Что такое колесо времени. По ту сторону Последней битвы




«Колесо Времени» и «Песнь льда и пламени» - сравнение этих циклов так и напрашивается. Оба относятся, пожалуй, к самым монументальным произведениям современного фэнтези. Оба пишутся уже два десятка лет, и в обоих представлены проработанные до мелочей миры, в чьих летописях сплетены истории десятков разных персонажей. Впрочем, не так важно, насколько эти циклы похожи. Нас волнует другой вопрос: кто победит? Слон и кит на этот раз вышли действительно увесистые, а потому схватка им предстоит очень непростая.

Размах

Вращается Колесо Времени, приходят и уходят Эпохи, оставляя в наследство воспоминания, которые становятся легендой. Легенда тускнеет, превращаясь в миф, и даже миф оказывается давно забыт, когда Эпоха, что породила его, приходит вновь.

Роберт Джордан «Око мира»

Он сказал мне, что луна была яйцом, кхалиси, - проговорила лиссенийка. - Некогда на небе было две луны, но одна подошла слишком близко к солнцу и лопнула от жары. Тысяча тысяч драконов вырвались из её недр наружу пить пламя солнца. Вот почему драконы выдыхают пламя. Однажды и вторая луна поцелуется с солнцем; она лопнет, и драконы вернутся.

Джордж Мартин «Игра престолов»

Поскольку оба мира знамениты прежде всего своим размахом, в первую очередь стоит сравнить именно масштаб событий.

В мире Джордана всё подчинено круговороту Колеса Времени, которое сплетает из нитей судеб изысканный узор. Вот уже много тысяч лет дух, которого боязливо называют просто Тёмным, пытается вырваться из заточения, а человеческий герой по прозванию Дракон старается ему в этом помешать. История Ранда ал’Тора, в которого этот герой перевоплотился, занимает всего три года из Третьей эпохи, - однако персонажи древних летописей активно участвуют в событиях. И сам Тёмный со своими приспешниками, и старое воплощение Дракона никак не оставят возрождённого спасителя в покое. Все интриги и войны так или иначе сводятся к попыткам Ранда сплотить человечество перед эпохальной Последней битвой, - а враг, разумеется, пытается ему в этом помешать.

У Мартина всё наоборот. В Вестеросе тоже рассказывают легенду о тысячелетнем противостоянии ледяной и огненной стихий, а олицетворяют их Иной и Азор Ахай. Вот только большинству персонажей нет никакого дела до древних мифов - их куда больше занимает вопрос, кто будет править Семью королевствами. Если Иные всё-таки заявятся из-за Стены, всем это очень сильно смешает карты, поэтому на фанатиков и пророков предпочитают не обращать внимания. Иные, видимо, относятся к этому с пониманием и стараются поменьше попадаться героям на глаза.

Конечно, глобальными событиями фантазия авторов не ограничивается. Если уж мыслить масштабно - то во всём. Взять хоть войну. У Джордана редкая битва обойдётся без сотни тысяч погибших троллоков, а Мартин упоённо описывает армию Безупречных - восемь тысяч боевых евнухов. С его же лёгкой руки взятый с севера реальной Британии Адрианов вал подрос до двухсот метров в высоту и превратился в Стену из чистого льда. Не отстаёт в архитектурных изысках и Джордан: почти до таких же высот возносится Белая башня, в которой размышляют о судьбах мира женщины из магического ордена Айз Седай.

По географии миры на первый взгляд похожи: и там, и там действие охватывает целый континент, а периодически переносится и на соседний материк. Джордан при этом дробит свои Западные земли на страны, описывая самые разные культуры: воинственную империю патриархальных шончан, религиозную Амадицию, племена кочевников, горстку воинов на границе Блайта... У Мартина же государство одно, но в каждом его уголке свои обычаи: Север с его суровым укладом разительно отличается от пустынного Дорна или Железных островов. На втором же континенте и вовсе процветает экзотика - есть там и восточные города рабовладельцев, и кочевники-дотракийцы, и загадочные колдуны из Асшая.

Впрочем, у Джордана существуют, помимо людей, и другие разумные расы - хотя бы троллоки, великаны-огир и народец из мира снов. А вот Мартин может похвастаться лишь теми же Иными да Детьми Леса, которые скорее похожи на другую человеческую культуру, чем на расу. Ну и самое главное: во вселенной Колеса существуют другие миры. Одни только холмы дивного народца представлены сразу в двух вариантах, а ведь есть ещё и подозрительно материальный мир снов...

Наконец, достаточно просто бросить взгляд на книжную полку, и победитель в тяжёлом весе сразу станет очевиден. Начинали оба автора со скромного желания написать трилогию - и затем двадцать лет подряд пытались закончить неожиданно разросшуюся историю. Мартин пока что написал пять книг из семи, ну а Джордан размахнулся на целых тринадцать - и так подробно описал свой замысел в заметках и черновиках, что даже преждевременная смерть автора не помешала довести сюжет до финала.

Общество

Какой-то нищий. - Хозяин гостиницы хмыкнул. - Полусумасшедший, как я слышал. Даже пусть так, он может получить во Дворце Милость Королевы, даже если дела приняли такой оборот. По праздничным дням Королева раздаёт её из собственных рук, и никому никогда не было отказа даже в столь тяжёлые времена, как сейчас.

Роберт Джордан «Око мира»

Он бастард, а бастарды, как всем известно, переменчивы и ненадёжны по натуре, ибо родились от похоти и обмана.

Джордж Мартин «Буря мечей»

Когда речь заходит о таких подробно описанных мирах, сразу хочется спросить, как в них живётся. Очевидно, что и мир Колеса, и Вестерос построены по образу и подобию Средневековья, как того и требуют каноны фэнтези. Однако даже одну эпоху можно описать очень по-разному.

Скажем, у Джордана положение в обществе зависит исключительно от магических способностей и силы характера. О том, что Ранд и большинство его друзей - простолюдины, редко кто вспоминает: главное, что умений у них в достатке. Айз Седай тоже берут на обучение всех подряд. Один только кузнец Перрин долго терзался, что генеральская дочь Фэйли не полюбит его из-за происхождения: своей профессии он стеснялся куда больше, чем повадок оборотня. Впрочем, даже если какие-то предрассудки у Фэйли и были, в конце концов Перрину это ничуть не помешало.

В Вестеросе же даже в благородном роду быть бастардом - это уже клеймо на всю жизнь, как неоднократно убеждался на своём опыте Джон Сноу. Ради того, чтобы породниться со знатным семейством или получить себе титул, многие персонажи готовы на всё. Происхождение гораздо важнее личных особенностей, - даже карлика Тириона с рождения приучали к тому, что он обязан быть достойным представителем рода Ланнистеров. О простолюдинах же и вовсе никто не вспоминает. Среди сильных игроков в престолы разве что евнух Варис да магнат Иллирио Мопатис не могут похвастаться хорошей родословной, но у них хотя бы есть деньги и связи. Для простых же крестьян главное - не попасть лордам под горячую руку, когда те решат сжечь очередную деревню.

А вот положение женщин в обеих сагах оказывается довольно неожиданным. У Джордана вроде бы описан матриархат: в большинстве культур мужчинам не доверяют и считают их не особенно полезной половиной человечества (дело в том, что давным-давно мужскую половину источника магии осквернили, и любой маг обречён рано или поздно сойти с ума). Тем не менее героини из кожи вон лезут, чтобы добиться расположения мужчин, а властных женщин непременно ждут унизительные испытания. Так было с одной из Амерлин (этим титулом называют предводительниц Айз Седай): её отсекли от Источника и отдали в услужение генералу, который заставлял гордую женщину заниматься самой чёрной работой. Фэйли же, попытавшись помыкать Перрином, вскоре попала в плен к айильцам, и кочевники быстро сбили с неё спесь. В спорах о том, считать Джордана феминистом или женоненавистником, уже сломана не одна сотня клавиатур...

Что же до Мартина, то у него, как и в реальном Средневековье, царит жёсткий патриархат. Но даже в таких условиях женские характеры вышли на удивление разнообразными, что для фэнтези весьма редкий случай. За интриганкой Серсеей или примерной матерью Кейтилин следить ничуть не менее интересно, чем за претендентами на королевский престол. Даже дева-рыцарь Бриенна Тарт смотрится правдоподобно: большинство окружающих её презирает, а сама она вечно терзается от того, что не вписывается в социальные рамки.

Вместо сословных противоречий в мире Колеса есть другой повод для конфликтов: отношения между магическими орденами. Одни только Айз Седай делятся на несколько групп - Синие айи, Красные, Бурые... А ведь кроме них есть и независимые организации! Хоть Джордан и пренебрёг классовой борьбой, на хитросплетениях интриг между магами он отыгрывается вовсю.

Наконец, оба автора на редкость внимательно относятся к деталям быта. Даже самые преданные поклонники Джордана нередко сетуют, что описания одежды и еды могут занимать у него по несколько страниц. Не отстаёт и Мартин: пиршества лордов у него нередко описаны так подробно, что в интернете даже появился целый блог, посвящённый кулинарным рецептам из его книг.

Магия

Видишь ли, дитя, чем больше ты стараешься прикоснуться к Истинному Источнику, чем больше стараешься направить Единую Силу, тем легче становится это делать. Да, поначалу ты тянешься к Источнику и гораздо чаще у тебя не выходит - ты будто воздух хватаешь. Или же, на самом деле коснувшись саидар, ты чувствуешь текущую через тебя Единую Силу, но ничего не можешь с нею сделать. Или же что-то делаешь, но вовсе не то, чего хотела. Вот в этом-то и опасность.

Роберт Джордан «Великая охота»

А вы могли бы вернуть назад человека, которому отрубили голову? - спросила она. - Не шесть раз, всего один. Могли бы?

Я не маг, дитя, - у меня есть только молитва.

Джордж Мартин «Буря мечей»

Проработанность магии давно стала едва ли не основной дисциплиной, в которой состязаются авторы фэнтези. Искушённого читателя уже не удивишь фаерболами - потому одни авторы старательно продумывают магическую систему, а другие пытаются изобрести как можно более оригинальные заклинания.

В мире Колеса и с тем, и с другим полный порядок: принципы магии описаны подробнее некуда. Все воздействия на мир так или иначе завязаны на узор Колеса, и способность влиять на него называется плетением. Заклинатель, черпая силы из источника магии, способен вплетать свои нити в ткань мироздания. Эффект может быть самый разный: какое-то плетение высушит одежду, а какое-то полностью уничтожит врага, стерев его даже из истории. При этом практически каждое направление магии имеет свои чётко описанные и вполне логичные ограничения, будь то истощение при исцелении других людей или необходимость чётко представлять пункт назначения при телепортации.

По сравнению с таким изобилием в мире Мартина царит тлен и запустение. Магия в нём, разумеется, есть, но всё волшебное деликатно прячется подальше от глаз простых смертных. Порой случаются чудеса - и встречаются персонажи, которые с определённой вероятностью умеют эти чудеса вызывать. Скажем, большинство героев регулярно видят пророческие сны о прошлом, настоящем и будущем - вот только даже самым искушённым из них трудно бывает отличить послание от обычного ночного кошмара. Например, озёрный мальчик Жойен Рид, которому приснилось наводнение в Винтерфелле, насторожился, но не смог догадаться, что море означало войско пиратов с Железных островов. У Джордана пророчества гораздо очевиднее: когда видящая будущее Мин пришла в Белую башню, ей было достаточно посмотреть на сестёр Айз Седай, чтобы понять, кто из них погибнет при расколе Ордена.

Помимо снов пророческих, в обоих мирах существуют сны волчьи. В мире Колеса есть целая община Волчьих братьев, которые странствуют по миру снов, умеют управлять окрестными стаями волков, а в человеческом обличье обладают звериным чутьём. Перрину, одному из главных героев, повезло на них наткнуться, и к концу цикла он из простого кузнеца превратился не только в генерала, но и в полноценного варга. У Мартина же ещё в начале истории всем детям Старков достался редкий подарок судьбы - щенки лютоволчицы. Вот только управлять волчьими снами научился лишь девятилетний Бран, а его братья и сёстры отнеслись к волчатам как к обычным питомцам. Справедливости ради стоит сказать, что за Стеной умение проникать в сознание зверей весьма распространено - жаль, мастер-классов для заезжих кузнецов Одичалые не проводят.

Боги у Джордана тоже ведут себя несколько очевиднее. Прежде всего, сам узор Колеса выступает в роли кармических весов, регулярно помогая героям выполнить своё предназначение. Ранду судьба помогает союзниками - в городе Бандар Эбан одного его присутствия хватило, чтобы жители самостоятельно принялись очищать местность от скверны. Знаменитая изменчивая удача плутоватого Мэта Коутона не только помогает ему в азартных играх, но и раз за разом позволяет избежать гибели. Что же до Создателя мира - он вполне реален, но мирскими делами не занимается. Поэтому из воплощённых высших сил остаётся только Тёмный, который в каждой книге развивает кипучую деятельность, пытаясь сорвать очередную печать и вырваться наконец из горы, в которую его заточили. Говорят, мятежный дух посягает даже на сам Узор...

У Мартина же ни разу прямо не говорится, кто именно из многочисленных богов реально существует. Основные ставки делают на Старых богов, живущих в деревьях, и огненного Рглора, чьим именем уже не раз успешно проводились зловещие ритуалы. Впрочем, кто бы ни стоял за чудесами, вмешательство в сюжет высших сил не подлежит сомнению - уж больно целенаправленно героев воспитывают и наставляют с помощью видений и предостережений.

Наконец, на потребительском рынке магия Джордана тоже уверенно вырывается вперёд. После того как Ранд очистил мужскую половину Источника, даже мужчины получили возможность стать магами без риска сойти с ума. Женщин же всегда готовы обучить не только Айз Седай, но и другие организации - Родня или морские ведьмы. Наконец, те, кому такого ассортимента мало, могут рискнуть почерпнуть сил у самого Тёмного - или же попросту воспользоваться одним из многочисленных артефактов, которыми торгуют едва ли не на каждом углу. Ну и самый очевидный плюс магов Колеса - живут они по пятьсотшестьсот лет, хотя Айз Седай из-за своего тяжёлого ритуала клятвы редко протягивают дольше трёхсот. Вестерос может на это ответить разве что однимединственным древовидцем, который едва перемахнул за сотню.

Персонажи

Исан, из септа Джарра клана Чарин, погибла сегодня из-за меня. Чуонде, из Станового Хребта, из Миагома, погибла сегодня из-за меня. Агирин, из Дэрайн...

Что ему оставалось? Только опуститься на корточки и слушать, как Ранд одно за другим повторяет имена - все сто пятьдесят одно - голосом, в котором чувствовалась такая боль, что казалось, сердце у него вот-вот разорвётся.

Роберт Джордан «Корона мечей»

Каждую ночь перед сном она бормотала в подушку свою молитву:

Сир Григор, Дансен, Рафф-Красавчик, сир Илин, сир Меррин, королева Серсея. - Имена Фреев с переправы она бы тоже добавила в перечень, если б знала их. Но когда-нибудь она узнает и убьёт их всех.

Джордж Мартин «Пир стервятников»

Ещё одна общая черта обеих саг - подход к повествованию. История поочерёдно рассказывается с точки зрения нескольких персонажей, отчего сюжет превращается в настоящую летопись. Таких героев-рассказчиков у Мартина 31, а у Джордана целых 129. Впрочем, довольно быстро становится ясно, что главных героев на деле всего по три: у Джордана это Ранд, Перрин и Мэт, а у Мартина - Джон Сноу, Дейенерис и Тирион. Оба писателя постепенно воспитывают своих персонажей: тем приходится принимать на себя всё больше ответственности и учиться управлять. Тяжелее всего приходится Ранду. Джордан подробно показывает, что творится в голове у Избранного, которому едва ли не каждую секунду напоминают, что на его плечах держится весь мир. Враги неоднократно пользуются этим и доводят Дракона до полного отчаяния. Мэту и Перрину тоже приходится нелегко - как бы они ни пытались увильнуть от ответственности за своих сторонников, судьба берёт своё. У Мартина же о судьбе задумывается разве что Дейенерис - она старается чутко прислушиваться ко всем пророчествам, чтобы вернуть в Вестерос не только власть Таргариенов, но и магию драконов.

Впрочем, выпадающие на её долю испытания мало связаны с предназначением: куда важнее для неё сперва научиться править. Самым трудным шагом на её пути стала схватка за власть с работорговцами города Миэрина: захватить город оказалось легко, а вот наладить мирную жизнь - невероятно сложно. Подобное испытание выпало и Джону - хотя его решения на посту Лорда-командующего Ночным Дозором привели к гораздо более печальной развязке. Вряд ли после «Танца с драконами» Сноу поступится своими принципами, но учитывать мнение подчинённых наверняка научится.

Впрочем, разделить героев циклов на главных и второстепенных всё равно можно только условно. Хоть и не всем выпадает основная роль в глобальном сюжете, действиям и характерам не ключевых персонажей авторы уделяют ничуть не меньше внимания. Джордан при этом на множестве примеров показывает, как на людей могут повлиять магия и рок, а заодно в очередной раз размышляет над отношениями мужчин и женщин. И отношения эти в мире Колеса складываются отнюдь не гармоничные: какая-то из сторон обязательно будет другую недооценивать, принуждать к чему-то или вообще подвергать открытым издевательствам. Мартина же явно больше интересуют принципы героев и их умение учиться на собственных ошибках. Разброс характеров здесь самый широкий: от твердолобого и патологически справедливого Станниса, для которого кодекс чести заменил моральные ориентиры, до мстительного Теона Грейджоя, которому за предательство отплатили такими пытками, что всю пятую книгу он пытался заново вспомнить своё имя и стать хотя бы рабом, а не вещью. При этом Теона сложно даже назвать отрицательным персонажем: повествование с точки зрения разных героев показывает читателю, что у каждого своя правда. Вспомнить хотя бы Джейме Ланнистера, которого до сих пор презирают за преступление десятилетней давности. В первой книге мы смотрели на него в основном глазами Эддарда Старка - и видели чудовищного негодяя, но когда слово дали самому Цареубийце, он оказался по-своему благородным человеком, измученным чувством вины.

Надо сказать, к описанию отрицательных героев Джордан подходит куда проще. Как правило, Отрёкшиеся грызутся между собой за силу, которая им достанется при освобождении Тёмного. Разумеется, все они при этом плетут интриги в разных странах, каждый в своём стиле: кто-то поднимает восстания рабов, кто-то предпочитает управлять сознанием правителей... Но вот переживания героев в основном сводятся к тому, что жить в атмосфере постоянного недоверия очень сложно.

Разница в подходах к персонажам особенно хорошо видна на примере схожих сюжетных линий. В мире Колеса потомки короля Артура в незапамятные времена уплыли за океан строить там империю Шончан. Примерно через тысячу лет они решили заявить права на Западные земли и высадились на берег с целой армией диковинных боевых зверей - настолько могучих, что Ранду пришлось раздумывать о заключении мира. В Вестеросе же законная наследница Железного трона даже с целым войском и тремя драконами не торопится домой, понимая, что мало завоевать престол - его надо ещё и удержать...

Сюжет

Ох уж эта твоя Игра Домов! - проворчал толстяк. - И все же в этом что-то есть... - Внезапная улыбка осветила его лицо. - Я даже знаю, кто закрутит всё дело, кому обронить нужное словцо. Мне нужно лишь вскользь упомянуть при Гилде, будто я видел нечто во сне, и не пройдёт и трёх дней, как она растрезвонит об этом всем служанкам половины Нового Города как о свершившемся факте.

Роберт Джордан «Возрождённый дракон»

Врагов всегда следует держать в неведении. Если они не до конца понимают, кто вы и чего хотите, они никогда не угадают, что вы сделаете дальше. Порой лучший способ сбить их с толку - это предпринять нечто бесцельное или даже как будто вредное для вас. Вспомните об этом, Санса, когда сами вступите в игру.

Игру? Какую игру?

Единственную, в которую стоит играть, - в игру престолов.

Джордж Мартин «Буря мечей»

Конечно, за персонажами следить интересно, - но по-настоящему оживляет миры последний, самый важный элемент. Речь, разумеется, о сюжете - в данном случае о клубках интриг, из которых сплетается кружево Колеса и летопись Вестероса.

Как правило, сюжеты у Джордана в целом сводятся к очередным козням приспешников Тёмного, с которыми Ранд успешно справляется к концу тома. Впрочем, козни эти столь разнообразны и затрагивают такое количество персонажей, что троица главных героев может в книге даже и не появиться. Заключаются и распадаются союзы, государства воюют и ведут переговоры - с первого взгляда далеко не всегда понятно, кто же из интриганов на этот раз поддался искушению очередного Отрёкшегося.

Однако на поверку интриги оказываются не столь изощрёнными. Как правило, основная задача любого злодея - стать серым кардиналом при марионеточном короле и всеми силами избегать разоблачения. Именно так поступил Отрёкшийся по имени Равин: околдовал королеву Моргейз и стал её доверенным советником. Когда же она догадалась о чарах, то стала всеми силами им сопротивляться. Так же действуют и Чёрные Айи: они вовсю пользуются тем, что, в отличие от большинства Айз Седай, способны открыто лгать. Но стоит пройти слуху, что какая-то заклинательница из Чёрных, ей придётся туго. Куда тоньше манипулировала своим коллегами Эгвейн: когда её избрали марионеточной Амерлин, она заставила других Айз Седай поверить в свою покорность, а сама начала действовать всё более самостоятельно, пока наконец они не оказались в её власти.

У Мартина в интригах разобраться куда сложнее, потому что о них редко известно заранее. Обычно читателям приходится ещё полкниги гадать, кому и зачем был выгоден какой-нибудь распущенный слух или небольшое перемещение войск. Да и сами интриганы действуют гораздо деликатнее, поскольку магией никто из них не наделён. Задачи у них куда приземленнее: заполучить себе побольше влияния. Самыми умелыми игроками обычно предстают люди совсем незаметные - видным политиком старается казаться, пожалуй, только лорд Тайвин, а Варис и Мизинец довольствуются скромными должностями при дворе. Защищает подобных заговорщиков вовсе не анонимность, а умение обзавестись такими связями, чтобы выступать против интриганов было просто невыгодно. Громкие разоблачения ничего не стоят - это нам наглядно показали на примере Неда Старка, который обнародовал сведения о незаконнорождённых детях короля. Неважно, обнаружилась ли истина, - куда важнее, кто и для чьей выгоды её использует.

К своим персонажам Мартин относится не в пример суровее, чем Джордан, - любовь писателя к неожиданным смертям давно стала притчей во языцех. А вот у Джордана главных героев хранит от невзгод не только авторская воля, но и судьба. Троицу главных героев называют Та’верен - важнейшими точками в узоре Колеса, и поэтому сам мир постоянно отводит от них опасность, а порой даже возвращает их из мёртвых.

Впрочем, по чудесным воскрешениям Мартин в последнее время грозится догнать Джордана: видимо, автор понял, что убитыми главными героями читателей уже не удивить, а потому распускает по страницам книг сплетни об очередных «погибших». Контрабандист Давос и Бриенна уже подтвердили, что слухи об их смерти сильно преувеличены, а в шестой книге явно грядёт ещё одно воскрешение очень важного героя - причём на этот раз воскресать он будет в самом прямом смысле.

Конечно, на самом деле писатели вовсе не оглядываются на реакцию поклонников. Оба они продумали сюжеты заранее и весьма подробно - а потому с нескрываемым удовольствием развешивают по стенам множество ружей. У Джордана эти ружья лучше всего видны в главах про Мэта: к середине цикла плут потерял глаз, а впервые нам об этом туманно намекнули ещё в самой первой книге. У Мартина же можно опять вспомнить про многочисленные пророчества - нередко они описывают события и персонажей, которых стоит ожидать лишь несколько несколько томов спустя.

Конечно, для таких тяжеловесов хочется провести не короткий матч, а полноценный чемпионат. Но это соревнование и так уже длится все двадцать лет: обе саги, такие похожие и такие разные, пленили своим многогранным узором множество поклонников. Одним больше по душе история о круговороте времён и о предназначении, другим - о тонкостях истории и превратности судьбы. Поэтому главное - не поставить точку и присудить победу, а сделать схватку такой зрелищной, чтобы любители Джордана заинтересовались «Песней льда и пламени», а поклонники Мартина отправились читать «Колесо Времени». Впрочем, уж вы-то читаете обе саги, правда?

Это наверное самая объемная из прочитанных мною серий, на её прочтение у меня ушло больше трех недель. За это время я успела, и полюбить и возненавидеть эту серию, моё отношение менялось от книги к книге.
Самым примечательное в серии, по моему мнению, это характеры и взгляды героев. Я не знаю, может это я, так выбираю книги, но как, то обычно мне нравятся герои в них, или покрасней мере я в состояние понять, и если не простить, то приять. С этой серией все не так, о как меня раздражают если не все персонажи, то большинство это точно. Проблема состоит не в том, что они все такие плохие, а слишком хорошо продуманы, все их реакции соответствуют концепции мира. Как современному человеку, живущему в городе мне сложно принять, героя, чьи взгляды не столь широки как мои. А здесь именно такой случай. Герои всю жизнь прожили в деревни, и не испорчены телевизором, зато полны предрассудков. А те кто вроде бы должен отличаться широтой взглядов, а силу воспитания, и положения в обществе грешат эгоизмом, и гордыней, это я в основном об Ай Седай. Я не коем случаи не говорю что это плохо, это правильно, так наверное и вели бы себя реальные люди воспитанные и живущие в мире «Колеса времени», чтоб понять и принять персонажа приходилось задумываться а как бы я повела себя на месте персонажа, и выходило так что я сама не далеко от них ушла, но это все равно раздражает (сама не решена недостатков, а правда всегда глаза колит). И развитие героев, все не стояло не месте, они менялись некоторые, которые мне нравились в начале дико выводили из себя в конце, и наоборот. Уж точно я не осталась равнодушна.
Многие скажут, что серия слегка затянута, но если почитать комментарии самого автора, то он просто старался как можно подробнее описать свой мир. Как человек, не обделенный воображением, я его вполне понимаю, если уж писать что-то оригинальное, то надо делать это как можно полнее и качественнее.
Также хотелось заметить, что серия продумана от начала до конца, она целостна, не одного событие не потеряно и все взаимосвязано, и последовательно.
В общем, серия хороша, одна из лучших и оригинальных, конечно не решена своих недостатков, а где их нет. Все равно буду её любить, и ждать выхода последней книги!!!

Аннотация:


С визита необычных незнакомцев начинается для трех друзей путешествие, корое перевернет всю их жизнь, заставит многому научиться и открыть в себе. Против их желания их закружит водоворот событий, вплетая их судьбы в изысканный узор многогранного и прекрасного мира, созданного Робертом Джорданом, мира, где все зависит от очередного поворота Колеса Времени.


"Око мира":


Жители небольшой деревни Эмондов Луг не без основания считали, что приближающийся праздник будет лучшим за многие годы. Но надежды их не сбылись — в ночь перед ним на деревню напал отряд троллоков, солдат Тьмы, до сих пор считавшихся не более чем мифом. Чтобы обезопасить своих родных и друзей, трое юношей — Ранд, Мэт и Перрин — вынуждены отправиться в далекий путь в поисках убежища, ведь именно они и были целью нападения. Но есть ли в этом мире спокойное убежище для тех, на кого пал взгляд самого Темного?

"Великая Охота":


Едва найденный, Рог Валир снова утрачен. Напавшие на Фал Дара приспешники Тьмы уносят его с собой на юг. В погоню за ними отправляется отряд шайнарских всадников, к которому присоединяются Ранд, Мэт и Перрин. Найнив и Эгвейн же предстоит дорога в Белую Башню и обучение у Айз Седай, но еще не известно, чей путь более опасен.
А тем временем все свидетельствует о том, что главные потрясения для мира еще впереди. Впервые за двадцать лет айильцев видят вне пределов их пустыни, а на западе континента высаживаются таинственные иноземцы, по слухам — потомки воинов Артура Ястребиное Крыло.

"Возрождённый дракон":


Тёмные силы поднимают голову. И снова скачут по дорогам Чёрные Всадники, и выходят из теней Бездушные — и ужас простирает свои крылья над Тар Валоном, оплотом разума и магии… Ранд может спасти мир, но для этого он должен объявить себя Возрождённым Драконом и тем самым вызвать на себя всю ненависть к этому имени, которая накопилась в душах людей.

"Восходящая тень":


Из Тирской Твердыни Ранд ал"Тор, Возрожденный Дракон, отправляется в Айильскую Пустыню. В Руидине — священном городе, которого нет на картах и тайну которого айильцы берегут пуще глаза, ему суждено пройти новое испытание и узнать многое о прошлом мира… Однако Тень все растет, и зло наносит удар по родной земле Ранда и его друзей — Двуречью. Там бесчинствуют троллоки, рыщут Белоплащники. На их пути встает Перрин, сделавший свой выбор.

"Огни небес":


Айильские вожди признали Ранда ал"Тора Тем-Кто-Пришел-с-Рассветом, появление которого предсказано в Пророчествах. Но в рядах Айил нет единства, и отвергшие Возрожденного Дракона идут через Драконову Стену на завоевание мира. Ранд пытается помешать вторжению, не зная, что Отрекшиеся готовят ему новую западню...
Часть Айил — отвергшие Возрожденного Дракона — всесокрушающим валом обрушились на мир. Ранд ал"Тор настигает их у столицы Кайриэна... Его друзья, Найнив и Илэйн, вступают в Мире Снов в схватку с Отрекшейся Могидин...
В Белой Башне раскол. Мятежные Айз Седай собирают Совет в изгнании... У стен Кайриэна происходит кровопролитная битва, но Ранд ал"Тор не знает, что самая горькая для него потеря еще впереди. А в Кэймлине его поджидает в засаде Равин — один из Отрекшихся...

"Властелин хаоса":


Белая Башня в Тар Валоне, где правит Амерлин Элайда, решает, что Ранд ал"Тор, Возрожденный Дракон, должен им подчиниться, а иначе — укрощен. Айз Седай, несогласные с Элайдой, избирают в изгнании новую Амерлин. Ею становится Эгвейн ал"Вир. Но ее хотят превратить в послушную чужой воле марионетку...
Засуха и летняя жара зимой — несомненное свидетельство, что Темный прикоснулся к миру. Найнив ал"Мира и Илэйн Траканд начинают почти безнадежные поиски легендарного сокровища, с помощью которого возможно восстановить погоду. И поиски ведут их в самую гущуБелоплащников, готовых утопить в огне и крови полмира, лишь бы уничтожить всех Айз Седай...

"Корона мечей":


Вращается, крутится Колесо Времени... Со страхом ждет мир Последней Битвы — Битвы, в коей надлежит и предстоит Дракону Возрожденному схватиться с Темным — во всем его могуществе. Разобщены, охвачены смутой страны мира. Одна лишь надежда остается Ранду ал"Тору — любой ценой объединить людей, готовых вступить в кровавый междоусобный бой.
И плывут, плывут из-за океанского горизонта корабли потомков тех, что сражались некогда еще за легендарнейшего из королей — Артура Ястребиное Крыло...

"Путь кинжалов":


Вращается Колесо Времени, и ветры судьбы проносятся над землей. Возрожденный Дракон пытается спасти мир от надвигающейся Последней Битвы. Грядут новые испытания и новые свершения, и от них зависят судьбы мира. И каждому суждено идти Путем кинжалов...

"Сердце зимы":


Ранд, скрываясь от прислужников Темного, готовится нанести удар по Тени. Однако о его планах догадываются Отрекшиеся, и они намерены помешать ему. Удастся ли Ранду осуществить свой грандиозный замысел?.. И друзьям Ранда тоже предстоят тяжелые испытания: Перрин желает лишь одного — вырвать свою жену из айильского плена, Илэйн стремится уберечь от пожара войны родную страну. Мэт оказался в городе, захваченном явившейся из-за океана шончанской армией, и там судьба сводит его с Дочерью Девяти Лун, которая, как предначертано, должна стать его женой... И никому не ведомо, что ждет впереди каждого из героев...

"Перекрёстки Сумерек":


Мэт, бежавший из города Эбу Дар вместе с Дочерью Девяти Лун, понимает, что не в силах ни удержать её, ни отпустить… Перрии, продолжающий поиски жены, вынужден поступиться своей честью — и, заключив союз с врагом, предать Ранда… А Ранд ал"Тор, Дракон Возрождённый, идёт всё дальше по избранному им Пути — и ежесекундно ждёт удара в спину от любого из тех, кто зовет себя его союзниками!

"Нож сновидений":


Возвращается Колесо Времени. Опаляют землю жгучие ветры судьбы. Истончается, рвется сама ткань бытия. Даже Белая Башня уже перестала быть оплотом безопасности.
Илейн вступает в жестокую схватку за Львиный Трон. А Ранд ал"Тор, возрожденный Дракон, понимает: Последней Битвы уже не избежать. Ему остается только готовиться к судьбоносной схватке с Темным и его Приспешниками.
Но сначала ему предстоит еще одно нелегкое дело: необходимо заключить мир со Шочан, чтобы не распылять свои силы перед решающим боем…
Над миром собирается буря.

"Грядущая буря" [книга на русском языке ещё не вышла. ]:


Предлагаем Вашему вниманию перевод 12-й книги из цикла Колесо Времени. Это первая книга, выпущенная после смерти Роберта Джордана. Написанная Брэндоном Сандерсоном по материалам Роберта Джордана и под контролем его вдовы Харриэт, The Gathering Storm станет первой из трех книг, которые завершат собой эпическую историю Дракона Возрожденного.

"Башни полуночи" [книга на русском языке ещё не вышла. ]:


Вскоре даже в стеддинге стало очевидно, что Узор рассыпается. Небо потемнело. На внешней границе стеддинга стали появляться наши мертвые предки, заглядывавшие внутрь. Но что было еще тревожнее, деревья стали болеть и никакой песней уже не удавалось их вылечить.
В это время печали я пришел на Великий Пень. Поначалу меня не приняли, но моя мать, Коврил, потребовала дать мне шанс. Мне не известно, что именно изменило ее отношение, поскольку именно она была самой решительной из моих оппонентов. Руки мои дрожали. Я был самым последним оратором, а большинство уже приняло решение открыть Книгу Перехода. Обо мне они подумали в последнюю очередь.
Я твердо знал, если я не найду нужные слова, люди останутся с Тенью один на один. В этот момент все мое волнение исчезло. Я почувствовал спокойствие и невозмутимую целеустремленность. Я открыл рот и начал говорить.
- из книги «Возрожденный Дракон», автор Лойал сын Арента, сына Халана из стеддинга Шангтай.

Трелер "Башни полуночи"


"A Memory of Light", не окончено // Со

К сожалению, 16 сентября 2007 года Роберт Джордан скончался, не успев закончить работу над последней книгой серии. Цикл будет завершен молодым американским писателем Брендоном Сандерсоном по планам и наброскам, оставленным создателем «Колеса Времени». На данный момент уже вышла первая книга из трех оставшихся «The Gathering Storm» (под названием «Грянет буря» активно переводится активистами сайта «Цитадель детей Света»).

Кратко о статье: Что ждёт нас в Последней Битве эпической саги «Колесо времени»? Статья обозначает основные силы, которые противостоят Возрождённому Дракону и могут пронять участие в этом бою.

По ту сторону Последней битвы

Тёмные силы «Колеса времени»

В эти дни многое исчезает, разрушается, распадается. Старые барьеры слабеют, поддаются, старые стены рушатся. Барьеры между тем, что есть, и тем, что было, между тем, что есть, и тем, что будет. Стены тюрьмы Тёмного. Это может стать концом Эпохи. Прежде чем умрем, мы можем увидеть рождение новой Эпохи. Или, вероятно, конец Эпох, конец самого времени. Конец мира.

Ал’Лан Мандрагоран

Без малого двадцать лет вращается Колесо времени. За это время герои эпического цикла Роберта Джордана успели перебраться из книг на страницы комиксов, экраны мониторов и столы любителей настольных игр, а сам мастер покинул нас после продолжительной болезни. Однако Колесу времени предстоит совершить еще один, последний поворот - нас ожидает заключительная часть цикла, разбитая на три тома, и долгожданная Последняя битва. В её ожидании мы вспомним о тех, с кем придётся сразиться Возрождённому Дракону и его друзьям.

В чём главное достоинство «Колеса времени»? Уж точно не в чрезмерно затянутом сюжете или вяло развивающихся характерах персонажей. Главный козырь Джордана - удивительный мир: демиургом писатель был непревзойдённым. «Постойте, ведь вселенная цикла полна штампов и заимствований!» - может сказать критик, и отчасти окажется прав. Действительно, Джордан не стеснялся использовать в своих книгах типичные для фэнтези клише, что особенно заметно на примере отрицательных персонажей и сил. Но они же наглядно доказывают, что даже самые тривиальные идеи мастер мог интерпретировать совершенно уникальным образом.

Потерянный рай

Некогда мир «Колеса времени» походил на землю обетованную. В Эпоху легенд Единая сила помогла человечеству достигнуть невероятного расцвета: в небеса вздымались шпили величественных замков, семимильными шагами развивались науки и искусства, отступили болезни, и люди почти не знали слов «война» и «преступность». Однако, хотя корысть и была неведома жившим тогда людям, они были одержимы жаждой познания - она-то и стала причиной всех их бед.

Исследователи из числа Айз Седай обнаружили аномалию в Узоре мироздания, которую посчитали новым источником силы и попытались пробиться к нему. Однако забывших об осторожности чародеев ожидал неприятный сюрприз в лице Тёмного, воплощённого хаоса и разрушения, который был заточён за границами мира в момент его творения. Исследователи лишь слегка повредили узилище Шайи’тана, так что тот не смог вырваться, но получил вожделенную возможность влиять на мир смертных и не преминул тут же ею воспользоваться.

Он исподволь вселял в сердца людей незнакомые им прежде чувства - зависть, злобу, алчность. Цивилизация начала постепенно погружаться в пучину хаоса, но то было лишь начало. Стремясь обрести свободу, Тёмный начал открываться людям, и мало кто смог устоять перед его щедрыми посулами.

Вскоре вспыхнула Война Тени - пожалуй, самый кровавый конфликт в истории «Колеса времени», ведь все достижения цивилизации, в том числе и магическое искусство Айз Седай, превратились в оружие. Целью последователей Тёмного было освобождение своего господина, а тот, в свою очередь, стремился преобразовать мир по своему усмотрению.

Льюсу Терину, прозванному Драконом, и его соратникам удалось положить конец Войне Тени, запечатав у горы Шайол Гул отверстие в узилище Тёмного. Однако тот сумел нанести ответный удар, запятнав безумием мужскую половину Единой силы, да и печати, хоть и продержались тысячелетия, оказались лишь временным решением проблемы. К тому моменту как Дракон возродился в Ранде ал’Торе, оставались считанные годы до второй попытки Тёмного обрести свободу.

Как и практически любой фэнтезийный тёмный властелин, Шайи’тан поначалу вызывает стойкие ассоциации с Сауроном, да и «Око мира» производит впечатление откровенного клона «Властелина Колец». И у нас практически нет сомнений в том, что именно владыка Мордора послужил прототипом Тёмного. Однако цели и методы последнего заставляют вспомнить в первую очередь о христианском Дьяволе.

Силы Шайи’тана сопоставимы с могуществом самого Создателя, однако его способность влиять на мир крайне ограничена и потому он вынужден действовать опосредованно, играя на слабостях людей, соблазняя и искушая их. Неудивительно, что и в образе главного героя цикла Ранда ал’Тора, который может стать спасителем мира, хватает библейских аллюзий. Так, согласно пророчествам, Ранду придётся пожертвовать собой в Последней битве, чтобы одолеть силы Тени. Впрочем, смирением и принципом «подставь вторую» щёку в действиях Возрождённого дракона и не пахнет.

Очевидно, победить Тёмного с помощью древних артефактов или отыскать у него ахиллесову пяту вряд ли получится, поэтому на лёгкую и бескровную победу над воплощением зла Ранду сотоварищи рассчитывать не приходится.

Примечательно, что Тёмный собственной персоной до сих пор ни разу не появлялся на страницах романов «Колеса времени». Вероятно, впервые мы увидим его во плоти лишь во время Последней битвы, во время которой он сразится с Возрождённым Драконом.

Чёртова дюжина

Как у любого уважающего себя воплощения зла, у Властелина Хаоса не было недостатка в могущественных последователях, среди которых были и бывшие Айз Седай, соблазнившиеся обещанными Тёмным бессмертием и властью. Среди них выделялись тринадцать - восемь мужчин и пять женщин, ставшие проводниками воли Тёмного в мире. Сами они называли себя Избранными, история запомнит их под иными прозваниями - Отрёкшихся или Повелителей ужаса. Ими родители ещё долго будут пугать непослушных детей.

Местные назгулы? Отбросьте эти ассоциации. Во «Властелине Колец» граница между добром и злом чётко очерчена, по этому же пути идёт и большинство апологетов Толкина. Но только не Джордан. Писатель решил отбросить чёрно-белые клише и не только наделил всех Отрёкшихся индивидуальностью и свободой воли, но и не стал превращать их в абсолютно отрицательных персонажей.

Когда-то все они были выдающимися, если не сказать великими людьми: Ишамаэль слыл мудрым философом, Саммаэль прославился на ниве спорта, Демандред в магическом искусстве и полководческих талантах лишь немногим уступал самому Дракону, а с Семираг никто не мог сравниться в целительстве. Их любили и уважали, а некоторые из будущих Повелителей ужаса числились среди ближайших друзей и соратников самого Дракона. Тем сильнее оказалось их падение.

Все они по тем или иным причинам польстились на посулы Шайи’тана. Кого-то привлекли обещания власти и бессмертия, другие ухватились за возможность отомстить своим врагам или узнать секреты Узора, а кто-то просто уверовал, что мир должен измениться, как того желает Тёмный. Как бы то ни было, все тринадцать Отрёкшихся оказались запечатаны в недрах Шайол Гула вместе со своим повелителем. Но, в отличие от него, они сумели выбраться на свободу своими силами, когда печати стали слабеть и Дракону пришла пора возродиться.

Казалось бы, логично, что именно Отрёкшиеся стали главными противниками Ранда; в какой-то степени так и произошло. Ишамаэль, выдавая себя за самого Тёмного, лез из кожи вон, стремясь прикончить Возрождённого Дракона, пока сам не пал от его руки. Равин тем временем спокойно прибрал к рукам власть в Андоре, Ланфир пыталась соблазнить Ранда и привлечь его на сторону Тени, а Асмодиан попал в руки к Возрождённому Дракону и стал его наставником, пока не погиб от рук неизвестного убийцы.

Каждый из Отрёкшихся действует прежде всего в своих интересах. Они постоянно интригуют друг против друга, стремясь выслужиться перед Шайи’таном. В то же время Повелители ужаса остаются живыми людьми, которых вполне можно убить. И Джордан в своих романах не жалел приспешников Тени: достаточно сказать, что меньше половины из них дожили до финала одиннадцатого романа.

В отличие от своего господина, Отрёкшиеся стали частыми гостями на страницах «Колеса времени». В романах писатель рассказывает о них скупо, зато их биография подробнейшим образом расписана на страницах энциклопедии The World of Robert Jordan"s the Wheel of Time, увидевшей свет в 1997 году, после выхода в свет седьмого романа. Полный путеводитель по миру «Колеса времени», написанный вдовой писателя, должен выйти вскоре после публикации финального романа - в 2011 году.

Слуги Тени

Из людей получаются далеко не идеальные солдаты. К такому выводу пришёл и один из Отрёкшихся по имени Агинор. Бывший учёный начал проводить эксперименты по выведению новой расы безупречных воинов. Он пытался придать человеку разумному черты самых опасных животных - волков, медведей, кабанов, орлов - и в итоге добился успеха. Плодом трудов, жестокости которых позавидовал бы и доктор Моро, стала раса троллоков - гуманоидов с чертами хищников и повадками диких зверей. Всеядные, от рождения наделённые когтями и клыками, троллоки стали костяком армий Тени.

После того как Тёмный со своими ближайшими сторонниками был запечатан, троллокам поневоле пришлось искать собственное место в мире. Они заселили неприветливые северные пустоши, окружающие Шайол Гул, и на протяжении веков вели с переменным успехом войну против королевств, граничащих с Запустеньем.

Если в троллоках без труда угадываются клоны толкиновских орков, то другие детища Агинора (а вернее, Джордана) гораздо более оригинальны. Порой у пары троллоков рождается настоящий выродок, как две капли воды похожий на обыкновенного человека за тем лишь исключением, что это создание не имеет глаз. Безглазые (мурдраалы ) похожи один на другого, как близнецы, и в прямом смысле могут считаться порождениями Тени. Там, где есть тень, мурдраал всегда сумеет скрыться. Она же позволяет им моментально перемещаться на многие километры. Взгляд Безглазого способен парализовать самых отважных людей и даже туповатых троллоков. Благодаря этой способности мурдраалы стали идеальными командирами для отрядов своих звероподобных «родителей».

Опасен безглазый и в одиночку. Этих хитроумных и невероятно живучих созданий легко узнать по худощавому телосложению и чёрным балахонам с капюшонами, скрывающими черты отвратительных лиц. Они предпочитают орудовать клинками Тени, выкованными в кузницах Шайол Гула: достаточно нанести таким мечом одну рану, чтобы жертва начала гнить заживо и вскоре умерла в страшных муках.

Один из безглазых гораздо крупнее прочих мурдраалов и, в отличие от них, обладает пусть и мрачным, но чувством юмора. Айз Седай в его присутствии лишаются возможности касаться Единой силы. Его зовут Шайдар Харан и он ведёт себя с Отрёкшимися, как повелитель. Всё вышеперечисленное позволяет нам подозревать в этом странном безглазом физическое воплощение Тёмного. Не с ним ли предстоит померяться силами Ранду в финальном романе цикла?

Самый изощрённый продукт экспериментов Агинора - голамы , недаром их было создано всего шестеро. У этих созданий нет костей и крови, поэтому они могут по собственному желанию менять форму тела, просачиваясь буквально в любые отверстия. Они абсолютно невосприимчивы к Единой силе и практически неуязвимы для обычного оружия, что превращает их в идеальных убийц Айз Седай.

Ещё одно творение Агинора внешне походит на помесь человека с летучей мышью. По сути дракгары - нечто среднее между сиреной и вампиром. Они обожают подманить человека пением и, неожиданно набросившись на него, высосать душу поцелуем.

Служат Тёмному и те, кто уже лишён души, - серые люди . Они с лёгкостью теряются в любой толпе, на невзрачных обывателей жертва даже не обратит внимание. Пока бездушный не всадит в её тело предательский клинок...

Скажи, кто твой друг?

Тёмный никогда не был так глуп, чтобы полагаться лишь на грубую силу армий и монстров. В качестве соглядатаев ему зачастую служат самые обычные животные, чаще всего - вороны или крысы. Во все времена у Шай’тана было немало последователей и среди простого люда. Приверженцев Отца Лжи принято называть Друзьями Тёмного . Они не владеют магией и подчас не знают, с какого конца браться за меч. Но они могут прожить рядом с вами много лет, не выдавая своей сути, и опасны тем, что в самый неподходящий момент нанесут удар в спину.

Даже среди гордящихся своими знаниями и мудростью Айз Седай затесались последовательницы Шай’тана, образовавшие восьмую тайную Айю. На протяжении многих поколений о предавшихся Тени сёстрах внутри Белой башни ходили лишь неверные слухи. Почти все Айз Седай отвергали подобные разговоры как абсурдную теорию заговора и, естественно, проглядели врага под самым носом. Даже когда отвергнувшие клятвы сёстры начали проявлять себя, многие Айз Седай продолжают отрицать очевидное.

Не стоит думать, будто всё зло в мире «Колеса времени» имеет один источник. Один из самых непримиримых противников Ранда, Падан Фейн когда-то был лишь заурядным Другом Тёмного, которого послали на поиски Возрождённого Дракона. Именно он навёл троллоков на деревню, где, не подозревая о своём великом предназначении, жили Ранд, Перрин и Мэт. Когда попытка убить Возрождённого Дракона провалилась, Падан отправился вслед за друзьями. В руинах заброшенного города Шадар Логота в него вселился древний дух по имени Мордет, который некогда стал причиной крушения города. Две слившиеся воедино злобные души породили новое создание, не менее опасное, чем любой из Отрёкшихся, пусть даже и выглядит Фейн как невзрачный хилый человечек. Однажды он едва не прикончил Возрождённого Дракона и настолько непредсказуем, что даже силы Тени считают его своим врагом и без колебаний убьют при первой возможности.

***

С каждым новым томом Роберт Джордан отходил от канонов классического фэнтези: всё меньшую роль в истории играли бесчисленные орды тёмных сил, всё реже встречались персонажи, которых можно было бы записать в безнадёжные злодеи. История, начинавшаяся как подражание «Властелину Колец», постепенно выросла в эпическую сагу о политике, сложных интригах и людских страстях. И зло, с которым приходится бороться героям «Колеса времени», теперь редко заключается в армиях троллоков. Куда чаще оно скрывается в сердцах людей, что приближает цикл Джордана к популярному в последние годы реалистичному фэнтези.

Брэндон Сандерсон, молодой писатель, которому предстоит завершить «Колесо времени», принадлежит к поколению авторов, которые не боятся ставить перед своими героями вечные вопросы. И потому мы можем надеяться, что, как бы ни завершилась Последняя битва, финал никого не оставит равнодушным.