Начало литературной деятельности михаила булгакова. Михаил Афанасьевич Булгаков: краткая биография




«Ваш роман еще принесет вам сюрпризы» - эти слова одного из героев М.А.Булгакова оказались пророческими для самого писателя.

Они в полной мере отражают его непростую творческую судьбу: сначала невозможность донести свои произведения до читателя, а затем, уже после смерти, мировая известность и всеобщее почитание.

Михаил Афанасьевич Булгаков, писавший в трудные для страны 20-30-е годы, стал жертвой существовавшего режима, мгновенно пресекавшего любое инакомыслие.

Детские годы

Семья во многом заложила основы личности будущего писателя. Отцом М.Булгакова был Афанасий Иванович - профессор Киевской духовной академии, весьма образованный и трудолюбивый человек. Мать, Варвара Михайловна, всегда четко определяла грани добра и зла, отличалась довольно твердым характером.

Булгаков Михаил Афанасьевич, родившийся в 1891 году (15 мая - по новому, 3 - по старому стилю), был старшим ребенком. Многодетная семья - 3 сына и 4 дочери - держалась на дружбе, взаимной любви и непререкаемом авторитете знания. Воспоминания о беззаботной жизни в отеческом доме на Андреевском спуске навсегда останутся для писателя теплыми и светлыми.

Начало карьеры врача

Когда пришло время определять свое будущее, Михаил Афанасьевич Булгаков без сомнения выбрал медицину. По его признанию, на тот момент профессия врача являлась для него блестящим вариантом, так как давала возможность быть независимым и помогать людям.

Однако учебу в Киевском университете прервала Первая мировая. В 1916 году его выпустили в качестве «ратника второго ополчения», и молодой врач отправился в один из госпиталей, куда поступали раненые с фронта. Впечатления от увиденного и пережитого Михаил Афанасьевич Булгаков впоследствии отразит на страницах «Белой гвардии».

К концу года последовало и первое назначение - земским врачом в Смоленскую губернию. Первые месяцы работы повлияли на формирование характера Булгакова, которому не раз приходилось принимать самостоятельные решения в определении диагноза и лечении больных. А вскоре к опыту медицинскому добавятся наблюдения за социальными явлениями - так взрослел и определял свою жизненную позицию Булгаков Михаил Афанасьевич. Биография писателя отныне будет неразрывно связана с событиями революции, гражданской войны и последующих за этим реформ.

На перепутье

17-й год врезался в память Булгакова бесконечными разбоями и дебошами, которые он наблюдал во время поездки в Саратов и Москву. И морем крови… «Я стараюсь жить, не замечая его (настоящего)…», - писал начинающий врач в одном из писем сестре. Он видел все, что происходило в стране, собственными глазами и сформировал свое отношение к этим событиям.

В начале 18-го Булгаков Михаил Афанасьевич оказался в родном Киеве, где постоянно меняется власть. Проходящие войска белогвардейцев, Красной армии, петлюровцев постоянно объявляют о мобилизации. Так врач с уже имеющимся опытом поочередно попадает то в войска Украинской Народной Республики, то в Красный крест, то в белогвардейскую армию, в частности Добровольческую. В 1920 году, когда исход войны начал определяться, Булгаков Михаил Афанасьевич, биография которого могла сложиться совсем по-другому, сам заболел тифом и не смог покинуть Россию вместе с эмигрантами.

Начало литературной деятельности

После выздоровления врач-практик начинает писать. Во Владикавказе, где он жил в начале 1921 года, появляются первые драмы. Их играли на местной сцене, но сам Булгаков относился к ним довольно критически, так как всегда мечтал о серьезной постановке в столичном театре.

В сентябре того же года последовал переезд в Москву. Булгаков Михаил Афанасьевич, краткая биография которого с этого момента начинает новый этап, печатается в газетах (преимущественно «Гудок») и журналах (можно выделить «Медицинский работник», «Возрождение») - это фельетоны, очерки, репортажи. Нельзя сказать, чтобы публицистика доставляла ему большое удовольствие, но нужно было как-то зарабатывать деньги. На это же время приходится и работа в берлинской газете «Накануне», где публикуются «Записки на манжетах». С 1923 года Михаил Афанасьевич Булгаков становится членом Всероссийского Союза писателей.

Осмысление действительности

Повседневная жизнь, которая устанавливалась в Москве, требовала новых форм изображения. Еще в публицистике Булгакова наметился сатирический подход к описанию происходящего в стране. Например, совсем не в духе социалистического реализма давалось описание кокарды на форменной фуражке в одном из очерков: «Не то молот и лопата, не то серп и грабли…». Такой подход останется основным во всех его произведениях. В итоге повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», которые Булгаков Михаил Афанасьевич публикует в 1924-25 годах, вызовут недовольство властей и пролетарских писателей. А произведение «Собачье сердце» этого же периода увидит свет лишь спустя шесть десятилетий.

Судьба первого романа

В 1925 году журнал «Россия» начинает печатать новое творение писателя. «Старомодная вещь» в духе классической литературы 19 века - такие ассоциации у современников вызовет роман, за который возьмется Булгаков Михаил Афанасьевич. «Белая гвардия» - это не оставляющие писателя воспоминания о событиях гражданской войны. А еще попытка переосмыслить произошедшее со страной и множеством отдельных семей в то сложное время уже с точки зрения беспристрастного очевидца и, в какой-то мере, историка. Однако закрытие журнала прервало публикацию романа, и по его страницам Булгаков напишет новое произведение - пьесу «Дни Турбиных».

Драматургия

Театр всегда занимал важное место в жизни Михаила Афанасьевича. В 1826 году МХАТ поставил «Дни Турбиных». Скандальная пьеса, которую Сталин назвал «антисоветской штукой», сначала была разрешена на год. Однако впоследствии неоднократно возвращалась на сцену (ставили ее исключительно в МХАТе), так как пришлась по душе вождю. Он видел ее, несмотря на данную им негативную оценку, более 10 раз.

Далее последуют новые пьесы, среди которых написанные в 20-е годы «Багровый остров», «Зойкина квартира», «Бег» (к постановке запрещена) и более поздняя «Кабала святош» (о Мольере, ставилась только 7 раз). Все, что позже написал для театра Булгаков Михаил Афанасьевич: «Иван Васильевич» об управдоме-дураке, «Адам и Ева» о возникающей в Ленинграде газовой войне, «Дон Кихот» (переработанное произведение Сервантеса), «Блаженство» о будущем с четко спланированными желаниями людей и др. - так и не попало на сцену при жизни драматурга.

На обращение с письмом к правительству в марте 1930 года о предоставлении возможности работать или выехать за границу откликнулся сам Сталин, порекомендовавший Булгакову обратиться в МХАТ. В результате он начинает работать в театре режиссером-ассистентом, что позволило поставить пьесу по повести «Мертвые души». Как признавался в 1937 году Булгаков Михаил Афанасьевич, произведения его были обречены: за семь лет написал «16 вещей», из которых разрешили только инсценировку Н.Гоголя. А после постановки «Кабалы святош» и последовавшей за этим разгромной статьи в «Правде» драматург перешел в Большой театр в качестве либреттиста и переводчика.

Роман о дьяволе

Новое произведение было задумано еще в начале 30-х годов, но работа над ним продолжалась до последних дней жизни писателя. Уже смертельно больной, он диктовал жене очередные страницы романа, который стал венцом всего его творчества и принес мировую известность.

Булгаков Михаил Афанасьевич планировал изначально написать произведение о дьяволе, но постепенно превратил сюжет не только в сатирическое изображение Москвы 30-х годов, но и в отражение собственной непростой творческой судьбы. В образах главных героев - Мастера и Маргариты - угадываются черты самого писателя и его третьей жены, Елены Сергеевны. Переплетение трех ипостасей: произошедшего в древнем Ершалаиме, в современной Булгакову столице и в жизни никем не понятого, кроме любящей его женщины, автора попавшего под запрет романа - помогло дать субъективную оценку тому, что происходило в советской стране и литературных кругах.

Личная жизнь писателя

«Три женитьбы нагадала цыганка», - отмечал Булгаков Михаил Афанасьевич. Краткая биография писателя не может быть полной без упоминания о его любимых женщинах.

Впервые он женился еще на втором курсе Киевского университета, в 1913 году, на Т.Н. Лаппе. Поступок молодого человека вызвал недовольство у родных, так как оба в тот период были достаточно молоды. Их совместная жизнь не была легкой - средств к существованию не хватало, однако молодая жена всюду следовала за мужем. Развелись они в 1924 году. Устные воспоминания Татьяны Николаевны были записаны исследователями творчества писателя.

С Л.Е. Белозерской М. Булгаков познакомился в начале 1924 года на вечере в редакции газеты «Накануне». Они поженились спустя год и прожили в согласии 5 лет, до встречи писателя с Е.С. Шиловской. Любовь Евгеньевна принимала деятельное участие в творчестве мужа, ей он посвятил произведения «Собачье сердце» и «Кабала святош». Существует предположение, что именно Белозерская предложила ввести образ главной героини, основным прототипом которой впоследствии стала Елена Сергеевна, в роман «Мастер и Маргарита». Любовь Евгеньевна оставила книгу о совместной жизни с Булгаковым «О, мед воспоминания».

В 1932 году писатель разводится со второй женой и вступает в брак с Еленой Сергеевной. Их отношения были светлыми и трепетными - так позже напишет о своих героях в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков Михаил Афанасьевич. Фото же позволяют понять, насколько действительно оба были счастливы.

Елена Сергеевна стала для Булгакова возлюбленной, музой, секретарем, хранителем всех его бумаг (в 1933 году писатель передал ей доверенность на распоряжение его произведениями). А еще бесценным биографом: все семь лет совместной жизни она вела дневник, помогающий представить, что перечувствовал отвергнутый властью и литературными кругами творец. Сама она видела цель своего существования в том, чтобы сохранить каждую строчку, написанную любимым человеком.

Преждевременная смерть

Причиной ранней смерти писателя стала тяжелая болезнь почек, передавшаяся ему по наследству от отца. Он скончался 10 марта 1940 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его жена - так желал сам Булгаков - установила на могиле камень «голгофу», ранее лежавший на могиле Н. Гоголя.

Уже после смерти обрел М.А. Булгаков настоящую известность, которая начнется с публикации в 1966 году романа «Мастер и Маргарита».

Писательский путь Михаила Булгакова, уложившийся в два десятилетия, был полон ежедневной энергичной борьбы с трудностями и недоброжелателями, борьбы изобретательной и принципиальной. Его сатирическая проза и повести эту борьбу отразили в своих темах и самом стиле, творчески обобщив итоги непростой исторической эпохи, богатый опыт жизненных наблюдений и встреч. И потому, при очевидной склонности автора к фантастике, сатира его беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную. Недаром мы теперь так часто говорим: "булгаковская Москва", "булгаковский Киев".

Сатира Булгакова рождалась из юмористического переосмысления событий реальной жизни и именно поэтому казалась некоторым неприятной неожиданностью. Автора ждала трудная судьба.

В 1920 году М.А. Булгаков объявлен сотрудником "Кавказской газеты". Именно там 18 января публикуется фельетон "В кафэ". Через месяц увидел свет фельетон (или рассказ) с подзаголовком "Дань восхищения" (предположительное название произведения - "Юнкер").

В этом же году Булгакова назначают заведующим литературным отделом (Лито) подотдела искусств Владикавказского ревкома, а затем и заведующим театральным отделом (Тео) подотдела искусств.

Параллельно с работой в Лито и Тео Булгаков читает лекции перед спектаклями оперной и драматической труппы местного русского театра, пишет пьесу "Самооборона" и многие другие. До нас дошел текст только одной из них - "Сыновья муллы". Это произведение, как и остальные пьесы владикавказского периода, были типичными агитками-однодневками, писавшимися ради хлеба насущного. Позднейшее мастерство Булгакова-драматурга здесь никак не проявилось, да и не могло проявиться. Пьеса "Сыновья муллы" интересна другим. В ней рассказывается о приходе Февральской революции в ингушское селение, причем революция здесь представлена как благо для народа. Совершенно иная оценка революции в "Грядущих перспективах".

Во Владикавказе во время публичного диспута Булгаков отстаивал необходимость пушкинского наследия для развития русской культуры, для сохранения преемственности культурного движения в советский период, боролся с пролеткультовским отрицанием классиков, с призывами сбросить их с корабля современности. Это было лишь началом его затяжной схватки с вульгаризаторами культуры. Эти разногласия привели к изгнанию Булгакова, Слезкина и других защитников культурной традиции из подотдела искусств Владикавказского ревкома в октябре 1920 года.

В 1921 году в газете "Коммунист" публикуется фельетон "Неделя просвещения".

В мае 1921, как указал Булгаков в автобиографическом рассказе "Богема", успешная постановка "Сыновей муллы" дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Грузии Булгаков рассчитывал на более благоприятные условия литературно-драматической деятельности, да и просто на лучшие условия существования: хлеб, мясо и фрукты были там и доступнее, и дешевле. В Тифлисе, а потом в Батуме у Булгакова была возможность эмигрировать: из Батума регулярно ходили пароходы на Константинополь (Стамбул), и достать место на них было возможно. Колебания на этот счет у Булгакова были, но, в конце концов, он остался в России. Писатель принял решение поселиться в Москве, одном из главных литературных центров страны. Туда он прибыл в сентябре 1921 года после короткой остановки в Киеве. Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Отныне он лишь на короткое время выезжал из Москвы на Кавказ, в Крым, в Ленинград, в Киев.

В Москве Булгаков поступает заведующим хроникой в еженедельную газету "Торгово-промышленный вестник". Через два месяца газета была закрыта.

И, наконец, становится постоянным сотрудником (штатным фельетонистом) газеты "Гудок", где вместе с В. Катаевым, Ю. Олешей, И. Ильфом, Е. Петровым, И. Бабелем делает знаменитую "четвертую полосу".

В начале мая 1922 года Булгаков упоминается среди предполагаемых авторов берлинской газеты "Накануне". Фельетоны, печатавшиеся там, очень быстро привлекли к автору внимание московских читателей, а стало быть, и издателей. Печатала его и "Россия".

Ученический период заканчивается, когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести: "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни", - в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность.

Потом в письме правительству СССР Булгаков говорил с волнением и горечью, что для него мыслима лишь "настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира". Октябрь, №6, 1976. с. 178. А в его романе "Жизнь господина де Мольера" сказано о том же подробнее: "Сатира действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной".

Случалось, Булгаков досадовал на мелкую газетную работу, мешавшую ему заняться сосредоточенным литературным трудом, но нельзя сказать, чтобы она не сослужила ему своей службы и была лишь вредна таланту. К.Г. Паустовский сравнивает опыт молодого Булгакова, с его фельетонисткой и "малой прозой", - с чеховскими дебютами. Любое сравнение хромает, но что-то общее было в отношении двух художников к своим ранним вещам. Чехов писал Д.В. Григоровичу: "За пять лет моего шатанья по газетам я успел проникнуться этим общим взглядом на свою литературную мелкость, скоро привык смотреть снисходительно на свои работы - и пошла писать!.. Как репортеры пишут свои заметки о пожарах, так я писал свои рассказы: машинально, полубессознательно, нимало не заботясь ни о читателе, ни о себе самом…" (письмо от 28 марта 1886 года.). И в подобном же саморазоблачительном тоне высказывался о своей газетно-фельетонной деятельности Булгаков: "…Меж тем фельетончики в газете дали себя знать. К концу зимы все стало ясно. Вкус мой резко упал. Все чаще стали проскакивать в писаниях моих шаблонные словечки, истертые сравнения. В каждом фельетоне нужно было насмешить, и это приводило к грубостям. Волосы дыбом, дружок, могут встать от тех фельетончиков, которые я там насочинял…" ("Тайному другу").

Подобно Чехову, Булгаков пишет об отвращении к литературной поденщине, но, как и Чехов, он не вполне справедлив к себе и своим ранним трудам. И дело не только в том, что Булгаков, что называется, набил руку на этой "скорописи", растормозил свой творческий аппарат, что всегда важно начинающему. И даже не в том, что материал и некоторые способы его обработки будут использованы в его романах. Так, фельетоны "Мадмазель Жанна" и "Говорящая собака" отзовутся в сцене сеанса черной магии в Варьете, а описание квартиры № 50 из "Мастера и Маргариты" будет впервые опробовано в "Трактате о жилище" и "Трех видах свинства". Существеннее, пожалуй, что, досадуя на спешную ремесленную работу, отнимающую время от серьезного, "для души", литературного труда, Булгаков в то же время черпает в приемах фельетона нечто значительное для формирования своего зрелого стиля.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

То, что подмечено Ахматовой, - не исключение, а скорее закон: извлечение новой поэзии не из обработанного традицией образца, а из неприглядной прозы жизни, сора будней, мгновений дня. И, окунувшись во впечатления репортера и газетчика, уйдя с головой в будни "красной столицы", Булгаков, как наблюдательный художник, немало извлек для себя. Не только зоркость на подробности, чуткость ко всему живописному и странному обогащает его перо. Сам принцип повествования, способ рассказа определяется в эти годы.

В 1921 году Булгаков осознал, а чем дальше, тем понимал полнее и глубже, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Даже то, что написано случайно, по безденежью и впопыхах, конвульсивно и полусознательно, томит и печет потом самим фактом существования на типографской бумаге или на сцене, в устах актеров, то есть вне тебя, и, как брошенное дитя, требует отцовской ответственности".

То, что созрело, высказано, запечатлено в образах, - неустранимо. Реальный же путь книги к людям - это уже дело социальных условий и возможностей типографского станка. До создания "Мастера и Маргариты" было еще далеко, но начинающий автор уже определял высокий уровень требований к себе.

Пусть фельетоны М.Булгакова не стали столь значимой страницей в истории литературы, как "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", "Собачье сердце" и другие, но в истории журналистики они являются выдающимися образцами жанра.

Своеобразие творчества М. Булгакова 20-30х годов

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909 -1914 гг. он учился на медицинском факультете Киевского университета, а когда получил звание «лекаря с отличием», уехал на Юго-Западный фронт. Поскольку в то время в глубинке не хватало врачей, Булгакова вскоре отзывают с фронта и направляют в село Никольское Смоленской области. Впоследствии Булгаков описал этот период своей жизни в восьми рассказах, составивших цикл «Записки юного врача» (1925 – 1927). Тяжелый повседневный труд, постоянные перегрузки привели к недугу, точно воспроизведенному в одном из рассказов цикла – «Морфий» (1927).

События времени, включая Октябрьскую революцию, почти не затрагивают Булгакова, во время поездки в Москву он пытается освободиться от военной службы, но ему не удается остаться в стороне. Когда в 1919 г. Булгаков возвращается в Киев, писателя, по его собственным словам, последовательно призывают на службу в качестве врача все власти, занимавшие город. Биографы расходятся в определении позиции, занятой Булгаковым в период гражданской войны. Очевидно, что он вновь пытается уйти с военной службы и не участвовать в боевых действиях. Однако его привлекают для работы в госпиталях.

Во время службы в составе Добровольческой армии А.Деникина на Северном Кавказе появилась первая публикация Булгакова – статья «Грядущие перспективы». В 1920 г. Булгаков окончательно оставляет медицину и посвящает себя литературной деятельности. Работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из них были поставлены на сцене местного театра.

Приезд в Москву связан с началом нового периода творчества писателя, названного «фельетонным». Он становится постоянным сотрудником газеты «Гудок». Писатель сотрудничал и с другими газетами. Паустовский сравнивал газетную практику Булгакова с чеховскими дебютами, признавая фельетоны, скетчи, заметки своеобразным подготовительным этапом.

В то время Булгаков брался за любую работу – от секретаря ЛИТО Главполитпросвета до конферансье. Ученический период заканчивается уже в 1922 г., когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести:»Похождения Чичикова», Красная корона», «Чаша жизни», - в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность.

В рассказах «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», в сборнике «Трактат о жилище» писатель оттачивал свою сатирическую технику, опробовал и накапливал отдельные приемы, чтобы позже использовать их в романах. Так, многие эпизоды, вошедшие в «Трактат о жилище», потом в развернутом виде появятся в романе «Мастер и Маргарита». Писатель подсказывает это читателю, вводя в повествование образ автора, работающего над романом», от которого небу станет жарко».

Проблематика ранних повестей Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце», написанных в 1923 -1925 гг.) мало чем отличается от тем, которые поднимали современники писателя. Он также рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека. Гротеск позволил писателю обозначить два повествовательных плана, ввести в современную городскую действительность вымышленные существа. Они перемещаются по пространству произведений с необычайной скоростью, превращаясь как в живые существа, так и в отдельные предметы. Главные герои одержимы идеей реализации благих намерений, но результат оказывается прямо противоположным. Другим вариантом невозможности реализации задуманного является неправильное и непродуманное применение научных открытий.

На творчество М. Булгакова ощутимо непосредственное влияние прозы Н.Гоголя, определившее мироощущение многих писателей 1920-х годов. Как и его предшественник, Булгаков сочетает реальное и ирреальное, допустимое и невозможное. Соединяя их в единое целое, создает образ нереального, фантастического мира, где живут его герои.

В «Дьяволиаде» писатель исследует истоки того, что впоследствии будет названо административным социализмом. Точно локализуя действие в пространстве, автор воссоздает взаимоотношения между учреждением и одним из его служащих. Появление некой высшей (дьявольской, сатанинской, бесовской) силы подтверждает, что тут дело вовсе не в тех или иных личных пороках, изъянах и недостатках индивидуального мышления, жизненного опыта, а в определенной системе взглядов, которые широко распространены, но пока мало кем познаны.

В повести «Роковые яйца» Булгаков обращается к изображению ученых. Одновременно писатель впервые задумывается над местом интеллигенции в новых социальных условиях. Иной тип героя был необходим Булгакову и для определения собственной позиции. На основе воспоминаний Н. Северцовой, прототипом главного героя, профессора Персикова послужил ее отец, видный ученый-зоолог А. Северцов.

Внешность Персикова и парафраз его имени, по мнению некоторых исследователей, содержали отдельные черты облика В.И. Ленина. Вначале Персиков изображен нелепым чудаком, но постепенно в его характеристике поступают трагические черты: образ становится символом гибнущей культуры. Символическая картина «всеобщей катастрофы» завершает повествование.

Правда, в отличие от повести «Дьяволиада», действие в «Роковых яйцах» не выходит за рамки реального мира. Только в финальных сценах, где рассказывается о появлении гигантских змей, используются элементы фантастического гротеска, но они сразу же переходят на задний план. Картины опустевшей Москвы, через которую идут воинские подразделения, вокзалов, оцепленных пехотой, людей, стремящихся убежать из города, напоминают описания родного Киева. Можно сопоставить также строки романа «Белая гвардия» с описанием пустых киевских улиц и движущейся по городу красной кавалерии в письмах писателя к родным, чтобы убедиться в сказанном.

По форме произведения 1920-х годов представляют нечто среднее между фельетоном, памфлетом, и рассказом. Их жанровую структуру можно определить и как бытовые повести, поскольку писателем точно и подробно воссоздаются отношения периода нэпа. Ярко выраженное авторское отношение к описываемому отметили и современники. После выхода «Дьяволиады» Е. Замятин пишет в статье «О сегодняшнем и современном»: «У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт». М. Горький называл «Роковые яйца» «остроумной вещью». Одновременно о произведениях Булгакова высказывались и противоположные точки зрения. Охарактеризовав «Собачье сердце» как «острый памфлет на современность», Л. Каменев полагал, что повесть «печатать ни в коем случае нельзя».



Основная сюжетная схема повести «Собачье сердце» заимствована из апокрифического сказания о сотворении человека. В нем говорится о том, что до Евы Господь создал Адаму жену по имени Лилит, но она обладала таким скверным характером, что Господь превратил Лилит в прах, и создал из ребра Адама новый вариант женщины по имени Ева. Писатель пародийно преображает евангельский мотив, насыщая его нагромождением нарочито сниженных деталей «очеловечивания» Шарика, превращая фарсовую картину в трагическую. Он соединяет фантастический сюжет превращения собаки в человека с описаниями реалий 1920-х годов.

Одновременно автор последовательно вводит читателя в круг библейских ассоциаций. Символично звучит имя главного героя повести профессора Преображенского. Он носит фамилию, четко указывающую на его функцию всесильного божества, преображающего мир по своему усмотрению. Квартира профессора находится на Пречистенке (возникает явная ассоциация с образом Пресвятой Богородицы). По вине Шарикова в квартире происходит потоп (гоняясь за котом, Шариков вывернул кран в ванной). Наконец, чудесные превращения, которые совершает профессор Преображенский, фиксирует в журнале его помощник Борменталь (аналог евангелиста). Образная система повести построена на оппозиции действующих лиц. Профессор и его окружение противостоят агрессивному и абсурдному миру, персонифицированному в образе Швондера и членов домкома.

Как и в ранних произведениях Булгакова, ироническая тональность повести сменяется нарочитым сарказмом. «Преображение» Шарика оказывается лишь очередным этапом научных исследований. Профессор не смог достичь поставленной цели – открыть секрет омоложения человека. Диалог профессора с пациентом и звучащие рефреном слова: «Снимайте штаны, голубчик», - окончательно превращает картину в пародию. Авторское отношение к происходящему отражено и в последних заключительных сценах произведения: Шариков снова становится собакой, ведь в новом мире у всех должно быть «право на права», иначе говоря, равенство перед законом.

Отношения самого писателя с властью складывались трудно и противоречиво. Булгаков одним из первых в советской литературе поставил вопрос о судьбах интеллигенции. Наиболее последовательно он прозвучал в его драматургии. Обращение к театру не было случайным. Писатель стремился высказаться, но его произведения не печатались по идеологическим соображениям, и драматургия осталась для него единственным средством живого диалога с читателем-зрителем.

Созданные писателем пьесы разнообразны и по проблематике, и по форме. Вначале он обращается к традиционной для 1920-х годов теме революции и гражданской войны. Своеобразным прологом становится роман «Белая Гвардия».

Необычными оказались и действующие лица. Булгаков сознательно отходит от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагических событий.

Особому впечатлению способствовала и необычная композиция. Автор констатирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

В пьесе «Дни Турбинных», поставленной в 1926 г. МХАТом и шедшей с неизменным успехом многие десятилетия, центральной фигурой пьесы становится полковник Алексей Турбин. Такие люди, как он, составляли гордость старой русской армии, цвет военной интеллигенции. Осознав обреченность белого движения, его антинародность, он переживает духовный кризис. Турбин пока не может перестроиться, чтобы идти работать к большевикам, а поэтому предпочитает смерть, спасая жизнь двумстам юнкерам и студентам. С одной стороны, смерть командира дивизиона гетманской армии полковника Турбина закономерна, поскольку символизирует крушение иллюзий последних защитников «белого дела». Но в то же время гибель честного русского офицера поистине трагична. Практически он совершает самоубийство.

В пьесе «Бег» (1926 – 1927) Булгаков показывает мучительный процесс поиска пути, который приводит героев к духовному кризису, глубокой драме и даже трагедии. Герои Булгакова (Мышлаевский, Серафима, Голубков, генерал Хлудов) пока не видят своего реального места в новой действительности. Писатель отчасти выразил и свою собственную позицию. Основными становятся рассуждения о патриотизме и Родине, долге и совести.

Писатель оказался в центре поисков литературы 1920-х годов. Разрабатываемые им проблемы и художественные средства повлияли в свою очередь не только на организацию его собственного стиля, но и обусловили развитие исторического и фантастического повествований последующих десятилетий. В каждом произведении он ставил определенную проблему, локализуя ее с помощью исторических и временных координат, разворачивал философский или гротесковый планы. Булгакова можно отнести к писателям-экспериментаторам, примеривавшим на себе разные способы конструирования художественного пространства текста, но в целом ему удалось воссоздать картины социальной действительности тех эпох, к которым он обращался.

Жизнь писателя была недолгой.

Осенью 1939 г. он внезапно потерял зрение в результате склероза почек (гипертонический склероз был наследственной болезнью в семье Булгаковых. От него умер отец писателя в возрасте 49 лет). 10 марта 1940 г. Булгаков скончался. Писатель похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита»

М.А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея (основатель жанра древнегреческий поэт Менипп, III в. до н.э.), роман-мистерия и т.п. Это происходит потому, что, как отмечает автор «Булгаковской энциклопедии» Б.В. Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис пишет, что форма книги-завещания Булгакова, как и ее содержание, делают ее совершенно уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».

Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. XX в. и I в. новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.

Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», и если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет». Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре (2, 16, 25, 26).

Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе « » и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая война, революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем (« »). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя - объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой - дает художественный прогноз. « » (1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925-1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. , А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) - как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал произведения Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.

Не пытайтесь казаться людям лучше, чем Вы есть на самом деле — на цыпочках долго не устоишь… но и не пытайтесь казаться хуже, чем Вы есть — на корточках тоже долго не просидишь… ВСЕГДА ОСТАВАЙТЕСЬ СОБОЙ!

Михаил Афанасьевич Булгаков

Детство.

1891 г . 15 мая в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя дано в честь, хранителя города Киева, архангела Михаила.

1892-1899 гг. Переезды семьи Булгаковых в различные домовладения в поисках более дешевой и удобной квартиры - в районе Печерска; на Госпитальной улице, 4; в Кудрявском переулке, 9.

Семья была большой и очень дружной, воспитанием детей большей частью занималась мать — Варвара Михайловна, “светлая королева”, как назвал ее сам писатель в первом своем романе “Белая гвардия”. Булгаков получил прекрасное домашнее образование, знал французский, немецкий, английский, греческий и латынь.

1901 г . 22 августа. Был принят в 1-й класс 1-й Киевской гимназии “особого устава”.

Смерть отца. Главной трагедией детства М. Булгакова стала безвременная смерть отца. Афанасий Иванович Булгаков — профессор Киевской духовной академии, человек высокой души и огромной эрудиции, скончался 14 марта 1907 года.

Болезнь была непродолжительной, и смерть главы семейства обрушилась на всех как сошедшая с гор лавина. Пятнадцатилетний Миша пережил этот удар судьбы едва ли не тяжелее остальных. Несомненно, именно с тех пор в его характере навсегда укоренились гордость, обостренное чувство собственного достоинства, обидчивость, незащищенность, упрямство и даже некоторая заносчивость, что позже отчетливо проглядывали в облике уже вполне сформировавшегося мужчины и во многом определили его поведение.

Женитьба.

Первым проявлением своеволия и легкомыслия стала женитьба на Тане Лаппа против воли родителей.

1915 г . 26 апреля произошло венчание Булгакова с Татьяной Николаевной Лапа в Киево-Подольской церкви Николы Доброго. Брак оказался несчастливым и недолговечным, но все десять лет совместной жизни Татьяна Николаевна была “ангелом-хранителем” Булгакова. Без сомнения, она спасла его от смерти на Кавказе во время гражданской войны.

Она же помогла ему вырваться из объятий наркомании.

Медицинская деятельность.

В 1909 г. Булгаков оканчивает Киевскую гимназию. А в 1911- 1916 г. становится студентом медицинского факультета Киевского университета, который оканчивает с отличием.

Первая мировая война застала Булгакова на старших курсах университета. Выпущенный вместе с другими студентами-медиками досрочно, он работал в госпиталях прифронтовой полосы, где занимался главным образом ампутацией рук и ног. Быть может, хирургическая практика и определила несвойственную русскому интеллигенту начала XX в. твёрдость, решительность его характера.

К осени 1916 г. - сельский врач в Сычевском уезде Смоленской губернии.

В 1917 г. работает в городской больнице г. Вязьмы.

В 1918 г. вернулся в Киев, где последовательно призывался военврачом в красные, петлюровские и белые части.

В конце августа 1919 г . большевики, покидая под напором Белой армии Киев, спешно расстреливали сотни заложников, после них взорам киевлян открылись страшные картины. Это укрепляло решимость Булгакова сопротивляться победе власти большевиков в России.

Мобилизованный белыми, он в качестве военврача отправился на Северный Кавказ. Конечно, Булгаков предпочёл бы фронту частную практику врача и письменный стол литератора. Но Белая армия была его армией: в ней были люди его круга, друзья, знакомые, в её рядах оказались с первых же дней его младшие братья.

Колеблясь над бездной.

Период морфинизма может считаться одним из самых тяжелых испытаний на жизненном пути писателя. Дело в том, что во время работы Булгакова земским врачом в одной из сельских больниц Смоленщины возникла опасность заражения дифтеритом. При отсасывании дифтеритических пленок у больного ребенка одна из них попала Булгакову. Чтобы избежать этой страшной угрозы, врач должен был подвергнуться прививке от дифтерии. Однако организм отреагировал на это отеком лица и столь страшным зудом, что пришлось сделать инъекцию морфия. Потом инъекции повторялись еще несколько раз. Разумеется, Булгаков понимал всю опасность проводимых процедур, однако шел на них. Но разве можно судить земского врача, у которого не было возможности отлежаться несколько дней в постели, перетерпев боль и другие неудобства: он должен был работать, причем работать с огромным напряжением. По воспоминаниям писателя, он принимал до 100 больных в день! К тому же его неудержимо влекло к себе литературное творчество, и медицинская деятельность была мучительно неустранимой помехой на пути к нему.

Начало литературной деятельности

В сентябре 1921 года Булгаков приехал в Москву, “чтобы остаться в ней навсегда”. Здесь и заявил о себе в полную силу его грандиозный писательский дар. Однако раскрытие таланта происходило в чрезвычайно сложных условиях. Бесприютность, тягостная суета в добывании средств, отсутствие времени для творческого труда и, наконец, невозможность публиковаться, что для писателя, разумеется, всегда оказывается самым мучительным.

Первыми произведениями Булгакова в Москве были фельетоны, которые он печатал в берлинском журнале “Накануне”, в газетах “Труд” и “Гудок” и невысоко ценил. “Записки юного врача” (писались в 1917— 1925, отдельное издание только в 1963 г.) были традиционным для русской литературы (отчетом о его “долитературной” деятельности). Но повести “Дьяволиада” (1924) и “Роковые яйца” (1925) уже обнаружили типичную для Булгакова скрытую в непринужденных шутках глубину.

“Драматургия М. А. Булгакова”

Пьеса “Дни Турбиных” 5 октября 1926 года на сцене Московского театра состоялась премьера спектакля “ Дни Турбиных”.

“Дни Турбиных” были написаны по мотивам романа "Белая гвардия" и первые две редакции пьесы носили одинаковое с ним название. Работу над первой редакцией пьесы "Белая гвардия" Булгаков начал в июле 1925 г. Еще 3 апреля 1925 г. он получил приглашение режиссера МХАТа Б. И. Вершилова придти в театр, где ему предложили написать пьесу на основе романа "Белая гвардия".

У Булгакова замысел подобной пьесы зародился еще в январе 1925 года. В какой-то мере этот замысел продолжал идею, осуществленную во Владикавказе в ранней его пьесе "Братья Турбины" в 1920 году. Тогда автобиографические герои (Турбина - девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери, Анфисы Ивановны, в замужестве - Покровской) были перенесены во времена революции 1905 г . В пьесе "Белая гвардия", как и в романе, Булгаков использовал собственные воспоминания о жизни в Киеве на рубеже 1918-1919 гг.

Это была удивительная постановка! Единственная из всего довоенного репертуара, она выдержала около 1000 представлений! В 30-е годы, в жуткое время “ежовщины”, когда люди боялись собственной тени, актеры выходили на сцену в золотых погонах офицеров царской армии, говорили о человеческой чести и даже пели “Боже, Царя храни...”, Известно, с каким интересом относился к этому спектаклю Сталин. За почти пятнадцатилетнюю историю постановки он не менее 15 раз смотрел спектакль полностью, а сколько раз он приезжал ко второму, к третьему действию!

Роман “Белая гвардия”. Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью — в Париже: том первый— 1927 год, том второй — 1929 год

“Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен, первоначально “Белая гвардия” мыслилась как трилогия. В качестве возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали “Полночный крест” и “Белый крест”.

Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова — Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель. В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине.

Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны.

В романе противопоставлены две группы офицеров — те, кто “ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку” и “вернувшимся с воины в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь”. Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к оккупантам.

И все же произведения Булгакова не народны. В них нет ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и жестокая”. Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его жизни. Его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.

“Сатира М. А. Булгакова” “Собачье сердце”

“Собачье сердце” — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников: не была высмеяна и растоптана лжекритиками от “советской литературы”, так как вышла в свет лишь в 1987 году. В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам. Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его обликом — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика - Шарикова составляют основу сюжета повести. Внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса, выдает существо очень неглупое, по-своему оценивающее жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке и пахло сосисками”. Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, “бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках”. Булгаков блестяще выражает, так сказать, "внутренний мир” собаки, бездомного московского пса, ироничного, любознательного наблюдателя жизни...

А какое у него чувство юмора, как ярки его впечатления! И это мигом утрачивается в “варианте” Шарикова. Новое “очеловеченное” существо неизмеримо ниже Шарика. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Неизбежен конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном. В повести Шариков вернулся в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в 30—50-е годы травил людей, как когда-то по роду службы травил и душил бродячих собак и кошек. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты, удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится всем низким, потому что это поднимает его высоко — над теми, кто духом высок, кто разумом высок, а потому должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале 20 века, остается актуальной и в наши дни.

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце” (1925 г .). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

Роман “Мастер и Маргарита” - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это “закатный” роман, заплачено за него жизнью автора. Напечатан он в сороковые годы, по понятным причинам, быть не мог.

Появление романа в журнале “Москва” (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершено необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

Над своим гениальным романом М. Булгаков работал не только долго, но и чрезвычайно напряженно, создав несколько редакций произведения. До последних дней ослепший писатель откладывая другие замыслы, диктовал жене новые поправки к тексту. Это говорит о том значении, которое он придавал своему созданию.

В основу романа легли самые разнообразные источники; в нем по-новому претворены самые разнородные мотивы творений мировой литературы всех эпох. Таким образом, роман М. Булгакова явился итогом развития мировой культуры до середины XX века. Он творчески переработал и синтезировал творения всех эпох, различных национальных школ, разных искусств (литературы, живописи, музыки, театра). Трудно найти подобное явление в литературе мира по широте охвата действительности и преемственности с художественными памятниками столетий, по философкой глубине и изобретательности в композиционной организации целого. Будучи романом, «Мастер и Маргарита» строится по законам игры и театрально-музыкального представления, утверждая ту великую истину, что «весь мир — театр», а действующие персонажи — лицедеи в нем.

Как показали исследователи, М. Булгаков глубоко воспринял философское учение русского мыслителя П. Флоренского о троичности бытия. Оно сказалось в тройственной структуре романа. В нем ясно вырисовываются три основных плана произведения: исторический, реальный и фантастический. В соответствии с этим воспроизводятся три пространственные зоны: ершалаимский мир, московская действительность и мир потусторонний, вечный. В этом последнем тоже показано триединство, в нем имеются три самостоятельные сферы: царство Тьмы, область Света и царство Покоя.

Первый, исторический, план повествования производит на читателя особое, неизгладимое впечатление. Прошлое предстает здесь исключительно реалистичным, картинным, оно передано с большим психологизмом и живописным мастерством. Рассказывая о том, что произошло 1900 лет тому назад, развертывая действие на фоне пейзажей Древней Иудеи, Булгаков предлагает нам присутствовать при сценах, где творится сама История. Основными действующими лицами в этой части романа являются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, ведущей проблемой — взаимоотношения личности и власти. В крытую колоннаду у дворца с мозаичным полом входит Пилат «в белом плаще с кровавым подбоем» (эта двухцветность плаща воспринимается как знак той противоречивости, которой отмечен этот персонаж). К нему приводят бродягу Иешуа для допроса. Один глаз Пилата нацеливается на арестованного, другой глаз закрыт. И усмехается он лишь одной щекой. Так начинается это повествование.

Перед нами грозный властитель, которого боятся все. Но он раздираем противоречивыми чувствами, он раздвоен. Лицо Пилата страшно, но глаза тревожны. Он должен казнить бродягу, но чувствует себя его тайным другом и хотел бы сохранить ему жизнь. Он явно желает спасти Иешуа, оклеветанного доносчиками, но положение охранителя порядка и римского наместника, а также давление закона не позволяют ему сделать то, что он желает. Он запускает в ход карающую государственную машину, но начинает страдать, поскольку чувствует себя частью ее механизма. В конечном счете в Пилате торжествует идея могущества государства, власти, не обузданной моралью, произвола, направленного против личности.

Бродяге Иешуа вменяется в вину, что он на базаре «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Поначалу эта подробность усиливает ощущение ничтожности арестанта. Но вскоре открывается, что это человек высокого духа, очевидной мудрости, провозвестник новых человеческих идеалов, носитель идей добра, милосердия, высокой истины. Ничто не может поколебать его убеждений, его непреложной веры и стойкости.

В роман М. Булгакова вместе с Иешуа входит возвышенная тема Христа. Правда, Иешуа не сам Христос (по-иному звучит его имя, у него другая внешность, иной возраст — ему 27 лет, а не 33, у него не канонические христианские взгляды), но он — подобие Христа. Не случайно вся эта историческая часть романа возникает именно тогда, когда Воланд прошептал Бездомному и Берлиозу, что «Иисус существовал». К тому же у Иешуа, как и у Христа, есть свои ученики и последователи, например Левий Матвей, этот сборщик податей, переживший сложную эволюцию и глубокую душевную драму, имеются свои предатели (Иуда) и палачи.

Обоим антагонистам — Пилату и Иешуа — даровано бессмертие. Всегда будут помнить пятого прокуратора Иудеи (четырех предшественников его не знает никто), но только лишь потому, что ему суждено было соприкоснуться с личностью Иешуа, которого он послал на Лысую Гору. Его бессмертие мучительно, тягостно, изнуряюще, позорно, тогда как в памяти людей имя Иешуа сопряжено с представлением о добре, нравственной чистоте и человечности. Это подлинное бессмертие. Так столкновение двух исторических персонажей романа позволило автору поставить вопросы о добре и зле, о мужестве и трусости и главную проблему — деспотической власти и личности.

Второй, реальный, план повествования передает настоящее и изображает жизнь Москвы послереволюционных десятилетий. Время действия здесь несколько неопределенно, поскольку этот пласт по-своему отражает приметы 20-х и 30-х годов 20 столетия. Пасха, приходившаяся на 5 мая, была в 1929 году, ко второму десятилетию века относятся многие черты нарисованного быта, но другие штрихи явно 30-х годов. Дядя Берлиоза пользуется троллейбусом, а это средство передвижения в Москве появилось в 1934 году.

Главными персонажами этого сюжета оказываются Мастер, Маргарита и литераторы, ревностно выполняющие социальный заказ государства. Ведущей проблемой становятся взаимоотношения творца-художника и общества, проблема, особо волновавшая Булгакова и, конечно же, тесно связанная с темой личности и власти.

Мастер — фигура во многом автобиографическая, и перипетии его печальной истории — это отчасти превратности судьбы самого Булгакова, хотя идентичными обе личности признать нельзя. Мастер привлекает читателя прежде всего тем, что он живет во власти воображения и творчества, постоянно осмысляет свои глубокие художественные идеи и претворяет их в чеканные исторические образы. Но его занимают и вечные, общечеловеческие проблемы, и эстетические вопросы о природе художественного творчества, о безраздельной самоотдаче творца. Не зря слово «Мастер» обретает символическое значение. Не зря его судьба в романе становится трагической. В определенной мере он соотносится с Фаустом. Ему тоже свойственны жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Мастер проникает в толщи истории, чтобы извлечь из них вечные законы, управляющие жизнью. Как и Фауст, он вступает в контакт с Мефистофелем (Воландом). В конце романа князь Тьмы прямо сошлется на героя Гете: «Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой?..»

Отметим и некоторую похожесть Мастера на Иешуа. Оба они бездомны, оба преданы и арестованы, оба гибнут. Их роднят правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать человеческому горю. Мастер живет в созданном им герое Га-Ноцри, а свет последнего проникает в душу исторического романиста. Оба они несут идею добра и любви, Христос незримо живет в сердцах обоих. Интересно, что Мастер на 5 лет старше Христа, тогда как Иешуа на 5 лет моложе. Таким образом, Иисус (ему 33 года) в возрастном плане помещается между ними. Однако не следует преувеличивать сходство героев. В отличие от Иешуа, Мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство, не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман. Но у Мастера есть и определенное преимущество: идея всепрощения ему не свойственна, всякого человека добрым он считать не может, в душе его рядом с любовью уживается выстраданная ненависть к гонителям.

И тут мы встречаемся с московским литературным, около - и надлитературным миром, со всеми этими латунскими, лапшенниковыми, близкими к журналу критиками, которых Булгаков казнит своей сатирой. Чего стоит один Мстислав Лаврович (его прототип — Всеволод Вишневский, хулитель Булгакова), который призывает «ударить, и крепко ударить по пилатчине». Имя персонажа содержит в себе два корня: «мсти» и «слав», то есть «мсти славе» и получай за это лавры. И в итоге неравной борьбы с этими носителями злобной мстительности «свободный смелый дар» художника не выдерживает. Стражи общества, сформированного тоталитарным режимом, загоняют творца в тупик и губят его.

Но есть у героя романа необыкновенная подруга — Маргарита. Она является носительницей огромной поэтической и вдохновенной любви. Маргарита способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Кроме того, она способна бороться за своего Мастера. И вот эта женщина-птица, родственная другим «крылатым» героиням русской классики, взмывает в воздух, обращается в ведьму и начинает парить в небесах, совершая свой гордый полет.


В отличие от гетевской Маргариты, она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. И это тоже решительно направляет фаустианскую тему в другое русло. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви («...Иду на все из-за него», — говорит она Азазелло). История отношений заглавных героев кажется фантастической, но она остается и реальной, земной, счастливой и несчастной одновременно и потому органично вписывается в московский мир, изображенный в произведении.

Прекрасен и третий пласт повествования в романе фантастический , отчасти подготовленный злоключениями Маргариты. Центральными героями здесь являются Воланд, его свита и московские обыватели, среди которых действуют эти необычные гости. Ведущей проблемой этого плана становится проблема смысла жизни, обогащенная темой мирового зла и добра, философской и этической одновременно. Своеобразие решения этой проблемы состоит в том, что сюжет с дьяволиадой внедряется в сюжет предыдущий. И оттого гротескно-фантастическое причудливо переплетается здесь с реально-бытовым.

Может показаться, что шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства и обманы, безобразна и чудовищна. Такая точка зрения высказывалась, и пришельцы объявлялись не только чертовщиной, но и бесовщиной. Но эта не так. Отмеченные чертами комизма, эти существа из необыкновенной троицы по-своему чудесны.

Воланд, их предводитель, вобрал в себя некоторые особенности ранее изображавшихся духов зла — Вельзевула, Люцифера, Асмодея, Демона. Булгаков предпочитал ассоциировать своего героя с Сатаной. Но некоторыми чертами Воланд походит на Мефистофеля, и это подчеркивается эпиграфом к роману. Однако Воланд существенно отличается от этого героя. Булгаковский князь Тьмы не лжет, не предает, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы его покарать. И тогда по закону отрицания отрицания зло уничтожается или превращается в свою противоположность.

Стремясь к познанию и истине, Воланд отдельными гранями своей личности начинает походить на Фауста, особенно на мага из народных книг об этом герое. И не случайно он умеет ценить все значительное, сильное, творческое (например, в Мастере, в Иешуа, Маргарите). Будучи князем Тьмы, он проявляет интерес к Свету. Припомним, что на его груди знак скарабея. Это рождает ассоциации с культурой Древнего Египта и его символикой, обращенной к солнцу. Он обладает могущественной волшебной силой, учёностью, даром пророчества, умением перемещать в пространстве и воскрешать давно забытое.

Только Воланд и его подручные (Коровьев, Азазелло, кот) способны разобраться в том, что творится в реальной, катастрофически развивающейся действительности, и поставить все на свои места. Вот почему эта группа фантастических персонажей оказалась внедренной в бытовую, будничную Москву. Это своеобразный отклик на отчаянный крик Булгакова о помощи.

Но не только пришельцы могли поразить московских обывателей, последние также в немалой мере оказались способными ошеломить нечистую силу. Достаточно вспомнить психоз с организацией кружков, одобрение Прохором Петровичем резолюций бестелесного костюма, исчезновение людей из квартиры № 50, проверку входящих в ресторан по удостоверениям или объяснения Босого, как пачка денег «сама вползла к нему в портфель».

Выясняется, что мир, окружающий Воланда и его свиту, заселен рвачами, взяточниками, подхалимами, очковтирателями, аферистами, хапугами, пошляками, приспособленцами, корыстолюбцами. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Они наказывают Берлиоза, безбожника, глупца и доносчика «куда следует», плута Никанора Ивановича, хапугу Поплавского, лгуна Варенуху, двоеженца Семплеярова, стяжателя-буфетчика, воровку Аннушку, очковтирателя Лиходеева, взяточника Босого, бездарного Рюхина (он завидует бессмертию Пушкина) и атеистически настроенного, агрессивного Ивана Бездомного (он готов сослать Иммануила Канта на Соловки).

Но, наказывая, шайка Воланда при этом возвращает к жизни все, что достойно развития. Так, Иван Понырев претерпевает сложную эволюцию, выздоравливает и становится духовно прозревшим человеком. Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, свершается во имя добра и глубоко поучительно. И открывается смысл эпиграфа, взятого из Гете и предпосланного роману: «...Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Пласты романа, его пространственно-временные сферы и герои находятся в тесной взаимосвязи, переплетении, взаимопроникновении. Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем (золотые купола), и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда. Все планы книги объединены проблемой добра и зла, темами поисков истины и творчества. В романе Мастера и романе о Мастере есть свои идеальные герои, их антагонисты (Пилат, Берлиоз), предатели (Иуда, Алоизий Могарыч), ученики (Левий Матвей, Иван Понырев), толпа обывателей. В конце книги эти пласты и пространственно-временные сферы сливаются, и Булгаков помещает своих героев в мир Вечности.

Жанр произведения синтетичен: это и сатирический роман, и комическая эпопея, и утопия с элементами фантастики, и историческое повествование.


Стиль романа характеризуется соединением драматизма, лирики, гротеска и фарса, нередко вступающих в причудливое смешение. Этот стиль нередко близок фантасмагориям и острым гротескам Гойи. Поэтому столь же неожиданным становится прихотливое соединение экзотизмов в величественно-спокойном повествовании о прошлом с канцеляризмами и варваризмами в динамичных сатирических сценах о настоящем. Этот стиль нес читателям радость и веселье от сознания духовного раскрепощения.

В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. В феврале 1929-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман “Мастер и Маргарита”, роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни.

Поистине, как сказал однажды Воланд, обращаясь к Мастеру, - “рукописи не горят”. Лишённый своего читателя, обречённый не быть, писатель Булгаков жил любовью жены - Елены Сергеевны Булгаковой - и верой в высший суд, суд времени. Как истинный Мастер, Булгаков и его роман принадлежали вечности. Понимание этого было так же недоступно многим современникам писателя, как и недоброжелателям его Мастера. В 1946 году, выступая перед коллективом МХАТа, Вс. Вишневский, давнишний враг Булгакова, превозносил историческое значение постановление ЦК ВКПб о журналах “Звезда” и “Ленинград” и доклад о них Жданова. Для вещей убедительности драматург-рапповец процитировал фразу Сталина: “Наша сила в том, что мы и Булгакова научили на нас работать”. Вождь жестоко заблуждался: ничему большевики Булгакова не научили; ни в чём сила их не подтвердилась.


Работу над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить.

Знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной . В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. “Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь...”. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор “Белой гвардии”. Отмечаем и то, что к этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась “Белая гвардия”, разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как “Собачье сердце”, — молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к “Дням Турбиных” идет в единственном театре страны одна эта пьеса... Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: “Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно”. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве...

Из дневников Елены Сергеевны: “Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить". И я ответила: "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что”.

“Писатель решает жить и работать... Они еще не вместе, но есть надежда... Она и спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописях появятся две надписи его — на рукописи “Мастера”: “Дописать, прежде, чем умереть!” и на другой — “На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне”.

В одном из писем Булгаков, измученный обрушившимися на него несчастьями, писал жене: “Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный”. И будто сбывалось главное предсказание: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: “Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать”. Едва понятно Мастер ответил: “Чтобы знали... Чтобы знали...” Он заслужил покой, закончив роман.

Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет; что обещала мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал “Москва” с романом своего Мастера. Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: “Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужас перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было”.

Письмо Сталину. В июле 1929 года Булгаков обратился к Сталину: “В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставить более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства я обращаюсь к Вам...”. Далее следовала просьба о выезде за границу. Никакого ответа на это обращение не последовало. Как писатель жил это время? Если бы не помощь друзей, прежде всего - В.В.Вересаева, он бы, несомненно, погиб...


28 марта 1930 года Булгаков вновь обращается к правительству с поразительным по смелости письмом, где отстаивает свое право на свободное творчество и открыто заявляет о царящем в стране произволе. Никто и никогда в СССР, ни один писатель не обращался к Сталину со столь откровенным, резким и смелым письмом. Известно, что за этим последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссера во МХАТ. Мастер целиком отдался театральной деятельности, однако он понимал, что власти играют с ним в “кошки-мышки” и творить свои произведения в атмосфере свободы ему не дадут. В письме Вересаеву от 27 июля 1931 года Булгаков с горькой иронией размышлял о своей жизни: “Имеются в Москве две теории. По первой (у нее многочисленные сторонники) я нахожусь под непрерывным и внимательнейшим наблюдением, при коем учитываются всякая моя строчка, мысль, фраза, шаг. Теория лестная, но, увы, имеющая крупнейший недостаток.

Последние годы жизни.

В сентябре 1939 года врачи подтвердили диагноз, поставленный М. Булгакову, тяжелый невроз. Дни писателя были сочтены. Через полгода, 10 марта 1940 года, Булгакова не стало. Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А.А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг — стихи.

Булгаков не скрывал того, что не любит стихов, и Анна Андреевна, знавшая об этом, никогда не читала своих стихов при нем. Но Михаил Афанасьевич необычайно высоко ценил в Анне Андреевне ее неоспоримый талант, ее блестящую эрудицию, ее высокое человеческое достоинство. И Ахматова на всю жизнь сохранила свое восхищение Булгаковым-писателем и человеком". Это восхищение отразилось в одном из лучших ахматовских стихотворений Бегичева, Вера. Последний из Галилеи / В. Бегичева // Наука и религия. - 2014. - № 4 . - С. 18 - 22

Бегичева, Вера. Ученики / В. Бегичева // Наука и религия. - 2013. - № 2 . - С. 40-45

Бегичева, Вера. Чудо / В. Бегичева // Наука и религия. - 2015. - № 10 . - С. 34 - 39

Богданов, Николай Николаевич. Михаил Булгаков как психолог / Н. Н. Богданов // Литература в школе. - 2015. - № 8 . - С. 14 - 18

Ванюшева, Наталья Рудольфовна. "Всё движется любовью..." : мастер класс по роману "Мастер и Маргарита" / Н. Р. Ванюшева // Литература: издательский дом "Первое сентября". - 2014. - № 3 № 3 Демон с тысячью лиц: тема судьбы в русской драме начала ХХ века / К. Г. Фрумкин // Нева. - 2016. - №3 . - С. 211 - 221

Черных, Галина Алексеевна. Использование приёмов драматизации при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Г. А. Черных // Литература: издательский дом "Первое сентября". - 2013. - № 7/8 . - С. 20 - 22