Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Василий Семёнович Сварог: биография Оставить заявку на другие работы художника




В Россию вернулся знаменитый рисунок Василия Сварога, сделанный им в Англетере в ту самую трагическую ночь.

Художник Сварог (В.С. Корочкин), делавший в номере гостиницы рисунок погибшего Есенина, рассказывал своему другу, журналисту И.С. Хейсину, следующее: «Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник? Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.90 г.).

Существует еще одна загадочная личность в этом деле, некто Л.Сосновский, приятель Троцкого, фельетонист. Именно по его обвинению возникло дело 4-х поэтов, обвиненных в антисемитизме (Есенин, Клычков, Орешин, Ганин). Все поэты умерли насильственной смертью, также, как, впрочем, и Сосновский (именно его имя фигурирует в деле расстрела царской семьи), расстрелян в 1937. Еще одна жертва, А.Соболь, который заступился за поэтов-"антисемитов". Вскоре после похорон С.А.Есенина он был найден возле памятника Достоевскому с простреленной головой.
Темное было время.

Л.-М., Радуга, 1926. 11 с. с илл. Тираж 8000 экз. Цена 23 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Большая редкость!

Сварог (наст. фамилия – Корочкин), Василий Семёнович (1883, Старая Русса - 1946, Москва) - русский и советский художник, иллюстратор книг, плакатист, гитарист-дилетант. Василий Семёнович Корочкин родился в бедной семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать. Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование. В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» - божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать - намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении - лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу. Вот так и появился псевдоним художника - «Сварог» – имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии. После его окончания, с 1900 года, сотрудничал в петербургских иллюстрированных журналах "Живописное обозрение", "Пулемет", "Волшебный фонарь", "Солнце России" и др. Его сатирические рисунки и карикатуры печатались на страницах крупнейших иллюстрированных еженедельников. Параллельно с живописью В. Сварог серьезно занимался музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, он начал самостоятельно обучаться игре на гитаре, руководствуясь школой М. Высоцкого и А. Сихры. Затем перешел на шестиструнную гитару, специализировался в игре "на гитаре испанского строя" и в 1907-1908 годах выступал как гитарист-солист на концертах. Предпочитал металлические струны. Имел собственные сочинения, большая часть из которых не издана. Хорошо пел под гитару, участвовал в спектаклях. Развивался и как художник. В 1911 году В.С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала "Солнце России", за серию рисунков к "Живому трупу" Л.Н. Толстого. Решающее значение для развития и активизации реалистических начал дарования В.С. Сварога имела его встреча с И.Е. Репиным в 1915 году. Одной из известных работ И. Репина является портрет В. Сварога с гитарой в руках.



Илья Репин. Портрет художника В.С. Сварога. 1915

Частое пребывание у Ильи Репина, присутствие на его портретных сеансах оказали влияние и на направленность творчества Сварога (автопортреты 1923, 1926 г., портреты О.А. Кистеровой, Л.С. Сварог и др.). По совету и рекомен-дации И.Е. Репина Василий Сварог вступил в Товарищество передвижников и начиная с 1916 года выставлял свои работы на передвижных выставках. Лучшим произведением этого периода В.С. Сварога является "Портрет матери" (1916, холст, масло), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. В январе 1917-го года ему присвоили звание академика. Делая карьеру художника, Василий Сварог не расставался и с музыкой, как гитарист-виртуоз гастролировал по России, давал сольные концерты. В 1919 году из-за тяжелой болезни матери В.С. Сварог вернулся в родной город и по 1922 год жил в городе Старая Русса, где увлекся органи-зацией Народного дома, вокального кружка и оперного коллектива (сам исполнял на сцене труднейшие оперные партии: мельника в "Русалке", Мефистофеля в "Фаусте", Мазепы в "Мазепе" и другие), был инициатором создания местного художественного музея, самодеятельных хоровых и оркестровых кружков, художественной студии для под-ростков. По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос, что для него самое главное: живопись или музыка и пение, Василий Сварог отвечал:

"Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником".

Вернувшись в 1922 году в Петроград, В. Сварог возобновил работу как иллюстратор и плакатист. В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом "9 января", для которого выполнил 11 больших рисунков. Творческую работу Василий Сварог совмещал с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума. В.С. Сварог был хорошо знаком с Сергеем Есениным и у них, по некоторым данным, были даже планы совместных выступлений, на которых гитарист Сварог должен был аккомпанировать есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной кончины С.А. Есенина.




В день трагической смерти поэта В. Сварог также находился в гостинице "Англетер" и ночью 28 декабря 1925 года ему удалось сделать в номере Есенина посмертный карандашный рисунок с изображением мертво-го Есенина (впервые опубликован: “Наше наследие”, 1990, № 3), который в настоящее время хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина. С 1929 года постоянным местожительством В.С. Сварога становится Москва. В московский период он много работал на историко-революционную тему: написал серию картин, посвященных событиям 1905 года ("Предательство Гапона", "Тайная типография", "Гибель Потемкина"), начал писать портреты государственных деятелей Советской России (портреты С. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, К. Е. Ворошилова и др.).

Штаб Октября. 1939. Холст, масло.

Откликом на важнейшие события в жизни страны стали картины "Арматурщики", "Днепрострой", "Кузнецкстрой" и др., двадцать четыре акварели, объединенные общим заглавием "Красная Армия на маневрах", работы "Герои-летчицы в Кремле перед полетом", "Встреча челюскинцев на Красной площади", "Седовцы на Красной площади" и другие. На протяжении 1932-1941 годов Сварог создал свои лучшие произведения советского периода: натюрморт "Гитара" (1934), "Больная" (1935), "После шторма" (1930), "Рождение поэмы" (1937), "Портрет Маяковского" (1910), "Портрет Чайковского" (1940). Среди работ В.С. Сварога множество произведений объединены важной для него темой "Живопись и музыка" (среди этих работ, в частности, картина "Гитаристка", 1940 год, на которой по свидетельству рязанского гитариста Григория Евсеевича Шишкина (1920-2000) изображена ученица П.С. Агафошина Евгения Макеева (1916-1967), и карандашный портрет Андреса Сеговии. С первых дней Великой Отечественной войны В. С. Сварог стал энергично работать над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, настенных картин, репродукции с которых были опубликованы во многих газетах и иллюстри-рованных изданиях. Василий Сварог хорошо пел. Находясь в Старой Руссе, он исполнял на сцене старорусской оперы сложные партии - мельника в «Русалке» Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Мазепы в «Мазепе» Чайковского, Карася в «Запорожце за Дунаем» Гулак-Артемовского, Алеко в «Алеко» Рахманинова. Кроме того, Сварог играл на гитаре. Сварог говорил:

«Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибуль буду лишён одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».

В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Студию военных художников имени М.Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику:

«Совет командиров»

«Смольный в Октябре»

«Взятие Зимнего»

«Шлюпочный поход жён командиров».

С 1941 года - в эвакуации. Сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. Газета «Заря Востока» писала:

«Творческие рапорты художников. В понедельник, 25 мая, в 12 час. дня в Картинной галерее художников Грузии выступят с творческими рапортами лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств И.Э Грабарь и художник В. С. Сварог. В помещении галереи в этот день откроется выставка их картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике в 1941 и 1942 годах».

В 1942 году В.С. Сварог закончил свою последнюю картину – сложную, многофигурную историко-патриотическую композицию "Степан Разин". В конце этого же года вследствие несчастного случая он тяжело заболел. В 1943 году за многолетнюю творческую работу В.С. Сварог был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 31 декабря 1946 года после продолжительной болезни он скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле художника исполнил его ученик – народный художник СССР скульптор Н.В. Томский. В 1948 году усилиями друзей художника и его жены Ларисы Семёновны Сварог была проведена посмертная выставка его произведений. На ней были представлены картины, портреты, этюды из экспозиций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Центрального Дома Советской Армии, музеев А.С. Пушкина, М. Горького, Академии художеств СССР и областных музеев. Работы В. Сварога имеются в Третьяковской галерее и в Академии художеств. Около двухсот его произведений, завещанных художником родному городу, в 1974 году стали основой картинной галереи в городе Старая Русса Новгородской области.

И.В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей

в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. 1939.

Холст, масло. 200х300

Историк искусства И.Э. Грабарь отмечал, что художнику Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами, в которых отражал личное свое отношение к нему, отношение своего народа и времени». Название работы, несмотря на описательность, не выражает действительного ее содержания. Встреча детей и руководителей страны – И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, М.И. Калинина, В.М. Молотова, М.М. Кагановича – событие, которое могло происходить в реальности, на картине, приобретает черты мифа. Сияние озаряет не только лица и фигуры, но и пейзаж, небо, все вокруг. Происходящее будто пропущено сквозь фильтр мечты о единении власти и народа.

Путь Василия Семеновича Сварога в искусстве столь необычен, что мы обязаны предоставить слово самому художнику: "Родился я в городе Старая Русса. Родители мои - крестьяне… Мне было полтора года, когда умер отец, и мать тяжелым трудом прачки подняла на ноги троих детей, сумев им дать необходимое образование… Еще в городском училище обратили внимание на мои способности к рисованию, и по его окончании учитель Чистяков собрал среди местной интеллигенции сто рублей и отправил меня в Петербург, где я, успешно выдержав экзамен, поступил в Художественную школу Штиглица". Знания и приобретенные основы мастерства, полученные в школе Штиглица, оказались столь основательными, что после ее окончания (1900) художник начал самостоятельную творческую работу. Жанровые композиции с фрагментами крестьянской жизни и деревенского быта, рисунки для многочисленных в то время журналов, портреты знакомых и на заказ - интенсивная, часто вынужденная работа художника в 1900-1910-е годы. Он получает первые места за серию рисунков к "Живому трупу" Л.Н. Толстого и за участие в плакатном конкурсе журнала Нива, участвует в многочисленных выставках тех лет.

В советское время В.С. Сварог также в работе. С 1919 по 1922 год работал в Старой Руссе как художник и певец в оперном театре, который им же был и организован. Там же пишет много картин и помогает созданию художественного музея. Далее следует историко-революционная серия полотен, портреты вождей и героев того времени. В 1939 году В.С. Сварог пишет для выставки в Нью-Йорке большой холст "Члены Политбюро среди детей в Парке культуры". Художник откликается своими холстами на юбилеи А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Наконец, он преподает в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, и потому среди его картин широко представлена героическая тема Красной Армии. Творчество В.С. Сварога в полной мере соответствовало диктату новой жизни и энтузиазму страны

Работы художника находятся в собрании ГТГ.

Оставить заявку на другие работы художника

* - обязательные для заполнения поля

Ваше Ф.И.О. *

Василий Семёнович Корочкин родился в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.
Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование.
В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника - «Сварог».

  • С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России».
  • В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп».
  • В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина . Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах.
  • В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках.
  • В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке.
  • В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса , Фридриха Энгельса , В. И. Ленина , М. С. Урицкого , В. В. Володарского .
  • С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, художественную студию. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям - «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.
  • В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
  • В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
  • После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений:
  • Увлекаясь музыкой, В.Сварог создал ряд работ, объединённых этой темой:
Андреса Сеговии
  • Писал Сварог и портреты руководителей партии и правительства - В. И. Ленина, И. В. Сталина , К. Е. Ворошилова , В. В. Куйбышева .
  • В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Cтудию военных художников имени М. Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику:

Василий Семенович Корочкин (псевдоним - Сварог) родился в полунищей семье крестьянина и прачки в Старой Руссе, уездном городке Новгородской губернии. В двухлетнем возрасте он лишился отца, и вместе с двумя сестрами воспитывался матерью.

Художественное дарование мальчика было замечено рано, еще в церковно-приходском училище. Он жил поблизости от него в одном из переулков за Линейным проспектом. Под влиянием преподавателя П.И. Долгова Вася Корочкин полюбил акварель, и не изменял ей всю жизнь. С младых лет он научился с удивительной легкостью работать в этой тонкой и трудной технике. Между тем он слыл не только одаренным художником, но и способным музыкантом-гитаристом.

Пейзаж

Местная интеллигенция поддержала подрастающий талант, по подписному листу, при инициативе преподавателя училища П.П. Чистякова, были собраны деньги для мальчика, чтобы он смог продолжить образование.

В 1896 году в 13-летнем возрасте будущий живописец уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Здесь он избрал себе новое имя — славянского языческого бога Сварога. Позднее один из однокашников вспоминал, что на третьем году обучения, перед очередным экзаменом, Вася Корочкин получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» «Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он и привык к этому прозвищу». В училище Сварог жил впроголодь на «медные деньги», но старательно и получил профессиональную подготовку весьма неплохую. Его наставниками были П.И. Долгов, Н.А. Кошелев, А.Н. Новосокольцев, В.Е. Савинский.

Товарищи К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА

После окончания училища в 1900 году начинающий художник много писал в жанрах пейзажа и портрета, но широкого признания его полотна не снискали. Самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной графикой, в основном сатирической. На этом поприще Сварог добился ощутимого успеха. Сначала он работал как иллюстратор в «Живописном обозрении», а затем во многих крупных петербургских журналах и газетах. Редакторы иллюстрированных изданий признали его дарование и охотно давали ему заказы. Он мастеровито исполнял акварели и рисунки пером, также работал углем, графическим и цветными карандашами, пастелью. Такие известнейшие петербургские печатные органы, как «Нива», «Солнце России», с готовностью предоставляли Сварогу свои страницы. В эпоху революции 1905 г. он принимал активное участие в сатирических журналах «Пулемет», «Зритель», «Волшебный фонарь» и др.

В 1911 году В.С. Сварогу была даже присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к «Живому трупу» Л.Н. Толстого. Позднее он выполнил иллюстрации к стихотворениям И.С. Никитина (1912) и к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1918).

Солисты

Решающее значение в получении общественного признания и в развитии реалистических творческих начал сыграло близкое знакомство В.С. Сварога с И.Е. Репиным. В 1915 году подающий надежды художник знакомится с Юрием Репиным, сыном прославленного живописца, и пишет портрет своего нового знакомца, который привел в восхищение Илью Ефимовича: «Какая смелость, какая стихийность манеры, какие богатыри у нас появляются!» Восторженная похвала авторитетного мэтра много значила в художественном мире. Портрет, кстати сказать, хранится и по сей день музее-усадьбе И.Е. Репина в «Пенатах». Сварог тогда же написал сепией весьма удачный портрет самого корифея русской живописи. А тот в свою очередь портрет В.С. Сварога. Это уже намного больше, чем устное ободрение, тем более, что Репин предпочитал не живописать коллег по кисти.

Молодой живописец стал своим человеком в репинском имении в Финляндии. Частое гостевание у Ильи Ефимовиче, присутствие на его портретных сеансах оказали, надо полагать, влияние на творческую направленность Сварога, которого даже стали считать репинским учеником.

Штаб Октября

В 1916 г. по рекомендации И.Е. Репина его приняли в Товарищество передвижников. Начиная с этого года, он постоянно выставлял свои работы на передвижных выставках. Лучшим произведением этого периода является «Портрет матери» (1916), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. Между тем В.С. Сварог являлся экспонентом и других выставок того времени: «Весенней», «Независимых», «Общины», «Акварелистов». Он также состоял членом Общества русских акварелистов.

Одновременно с живописью В.С. Сварог серьезно и небезуспешно занимался музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, он самостоятельно обучился игре на гитаре. В 1907-1908 годах он выступал как гитарист-солист на концертах и гастролировал по России. Ему принадлежит целый ряд музыкальных сочинений, большая часть из которых так и не издана.

Автопортрет

Жизнь художника из провинции, казалось, стала складываться вполне удачно. Февральскую революцию В.С. Сварог воспринял с воодушевлением. Он много и плодотворно сотрудничает с «Нивой» (См. его рисунки: В дни революции. Ведут переодетых полицейских, «Не уйдут». Ловля полицейских по чердакам.).

Но грянул Октябрьский переворот, переломивший надвое не только судьбу России, но и очень многие человеческие судьбы. И Сварог не был исключением: в его творчестве начались резкие повороты.

После прихода к власти большевиков он неожиданно примкнул к левому лагерю авангардистов, каковым никогда не был. При этом развил кипучую деятельность. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В 1918 году В.С. Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октября. В это же время он создает портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также двух наиболее одиозных лиц петроградского партийного руководства: М.С. Урицкого, председатель городской ЧК, и В.В. Володарского, комиссар печати, пропаганды и агитации.

И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького

Успех у коммунистических властей В.С. Сварогу был обеспечен, тем более, что огромное большинство деятелей искусства отказывалось сотрудничать с Совдепией. Но художник меняет свой курс на 180 градусов. Из кипучего Петрограда, где выплавлялось новое социалистическое искусство, и создавались новые имена, он уезжает в глушь - на родину, в Старую Руссу. И дело здесь не только в болезни матери и голоде по крупным городам во время гражданской войны.

В Старой Руссе художник проживет с 1919 по 1922 год. И будет заниматься культурно-просветительской деятельностью. Он стал инициатором создания самодеятельного хора и оркестрового кружка. Он положил основание местному художественному музею и художественной студии для подростков. Он организовал Народный дом, а при нем вокальный кружок и оперную труппу. Сам он исполнял на сцене труднейшие оперные партии: мельника в «Русалке», Мефистофеля в «Фаусте», Мазепы в одноименной пьесе и другие.

В это время В.С. Сварог отнюдь не оставляет кисти, он продолжает писать картины. Но они далеки от революционной тематики. Его полотна посвящены Старой Руссе и его жителям: «Рогачёвка» «Портрет Васи Ушакова», «Дети», «Портрет Валентины Казариной» и другие.

В дни революции

По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос, что для него главное - живопись, музыка или пение, Василии Семенович отвечал: «Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».

В 1922 году В.С. Сварог в очередной раз круто меняет свою судьбу: он возвращается в Петроград. Надо полагать, его тяготила провинциальная жизнь, даже наполненная творческим созиданием.

Он возобновил работу как иллюстратор и плакатист. Его многочисленные рисунки появляются в «Ленинградской правде», «Красной газете», позднее в самых крупных советских газетах, выходящих в Москве: «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде». Для заработка он стал с 1924 г. преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Ленинграде.

Доклад В.И.Сталина о принятии Конституции 1936 года

В 1924 году В.С. Сварог вступает ряды Ассоциации художников революционной России (АХРР). Основанная в 1922 году, ассоциация с первых шагов заручилась очень весомой материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии, найдя покровительство в первую очередь у К.Е. Ворошилова. В короткое время ассоциация стала самой многочисленной и мощной организацией среди творческих группировок в стране. Секрет преуспевания АХРР был прост. Члены АХРРа воинственно выступали против каких-либо новаций в изобразительном искусстве, их злейшими врагами являлись авангардисты. Принципом ахровцев стала натурная реалистичность живописи, понятная простому, малообразованному народу. Вместе с тем они полностью поддерживали идеологические установки советско-партийного государства. Потому выбор живописных тем определялся социальным, то есть партийным, заказом: великая социалистическая революция, победоносная Красная Армия, мудрые народные вожди, доблестный труд, счастливый советский быт и прочее. АХРР стал той удобренной почвой, на которой вырос социалистический реализм.

Все эти идеологические установки 20-х годов во многом определили тематический репертуар В.С. Сварога. Его творчество приобрело ярко выраженную политизированную направленность. Сам художник называл свои творения «политическими композициями».

Серый день

Художник исполнял портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, крупнейших партийных деятелей (Г.К. Орджоникидзе, В.В. Куйбышева, С.М. Кирова, К.Е. Ворошилова и др.), рабочих-ударников, писал историко-революционные полотна, народные торжества и праздничные заседания, создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты, отображал быт и подвиги Красной Армии:

Очень красноречиво говорят сами за себя названия картин, акварелей и рисунков мастера: «Предательство Гапона (9 января 1905 года)», «Черная сотня» (обе - 1929), «Товарищ Ворошилов привез оружие луганским рабочим», «Комбайн за работой», «Гибель "Челюскина"» (все 1931). Он также создает двадцать четыре акварели, объединенные общим заглавием «Красная Армия на маневрах». Художник не раз совершал поездки на крупнейшие новостройки страны. Он живо откликался на актуальную индустриальную тему, написав «Арматурщиков» (1920-е гг), «Волховстрой» (акв. 1924), «Кузнецкстрой»(1931), «Днепрострой» (1932) и другие. Творческую работу Василий Сварог совмещал для заработка с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума.

В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого выполнил 11 больших рисунков. В 1928 г. он успешно экспонировался на выставке к десятилетию РККА.

Ленин и Сталин

В.С. Сварог был знаком с Сергеем Есениным. У них, по некоторым свидетельствам, были планы совместных выступлений: он собирался аккомпанировать на гитаре есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной смерти поэта. В трагическую ночь 28 декабря 1925 года В.С. Сварог находился в гостинице «Англетер» и сделал в номере С.А. Есенина посмертный карандашный рисунок мертвого поэта (впервые опубликован: «Наше наследие», 1990, № 3). Сторонники версии убийства поэта видят в карандашном наброске подтверждение своей гипотезе. В настоящее время рисунок хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина.

С 1929 года постоянным местожительством В.С. Сварога становится Москва, но каких-либо изменений в творчестве живописца переезд не обозначил.

В 1932 году вышло печально известное постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Многочисленные художественные объединения и группировки, ранее существовавшие в СССР, ликвидировались. Всем деятелям искусства было указано объединиться в единый творческий союз. Фактически свобода творчества запрещалась и устанавливалось принудительное единомыслие. 25 июня 1932 г. организуется Московский областной союз советских художников (МОССХ). В.С. Сварог входит в него, встав под знамена соцреализма. Правда, для В.С. Сварога вхождение в МОССХ мало что меняло: он давно ужу стал ангажированным мастером, работающим на социальный заказ.

Советский плакат

Последующие годы он успешно работает над произведениями, выдержанными в свете решений партийных властей. В качестве приоритетного направления в его творчестве становится идеологическая функция искусства как средства массовой пропаганды (См., например, Женщины в колхозах — большая сила. И. Сталин. Плакат. 1935).

Им создана целая галерея портретов деятелей коммунистической партии и правительства. И, конечно, приоритет отдан великому вождю: «И. В. Сталин и дети» (1937), «Доклад И.В. Сталина на VI съезде РСДРП (большевиков)» (1935), «И. В. Сталин и члены Политбюро на Тушинском аэродроме» (1937), «Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР (1938), «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького» (1939).

Художник создает сервильные портреты деятелей коммунистической партии и правительства: «К.Е. Ворошилов на маневрах» (1932), «Товарищи К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА» (1932), «Портрет В. В. Куйбышева на трибуне» (1935) и другие. Живописал он и деятелей культуры: «Портрет Чайковского» (1940), «Портрет Маяковского» (1940), портреты Ф.В. Гладкова, А.Ф. Пахомова, В. П. Полонского, А. А. Радакова, М. Т. Семеновой (1923-1942).

К.Е. Ворошилов на маневрах

В.С. Сварог творит также картины революционно-исторического содержания, далекие, надо заметить, от подлинного отображения исторической действительности: «Смольный. 1917 г.» (1935), «Штурм Зимнего дворца» (1937), «Штаб Октября (1934), переработанный вариант - «Штаб Октября» (1939) и другие.

В своих произведениях В.С. Сварог постоянно откликался на современность, воспевая советский строй. Одни картины выполнялись на основе личных наблюдений, другие только по газетным сообщениям: «Герои-летчицы в Кремле перед полетом» (1934), «Гибель „Челюскина"» (1934), «Встреча челюскинцев на Красной площади» (1934), «Первое мая — пионеры» (1937), «Седовцы на Красной площади» (1940) и так далее.

Вместе с тем В.С. Сварог отображал быт и подвиги Красной Армии, народные торжества и праздничные заседания, создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты, отличающиеся широким разнообразием жанров и образов. Он также создает ряд плакатов на идейно значимые темы.

Смольный

В качестве иллюстратора В.С. Сварог участвует в очень престижном издании «История Гражданской войны в СССР» под редакцией A.M. Горького, К.Е Ворошилова, И.В. Сталина, А.С. Бубнова и др. Первый том вышел в свет в 1935 году, а через два года многие его непосредственные составители были объявлены «врагами народа» и репрессированы. Книга попала в спецхран, а художник не снискал никаких лавров. Правда, для него все могло закончиться намного хуже. Может быть, тогда у власть имущих и возникла некоторая подозрительность к художнику.

В свободное время от основной работы над идеологически выверенными произведениями, В.С. Сварог, писал, что говорится «для себя», подобно многим другим соцреалистам. Он предпочитал лирические бытовые композиции, выразительные пейзажи, натюрморты, камерные портреты. Здесь следует упомянуть: «Мать и сестра» (1926), акварельный портрет испанского гитариста Андреса Сеговии (1927), портрет гитариста Шаумяна (1928), «После шторма» (1930), «Натюрморт с гитарой» (1934), «Разное стекло» (1934), «Больная» (1935), «Пастушок» (1938), «Рождение поэмы» (1937), «Торбан» (1939), «Море, штиль» (1939). И, пожалуй, лучшее свое произведение, созданное еще в 1926 году - «Автопортрет» (1926).

И.В. Сталин и члены Политбюро на Тушинском аэродроме

В 1940 г. Политуправление военного министерства объединило профессиональных художников в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Студия была организована на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед новым объединением поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, а также отображения героического боевого пути Красной Армии. Проблематика была близка В.С. Сварогу в течение долгих лет, потому именно его назначили руководителем студии, и он стал с усиленной энергией писать полотна на военно-патриотическую тематику.

С началом Отечественной войны художник уезжает в эвакуацию сначала в Нальчик, потом в Тбилиси. В это же время В.С. Сварог работал над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, картин, связанных с войной. Репродукции с произведений Сварога публиковались во многих газетах и иллюстрированных изданиях. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась совместная с И.Э Грабарем выставка картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике. В 1942 году В. С. Сварог закончил свою последнюю картину: многофигурную историческую композицию «Степан Разин».

Каляев бросает бомбу в карету великого князя

В октябре 1942 года В.С. Сварога постиг несчастный случай, после которого он так и не оправился. Возвращаясь из эвакуации в Москву, на самаркандском вокзале он переходил железнодорожные пути с чемоданами, споткнулся и ударился левым виском об рельс. В тяжелом состоянии его доставили в Москву. Постепенно он несколько оправился, но вернуться к живописи уже не смог. 31 декабря 1946 года Василий Семенович Сварог скончался.

Похоронен художник на Новодевичьем кладбище. Над могилой стоит надгробие, которое выполнил ученик покойного — известнейший скульптор Н.В. Томский.

В.С. Сварог был добросовестным исполнителем социально-политического заказа своего времени. Его произведения представляют интерес как типологичные образцы социалистического реализма сталинской эпохи. Его полотна в полной мере соответствовали жесткому идеологическому диктату, установленному в России партией коммунистов. Однако, несмотря на все старания, В.С. Сварогу не удалось достичь лидирующего положения в советском официальном искусстве, как, скажем, Владимиру Серову или Александру Герасимову.

Доклад И.В. Сталина на VI съезде РСДРП (большевиков)

В.С. Сварогу так ни разу и не дали сталинской премии, и на высокие посты в художественной иерархии его также не допускали. Лишь в 1943 г. тяжело больной живописец удостоился ордена Трудового Красного Знамени за многолетнюю творческую работу.

В 1948 г. была проведена его посмертная выставка, состоявшаяся усилиями жены и друзей художника. Здесь было представлено около 300 полотен мастера.

По завещанию свыше 180 рисунков, акварелей, полотен было передано в дар Старой Руссе родственниками В.С. Сварога. Они стали основой городской картинной галереи, открытой в 1974 г. Позднее одна из улиц Старой Руссы названа именем художника.

Произведения Сварога хранятся в ГТГ, ГРМ, Академии художеств, Музее Красной армии, Государственном Историческом музее, Центральном Доме Советской Армии, музеях А.С. Пушкина, М. Горького и во многих других государственных художественных собраниях России и стран ближнего зарубежья.

Рукописное наследие Сварога, а также собрание графики и акварелей собрано в Российском государственном архиве литературы и искусства.