Тимуровское движение в городе пласте в годы великой отечественной войны. Почему в советском союзе так любили тимуровцев




Акция «Сумка дружбы»

С10.11.2008.- 10.12.2008 была проведена акция «Сумка дружбы». По её условиям в классах проходили ярмарки милосердия, благотворительный концерт, сбор макулатуры. В акции приняли участие все школьники МОУ СОШ №35 На вырученные денежные средства были приобретены подарки для детей Ярцевской школы-интерната. Активистами тимуровского движения была подготовлена и проведена концертная программа. После концерта ярцевским детям были подарены подарки, которые собирали всей школой. Концерт прошел с огромным успехом. Завязалась переписка с детьми из школы-интерната. Скоро делегация из Ярцева собирается приехать с ответным визитом в МОУ СОШ №35.

Тимуровцы оказывают гуманитарную помощь детскому приюту, госпиталю ветеранов Великой Отечественной войны, социально-реабилитационному центру «Вишенки». Постепенно тимуровское движение в школе набирает силу.

И в летний период работа тимуровского отряда «Ровесник» остается активной. Работающие в школе, ребята еженедельно оказывают социальную помощь одиноким и престарелым людям: по их просьбе ходят за хлебом, лекарствами.

Ребята работают по плану и все сведения о проделанной работе заносят в «Копилку добрых дел». За небольшой срок деятельности тимуровцы уже успели сделать много добрых дел. Материального вознаграждения за труд, конечно, не предусмотрен, но, все же, помощь тем, кто в ней нуждается, в большем почете у школьников. Лисовская Зоя Степановна-ветеран педагогического труда, которой помогали по хозяйству ребята, осталась очень довольной проделанной «тимуровцами» работой.

Несомненно, на сегодняшний день деятельность тимуровцев необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети. Поэтому в 2009 - 2010 учебном году создается штаб тимуровского движения в школе, а тимуровские отряды планируется сформировать в каждом классе.

Тимуровское движение в школе призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.

Социально-ориентированное проектирование как одна из форм развития тимуровского движения в МОУ COШ №35 города Смоленска

В последние десятилетия в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и идеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений.

Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались?

Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения.

С переходом подростков в старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов.

Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...»

В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении.

В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.

Наша цель- научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Обездоленные дети-сироты и сироты при живых родителях, бездомные животные и просто наши больные соседи- все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Социально-ориентированный проект «Поколение NEXT» -

Добрая традиция в МОУ СОШ №35 г. Смоленска. Он реализуется в течение 3 лет, имея при этом самую разнообразную тематику: «К человеку с любовью», «Служу Отечеству», «Если б не было войны...», «Шаги великой Победы», «Мы за здоровый образ жизни!», «Родная природа - наша боль, красота и тревога». В 2007-2008,2008 -2009 и 2009 - 2010 учебных годах проект «Поколение NEXT» реализовывается по темам «Время выбрало нас!» и «Память сердца», посвященным возрождению и развитию тимуровского движения в преддверье 65-летия великой Победы.

Проект «Поколение NEXT» имеет социальную направленность и ориентирован на решение проблем подросткового возраста:

Адекватную оценку социума и позитивную адаптацию в нем;

Определение нравственных приоритетов;

Выработка зрелой гражданской позиции.

Разработке проекта предшествовала двухгодичная подготовительная работа, реализованная в форме конкурса по патриотическому воспитанию в рамках Федеральной программы. Анализ массовости, тематики, содержательности материалов, представленных классными руководителями на обсуждение, выявил большую заинтересованность и информированность классных коллективов в предложенных областях исследований и, кроме того, серьезную озабоченность всесторонним неравновесием современного мира. Во многих предложениях были представлены рациональные взгляды детей на решение проблем, связанных с помощью пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, детям-сиротам, воспитанникам приютов и детских домов, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации . Одним из действенных способов решения этой проблемы является тимуровское движение , как деятельность, имеющая огромную социальную значимость, как для самих подростков, так и для окружающих. Таким образом, объективно назрела необходимость создания социального проекта «Поколение NEXT» .

Цель проекта:

сформировать у молодого поколения высокие гражданские чувства, социальные ориентиры, уважение к славным историческим традициям Отечества.

Задачи проекта:

  • воспитание у молодого поколения ответственности за судьбу Родины;
  • воспитание потребности в самодисциплине;
  • формирование национального самосознания;
  • развитие в социально — значимой деятельности.

С точки зрения педагогической технологии проект можно характеризовать как:

  • исследовательский, индивидуально-групповой - по методологическому подходу;
  • социогенный - по основному фактору развития участников проекта;
  • деятельностно- развивающий — по механизму освоения опыта;
  • светский, гуманитарно-воспитательный — по характеру содержания;
  • активный поисково-исследовательский, творческий - по способу реализации;
  • компенсирующий - по отношению к системе общего образования.

Проект «Поколение NEXT» предполагает разработку нескольких актуальных направлений деятельности обучающихся:

  • социально-ориентированное (целенаправленное изучение социума и проблем в нем);
  • нравственное (позиции становления личности молодого человека);
  • гражданско-патриотическое (воспитание ценностного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям).

Организационно проект «Поколение NEXT» представляется пятью этапами , на каждый из которых отводится определенное время.

I этап - организационный, предусматривает создание рабочего оргкомитета; разработку и утверждение положения о Проекте; определение состава участников; проведение информационных консультаций с участниками проекта по основным позициям Проекта.

II этап - исследовательский - реализуется в режиме реального времени, т.е. тема (проблема) изучается непосредственно на текущий момент. На втором этапе определяются темы работ, всесторонне изучаются проблемы (с изучением официальных документов различного уровня), формируется представление о современном положении дел по теме исследования, осуществляется стажировка участников в общественных организациях, готовых помочь обучающимся и реализация путей решения проблемы («Тимуровский десант»).

III этап — информационный. На этом этапе участники проекта выступают на страницах школьной газеты «ШАГ» с материалами по теме Проекта

IV этап - творческий (практический) - реализуется в перспективном плане. На четвертом этапе участники Проекта разрабатывают собственные варианты решения проблемы

Система организации проекта «Поколение NEXT» предусматривает равные для всех участников стартовые возможности.

При условии полной реализации Проекта результатами его должны стать:

Активизация позитивных социальных интересов подростков (инициативности, самостоятельности);

Развитие аналитических умений обучающихся (планирования, определения путей поиска и обработки информации);

Развитие коммуникативных качеств и умения конструктивного публичного выступления молодых людей;

Личностный рост участников Проекта.

Управление Проектом осуществляет Совет Представителей школьного детского объединения «ЭМКиД».

Организация методического обеспечения Проекта осуществляется творческой группой из числа педагогов МОУ СОШ №35- участников Проекта.

Информационное сопровождение осуществляется школьной газетой «ШАГ».

Новизна проекта «Поколение NEXT» заключается в том, что он имеет нетрадиционный характер. Участниками его могут стать все желающие в возрасте 13 - 17 лет: от активистов школьного детского объединения «ЭМКиД» и победителей олимпиад до подростков с девиантным поведением. Кроме того, при явном регламентировании направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, методов исследования и разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в Проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию подростков.

Борисенкова Екатерина, Ким Артем

Большими историческими событиями богато прошлое страны. И Южный Урал – наш родной край всегда был в центре этих событий. Одним из таких важных периодов является Тимуровское движение 1941-1945гг. В год 70 – летия Победы широко транслируется информация о событиях этого периода: о победах и поражениях, о простых солдатах и офицерах, о первом Параде Победы, о первом салюте в честь Победы над фашистской Германией. А знают ли ученики нашей школы о таком факте в годы Великой Отечественной войны, как Тимуровском движение? Мы обратились к ним с несколькими вопросами: Где оно было организовано? С какой целью? Кто был его создателем, организатором? Какую помощь и кому оказывали тимуровцы? Хорошо, что 90% опрошенных предположили, что такие отряды были и, конечно, помогали в госпиталях и выполняли другую посильную работу (собирали дрова, занимались с малышами, учились….). Но о тимуровском отряде в городе Пласте нашей области, к сожалению, ничего не знают. И поэтому мы поставили перед собою цель: узнать историю становления и развития Тимуровского движения в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать материалы о Тимуровском движении в годы Великой Отечественной войны, посетив городскую библиотеку им А.С.Пушкина, ЧОУНПБ

2. Принять участие в экскурсионной поездке в г. Пласт:

· посетить Пластовский районный историко-краеведческий музей,

· встретиться с участницей тимуровского движения, живущей в г. Пласте,

· просмотреть фильм по данной тематике, снятый с участием членов данной тимуровской команды.

3. Провести опрос среди учеников нашей школы и выяснить, что знают они об истории возникновения и развит ия Тимуровского движении вообще и в частности на Урале (городе Пласте)

4. Создать в литературно-краеведческом музее «Кораблик» сменную экспозицию «Тимуровское движение в годы Великой Отечественной войны в г Пласте»: познакомить с данной темой учащихся 7-х классов, провести викторину и подарить буклет лучшему знатоку этой темы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап областной конференции

исследовательских работ обучающихся «Отечество»

Тимуровское движение

в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

Направление Всероссийской программы «Отечество»

«Историческое краеведение»

город Челябинск

2016 год

Введение

стр.3

Основная часть

Глава 1

История Тимуровского движения

стр.4

1.1.Возникновение тимуровского движения

стр.4

стр.5

Глава 2.

Тимуровская команда в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

стр.6

2. 1. Организация команды бабы Шуры

стр.6

2.2.Мероприятия тимуровской команды

стр.8

стр.10

  1. Благодарности

стр.12

Заключение

стр.13

Список литературы

стр.14

Приложения

стр.15

Введение

Большими историческими событиями богато прошлое страны. И Южный Урал – наш родной край всегда был в центре этих событий. Одним из таких важных периодов является Тимуровское движение 1941-1945гг. В год 70 – летия Победы широко транслируется информация о событиях этого периода: о победах и поражениях, о простых солдатах и офицерах, о первом Параде Победы, о первом салюте в честь Победы над фашистской Германией. А знают ли ученики нашей школы о таком факте в годы Великой Отечественной войны, как Тимуровском движение? Мы обратились к ним с несколькими вопросами: Где оно было организовано? С какой целью? Кто был его создателем, организатором? Какую помощь и кому оказывали тимуровцы? Хорошо, что 90% опрошенных предположили, что такие отряды были и, конечно, помогали в госпиталях и выполняли другую посильную работу (собирали дрова, занимались с малышами, учились….). Но о тимуровском отряде в городе Пласте нашей области, к сожалению, ничего не знают. И поэтому мы поставили перед собою цель: узнать историю становления и развития Тимуровского движения в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать материалы о Тимуровском движении в годы Великой Отечественной войны, посетив городскую библиотеку им А.С.Пушкина, ЧОУНПБ
  2. Принять участие в экскурсионной поездке в г. Пласт:
  • посетить Пластовский районный историко-краеведческий музей,
  • встретиться с участницей тимуровского движения, живущей в г. Пласте,
  • просмотреть фильм по данной тематике, снятый с участием членов данной тимуровской команды.
  1. Провести опрос среди учеников нашей школы и выяснить, что знают они об истории возникновения и развития Тимуровского движении вообще и в частности на Урале (городе Пласте)
  2. Создать в литературно-краеведческом музее «Кораблик» сменную экспозицию «Тимуровское движение в годы Великой Отечественной войны в г Пласте»: познакомить с данной темой учащихся 7-х классов, провести викторину и подарить буклет лучшему знатоку этой темы

Источники : письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные, техногенные, устные.

Объект исследования : тимуровское движение, предмет исследования : тимуровская команда бабы Шуры в г. Пласт.

Методы исследования : сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, работа с иллюстрациями, социологический опрос, посещение краеведческого музея тимуровского движения г. Пласт

Гипотеза : сведения о Тимуровском движении в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны сохранены, и сегодня уточняются, пропагандируются.

Научная новизна работы определяется выбором метода получения информации, а именно совершением экскурсионной поездки в г. Пласт: посещение Пластовского районного историко-краеведческого музея, в котором есть экспозиция по данной теме и встреча с участницей тимуровского движения в годы в годы военного времени 1941- 1945 годов, штаб команды бабы Шуры, школу, где учились тимуровцы.

Практическая значимость данной работы состоит, во- первых, в применении собранных и систематизированных материалов по данной теме для краеведов, педагогов города, а так же тех, кто интересуется тимуровским движением в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, работа может быть использована на уроках краеведения и на уроках истории в качестве регионального компонента.

Несомненно, критики XXI века откликнулись на события далёкой давности, теперь уже 70-летней. Практически к каждому юбилейному году появлялись в печати новые исследования, статьи, заметки, их жизненного и творческого пути. Наиболее известным, заметным событием в изучение истории Южного Урала является книга «Огоньки в проулках» написанная тимуровкой Ириной Захаровой. Автор отмечает, насколько трудной, но интересной и насыщенной была работа в те годы.

Глава 1. 1.1. Возникновение тимуровского движения

Тимуровец - понятие из советский времён, обозначающее пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо людей, социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда, написанной в 1940 году, герой которой Тимур организовал отряд ребят, тайно помогавших семьям фронтовиков, пожилым или больным людям . После появления этой книги стало зарождаться тимуровское движение. Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской области- в городе, где Аркадий Петрович Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе №2, а 1940 году. Состояла она из 6 тимуровцев: Анны Васильевной Калининой, Владимира Ивановича Дуженкова и др. . (Приложение 1)

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960 –е г.г. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовало открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Канаве организованно библиотека – музей имени Гайдара в начале 1970 –х годов был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер». (Приложение 1)

Традиции тимуровского движения нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых. Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях стран социалистического содружества.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а еще в настоящее время набирает обороты волонтёрское движение.

1.2. Развитие Тимуровского движения в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов быстро шло быстрыми темпами: тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства, только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев.

Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. К 1943 году в Челябинской области действовали уже 3133 тимуровские команды, которые объединяли 28 тысяч учащихся. Они обслуживали 15 тысяч семей фронтовиков.

В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днем. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующее, побуждало их к благородным патриотическим поступкам.

Тимуровцы ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям освобожденных районов, собирали и отправляли им литературу, учебники и учебные пособия, подарки.

В августе 1943 года из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось.

О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах, журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев шествовали над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

Глава 2. Тимуровская команда в городе Пласте в годы Великой Отечественной войны

2.1. Организация команды бабы Шуры

В первый же год войны в городе появились эвакуированные москвичи. И однажды в школу пришла немолодая, но очень энергичная женщина. Звали ее баба Шура Рычкова. Она была эвакуирована на Урал из Москвы вместе с семьей сына. Она казалась на удивление крепкой, моложавой, деятельной и справедливой.

Впрочем, многие ребята, известные в школе как «неисправимые», вступив в тимуровскую команду, под влиянием Александры Петровны Рычковой сами исправлялись и становились прекрасными общественниками и хорошими учениками. Тимуровский же отряд бабы Шуры начался с трёх её внучек, к которым потом присоединились другие. Баба Шура возглавила команду, каждое утро раздавала задания. Сначала в отряде было 20 человек. К 1 марта 1943 года тимуровская команда насчитывала 135 пионеров, большинство из которых учились в школе на хорошо и отлично, неуспевающих учеников не было вообще! И это было непременным условием самой бабы Шуры: «Двоечникам не место в отряде!» Ребята, которых она быстро «сколотила» в тимуровскую команду, очень ей доверяли и подчинялись беспрекословно». Баба Шура была с нами строгой, – вспоминает тимуровка, – но очень справедливой».
В команде бабы Шуры было несколько капитанов команды т.к. многие семьи переезжали. Первым капитаном команды была Рита Луканина, вторым - Назифа Идельбаева, а третьим - Инна Филипп (Приложение 2)

История самой этой женщины поразительна. Она родилась в крестьянской семье - была двенадцатым ребёнком. Так как земельный надел давали только на мальчиков, от дочерей нередко пытались избавиться - и Шуру подбросили на рынок. Но она выжила, даже участвовала в Гражданской войне - была пулемётчицей в армии Будённого. К началу Великой Отечественной войны ей уже было 72 года.

Еще один замечательный факт в биографии бабы Шуры. Как и многие другие женщины военного времени, она «усыновила» солдата, с которым у нее завязалась сердечная переписка. Ее названым сыном стал Петр Трушко, следы которого после войны, к сожалению, затерялись, но письмо его сохранилось в областном госархиве. Вот фрагмент из него: «7 июня 1943 года. Здравствуй, дорогая мамочка! Спешу уведомить вас в том, что ваш сын Петр жив и здоров! Дорогая мамаша, я ваше письмо получил, за что и сердечно благодарю, за вашу заботу обо мне и за приглашение вернуться с победой к вам домой. Да, мама, у меня этот день был самым счастливым днем в моей фронтовой жизни. Ведь я как вновь уродился на свет, теперь у меня есть мать, которой я должен гордиться. Я не одинок, я опять получил письмо с таким ласковым словом, как родной сынок. Я этих искренних материнских слов не слыхал уже 23 года - с тех пор, как похоронил свою старушку-мать. Я думал, что уже никогда не услышу материнской ласки, но я ошибся, ведь вся русская земля является моей матерью, и каждая русская старушка является матерью русского воина, который защищает родину-мать. Дорогая мамаша! Мы ваше письмо читали всем взводом. Когда я получил ваше письмо, то мое сердце радовалось, а глаза мои плакали от радости и от гордости...»

По данным музея, в г. Пласте проживают бывшие тимуровцы Клара Николаевна Коптягина, Елена Константиновна Поносова, Вячеслав Константинович Поносов, Наяда Константиновна Поносова, Воля Федоровна Киселева. В Верхней Кабанке Галине Григорьева Григоренко, в Чебаркуле Леонид Михайлович Черняев, в Челябинске Нина Ивановна Южанина, в Набережных Челнах Нина Квасова. Возможно, список неполный, и поговорить сейчас можно только с нескольким тимуровцами в силу их возраста и слабого здоровья.

2.2. Мероприятия тимуровцев

В декабре 1941 года на областном слете тимуровских команд Александра Рычкова говорила: «Мои ребята умеют делать и делают все. Они косят, пилят, умеют починить крышу, лестницу, грабли, наточить косу, сплести лапти, лукошко, замесить глину и заштукатурить стену. Они сами берутся за любую работу. Дети учатся друг у друга, учатся у взрослых и с полной ответственностью относятся к делу».

Баба Шура умела убеждать, увлекать своим энтузиазмом и темпераментом! «И так страстно и зажигательно говорила, что даже мурашки по коже бежали», - вспоминала одна из тимуровок. Ребята в «команде бабы Шуры» не только взяли на себя обязательство учиться лишь на отлично, но и помогали раненым в госпиталях, даже работали в шахтах Пласта - толкали вагонетки.

В феврале 1942 года команде выделили помещение под штаб. Теперь было куда приносить собранные ребятами теплые вещи для фронта. Там же собирались посылки и комплектовались подарки раненым бойцам трех ближайших госпиталей - вышитые девочками кисеты, вязаные носки и варежки. Такие задания, как сбор металлолома для строительства танков и самолетов, сбор лекарственных трав и выращивание овощей, касались каждого тимуровца. (Приложение 3)

На нескольких шахтах в Пласте добывалось золото, которое шло на покупку в Англии и США самолетов, танков, продовольствия. Когда в шахтах отключали электроэнергию, мальчишки из тимуровской команды спускались в забои и наравне со взрослыми толкали к выходу на поверхность тяжелые, груженные рудой вагонетки.

Тимуровцы активно участвовали в «собиранках» - ползая по отвалам, нужно было отобрать из пустой породы руду с прожилками медного колчедана. Приходилось ребятам работать и в поле - в жару и непогоду они пололи и окучивали посадки на отведенных им десяти гектарах земли, помогали сельчанам на колхозных полях. Не забывали тимуровцы заботиться и о семьях 309 фронтовиков: носили им воду, пилили и кололи дрова, ухаживали за больными, нянчились с малышами, стирали белье и делали уборку в домах. При этом голодные, постоянно уставшие дети не бросали школу.

Каждую неделю тимуровцы проводили собрания. Сын бабы Шуры работал заведующим «Золотопродснабом» и разрешал ребятам собираться у себя в красном уголке. Каждый должен был встать и отчитаться перед товарищами, что он успел сделать за неделю. А баба Шура направляла и подсказывала. Каждому тимуровцу «давали» по улице. Он должен был пройти по домам и узнать, кому какая помощь нужна: напилить и наколоть дрова, натаскать воды из колодца, помочь в уходе за скотиной (тогда почти у всех было домашнее подворье), посидеть с детьми, убраться в доме.

Помогали тимуровцы не только горожанам, помогали и фронту. Совершая обходы по закрепленным улицам, они обращались ко всем, кто мог, чтобы связали для фронтовиков хотя бы по паре теплых носков и двупалых перчаток, чтобы в них можно было и стрелять, и снаряды подтаскивать. И люди охотно откликались.

Организовывали и денежную лотерею. Тот же сын бабы Шуры выделял ребятам небольшие суммы. Они приобретали на них нехитрые канцелярские товары и разыгрывали их в лотерею. Вырученные таким образом средства также шли в общую копилку для фронта.

В тыловых областях и республиках не было такого госпиталя, где бы ни побывали тимуровцы. Они дарили раненым свои рисунки, предметы рукоделия, чинили им белье, помогали писать письма, давали концерты художественной самодеятельности. Летом ребята приносили своим подшефным лесные ягоды; цветы; некоторые пионеры специально держали кур, чтобы питать бойцов свежими яйцами. Бойцы и командиры очень ценили ласку и заботу школьников

Из письма Маргариты Луканиной, капитана тимуровской команды Пласта своему отцу: «Здравствуй, папочка! У нас в городе большие новости. Помнишь, мы с тобой давно смотрели картину про Тимура? Он организовал такую команду из ребят, которая помогала семьям красноармейцев, заботилась о них. Помнишь, тебе понравилась эта картина, и ты говорил, что хорошо, если бы такие команды в самом деле появились. Так вот у нас теперь появилась такая же команда. А кто организовал ее, это тебе ни в жизнь не угадать. Знаешь бабушку Рычкову? Все ее любят и зовут бабой Шурой. Я тоже записалась. Мама говорит: «Бездельничать хоть не будешь». У нас сейчас большая радость: райком комсомола вручил нам Красное знамя. На нем золотыми буквами вышито: «Лучшей тимуровской команде». А сколько вещей мы собрали для жителей освобожденных районов и для госпиталя! И книги, и подушки, и одежду, и посуду - все нам несли. Много денег собрали в Фонд обороны, своими силами концерты устраивали, да и по домам ходили.
…Сейчас у нас много работы. Малыши лекарственные травы собирают, а мы ходим картошку полоть. Научились работать тяпками и делают это быстро и чисто. Краснеть не приходится. А скоро мы будем ягоды да грибы заготовлять. Словом, дел хватит. Тимуровцы без дела не сидят!» (Приложение 4)

2.3. Отчетность Тимуровского отряда

В 1942-1943 гг. в Челябинской области действовали 3133 тимуровские команды, объединяющие 28 тыс. школьников. Они обслуживали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. Тимуровцы завезли и распилили 9800 куб. м дров, выполнили много другой работы.

За 18 месяцев Отечественной войны тимуровская команда под руководством «бабушки Рычковой» проделала гигантскую работу. Собрали и сдали 124 тонны металлолома. По весу этого металла, хватила бы на четыре танка Т-34! Собрали денег на подарки бойцам Красной Армии путем организации концертов, от сдачи металлолома - 81 тысяч рублей.

Оказали помощь одеждой, мануфактурой, обувью 228 семьям красноармейцев, эти вещи тимуровцы собрали и отремонтировали. Слава о команде бабы Шуры прокатилась по всей стране. О них писали в «Комсомольской правде» и «Пионерской правде».

В конце 1942 года тимуровцы приобрели на свои заработанные деньги и послали большое количество подарков детям освобожденных районов: 1000 учебников, 100 метров мануфактуры, детское платье, белье, обувь, посуду и другие вещи. Вместе с бабой Шурой тимуровцы семь раз выезжали за 50 километров в госпиталь № 3755 с концертом художественной самодеятельности для раненых бойцов.

За годы войны тимуровская команда собрала и сдала 131 т металлолома, собрала и отремонтировала обувь и одежду для 401 красноармейской семьи, заготовила 2 тыс. куб. м дров для 600 семей. На заработанные деньги тимуровцы приобрели и послали детям освобожденных районов 1000 учебников, 100 м мануфактуры, детские платья, обувь, белье, посуду и другие необходимые предметы. (Приложение 5)

2.4. Благодарности

Были не только тяжёлый труд, но и праздники. А один случай можно назвать даже сказочным. Он произошёл с Лией Волошиной. Когда выросла, она была учителем физики, директором школы, возглавляла управление образования Чебаркуля. А во время войны в 10-летнем возрасте была просто тимуровкой, увлекалась хореографией. Весной 1942 года в местном клубе ставили балет «Праздник цветов». Сольную партию исполнила Лия. Это было блестящее выступление! И под занавес на сцену вышла хореограф Лидия Осипова и вручила Лие подарок - настоящие хрустальные туфельки! Так что чудо случилось не только с Золушкой, но и с девочкой-тимуровкой суровых военных лет.

Об этой замечательной тимуровской команде много писали. В 1942 году вышла статья в «Комсомольской правде», а в 1943-м - в «Пионерской правде». Тимуровская команда города Пласт упоминается в энциклопедии Великой Отечественной войны.

О команде бабы Шуры узнал даже Сталин и прислал в Пласт благодарность: «Передайте тимуровцам первой тимуровской команды Кочкарского района (так до 1955 года назывался Пластовский район), собравшим 81 000 рублей в фонд Красной Армии, 55 000 рублей на создание добровольческого корпуса, металлический лом для промышленности, оказавшим помощь семьям фронтовиков, мой горячий привет и благодарность Красной Армии». (Приложение 6)

Сегодня на стене здания, в котором располагался штаб тимуровцев, висит мемориальная доска с высеченными на ней золотыми буквами: «Здесь в годы войны 1941–1945 гг. работал штаб тимуровской команды бабы Шуры». В местном краеведческом музее имеется экспозиция, рассказывающая об юных тимуровцах, которые в годы войны делали то, что порой не под силу было даже взрослому человеку».

В 1943 г. ЦК ВЛКСМ всем тимуровцам вручил почетные грамоты, а А. П. Рычковой - серебряную шкатулку. К 50-летию Победы над фашистской Германией всех тимуровцев г. Пласта наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», на здании, где собиралась команда бабы Шуры, была установлена мемориальная доска. В 1993 г. решением Пластовского исполкома одна из новых улиц названа Тимуровской.

В том же году ЦК ВЛКСМ всем тимуровцам Пласта вручил почетные грамоты, а Александре Рычковой - серебряную шкатулку. Более 300 благодарственных писем пришло в адрес тимуровцев Пласта от бойцов и командиров Красной Армии. Вот одно из них: «Я, боец энской части, получил новогодний подарок и теплое письмо от неизвестной мне девушки. Кто бы ты ни была, милая девушка, благодарю тебя от всего сердца, благодарю трудящихся Челябинской области за заботу о нас, защитниках Родины... Принимая посылку, я поклялся перед всеми товарищами в том, что буду служить Родине еще лучше, разить ещё больше…боец Я. Лонкин.»

В музее Пласта сохранилось 15 уникальных портретов тимуровцев и самой бабы Шуры. Автор этих рисунков Лидия Александровна Преображенская, написавшая с натуры портреты юных пластовчан.

Заключение

Результаты анкетирования убедили нас в том, что необходимо обратиться к данной теме, т.к. информация, которой владеют ученики нашей школы, незначительна. Благодаря средствам массовой информации слышали, о тимуровском движении на Южном Урале в годы войны, называют их поступки благородными, правильными, а конкретной информацией не владеют.

Мы обобщили, систематизировали информацию и поняли, что значительно познавательнее и интереснее ее структурировать, если одновременно читать источники и совершить поездку в город Пласт- место формирования тимуровского отряда на Южном Урале.

Мы создали сменную экспозицию «Тимуровское движение в городе Пласте в годы великой Отечественной войны», буклет на эту тему, познакомили с этой информацией некоторых учащихся нашей школы. (Приложение 8).

Тимуровское движение 1941-1945гг. – наша история. История этого события актуальна и в наше время, вызывает понимание нынешних людей о детях тех далеких времен. Давайте вместе прикоснёмся к тайнам истории.

Как продолжим работу? Узнаем про аналогичные команды на Южном Урале в эти тяжелые военные годы.

Исследование по данной теме позволило нам открыть еще одну славную и героическую страницу небольшого, но нужного и значимого вклада нашего края в Победу!

Список литературы

  1. Гайдар А. Тимур и его команда, М.: РИО «Самовар», 2014.- 144 с.
  2. Гитис М.С. Тетрадь юного краеведа, Пластовский район, Челябинск-2011г.
  3. Еловских И.М. Огоньки в проулках, Ч.: -1993.
  4. Пластовский районный музей, 100 лет зданию музея «Особняк Баласа»: современность на фронте истории. Пласт-2015.- 25 с.
  5. Тимуровцы // Знамя Октября.- 2015- № 51(9734).- с. 3-4

Интернет-источники

  1. Гайдар А. Краткое содержание повести «Тимур и его команда» [Режим доступа 09.10.15] http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00759831225987167272
  2. Гизатуллин Эльдар. Сталин был впечатлен [Режим доступа 06.10.15] http://maxpark.com/community/5652/content/3489193 . [Режим доступа 05.10.15] http://www.chel.aif.ru/society/persona/komanda_baby_shury_v_plaste_vo_vremya_voyny_deystvovala_timurovskaya_komanda

Устные источники

Рассказ Клары Николаевны Коптягиной , тимуровки из команды баба Шуры

6 июля 2017

По большому счету, тимуровцами были почти все школьники СССР. Желание помочь нуждающимся было абсолютной нормальной реакцией на то или иное событие. Быть может, это нравственность, быть может, это воспитание. Но благодаря такому отношению к миру, эти дети, тимуровцы, со временем стали настоящими и отзывчивыми людьми. У них традиции тимуровского движения навсегда сохранились. И это, наверное, самое главное…

Книга, которой могло не быть

Тимуровское движение возникло в 1940-м. То есть когда только-только А. Гайдар опубликовал свою последнюю книгу о некой детской организации, помогающей людям. Произведение называлось, конечно же, «Тимур и его команда».

Спустя неделю один из отрывков уже был напечатан. Кроме того, начались соответствующие радиотрансляции. Успех книги был просто колоссальным.

Через год произведение вышло довольно большим тиражом. Несмотря на это, пришлось его допечатывать несколько раз.

Хотя этой книги могло вообще не оказаться на полках магазинов. Дело в том, что идея Гайдара об объединении детей, которые заботятся о старших, выглядела очень подозрительно. Напомним, шли последние годы 30-х.

К счастью, ответственность за опубликование произведения взял на себя секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов. Когда книга была напечатана, появилась и одноименная кинокартина. Удивительная популярность ленты объяснялась жизненностью образа главного героя. Тимур стал примером и идеалом юного поколения той эпохи.

Трилогия о Тимуре

Еще до опубликования произведения Гайдар был заинтересован проблемами военного образования школьников. Во всяком случае, следы подобных интересов отразились в его дневнике и всех произведениях о Тимуре. О первой книге мы только что говорили. Но немногим позже писатель написал и второе произведение. Оно называлось «Комендант снежной крепости». Персонажи уже занимались некой военной игрой. Ну а в самом начале войны Гайдар успел написать и киносценарий «Клятва Тимура». Со страниц он поведал о необходимости детской организации в военных условиях. Члены этого сообщества будут дежурить во время затемнения и бомбежек. Они будут охранять территорию от диверсантов и шпионов, будут помогать семействам красноармейцев и крестьянам в их сельскохозяйственных работах. Собственно, так и случилось. Другой вопрос, хотел ли автор в действительности своими произведениями о Тимуре создать некую альтернативу пионерской организации… К сожалению, доподлинно это мы уже не узнаем.

Видео по теме

Идея Гайдара

Говорят, что Гайдар в книгах о Тимуре он описывал опыт деятельности скаутских организаций в 10-х двадцатого столетия. Кроме того, в свое время он руководил дворовой командой. И тайком, как и его персонаж Тимур, делал добрые дела, не прося за них никакой награды. По большому счету, подростков, которые помогают нуждающимися, именуют сейчас волонтерами.

Кстати, о подобной детской организации писали в свое время такие именитые личности, как Антон Макаренко и Константин Паустовский. Но только одному Гайдару, вольно или невольно, удалось воплотить этот замысел в жизнь.

Старт

Какое событие послужило началом тимуровского движения? Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным. Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Появились и соответствующие отряды.

Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтерства.

Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам и многое-многое другое. Одним словом, появилось настоящее массовое движение школьников.

Кто был основателем тимуровского движения? Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. Кстати, именно здесь Гайдар написал свою «нетленку» о Тимуре и его команде. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2-3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы. Скажем, подростки неоднократно рубили дрова для пожилого человека и трижды подметали двор...

Эпоха великой войны

Во время войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945-м в Советском Союзе уже было порядка 3 миллиона тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми.

Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, продолжали помогать собирать урожай.

Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений художественной самодеятельности. Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ.

Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943-го. Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань - Сталинград». На судне в качестве груза - подарки, которые были собраны тимуровцами республики.

А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие.

Кстати, в начале 1942-го по всей территории СССР были проведены первые слеты тимуровцев. На этих мероприятиях они рассказывали о результатах своей успешной деятельности.

Также к этому времени появляются первые песни о тимуровском движении, среди них «Четверка дружная ребят», «Как высоко над нами наше небо» и, конечно, «Песня тимуровцев» Блантера. Позднее были написаны такие популярные музыкальные композиции, как «Гайдар шагает впереди», «Песня красных следопытов», «Орлята учатся летать», «Тимуровцы» и пр.

Уральский отряд

Возвращаясь к периоду войны, одной из известных тимуровских команд был отряд из шахтерского городка Пласт, что в Челябинской области. В нем участвовало двести подростков. А возглавляла его 73-летняя Александра Рычкова.

Отряд был создан в августе 1941-го. На первом же сборе Рычкова заявила, что трудиться придется буквально на износ. При этом не будет никаких скидок на возраст. Она объявила, что, если кто-то передумает, может сразу уйти. Но никто не ушел. Подростков разбили на отряды и назначили главных.

Каждый день Рычкова раздавала план работ. Они помогали нуждающимся, рассказывали горожанам о ситуациях на фронтах, проводили концерты для раненных в госпитале. Кроме того, они собирали лекарственные растения, металлолом, заготавливали дрова, трудились на полях, шефствовали над семействами фронтовиков. Также им доверяли и серьезное дело: тимуровцы заползали в отвалы шахт и отбирали горные породы.

Заметим, несмотря на работу, подростки всё-таки продолжали ходить на школьные уроки.

В результате, за шесть месяцев команда из Пласта смогла завоевать поистине безукоризненную репутацию. Даже чиновники выделили ребятам комнату для своего штаба. О тимуровцах из этого шахтерского городка неоднократно писали в периодике. Между прочим, данный отряд упоминается в энциклопедии Великой Отечественной.

Процесс слияния пионеров и тимуровцев

В 1942-м педагоги были в некотором смятении. Дело в том, что тимуровские отряды, по сути, начали вытеснять пионерские дружины. Напомним, книга о Тимуре повествовала о «самодисциплинирующемся» коллективе. В нем все обязанности подростки брали на себя и сами решали все проблемы, без контроля взрослых.

В итоге, руководители ВЛКСМ приняли решение, связанное с объединением пионеров и тимуровцев. Через некоторое время комсомольцам удалось взять их под свой контроль.

По большому счету, в данной ситуации были и свои очевидные плюсы, и большие минусы. Деятельность тимуровцев стала считаться дополнительной формой работы пионерии.

Послевоенный период

Сразу после победы над фашистскими захватчиками тимуровцы продолжали помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым. Также они старались ухаживать за могилами красноармейцев.

Но одновременно движение начало угасать. Быть может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания «вливаться» в ряды пионерской организации. Они теряли свободу выбора.

Возрождение движения началось только при хрущевской «оттепели»…

60-80-е

История тимуровского движения в России продолжалась. В этот период подростки продолжали заниматься общественно полезной деятельностью. Лучшим вручали награды. К примеру, одиннадцатилетней школьнице М. Наханговой из Таджикистана удалось перевыполнить норму для взрослого человека в семь раз по сбору хлопка. Ее наградили орденом Ленина.

Тимуровцы начали заниматься и поисковой работой. Так, они стали изучать жизнь А. Гайдара и, в результате, помогли открыть музеи писателя в ряде городов. Также организовали библиотеку-музей имени писателя в Каневе.

А в 70-х при редакции известного советского журнала «Пионер» был сформирован так называемый Всесоюзный штаб Тимура. С завидной регулярностью проходили и сборы тимуровцев. Активно слагались и читались стихи про тимуровское движение. В 1973-м в лагере «Артек» состоялся первый Всесоюзный слёт. На мероприятии присутствовали три с половиной тысячи делегатов. Им тогда удалось принять даже программу тимуровского движения, направленную на его активное развитие.

Заметим, такие команды был созданы в Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Крах и возрождение движения

В самом начале 90-х роль ВЛКСМ и пионерии была объявлена исчерпанной. Эти организации официально прекратили существовать. Соответственно, такая участь ждала и тимуровское движение.

Но зато практически одновременно была создана «Федерация детских организаций», независимая от любой политической партии. Через несколько лет российский президент объявил о создании движения школьников России. Заметим, эту идею поддержали и педагоги.

Немногим ранее официально было сформировано и новое тимуровское (добровольческое) движение, которое призвано помочь социально незащищенным группам населения.

Новое время

Таким образом, в наше время традиции тимуровского движения сохранились. Такие отряды существуют в нескольких регионах. Скажем, в Шуе, что в Ивановской губернии, функционирует молодёжное движение тимуровцев. Как и раньше, они не только помогают нуждающимся, но и стараются быть полезным обществу.

Радует, что это движение снова распространяется повсеместно…

По большому счету, тимуровцами были почти все школьники СССР. Желание помочь нуждающимся было абсолютной нормальной реакцией на то или иное событие. Быть может, это нравственность, быть может, это воспитание. Но благодаря такому отношению к миру, эти дети, тимуровцы, со временем стали настоящими и отзывчивыми людьми. У них традиции тимуровского движения навсегда сохранились. И это, наверное, самое главное…

Книга, которой могло не быть

Тимуровское движение возникло в 1940-м. То есть когда только-только А. Гайдар опубликовал свою последнюю книгу о некой помогающей людям. Произведение называлось, конечно же, «Тимур и его команда».

Спустя неделю один из отрывков уже был напечатан. Кроме того, начались соответствующие радиотрансляции. Успех книги был просто колоссальным.

Через год произведение вышло довольно большим тиражом. Несмотря на это, пришлось его допечатывать несколько раз.

Хотя этой книги могло вообще не оказаться на полках магазинов. Дело в том, что идея Гайдара об объединении детей, которые заботятся о старших, выглядела очень подозрительно. Напомним, шли последние годы 30-х.

К счастью, ответственность за опубликование произведения взял на себя секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов. Когда книга была напечатана, появилась и одноименная кинокартина. Удивительная популярность ленты объяснялась жизненностью образа главного героя. Тимур стал примером и идеалом юного поколения той эпохи.

Трилогия о Тимуре

Еще до опубликования произведения Гайдар был заинтересован проблемами военного образования школьников. Во всяком случае, следы подобных интересов отразились в его дневнике и всех произведениях о Тимуре. О мы только что говорили. Но немногим позже писатель написал и второе произведение. Оно называлось «Комендант снежной крепости». Персонажи уже занимались некой военной игрой. Ну а в самом начале войны Гайдар успел написать и киносценарий «Клятва Тимура». Со страниц он поведал о необходимости детской организации в военных условиях. Члены этого сообщества будут дежурить во время затемнения и бомбежек. Они будут охранять территорию от диверсантов и шпионов, будут помогать семействам красноармейцев и крестьянам в их сельскохозяйственных работах. Собственно, так и случилось. Другой вопрос, хотел ли автор в действительности своими произведениями о Тимуре создать некую альтернативу пионерской организации… К сожалению, доподлинно это мы уже не узнаем.

Идея Гайдара

Говорят, что Гайдар в книгах о Тимуре он описывал опыт деятельности скаутских организаций в 10-х двадцатого столетия. Кроме того, в свое время он руководил дворовой командой. И тайком, как и его персонаж Тимур, делал добрые дела, не прося за них никакой награды. По большому счету, подростков, которые помогают нуждающимися, именуют сейчас волонтерами.

Кстати, о подобной детской организации писали в свое время такие именитые личности, как Антон Макаренко и Но только одному Гайдару, вольно или невольно, удалось воплотить этот замысел в жизнь.

Старт

Какое событие послужило началом тимуровского движения? Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным. Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Появились и соответствующие отряды.

Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтерства.

Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам и многое-многое другое. Одним словом, появилось настоящее массовое движение школьников.

Кто был основателем тимуровского движения? Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. Кстати, именно здесь Гайдар написал свою «нетленку» о Тимуре и его команде. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2-3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы. Скажем, подростки неоднократно рубили дрова для пожилого человека и трижды подметали двор...

Эпоха великой войны

Во время войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945-м в уже было порядка 3 миллиона тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми.

Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, продолжали помогать собирать урожай.

Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ.

Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943-го. Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань - Сталинград». На судне в качестве груза - подарки, которые были собраны тимуровцами республики.

А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие.

Кстати, в начале 1942-го по всей территории СССР были проведены первые слеты тимуровцев. На этих мероприятиях они рассказывали о результатах своей успешной деятельности.

Также к этому времени появляются первые песни о тимуровском движении, среди них «Четверка дружная ребят», «Как высоко над нами наше небо» и, конечно, «Песня тимуровцев» Блантера. Позднее были написаны такие популярные музыкальные композиции, как «Гайдар шагает впереди», «Песня красных следопытов», «Орлята учатся летать», «Тимуровцы» и пр.

Уральский отряд

Возвращаясь к периоду войны, одной из известных тимуровских команд был отряд из шахтерского городка Пласт, что в Челябинской области. В нем участвовало двести подростков. А возглавляла его 73-летняя Александра Рычкова.

Отряд был создан в августе 1941-го. На первом же сборе Рычкова заявила, что трудиться придется буквально на износ. При этом не будет никаких скидок на возраст. Она объявила, что, если кто-то передумает, может сразу уйти. Но никто не ушел. Подростков разбили на отряды и назначили главных.

Каждый день Рычкова раздавала план работ. Они помогали нуждающимся, рассказывали горожанам о ситуациях на фронтах, проводили концерты для раненных в госпитале. Кроме того, они собирали лекарственные растения, металлолом, заготавливали дрова, трудились на полях, шефствовали над семействами фронтовиков. Также им доверяли и серьезное дело: тимуровцы заползали в отвалы шахт и отбирали горные породы.

Заметим, несмотря на работу, подростки всё-таки продолжали ходить на школьные уроки.

В результате, за шесть месяцев команда из Пласта смогла завоевать поистине безукоризненную репутацию. Даже чиновники выделили ребятам комнату для своего штаба. О тимуровцах из этого шахтерского городка неоднократно писали в периодике. Между прочим, данный отряд упоминается в энциклопедии Великой Отечественной.

Процесс слияния пионеров и тимуровцев

В 1942-м педагоги были в некотором смятении. Дело в том, что тимуровские отряды, по сути, начали вытеснять пионерские дружины. Напомним, книга о Тимуре повествовала о «самодисциплинирующемся» коллективе. В нем все обязанности подростки брали на себя и сами решали все проблемы, без контроля взрослых.

В итоге, руководители ВЛКСМ приняли решение, связанное с объединением пионеров и тимуровцев. Через некоторое время комсомольцам удалось взять их под свой контроль.

По большому счету, в данной ситуации были и свои очевидные плюсы, и большие минусы. Деятельность тимуровцев стала считаться дополнительной формой работы пионерии.

Послевоенный период

Сразу после победы над фашистскими захватчиками тимуровцы продолжали помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым. Также они старались ухаживать за могилами красноармейцев.

Но одновременно движение начало угасать. Быть может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания «вливаться» в ряды пионерской организации. Они теряли свободу выбора.

Возрождение движения началось только при хрущевской «оттепели»…

60-80-е

История тимуровского движения в России продолжалась. В этот период подростки продолжали заниматься общественно полезной деятельностью. Лучшим вручали награды. К примеру, одиннадцатилетней школьнице М. Наханговой из Таджикистана удалось перевыполнить норму для взрослого человека в семь раз по сбору хлопка. Ее наградили орденом Ленина.

Тимуровцы начали заниматься и поисковой работой. Так, они стали изучать жизнь А. Гайдара и, в результате, помогли открыть музеи писателя в ряде городов. Также организовали библиотеку-музей имени писателя в Каневе.

А в 70-х при редакции известного советского журнала «Пионер» был сформирован так называемый Всесоюзный штаб Тимура. С завидной регулярностью проходили и сборы тимуровцев. Активно слагались и читались стихи про тимуровское движение. В 1973-м в лагере «Артек» состоялся первый Всесоюзный слёт. На мероприятии присутствовали три с половиной тысячи делегатов. Им тогда удалось принять даже программу тимуровского движения, направленную на его активное развитие.

Заметим, такие команды был созданы в Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Крах и возрождение движения

В самом начале 90-х роль ВЛКСМ и пионерии была объявлена исчерпанной. Эти организации официально прекратили существовать. Соответственно, такая участь ждала и тимуровское движение.

Но зато практически одновременно была создана «Федерация детских организаций», независимая от любой политической партии. Через несколько лет российский президент объявил о создании движения школьников России. Заметим, эту идею поддержали и педагоги.

Немногим ранее официально было сформировано и новое тимуровское (добровольческое) движение, которое призвано помочь социально незащищенным группам населения.

Новое время

Таким образом, в наше время традиции тимуровского движения сохранились. Такие отряды существуют в нескольких регионах. Скажем, в Шуе, что в Ивановской губернии, функционирует молодёжное движение тимуровцев. Как и раньше, они не только помогают нуждающимся, но и стараются быть полезным обществу.

Радует, что это движение снова распространяется повсеместно…

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.