Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. Почему Татьяна Ларина предпочла жизнь с нелюбимым мужем, а не с Евгением? (Школьные сочинения)




Честь есть краеугольный камень
человеческой мудрости.
В.Г. Белинский

В жизни бывают события, похожие на встречу со старыми друзьями. А такая встреча - всегда проверка. Непреднамеренная, невольная и, тем не менее, самая нелицеприятная. Оглядываешь беспристрастным взором свое собственное житье-бытье, и лукавить с самим собою не приходится. Такой встречей оказалось для меня знакомство с Андреем Болконским - героем романа Л. Толстого «Война и мир».

Князь Андрей, прежде всего, человек действия. Он объясняет Пьеру, зачем идет на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» Он говорит о надеждах и силах, пропадающих в светском существовании. Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой, не он будет соответствовать окружающей жизни, а жизнь должна быть по нем. Он верит в свое высокое назначение, и тем самым он, кажется, решил для себя общий вопрос о смысле человеческой жизни, о чести человека.

Князь Андрей верит в свою звезду. Он не случайно, без цели заброшен в мир, он верит в то, что рожден для подвига и величия. Эта вера связана у него с фамильной «болконской» гордостью.

Мечтая о своем Тулоне, Болконский отправляется на войну. Итак, князь Андрей на войне... Перед нами аккуратный, исполнительный штабной офицер. Читая об этом, испытываешь разочарование: неужели князь Андрей шел на войну, чтобы составлять меморандумы? Мы хотели бы видеть его в битве, в пороховом дыму, впереди войск, а тут кабинет, шорох бумаг, тихие шаги по ковру...

Ho вот что удивительно: князь Андрей «много изменился за это время... он имел вид человека... занятого делом приятным и интересным».

Дело в том, что война состоит не только из грохота орудий, сражений и подвигов. Здесь, как и в мирной жизни, бывают свои будни - и, может быть, труднее вести себя достойно в будничной жизни войны, чем в сражениях.

Ho вот о чем хочется задуматься: кажется, он легче справляется с собой в бою, чем в буднях. В сражении все ясно: позади - свои, впереди - чужие, а в буднях все переплетается, и трудно бывает понять, кто свой, кто чужой и где главные враги.

Вот он скачет в Брюнн к австрийскому двору с известиями об одержанной русскими победе. Он радостно возбужден, взволнован, многое перенес за сутки, настроен торжественно. Ho австрийский двор вовсе не так обрадован победой русских, как представлялось князю Андрею.

Дипломат Билибин объясняет князю то, что ему непонятно.

Какая радость австрийскому двору от победы русских войск, когда австрийские генералы один за другим подвергаются полному поражению? Оказывается, и здесь живут и диктуют свою волю те законы, от которых князь Андрей бежал из петербургского света.

Вернувшись к Билибину, князь Андрей узнает, что французы приближаются к Брюнну. Значит, и армия погибла? Она будет отрезана.

Известие о безнадежном положении русской армии «было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею... ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».

Билибин уговаривает его - очень разумно, с точки зрения здравого смысла, - не возвращаться в армию Кутузова, где его ждут «или поражение и срам», или мир, если он будет заключен.

«Этого я не могу рассудить, - холодно сказал князь Андрей, а подумал: «Еду для того, чтобы спасти армию».

Кто из них прав? Да, рассуждения Билибина совершенно справедливы, и положение русской армии безнадежно, и незачем князю Андрею ехать, но сам же Билибин, вопреки всякому здравому смыслу, признает: «Мой милый, вы герой». Потому это умение поступать вопреки здравому смыслу, повинуясь только голосу своей совести, только чувству долга, своей ответственности перед людьми, страной, армией - это умение и называется героизмом.

«А ежели ничего не остается, кроме как умереть? - думал князь Андрей уже в дороге, направляясь навстречу русской армии. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».

Вот что имел в виду старик Болконский, когда взвизгнул: «... коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!». Эти трудные, эти гордые люди превыше всего ставят честь, свое мужское и человеческое достоинство. Отказавшись ехать с Билибиным и направляясь к армии Кутузова, князь Андрей ведет себя как сын Николая Болконского. Впереди его ждет небо Аустерлица.

Что же понял князь Андрей на поле Аустерлица? Нет, он не пришел к Богу, как мечтала сестра, княжна Марья, надевая на него образок. Вера княжны Марьи кажется князю Андрею слитком ясной и простой, все на самом деле сложнее. Ho одно он понял под высоким и добрым небом: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен человек искать в жизни, но что?

После безвыездного житья в деревне Болконский уехал в Петербург, чтобы быть полезным людям.

С первых же строк, рисующих появление князя Андрея и Петербурге, Толстой подготавливает нас к его будущему разочарованию. Князь Андрей еще полон надежд. Ho мы, благодаря Толстому, уже видим, как холоден с ним царь, недовольный тем, «что Болконский не служил с 1805 года», как тупы глаза Аракчеева и почти невежлив его тон; как неестественен Сперанский, в котором князь Андрей ждет найти «полное совершенство человеческих достоинств».

Душевная драма, которую переживает Болконский после разрыва с Наташей, обостряет его нравственные, философские искания.

Однако то стремление рассматривать свою жизнь в широких связях с жизнью других людей, которое родилось у князя Андрея в результате преодоления индивидуалистических предубеждений, ясно и сильно проявляется в дни народных испытаний, в дни Бородинского сражения. Болконский ощущает подлинную близость своих мыслей и желаний мыслям и желаниям широких слоев народа. В патриотических чувствах, стремлениях Болконского отражаются и непосредственность, сила его глубокой любви к родной земле, острота его раздумий, жизненных исканий на пути чести.

Мне этот герой очень дорог, так как помог понять одну важную мысль.

В жизни, в любом самом обыденном деле понятие чести и большая цель - даже не осознанная, не обдуманная до конца, а лишь ощущаемая постоянно, томящая душу, - заставляет нас совершенствоваться. Одухотворяет. Возвышает. И профессионально, и нравственно.


Как с честью выйти из трудной ситуации? Думаю, что с этим вопросом сталкивается каждый человек в течение своей жизни. Человеческая жизнь сложна, полна испытаний, препятствий, противоречий: человеку часто приходится делать нравственный выбор, как правильно поступить, как не уронить собственную честь в сложные моменты жизни. Давайте сначала разберёмся, что такое честь. Честь, на мой взгляд, - это образ жизни, основанный на совести, благородстве, правдивости и мужестве. Вспомним также слова великого русского критика В. Г. Белинского о чести:" Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости". Обычно человеку, оказавшемуся в трудном положении, приходиться довольно нелегко. Думаю, что в любой ситуации каждый из нас должен прислушиваться к своему внутреннему судье- совести, которая не позволит поступить недостойно, ведь что может быть хуже, если человека грызёт беспощадная совесть.

Недаром народная мудрость гласит: не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы с тобой так поступили. Во все времена людьми ценилось благородство. Благородство- доброта, бескорыстие, умение ставить интересы других превыше личных. О том, как трудно человеку выйти из сложной ситуации, размышляли многие писатели, например, А. С. Пушкин в романах "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", М. Ю. Лермонтов в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и другие. Мне бы хотелось рассмотреть поступки людей в критических ситуациях на примере романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Писатель повествует нам о том, что Татьяна Ларина, романтическая натура, выросшая на французских романах, полюбила Евгения Онегина, едва увидев его.

Её душа жаждала любви, героине хотелось любить и быть любимой. Хотя Татьяна понравилась Онегину, он отверг её чувства. Евгений Онегин был убеждён в том, что семейная жизнь- удел обычных людей. Он же считал себя не таким, как все, ставил себя выше других. Семейная жизнь казалась ему нечто скучным, он думал, что не создан для семьи. Отвергнутая Онегиным, Татьяна долго страдает и мучается. Бедная девушка не по своей воле, а по настоянию матери выходит замуж за нелюбимого человека. Спустя годы оба героя вновь встречаются. При встрече с Онегиным, которого она по-прежнему любит, у Татьяны не дрогнул ни один мускул. Онегин признаётся в своей любви к ней. Всё, о чем мечтала Татьяна, наконец-то сбылось: теперь она любима Онегиным, он не представляет жизнь без неё. Казалось бы, что Татьяна шагнёт навстречу своему долгожданному счастью. Но Татьяна осталась верна своему мужу. Как же, наверное, ей было трудно и сложно сделать этот выбор! С одной стороны было её женское счастье, естественное желание быть счастливой, а с другой - честь собственная и мужа, но жизнь с нелюбимым человеком. Я считаю, что Татьяна выбрала дорогу чести. Прежде всего она думает о других, свои интересы ставит на второй план. Можно сказать, что она жертвует своим счастьем ради чести мужа, которого уважает. Считаю, что героиня Пушкина поступила благородно, с честью вышла из трудной ситуации.

Таким образом, в какое бы сложное и трудное положение ни попал человек, он должен поступать по долгу совести, не делать того, чего не хочет получить от других. Уверена, что каждый из нас обязан поступать..., ведь доброта-самое главное качество человека.

Обновлено: 2017-12-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение «Размышления о чести и совести»

Выполнила: ученица 9 класса

МКОУ «Тундутовская СОШ»

Зинченко Арина

« Честь – это внешняя совесть ,

совесть - это внутренняя честь »

А.Шопенгауэр

Для чего мы появились на этот свет, для чего живём? За свою короткую жизнь человек должен всё узнать, везде успеть, испытать все радости и горести жития, научиться преодолевать трудности и самое важное – оставить о себе светлую память. Один мудрец сказал: «Если хочешь, чтобы тебя вспоминали после смерти, оставь после себя достойных потомков или хорошую книгу». Оставь достойных потомков…Эти слова возлагают на человека двойную ответственность. Во-первых, воспитание себя для воспитания других. Во-вторых, воспитание глубоко нравственного поколения. Поколения чести и совести.

Честь и совесть… Мы так часто слышим эти слова, что они уже несколько утратили для нас своё истинное значение, превратились в набор бессмысленных слов. Мы часто их произносим, но, увы, редко задумываемся над тем, что они обозначают.

Честь и совесть… Что они значат для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души? Этот вопрос всегда волнует сердца людей. Что же кроется за этими понятиями?

«И первый клад мой честь была», - писал А.С.Пушкин. Честь – моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих. «Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости» - утверждал Г.В.Белинский

Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание, мораль собственных поступков и чувств. Это – нравственная ответственность за своё поведение. Так объясняет значение этих слов толковый словарь В.Даля. Говоря о совести, вспоминаются слова А. Гайдара из рассказа «Совесть» «… Совесть из рук в руки не передать. Её нельзя одолжить даже и обучиться невозможно. Совесть можно только разбудить» То есть, это чувство есть у каждого человека, но

У кого - то она может спать.
Внутренняя красота человека заключается в том, что чувства его и мысли должны быть гармоничны. Сохранение своего внутреннего богатства, верность своим нравственным позициям, своему мировоззрению – главные достоинства человека. Понятия достоинства и чести не могут быть применены к тому, кто поступается своими принципами ради достижения каких-либо низменных целей, кто живёт лишь для удовлетворения личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, переступая через них. Недаром Л.Н.Толстой называл Наполеона – легендарную личность, сумевшую ценой многих жизней покорить Европу, - «человеком с помрачённой совестью». А сколько в наше, непростое, время, таких людей с помраченной совестью? Горько осознавать, но молодое поколение отрицает все нравственные устои, переступая через такие понятия как честь и совесть. Часто можно услышать такой вопрос: «Совесть у вас есть? Но, к сожалению, не все находят на него ответ, многие даже не понимают о чем идет речь.

Смотреть на людей со сломленной совестью – страшно и стыдно. Именно поэтому сохранить свою честь и достоинство и остаться с незапятнанной совестью очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Но всё же есть, как мне кажется, профессии, которые обязывают человека быть безупречно нравственным. Это учитель, это актёр, это любой творческий работник, это врач. Эти профессии – одни из самых благородных на земле. Посмотрите, чем занимаются эти люди: приобщением детей к культуре, морали и языку. Пробуждением в каждом из нас каких-то творческих жилок, находящихся в глубине нашей души и, может быть, и самим нам до поры до времени не известных. Наконец, спасением человеческих жизней.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что остальные люди имеют право обходиться без чести и совести. Нет, эти качества должны быть в полной мере присущи каждому человеку. Но названные мною профессии требуют от людей особых моральных качеств.

К сожалению, честь и совесть всё же есть не у каждого. Иначе разве стали бы мы восхищаться каждым проявлением этих качеств в ком-либо? Но ведь это должно быть вещью, которая сама собой, разумеется!

Для каждого из нас идеалы чести и совести разные. Для меня идеал чести и совести - Леонид Рошаль, детский врач, который каждый день спасает жизни детей. Такими людьми держится и движется наш мир.

Это бриллиант на руке добродетели. Франсуа Вольтер

Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. Бенджамин Франклин

Честь девушки - все ее богатство, оно дороже всякого наследства. Уильям Шекспир

Публий Сир

Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? Марк Туллий Цицерон

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. Виссарион Белинский

Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства. Федор Достоевский

Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. Франсуа Вольтер

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Артур Шопенгауэр

Какая это слава, если она заставляет искать чести от низших? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славою от высших. Иоанн Златоуст

Тот, кто требует платы за свою , чаще всего продает свою честь. Люк Вовенарг

Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким. Филип Честерфилд

Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят. Эдмон Бошен

Честный и бесчестный познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. Демокрит

Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства. Федор Достоевский

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое . Николай Чернышевский

Честь редко бывает там, где слава, и еще реже слава бывает там, где честь. Иоганн Зейме

Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: “не обманывай”, “не воруй”, “не пьянствуй”; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс “чести” в правдивом смысле слова. Николай Чернышевский

Лишать чести другого - значит лишаться своей. Публилий Сир

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. Конфуций

Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников. Франсуа Ларошфуко

Каждому свою честь воздаст потомство. Тацит

Без добродетели нет ни славы, ни чести. Александр Суворов

Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. Уильям Шекспир

Истинная честь не может терпеть неправду. Генри Филдинг

Ошибочно думать, что много знание есть достоинство. Важно не количество, а качество . Лев Толстой

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство. Люк Вовенарг

Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках. Адольф Книгге

«Структура человеческой психики» - Сознание. Язык. Какому названию какое определение должно соответствовать? Как вы думаете, как влияли природные факторы на эволюцию человека? Структура человеческой психики. Мышление. Перед вами таблица. Ответить на вопросы, выполнить задания после п.17 Выучить новые понятия. Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа - определения.

«Человеческое общество» - Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

«Человеческие расы» - Срезы волос негроидной, монголоидной и европеоидной рас. Экваториальная. Монголоидная раса. Негроидная. Арменоидная. Индейцы. Сообщение о формах расизма. Экваториальные народы. Альпийская. Веддоиды Австралийцы Айны Папуасы и меланезийцы Негритосы. Монголоидная. Вид Человек разумный (Homo sapiens). Смешанные расы.

«Мочевой камень» - Сделано в Швейцарии… Выжидательное наблюдение. Анатомия – общий обзор. Держите конец датчика в поле зрения. Камни. Почечная лоханка. Высокая энергия Движение датчика практически отсутствует. Особенности и основные характеристики. 60 бар. Уменьшает усталость и раздражительность врача. Выберите необходимый датчик.

«Как разрушаются камни» - Отдельные куски камней откалываются, падают к подножию скал… В природе в тёплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. Расширяются и сжимаются камни неравномерно. В трещины попадает вода. Сильный ветер может выдувать с поверхности скал маленькие частички. Бывает, что во время бури ветер несёт с собой множество песчинок.

«Человеческие расы» - Представление о расах. По своим умственным способностям все расы одинаковы! Негроидная – коренное население Центральной и Южной Африки, Австралии. Для каждой расы характерно единство происхождения. 1.Понятие «человеческая раса» 2.Краткая характеристика основных рас человека. Монголоидная – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири.