Каннибализм в мифологии и религии. Ранняя историческая эпоха





Тим Ван Реллим Страна

Чехия 22x20px Чехия
Великобритания 22x20px Великобритания
США 22x20px США

К:Фильмы 1999 года

Съёмки

Съёмки форта проходили в Словакии, съёмки пещеры - в Польше. Остальные сцены снимались в Мексике и Чехии. Первоначальным режиссёром фильма был Милчо Манчевски , однако уже через 2 недели работы был уволен.

  • Первые 12 минут фильма главный персонаж фильма Джон Бойд не произносит ни одной сложной фразы, хотя на 7 минуте фильма всё-таки произносит слово swimming .
  • При рассказе Колхуна о происшествии с караваном в качестве звукового фона использовалась реальная архивная запись 1920-х годов.
  • Левая рэп-группа «Импровизируй мысли» включила в свой первый альбом «История начинается» (2001) несколько скитов на основе музыкальных тем и диалогов из фильма, в частности, в трек «Каннибалы».
  • Заглавную музыкальную тему из фильма использовала группа «Король и Шут» на рок-фестивале «Нашествие» в 2002 году и в фильме-концерте «Мёртвый анархист».

Технические данные

  • Формат изображения: 2.35: 1
  • Камера: Arriflex Cameras and Lenses, Moviecam Cameras
  • Формат копии: 35 mm (anamorphic)
  • Формат съёмок: 35 mm (Kodak)

См. также

Напишите отзыв о статье "Людоед (фильм, 1999)"

Примечания

Ссылки

  • «Людоед» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (англ.) на сайте allmovie
  • (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
  • (англ.) на сайте Metacritic
  • на сайте kinomania.ru

Отрывок, характеризующий Людоед (фильм, 1999)

Я вздрогнула от неожиданности – в комнате кто-то находился!.. Пошарив рукой по левой стене, наконец-то нащупала, что искала... При свете зажжённого факела, прямо передо мной сияли большие, широко распахнутые, васильковые глаза... Прислонившись к холодной каменной стене, сидел измученный, прикованный широкими железными цепями, человек... Не в состоянии хорошенько рассмотреть его лица, я поднесла огонь поближе и удивлённо отшатнулась – на грязной соломе, весь измазанный собственной кровью, сидел... кардинал! И по его сану я тут же поняла – он был одним из самых высокопоставленных, самых приближённых к Святейшему Папе. Что же побудило «святого отца» так жестоко поступить со своим возможным преемником?!.. Неужели даже к «своим» Караффа относился с той же жестокостью?..
– Вам очень плохо, Ваше преосвященство? Чем я могу помочь вам?– растерянно озираясь вокруг, спросила я.
Я искала хотя бы глоток воды, чтобы напоить несчастного, но воды нигде не было.
– Посмотрите в стене... Там дверца... Они держат там для себя вино... – как бы угадав мои мысли, тихо прошептал человек.
Я нашла указанный шкафчик – там и правда хранилась бутыль, пахнувшая плесенью и дешёвым, кисловатым вином. Человек не двигался, я осторожно подняла его за подбородок, пытаясь напоить. Незнакомец был ещё довольно молодым, лет сорока – сорока пяти. И очень необычным. Он напоминал грустного ангела, замученного зверьми, звавшими себя «человеками»... Лицо было очень худым и тонким, но очень правильным и приятным. А на этом странном лице, как две звезды, внутренней силой горели яркие васильковые глаза... Почему-то он показался мне знакомым, только я никак не могла вспомнить, где и когда могла его встречать.
Незнакомец тихо застонал.
– Кто вы, Монсеньёр? Чем я могу помочь вам? – ещё раз спросила я.
– Меня зовут Джованни... более знать вам ни к чему, мадонна... – хрипло произнёс человек. – А кто же вы? Как вы попали сюда?
– О, это очень длинная и грустная история... – улыбнулась я. – Меня зовут Изидора, и более знать вам также ни к чему, Монсеньёр...
– Известно ли вам, как можно отсюда уйти, Изидора? – улыбнулся в ответ кардинал. – Каким-то образом вы ведь здесь оказались?
– К сожалению, отсюда так просто не уходят – грустно ответила я – Мой муж не сумел, во всяком случае... А отец дошёл только лишь до костра.
Джованни очень грустно посмотрел на меня и кивнул, показывая этим, что всё понимает. Я попыталась напоить его найденным вином, но ничего не получалось – он не в состоянии был сделать даже малейшего глотка. «Посмотрев» его по-своему, я поняла, что у бедняги была сильно повреждена грудь.
– У вас перебита грудная клетка, Монсеньёр, я могу помочь вам... если, конечно, вы не побоитесь принять мою «ведьмину» помощь... – как можно ласковее улыбнувшись, сказала я.
При тусклом свете дымившего факела, он внимательно всматривался в моё лицо, пока его взгляд, наконец, не зажёгся пониманием.
– Я знаю, кто вы... Я вас помню! Вы – знаменитая Венецианская Ведьма, с которой его святейшество ни за что не желает расставаться – тихо произнёс Джованни – О вас рассказывают легенды, мадонна! Многие в окружении Папы желают, чтобы вы были мертвы, но он никого не слушает. Зачем вы ему так нужны, Изидора?
Было видно, что разговор даётся ему очень непросто. На каждом вздохе кардинал хрипел и кашлял, не в состоянии нормально вздохнуть.
– Вам очень тяжело. Пожалуйста, позвольте мне помочь вам! – упорно не сдавалась я, зная, что после уже никто больше ему не поможет.
– Это не важно... Думаю, вам лучше будет отсюда побыстрее уйти, мадонна, пока не пришли мои новые тюремщики, или ещё лучше – сам Папа. Не думаю, что ему очень понравилось бы вас здесь застать... – тихо прошептал кардинал, и добавил, – А вы и, правда, необыкновенно красивы, мадонна... Слишком... даже для Папы.
Не слушая его более, я положила руку ему на грудь, и, чувствуя, как в перебитую кость вливается живительное тепло, отрешилась от окружающего, полностью сосредоточившись только на сидевшем передо мной человеке. Через несколько минут, он осторожно, но глубоко вздохнул, и не почувствовав боли, удивлённо улыбнулся.
– Не звали бы вы себя Ведьмой – вас тут же окрестили бы святой, Изидора! Это чудесно! Правда, жаль, что вы поработали напрасно... За мной ведь скоро придут, и, думаю, после мне понадобится лечение посерьёзнее... Вы ведь знакомы с его методами, не так ли?
– Неужели вас будут мучить, как всех остальных, Монсеньёр?.. Вы ведь служите его излюбленной церкви!.. И ваша семья – я уверена, она очень влиятельна! Сможет ли она помочь вам?

Страница устарела, была удалена или не существовала вовсе, попробуйте перейти на главную страницу сайта или воспользуйтесь поиском.

Новые мифы.

Гирудотерапией называют методику лечения различных заболеваний с помощью медицинских пиявок. Именно гирудой называется по-научному та самая пиявка, которая прим...

Лазерная коррекция зрения - способ радикального решения проблем со зрением в современной офтальмологии. В наше время научный прогресс позволяет каждому насладит...

Жаворонковые образуют семейство птиц, которое входит в состав отряда воробьинообразных. Особи этого семейства имеют маленький или средний размер. Обитают жаворо...

Ла Вэй отображает американскую мечту, это человек, который сделал себя сам в буквальном смысле, надо сказать это единственный поучительный момент в его истории...

Для большинства людей новогодние дни являются особенными и светлыми, а вот для некоторых такие праздники несут нечто таинственное. Особенно справедливо это в от...

Новые факты.

Корни славной компании берут свое начало еще в 1896 году. Еще за несколько десятилетий до появления первых компьютеров инженер и статистик Герман Холлерит созда...

Бассейн, расположенный у обрыва или прямо в вашем номере, цвета снега или крови, имитирующий песчаный пляж или айсберги… Все это великолепие можно увидеть не то...

Говорят, что впервые механические часы попали в Японию вместе с испанским миссионером Франсиско Ксавьером. Он прибыл на острова еще в XVI веке, намереваясь расп...

Основатель одноименного бренда появился на свет 19 ноября 1942 года в Нью-Йорке в семье хозяина скромного продовольственного магазина. Именно поэтому район, в к...

Эта марка впервые стала известна еще в 1873 году. А появилась она благодаря компании компанию Drummond Tobacco Company. Основной упор она делала на реализацию ж...

Фармацевт из Швейцарии Генри Нестле как-то решил провести найти искусственный заменитель материнского молока для грудных детей. Эти исследовали легли в основу п...

В современном мире активному человеку трудно прожить без знания английского языка. Повезло тем, для кого он является родным. Остальным же приходится изучать его...

Стать успешным, не этого ли хотят большинство людей? Возможность стать успешным заложена в каждом из нас. Но как же поучить этот успех? Ведь современный мир - э...

Во всякой религиозной культуре есть представление о так называемой запретной пище. Например, индусам нельзя есть говядину, но можно свиней, в отношении которых существует табу у соседей-мусульман. В общей сложности и запутанности традиций разных народов всё живое можно смело разделить на две категории - то, что можно кушать, и то, с чем можно заниматься сексом. Поэтому во всех нормальных кухнях мира существует запрет на употребление человеческого мяса, который, однако, некоторые умудряются обходить, вызывая страх и отвращение по отношению к себе. Кто они, каннибалы наших дней и недавнего прошлого? Давайте знакомиться.

Земляк почившего в бозе Чавеса, построившего первое в мире анархическое государство, венесуэльский бродяга Хосе Дорангель Варгас Гомес появился на свет в 1957 году и, достигнув зрелости, удостоился медийного прозвища «Ганнибал Лектер из Андских гор».

Впервые странный латиноамериканец обратил на себя внимание в 1995 году, когда в его жилище обнаружили останки пропавшего без вести мужчины. Тогда Варгаса упекли в сумасшедший дом, откуда два года погодя выпустили за примерное поведение.

В 1999 году полиция города Сан-Кристобаль вновь обнаружила человечину в бомжатнике, где обитал Дорангель Варгас. На сей раз было найдено десять черепов и другие останки многочисленных жертв. Поначалу каннибал признался, что ел людей, но не убивал их. Дескать, тела приносил ему кто-то другой. Поверив сумасшедшему, власти предположили, что Варгасом прикрывают какие-то незаконные операции по изъятию и транспортировке органов для трансплантации. Однако вскоре арестант сознался, что лично охотился на прохожих в городском парке и на протяжении 2-х лет прикончил и сожрал десятерых мужчин.

Венесуэльский Ганнибал Лектер предпочитал мужское мясо дамскому потому, что «мужчины вкусные, а женщины нет». В интервью маньяк рассказал, что человечину может есть всякий, главное - правильно приготовить, чтобы не заболеть. Лично Варгас предпочитал икры и бедра, готовил деликатесную закуску из языков и «здоровый, питательный» суп из человеческих глаз. Кисти рук, стопы ног и половые органы людоед не кушал. Толстяков убийца тоже не трогал - из-за вредного холестерина.

После подобных признаний Дорангеля Варгаса пожизненно определили в психбольницу, где людоед проживает по сей день. Многие из его соотечественников по-прежнему верят, что сумасшедшего бродягу подставили, и что трупами его кормила… сама полиция, крышующая каких-то «черных» трансплантологов.

Кевин Рей Андервуд

Мистер Андервуд родился в декабре 1979 года, вырос, работал в продуктовом магазине, и так бы и прожил непримечательную американскую жизнь, кабы не был арестован в апреле 2006 года за убийство 10-летней девочки Джейми Роуз Болин в штате Оклахома.

Андервуд и Болин жили в одном многоквартирном доме. 17 апреля 7 лет назад полицейские нашли останки тела девочки в большом пластиковом контейнере, спрятанном в комнате Кевина. Убийца не сопротивлялся детективам («Заходите, арестовывайте, она здесь!») и рассказал, что избил соседку насмерть разделочной доской, задушил голыми руками, а потом пытался обезглавить, чтобы разделать и съесть. Офицеры изъяли с места преступления молоток для отбивания мяса и шампуры для барбекю.

Люди, знавшие Андервуда лично, считали его тихим, скучным и в целом надежным молодым человеком. Сам Кевин, якобы в шутку, обсуждал в интернете вопросы каннибализма, а также интересовался, что будет, если он перестанет принимать антидепрессанты.

На суде в феврале 2008 года Андервуд признался, что его план был хитрым и до одури мерзким: похитить человека, изнасиловать его, пытать и убить, а затем отрезать голову, обескровить, изнасиловать труп, съесть мясо, а несъедобные останки где-то захоронить. Но больше всего на свете Кевин хотел «стать нормальным человеком». Заседание продолжалось всего 23 минуты, судья вынес смертный приговор - казнить людоеда методом летальной инъекции. По сей день осужденный пишет апелляции, но каждый новый суд их отклоняет.

Роберт Джон Модсли

Один из прототипов литературно-киношного маньяка Ганнибала Лектера, Роберт Джон Модсли родился летом 1953 года в Ливерпуле, в многодетной неблагополучной семье, и первые 8 лет рос в детском доме «Назарет» под опекой и присмотром монашек. Где-то неподалеку репетировали …

Вернувшись домой, маленький англичанин, будущий серийный убийца, бывал регулярно бит папашей, возненавидел семью и потому вскоре предпочел отчему дому улицу, где подсел на наркотики. На жизнь и на кайф в конце 1960-х Роберт принялся зарабатывать, перебравшись в Лондон и став мальчиком по вызову - проститутом. Несколько раз пытался покончить с собой и был поставлен на психиатрический учет. Обида на родителей деформировала сознание Модсли, и первой его жертвой в 1973 году стал педофил Джон Фаррелл, который снял Роберта и принялся показывать ему фотки детей, над которыми надругался. Модсли «переклинило» и в порыве ярости он задушил клиента-развратника, предварительно поиздевавшись.

Суд приговорил Роберта Модсли к пожизненному лишению свободы без всякого права выйти на волю. Основанием для такого решения послужило то, что череп педофила был вскрыт и часть мозга куда-то пропала - следователь решил, что Модсли занимался еще и каннибализмом.

В 1977 году в закрытой психбольнице Бродмур Роберт в паре с другим зэком-психом, Джоном Чизменом, совершил еще одно убийство. Осужденные взяли в заложники сумасшедшего растлителя несовершеннолетних, и долго, до смерти, его пытали, после чего Модсли расколол череп педофила, как яйцо, и ложкой отведал евоных мозгов.

Год спустя убийца-рецидивист прикончил еще двоих заключенных. Первым был сексуальный маньяк С. Дарвуд. Модсли пригласил его в свою камеру, где задушил, зарезал и спрятал под кроватью. Откуда-то у преступника взялся нож, пишут, будто самодельный. Второй жертвой в тот день стал некто Билл Робертс, коему Роберт вонзил оружие в череп, а затем разбил голову об стену. После чего прошел к дежурному офицеру и спокойно положил нож на стол. Дабы предотвратить дальнейшие смертоубийства и людоедство, Модсли поместили в специальную двустенную камеру из армированного органического стекла с картонной мебелью и бетонной койкой, тем самым полностью исключив контакт серийного убийцы с потенциальными жертвами. Эта камера впоследствии послужила прообразом «жилища» кинематографического персонажа Ганнибала Лектера.

В 2000 году Модсли написал в газету «Таймс» письмо с просьбой разрешить ему, самому одинокому человеку в Англии, слушать классическую музыку и завести волнистого попугайчика. В случае отказа умолял передать ему ампулу с цианидом, потому что «так жить» маньяку надоело.

В феврале 2008 года сообщалось, будто Роберт Модсли сильно отощал, увлекается отказами от пищи и воды, близок к смерти. Дескать, ежедневно его, находящегося в подвале тюрьмы Уэйкфилд, навещает врач. О фильме «Молчание ягнят» и его сиквелах Модсли ничего не знает. Один из тюремщиков, охранявших преступника на протяжении 25 лет, пишет, будто Роберт «Лектер» на самом деле ничьих мозгов не ел. Поди теперь, узнай правду многолетней давности…

Армин Майвес

Англичанин Модсли «наказывал» педерастов, немец Майвес сам является таковым, но, скажем так, нестандартным. Армин родился 1 декабря 1961 года в Эссене, ныне пожизненно обитает в тюрьме. Если приодеть - похож на политика или бизнесмена. До ареста работал ремонтником компьютерной техники.

В 2001 году «ротенбургский мясник» разместил в интернете на сайте «Каннибал Кафе» объявление о поиске жертвы для поедания. На безумный пост откликнулся некто Бернд Юрген Брандес, сумасшедший инженер из Берлина. Мужчины встретились 9 марта 2001 года дома у Майвеса и всё записали на видео, реализуя ужасный сценарий, детально обговоренный немецкими мужчинами в чате.

Сперва Майвес попытался отгрызть Брандесу половой член, но не вышло - пришлось отрезать. Полоумные договорились, что Армин член поджарит с солью, перцем, вином и чесноком, и они слопают его вместе. Но, пока страшное яство готовилось, Бернд умер от потери крови. Майвес вырезал у несчастного немного жира и пытался довести пенис до готовности на нём, но продукт пережарился и пришлось маньяку скормить пенис «интернет-френда» своей собаке.

Армин Майвес питался мясом берлинского инженера на протяжении 10 месяцев, храня разделанное тело в морозилке холодильника под коробками с пиццей. На суде Майвес признался, что поедание человечины вызывало у него чувство сексуального удовлетворения. Поймали людоеда в декабре 2002-го, когда он снова стал искать жертву в интернете. В январе 2004 года ротенбургского мясника приговорили к 8 годам тюрьмы. За решеткой Армин сделался вегетарианцем и поведал миру о том, что по его подсчетам в Германии нынешней обитает около сотни людоедов.

Весной 2006 года преступление Майвеса переквалифицировали с «убийства» в «убийство с отягчающими обстоятельствами». Психиатр поведал, что маньяк, хоть и ест овощи да зелень, по-прежнему мечтает скушать какого-нибудь мужчину. Пересмотрев все нюансы дела, суд приговорил убийцу-каннибала к пожизненному заключению. Теперь про легендарного немецкого мясника слагают песни и снимают фильмы.

Людоед … Орфографический словарь-справочник

См … Словарь синонимов

ЛЮДОЕД, людоеда, муж. 1. Дикарь, употребляющий в пищу человеческое мясо. «Германские фашисты поистине заслужили геростратову славу современных каннибалов, что в переводе на русский язык означает современных людоедов.» Молотов. 2. Традиционный… … Толковый словарь Ушакова

ЛЮДОЕД, а, муж. 1. Тот, кто употребляет в пищу человеческое мясо. Дикари людоеды. Тигр л. 2. перен. Кровожадный человеконенавистник. | жен. людоедка, и. | прил. людоедский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (Ravenous), США, 20th Century Fox, 1999, 100 мин. Приключения. Действие фильма происходит в 1847 году. Капитан армии США со своим отрядом вынужден сражаться с бандой мародеров в пустынях Невады. В ролях: Гай Пирс, Роберт Карлайл. Режиссер:… … Энциклопедия кино

I м. 1. Тот, кто употребляет в пищу человеческое мясо; первобытный человек, дикарь, каннибал I 1.. 2. Животное, поедающее особей своего вида. 3. Сказочный персонаж, пожирающий людей. II м. 1. разг. сниж. Убийца многих людей. отт. перен. Крайне… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Людоед, людоеды, людоеда, людоедов, людоеду, людоедам, людоеда, людоедов, людоедом, людоедами, людоеде, людоедах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

людоед - людо ед, а … Русский орфографический словарь

людоед - (2 м); мн. людое/ды, Р. людое/дов … Орфографический словарь русского языка

людоед - людое/д, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Книги

  • Людоед , Варго А.. Когда-то давно два охотника, Виктор и Сергей, выполняли заказ богатого клиента - раздобыть пару медвежат. Охотники выследили медведицу, убили ее, а затем вытащили из берлоги четверых…
  • Людоед , Варго, Александр, "Апостолы тьмы",. Когда-то давно два охотника, Виктор и Сергей, выполняли заказ богатого клиента – раздобыть пару медвежат. Охотники выследили медведицу, убили ее, а затем вытащили из берлоги четверых…

Каспар Плаутиус «Поклонение дьяволу и каннибализм в Южной Америке», 1621 г. (фрагмент)

Женщина-каннибал. Работа Леонарда Керна, 1650

Каннибализм (от фр. cannibale , исп. canibal ) -
  • в антропологии - поедание людьми человеческой плоти (также используется термин антропофагия );
  • в биологии - поедание животными (каннибалами) особей своего вида . Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. п. (напр., самки волка , рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки - свои яйца). Известен и постоянный каннибализм, возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов). Каннибализм может выступать к качестве механизма внутривидовой конкуренции (к примеру, самцы львов и тигров убивают и поедают детёнышей от другого самца, чтобы завовевать самку).

Голодный каннибализм, которому предшествует убийство, расценивается в психиатрии как проявление так называемого голодного помешательства.

Также известен бытовой каннибализм, не продиктованный необходимостью выживания и не спровоцированный голодным помешательством. В судебной практике такие случаи квалифицируются как умышленное убийство с особой жестокостью; акты последующего каннибализма также включаются в состав преступления, но квалификация их мотивов относится уже к области судебной психиатрии.

Происхождение названия

Название «каннибалы» произошло от «каниба» - имени, которым называли до Колумба жители Багамских островов обитателей Гаити , ужасных людоедов. Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу, хотя, по Геррера, «canibal» значило собственно «храбрый».

Синоним антропофагия происходит от греческого ἄνθρωπος, anthropos - ‘человек’ и φαγειν, phagein - ‘поглощать’.

Обзор

Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века, с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. В частности, нехваткой пищевых ресурсов в суровых условиях жизни объясняют каннибализм неандертальцев . Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тел убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему. У племён, практиковавших каннибализм, вследствие поедания мозга жертвы были распространены болезни, вызывавшиеся прионами , например, болезнь Куру .

О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) каннибализм был найден и описан у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Достоверно известно, что он практиковался до недавнего времени во внутренней Африке , в Папуа-Новой Гвинее, на некоторых о-вах Малайского архипелага, во внутренних частях Бразилии . Ещё в ХIХ и в начале XX века каннибализм был распространён и на многих группах островов Полинезии и Меланезии , в Австралии , у некоторых народов северо-западной Америки , в Южной Африке и т. д.

В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, славян и т. д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития - род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена в известный, более или менее отдалённый период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не дает ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии , Италии , Франции , даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что каннибализм прежде был распространён гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях замечены у многих народов.

Вопрос о причинах, вызвавших людоедство, не разъяснён вполне и по настоящее время; они могли быть различны - то чисто физиологические, именно голод, то психические, соединённые с известными представлениями. С другой стороны, однажды возникнув, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе - вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут мы знаем народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами в известное время года население (напр. первобытные аборигены Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далёкие поиски за дичью приводят его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могут быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъярённая толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце , легкие и т. д. Среди дикарей такие случаи были констатированы в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается или что его дух переходит в дух его победителя, дает ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень , мозг , или пьётся кровь и т. д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путём постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Дионисия, Афродиты и т. д. Поэтому воплощённый бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвящённого ему животного или хлеба, которому придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих дикарей людоедство заключает в себе нечто религиозное, таинственное и совершается ночью, при участии жрецов или шаманов и т. д. У других диких и варварских народов оно превращается просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимаются набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стоят выше их окружающих, напр. монбутту тропической Восточной Африки или жители островов Фиджи . Когда путешественник Георг Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением.

Пережитки ритуального каннибализма проcматриваются и в христианской традиции причащения хлебом (телом Бога) и вином (кровью Бога). (см. Теофагия)

В XVII веке Фр. Бретон записывал легенды, рассказываемые карибскими аборигенами; в соответствии с этими легендами, те надолго зарекомендовали себя как людоеды. Однако есть некоторые сомнения в реальной основе этих легенд и соответственно в действительной распространенности людоедства среди этих племён. Согласно директиве королевы Изабеллы I Кастильской и последующей британской колониальной политике, рабство объявлялось незаконным, за исключением одной оговорки, когда означенные народы были настолько неспособны к нормальному существованию, что положение рабов для них было лучше, чем свобода. Такое законодательство привело к тому, что завоеватели преувеличивали распространение людоедских традиций и даже кое-что о них присочиняли, чтобы продемонстрировать недееспособность этих племён.

В настоящее время племенное людоедство существует только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии.

Исторические факты

Ранняя историческая эпоха

Средние века

Начало Новой истории

  • Когда повстанцы Ли Цзычэна в 1640 г. взяли город Лоян, князя Лю Чаньсюня убили, зажарили и мясо раздали повстанцам, причем Ли Цзычан самолично напился крови феодала.
  • В Нидерландах , в год бедствий - - когда страна подверглась нападению со стороны Франции и Англии в Франко-Голландскую войну (Третья Англо-Голландская Война) , Ян де Витт (влиятельная политическая личность) был убит выстрелом в шею, его обнажённое тело было повешено и обезображено, а сердце было выставлено на всеобщее обозрение. Его брат был также подстрелен, заживо выпотрошен, голова размозжена, его обнажённое тело было повешено и частично съедено.
  • Ховард Зинн описывает каннибализм среди первых поселенцев острова Джеймстаун (Jamestown), штат Виргиния в своей книге «А» - «История народа Соединенных Штатов».
  • Событие, случившееся на территории западного Нью-Йорка («Графство Сенека») в США в 1687 году , было описано в приведённом ниже письме губернатора Канады Маркиза де Денонвиля во Францию: «13-го июля, примерно в четыре часа дня, пройдя два опасных перевала, мы приблизились к третьему, где мы были атакованы 800 сенеками, 200 из которых пытались зайти к нам в тыл, а остальные силы атаковали нас спереди, но оказанное нами сопротивление навеяло такой страх, что они вскоре вынуждены были спасаться бегством. Наши войска были настолько утомлены необычайной жарой и длинным переходом, что мы решили стать лагерем на один день. Нам довелось увидеть обычные зверства дикарей, которые расчленяли тела на четверти, как в мясной лавке, чтобы засунуть их в котёл. Наши мерзавцы отоайи (оттавские индейцы) особенно отличались своим варварством и трусливостью, по тому, как они удирали с поля боя…»
  • В Джонатан Свифт издал сатирический памфлет «Скромное предложение », в котором он предлагал бедным ирландским семьям продавать своих детей на съедение, и тем самым облегчить свою долю и получить прибыль. Он был написан по поводу безразличия господ в стране к положению своего народа и их единственной заботы по увеличению своего дохода.
  • В Новой Зеландии в 1809 году 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «The Boyd» были убиты и съедены племенами маори на северном полуострове Вангароа. Это была уту (месть) за то, что одного туземца высекли кнутом, когда тот отказался работать в рейсе судна из Австралии. Этот случай знаменит как наиболее кровавое массовое убийство в истории Новой Зеландии и, пожалуй, самый крупный акт каннибализма в новой истории. (См.en:Boyd massacre)
  • Спасшиеся с французского фрегата «Медуза» в 1816 году прибегли к людоедству после четырёх суток плаванья на плоту.
  • Спасшиеся на трёх небольших лодках с затонувшего китобойного судна Essex во время охоты на кита в районе острова Нантакет (Nantucket), штат Массачусетс 20 ноября 1820 года прибегли, по общему согласию, к людоедству, чтобы хоть кто-то мог выжить. (Основным источником является автобиографический роман Германа Мелвилла - «Моби Дик» ).
  • «Акадийский репортер» (газета, издаваемая в Галифаксе , провинция Новая Шотландия (Nova Scotia), Канада , начало 1800-х годов) опубликовал свою статью 27 мая 1826 года , повествующую о крушении судна «Фрэнсис Мэри», гружённого древесиной, на маршруте Нью-Брансуик (Канада) - Ливерпуль (Англия). В статье рассказывается, как выжившие для самосохранения питались телами погибших.
  • Пропавшая полярная экспедиция английского мореплавателя Джона Франклина и партия Доннера в штате Калифорния являются примерами людоедства начиная с 1840-х . Группа поселенцев, известная как партия Доннера, прибегла к каннибализму, оказавшись занесённой снегом зимой в горах. Последние оставшиеся в живых из экспедиции Джона Франклина прибегли к каннибализму при своём последнем броске через остров Короля Уильяма к Чёрной реке.
  • Криминальный случай в Англии - en:R v. Dudley and Stephens () 14 QBD 273 (QB) - является делом, которое, как сказано, положило основу понятия «необходимой обороны» в современном законодательстве. Случай произошёл с четырьмя членами экипажа английской яхты «Mignonette», которые попали в шторм где-то в 1600 милях от Мыса Доброй Надежды. После нескольких дней плаванья один из них потерял сознание от голода и солёной воды. Другие (один из них был против) решили убить его с целью съесть. Они были подобраны спустя четыре дня. Факт в том, что не все согласились бросить жребий, вопреки Морскому обычаю , и становиться убийцей. Это процесс явился прецедентом по использованию необходимой обороны.
  • В 1870-х годах , США, штат Колорадо , человек по имени Альфред Пэккер был обвинён в убийстве и поедании своих товарищей-золотодобытчиков . Он провёл 40 лет в тюрьме, пока не был помилован, и на протяжении всей своей жизни утверждал, что невиновен в убийстве. История Альфреда Пэккера была экранизирована в музыкальном комедийном фильме ужасов кинорежиссёра Трея Паркера - «Каннибал! Мюзикл », выпущенном в 1996 году кинокомпанией Troma Entertainment . Главный кафетерий в Болдерском университете (штат Колорадо) назван Гриль Альфреда Пэккера .

Современная эпоха

У цивилизованного человека не укладывается в голове организованный каннибализм, до которого скатилась японская армия к концу Тихоокеанской войны. При этом людоедство имело место даже тогда, когда хватало другой пищи. Этот факт подтверждает мысль о том, что японская армия была глубоко поражена дикими предрассудками и поверьями. Согласно одному из них, считалось, что съеденное тело поверженного врага укрепляет дух и прибавляет сил победителю

  • По рассказам Джона Ф.Кеннеди о прохождении военной службы в годы Второй мировой войны, его слуга, парень с Соломоновых Островов , хвастался, что съел японского солдата. Говорилось также, что островитяне практиковались в охоте за скальпами.
  • Около 1931 года репортёр газеты «Нью-Йорк таймс » по имени Уильям Б.Сибрук (William Buehler Seabrook) раздобыл для своих исследований у студента-медика из Сорбонны кусок тела здорового человека, погибшего от несчастного случая, приготовил и съел его. Он писал: «По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию, и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом.»
  • Американский писатель Лоуэлл Томас в книге «Крушение Думару» (1930) пишет о каннибализме среди выживших членов экипажа «Думару» после того, как их пароход был взорван и затонул во время Первой мировой войны.
  • Утверждая, что во всех областях Аппалачей никогда не практиковался каннибализм, Джеймс К.Криссман ссылается на недавние случаи поедания покойников в горах в восточной части штата Кентукки в конце 1930-х годов . Мясо усопшего поедали для выражения усопшему почтения и для утешения родственникам. Криссман размышляет, что этот редкий ритуал вышел из практики по мере развития американского общества и его проникновения в географически изолированный район. На одно из таких происшествий намекает местная газета в графстве Нокс, штат Кентукки , 1904 год . Статья «Погиб под поездом» описывает смерть Дж. Кокса под товарным поездом. В конце статьи указаны число и время посещений и содержится намёк на поедание «останков тех, кто пересёк тёмную реку смерти», что является скрытой метафорой, которую поймут практикующие этот ритуал. Когда говорят о вспышке большого количества заболеваний болезнью Крейтцфельдта - Якоба в Кентукки, возможно, это связано с поеданием мозгов белок; автор Бурхард Билгер полагает, что они могут использоваться в качестве заменителя мяса человеческих трупов при продолжении практикования погребальных ритуалов с каннибальским уклоном; как бы то ни было, этот факт даёт право принимать всерьёз слухи о поедании мяса трупов в Аппалачах в двадцать первом столетии.
  • Упоминание о поедании китайцами своих врагов часто появляется в поэзии Китая тех времён, когда страна находилась под гнётом династии Сун , хотя каннибализм здесь звучит скорее как поэтическая символика с целью выразить ненависть к врагу (см. Man Jiang Hong). Китайский каннибализм, как результат ненависти, отмечен также во время Второй мировой войны .
  • Писатель Джеймс Брэдли в своей книге «Правдивая история о мужестве» приводит подробности нескольких случаев каннибализма японских военнослужащих в годы Второй мировой войны по отношению к своим пленным. Автор утверждает, что это было не только ритуальным потреблением печени только что убитых военнопленных, но также и постепенным поеданием живых заключённых в течение нескольких дней путём последовательной ампутации конечностей, что обеспечивало постоянное наличие свежего мяса [источник не указан 418 дней ] .
  • В художественно-документальном произведении Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ » упомянуто людоедство в Ленинградскую блокаду (1941-1944): «[Тех,] кто ел человечину, торговал человеческой печенью из прозекторской, …почему-то держали в МГБ вместе с политическими…» ; на стройке СевЖелДорЛага: «Простому работяге из Пятьдесят восьмой выжить на таком штрафном лагпункте почти невозможно. На штрафной подкомандировке СевЖелДорЛага (начальник - полковник Ключкин) в 1946-47 годах было людоедство: резали людей на мясо, варили и ели.» ; о голоде в Поволжье в 1921-1922 годах: «А голод этот был - до людоедства, до поедания родителями собственных детей - такой голод, какого не знала Русь и в Смутное Время»
  • Журналистка Евгения Гинзбург , проведшая в советских тюрьмах и лагерях 17 лет по политической статье, в своей автобиографической повести-воспоминаниях «Крутой маршрут » ( , вторая часть - -) описывает случай каннибализма, с которым она непосредственно столкнулась во второй половине 1940-х , работая в медицинской части для заключённых. «…Режимник протягивает мне чёрный закоптелый котелок, до краев наполненный какой-то пищей. "Дайте медицинское заключение, какое это мясо." Я заглядываю в котелок и еле сдерживаю рвотное движение. Волоконца этого мяса очень мелки, ни на что знакомое не похожи. Кожа, которой покрыты некоторые кусочки, топорщится чёрными волосками… Кулеш - бывший кузнец из Полтавской области - работал на пару с Центурашвили. Сейчас Центурашвили оставался всего один месяц до освобождения из лагеря… И вдруг, на удивление всем, Центурашвили исчез. Вохровцы побродили по сопкам, записали показания напарника - Кулеша, что, мол, в последний раз он видел Центурашвили у костра. Кулеш пошёл работать, а Центурашвили остался ещё маленько погреться. А когда Кулеш вернулся к костру, Центурашвили, дескать, там уже не было. Да кто ж его знает, куда задевался. Может, свалился где в сугроб да и дал дубаря. Слабак был… Вохровцы поискали ещё денька два, а потом объявили Центурашвили в побеге, хотя между собой диву давались: чего это бежать, когда сроку-то оставалось всего ничего... Картина преступления была такая. Подойдя к гревшемуся у костра Центурашвили, Кулеш убил его ударом топора по шее. Потом снял с мёртвого одежду, сжёг её на костре. Затем методично разрубил труп на куски и зарыл в разных местах в снег, пометив каждую свою кладовку каким-нибудь знаком. Только вчера бедро убитого нашли в сугробе под двумя лежащими крест накрест короткими брёвнышками…»
  • Журналист Нейл Дэвис писал о каннибализме во время войн в Юго-Восточной Азии в 1960-х и 1970-х . Дэвис писал, что камбоджийские партизаны в порядке ритуала поедали части тел убитых врагов, чаще всего печень. При этом он и многие беженцы рассказывают о неритуальном людоедстве, просто из-за голода. Обычно это происходило в городах и деревнях, где у власти оказывались Красные кхмеры , и пища распределялась строго порционно, что вызывало широкое распространение голода. Гражданские лица, уличённые в людоедстве, предавались немедленной казни.
  • Многочисленные случаи каннибализма происходили в регионах Африки - в нескольких недавних конфликтах, как Вторая конголезская война , а также гражданских войн в Либерии и Сьерра-Леоне [источник не указан 418 дней ] Вполне очевидно, что такие вспышки происходят во время военных действий - в мирное время случаи каннибализма значительно более редкие. Но даже если так, то это неотъемлемо для районов Центральной Африки - среди Пигмеев в Конго . Также сообщается, что знахари якобы иногда используют части детских тел для приготовления своих снадобий. [источник не указан 418 дней ]
  • Диктатор Уганды в 1970-х годах Иди Амин и император Центральноафриканской Империи Бокасса имели репутацию каннибалов.
  • 13 октября 1972 года уругвайская команда регби летела через Анды для участия в матче в Чили . Самолёт потерпел крушение вблизи границы Чили с Аргентиной . После нескольких недель голода и лишений большая группа приняла решение съесть замёрзшие тела умерших с целью выживания. Они были спасены спустя два месяца. См Катастрофа самолета FH-227 в Андах . На основе этой истории снят фильм 1993 года режиссёром Фрэнком Маршаллом «Живые ».
  • Беженцы из Северной Кореи сообщают об имевших место случаях каннибализма в период особо сильного голода в 1996 году .
  • Международная неправительственная организация "Врачи без границ " предоставила представителям "Международной амнистии" фотографии и документальные свидетельства о ставших ритуальными каннибальских пирах среди участников междоусобных войн в Либерии в 1980-х . Международная амнистия в то время занималась сбором фактов и материалов в соседней Гвинее и тем не менее отказалась опубликовать этот материал. Генеральный секретарь организации en:Pierre Sané сказал на внутреннем совещании: «То, что они делают с телами людей, при всех нарушениях прав человека, не входит в круг нашей компетенции». Факты существования каннибализма по всей территории Либерии были засняты на видео лондонской компанией en:Journeyman Pictures. [источник не указан 418 дней ]
  • В декабре в городе Ротенбург (Германия) был выявлен крайне необычный случай. В марте 41-летний системный администратор Армин Майвес поместил в Интернете серию каннибальских объявлений в поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающего умереть и быть съеденным. По крайней мере на один из своих запросов он получил положительный ответ. На объявление откликнулся Бернд Брандес (Jürgen Brandes), другой системный администратор, предложивший свои услуги. Два джентльмена договорились встретиться. Бернд Брандес был, по своему собственному согласию, убит и частично съеден Майвесом. Майвес был позже приговорён к восьми с половиной годам тюремного заключения за непредумышленное убийство (убийство второй степени). В апреле 2005 , немецкий Федеральный Суд потребовал пересмотра дела и в мае 2006 дело Майвеса было квалифицировано как умышленное убийство и он был приговорён к пожизненному заключению. На этот сюжет написана песня «Mein Teil» немецкой рок-группы Rammstein . Это был не первый случай убийства по согласию, предлагаемому через Интернет, как в случае Шарон Рины Лопатки), но это был первый в мире случай предварительно оговорённого каннибализма. Данный случай обыгрывается в английском ситкоме Компьютерщики в 3-ей серии 2-го сезона.
  • В сентябре 2006 года группа австралийского телевидения из передач 60 минут и Сегодня ночью пыталась спасти шестилетнего мальчика из племени Короваи в Папуа - Новая Гвинee , которого, по имевшимся данным, должны были ритуально съесть его сородичи. [источник не указан 418 дней ]
  • 13 января 2007 года датский художник Марко Эваристти устроил обед для узкого круга друзей. Главным блюдом были пельмени agnolotti, начинённые фаршем из его собственного жира, извлечённого раннее в том же году при липосакции .
  • В июне 2007 в Катаре , в городе Доха были арестованы четыре выходца из Азии, предположительно убившие своего соотечественника и съевшие его. У этих четверых возникла тяжёлая реакции организма на съеденную человеческую плоть, и они вынуждены были срочно обратиться в больницу. Сделанный рентгеновский снимок показал наличие в желудке одного из них человеческого пальца, и врач вызвал полицию. (Имеются сведения, что это обвинение было впоследствии снято.) [источник не указан 418 дней]
  • В -м году японский студент Иссэй Сагава , изучавший английскую литературу в университете Сорбонны в Париже , познакомился с 25-летней голландской студенткой. В ходе общения он убил её и съел, трогательно описав эту процедуру. Его богатый отец, мотивируя тем, что указанный случай не вписывается во французскую юрисдикцию, добился экстрадиции Иссэя в Японию, где он в конечном счёте был выпущен на свободу. Опубликованные описания процедуры сделали его поистине национальной знаменитостью; он выпустил несколько бестселлеров и продолжал публиковаться в газетных колонках. История явилась темой песeн «La Folie» рок-группы Stranglers (1981) и «Слишком много крови» рок-группы Rolling Stones .
  • В январе 2009 года в городе Санкт-Петербург (Россия) в одном из домов по проспекту Космонавтов двое представителей молодёжной субкультуры «готы » утопили в ванной ученицу 11 класса, после чего расчленили тело и употребили в пищу части её тела, поджарив их с картофелем; останки сложили в пакеты и выбросили их в контейнеры для мусора и в водоём. Арестованные объяснили свое поведение возникшим чувством голода. Было выяснено, что молодые люди были музыкантами, один из них - лидером группы, поклонницей которой и была убитая девочка. В обвинительном заключении принадлежность каннибалов к молодёжным субкультурам не фигурировала.

Каннибализм как результат голода

Каннибализм часто возникает вынужденно в период сильного и долгого голода. Примерами являются описанные выше массовые случаи: голод в СССР (1932-1933) , ленинградская блокада в годы Второй мировой войны, в Северной Корее (1996), во времена правления красных кхмеров в Камбодже в 1970-х , многочисленные гражданские войны в странах Африки , а также отдельные случаи при кораблекрушениях и других катастрофах.

Каннибализм как средство клеветы

Существуют необоснованные сообщения о каннибализме в среде групп, которых так или иначе презирают, боятся или плохо знают. Ещё в античное время греки упоминали о людоедстве удалённых не греческих племен варваров , или в мифах о примитивном подземном (хтоническом) мире до появления олимпийских богов : например, явный отказ от человеческого жертвоприношения на пиру, данном в честь Олимпа Танталом и его сыном Пелопом . В Европе с XV по XIX века цыганам и евреям нередко приписывали похищение людей из числа национального большинства стран проживания с целью их поедания; местами это была осознанная клевета, местами - бессознательная, вызванная мистическими ожиданиями населения по отношению к инородцам. В распространялась брошюра с сообщениями о югославском концентрационном лагере en:Manjaca, где боснийские беженцы были вынуждены есть тела друг друга. Информация была ложной.

Уильям Аренс, автор «Людоедский миф: антропология и людоедство» ставит вопрос о надёжности сообщений о каннибализме и утверждает, что настойчивые обвинения какой-либо группы в людоедстве со стороны другой группы имеют идеологическую основу и демонстрируют желание выразить своё превосходство над ней. Аренс основывает свои тезисы на детальных анализах многочисленных «классических» случаев каннибализма в разных обществах, описанных исследователями, миссионерами, антропологами. Он нашёл, что многие из них были пропитаны расизмом, необоснованы, записаны с третьих слов или основывались на смутных слухах. Он просматривал горы литературы, но ему не удавалось найти чьё-либо конкретное свидетельство. Его заключение в конце: каннибализм не был широко распространён в ранней истории, как об этом толкуют, антропологи часто слишком поспешно ставят клеймо людоедства на какой-либо группе, основываясь не на ответственном исследовании, а на своих собственных субъективных предрасположениях, часто стремлениях к экзотике. Он писал: «Антропологи не сделали каких-либо серьёзных усилий, чтобы разрушить иллюзии о повсеместном людоедстве… в ловких руках и при богатом воображании, прошлые и нынешние антропологи преумножили данные…». Исследования Аренса противоречивы и часто сводятся к тому, что «каннибалы не существуют и никогда не существовали», в конце книги он призывает к более ответственному подходу в антропологических исследованиях. В любом случае, книга является вехой критического пересмотра литературы о каннибалах. В более позднем допущении Аренса некоторый каннибализм всё-таки имел место, но в основном был преувеличен.

В противоположность ему, в своём труде Монтень , «О каннибалах» внёс вклад в рассуждения добавление в многокультурную европейскую цивилизацию. Монтень писал: «Варварством часто называют то, к чему не привыкли.»

Аналогичным образом некоторые японские деятели (как например Кувабара Дзицудзо) в своих тенденциозных пропагандистских статьях квалифицируют китайскую культуру как каннибальскую, что носит идеологическую окраску и подразумевает превосходство Японии в годы Второй мировой войны.

Сексуально мотивированный каннибализм

Повсеместное распространение Интернета выявило тысячи скрытых случаев сексуально-каннибальской фантазии. Существуют форумы и группы пользователей, которые обмениваются картинками и историями по поводу таких фантазий. Обычно люди из таких форумов фантазируют на тему съесть или быть съеденными представителями предпочитаемого ими пола. Каннибальский фетишизм или парафилия является одним из наиболее экстремальных разновидностей сексуального фетишизма . Редко такие фетиши выходят за границу мира фантазий, большинство удовлетворается порнографическими историями, картинами, фотомонтажом (или полностью сгенерированными на компьютере изображениями), некоторые выражают свои фантазии в сексуальных играх.

Но существуют и особые случаи сексуального каннибализма в реальной жизни, такие как серийные убийцы Альберт Фиш , Джеффри Дамер , Александр Спесивцев , Армин Майвес , Фриц Гарманн («мясник из Гановера»), и Николас Клаукс.

Яркими примерами является описанные выше случаи с японским студентом Иссэем Сагавой во Франции (1981) и Армином Майвесом в Германии (2002).

Религиозно-мистический каннибализм

Среди многих племён и народов был распространён религиозно-магический К., выражавшийся в поедании различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей (так называемый эндоканнибализм) и т.д. Такой обычай был основан на убеждении, что сила и др. свойства убитого переходили к поедающему. Пережиточные проявления религиозно-магического К. сохранились в некоторых обрядах современных мировых религий, например причащение (вкушение хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа) в христианстве.

Каннибализм в мифологии и религии

Элементы каннибализма проходят через многие мифологии; оргии каннибалов появляются в фольклоре всего мира. Примерами являются ведьма в сказке Гензель и Гретель , многократно экранизированная сказка Шарля Перро «Кот в сапогах» .

Большое количество историй в древнегреческих мифах так или иначе несёт элементы каннибализма, например в историях о Тезее , Терее и особенно о Кроносе (аналоге Сатурна в римском варианте). Эти мифы вдохновили Шекспира на каннибальскую сцену в драме «Тит Андроник ».

Согласно католической догме, хлеб и вино символизируют настоящие кровь и плоть Иисуса (Евхаристия), которые распространяются священниками среди верующих. Обвинения в каннибализме, сделанные в адрес ранних христиан, могут отражать самые ранние концепции этой веры, но непременно следует иметь в виду, это это может быть клеветой или пиаром, направленными против новой религиозной группы. Христиане в свою очередь обвиняли в ритуальном каннибализме своих оппонентов, таких как секту Борборитов .

Неканнибальское потребление частей человеческого происхождения

Интересно отметить, что наиболее дешёвым материалом, из которого наиболее эффективно можно получить цистеин , являются человеческие волосы. Они широко используются в пищевых продуктах во всём мире.

Некоторые люди рассматривают потребность грызть ногти или куски кожи на пальцах как вид каннибализма, но обычно с этим не соглашаются, так как эти субстанции потребляются в виде пищи ненамеренно. Аналогичным образом, намеренное потребление собственной плоти или частей тела, такое как высасывание крови из ран гематофагия обычно не рассматривается как каннибализм; то же относится к глотанию собственной крови при ненамеренных травмах, таких как носовое кровотечение , глотанию жидкостей человеческого происхождения, таких как сперма.

Некоторые матери съедают плаценту своих новорождённых детей. Некоторые люди едят эту субстанцию как деликатес (плацентофагия).

Есть различные мнения касательно потребления мочи (см. Копрофагия). Это можно отнести к фетишизму. Тем не менее, на борту космических кораблей и Международной космической станции (МКС) моча регулярно регенерируется для получения технической воды, а с 2009 года и для питьевой.

Знаменитости

Известные каннибалы

  • Иди Амин - президент Уганды в 1971-79 гг., творец одного из самых жестоких авторитарных режимов в Африке
  • Джеффри Дамер - (1960-1994) - известный американский серийный убийца и каннибал
  • Александр Спесивцев (р.1970) - российский cерийный убийца и каннибал
  • Андрей Чикатило - (1936-1994) - один из самых известных советских серийных убийц