Труды общества любителей российской словесности. Общество любителей российской словесности




Общество любителей российской словесности (ОЛРС) - литературно-научное общество при Московском университете, существовавшее с 1811 по 1930 (перерыв с 1837 по 1858). В состав общества входили гл. обр. филологи и литераторы. Среди его членов были, напр., лингвисты А. X. Востоков, К. С. Аксаков, Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот, Ф. Е. Корш, В. И. Даль, А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов, И. И. Срезневский, А. А. Шахматов, Р. Ф. Брандт, А. Л. Дювернуа, М. М. Покровский, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. М Бодянский, И. В. Ягич, В. Н. Щепкин, литературоведы и критики Н. И. Надеждин, А. Н. Веселовский, Н. С. Тихонравов, М. Н. Сперанский, С. А. Венгеров, А. Н. Пыпин, А. М. Скабичевский, П. Н. Сакулин, М. К. Лемке, Ю. И. Ай-хенвальд, М. А. Цявловский, Н.Л.Бродский, Н. К. Пиксанов, А. Е. Грузинский, В. Ф. Перевер-зев, В. М. Фриче, фольклористы А. Н. Афанасьев, Е. Ф. Барсов, П. Н. Рыбников, И. М. Снегирёв, П. В. Киреевский, А. Ф. Гильфердинг,
П. В. Шейн, многие писатели от Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина до И. А. Бунина и М. Горького. На заседаниях ОЛРС выступали Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, А. К. Толстой, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, В. В. Вересаев, Л. М. Леонов,
A. В. Луначарский и др. В состав ОЛРС входили также историки (М. П. Погодин, С. М. Соловьёв,
B. О. Ключевский, М. Н. Покровский, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, Р. Ю. Виппер и др.), философы (А. С. Хомяков, В. С. Соловьёв и др.), педагоги (Л. И. Поливанов, В. Ф. Саводник, В. Я. Стоюнин), юристы (В. Д. Спасович, А. Ф. Кони), деятели театра (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, М. П. Садовский), композитор А. Н. Верстовский, биолог К. А. Тимирязев, математик А. М. Перевощиков и др. В числе иностранных членов были сербский просветитель Вук Караджич, чеш. слависты П. Й. Ша-фарик, В. Ганка, франц. историк А. Рамбо, писатели П. Мериме, Р. Роллан.
Целью ОЛРС, по словам его первого председателя, ректора Моск. ун-та А. А. Прокоповича-Ан-тонского, было «способствовать успехам отечественной словесности», немыслимым без совершенствования языка.
В области изучения рус. языка ОЛРС ставило перед собой след. задачи: создание «систематической, основательной грамматики», углублённое изучение и разработка словарного состава, совершенствование слога отечественной словесности. В центре внимания ОЛРС были вопросы нормализации рус. языка, вопросы культуры речи, особенно упорядочения словоупотребления, пути развития рус. лит. языка.
ОЛРС способствовало изданию «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля (1861-66), «Песен, собранных П. В. Киреевским» (1860-74, 1911-29), «Причитаний Северного края» Е. В. Барсова (1872-82), «Белорусских песен» П. А. Бессонова (1871), «Рассуждения о славянском языке...» А. X. Востокова (1820), положившего начало сравнительно-историческому языкознанию в России, «Опыта русской грамматики» К.С.Аксакова (I860). Были изданы «Кирил-ло-мефодиевский сборник в память о совершившемся тысячелетии славянской письменности и христианства в России» (1865), сборники «Памяти А. П. Чехова» (1906), «Тургенев и его время» (сб. 1-2, 1923-26), «Пушкин» (сб. 1-2, 1924-30) и др.
Юбилеи писателей и знаменательных событий отмечались как общественно-культурные явления. ОЛРС провело Пушкинский юбилей (1899), Гоголевские дни (1902, 1909), организовало юбилеи, посвященные М. В. Ломоносову (1865), Карамзину (1866), 300-летию рус. книгопечатания (1864). В 90-х гг. 19 в. устраивались литературно-музыкальные вечера в память И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. И. Полежаева, Ф. И. Тютчева, Фета, А. Н. Островского, С. Я. Надсона, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко (в 1911 издан его «Кобзарь»), тем самым была заложена традиция, занявшая в 20 в. важное место в культурной жизни рус. общества. В кон. 19 - нач. 20 вв. устраивались выставки в память А. С. Пушкина (1880, 1899), А. С. Грибоедова (1895), В. Г. Белинского (1898), Н.В. Гоголя и В. А. Жуковского (1902). Большой общественный и культурный резонанс получило, при активном участии ОЛРС, открытие памятника Пушкину в Москве (1880). Благодаря ОЛРС в Москве был открыт памятник Гоголю (1909). В сов. период ОЛРС отметило юбилейные даты крупных рус. писателей, Данте, Мольера, 250-летие рус. театра, столетие со дня восстания декабристов. Были проведены юбилеи М. Н. Ермоловой, В. Н- Фигнер, А. И. Южи-на-Сумбатова, Брюсова, Вересаева.
Издательская деятельность ОЛРС велась особенно интенсивно в 1812-28: вышли 27 томов «Трудов ОЛРС» (ч. 1-20, 1812-20; «Сочинения в прозе и стихах. Труды Общества...», ч. 1-7, 1822-28). ОЛРС печатало сочинения К. Н. Батюшкова, Пушкина, Лермонтова, Крылова, Жуковского, А. В. Кольцова, Полежаева, Тютчева, Гоголя, В. Ф. Одоевского, Чехова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др. Публиковались материалы и разработки диалектного, «производного» (этимо-лого-словообразовательного), синонимического словарей. Редакторами «Трудов» были профессор красноречия, стихотворства и языка российского поэт А. Ф. Мерзляков и профессор рус. словесности П. В. Победоносцев.
ОЛРС внесло значительный вклад в развитие рус. национальной культуры. Возрождено в 1992; почётный председатель - Д. С. Лихачёв.

литературно-научное общество при Московском университете, существовавшее в 1811-1930 (с перерывом в 1837-58). На его заседаниях выступали А. К. Толстой, И. С. Тургенев, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин и др. писатели. Деятельность общества нашла выражение в его изданиях: «Труды ОЛРС» (ч. 1-20, 1812-1821), «Сочинения в прозе и стихах» (ч. 1-7, 1822-28), «Толковый словарь...» В. И. Даля (ч. 1-4, 1863-66), «Песни, собранные П. В. Киреевским» (в. 1-10, 1860-74; новая серия, в. 1-2, 1911-29), сборники «Тургенев и его время» (1923), «Пушкин» (т. 1-2, 1924-30).

Лит.: Сакулин П. Н., Общество любителей российской словесности, «Печать и революция», 1927, кн. 7.

  • - , литературно-общественная организация в Петербурге в 1816-25. Собрания общества проходили на Вознесенском проспекте...
  • - литературно-общественная организация в Петербурге в 1801-25...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Во́льное о́бщество люби́телей росси́йской слове́сности литературно-общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1816–25 гг. Первоначально носила консервативный характер,...

    Литературная энциклопедия

  • - ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ - см. Общества литературные...

    Литературная энциклопедия

  • - рус. лит.-науч. общество в 1801-25 в Петербурге; первоначально именовалось "Дружеское об-во любителей изящного"...

    Советская историческая энциклопедия

  • - литературное общество, основанное в 1811 г. по мысли Г. Р. Державина и А. С. Шишкова с целью развивать и поддерживать вкус к изящному слову посредством публичного чтения образцовых произведений в стихах и прозе...
  • - Высочайше утвержденное под этим именем в начале 1818 г., основано, с дозволения правительства, в 1816 году под именем "Вольного общества соревнователей просвещения и благотворения"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - возникло 15 июля 1801 г. по мысли И. М. Борна и при содействии товарищей его по академической гимназии: В. В. Попугаева, А. Г. Волкова, В. В. Дмитриева и В. И. Красовского...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный журнал, издававшийся Обществом любителей словесности, наук и художеств в С.-Петербурге, в 1812 г., под редакцией В. Б. Броневского...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - литературно-общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1816-25...
  • - литературно-общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1801-25...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ВОЛЬНОЕ общество ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ - литературное общество в Санкт-Петербурге в 1816-25...
  • - НАУК И ХУДОЖЕСТВ, литературно-общественная организация в Петербурге в 1801-25. Среди членов: И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев, А. Х. Востоков, Н. А. и В. А. Радищевы, К. Н. Батюшков...

    Большой энциклопедический словарь

  • - при Московском университете - литературно-научное общество, 1811-1930. На заседаниях выступали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский...

    Большой энциклопедический словарь

  • - "общество люб"ителей росс"ийской слов"...

    Русский орфографический словарь

"Общество любителей российской словесности" в книгах

1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Из книги Федеральный закон «Об оружии» автора Автор неизвестен

Статья 14. Приобретение на территории Российской Федерации, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия иностранными гражданами Иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское

Вольное общество любителей российской словесности

БСЭ

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Общество любителей российской словесности

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

АКАДЕМИЯ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АКАДЕМИЯ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ Создана в 1995 году. Учредители - Литературный институт, Институт русского языка им. Пушкина, Международное сообщество книголюбов. Уставные цели АРС состоят «в защите русского литературного языка, в поддержке просветительских и

ПИСЬМО В ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Из книги Статьи автора Успенский Глеб Иванович

ПИСЬМО В ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ {* Во время печатания этого письма Г. И. Успенского мы получили от последнего небольшое дополнение, которое и помещаем в примечании по его желанию:"Около 24 июля и особенно около 14 ноября прошлого года и в промежутке

Пушкин (очерк) Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности

Из книги Дневник писателя автора

Пушкин (очерк) Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», – сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас,

[Речь в обществе любителей российской словесности]

Из книги Том 15. Статьи о литературе и искусстве автора Толстой Лев Николаевич

[Речь в обществе любителей российской словесности] Милостивые государи. Избрание меня в члены общества польстило моему самолюбию и искренно обрадовало меня. Лестное избрание это я отношу не столько к моим слабым попыткам в литературе, сколько к выразившемуся этим

Пушкин (Очерк) Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

Пушкин (Очерк) Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», – сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас,

31 В ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Из книги Избранные письма автора Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

31 В ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ Каждое лето мне приходится путешествовать по Уралу, и по пути я не упускаю случая записывать все, что касается этнографии и вообще бытовой обстановки этого обширного и разнообразного края. Между прочим, мне хотелось бы

Стихирнутому рецензенту (эпиграмма посвящается восходящей пропиаренной звезде нынешней российской словесности – Андрею Гришаеву, поместившему на сайте Стихи. ру 6 ноября обзорную рецензию творчества стихирян за октябрь месяц)

Из книги Небесная канцелярия [сборник] автора Векшин Николай Л.

Стихирнутому рецензенту (эпиграмма посвящается восходящей пропиаренной звезде нынешней российской словесности – Андрею Гришаеву, поместившему на сайте Стихи. ру 6 ноября обзорную рецензию творчества стихирян за октябрь месяц) Ипиграф: «А судьи хто?» (Чацкий) Октябрь.

Из книги автора

ЛЮБИМОЕ ЧТИВО ПУТИНА. Парижские тайны российской словесности ЛЮБИМОЕ ЧТИВО ПУТИНА. Парижские тайны российской словесности Владимир Бондаренко Владимир Бондаренко ЛЮБИМОЕ ЧТИВО ПУТИНА. Парижские тайны российской словесности Влюбчивый у нас в России народ. Путин уже

ЛЮБИМОЕ ЧТИВО ПУТИНА. Парижские тайны российской словесности

Из книги автора

ЛЮБИМОЕ ЧТИВО ПУТИНА. Парижские тайны российской словесности ЛЮБИМОЕ ЧТИВО ПУТИНА. Парижские тайны российской словесности Владимир Бондаренко 0 Владимир Бондаренко ЛЮБИМОЕ ЧТИВО ПУТИНА. Парижские тайны российской словесности Влюбчивый у нас в России народ. Путин уже

Начало Вольному обществу любителей российской словесности (другое название его - Общество соревнователей просвещения и благотворения)положил Андрей Афанасьевич Никитин (1790-1859) - литератор, автор комедии и стихов в оссианическом роде. 17 января 1816 года у него на квартире состоялось первое заседание, на котором присутствовали литераторы братья Боровковы и Люценко (Ефим Петрович, поэт; его перевод поэмы Виланда "Вастола" в 1836 году был издан А. С. Пушкиным).

28 января был принят в новое общество Ф. Н. Глинка, в том же году вступивший и в декабристскую организацию Союз Спасения, или Общество истинных и верных сынов Отечества (Глинка в то же время был и ритором в ложе "Избранного Михаила"). Вскоре пришли в Вольное общество Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер, Сомов, Плетнев, Греч (издатель журнала "Сын Отечества"). В этом тройственном союзе обществ - тайного декабристского, масонского (ложа "Избранного Михаила") и литературного (два последних - легальные) - утверждались патриотические идеи, неразрывно связанные с вольнолюбием.

Учредители Вольного общества любителей российской словесности начали разработку плана следующих капитальных изданий:

1) "Полной Российской энциклопедии", заключающей в себе все, что известно о России в отношения истории, искусства, науки, литературы;

2) "Жизнеописаний многих великих людей Отечества" - многотомного издания;

3) Нового иконологического словаря с изображениями - это должна была быть иллюстрированная история живописи, рисунка и гравюры;

4) Журнала трудов членов Общества - это издание - "Соревнователь просвещения и благотворения" - начало выходить в 1819 году.

Проекты энциклопедии и иконологического словаря не были утверждены министром просвещения, усмотревшим здесь неуместное соревнование общества с Академией наук, которой труды такого размаха более пристали (однако в это время заканчивал восьмой том своей грандиозной "Истории государства Российского" Карамзин - не академия и не общество, а один человек). И все же члены Вольного общества начали работу над биографиями русских людей. Многотомного биографического словаря также не получилось, общество и в этом не нашло поддержки, но ряд биографий, намечавшихся для словаря, был помещен в "Соревнователе" - это жизнеописания поэта Петрова, полководца Суворова, И. И. Шувалова и других отечественных деятелей.

Ф. Н. Глинка напечатал в 1816 году в "Сыне Отечества" "Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года" (первый вариант этой статьи появился в "Русском Вестнике" С. Н. Глинки в 1815 году). "Всякий мыслящий ум, - писал Глинка, - пожелает иметь средства составить себе полную картину всех необычайных происшествий, мелькавших с блеском молний в густом мраке сего великого периода... Потомки с громким ропотом на беспечность нашу, потребуют истории... Русские захотят особенно иметь живое изображение того времени, когда внезапный гром войны пробудил дух великого народа; когда народ сей, предпочитая всем благам в мире честь и свободу, с благородным равнодушием смотрел на разорение областей, на пожары городов своих и с беспримерным мужеством пожинал лавры на пепле и снегах своего отечества... Одна история торжествует над тленностью и разрушением... О ты, могущая противница времен и случаев, вмещая деяния всех народов и бытия всех веков, история! уготовь лучшие из скрижалей твоих для изображения славы моего отечества и подвигов народа русского! Смотри, какую пламенную душу показал народ сей, рожденный на хладных снегах Севера... Историк Отечественной войны должен быть русским по рождению, поступкам, воспитанию, делам и душе. Чужеземец, со всею доброю волею, не может так хорошо знать историю русскую, так упоиться духом великих предков россиян, так дорого ценить знаменитые деяния протекших, так живо чувствовать обиды и восхищаться славою времен настоящих".

В этой статье Глинка, отталкиваясь от истории Отечественной войны, говорит о русской истории вообще. Он как бы доказывает закономерность того, что историю Отечественной войны пишет А. И. Данилевский, участник ее ("Сочинитель должен быть самовидец", - пишет Глинка), а историю России - Н. М. Карамзин.

"Чужеземец, - пишет Глинка, - невольно будет уклоняться к тому, с чем знакомился с самых ранних лет, к истории римлян, греков и своего отечества. Он невольно не отдает должной справедливости победителям Мамая, завоевателям Казани, воеводам и боярам Русской земли, которые жили и умерли на бессменной страже своего отечества. Говоря о величии России, иноземец, родившийся в каком-либо из тесных царств Европы, невольно будет прилагать ко всему свой уменьшенный размер. Невольно не вспомнит он, на сколь великом пространстве шара земного опочивает могущественная Россия. Вся угрюмость Севера и все прелести Юга заключены в пределах ее... Русский историк не проронит ни одной черты касательно свойств народа и духа времени. Он не просмотрит ни предвещаний, ни признаков, ни догадок о случившихся несчастиях".

Первые восемь томов "Истории" Карамзина выйдут в 1818 году. Карамзин, реформатор русского литературного языка, языка русской прозы, мог принять близко к сердцу все сказанное Глинкой в его статье, за исключением следующего пожелания: "Русский историк постарается изгнать из писаний своих все слова и даже обороты речей, заимствованные из чуждых наречий. Он не потерпит, чтобы слог его испещрен был полурусскими или вовсе не русскими словами, как то обыкновенно бывает в слоге ведомостей и военных известий".

В бумагах П. И. Пестеля сохранился словарь терминов, имевших иностранное происхождение, с заменой их русскими Пестель предлагает замены: конституция - государственный устав; аристократия - вельможедержавие; тирания - зловластие; генерал - воевода; теория - умозрение; республика - общедержавие; кабинет министров - правительствующая дума и т. д.

С 1818 года Глинка был фактически руководителем Вольного общества любителей российской словесности, он возглавлял его левое, сильнейшее крыло и упорно проводил патриотические декабристские идеи.

В 1820-1822 годах в общество пришли будущие декабристы К. Ф. Рылеев, А. А. и Н. А. Бестужевы и А. О. Корнилович. Среди членов общества уже были поэты Боратынский, Дельвиг, Плетнев, Измайлов, Остолопов, Григорьев, В. Туманский.

Имя Булгарина, которое мы еще не раз назовем в этой книге, не должно резать ухо: до восстания 14 декабря 1825 года он еще не был осведомителем Третьего отделения.

Булгарин был близко знаком с многими будущими декабристами, в том числе с Рылеевым, с которым он учился в кадетском корпусе, хотя и вышел оттуда на несколько лет раньше. Он печатал стихотворения Рылеева в 20-х годах в своих журналах "Северный Архив" и "Литературные Листки", а Рылеев - прозу Булгарина в "Полярной Звезде". Бывало, они ссорились, и крепко. Но Рылеев ушел из жизни другом Булгарина, с верой в его порядочность. Какое же смятение он внес в душу Булгарина, отвернувшегося от своих друзей в тот роковой день!.. Вечером 14 декабря Рылеев вручил ему на хранение часть своего архива. Булгарин не передал его в Третье отделение - материалы эти были опубликованы в 1870-х годах в журнале "Русская Старина".

Прекратил свое существование декабристский Союз Благоденствия - решение о его роспуске было принято в январе 1821 года на Московском съезде. Почти сразу же возникло новое общество - Северное, в Петербурге. Прямой дорогой шел Рылеев на соединение с ним.

"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" "Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий