Фамилии русских и советских писателей. Наши любимые детские писатели




В сборник грузинского советского писателя Григола Чиковани вошли рассказы, воссоздающие картины далекого прошлого одного из уголков Грузии - Одиши (Мегрелии) в тот период, когда Грузия стонала под пятой турецких захватчиков. Патриотизм, свободолюбие, мужество - вот основные черты, характеризующие героев рассказов.

Ташкент - город хлебный Александр Неверов

Повесть известного советского писателя рассказывает о страшном поволжском голоде 1921 - 1922 гг., о том, как герой повести подросток Миша Додонов едет добывать хлеб для своей матери и младших братьев. "Изумительная книга. Я прочитал ее за один вечер" Франц Кафка, 1923.

1-я русская бригада СС «Дружина» Дмитрий Жуков

Эта книга о самом скандальном эксперименте немецких спецслужб в годы германо-советской войны. В разные годы это подразделение было известно как 1-я Русская национальная бригада СС, бригада «Дружина» и, наконец, как 1-я Антифашистская бригада. Авторы подробно рассказывают читателю о феномене двойного предательства военнослужащих этого формирования и анализируют причины произошедшего.

Когда уходит человек Елена Катишонок

На заре 30-х годов молодой коммерсант покупает новый дом и занимает одну из квартир. В другие вселяются офицер, красавица-артистка, два врача, антиквар, русский князь-эмигрант, учитель гимназии, нотариус… У каждого свои радости и печали, свои тайны, свой голос. В это многоголосье органично вплетается голос самого дома, а судьбы людей неожиданно и странно переплетаются, когда в маленькую республику входят советские танки, а через год - фашистские. За страшный короткий год одни жильцы пополнили ряды зэков, другие должны переселиться в гетто; третьим…

Том 3. Повести. Рассказы. Корни японского солнца Борис Пильняк

Подземная Москва Undefined Undefined

Глеб Васильевич Алексеев (1892 - 1938) - человек сложной, трагической судьбы; один из интереснейших русских советских писателей, автор талантливых романов, повестей, рассказов, которые после его гибели не переиздавались. Захватывающий и напряженный сюжет романа «Подземная Москва» связан с поисками библиотеки Ивана Грозного - величайшей культурной ценности мирового значения, до сих пор не разрешенной тайны русской истории, по преданиям, спрятанной в тайниках подземной Москвы.

Конец прекрасной эпохи Иосиф Бродский

Сборник «Конец прекрасной эпохи» опубликован в 1977 году американским издательством «Ардис» и состоит из стихотворений написанных Бродским до отъезда из Советского Союза. Сборник составлен самим автором в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, создателями «Ардиса». В этом издательстве в течение долгих лет публиковались многие важные произведения русской литературы, чье издание в Советском Союзе в те годы не представлялось возможным, в том числе именно «Ардисом» были изданы все авторские сборники стихотворений Бродского.…

Часть речи Иосиф Бродский

Сборник «Части речи» опубликован в 1977 году американским издательством «Ардис» и состоит из стихотворений написанных Бродским с 1972 по 1976 год. Сборник составлен самим автором в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, создателями «Ардиса». В этом издательстве в течение долгих лет публиковались многие важные произведения русской литературы, чье издание в Советском Союзе в те годы не представлялось возможным, в том числе именно «Ардисом» были изданы все авторские сборники стихотворений Бродского. Бродский очень гордился…

Избранные произведения Александр Сумароков

В настоящем издании публикуются «Избранные произведения» А. П. Сумарокова по тексту изданий: А. П. Сумароков, Избранные произведения (Библиотека поэта. Большая серия), «Советский писатель», Л. 1957, и А. П. Сумароков, Полное собрание всех сочинений, ч. 7 и 8, М. 1781. В сборник вошли оды, эпистоли, элегии, сонеты, сатиры, притчи, сказки, эпиграммы, эпитафии, песни, пародии и разные стихотворения. Примечания: А. П. Сумароков, П. Орлов.

Бентли для королевы Доктор Нонна

Автомобиль "Бентли"в наши дни - свидетельство респектабельности и богатства. Сложно представить, олицетворением чего была машина этой марки в советские 70-80-е годы! Именно тогда для русской девушки из неблагополучной семьи это средство передвижения стало символом свободы. На протяжении всей жизни, в кризисные ее минуты, Наташа всегда вспоминала о машине и мечтала во что бы то ни стало вернуть себе "Бентли".

Том 3. Корни японского солнца Борис Пильняк

Борис Андреевич Пильняк (1894–1938) - известный русский писатель 20–30 годов XX века, родоначальник одного из авангардных направлений в литературе. В годы репрессий был расстрелян. Предлагаемое Собрание сочинений писателя является первым, после десятилетий запрета, многотомным изданием его наследия, в которое вошли, в основном, все восстановленные от купюр и искажений произведения автора. В третий том Собрания сочинений входит повести «Заволочье», «Большое сердце», «Китайская повесть», «Китайская судьба человека», «Корни японского солнца» и…

Веселий ярмарок Микола Білкун

В сборник вошли произведения украинских советских писателей, работающих в жанре юмора и сатиры. Здесь читатель найдет прозаические и стихотворные юморески, басни, фельетоны, памфлеты, пародии, сатирические миниатюры, опубликованные в последнее время в периодике. До збірника увійшли твори українських радянських письменників, які працюють у жанрі гумору і сатири. Тут читач знайде прозові та віршовані гуморески, байки, фейлетони, памфлети, пародії, сатиричні мініатюри, що були опубліковані останнім часом у періодиці.

31 марта 1882 года родился Корней Иванович Чуковский - русский поэт, литературный критик, детский писатель и журналист. Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком.
В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

Шарль Перро


Французский поэт и критик эпохи классицизма, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни». Шарль Перро был четвёртым по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1917-1987 годы: общий тираж его изданий составил 60,798 млн экземпляров.

Берестов Валентин Дмитриевич



Русский поэт и лирик, писавший для взрослых и детей. Он автор таких детских произведений, как «Змей-хвастунишка», «Мать-и -мачеха», «Аист и соловей» и др.

Маршак Самуил Яковлевич


Русский советский поэт, драматург, переводчик и литературный критик. Автор произведений «Теремок», «Кошкин дом», «Доктор Фауст» и др. Практически во всё время своей литературной деятельности Маршак писал и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику. Кроме того, Маршак - автор ставших классическими переводов сонетов Уильяма Шекспира. Книги Маршака переведены на многие языки мира, а за переводы Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Михалков Сергей Владимирович



Помимо карьеры баснописца и военного корреспондента, Сергей Владимирович также является автором текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации. Среди его знаменитых детских произведений можно отметить «Дядя Степа», «Соловей и Ворона», «А что у вас», «Заяц и черепаха» и др.

Ханс Кристиан Андерсен



Автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

Агния Барто



Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения - «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». Во время Великой Отечественной войны семья Барто была эвакуирована в Свердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка. В 1944 году семья вернулась в Москву.

Носов Николай Николаевич


Лауреат Сталинской премии третьей степени 1952 года Николай Носов наиболее известен как детский писатель. Перед вами автор произведений о Незнайке.

Мошковская Эмма Эфраимовна


В начале своего творческого пути Эмма получила одобрение от самого Самуила Маршака. В 1962 году она выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Также стоит отметить, что на стихи Мошковской писали песни многие советские композиторы.

Лунин Виктор Владимирович



Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже. Первые публикации стихов в периодике появились в начале 70-х годов (сам писатель 1945 года рождения). У Виктора Владимировича вышло больше тридцати книг стихов и прозы. Его стихотворная «Аз-бу-ка» для детей стала эталонной по передаче буквенной звукописи, а его книга «Детский альбом» на 3-м Всероссийском конкурсе детской книги «Отчий дом» в 1996 году была отмечена дипломом. За «Детский альбом» Виктору Лунину в том же году было присуждено звание лауреата литературной премии журнала «Мурзилка». В 1997 году его сказочная повесть «Приключения сдобной Лизы» была премирована, как лучшая сказка о кошках, библиотекой иностранной литературы.

Осеева Валентина Александровна


В 1937 году Валентина Александровна отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка», а в 1940 году вышла ее первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка» и «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни.

Братья Гримм


Братья Гримм опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Среди их сказок: «Белоснежка», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты», «Гензель и Гретель», «Красная шапочка» и многие другие.

Фёдор Иванович Тютчев


Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. Славу Тютчева подтвердили многие - Тургенев, Фет, Дружинин, Аксаков, Григорьев и др. Лев Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Алексей Николаевич Плещеев


В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Спустя три года был арестован и отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта (особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Эдуард Николаевич Успенский



Этого человека представлять не надо. Это сделают персонажи его произведений, среди которых Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин и другие.

Главный творческий метод советских писателей

Согласно уставу, принятому на I съезде, основным методом советской литературы был соцреализм, надолго ставший определяющим для всей многонациональной советской литературы, - метод, который «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»

Кто обеспечивал советских писателей

Одним из самых значимых подразделений Союза писателей был Литературный фонд, за счет средств которого отказывалась материальная помощь писателям (в том числе будущим), содержался Литературный институт.
Предполагалось, что средства всего писательского союза будут складываться из членских взносов, доходов от его имущества и средств Литфонда. Литфонд же формировался из отчислений издательств (10 % гонорара писателей) и отчислений от сбора спектаклей, из доходов от имущества, принадлежавшего Литфонду, и субсидий государства. На деле около половины бюджета формировалось за счет государства. Взносы же писатели вообще платили неохотно (не говоря о том, что у многих были долгие периоды безденежья):

«Как-то Александр Фадеев разослал большой группе писателей письмо примерно такого содержания: „Уважаемый такой-то! Тогда-то в Центральном Доме литераторов состоится собрание по очень важному делу. Ваше присутствие весьма желательно и необходимо. А. Фадеев“.

Получившие приглашение были горды, не получившие решили явиться просто так - мучило любопытство. В назначенный день и час зал ЦДЛ был переполнен. Вошел Фадеев и громко произнес:
- Товарищи, я пригласил вас сюда как самых злостных неплательщиков Литфонда. До каких пор будет продолжаться это безобразие?»

(Зиновий Паперный. «Не заказывайте здесь молоко и какао»)

Высшим руководящим органом Союза советских писателей был Всесоюзный съезд. Внутри - секции прозы, поэзии, критики, драматургии, секция детской литературы, по литературам народов СССР, иностранная, секция по работе с молодыми писателями и даже оборонная секция. Во главе каждой секции - секретариат или бюро. Исполнительный орган съезда - правление, из состава которого выбирался председатель, президиум и секретариат Союза.

Жесткая вертикальная структура делала Союз отчасти схожим с Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД).
Сходство усилилось в 1937 году, когда правления были заменены на институт уполномоченных с целью укрепления вертикали власти

Перед I съездом весь предполагаемый состав руководства Союза писателей был одобрен в Центральном комитете (ЦК) ВКП(б) и утвержден на заседании Политбюро ЦК. Председателем был выбран Горький.

Первое заседание Литфонда состоялось сразу же поcле Съезда советских писателей. Было избрано правление Литфонда, а из членов правления, по образцу НКВД, тройка, которая занималась решением срочных вопросов - выдачей небольших ссуд и путевками в дома отдыха.

Ради чего работали советские писатели

Надежда Мандельштам по возвращении из воронежской ссылки в 1937 году замечает, как изменился писательский быт: «Когда мы покидали Москву, писатели еще не были привилегированным сословием, а сейчас они пускали корни и обдумывали, как бы им сохранить свои привилегии».

«Вечером мы сидели в новом писательском доме с парадным из мрамора-лабрадора, поразившем воображение писателей, еще помнивших бедствия революции и Гражданской войны. В новой квартире у Катаева все было новое - новая жена, новый ребенок, новые деньги и новая мебель. „Я люблю модерн“, - зажмурившись, говорил Катаев. А этажом ниже Федин любил красное дерево целыми гарнитурами. Писатели обезумели от денег, потому что они были не только новые, но и внове. <…> Этажи в доме указывали на писательский ранг. Вишневский, например, настоял, чтобы ему отдали квартиру находившегося в отъезде Эренбурга: он считал, что при его положении в Союзе писателей неудобно забираться под самую крышу. Мотивировка официальная: Вишневский страдает боязнью высоты».
Надежда Мандельштам. Воспоминания

В 1937 году было принято положение о материальной помощи писателям. В случае нетрудоспособности каждый член Союза мог рассчитывать на месячное пособие размером до 1000 рублей в месяц. Однако в год пособие не могло превышать суммы в 6000 рублей (среднемесячная зарплата в Москве составляла 271 рубль).

В 1939 году только в Москве на одного писателя было потрачено в среднем 1900 рублей, а, например, в Туркмении - 1000.

Ко II съезду писателей был подготовлен отчет о деятельности Литфонда. За двадцать лет (с 1934 года) Литфонд израсходовал 330 миллионов рублей. Из них на помощь писателям во время войны было потрачено 58 милллионов, 12 миллионов ушло на оказание лечебной помощи, 35 миллионов - на содержание клубов, а на творческие командировки писателей было потрачено более 10 миллионов рублей.

В январе 1938 года на страницах «Правды» было опубликовано письмо пяти литераторов, обсуждение подхватили «Комсомольская правда» и «Литературная газета». Главным вопросом стал тот факт, что из-за обилия заседаний и общественной работы писателям было некогда писать:

«Что представляет собой Союз писателей на самом деле? Это огромный с чиновничьими методами работы департамент по литературным делам. <…> Полная оторванность от литературно-художественных и критических журналов, от издательств. Длинная очередь в приемной ответственного секретаря Союза писателей тов. Ставского - очередь молодых, пожилых, седых советских литераторов, месяцами не могущих попасть на прием. И - бесконечные бюрократические заседания (с резолюциями, стенограммами, протоколами, выписками из протоколов), заседания, преисполненные зеленой скуки и отрывающие писателей от непосредственной писательской работы.
День за днем крутится бумажный конвейер, заседают секретариат, президиум, партгруппа, партийная организация, партийный комитет, бюро секций, правление Литфонда, ревизионная комиссия, специальные комиссии, частные совещания. Но обсуждается на этих заседаниях все что угодно, кроме художественных произведений, кроме вопросов непосредственной писательской работы. <…> Порой можно подумать, что руководители Союза писателей не любят художественной литературы, равнодушны к ней. Хорошие произведения советских писателей руководство Союза встречает с кисло-сладкой улыбкой, как „неожиданность“»

На что жили советские писатели

Определить точный размер писательских заработков трудно, так как большинство литераторов брали подработки: переводы, переделки сценариев кино. Одним из самых распространенных источников дохода были литературные выступления. Известно, однако, что в 1936 году более двух тысяч писателей жили на 2000 рублей в месяц (при средней зарплате в Москве 271 рубль в месяц).

Обстановка в национальных республиках была хуже: автор не получал гонорара за перевод произведения на русский язык, а ставка за произведение на национальном языке была гораздо ниже, чем на русском, и составляла не больше 120–150 рублей за печатный лист.

Выход книги и, соответственно, заработок писателя находился в прямой зависимости от издательства или редактора. Нередко набор книги рассыпали в последний момент - конъюнктура менялась очень быстро. На заседаниях правления часто поднимались вопросы об увеличении ставки гонорара за печатный лист. В 1940 году она составляла 200 рублей, при этом, как говорилось в записке президиума Союза в руководящие органы, «писатель, серьезно работающий над произведением, редко пишет более 10 печ. листов в год». Литератор не получал свой гонорар единовременно - большая часть выплаты выдавалась после выхода сигнального экземпляра.

В послевоенные годы писателей спасали выступления и переводы с национальных языков СССР. За индивидуальный творческий вечер продолжительностью до 2,5 часа лауреат Сталинской премии получал от 1500 до 3000 рублей. За литературный доклад «ведущие писатели» получали 1500 рублей, «остальные» - от 750 до 1000. Групповые выступления писателей оценивались дешевле: для «ведущих» писателей - 500 рублей, для «рядовых» - 300–400. Меньше всего платили за выступления на заводах и в кинотеатрах перед сеансами. Писатели получали за них от 200 до 300 рублей.

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

Всегда была и остается востребованной, оказывая на малышей безмерное влияние. Несколько поколений выросло на книгах любимых авторов, первыми показавших малышам четкую грань между добром и злом, научивших их познавать законы природы, правила общения друг с другом, познакомивших с историей и прочими науками в изложении, доступном пониманию ребенка. Многие идеалы, взятые из детских книг, которые написали советские писатели, стали основой для формирования характера личности. Они остаются в сознании человека до конца жизни.

Советские детские писатели - авторы книг для юного поколения - являются своего рода педагогами, возложившими на себя моральную и нравственную ответственность за формирование достойной личности. У взрослго поколения россиян эти имена вызывают самые приятные ассоциации.

Со стихами советской поэтессы Агнии Барто знаком практически каждый. Семья, пионеры, жизнь советских школьников - основная тема ее добрых, зачастую смешных произведений, популярных как у детского, так и у взрослого населения. В них Агния Барто говорила языком настоящего ребенка, а в жизни совершала поистине взрослые поступки: находила и возвращала сотни разбросанных по всей стране войной детей в их семьи. Дело, казалось бы, безнадежное, ведь в детские годы мало кто знает о себе полную информацию (адрес, физические приметы, нужные имена). Зато многие детки могли вспомнить яркие моменты жизни (как катались с Егоркой на санках, как петух клюнул больно между глаз, как играли с любимым псом Джульбарсом). Именно эти воспоминания Агния Барто, умевшая говорить на языке ребят, использовала в своих поисках.

В течение 9 лет она была ведущей радиопередачи «Найти человека», в эфире которой ежедневно зачитывала из летящих со всей страны писем уникальные приметы. Только первый выпуск помог обрести свои семьи семерым людям, а за все время под чутким руководством Агнии Барто, работавшей переводчицей с «детского языка», сумели воссоединиться 927 семей.

Ярким представителем детских писателей советского времени является Чебурашка, кот Матроскин, дядя Федор - и сегодня эти мультяшные герои остаются любимыми и вхожими в каждый дом.

Полученное инженерное образование нисколько не помешало Эдуарду Успенскому стать любимым детским автором. Его книжные герои успешно перекочевали на телеэкраны и радуют зрителя своими приключениями вот уже несколько десятков лет. Многие из них имели реальные прототипы. Так, в писатель изобразил свою первую супругу- вредную во всех отношениях даму. Приятель Николай Тараскин надел на себя образ кота Матроскина: умного, трудолюбивого и хозяйственного. Поначалу Успенский хотел и фамилию коту такую же дать, но приятель «стал в позу» и не разрешил, хотя позже (после выхода мультфильма на экраны) не раз об этом пожалел. Девочка в огромной шубе, однажды увиденная писателем в магазине, стала прототипом всеми любимого Чебурашки. Родители выбирали малышке летом шубу на вырост, и девочка в ней просто не могла ходить. Стоило ей сделать шаг, как она падала. Папа, подняв ее с пола в очередной раз, сказал: «Ну какая же ты чебурашка» (от слова «чебурахнуться»- упасть, грохнуться).

Корней Чуковский - любимец детей

Ну а кто не знает стихов Корнея Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Бармалей»? Многие советские писатели творили под своим настоящим именем. Чуковский - это был псевдоним Корнейчукова Николая Васильевича. Свои самые читаемые произведения он написал для своей и о своей дочке Мурочке, которая умерла от туберкулеза в 11-летнем возрасте. Стихотворение «Айболит» - было криком души о волшебном докторе, который прилетит и всех спасет. Кроме Мурочки, у Чуковского было еще трое детей.

Всю свою жизнь Корней Иванович помогал тем, кто обращался к нему за помощью, используя для этого свою известность, обаяние и артистизм. Не все советские писатели были способны на столь открытые поступки, а он посылал деньги, выбивал пенсии, места в больницах, квартиры, помогал пробиться одаренным молодым литераторам, боролся за тех, кто был арестован, проявлял заботу об осиротевших семьях. К слову, в честь Мухи-Цокотухи энтомолог А. П. Озеров в 1992 году назвал новый вид мух-муравьедок из отряда Diptera - mucha tzokotucha.

Советские писатели внесли весомый вклад в детскую литературу, вырастив на своих произведениях несколько поколений замечательных людей. Насколько по-доброму, красочно и познавательно повествуют Виталий Бианки, Михаил Пришвин, детям о красоте природы, с юных лет прививая любовь к ней и братьям нашим меньшим. Такие известные советские писатели как Аркадий Гайдар, Валентин Катаев, Борис Заходер, и многие другие по сегодняшний день популярны среди читателей, ведь сквозь все их произведения красной нитью проходит идея добра и сострадания к ближнему.