ей вернут ее любимого. Ради того, чтобы быть с Мастером, она продает свою душу дьяволу. Маргарита обладает поразительной силой духа, а ее любовь к Мастеру настолько сильна, что, кажется, нет ничего, что могло бы помешать им быть вместе. И даже смерть не может разлучить влюбленных.

Итак, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из ключевых произведений писателя. Он показывает нам, что в мире множество ложных ценностей, и только человек, обладающий истинными ценностями, может справиться с любыми трудностями. Так, Маргарита, сумела отправиться на бал Сатаны ради встречи с Мастером, справиться с болью и страхом и в конце концов обрести счастье и покой со своим любимым.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема урока: Ценности истинные и ложные

· способствовать усвоению учащимися понятий духовных и материальных ценностей, богатства и благотворительности;

· содействовать развитию у школьников умений отличать духовные ценности от материальных;

· помочь детям осознать, почувствовать истинные ценности в жизни человека, воспитывать интерес к изучению предмета «православная культура».

Тип и вид урока:

Урок изучения нового учебного материала, урок-беседа.

Опорные: Божии заповеди, Евангелие, притча.

Новые: слова – «мшелоимство», «благотворительность», «любостяжание», «благотворители»

Способы действий:

Опорные: словесные и наглядные методы обучения

Новые: частично – поисковый метод.

Дидактические материалы и оборудование:

УМК «Православная культура», компьютер, карточки для самоанализа учащихся

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята; мы начинаем наш урок православной культуры. Сегодня у нас с вами гости, а впереди нас ждёт много интересной работы, которая, я очень надеюсь, будет успешной и плодотворной.

II. Повторение

Начинаем урок с повторения. (Слайд 1)

Кем были написаны эти строки?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

У. А что это за музыка, на фоне которой звучали стихи?

Д. Это романс «Молитва».

У . Сколько композиторов положили это стихотворение на свою музыку?

Д. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

У . - Что такое молитва в вашем понимании?

В каких случаях человек обращается к Богу с молитвой?

(в радости, в печали, болезни, когда трудно или не знаем как нам поступить…)

В какой сказке героиня, оказавшись в трудной ситуации обращается к Богу с молитвой «Отче наш»? («Снежная Королева»)

Перед вами известная работа русского художника Намеровского А. …

Какое историческое событие изображено на этом полотне?

Как вы считаете, почему русское войско победило монгольское?

Что такое благословение?

(осенение крестом, иконой, словом молитвы)

Кто может дать благословение?

(священник, родители)

Князь Дмитрий со своим войском совершил ратный подвиг, а в чем состоял подвиг Сергия Радонежского? (молитвенный, духовный подвиг)

В какой евангельской притче Иисус Христос показал образец истинной молитвы?

(притча о фарисее и мытаре)

Почему молитва мытаря была более угодна Богу, чем молитва фарисея?

У. С разными просьбами люди обращаются к Богу. Прочитаем некоторые из них, написанные вашими сверстниками:

· Я хочу быть богатым, но ничего не делать, только получать деньги.

· Хочу, чтоб мне до старости давали карманные деньги.

· Хочу стать суперменом, только чтобы не надо было тренироваться, делать по утрам зарядку. Это все я каждый день слышу от отца.

Что общего во всех этих просьбах? Да, стать богатым, но не приложить к этому ни малейшего усилия.

Следующие просьбы:

· Хочу заработать много денег, чтобы вылечить мою сестренку.

· Хотелось бы иметь своё прибыльное дело.

· Устроиться на такую работу, где бы много платили, чтоб накормить бедных людей.

Что общего у этих пожеланий?

Сообщение темы .

Откройте рабочие листы. Запишите число. Прочитайте тему урока.

«Ценности истинные и ложные». Что вы понимаете под словом ценность?

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом.

В зачитанных просьбах детей вы увидели разное отношение ребят к богатству.

А если бы у вас было много денег, чтобы вы с ними сделали? Как бы вы их потратили?

Результат запишем в таблицу №1.

III. Работа над новым материалом

В рабочих листах вам необходимо перечисленные слова распределить в таблице на две группы. В одну группу все то, что относится к материальным ценностям, в другую к духовным. Будьте внимательны!

Сегодня на уроке много раз прозвучало слово богатый, богатство. А как вы понимаете смысл этих слов?

В слове богатство – главная часть слова Бог.

Что говорит Священное писание об отношении к богатству? Обратимся к Евангелию.

Что означает слово Евангелие?

(благая весть)

О чем говорится в Евангелии?

(о земной жизни Христа)

Как нужно относиться к Евангелию?

(благоговейно – т. е. с глубочайшим почтением)

Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. Чаще всего Иисус Христос говорил со своими учениками притчами.

Что такое притча?

(краткий поучительный иносказательный рассказ)

Послушаем притчу о неразумном богаче (Лк. 12: 15-21)

(Слайд со звуковым файлом).

У одного богатого человека был хороший урожай в поле; ион рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: « Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Как вы считаете, какие качества характерны для богача?

Для кого собирал сокровища богач?

А как должно поступить богачу, чтобы угодить Богу?

Про таких людей говорят, что у них развито мшелоимство – любовь к приумножению, роскоши и прихоти. (Слайд).

О таких людях как этот богач хорошо сказано в духовном алфавите Димитрия Ростовского. Но чтобы это узнать, необходимо прочесть текст на церковно-славянском языке.

«О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия».

Справка : «Углебаеши» – погрязнуть, тонуть

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница. Так священник Самсон настроил императора на благотворительное дело.

Как вы думаете, что же такое благотворительность?

Благотворительность проявление сострадания к ближнему и оказание

безвозмездной помощи неимущему.

В России всегда были благотворители и о некоторых из них мы сегодня узнаем.

Павел Михайлович Третьяков - создал известный музей «Третьяковскую галерею». Музей находится в Москве. Его любят посещать и взрослые и дети. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1800 произведений русской школы, 75 картин европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием

«Московская городская галерея Третьяковых ».

1.

Нестеров М. В




4. «

5.

Мамонтов

Русский предприниматель и благотворитель. Родился в купеческой семье, был четвёртым ребёнком. Семья Мамонтовых жила богато, когда Савве исполнилось 8 лет, они переезжают в Москву, где отец Саввы занимается строительством железных дорог.

продолжает дело, начатое отцом. Имя русского промышленника тесно связано с историей Северной железной дороги. На собственные средства он построил железную дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска.

В каждом городе были и есть свои благотворители, которые вкладывали деньги в строительство храмов, школ, больниц, приютов.

И в нашей современной жизни тоже есть благотворители. Например, благодаря одному из них – Мишустину Юрию Николаевичу директору, мы с вами ребята имеем такую прекрасную возможность – изучать православную культуру, с использованием компьютера и новой учебной литературы .

В современном языке все реже и реже звучит слово благотворители, а чаще звучит слово спонсор.

Как вы считаете, равнозначны ли слова «благотворитель» и «спонсор»?

Нужно ли исконно русское слово заменять на холодное, иностранное слово?

Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили о ценностях истинных и ложных. Что же делает человека по - настоящему счастливым?

И цель жизни человеческой не в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Сокровища на Небе» – это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть. У вас могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

2. Оценивание работы на уроке.

Несколько человек оценивают свою работу.

Что нового я узнал по теме урока? Чему научился?

V. Рефлексия

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце . А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу .

Вы хорошо потрудились на уроке. Молодцы! Благодарю вас за работу!

А сейчас мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию в Третьяковскую государственную галерею. А нашим экскурсоводом будет Ксения.

В выставочных залах вы можете увидеть известные всему миру полотна русских художников:

1. «Ветхозаветная Троица». Андрей Рублев.

Величайшим творением Андрея Рублёва стала икона «Троица», написанная для церкви подмосковного Троице-Сергиева монастыря. В то время, в 20-ые годы 15 века, на центральную Русь обрушились невиданные бедствия – повальный мор и голод. И опять жизнь показалась людям невыносимой и мрачной. А в Троицком храме осталась икона Рублёва, сиявшая неземным покоем. Великий иконописец создал образ неразрывного небесного союза, полного молчаливой кротости и самоотверженности.

2. «Видение отроку Варфоломею». Нестеров М. В

"Видение отроку Варфоломею" – самое известное произведение художника. В его основу лег эпизод из Жития преподобного Сергия Радонежского. Отрок – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрел в пустынное место, и встретил незнакомого старца –священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к
учению и просветлению. Это полотно открывало так называемый
"Сергиевский цикл", в который еще вошли "Юность преподобного Сергия",
"Труды Сергия Радонежского" , "Преподобный Сергий Радонежский".

3. «». Орест Адамович Кипренский

Художник в 1827 году создаёт один из лучших портретов. Это образ зрелого человека, поэта, уже пережившего восстание декабристов. Он словно размышляет об их судьбе, о себе, о России. Кипренский в русском искусстве много внимания уделял автопортрету, пытаясь передать состояние души человека.

4. « Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов.

Это самая знаменитая картина художника. Он был первым художником, кто с такой изобразительной силой отразил в живописи поэтический мир русского фольклора – мир героических событий, волшебных сказок, легенд и бережно хранимых народом преданий. Как зовут богатырей? В центре – самый старший и самый могучий - Илья Муромец, сидящий по правую руку – Добрыня Никитич, а слева Алёша Попович. Внимательно всмотритесь в их лица. Не наложила ли война отпечатка свирепости жестокости на их лица. Нет. Почему? Какую войну ведут они? Богатыри исполняют святое дело защиты Родины, их лица строги и одухотворены этой высокой идеей.

5. «Христос в пустыне». Иван Николаевич Крамской.

Вашему вниманию представлены две картины «Достоевского» Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Ивана Николаевича Крамского. Обратите внимание на почти буквальную схожесть поз таких разных персонажей. Но Крамской, создавший свою картину независимо от перовского портрета, не случайно пришёл к схожему результату: его Христос – и божественный персонаж, и образ человека любой эпохи, делающего выбор между добром излом.

Самсон Странноприимец

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница.

В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Так, например, он рассматривает проблему истинных и мнимых ценностей в жизни человека. По мнению Булгакова, одной из важнейших ценностей в этом мире является истинное искусство, истинное творчество. В самом начале романа писатель знакомит нас с двумя героями — представителями «пишущей братии». Один из них является председателем правления крупнейшей московской литературной ассоциации, другой — поэтом, печатающимся в этом журнале. Автор отчетливо показывает нам узость, глупость, ограниченность Берлиоза. Для него талант меряется преданностью слову партии. Об истинном искусстве Берлиоз не имеет никакого представления. Юный друг Берлиоза — Иван Бездомный — во всем ему поддакивает, но у него есть шанс переосмыслить свои взгляды, в том числе, и на свою «поэзию». Именно поэтому Бездомный попадает в клинику для душевнобольных, где происходит его перерождение. Для автора оценки истинности искусства особо болезненна, неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Писатель показывает нам членов МАССОЛИТа, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Они не творцы, идеалы этих писак — собственное, сугубо материальное, благополучие. Мастер изгнан из этой среды, потому что он другой. Булгаков уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишиться своего дара. Это главный нравственный закон настоящего творца. Если Мастер — это воплощение истинного творчества, то Маргарита — идеал «настоящей, верной, вечной любви». Я считаю, что в настоящей любви она была (в понимании Булгакова) по-настоящему нравственна, пошла за возлюбленным к самому Сатане. Судьбоносная встреча Мастера и Маргариты была подобна молнии. Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера. Надо сказать, что в этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника. Мастер не выдерживает травли и желает уйти от жизни, спрятавшись в клинике для душевнобольных. Но Маргарита остается ему верна. Ее любовь способна сокрушить все преграды. С помощью ее образа Булгаков раскрыл тему истинной преданности. Итак, Мастер написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Иешуа у Мастера не «божественное явление», а просто бродячий философ, несущий миру своим учением простые, но вечные нравственные ценности. Через библейскую линию в романе Булгаков продолжает утверждать тему истинных и ложных ценностей в жизни человека. Так, на примере образа Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, автор освещает вопрос совести в романе. Пилат видит, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Прокуратор стоит перед серьезным выбором — истинная или ложная ценность — правда или карьера. Испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести. Важно, что в «реальной» Москве 20-ых годов 20 века - Булгаков наблюдает лишь людей, которыми овладели пороки. Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский — все они забыли о нравственности, о простых человеческих ценностях. Корысть, мздоимство, похоть, пьянство и чревоугодие — все это, как показывает Булгаков, типичные черты москвичей начала 20 века. И именно за них они несут наказание — каждый свое, но страшное. Таким образом, в своем гениальном романе М. А. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Так, среди прочих, в своем произведении писатель затрагивает проблему истинных и ложных ценностей. Он утверждает, что вечными являются нравственные - библейские — установки. Только они способны сохранить душу человека бессмертной.

Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отли­чить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два кри­терия: истинное исходит из глубины души человека и выража­ется просто, без позы и «игры на публику». Ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой нату­ры и всегда ориентировано на внешний эффект.

П. Главная часть

1. Ложное величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - писал Толстой. Ложное величие олице­творяет в романе Наполеон. В нем нет ни того, ни другого, ни третьего. Толстой показывает, что Наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей. По­ведение Наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект. В романе На­полеону противопоставлен Кутузов, чьими действиями руко­водит любовь к родине и любовь к русскому солдату. В его действиях нет игры и позы, наоборот, Толстой даже подчер­кивает внешнюю непривлекательность полководца. Но имен­но Кутузов как выразитель души всего русского народа слу­жит примером истинного величия.

2. Ложный героизм. Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, еще не настоящий ге­роизм. Так происходит, например, с князем Андреем в первом томе романа во время Аустерлицкого сражения. Истинный же героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а об общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны Такой героизм проявляют на войне прежде всего простые лю­ди - солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и др. Именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь Андрей во время Бородинского сражения.

3. Ложный патриотизм. Его проявляет в романе значитель­ная часть аристократии, начиная от самого царя и кончая Элен Безуховой. Стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические «афишки» и высокопарные клятвы Ростопчина и т.п.) противопоставляется истинному, непоказно­му патриотизму прежде всего русского народа: солдат и опол­ченцев, купца Ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы не доставалась французам, партизан, жителей Москвы и других городов и деревень, оставлявших армии Наполеона «выжжен­ную землю», и т.п. Истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: Кутузов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и др.

4. Ложная любовь. Настоящая любовь, по Толстому, должна возникать из чувства духовной близости между людь­ми. Истинно любящий человек думает не столько о себе, сколько о любимом или любимой. Любовь только тогда оп­равдана в глазах Толстого, когда она выражает духовное единение. Такая любовь показана Толстым в основном в эпилоге на примере супружеских пар Николай Ростов - княжна Ма­рья и Пьер Безухов - Наташа. Но в романе показана и любовь как ложное и эгоистическое чувство. Так, любовь Пьера к Элен - это всего лишь чувственное влечение. То же можно сказать и о внезапной страсти Наташи к Анатолю. Несколько более сложный случай - любовь князя Андрея к Наташе. Ка­залось бы Андрей Болконский любит вполне искренне, но де­ло в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом - оскорбление, нанесенное его чести. С точки зрения Толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы.