Топ писателей всех времен. Знаменитые писатели




«Русская литература — это единственный беспрепятственный проводник в желаниях Запада постичь тайны русской души, ее культуры и самобытности. Никаких тебе ограничений и запретов, политической вражды и санкций. Купил томик русского классика и познаешь себе тихо, дозируя — сидя, лежа, стоя, в метро, дома… Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов… Будь осторожен с Чеховым — можно уйти в запой…»

Основательно с русской литературой заграница стала знакомиться через писателя Ивана Тургенева, поселившийся в Баден-Бадене в 1863 году. Сблизившись с самыми известными западными писателями, деятелями культуры и искусства, с интеллигенцией и политиками того времени, Тургенев очень быстро становится самым известным и самым читаемым русским автором в Европе. Именно с произведений Тургенева началось постижение западным читателем всей глубины и богатства русского языка.

В 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 году он удостоился звания почетного доктора Оксфордского университета. Канцлер Германской империи Хлодвиг Гогенлоэ называл Ивана Сергеевича Тургенева лучшим кандидатом на должность премьер-министра России. Он писал о Тургеневе: «Сегодня я говорил с самым умным человеком России».

Но главная заслуга Ивана Тургенева — пропагандистская. На протяжении всей своей заграничной жизни, он неустанно «продвигал» русскую литературу, как самую неоцененную внутри самой России. Так, Европа познакомилась с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем…

Говорят, что литературой той или иной страны интересуются тогда, когда проявляется интерес к самой стране. Отчасти это правда. В отношении России этот интерес со стороны Запада не прекращался никогда и в 21 веке достиг своего пика. Примечательно, что однажды открыв для себя Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других плодовитых мастеров русской литературы, Запад не перестает ассоциировать русскую литературу и саму Россию именно с этими великими именами. Конечно же, в этой связи современным писателям приходится нелегко, и как это ни странно, русским писателям XXI века приходится конкурировать с русскими классиками XIX века. Ведь до сих пор спрос на экспорт русских классиков все еще огромен. Об этом говорят факты:

Экранизация «Войны и мира» Льва Толстого говорит о популярности русского классика за рубежом — более 7 различных версий фильма. Еще один пример — «Анна Каренина» — в разных странах ее экранизировали около 18 раз.

Чехов до сих пор остаётся лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики - его произведения становились основой для кино/телеверсий около 200 раз. Он входит в 3-ку самых экранизированных писателей мира.

«В плеяде великих европейских драматургов… имя Чехова сияет как звезда первой величины», — писал в начале XX века Джордж Бернард Шоу.

Однако, если Толстого и Достоевского на Западе знают больше по книгам, то Чехова скорее не читают, а «смотрят»: писатель мало известен как автор юмористических рассказов, но по праву считается драматургом первой величины наряду с Шекспиром, Шоу и Уйальдом. Его пьесы — одни из самых популярных в мире. А ведь сам Чехов не предполагал своей будущей славы. Он говорил своей приятельнице Татьяне Щепкиной-Куперник: «Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут».

Удивителен еще один момент. Известность в писательской карьере напрямую зависит от его «раскрутки». Писать талантливо или гениально — этого недостаточно. Нужно вкладываться в рекламу, в самопиар. А лучший пиар — скандал. Взять хотя бы мировую славу Набокова, написав скандальную «Лолиту» он мог больше ничего не писать. Сам скандальный сюжет, и все попытки запретить выход романа сделали его публикацию событием и обеспечили книге огромные тиражи. Солженицын талантливо сделал имя «на политике» и пропагандистская машина ему помогла.

Сейчас на политике сыграть уже сложно. Практически невозможно реализовать политическую интригу, на которой можно «взлететь». Остаются деньги.

Сейчас вообще мало какие русские имена заметны на Западе - разумеется, в первую очередь из-за языкового барьера. В дореволюционной России большой разницы между носителями русской культуры и европейской не было. Все образованные люди в России хорошо говорили по-английски, по-французски, по-немецки. Толстой едва не получил первой Нобелевской премии по литературе, Тургенев был абсолютно признан в Париже как писатель, Достоевский имел огромное влияние на Фрейда и на многих других. Тогда была единая разноязычная культура. Теперь наоборот: глобализация привела к тому, что доминирует один английский. Вот и получается, что культуры разные, а язык у всех писателей один. При этом нельзя сказать, что носители русской культуры стали жертвой какой-то особой дискриминации. Просто есть одна доминантная культура и она - англоязычная.

Но мы отвлеклись.

И все же, какие русские писатели по современным меркам — самые известные за рубежом?

Лев Толстой — «Война и мир», «Анна Каренина»;
Федор Достоевский — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»;
Антон Чехов — «Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»;
Александр Пушкин — «Евгений Онегин»;
Николай Гоголь — «Мертвые души»;
Иван Тургенев — «Отцы и дети»;
Михаил Булгаков — «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»;
Владимир Набоков — «Лолита»;
Александр Солженицын — «Архипелаг Гулаг», «Один день Ивана Денисовича»;
Иван Бунин — «Суходол», «Деревня»;
Александр Грибоедов — «Горе от ума»;
Михаил Лермонтов — «Герой нашего времени», «Демон»;
Борис Пастернак — «Доктор Живаго».

С современной русской литературой все гораздо сложней. Тем не менее достаточно популярны: Полина Дашкова, Дмитрий Глуховский, Захар Прилепин, Михаил Шишкин, Виктор Пелевин, Сергей Лукьяненко, Борис Акунин.

В 90-х единственным современным российским автором, книги которого можно было легко достать на английском, был Пелевин - притом что это все-таки специфическое чтение. За последние десять лет, правда, кое-что изменилось, перевели и других - наибольший успех имел Борис Акунин: в Англии его детективы до сих пор неплохо продаются… На Западе любят, чтобы русский писатель был бородатым и серьезным.

В Англии понятно, а как в США? По мнению известного публициста Оуэна Мэттьюса (Owen Matthews), «литература современной России не может предложить американскому читателю, воспитанному на философских романах Толстого и Достоевского, того, что способно вернуть их в «магическую страну», открытую для них в книгах классиков.» Оттого процент русской литературы в современной Америке не превышает 1-3 %.

Замруководителя Роспечати Владимир Григорьев считает:

«То, что из наших писателей в последнее время не делают звезд, так это во многом связано с внелитературными моментами». Вспомните о росте популярности Михаила Шишкина в западноевропейских странах после того, как он выступил против политики Кремля… И наоборот - как только Захар Прилепин, который вполне успешно переводился и издавался в англоязычных странах, стал выступать в поддержку так называемой Новороссии, мы стали испытывать определенные трудности в его продвижении.»

Вот уж действительно откатились назад. Сначала спорт превратился в инструмент политического давления, теперь литература. Того глядишь и Большой театр перестанет гастролировать по миру. Быть может даже спадет ажиотаж на русскую живопись. Но ничего. Зато мы вдвое больше стали экспортировать газ, нефть, танки и калаши…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Самые лучшие книги - понятие относительное. Хорошее печатное издание в данный момент - это произведение, приносящее человеку утешение, совет, знания, мудрость, яркие впечатления. Таким образом, определяющим моментом является удовлетворение книгой спроса определенного читателя.

Для некоторых людей ценна исключительно специализированная литература: документальная, научная, техническая, медицинская, отраслевая. Но это, скорее, пища для ума. Однако все-таки большинство читателей интересуется книгами художественными. Именно они способствуют формированию духовного облика. О них и пойдет речь в данной статье.

Художественная книга - уникальное изобретение. Плеяды мыслителей разных времен и эпох доверяли бумаге свои надежды, наблюдения, понимание истины, жизни, человечности. Замечательно, когда созданные этими авторами яркие образы вместе с глубокими и уникальными цитатами (порой - десятилетия назад, а порой - века) озаряют жизнь нашим современникам!

Роль российского конкурса «Книга года»

Текущий в России необычайно плодотворен и имеет характерные черты, присущие декадансу:

Направить литературный процесс в конструктивное русло, избежать размывания национального и стимулировать в нем действительно талантливые начала - архиважная задача современной русской культуры. Индикатором успешности книг, которые пишут наши современники, являются ежегодные национальные конкурсы по типу «Книга года». Они организуются с целью стимулирования как писателей, так и издательств.

Например, в российском конкурсе 2014 года, традиционно проходящем в середине сентября месяца, участвовало 150 издательств, представивших на конкурс более полутысячи книг. Были объявлены победители в 8 номинациях:

  • прозаические произведения - роман «Обитель» (Захар Прилепин);
  • поэтическое произведение - перевод шекспировского «Короля Лира» (Гигорий Кружков);
  • художественная литература для детей - повесть «Куда скачет петушиная лошадь?» (Светлана Лавова);
  • арт-книга - «Каргопольское путешествие» (подготовлено местным архитектурно-художественным музеем);
  • номинация Humanitas - художественно-документальный альбом «Лермонтов» (госархив искусств и литературы);
  • электронная книга - медийный проект «Ясная Поляна» и «Ярославские храмы» (бюро проектов «Спутник»);
  • номинация «Напечатано в России» - альбом «Ветка. Книжная культура»;
  • главная премия конкурса «Книга года 2014» - трехтомник «Россия в I Мировой войне» (коллектив из 190 исследователей университетов, музеев, архивов).

Резюмируем: задачами вышеупомянутого конкурса является повышение статуса книги в текущей общественной жизни; стимулирование лучших авторов и издательств. За шестнадцать лет своего существования это мероприятие на практике доказало свою мотивирующую роль в развитии российской литературы.

По крайней мере, им номинировались российские писатели, которых можно по праву назвать классиками:

  • 2004 год, номинация «Проза» - «Искренне ваш, Шурик» (Людмила Улицкая); номинация «Бестселлер» - «Ночной дозор» (Сергей Лукьяненко);
  • 2005 год, номинация «Проза» - «Волтерьянцы и Вольтерьянки» (Василий Аксенов);
  • 2011 год, номинация «Проза» - «Мой лейтенант» (Даниил Ганин).

Международные книжные рейтинги

Как мы уже упоминали, самые лучшие, самые востребованные книги, благодаря закристаллизованной в них мысли, становятся для своих читателей настоящими друзьями, советчиками, отрадой. А написавших их авторов называют классиками.

Созданные талантом самые лучшие книги изучают в школах и высших учебных заведениях, их широко цитируют и в повседневной жизни.

По крайней мере, навигация в Интернете обнаруживает десятки вариантов «Ста лучших книг».

Подобные списки имеют определенную ценность. Благодаря им читателю-новичку становится значительно проще отыскать для прочтения действительно самые лучшие книги среди десятков и сотен тысяч произведений. Если человек ощущает свои пробелы в познании мировой культуры (неотъемлемой частью которой является отечественная и зарубежная литература), то подобный рейтинг сможет стать маршрутной картой.

Какое же направление выбрать для такого ориентира? Если вы действительно интересуетесь мировой литературой, то мы бы рекомендовали воспользоваться одним из рейтингов по версиям:

  • английской вещательной компании (BBC);
  • The Observer;
  • союза писателей России;
  • французской газеты Le Monde;
  • американского издательства Modern Library;
  • норвежского книжного клуба.

Конечно, информационное агентство каждой страны, перечисляя самые лучшие книги, пытается в составленных списках ведущие места уделить авторам-землякам. И это оправдано. Ведь таланты признанных классиков, создававших свои шедевры со времен древнего мира и до наших дней, в действительности несопоставимы. Каждый из них по-своему находит тропу к сердцу читателей.

Феномен, дошедший до нас спустя тысячелетия: литература древнего мира

Список книг, дошедших к нам сквозь тысячелетия и доставшихся в наследство от других эпох, достаточно ограничен. Однако они фигурируют и в современных рейтингах. Поэтому мы о них пишем. К сожалению, история не сохранила древние библиотеки: иноверцы воевали с книгами так же, как и с врагами. Так, например, была уничтожена богатейшая Александрийская библиотека, насчитывающая до 700 000 свитков папируса.

Какие книги наших предков-классиков следует упомянуть в первую очередь, говоря о древнем мире? Безусловно, славы в латинском языке заслуживает Публий Вергилий Марон, автор «Энеиды», а в древнегреческом - Гомер, автор «Одиссеи» и «Илиады». Руководствуясь теорией Вергилия, русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов разрабатывал силлабо-тоническую систему стихосложения, которая послужила стартовой площадкой для дальнейшего развития отечественной поэзии.

Впрочем, не только Вергилий и Гомер считаются древними классиками. На латинском творили также Гораций, Цицерон, Цезарь, а на древнегреческом - Аристотель, Платон, Аристофан. Однако именно два упомянутых ранее имени в наибольшей мере презентуют литературу древнего мира.

Книги Европы эпохи становления капитализма

Зарубежная литература, конечно же, представлена гораздо более насыщенным перечнем авторов, чем Греция и Древний Рим. Этому способствовало бурное развитие европейских государств.

Франция своей Великой революцией пробудила к жизни романтические человеческие стремления к свободе, равенству, братству. В литературе Германии, приступившей к созданию своей государственности, в унисон французскому также превалировал романтизм.

В противовес этому индустриальная, урбанизированная и политически стабильная Британия - повелительница морей - демонстрировала наиболее мощный и зрелый литературный процесс, склоняющийся к реализму.

Общепризнано, что самые известные писатели, творившие на французском языке в то время, - это Виктор Гюго («Отверженные», «Собор Парижской Богоматери») и Жорж Санд («Консуэло»).

Впрочем, говоря о французском вкладе в мировую литературу, следует упомянуть имена Александра Дюма-отца («Железная маска», «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»), Вольтера (поэма «Агафокл»), Шарля Бодлера (сборники стихов «Парижский сплин», «Цветы зла»), Мольера («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Скупой»), Стендаля («Пермская обитель», «Красное и черное»), Бальзака («Гобсек», «Евгения Ганде», «Годис-сар»), Проспера Мериме («Хроники времен Карла IX», «Таманго»).

Список книг романтических, характерных для раннебуржуазной Европы, продолжим, упомянув произведения испанцев и немцев. Блестящим представителем испанской классической литературы является Сервантес («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»). Из немецких классиков прославились Иоганн Вольфганг Гете («Фауст», «Дикая роза»), Генрих Гейне («Путешествие по Гарцу»), Фридрих Шиллер («Заговор Фиеско в Генуе», «Разбойники»), Франц Кафка («Пропавший без вести», «Процесс»).

Романтические книги-приключения отбрасывали антураж реальной жизни, их сюжет основывался на действиях исключительных героев в необычных условиях.

Расцвет британской литературы

В XIX веке законодателями «книжной моды» на европейском континенте по праву считались британские писатели. Французских авторов, инициированных Великой революцией, после краха Наполеона Бонапарта жаловали меньше.

Англичане же имели свою литературную традицию. Еще в XIV веке весь мир признал гений Уильяма Шекспира и инновационные социальные идеи Томаса Мора. Развивая свою литературу в условиях стабильного индустриального общества, британские авторы уже в XVIII веке начали эволюционный переход от классического рыцарского романа (романтизма) к произведениям социальным, психологическим.

Они более прагматично, чем французы, попытались ответить на философский вопрос: «Что такое Человек, и что такое Общество?» Такими новыми мыслителями стали Даниэль Дефо («Робинзон Крузо») и Джонатан Свифт («Гулливер»). Впрочем, одновременно Британия обозначила новое направление романтизма, что продемонстрировал Джордж Гордон Байрон, автор произведений «Дон Жуан» и «Паломничество Чайльда Гарольда».

Литературную традицию реализма в первой половине XIX века мощно развили следующие известные писатели:

Гениально талантливый (которого позже Ф. М. Достоевский назвал своим учителем);

Интеллектуальная до уникальности, стоически переносящая голод и бедность, Шарлотта Бронте, известная по роману «Джейн Эйр»;

Творец всемирно известного Шерлока Холмса - Артур Конан Дойл;

Коленонепреклоненный и преследуемый продажной прессой («Тэсс из рода Дэбервилей»).

Русская золотая литература XIX века. Самые громкие имена

Классика русской литературы ассоциируется в мире в первую очередь с именами Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова. Хотя в целом в XIX веке (что общепризнано) русская литература превратилась в наиболее яркое культурное явление общемирового уровня.

Проиллюстрируем вышесказанное. Непререкаемой классикой стал толстовский стиль написания романов. Так, американская писательница Маргарет Митчелл писала свою знаменитую эпопею «Унесенные ветром», подражая стилю Льва Николаевича.

Был также общепризнан в мире пронзительный психологизм высшей пробы, присущий творчеству Достоевского. В частности, известный ученый Фрейд утверждал, что никто в мире не сможет ему сказать ничего нового о внутреннем мире человека, никто, кроме Федора Михайловича.

А новаторство Чехова вдохновило авторов начать писать произведения, исходя из мира чувств человека. В частности, маститый британский драматург Бернард Шоу признавал себя его учеником. Таким образом, зарубежная литература в XIX веке получила и мощную идейную подпитку, и новый вектор развития от литературы русской.

Замечание о литературных рейтингах

Факт остается фактом: среди сотен лучших произведений значительную часть занимают книги, написанные в XIX веке. Именно этих писателей принято изучать в школах, для чего разработаны инерционные и неоправданно стабильные учебные программы.

Справедливо ли это? Отнюдь. Целесообразнее менять учебную программу, считаясь со вкусами реальной передовой читательской аудитории. По нашему убеждению, не меньшую долю, чем произведения XIX века, в учебной программе должны занимать работы писателей XX и XXI века.

Классика русской литературы сегодня - это уже не только произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, но и книги Михаила Булгакова, Виктора Пелевина. Мы намеренно выражаем мысль фигурально, упоминая лишь отдельные имена знаменитых поэтов и писателей.

Поднимая тему: «Какие книги - самые лучшие?», разумно подробней рассказать о произведениях классиков нынешнего и прошлого веков.

Лучшая книга по версии ВВС. Критический взгляд

Первое место в по версии BBC, занимает роман-трилогия Джона Рональда Толкиена «Властелин колец». Уделим особое внимание в данной статье этому произведению-фэнтези. Книги с подобной глубиной проработки сюжета, основанного на древних сказаниях, являются большой редкостью.

Что послужило экспертам рейтинга мотивом для столь высокой оценки? Действительно, профессор Оксфордского университета своим увлекательнейшим произведением сослужил Британии великую службу. Он, глубоко и всесторонне изучив фольклор Туманного Альбиона (дотоле разрозненный и фрагментарный), образно говоря, расплел его по ниточке и сплел в единой концепции борьбы Добра со Злом. Мало сказать, что проделал он это талантливо. Об уникальности трилогии свидетельствует любопытный факт. Однажды к автору «Властелина колец» после его лекции пришел разгневанный ученый-коллега и обвинил писателя в плагиате.

Современная художественная литература, пожалуй, доселе не имела подобных ассоциаций. Оппонент писателя оказался доказательным, он принес растерянному автору «Кольца» неведомые последнему копии рисунков из древних британских летописей, которые словно иллюстрировали произведение Толкиена.

Бывает же такое! Одному человеку удалось невозможное - объединить, систематизировать и, что немаловажно, презентабельно представить древний фольклор своей родины. Не зря королева Елизавета II наградила писателя почетным титулом кавалера Британии.

Некоторые другие рейтинговые книги по версии BBC

  • Детская фантастическая трилогия «Темные начала» (Филип Пулман).
  • «Убить пересмешника» (Харпер Ли).
  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Ребекка» (Дафна Дюморье).
  • «Над пропастью во ржи» (Сэлинджер Джером).
  • «Великий Гэтсби» (Фрэнсис Фицджеральд).

Мнение российских читателей

Какая оценка дается справедливости британского рейтинга на российских форумах любителей книг? Ответ краткий: неоднозначная.

Достаточно высокая оценка дается произведению писателя Джорджа Оруэлла. Для многих читателей любимой книгой стал захватывающий роман с непредсказуемым сюжетом - «Ребекка». К прочтению детям можно рекомендовать историю путешествия девочки Лиры Белаквы из Оксфорда по фантастическим мирам от Филипа Пулмана.

Однако есть и достаточно мотивированные замечания. Например, для отечественного искушенного читателя, полюбившего такие книги-романы, как реалистично-мистический булгаковский роман «Мастер и Маргарита», произведение «Доктор Живаго» от Бориса Пастернака, а также «Пикник у дороги» и «Град обреченный» от братьев Стругацких, мягко говоря, не совсем понятен критерий приоритетности рейтинга BBC.

Поймите правильно: мы отнюдь не пытаемся понизить художественную ценность ряда талантливых романов по типу «Уловка 22», «Великий Гэтсби», «Над пропастью во ржи», когда констатируем факт: их жанр - идейный роман. Разве, говоря объективно, они могут быть конкурентами объемному и многопроблемному произведению «Мастер и Маргарита»?

Такие книги-романы, последовательно раскрывающие лишь одну мысль автора, должны быть рейтингом ниже! Ведь их глубина смысла изначально ограничена замыслом, лишена объемности, многомерности. Поэтому, по мнению наших читателей, совершенно абсурдным является сомнительное позиционирование романов-идей в списке книг на позициях, превышающих по рейтингу «Войну и мир» или «Мастера и Маргариту».

Современные книги постмодерна

Постмодернистские книги сегодня находятся, пожалуй, на пике популярности, поскольку представляют собой идейную антитезу стагнирующему обществу массового потребления. Современные писатели-постмодернисты препарируют окружающий их потребительский образ жизни, наполненный бездушной рекламой и примитивным глянцевым гламуром.

Такие идейные авторы есть даже в сытой Америке. Признан у себя на родине как подлинный знаток проблем потребительского общества писатель итальянского происхождения Дон Делилло (романы Underworld, «Белый шум»). Другой итальянский ученый, профессор семиотики Болонского университета Умберто Эко, погружает читателя в настолько интеллектуально-насыщенную канву произведения («Маятник Фуко», «Имя розы»), что его творения востребованы интеллектуальной аудиторией.

Более мягкий постмодерн демонстрирует другой автор. Одним из представителей русской современной литературы этого течения является Борис Акунин. Книги этого современного классика («Приключения Эраста Фандорина», «Азазель», «Приключения сестры Пелагеи») востребованы массовым читателем и даже экранизированы. Многие отмечают силу таланта автора, его мастерский слог, умение создавать увлекательные сюжеты. В своих рассуждениях он демонстрирует особую личную философию восточного характера.

Последнее особо заметно в его «Нефритовых четках» и «Алмазной колеснице».

Примечательно, что, увлекая читателя детективными сюжетами, происходящими в общей канве исторических событий России, не обходит проблем нищеты, коррупции и воровства современный классик Акунин. Книги его, впрочем, не выдержаны в строгих рамках исторического сюжета. На Западе этот жанр прозы называют folk-history.

Хронологической точкой, определяющей старт понятия «современная российская литература» является 1991 год. Начиная с этого времени, достоянием широких масс читателей стали закрытые дотоле произведения авторов-шестидесятников:

  • «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера.
  • «Остров Крым» Василия Аксенова.
  • «Живи и помни» Валентина Распутина.

Вслед за ними в литературу пришли современные писатели, мировоззрение которых было инициировано перестройкой. Кроме упомянутого выше Бориса Акунина, ярко зажглись и другие российские литературные звезды первой величины: Виктор Пелевин («Числа», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота», «Т», «Ампир В») и Людмила Улицкая («Казус Кукоцкого», «Искренне ваш, Шурик», «Медея и ее дети»).

Современные фэнтези-книги

Возможно, признаком эпохи декаданса стал ремейк романтического жанра, возродившегося в форме фэнтези. Чего стоит только феномен популярности цикла романов о Гарри Потере от Джоан Роулинг! Это действительно так: все возвращается на круги своя, романтизм отвоевывает утраченные позиции у реализма!

Сколько бы ни говорили, что реализм когда-то (в 30-х годах XX века) насмерть задавил романтизм, сколько бы ни скрывали его кризис, а он вновь на коне! Это трудно не заметить. Вспомним лишь одно из классических определений данного литературного стиля: «Исключительные герои действуют в необычных ситуациях». Разве последнее утверждение не соответствует духу фэнтези?! Что тут еще добавить...

  • «Ночной дозор», «Дневной дозор» (Сергей Лукьяненко).
  • «Запрещенная реальность», «Евангелие от зверя», «Катарсис» (Василий Головачев).
  • Цикл романов «Тайный город», цикл «Анклавы» (Вадим Панов).

Напомним также о популярности в России фэнтези-цикла «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского. Одним словом, книги-приключения нынче опять в фаворе у читателей.

Просматривая форумы отечественных читателей, мы обнаружили, что среди выдающихся писателей XX века гораздо реже упоминаются неевропейские и неамериканские книги. Однако среди них встречаются весьма яркие и талантливые произведения:

  • «Сто лет одиночества» (колумбиец Маркес).
  • «Женщина в песках» (японец Абэ Кобо).
  • «В ожидании варваров» (южноафриканец Джон Кутзее).

Заключение

Бездонна художественная ее авторов (имеется в виду - лучшие) среднестатистический человек, к сожалению, априори не сможет прочесть в течение всей своей жизни. Поэтому чрезвычайно важна навигация в безграничном книжном «море». «Зачем это нужно - целенаправленно читать?» - спросит непосвященный человек...

Мы ответим: «Да чтобы украсить свою жизнь, чтобы приобрести настоящих друзей! Ведь книги - это и советчики, и вдохновители, и утешители.

Заканчивая, отметим, что если вам в дальнейшем посчастливится найти хотя бы десяток книг, каждая из которых, как камертон, идеально подойдет вам, вашей душе в определенной жизненной ситуации, то мы будем считать, что не зря работали над этой статьей. Приятного вам чтения!

(оценок: 28 , среднее: 4,29 из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие.

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России. Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери. Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений. Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

У нас вы можете найти лучшие произведения классической литературы. Вы можете скачать бесплатно книги русской классики либо читать онлайн, что очень удобно.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.

С уходом Рэя Брэдбери мировой писательский Олимп стал заметно более опустевшим. Давайте вспомним наиболее выдающихся писателей из числа наших современников - тех, кто до сих пор живет и творит на радость своим читателям. Если кто-то в список не попал, то дополняйте в комментариях!

1. Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес (р. 6 марта 1927, Аракатака, Колумбия) — знаменитый колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель; лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года. Представитель литературного направления «магического реализма». Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967).

2. Умберто Эко (р. 5 января 1932, Алессандрия, Италия) — итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель. Наиболее известные романы - "Имя розы" и "Маятник Фуко".

3. Отфрид Пройслер (р. 20 октября 1923) — немецкий детский писатель, по национальности — лужичанин (лужицкий серб). Наиболее известные произведения: «Маленькая Баба-Яга», «Маленькое привидение», «Маленький водяной» и «Крабат, или Легенды старой мельницы».


4. Борис Львович Васильев (род. 21.05.1924) — советский и российский писатель. Автор повести "А зори здесь тихие" (1969), романа "В списках не значился" (1974) и др.

5. Ион Друцэ (р. 03.09.1928) — молдавский и русский писатель и драматург.

6. Фазиль Абдулович Искандер (6.03.1929, Сухум, Абхазия, СССР) — выдающийся советский и российский прозаик и поэт абхазского происхождения.

7. Даниил Александрович Гранин (р. 1 января 1919, Вольск, Саратовская губерния, по другим сведениям — Волынь Курской области) — русский писатель и общественный деятель. Кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Герой Социалистического Труда (1989), Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва.

8. Милан Кундера (р. 1 апреля 1929) — современный чешский писатель-прозаик, с 1975 года живет во Франции. Пишет как на чешском, так и на французском языках.

9. Томас Транстрёмер (р. 15 апреля 1931 в Стокгольме) — крупнейший шведский поэт XX века. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2011 год «за то, что его краткие, полупрозрачные образы дают нам обновлённый взгляд на реальность».

10. Макс Галло (р. 7 января 1932, Ницца) — французский писатель, историк и политик. Член Французской Академии

11. Хорхе Марио Педро Варгас Льоса (р. 28.03.1936) — перуано-испанский прозаик и драматург, публицист, политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года.

12. Терри Пратчетт (р. 28 апреля 1948) — популярный английский писатель. Наибольшей популярностью пользуется его цикл сатирического фэнтези про Плоский мир (англ. Discworld). Суммарный тираж его книг составляет около 50 миллионов экземпляров.

13. Юрий Васильевич Бондарев (р. 15.03.1924) — русский советский писатель. Автор романа "Горячий снег", повести "Батальоны просят огня" и др.

14. Стивен Эдвин Кинг (р. 21 сентября 1947, Портленд, Мэн, США) — американский писатель, работающий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастика, фэнтези, мистика, драма.

15. Виктор Олегович Пелевин (род. 22 ноября 1962, Москва) — русский писатель. Наиболее известные произведения: "Жизнь насекомых", "Чапаев и Пустота", "Generation «П»"

16. Джоан Ролинг (р. 31 июля 1965, Йейт, графство Глостершир, Англия) — британская писательница, автор серии романов о Гарри Поттере, переведённых более чем на 65 языков и проданных (на 2008 год) в количестве более чем 400 миллионов копий.

Анна Каренина. Лев Толстой

Величайшая история любви всех времен и народов. История, не сходившая со сценических подмостков, экранизированная бессчетное количество раз – и до сих пор не утратившая беспредельного обаяния страсти – страсти губительной, разрушительной, слепой – но тем более завораживающей своим величием.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

Это – самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют “Евангелием от Сатаны”. Это – “Мастер и Маргарита”. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, вкоторой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы “Мастера и Маргариты” надиктованы Силами Света?

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Грозовой перевал. Эмили Бронте

Роман-загадка, вошедший в десятку лучших романов всех времен и народов! История бурной, поистине демонической страсти, которая будоражит воображение читателей вот уже более полутора сотен лет. Кэти отдала свое сердце двоюродному брату, но честолюбие и жажда богатства толкают ее в объятия богача. Запретное влечение превращается в проклятие для тайных любовников, и однажды.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Евгений Онегин. Александр Пушкин

Читали ли вы “Онегина”? Что вы скажете об “Онегине”? Вот вопросы, по­вторяемые беспрестанно в кругу литераторов и русских читателей”, – отмечал после выхода в свет второй главы романа писатель, предприимчивый издатель и, кстати, герой эпиграмм Пушкина Фаддей Бул-гарин. Уже давно ОНЕГИНА не принято оцени­вать. Говоря словами того же Булгарина, он “написан сти­хами Пушкина. Этого довольно”.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Собор Парижской Богоматери. Виктор Гюго

История, пережившая века, ставшая каноном и давшая своим героям славу нарицательных образов. История любви и трагедии. Любви тех, кому любовь была не дана и не позволена – религиозным саном, физической немощью или чужой злой волей. Цыганка Эсмеральда и глухой горбун-звонарь Квазимодо, священник Фролло и капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, прекрасная Флёр-де-Лис и поэт Гренгуар.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Унесенные ветром. Маргарет Митчелл

Великая сага о Гражданской войне в США и о судьбе своенравной и готовой идти по головам Скарлетт О’Хара была впервые опубликована более 70 лет назад и не устаревает по сей день. Это единственный роман Маргарет Митчелл, за который она получила Пулитцеровскую премию. История о женщине, на которую не стыдно равняться ни безусловной феминистке, ни убежденной стороннице домостроя .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Ромео и Джульетта. Уильям Шекспир

Это – высочайшая из трагедий о любви, какую только способен создать человеческий гений. Трагедия, которую экранизировали и экранизируют. Трагедия, которая не сходит с театральных подмостков по сей день – и по сей день звучит так, словно написана вчера. Идут годы и века. Но одно остается и навсегда останется неизменным: “Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Великий Гэтсби. Фрэнсис Фицджеральд

“Великий Гэтсби” – вершина не только в творчестве Фицджеральда, но и одно из высших достижений в мировой прозе XX века. Хотя действие романа происходит в “бурные” двадцатые годы прошлого столетия, когда состояния делались буквально из ничего и вчерашние преступники в одночасье становились миллионерами, книга эта живет вне времени, ибо, повествуя о сломанных судьбах поколения “века джаза” .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Три мушкетера. Александр Дюма

Самый знаменитый историко-авантюрный роман Александра Дюма повествует о приключениях гасконца д’Артаньяна и его друзей-мушкетеров при дворе короля Людовика XIII.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Граф Монте-Кристо. Александр Дюма

В книге представлен один из самых захватывающих приключенческих романов классика французской литературы XIX века Александра Дюма.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Триумфальная арка. Эрих Ремарк

Один из самых красивых и трагических романов о любви в истории европейской литературы. История беженца из нацистской Германии доктора Равика и запутавшейся в «невыносимой легкости бытия» прекрасной Жоан Маду происходит в предвоенном Париже. И тревожное время, в которое довелось познакомиться и полюбить друг друга этим двоим становится одним из главных героев «Триумфальной арки».

Купить бум ажную книгу в Labirint.ru >>

Человек, который смеётся. Виктор Гюго

Гуинплен – лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребенка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску “вечного смеха” (при дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев). Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мартин Иден. Джек Лондон

Простой моряк, в котором легко узнать самого автора, проходит длинный, полный лишений путь к литературному бессмертию… Волею случая оказавшийся в светском обществе, Мартин Иден вдвойне счастлив и удивлен… и пробудившимся в нем творческим даром, и божественным образом юной Руфи Морз, так не похожей на всех людей, которых он знал прежде… Отныне две цели неотступно стоят перед ним.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Сестра Керри. Теодор Драйзер

Издание первого романа Теодора Драйзера было сопряжено с такими сложностями, что это привело его создателя к тяжелой депрессии. Но дальнейшая судьба романа “Сестра Керри” оказалась счастливой: он был переведен на многие иностранные языки, переиздан миллионными тиражами. Новые и новые поколения читателей с удовольствием погружаются в перипетии судьбы Каролины Мибер.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Американская трагедия. Теодор Драйзер

Роман “Американская трагедия” – вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: “Никто не создает трагедий – их создает жизнь. Писатели лишь изображают их”. Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Отверженные. Виктор Гюго

Жан Вальжан, Козетта, Гаврош - имена героев романа давно сделались нарицательными, число его читателей за полтора столетия с момента выхода книги в свет не становится меньше, роман не теряет популярности. Калейдоскоп лиц из всех слоев французского общества первой половины XIX столетия, яркие, запоминающиеся характеры, сентиментальность и реализм, напряженный, захватывающий сюжет.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Похождения бравого солдата Швейка. Ярослав Гашек

Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как “солдатскую байку”, и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения. Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв “сложить оружие”, и одно из самых объективных исторических свидетельств в сатирической литературе .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Илиада. Гомер

Притягательность гомеровских поэм не только в том, что их автор вводит нас в мир, отделенный от современности десятками столетий и все же необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие Гомера в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей – разума, добра и красоты.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Зверобой. Джеймс Купер

Купер сумел найти и описать в своих книгах ту самобытность и неожиданную яркость недавно открытого континента, которая сумела заворожить всю современную Европу. Каждый новый роман писателя ждали с нетерпением. Захватывающие приключения бесстрашного и благородного охотника и следопыта Натти Бампо покоряли как юных, так и взрослых читателей .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Доктор Живаго. Борис Пастернак

Роман “Доктор Живаго” – одно из выдающихся произведений русской литературы, на протяжении долгих лет остававшееся закрытым для широкого круга читателей в нашей стране, знавших о нем только по скандальной и недобросовестной партийной критике.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Дон Кихот. Мигель Сервантес

Что говорят нам сегодня имена Амадиса Галльского, Паль-мерина Английского, Дона Бельяниса Греческого, Тиранта Белого? А ведь именно как пародия на романы об этих рыцарях создавался “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Мигеля де Сервантеса Сааведры. И пародия эта на века пережила пародируемый жанр. “Дон Кихот” был признан лучшим романом за всю историю мировой литературы.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Айвенго. Вальтер Скотт

“Айвенго” – ключевое произведение в цикле романов В.Скотта, которые переносят нас в средневековую Англию. Юному рыцарю Айвенго, тайком вернувшемуся из Крестового похода на родину и волей отца лишенному наследства, предстоит отстоять свою честь и любовь прекрасной леди Ровены… На помощь ему придут король Ричард Львиное Сердце и легендарный разбойник Робин Гуд.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Всадник без головы. Рид Майн

Сюжет романа выстроен столь искусно, что держит в напряжении до самой последней страницы. Не случайно захватывающая история благородного мустангера Мориса Джеральда и его возлюбленной, прекрасной Луизы Пойндекстер, расследующих зловещую тайну всадника без головы, чья фигура при своем появлении наводит ужас на обитателей саванны, чрезвычайно полюбилась читателям Европы и России.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Милый друг. Ги де Мопассан

Роман «Милый друг» стал одним из символов эпохи. Это самый сильный роман Мопассана. Через историю Жоржа Дюруа, прокладывающего себе «путь наверх», раскрываются истинные нравы высшего французского общества, дух продажности, царящий во всех его сферах, способствует тому, что заурядная и безнравственная личность, какой является герой Мопассана, легко добивается успеха и богатства.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мертвые души. Николай Гоголь

Выход первого тома “Мертвых душ” Н.Гоголя в 1842 году вызвал бурную полемику современников, расколов общество на поклонников и противников поэмы. “…Говоря о “Мертвых душах” – можно вдоволь наговориться о России…” – это суждение П.Вяземского объясняло главную причину споров. По-прежнему актуален вопрос автора: “Русь, куда несешься ты, дай ответ?”