Жизненный путь и творческая биография толстого. Жизненный и творческий путь л н толстого выполнила




ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Ф. Достоевский

Жизненный и творческий путь

Лев Толстой - один из величайших русских писателей и заметная фигура в мировой литературе. Он родился 9 сентября 1828 г. в с. Ясной Поляне Тульской губернии. Будущий писатель рано остался сиротой. Его мать, хорошо образованная и чуткая женщина, умерла, когда ему было только два года, а в 1837 г. (в один год с А. Пушкиным, творчество которого значительно повлияла на Толстого) не стало и отца. Детей воспитывала дальняя родственница - Т. Єргольська, согревая их теплом своей души. Впоследствии Лев написал, что она научила его «духовному наслаждению любви». Детские воспоминания навсегда остались для Толстого самыми радостными: семейные предания и наблюдения за жизнью семьи, первые впечатления от быта дворянской усадьбы стали богатым материалом для его произведений и воплотились в автобиографической повести «Детство».

Вскоре семья переехала в Казань. В 1844 г. Лев Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, а затем перевелся на юридический факультет, где учился неполных два года: занятия не вызывали у него интереса, поэтому он окунулся в водоворот светских развлечений. Весной 1847 p ., подав ходатайство об увольнении из университета «за слабое здоровье и домашние обстоятельства», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым и амбициозным намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), практическую медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

Он прожил лето в деревне и разочаровался неудачным ведением хозяйства на новых, выгодных для крепостных условиях (эти события изображены в повести «Утро помещика» (1857). Осенью 1847 г. Толстой уехал сначала в Москву, а затем в Петербург, чтобы сдать кандидатские экзамены в университете. Стиль его жизни в этот период часто и радикально менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то чрезвычайно увлекался музыкой, то намеревался начать карьеру чиновника или мечтал стать юнкером в полку конной гвардии. Религиозная сдержанность, доходящая иногда до аскетизма, чередовалась с периодами наслаждения «легкой жизнью». Родственники считали его легкомысленным, и действительно - свои тогдашние долги он смог вернуть только через много лет. Однако именно тогда в его душе произошли напряженный самоанализ и борьба с собой, что воплотилось в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьеВНОе желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Лев Толстой. 1848 г.

Обложки к произведениям Л. Толстого

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Льва поехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу реки Терек, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, принимал участие в военных действиях. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни стали материалом для автобиографической повести «Казаки» (1852-1863), повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912 p .). Тогда будущий писатель почувствовал резкий контраст между простым укладом жизни казаков на «погибельному Кавказе» и сытым бездельем аристократов в России - «края рабов, край господ» (Г. Лєрмонтов). Это сравнение заставило его задуматься: как жить дальше? какой путь выбрать для себя? Без этих размышлений вряд ли сформировалась бы впоследствии его концепция «опрощення», возвращение к народным истокам, к простой тяжелой работы на земле.

На Кавказе Л. Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», скрыв свое имя (напечатана в 1852 г. под инициалами «Л. Н.»; вместе с повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) она образовала автобиографическую трилогию). Литературный дебют принес настоящее признание.

В 1854 г. Л. Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию в Севастополь, который находился в осаде объединенных сил Англии, Франции и Турции. Здесь он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив необычайную храбрость (награжден орденом Св. Анны и медалями). В Крыму Толстой собирался издавать журнал для солдат, начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре были напечатаны и пользовались огромным успехом (их читал даже император Александр II). Первые его произведения поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (М. Чернышевский).

В ноябре 1855 г. Л. Толстой приехал в Петербург и стал участником кружка известного журнала «Современник» (там печатали свои произведения Некрасов, Тургенев, Островский и др.), где его воспринимали как «великую надежду русской литературы» (М. Некрасов). Он принимал участие в обедах и чтениях, сотрудничал с фондом Литературного фонда, приобщался к спорам и конфликтам между писателями, однако в их среде чувствовал себя чужим, о чем впоследствии подробно рассказал в «Исповеди» (1879-1882): «Люди эти мне надоели, и сам себе я мак сим задрал». Осенью 1856 г. Толстой, выйдя в отставку, переехал в Ясной Поляне, а в начале 1857 г. - уехал за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии (швейцарские впечатления изображены в рассказе «Люцерн»), Германии, осенью вернулся в Москву, а потом - снова в Ясной Поляне.

В 1859 г. писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог организовать более 20 школ в окрестных деревнях, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со шкільництвом Европы. Толстой много путешествовал, в частности жил некоторое время в Лондоне, изучал популярные педагогические системы, однако в основном они его не удовлетворяли. Свои идеи он изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «желание ученика» учиться и неприменении насилия в отношении него. В 1862 г. Л. Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с приложением - книгами для чтения, ставшие в России классическими образцами детской литературы.

Ясная Поляна. Имение графа Л. Толстого

Лев Толстой с учениками яснополянской школы. 1892 г.

В сентябре 1862 г. Лев Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Берет и сразу после венчания переселился из Москвы до Ясной Поляны, где полностью посвятил себя семейной жизни и хозяйству (впечатление от этого отражены в романе «Анна Каренина»).

С осени 1863 г. Толстой увлекся литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год» (будущий роман-эпопея «Война и мир»). Создания романа было периодом духовного подъема, семейного счастья и спокойного, уединенного труда. Писатель читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в частности, материалы Тол стих и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородінське поле. Вследствие многих редакций работа двигалась медленно. В переписывании сотен тысяч страниц рукописей ему очень помогала жена, поэтому для литературы ее подвижничество является неоценимым. Лишь в начале 1865 г. в «Русском вестнике» была напечатана первая часть «Войны и мира». Роман восприняли восторженно, он вызвал много откликов, поразив читателей сочетанием эпического размаха с тонким психологическим анализом, живым отражением частной жизни, органично сочетающимся с национальной историей. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу однозначно и окончательно: «...не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории».

Лев Толстой и его семья. 1892 г.

В 1870-х годах писатель жил в Ясной Поляне и продолжал обучать сельских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, а также работал над романом «Анна Каренина». Это было новаторское произведение о жизни современного ему общества. Он построен на сравнении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной и семейная идиллия молодого помещика Константина Левина, образ которого похож на самого писателя как по образу жизни, так и по убеждениям. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина. Толстой стремился к простоте изложения, внешней объективности. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного общественного сословия» и глубокая правда мужицкого жизни - вот вопросы, которые стремится решить Левин, но они были чужды большинству его героев, даже симпатичных автору (среди них Лев Толстой: «Ясная Поляна - не Капуя».

Лев Толстой относился к себе очень требовательно. Миллионы тогдашних аристократов роскошествовали, спокойно потребляя плоды крепостного труда, а граф такого «барского безделья» стеснялся. В произведениях и дневниках он называл его «капуйським», от названия города Капуи близ Неаполя, где до того могучая армия Ганнибала перезимовала и «розніжилася телесно и духовно»: именно поэтому Карфаген проиграл войну и был уничтожен Римом (Тит Ливий, «Римская история»).

Резкое осуждение праздности и лености находим в романе «Анна Каренина»: «Левин улыбался из своих мыслей и неодобрительно покачивал головой на эти мысли; чувство, похожее на раскаяние, мучило его. Что-то стидке, изнеженное, капуйське, как он себе называл это, было в его теперешнем жизни. “Жить так не хорошо, - думал он. - Вот скоро три месяца, а я почти ничего не делаю. Сегодня почти впервые я взялся серьеВНО к работе, и что же? Только начал и бросил... А вот три месяца скоро, и я никогда так по-неробськи не терял времени даром. Нет, этого нельзя, надо начать.

Кадр из кинофильма «Война и мир»

и Анна). Эти вопросы прозвучали гостропубліцистично для многих современников, прежде всего для Ф. Достоевского. Он считал это произведение художественно совершенным социальным романом. Так «мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) была направлена в социальное русло.

Эти изменения, происходившие в сознании Толстого, отражены и в других его произведениях, прежде всего в переживаниях героев, в резком духовном прозрении, что разрушает их судьбы, заставляет вдруг увидеть мир по-новому. Такие персонажи изображены в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Крейцерова соната» (1887-1889 гг ., опубликована в России в 1891 p .), «Отец Сергий» (1890-1898 гг ., опубликована в 1912 p .), драме «Живой труп» (1900 p ., незавершена, опубликована в 1911 p .), в рассказе «После бала» (1903 p ., опубликовано в 1911 p .).

Исповедальная публицистика Толстого дает подробное представление о его глубокой драме: рисуя картины социального неравенства и зманіженого праздности дворян, писатель поднимал вопрос смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, отрицая науку (как деятельность, далекую от души, чувств и совести), искусство, суд, брак и даже достижения цивилизации. Новое мировосприятие он воплотил в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 г. - в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), « Так что же нам делай - ты?» (1882-1886 гг ., опубликована полностью в 1906 p .), «О голоде» (1891 p ., опубликована на английском языке в 1892 p ., на русском - в 1954 p .), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900 p ., полностью опубликована в России в 1917 p .), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Лев Толстой буя именно таким...

Нужно заметить, что Толстой был человеком бескомпромиссным, поэтому не только провозглашал, но и сам придерживался провозглашенных идей. Так, он стал вегетарианцем. Однажды, по воспоминаниям очевидцев, в Ясную Поляну приехала родственница Толстых, которая не была вегетарианкой и захотела поесть мяса. Тогда к ножке стола привязали живую курицу, а на стол положили нож, оставив гостью в одиночестве - мол, если хотите мяса, убивайте ее собственноручно... Конечно, такое буквальное выполнение всех провозглашаемых моральных норм и правил не всем нравилось, но Толстой был именно таким.

Лев Толстой с женой. Последнее фото

Социальная декларация Толстого базировалась на представлении о христианстве как моральное учение, а его этические идеи осмысленные им с гуманистических позиций как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем обусловил анализ Евангелия и критический пересмотр богословских сочинений, которым посвящены религиоВНО-философские трактаты «Исследование догматического богословия» (1879-1880), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Призывы к прямому и безотлагательному выполнению христианских заповедей вызвали в обществе бурную реакцию. В особенности широко обсуждалась его проповедь «непротивления злу насилием» (рус. непротивление злу насилием), что стало импульсом к созданию многих художественных произведений - драмы «Власть тьмы» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «непритязательной» манере.

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Л. Толстой выступил против христианской церкви и резко критиковал ее союз с государством, что привело к конфликту с церковной властной верхушкой: в 1901 г. Синод официально отлучил от церкви всемирно признанного писателя и проповедника.

В последнем романе - «Воскресение» - писатель отразил весь спектр проблем, которые его волновали. Главный герой, князь Дмитрий Нехлюдов, прошел путь нравственного очищения, что побудило его творить добро. Повествование построено на системе контрастов, разоблачающих пороки общественного устройства (красота природы и лживость социальной справедливости, правда мужицкого быта и фальшь, царящую в среде образованного населения).

Духовные поиски резко изменили личную жизнь писателя, приведя к семейному разладу (отказ от владения частной собственностью вызвала резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены, которая в литературный успех мужа вложила очень много усилий и времени). О личной драме Толстого можно прочитать в его дневниковых записях. Осенью 1910 p ., тайно от семьи, 82-летний (!) Лев Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. Маковицьким, ночью покинул Ясную Поляну. Однако дорога оказалась для него непосильной: Толстой заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой желеВНОдорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он находился последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который на то время уже был всемирно известным писателем, следила вся Россия. Однако выздороветь ему уже не суждено...

Похоронили Льва Толстого в Ясной Поляне.

Обложка к роману Л. Толстого «Воскресение»

Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого Выполнила работу: Ученица 10 -А класса Корчинская Иванна

"Радостный период детства" Толстой Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - граф, русский писатель. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести

Казанский университет Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

"Бурная жизнь юношеского периода" После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

"Война и свобода" В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852 -63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896 -1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н. ; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 185254, и "Юность", 1855 -57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют

Творчество Первым произведением Толстого, появившемся в печати, была повесть "Детство", которую высоко оценил Н. Некрасов и напечатал в "Современнике". За "Детством" последовали повесть "Отрочество". "Юность", составившие трилогию. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе. Он умён, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправит самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с её тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным. Автор "Детства" и "Отрочества" проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека. В "Юности" показаны студенческие годы героя трилогии, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со студентами, вышедшими из среды, близкой к народу. Впоследствии Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 20 начальных школ в окрестных деревнях, написал статьи по вопросам педагогики, создал "Книги для чтения", составил "Азбуку".

Писатель обижался, что эта. А он их переделывал десятки раз, добиваясь предельной простоты и ясности. В течение всей своей жизни изучал произведения устного народного творчества - песни, сказки, былины, легенды, был уверен, что в "песни, сказки, былины - всё простое - будут читать, пока будет русский язык". Появление романов "Война и мир", "Анна Каренина" и других произведений Л. Н. Толстого вызвало многочисленное количество отзывов, книг, статей. Известный русский критик В. В. Стасов писал: "Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература…" Имя Толстого ещё при жизни писателя приобрело всемирную известность. В наше время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всей стран и народов по числу переводов его произведений на иностранные языки. Своей жизнью и творчеством Толстой связал и соединил "два века" русской литературы. М. Горький сказал: " Не зная Толстого нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком".

Уход и смерть Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82 -летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Ход занятия:

Периоды жизни События
1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность Родился писатель в 1828 г в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России 600 лет. Мать умерла, когда Лёвушке едва исполнилось 2 года. На мать был очень похож старший брат - Николенька. Мать заменила тетушка - Татьяна Александровна Ергольская. Позже Толстой узнал, что тетя любила его отца, но их разлучили обстоятельства. В детстве Толстого окружала теплая, семейная атмосфера. Ещё мальчиком он присматривался к верующим людям из народа -> с детства вызревала в душе писателя “мысль народная”. В 1837 г. умер отец Л.Н.Толстого. В 1842-44 гг. юный писатель готовился на факультет иностранных языков. В 1844 г. выдержал экзамен и был зачислен.
1849-1851 гг. Первые самостоятельные шаги, Ясная Поляна Покидает университет и приезжает в Ясную Поляну. Пытается провести хоз. преобразования, но терпит неудачу. В 1850 г. определяется на службу, но разочаровывается в ней.
1851-1855 гг. Война, служба В 1854 г. Толстого переводят в прапорщики. В 1855 г. он участвует в обороне Севастополя. В конце 1855 г. возвращается в Петербург. Был принят в редакцию журнала “Современник”.
1860-1870 гг. Просветительская деятельность, писательская известность В 60-х с головой ушел в общественную работу. В 1862 г. женится на дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс. В период с 1859 по 1862 гг. открыл в Ясной Поляне около 21 школы для крестьянских детей. С 1863 по 1869 гг. работает над романом “Война и мир”.
90-ые гг. Отказ от жизни дворянского круга В последние годы нёс тяжёлый крест напряженной духовной работы. Пытался согласовать своё учение с образом жизни, который вёл сам и которого придерживалась его семья -> решил уйти из Ясной Поляны, но самоотвержение заставляло терпеливо сносить яснополянский быт, однако Толстой страдал от фальшивого положения еред крестьянами.
1900-1910 гг. Исход 28 октября 1910г в возрасте 82 лет решает покинуть имение и семью (“Пойми и поверь, что я не мог поступить иначе”, - пишет он в прощальном письме к жене). 7 ноября 1910 г. умер.

В творчестве Л.Н.Толстого принято выделять 3 основных этапа творчества:

1. Творчество 50-х гг. (“молодой Толстой”);

2. 60-70 гг. классический период творчества (“Война и мир”, “Анна Каренина”);

3. 1880-1910 гг. - произведения этого периода несут на себе отпечаток духовного переворота, произошедшего в Толстом (см. табл.)

Основная закономерность развития мировоззрения Л.Н. Толстого м. б. выражена словами его тётки: “человек, испытывающий себя”. Толстой постоянно проверял себя и жизнь законами нравственности, пытался найти те законы, которые движут жизнью. Этот поиск отразился во многих произведениях писателя. Средствами выражения этой идеи стали мелочи и подробности внутренней жизни героев.


Толстой начал писать во 2 половине 40-х гг. 1-ой его повестью стало “Детство” (через 2 года - “Отрочество”, “Юность”). Это произведение в 1852 г. Толстой отправил Некрасову, который был тогда редактором “Современника”.

Главный герой повести автобиографичен. Многие особенности его внутреннего мира автор передает, основываясь на наблюдениях над собой, записанных в дневник. Всё это позволило Н.Г. Чернышевскому назвать Л.Н. Толстого писателем, который раскрывает “диалектику человеческой души т.е. едва уловимые явления внутренней жизни”. Диалектика души - формула для творчества Толстого.

В ранний период для творчества писателя характерна мысль о том, что человек - неотделимая часть и человеческого мира, и мира природы. Ещё один важный мотив - чувство социальной вины. Очень важное место в творчестве занимают поиски Бога.

Кон. 50-х нач. 60-х гг. ознаменовались первым духовным кризисом Л.Н. Толстого. Результатом выхода из него стал роман “Война и мир”.

В этом произведении жизнь изображается во всей его полноте. Мир автор представляет как глобус, который состоит из капелек - людей, а в центре - Бог, к которому стремится каждая капля, отражающая его.

Пример:

Пьер в сцене переправы произносит князю Андрею такие слова: “Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Я чувствую, что не только не могу исчезнуть, но что я всегда буду и всегда был”

Идея всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости - одна из важнейших для романа “Война и мир”.

Пример:

«Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого» (Т.1, ч. 3, гл. 8)

Эта идея была пронесена Л.Н. Толстым через всю жизнь. Ещё в детстве старший брат писателя, Николенька, объявил остальным, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди станут счастливыми муравейными братьями (т.е моравскими, так называлась организация чешских крестьян и ремесленников, выступавших за всеобщее единение людей).

В конце 70-80-х гг. Толстой переживает новый кризис (философский трактат “Исповедь”). В поздние годы приходит к необходимости автоперевода

Граф Л.Н.Толстой — потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) — родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

Важнейшие события «дописательской» биографии Толстого — раннее сиротство, переезд вместе с братьями из Москвы в Казань к сестре отца, назначенной их опекуншей, недолгая и не очень успешная учеба в Казанском университете, сначала на восточном, а затем на юридическом факультете (с 1844 г. по 1847 г.). После ухода из университета Толстой отправился в Ясную Поляну, полученную в наследство от отца.

С детских лет будущий писатель был увлечен идеей самопознания и нравственного самоопределения. С 1847 г. и до конца жизни он вел дневник, в котором отразились его напряженные нравственные искания, мучительные сомнения в правильности принимавшихся жизненных решений, радостные моменты обретения смысла существования и горькое расставание с тем, что еще недавно казалось незыблемой истиной... Записи в толстовской! дневнике стали «человеческими документами», которые подготовили появление его автобиографических книг. Познание человеческой души, длившееся всю жизнь, Толстой начал с себя.

Первые литературные опыты Толстого относятся к 1850 г. Приехав из Ясной Поляны в Москву, он начал работу над автобиографической повестью «Детство», повестью из быта цыган (осталась незавершенной), написал «Историю вчерашнего дня» —психологический «отчет» об одном из прожитых дней. Вскоре жизнь Толстого круто изменилась: в 1851 г. он решил поехать на Кавказ и поступить юнкером в одну из армейских частей. Важную роль в этом решении сыграл один из самых авторитетных для юного Толстого людей — старший брат Николай, офицер-артиллерист, служивший в действующей армии.

На Кавказе была закончена повесть «Детство», ставшая литературным дебютом Толстого (опубликована в некрасовском «Современнике» в 1852 г.). Это произведение вместе с созданными позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) вошло в состав знаменитой автобиографической трилогии, в которой Толстой, еще во время учебы в Казанском университете увлекшийся педагогическими идеями французского просветителя Ж.-Ж.Руссо, исследует психологию ребенка, подростка и юноши Николая Иртеньева.

В 1851-1853 гг. бывший студент и начинающий писатель участвовал в войне с горцами. Во время Крымской войны его перевели в Дунайскую армию, воевавшую с турками, а затем в осажденный войсками союзников Севастополь. Армейский быт и эпизоды Крымской войны послужили источником незабываемых впечатлений, дали обильный материал для военных произведений— рассказов «Набег» (1852), «Рубка леса» (1853-1855), «Севастопольских рассказов» (1855). В них впервые показана «непарадная» сторона войны. «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя-воина. За мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя, он был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Опыт участника самой кровопролитной войны середины XIX в. и художественные открытия, сделанные в военных рассказах 1850-х гг., Толстой использовал десятилетием позже в работе над своим главным «военным» произведением — романом «Война и мир».

Первые публикации Толстого вызвали сочувственные отклики критики и читателей. Пожалуй, самая проницательная характеристика творчества молодого писателя принадлежит перу Н.Г.Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» (1856) критик первым с классической ясностью определил важнейшие особенности творчества Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм — внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал «диалектикой души».

В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, а осенью 1856 г. вышел в отставку, разочаровавшись в военной карьере. Началась работа над задуманным ранее «Романом русского помещика». Это произведение осталось незавершенным, сохранился только один из его фрагментов — рассказ «Утро помещика», «эхо» которого ощущается во всех романах Толстого.

В 1857 г., во время первой поездки в Европу (Франция, Италия, Швейцария, Германия), Толстой написал рассказ «Люцерн». Создав в нем образ западной «цивилизации», он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей — писателей XX в. Толстой с горечью написал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявили необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку, однако закончил рассказ абстрактно-философским выводом о «разумности» мироздания: «Бесконечна благость и премудрость Того, Кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям».

В произведениях 1850-х гг. Толстой-художник избегал критики действительности, соприкасаясь, но не сливаясь с критическим направлением в русской реалистической литературе. Писатель сознательно шел против течения, считая, что «склонность обращать внимание только на то, что возмущает, есть большой порок, и именно нашего времени». Он следовал нравственной максиме, которую сформулировал так: «Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного». Толстой стремился совместить точность реалистических характеристик героев, глубокий анализ их психологии с поисками философских и нравственных основ жизни. Нравственная истина, по убеждению Толстого, конкретна и достижима — она может открыться человеку ищущему, беспокойному, недовольному собой.

Повесть «Казаки» (1853-1863) — художественный «манифест» толстовского «руссоизма». Несмотря на «литературность» сюжета, восходящего к «кавказским» произведениям Пушкина («Цыганы») и Лермонтова («Герой нашего времени»), повесть стала итогом творческого развития писателя за десять лет. Произошло знаменательное, важное для последующей работы над романом «Война и мир» сближение трех тем: «естественного человека», народной жизни и традиционной для Толстого темы нравственных исканий дворянина (образ Оленина). В «Казаках» «фальшивое» светское общество противопоставлено гармоническому сообществу людей, близких к природе. «Естественность» для Толстого — основной критерий оценки нравственных качеств и поведения людей. «Истинной» жизнью, по его мнению, может быть только «вольная» жизнь, основанная на понимании мудрых законов природы.

В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном окружении, он отказался от активного участия в литературной жизни и поселился в имении Ясная Поляна, где занялся хозяйством, педагогикой и семьей (в 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача С. А. Берс).

Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной «суеты», он не оставлял работы над новыми произведениями. С 1860 г., когда был задуман роман «Декабристы», постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х гг. — романа-эпопеи «Война и мир». Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Толстым в 1850-е гг., но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. «Мысль семейная» в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и «мысль народная», проблемы философско-исторические и нравственные.

Подвижнический труд — создание «Войны и мира» — завершился в 1869 г. В течение нескольких лет Толстой вынашивал замысел нового произведения на «узловую», по его мнению, историческую тему — тему Петра I. Однако дальше нескольких глав работа над романом о петровской эпохе не продвинулась. Только в 1873 г., пройдя через новое увлечение педагогикой (были написаны «Азбука» и «Книги для чтения»), он вплотную приступил к реализации нового замысла — романа о современности.

Роман «Анна Каренина» (1873-1877), центральное произведение 1870-х гг., — новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи «Война и мир», посвященного изображению «героической» эпохи в жизни России, в проблематике «Анны Карениной» на первом плане оказалась «мысль семейная». Роман стал настоящим «семейным эпосом»: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении — чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни. Тревогой за судьбу России продиктованы знаменитые слова Константина Левина: «У нас теперь, ... когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России». Герой понимает, что от благополучия страны зависит и его хрупкое семейное счастье.

Любовь и брак, по убеждению Толстого, нельзя рассматривать лишь как источник чувственного наслаждения. Самое важное — нравственные обязанности перед семьей и близкими людьми. Любовь Анны Карениной и Вронского основана лишь на потребности в наслаждении, поэтому и приводит к духовному разъединению героев, делая их несчастными. Трагизм судьбы Анны предопределен не только черствостью человека, за которого она вышла замуж не по любви, а по расчету, жестокостью и лицемерием света, легкомыслием Вронского, но и самой природой ее чувства. Конфликт между наслаждением, добытым ценой разрушения семьи, и долгом перед сыном оказался неразрешимым. Высшим судьей для Анны Карениной становится не «свет пустой», а сын Сережа: «он понимал, он любил, он судил ее». Смысл отношений Кити и Левина — иной: создание семьи, понимаемой как духовный союз любящих людей. Любовь Кити и Левина не только соединяет их друг с другом, но и связывает с окружающим миром, приносит им подлинное счастье.

Каждый перелом в мировоззрении Толстого отражался и на бытовом укладе его жизни, и в творчестве. Подчиняясь новым нравственным императивам, он начинал следовать им на практике: оставлял литературную деятельность, охладевая к ней, и даже «отрекался» от произведений, написанных ранее. Но через некоторое время Толстой возвращался в литературу — в его творчестве происходил новый поворот. Так было и в конце 1870-х гг.

Толстой пришел к выводу, что жизнь общества, к которому он принадлежал по рождению и воспитанию, — лживая и пустая. Острота социальной критики соединилась в его произведениях со стремлением найти простые и ясные ответы на «вечные» философские и нравственные вопросы. Острое ощущение мимолетности человеческой жизни, беззащитности человека перед лицом неизбежной смерти подтолкнуло Толстого к поиску новых основ жизни, такого ее смысла, который не уничтожался бы смертью. Эти искания отразились в «Исповеди» (1879-1882) и в религиозно-философском трактате «В чем моя вера?» (1882-1884). В «Исповеди» Толстой сделал вывод, что именно вера придает смысл жизни, помогая избавиться от ложного, бессмысленного существования, а в трактате «В чем моя вера?» подробно изложил свое религиозно-нравственное учение, названное современниками «толстовством».

Смена нравственных и эстетических ориентиров обусловила появление трактата «Что такое искусство?» (начат в 1892 г., завершен в 1897-1898 гг.). В работе с характерной для позднего Толстого прямотой и категоричностью поставлены и решены две проблемы: автор резко критикует современное искусство, считая его не просто бесполезным, а губительным для людей, и высказывает свои представления о том, каким должно быть подлинное искусство. Главная идея Толстого: искусство должно быть полезным, задача писателя — формировать нравственный облик людей, помогать им в поиске жизненных истин.

Повесть «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886) — шедевр Толстого, повлиявший на несколько поколений русских и зарубежных писателей, — первое художественное произведение, написанное после перелома в его мировоззрении. Толстой поставил своего героя, преуспевающего петербургского чиновника, перед лицом смерти, то есть в «пограничную ситуацию», когда человек должен пересмотреть свое прежнее отношение к службе, карьере, семье, задуматься о смысле прожитой жизни.

Жизнь главного героя повести Ивана Ильича — «самая обыкновенная и самая ужасная», хотя в ней осуществилось все, чего он хотел. Переоценка прошлого, открывшегося ему с новой стороны, нравственная самокритика и беспощадно-трезвый взгляд на ложь и лицемерие окружающих помогли Ивану Ильичу преодолеть страх смерти. В нравственном просветлении героя Толстой показал победу истинной духовности. В отличие от произведений 1850-х — 1870-х гг., прозрение Ивана Ильича не было итогом длительных поисков истины. В повести ярко проявилась черта поздней толстовской прозы: писателя интересовал уже не процесс нравственного развития героев, а внезапное духовное преображение, «воскресение» человека.

Повесть «Крейцерова соната», написанная в 1887-1889 гг., отразила представления позднего Толстого о губительной силе чувственной любви, «похоти». Семейная драма Позднышева, в трактовке автора, — следствие «власти тьмы», то есть нездоровых, распаленных страстей, вытесняющих подлинную основу семейно-брачных отношений — духовную близость. В послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой объявил идеалом жизни целомудрие и безбрачие.

В течение десяти лет (1889-1899) Толстой работал над последним романом «Воскресение», сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. Главная идея этого беспрецедентного по силе социальной критики романа — духовное «воскресение» человека. Социальные институты, религию, мораль и право — всю современную жизнь, уродующую людей, писатель показал с позиций своей религиозно-нравственной философии. Размышляя о «конце века», Толстой подвел неутешительные итоги XIX столетия, в котором материальная цивилизация взяла верх над духовностью, заставив людей поклоняться фальшивым ценностям. Однако писатель убежден, что подобно тому, как неправедная, бессмысленная жизнь князя Нехлюдова завершилась его прозрением и нравственным «воскресением», подлинной перспективой существования всех людей должно стать преодоление лжи, фальши и лицемерия. В преддверии XX в. Толстой размышлял о грядущей «весне» человечества, о торжестве жизни, которая пробьется, как первая весенняя трава, сквозь «плиты камней».

Работая над «Воскресением», Толстой одновременно писал повести «Отец Сергий» (1890-1898) и «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Оба произведения были впервые опубликованы (с цензурными купюрами) только в 1912 г. В 1903 г. написан рассказ «После бала» (опубликован в 1911 г.). Ярким явлением в позднем творчестве Толстого стали пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» к «Живой труп».

Несмотря на то, что в 1880-е — 1890-е гг. много времени и сил Толстой отдавал работе над публицистическими произведениями, считая, что писать «художественное» «стыдно», его литературная деятельность не прекращалась. Само присутствие патриарха русской литературы благотворно влияло на художественную и общественную жизнь России. Его произведения оказались созвучными идейным и творческим исканиям молодых писателей начала XX

в. Многие из них (И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, М. П. Арцыбашев и др.), как и тысячи людей на разных континентах, прошли через увлечение «толстовством».

Толстой был не только подлинным художественным авторитетом, но и « учителем жизни », примером подвижнического отношения к нравственным обязанностям человека. Его религиозно-нравственное учение, не совпадавшее с православной догматикой (в начале 1900-х гг. Святейший Синод отлучил Толстого от церкви), воспринималось как ясная программа жизни.

Уход Толстого из Ясной Поляны 27 октября (10 ноября) 1910 г. стал не только завершением острого семейного кризиса. Это был итог мучительных размышлений писателя, давно отказавшегося от собственности, о ложности своего положения проповедника в условиях жизни барской усадьбы. Смерть Толстого символична: он умер на пути к новой жизни, так и не сумев воспользоваться плодами своего «освобождения». Заболев воспалением легких, Толстой скончался на маленькой железнодорожной станции Астапово 7 (20) ноября и 10 (23) ноября 1910 г. был похоронен в Ясной Поляне.


«… Вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно» – писал Л. Н. Толстой. Представители династии Толстых, ведущие свою историю с 1686 года, ярко проявили себя как военачальники, государственные и политические деятели, священники, ученые, градостроители, художники, писатели, поэты, врачи. Род их занятий разнообразен, но всех их объединяет преданное искреннее служение своему Отечеству, служение России.


За накрытым чайным столом на крокетной площадке сидят, слева направо: Л.Н.Толстой в светлой блузе, Ванечка, Саша, Лев, Андрей (стоит) Толстые, Татьяна Львовна, Софья Андреевна, Мария Львовна (стоит). За диваном, на котором сидит Л.Н.Толстой, стоит его сын Миша.






«Я всегда любуюсь на эти елочки, это мое любимое место. И по утрам это – моя прогулка. Иногда я сажусь здесь и пишу». (Л. Н. Толстой – А. Б. Гольденвейзеру) По просьбе Л. Н. Толстого в «Елочках» была сооружена деревянная скамейка. Это место известно как его любимое место размышлений в тишине и спокойствии молодого елового леса, место отдыха после долгих пеших прогулок по усадьбе и окрестностям.
















В 1857 г. Началась война России с Турцией. Толстой приехал в Севастополь. Здесь он узнал ближе русский народ и написал «Севастопольские рассказы». Писатель показывал войну как явление, противоестественное человечеству. Он говорил о героизме, патриотизме русского солдата.












Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4- ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.






Наташа Ростова. Это поэтический образ. Наташа Ростова – олицетворение молодости, радости. Она выросла в старинной дворянской семье. Главные ее черты – доброта и широта русской души, приветливость, гостеприимство. Наташа – идеальный образ женщины в представлении Толстого.


Князь Андрей был сыном старого князя Николая Андреевича Болконского. На протяжении всего романа Болконский ищет свое предназначение в жизни, пытаясь выбрать де человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления. Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни. Не принесла ему счастья и женитьба.


Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских стоять насмерть. Посещение Бородинского поля в момент знаменитого сражения стало важным этапом на пути исканий героя. Безухов одобрительно воспринимает слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». «Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.




Роман «Анна Каренина» создавался в период с тысяча восемьсот семьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и их имена. Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого, одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбежной.


Роман «Воскресение» (гг.). Роман показывает о судьбе простой девушки Катюши Масловой и аристократе Дмитрии Нехлюдове. Это роман-осуждение самодержавия, бездушия и продажности судей. Толстой показывает воскресение души героя Д. Нехлюдова.


«После бала» (1903, опубликован 1911). В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.


В конце жизни, осенней ночью 1910 г. Толстой тайно покинул имение в поисках истины, простых форм бытия. Но по дороге он заболел и на станции Астапово умер. Это было 7 ноября В … тишине Ясной Поляны, над оврагом, в Старом заказе, могила писателя.


Жизнь и творчество Л.Н. Толстого неразрывно связана с Москвой. До 1901 г. Семья Толстых жила в Хамовниках. Здесь находится музей Толстого. Обычно вся семья жила здесь зимой, а летом выезжала в Ясную Поляну. В музее можно услышать голос писателя, его музыкальное произведение.


После смерти Льва Толстого представители минской интеллигенции подали прошение в городскую думу об увековечении памяти великого писателя. Ходатайство рассматривалось до конца 1911 года и, наконец, было принято решение об открытии библиотеки имени Толстого. Она появилась в трехкомнатной квартире на улице Ново-Московской (ныне - Московская) недалеко от вокзала. На торжества по случаю открытия приезжала жена писателя - Софья Андреевна, которая привезла с собой 40 книг.


Памятник изготовлен по заказу администрации города московским мастером В. И. Буякиным. По проекту Толстой должен быть босым, но властям эта идея не понравилась и в результате на ногах Льва Николаевича оказались ботинки, которые на самом деле писатель никогда не носил. Открытие состоялось 9 сентября 1973 года, в день 145- летия со дня рождения Льва Толстого. Летом 2008 года была произведена реставрация памятника и сквера возле него.




Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Хамовники» является мемориальным комплексом и сохраняет обстановку времени пребывания там Л.Н. Толстого. В усадьбе «Хамовниках», где по указаниям Льва Николаевича было достроено главное здание, сохранены не только мемориальные вещи и реконструирована обстановка, но имеется и заповедная территория площадью 0,96 га. Это один из немногих сохранившихся в центре Москвы усадебных комплексов.