Бытовая идентичность народов средней азии и кавказа. Традиционные дома стран Центральной Азии: юрты, шалаши и пещеры




Важнейшая функция жилища — оберегать человека от пагубного воз­действия окружающей среды. Народное жилище любого географического района, будь то за Полярным кругом или в тропиках, приспособлено к условиям природы и климата. Именно это свойство жилища жаркого пояса в последнее время привлекает внимание современных зодчих и у нас, и за рубежом. Такая заинтересованность, вполне оправданная по­требностями строительной практики, по правде говоря, несколько запоз­дала. Необходимость научного подхода к строительной климатологии серьезно назрела к середине текущего столетия, а в 50 – 60 — х годах были детально разработаны методы адаптации строительства к условиям пояса тропиков. При этом опыт прошлого не принимался во внимание, но теперь, вглядываясь в народную традицию, проектировщики откры­вают один за другим прототипы нынешних солнцезащитных устройств, хотя и далекие от технического совершенства. Изучая адаптацию народ­ного жилища к условиям климата, особенно интересно сопоставить эмпи­рический подход прошлого с выводами современной теории. Любопытно наблюдать в то же время, как воздействие одинаковых климатических агентов и, очевидно, обмен опытом вызвали в разных странах известную общность солнцезащитных форм и приемов. Основы современной климатологии жаркого пояса вкратце, сводятся к следующему. Принята классификация климатов, которые делятся на две основные категории: 1) Теплый влажный климат с большим количе­ством осадков (характерен для экваториального пояса). Температура обычно не превышает 32 — 33° С с суточными колебаниями 4 — 8° С. Глав­ное зло составляет влажность воздуха. 2) Жаркий сухой климат с тем­пературами до 43°С и выше, с резкими суточными перепадами темпера­тур. В зимние месяцы влажность возрастает, но всегда ниже, чем-в пер­вом случае. Практические рекомендации для первой и второй зоны во многом прямо противоположны. Конструкции в теплом влажном климате должны быть легкими (тонкие стены и потолки из пористых материалов, де­ревянных или иного типа щитов), они, образно говоря, «лишены памяти» и легко принимают температуру внутреннего воздуха. Для жаркого су­хого климата выгоднее тяжелые конструкции (из камня, обожженного кирпича, глины), они обладают «термической инерцией», т. е. медленно нагреваются и охлаждаются. Это свойство используется путем изоляции помещения днем от внешнего воздуха и сохранения ночной прохлады. Таким образом, проветривание помещений в сухом климате совершается только в ночные часы, тогда как во влажном климате оно круглосуточ­ное и является главным требованием при создании комфортных условий. Планировка зданий во влажном климате должна быть максимально от­крытой, обеспечивая проветривание; в сухом климате желательна надежная изоляция от внешней среды. В обоих случаях необходимо защи­щать проемы от блеска облачного неба (влажный климат) или слепящих солнечных лучей (сухой климат). Для защиты от солнца выработано множество вариантов затеняющих ребер, козырьков и решеток. Республики Средней Азии расположены между 36°70′ и 45 е северной широты. Климат здесь в основном сухой и резко континентальный, с довольно холодной, но кратковременной зимой и знойным летом. Здесь имеют место не только резкие суточные колебания температуры, но так­же» значительный (до 30° и более) разрыв между температурами зимы и лета. Все же климатическая характеристика по своим основным пока­зателям укладывается в рамки второй категории со всеми вытекающими отсюда требованиями к жилищу. И особенности жилища — его конструк­ция, планировка и внутреннее устройство — отвечают этим требованиям. Стационарный тип жилища сложился в большей или меньшей степени у всех народов Средней Азии, особенно у издревле оседлых таджиков и узбеков. Для того чтобы сделать более наглядным анализ конструкций и дру­гих черт местного жилища, приведена таблица основных климатических параметров по главным городам Средней Азии, где народное жилище изучалось наиболее полно.

Мощные пласты лёссовых отложений на равнинах Средней Азии обес­печивали строителей простейшим и весьма подходящим материалом. Сте­ны из сырых производных лёсса — сырца, пахсы (уложенная слоями би­тая глина) и глиняных катышей гуваля с деревянным каркасом, балоч­ная крыша с земляным настилом дают превосходную теплоизоляцию. По своим качествам они представляют ярко выраженные «тяжелые» конструкции. При этом характер конструкций гибко следует климатиче­ским особенностям отдельных районов. Толщина кровли прямо связана с количеством осадков. В пунктах, где количество годовых осадков 400 мм и более (Ташкент и особенно. Шахрисябз), толщина крыши достигает и даже превосходит 50 см (не считая балок). В Хиве, где ничтожное количество осадков, толщина кров­ли снижается до 15 — 18 см. Обилие осадков заставляет позаботиться об-удалении их с крыши. В Шахрисябзе и Ташкенте для избежания размыва стен все четыре фасада постройки снабжались выступающими карниза­ми, вода отводилась лотками путем небольшого наклона в засыпке и смазке кровли. В других городах довольствовались карнизом на фасаде, куда выходят проемы. Там, где можно не опасаться размыва, стены смы­каются с кровлей круглым ребром. В Хиве и вообще в Хорезме достаточ­но было обвести кровлю бортиком, предохраняющим стены от стока воды. Нередко даже при отсутствии карниза можно видеть торчащие наружу потолочные балки — просушивание торцов предохраняло балки от загнивания.

Не исключено приспособление к дождю самих фасадов. В хорезмских усадьбах «хаули» внешняя поверхность стен имела желобчатую факту­ру, которую делали но сырой еще глине специальной лопаткой. Такая отделка стен имела скорее всего какую — то утилитарную цель. В свое время была выдвинута версия (впоследствии вызвавшая возражения»), что желобки предохраняют стену от растрескивания. Но можно предпо­ложить и другое — желобки «организуют» по поверхности стены дожде­вые воды. Следует учесть при этом слегка наклонный профиль стен и отсутствие штукатурки, что усугубляет воздействие даже малого коли­чества осадков. Как установлено, рельефная фактура стен отнюдь не без­различна для дождезащиты и воздействует на долговечность бетонных панелей.

Толщина стен не была связана с требованиями теплоизоляции (хотя существовала специальная пустотелая конструкция стен). Тяжесть тол­стой земляной кровли не могла не отразиться на конструкции стен. Но при этом играли главную роль соображения сейсмостойкости, о чем свидетельствует градация толщины стен в разных городах. Ферганская до­лина, особенно Наманган, является одним из угрожаемых в сейсмиче­ском отношении районов. Здесь все четыре стены жилого помещения имели двойной каркас толщиной в 60-70 см, а в Намангане — до 90 см. Изрезанные глубокими нишами стены фактически имели толщину одно­рядного каркаса, но обладали пространственной жесткостью, что давало преимущество при колебаниях почвы. В Ташкенте также все четыре сте­ны помещения были двухрядного каркаса, но менее толстые (40 — 60см). В других городах конструкция постепенно облегчается. В Шахрисябзе торцевая стена комнаты при входе чаще делалась из однорядного карка­са, в Самарканде бывали две такие стены. В комнатах бухарских домов обычно всегда одна торцевая стена с нишами для одеял состоит из двух­рядного каркаса. В Хиве, где температура января ниже ферганской, но сейсмическая балльность низка, а количество осадков ничтожно, в жи­лище приняты исключительно стены однорядного каркаса. Конструкции жилища юга Таджикистана отступают от нормы сред­ней полосы; глинобитные без ниш стены покрыты двускатной соломен­ной кровлей. Наблюдаются при этом бесчердачный и чердачный типы покрытий. Первый — без потолка; во втором балочное с глиняной обмаз­кой покрытие дополняется свободно продуваемым двускатным навесом. Чердак используется для хранения топлива и фуража. Ныне соломен­ная кровля заменяется волнистой асбофанерой. Приведенный анализ убедительно показывает, что при разработке конструкций жилища всегда учитывались местные особенности климата. Прямую связь с условиями климата имеет планировка жилища. Для стран с жарким сухим климатом характерен тип дома с внутренним двором. Конфигурация феодального города, стесненного кольцом крепостных стен, способствовала формированию замкнутых владений: «зажатые» со всех сторон внутриквартальные участки нередко полностью изолированы от улицы. Но не только социальные условия диктовали замкнутый ха­рактер жилища: глухое ограждение препятствовало проникновению во двор уличной пыли и помогало создать сносный микроклимат. Двор играл и играет роль термического регулятора, удерживая до полудня охлажденный за ночь воздушный слой. Вечерняя поливка увлажняет и охлаждает двор — это простейший способ кондиционирования воздуха. Температура воздуха во дворе и а 4 — 5° ниже уличной. Через двор осу­ществляется связь между комнатами, растянутыми однорядной цепочкой по периметру участка.

В крупных городах Средней Азии жилой комплекс образует замкну­тую систему с внутренним двором. Расположенные по периметру участка и смыкаясь торцевыми стенами в один ряд, комнаты открыты во двор и обращены глухой тыльной стороной на улицу. Общая структура плана определяется числом помещений дома и размерами владения. По­мещения охватывают весь периметр участка или оставляют разрывы, заполненные глухой тыльной стеной строений соседа или дворовой огра­дой. Поскольку жилище расширялось вместе с ростом семьи (напоминая этим живой организм), пустоты постепенно заполнялись. Размеры вла­дений порой снижаются до 100 — 80 кв. м. Во двор по возможности про­водят проточную воду, его озеленяют, что способствует улучшению мик­роклимата.

Районы Узбекской СССР различаются по своим природно-климатическим условиям. Кроме того, в каждой историко-этнографической области с древних времен складыва­лись собственные культурные традиции. Воздействие исторических и природно-климатических условий вызвало развитие локальных школ на­родного зодчества. Основными, наиболее самостоятельными и своеобраз­ными, нужно признать ферганскую, бухарскую и хивинскую, а также шахрисябзскую школы, особенности которых выражались в конструкции, строительных приемах, планировке и т. д. Так, например, в Ферганской долине, подверженной разрушительным землетрясениям, распростране­ны устойчивые конструкции стен с двухрядным каркасом; в Хиве, где сейсмическая бальность незначительна, издавна применялся однорядный каркас. Значительное количество годовых осадков в Ферганской доли­не вызвало необходимость устройства кровли до 40 см толщины; в Хиве, где количество осадков ничтожно, толщина кровли обычно не превышала 10-15 см. Однако, несмотря на локальные различия, архитектура жилища уз­беков имела единый тип. Это был замкнутый архитектурный комплекс, ограниченный глухими стенами от улицы и соседних владений. Все жилые и хозяйственные постройки окнами и дверями были обращены во двор. Дом и усадьба состоятельного владельца делились на две половины: внутреннюю - женскую (ичкари) и внешнюю - мужскую (тагицари). В первой проходила вся жизнь семьи, вторая, с парадной комнатой (меумонхона), служила для приема гостей. У ремесленников в ташкари находилась мастерская, там же жили наемные работники. В менее зажи­точных семьях для приема гостей-мужчин выделялась только комната с изолированным входом, в бедных же городских домах, а особенно в киш­лаках, внешней половины не было совсем. Когда в дом приходил посто­ронний мужчина, женщины на время его посещения прятались или уходи­ли к соседям.

Во внутреннем дворе были расположены жилые помещения, кухня, кладовые для дров и провианта. Санитарные устройства были на каждом дворе или помещались в проходе между дворами. Основная жилая ячей­ка состояла из комнаты (уй), передней (дадлиз) и террасы (айвон); число жилых помещений определялось составом семьи. Если у хозяина было несколько жен или женатые сыновья, то для них отводились отдельные жилые комнаты.

В условиях городской скученности многие дома имели всего один двор, и в этом случае мехманхана помещалась во втором этаже, над воротами. В Бухаре двух-и трехэтажные постройки были обычны. Скученность за­стройки отражалась также на составе и характере помещений. На простор­ных городских участках, а также в пригородах, число их было невелико, домашние работы выполнялись на свежем воздухе, в тени деревьев. На участках с ограниченной площадью было множество небольших под­собных помещений (Бухара). Процент застройки участка в городах бы­вал очень высок: в Ташкенте и Бухаре встречаются старые усадьбы с за­стройкой до 80-90% (и даже 100%) площади участка. В Хорезме распро­странены дома с крытым двором. Каждый метр площади использовался очень целесообразно, поэтому скученность не столь отражалась на удоб­ствах дома, как можно было бы ожидать.

Более типичными для большинства городов были дома с двором, кото­рый использовался для разведения виноградника, создававшего сплошной зеленый навес. Давая прохладу, он в то же время приносил обильный урожай плодов. Если позволяли размеры владения, при доме разво­дили сад или устраивали хозяйственный двор, где размещались хлев и конюшня.

Конструкции узбекского жилища были просты и выполнялись из мест­ных строительных материалов. Таким материалом является в первую очередь лёссовая глина (пахса), из которой возводили глинобитные стены, изготовляли сырцовый кирпич (еигит) квадратной или прямоугольной формы, овальные комья гувала. Жженый кирпич квадратной формы, обжигаемый в печах хумдон, применялся почти исключительно в мону­ментальном строительстве (медресе, бани). Из древесных пород на конструк­цию стен и кровли шел главным образом тополь. Раствором служила гли­на; штукатурили глиной с саманом. Для архитектурной отделки помеще­ний в богатых домах употребляли алебастр (ганч).

Дома ставили обычно без фундамента - подготовка грунта сводилась к выравниванию и трамбовке строительной площадки. До середины Х1Хв. цоколь в домах либо отсутствовал, либо делался очень низким; под сте­ны укладывали ряд булыжника или один-два ряда жженого кирпича. Лишь кое-где наличие грунтовых вод и почвенных солей заставляло по­вышать цоколь и употреблять изоляцию в виде камышовой прокладки. Со второй половины XIX в. в городах крупные торговцы начали строить дома с невысоким цокольным этажом, который использовался в качестве складского помещения. В Бухаре в полуподвальных помещениях, где ле­том прохладно, а зимой тепло, иногда жили или устраивали здесь мастерскую.

Пол дома приходился почти вровень с землей. Обычно он был земля­ной, хорошо утрамбованный, иногда обмазанный глиной; в городских домах состоятельных людей его выстилали жженым кирпичом.

Наиболее распространенной конструкцией стен жилища был каркас, состоящий из верхней и нижней обвязки, между которыми укреплялись стойки и подкосы с жердями. Различался каркас однорядный (яша- синч) и двухрядный (цуш-синч). Каркас заполняли кладкой из сырца или гуваля. Кладка стен из сырца на территории Узбекистана встречается преимущественно в Фергане. Из гуваля стены возводили тоже главным об­разом в Фергане (притом в восточных ее районах),отчасти в долине Кашка- Дарьи (Гузор). Пахсовая кладка стен применялась в сельских усадьбах.

Плоская крыша покоилась на деревянных балках (уступ, болор) г поверх которых укладывали мелкие горбыльки (васса); те и другие об­разовывали открытый ребристый потолок. Поверх васа настилали камы­шовую плетенку (буйра), затем делали земляную засыпку, довершаемую глиносаманной обмазкой. Вода с крыши отводилась деревянными желоба­ми или керамическими трубами. Саманную обмазку кровли приходилось ежегодно обновлять, что доставляло много забот и требовало немалых расходов.

Скупая внешняя архитектура дома оживлялась воротами, лоджией второго этажа, а иногда возвышающимся над домом затейливым надочаж- ным колпаком с ажурными стенками. Входные ворота в домах крупных городов обычно располагались в нише, иногда с парой стоек и глинобит­ными скамьями по обе стороны. На ворота бухарских и хивинских домов навешивали бронзовые и железные молотки или кольца.

Жилое помещение - уй - узбекского дома старинного типа имело по фасаду два-три оконных проема и двери (этик), выходящие в переднюю или на айван. Сходные по форме и размеру двери и ставни (дарча) начи­нались от пола; различие между ними заключалось в том, что ставни от­ворялись наружу, а дверь - внутрь. Оконный проем снизу закрывали иногда решеткой или доской; над проемом оставляли фрамугу (тобадон). через которую проникал свет при закрытых ставнях. Тобадон закрывала вделанная наглухо деревянная или алебастровая решетка.

У входа в помещение устраивали прямоугольное углубление (пойгак), куда ставили обувь: по обычаю ее снимали, заходя в комнату. В углу по­мещался водослив (обрез, адан, ташнав). В Бухаре и Самарканде его по­крывали мраморной плитой, в Хиве делали специальные керамические по­крышки для водосливов.

Пропорции комнат обычно представляли наиболее простое и удобное отношение 2x3. Размер их определялся числом балок потолка, всегда не­четным. По условиям климата в узбекском жилище издавна видную роль иг­рал айеон (крытая терраса). Иногда его заменяла открытая площадка супа - возвышение из кирпича и глины. В зависимости от сложившей­ся в каждой области старой традиции айван располагали либо в одну ли­нию с комнатой, либо под углом к ней.

Характерной чертой планировки усадеб больших городов - Ташкен­та, Бухары и Хивы, где дворы были очень малы или вовсе отсутствовали, было наличие различно ориентированных жилых помещений, которые ис­пользовались в соответствии с временем года. Обращенные к северу лет­ние комнаты были выше, вместительнее и богаче отделаны. На противо­положной стороне двора ставили зимние помещения, фасадом на юг.

Чрезвычайно декоративно убранство жилища, тесно связанное с его конструкцией. Отделке комнат всегда уделяли особое внимание. В домах с двухрядным каркасом вдоль всех стен были устроены прямоугольные или стрельчатые ниши (тахмон, токча), в которых размещали предметы домашнего обихода. Стены отделывались в зависимости от средств хозяина дома. Бедняки ограничивались глиносаманной штукатуркой стен; в домах людей среднего достатка стены покрывали грубой ганчевой шту­катуркой; у богачей их затирали чистым мелкоотсеянным ганчем, который давал широкие возможности для тончайшей художественной декорации. Затейливые ячейки стенных ниш оформляли тонкой ганчевой дощечкой с фестончатым прорезом, решеткой или пластинкой с ажурным рисунком в форме кувшинчика. Иногда ниши и камины богатых домов завершались сталактитовым полукуполом (Маргелан, Коканд).

Стены жилых комнат в богатых домах украшали росписью и резьбой по алебастровой штукатурке. В Бухаре более тщательно отделывали жи­лую комнату внутреннего двора, в восточных районах - мехманхану. В Бухаре в первую очередь покрывали орнаментом стены, а потолки боль­шей частью даже в богатых домах оставались неукрашенными; в Фергане и Ташкенте, наоборот, потолкам уделялось особое внимание, и они в первую очередь отделывались росписью. Для богатых ферганских домов характерны фигурные, часто сложного профиля, расписные потолки и пышные сталактитовые капители колонн айванов. Резьба и роспись применялись в Ташкенте, Бухаре, Самарканде; в конце XIX в. техника их отличалась богатством и разнообразием. В Хорезме, где жилище было курным, потолки и стены комнат не декорировались совсем. Там все ста­рания были направлены на отделку художественной резьбой деревянных частей дома - дверей, колонн и подбалок.

Для обогревания в зимнее время в дореволюционном Узбекистане поч­ти повсеместно употреблялся сандал - низенький столик, установленный над углублением в полу, куда насыпались горячие угли. Семья усаживалась вокруг столика, протягивая ноги под наброшенное поверх него одеяло; возле сандала и спали. В Фергане и некоторых других районах, помимо сандала, в домах устраивали камины, где готовили зимой пищу. В Хорез­ме в комнате рядом с водосливом находился очаг (учоц), а перед ним была расположена небольшая прямоугольная или овальная площадка (тан* дирча), куда выгребали уголь и вокруг которой грелись.

Внутреннее убранство жилища было своеобразно декоративно. Полы покрывали плетенными из камыша циновками, а поверх них - кошмами, паласами или (в более богатых домах) коврами.

Мебель в узбекских домах в старину отсутствовала. Обитатели дома сидели на полу, на постланных вдоль стен узких тюфячках (курпача); во время еды на полу обычно расстилали скатерти. Лишь зимой ели за сандалом; в Ташкенте и Бухаре имел некоторое распространение низенький столик. В большие ниши (тахмон), которые устраивали обычно в передней стене против входа на уровне пола, ставили сундук и на него укладывали сложенные на день постели. Во многих местах одеяла и тюфяки перекладывали плоскими подушками с красивыми вышитыми краями, виднеющимися между одеял. Иногда постель закрывали выши­тым покрывалом - сузани.

В нишах меньшего размера, которые в богатых домах разделялись на отделения разной формы и размера - майда топча, реза топча, посамон, расставляли мелкую посуду - пиалы, чайники и пр. Большие нижние полки были предназначены для деревянных ларцев, подносов, блюд, кувшинов, иногда самовара. Оформленные с большим художественным вкусом, такие ниши представляли собой очень красивое зрелище.

По стенам комнаты на колышках и протянутых веревках и жердях развешивали одежду, мелкие вышивки и разную домашнюю мелочь.

Наиболее почетным местом в комнате считалось то, которое находилось в самой удаленной от входа части. Здесь сидели гости, а в отсутствии гос­тей - хозяин дома.

Постройкой и отделкой дома занимались мастера различных специаль­ностей, объединенные в цеха. Общее название мастеров-строителей - бинокор. Работы, связанные с глиной, - кладка глинобитных и кирпич­ных зданий, возведение куполов, оштукатуривание разнообразных по­строек - выделялись в особое ремесло. Оно было представлено большим числом мастеров, так как именно эти работы были основными в строитель­ном деле Узбекистана.

Среди строителей (в Бухаре и Самарканде - гилкор, в Ташкенте и Фергане - сувоцчи, буквально - штукатуры) выделялись высококва­лифицированные мастера; выполняя лично разные работы и руководя свои­ми подручными, они в то же время были архитекторами. Такие мастера владели всеми традициями национального зодчества. Они проектировали и строили крупные здания: жилые дома любого типа, большие двух­этажные медресе, мечети, а также бани. Постройка бани требовала не­которых специальных навыков, поэтому возведение бань было профес­сией немногих лучших мастеров.

Лучшие гилькоры ремонтировали и восстанавливали древние соору­жения, причем это восстановление нередко заключалось в полной их пере­кладке. Так, известный бухарский зодчий - специалист по купольным перекрытиям - Усто Маджит Салихов (ум. в 1950 г.), в конге XIX в., во времена эмирата, разобрал один из бухарских купольных пассажей (Тим Саррофон) и затем с большим мастерством снова возвел все здание с его сложными купольными сводами.

Очень тонкой, требующей специальных навыков и большого искусства, была профессия штукатуров и резчиков по алебастру (ганчкор). Они счи­тались мастерами самой высокой квалификации, занимались простым ош­тукатуриванием и выполнением художественных панно, резьбой по ганчу и отливкой узорных ганчевых решеток. Хорошая штукатурка ценилась очень высоко - среди мастеров Бухары ходил рассказ о соревновании двух ганчкоров, отделывавших две половины одной комнаты. Выиграл не резчик, а штукатур, так отполировавший стены своей половины комнаты, что в них, как в зеркале, отразилась резьба, которой его соперник укра­сил стены второй половины комнаты.

Большую роль в строительстве играли плотники (дурадгор). При воз­ведении каркасных зданий они руководили всей работой, планировали здание и определяли его архитектуру. На плотниках лежало также уст­ройство балочных перекрытий и подготовка их частей: они обтесывали, а иногда и украшали несложной резьбой балки, вытесывали фигурные консоли и т. п. Они же делали сложные потолки из досок и деревянные карнизы, иногда в виде сталактитов.

У этнографических групп узбеков, которые в недалеком прошлом были полукочевыми, вместе с переходом к оседлости и занятию земледелием, также появилось стационарное жилище, однако, не у всех групп в одно и то же время. До конца XIX в. основным жилищем племен группы тюрков была юрта. Лишь у племени муса-базари, которое зимовало высоко в горах, где зимы были суровые, существовало издавна глинобитное прими­тивное жилище. Остальные племена этой группы - карлук, барлас и другие - начали строить глинобитные зимние жилища только в конце XIX - начале XX в., а карлуки, живущие в пределах Таджикистана, - лишь после коллективизации. И при наличии стационарного жилища у всех этих племен не утратило своего значения древнее переносное жилище типа юрты или шалаша.

У тюрков оно имело своеобразную конструкцию, значительно отли­чавшуюся от конструкции юрты, бытующей у узбеков дешти-кыпчакс- кой группы племен. Юрта у племен группы тюрков, называвшаяся лочиг. или капа, имела полусферический каркас (диаметром от 4-5 до 15 м) из перекрещивающихся деревянных дуг. Концы дуг втыкали в землю. Стены и купол, в отличие отГюртыдешти-кипчакскихузбеков, представля­ли одно целое. Для получений дуги большого размера она составлялась из нескольких слегка согнутых жердей, связанных в местах соединения. При разборе остов юрты распадался на множество согнутых жердей. Купол лочига покрывали, как и юрты кочевых узбеков, кошмами, а стенки заби­рали циновками (чий, чие), у которых стебли скреплялись в узор цвет­ными шерстяными нитками. На зимний период циновки ставили в два- три ряда, между ними набивали сухое сено, а жилище кругом присыпа­ли землей. В летнюю жару, наоборот, циновки время от времени местами свертывали, чтобы открыть доступ свежему ветру, а лочиг вместо кош­мы покрывался для прохлады нередко также камышовыми циновками (|буйра). Это архаическое жилище отжило свой век. Лишь изредка его можно еще встретить в качестве летней кухни или летнего жилища ста­риков.

Значительно более сохранилось переносное жилище у дешти-кыпчак- ских узбекских племен. Юрта (уй, цора-уй), бывшая для них в прошлом единственным жилищем, теперь существует наряду с утепленным зим­ним домом; ею пользуются как удобным переносным жилищем чабаны на отгонных пастбищах. Стенки юрты составляются из нескольких звеньев решетки (керага). Сферическую крышу образуют длинные жер­ди (ууц), нижний конец которых, имеющий сгиб, привязывают к стенке юрты, а верхний конец вставляют в отверстие большого деревянного круга, увенчивающего купол юрты. Циновку и кошму прикрепляют к остову юрты Широкими, иногда ковровыми, дорожками разной ширины {боу, бошцур). Посредине юрты разводят костер, над ним, на треножни­ке, устанавливают котел для приготовления пищи. Наверху оставляет­ся отверстие для освещения и выхода дыма. В сильные холода, после прогорания костра, отверстие вверху юрты плотно закрывают куском кошмы для сохранения в юрте тепла.

Внутреннее убранство юрты состояло главным образом из различных шерстяных мешков, торб, сумок, обычно украшенных орнаментом. Не­редко лицевая часть этой своеобразной мебели кочевника бывала ковро­вой. В качестве подстилок широко использовались обработанные бараньи и козлиные шкуры (пустак).

Как и в стационарном жилище, наиболее почетным местом в юрте считалось место против входа. Левая от входа часть юрты представляла собой мужскую половину, правая - женскую. Здесь сосредоточивалась хозяйственная жизнь женщин, помещалась посуда и хозяйственная утварь.

Юрта узбеков-кунград. Камашинский район, Сурхан-Дарьинская область

Даже при полном переходе к оседлой жизни у некоторых узбекских племен (кунград, сарай) в силу традиций, связанных с кочеванием и ско­товодческим хозяйством, сохранялась наряду со стационарным жилищем и юрта. Ее ставили во дворе усадьбы или на огороде, в саду. В Хорезме в тесном, нередко крытом дворе делали иногда специальное круглое воз­вышение - площадку для юрты.

Беднота за неимением юрты, которая была жилищем дорогим, строила примитивные шалаши (капа), прямоугольные или круглые в плане. В этих шалашах проводили и зиму. Для утепления стенки шалаша иногда обма­зывали изнутри глиной (локайцы). По мере оседания и перехода к хлебо­пашеству как к основному занятию, у этих слоев населения появились глинобитные дома (чубтора), которые также делали и прямоугольными и круглыми, в чем следует видеть сохранение традиционной формы юрты. Чубтора представляли собой невысокие глинобитные сооружения с двух­скатной крышей из камыша и травы. В крыше делали отверстие для вы­хода дыма; такое жилище отапливали при помощи помещавшегося в се­редине очага, врытого в землю; топливом служил сухой помет домашних животных. Кое-где в быт входил сандал, заимствованный у оседлого на­селения. В глинобитных домах жили обычно только в течение трех зимних месяцев. С наступлением весны переселялись в юрты или шалаши.

Хотя с присоединением края к России в узбекское жилище проникли кое-какие новшества (начали применять кирпич заводского обжига, кровельное железо, остекление окон), но все эти усовершенствования главным образом происходили в богатых городских домах. Реорга­низация строительной техники, тесно связанная с перестройкой быта и культуры, началась только после Великой Октябрьской революции.

Жилищное строительство росло в Узбекистане быстрыми темпами, особенно в годы семилетки, когда значительно расширилась индустри­альная база строительных работ. В республике построены крупные заводы по производству сборных железобетонных конструкций, домостроитель­ные заводы. Созданы новые предприятия по выработке цемента и других строительных материалов.

В настоящее время застройка городов и сел Узбекистана осуществля­ется главным образом строительными организациями плановым поряд­ком, но развито и индивидуальное строительство, которое часто также ве­дется по типовым проектам.

Большинство рабочих в городах и поселках Узбекистана живут в бла­гоустроенных заводских домах или в городских коммунальных кварти­рах. Заводские дома, обычно многоэтажные, иногда типа коттеджей, состо­ят из секций-квартир, каждая из которых имеет одну, две, иногда три комнаты,коридор, террасу или балкон. Часто заводы выделяют ра­бочим для"индивидуальных застроек участки вблизи предприятия.

Индивидуальные дома, рассчитанные на одну-две семьи, расположены на границе участка и обращены к улице окнами фасадов. Они тщательно оштукатурены изнутри и снаружи. Строятся дома из сырцового, реже из жженого кирпича, на бетонном или булыжно-глиняном фундаменте.Цоколь возводится из жженого кирпича, иногда из бетона с булыжником. Завод обычно обеспечивает рабочих строительными материалами, на многих за­водах для застройщиков изготовляются комплекты дверей, окон, метал­лических оконных решеток. По народной традиции нередко застрой­щику в городе, как и в кишлаке, оказывают общественную помощь то­варищи по работе, родственники и соседи по махалля.

Большинство домов имеет две или три комнаты, переднюю, открытый или застекленный айван. Комнаты высокие, светлые, с большими окнами; полы в них деревянные; потолки либо оштукатуривают ганчем, либо под­бивают фанерой и окрашивают масляной краской светлых тонов.

Зимой квартиры отапливают печами-голландками, плитами или чу­гунными печами. Иногда, по старой традиции, в них имеется и сандал.

Электричество, различные электроприборы стали обычными в быту населения городов и рабочих поселков. С каждым годом растет газифика­ция жилых домов. Особенной любовью населения пользуются радио и телевизоры. Вечерами вся семья, а иногда и соседи, собираются послу­шать концерт и посмотреть интересную передачу по телевизору. Прочно вошла в обиход фабричная мебель - кровати, столы, стулья. Во многих домах стоят шифоньеры, посудные шкафы, этажерки, книжные шкафы и письменные столы. Большинство хозяек приобрели швейные машины. Украшением многих комнат являются декоративные вышивки (сузани) и настенные зеркала.

Несмотря на наличие мебели, в обстановке городских домов, в том чис­ле и домов рабочих, следует отметить сохранение национальных форм убранства. Часто выделяются отдельные комнаты или в одной из комнат отводится угол, где на полу расстилают ковры, кошмы, тюфячки и кладут подушки. Тут же стоит маленький квадратный столик на низеньких нож­ках. Зимой нередко его заменяют сандалом. Эта часть дома занята обычно стариками и обставлена по их вкусу; но и очень пожилые люди зачастую предпочитают спать на кроватях, а не на полу. Особенностью убранства почти всех жилищ являются нарядные, сложенные высокой стопкой на сундуках, стоящих в нишах, разноцветные одеяла для гостей.

Посуду еще часто хранят не в шкафах, а в нишах. Полы обязательно застилают коврами, паласами, кошмами или дорожками.

Наряду с домами нового типа, выстроенными по архитектурным про­ектам, среди узбекских рабочих бытует и старое жилище. Обычно это дом, доставшийся по наследству. Как правило, он уже не удовлетворя­ет потребностей семьи и подвергается перестройкам, иногда весьма значительным: делают пристройки, настилают деревянные полы, обнов­ляют в современном стиле отделку, дом электрифицируют, приобретают городскую мебель.

Современное узбекское жилище сельских местностей, сохраняя неко­торые локальные различия, по своей конструкции и благоустройству все больше приближается к городскому. Особенно ярко виден этот прогрес­сивный процесс в новых совхозах Голодной степи, где в широком масшта­бе ведется строительство индустриальными методами двухэтажных бла­гоустроенных жилых домов для целинников. Строительство совхозных поселков Голодной степи обслуживает Джизакский завод, вырабатываю­щий силикальцит; из легких и прочных силикальцитных блоков собраны уже сотни новых домов.

В других областях Узбекистана дома сельского населения тоже совер­шенно изменили свой облик. Типичные черты современного сельского до­ма хорошо отражены в жилище колхозников Ферганской долины. Дома выходят на улицу фасадом с окнами. Они окружены приусадебными участ­ками, огороженными глинобитными дувалами, участки засажены в боль­шинстве случаев фруктовыми деревьями.

При возведении новых домов сохраняются некоторые национальные особенности архитектуры. Обычно к ним со стороны двора пристроены тра­диционные айваны, необходимые в условиях жаркого климата. Сохрани­лись и плоские земляные крыши без карнизов. Но наряду с этим широко применяется для крыш шифер, кровельное железо. Новые дома выстроены на прочном кирпичном фундаменте и сложены из сырцового кирпича.

В домах, рассчитанных на большие семьи, прямоугольный корпус дома разделен обычно на четыре равные по площади помещения: три жилых комнаты и кухню, в которой зимой семья готовит пищу, обедает и нередко проводит около традиционного для Ферганы камина свободное время. Две комнаты выходят своими большими окнами на улицу, третья ком­ната и кухня - на открытую веранду, которая тянется вдоль стены дома. Дом спланирован таким образом, чтобы в нем могли жить и две отдель­ные родственные семьи; он разделен на две не сообщающиеся между собой половины; каждая из них имеет отдельный выход на айван и вклю­чает по одной парадной комнате, выходящей окнами на улицу. Дома не­больших семей состоят из двух комнат с окнами на улицу и большой кух^ш с окном во двор. Рядом с ней находится открытый айван. Вход в дбм^ устроен со двора, с айвана. Разделение на отдельные несообщаю- ящеся половины сохраняется и в этих домах: одну половину образует комната с кухней, другую - комната с айваном.

Встречаются в Ферганской долине новые дома, в которых сохраняется местная традиционная, очень удачная, планировка: между двумя ком­натами находится закрытый с трех сторон айван. В некоторых домах его превращают в переднюю - открытая сторона закладывается стеной с дверью, ведущей во двор. Эти дома отличаются от старых строений кир­пичным фундаментом, большими застекленными окнами, выходящими на улицу, и деревянными полами.

Значительную часть жилого фонда в колхозных поселках составляют старые дома, принадлежавшие раньше дехканам среднего достатка; вы­строенные в дореволюционное время они, так же, как и старые городские дома, перестали удовлетворять новым, более высоким потребностям насе­ления. Их перестраивают, ставят печи, белят, иногда украшают тра­фаретом и росписью. Расписывают стены домов обычно специально приглашенные профессионалы-мастера (наццош). Нередко рядом со ста­рым домом строят новый, а прежнее жилище используют в качестве кухни или кладовой.

Использование жилых комнат и их распределение отражают как ста­рые, традиционные формы семейной жизни, так и происходящий сейчас процесс складывания нового быта и новой семьи. Функциональное разделение комнат еще не успело развиться. В большинстве семей, даже при наличии нескольких комнат, нет отдельных столовых, спален, детских. Обычно одна и та же наиболее теплая и удобная комната служит и спаль­ней и столовой. Зимой семья проводит в ней и свой досуг. Нередко здесь же отводится уголок, соответственно оборудованный (стол, стул, этажерка с книгами) для занятий школьников. При наличии нескольких комнат школьникам отводится для приготовления уроков отдельная комната; это отражает заботливое отношение колхозников к обучению детей, свидетельствует о начавшемся функциональном разделении жи­лища. Одна из комнат нередко служит также для приема гостей, являясь своего рода гостиной. Однако это не мехманхана старого типа, которая строилась изолированно от всего жилого комплекса, с отдельным ходом, а иногда и отдельным двором. Сейчас комната для приема гостей, как муж­чин, так и женщин, не отделяется от жилища семьи.

В устройстве дома обычно сочетаются элементы современной культуры с традиционным своеобразием национального узбекского быта. Харак­терной чертой новых колхозных домов, а также многих перестроен­ных старых, являются герметические печи и плиты. Несмотря на их наличие, часть колхозных семей, по традиции, продолжает пользоваться вредным для здоровья сандалом. В Ферганской долине во всех домах как новых, так и старых, имеются очаги-камины.

По сложившейся на протяжении веков традиции, семья живет в ком­натах только в холодное время года; с наступлением тепла и до самых холодов основным местом пребывания становится айван или двор. Раз­меры дворов колхозников неодинаковы, но все они благоустроены, со­держатся, как и жилые помещения, в большом порядке и чистоте. Во мно­гих дворах выращены прекрасные виноградники или фруктовые деревья. Развесистые деревья или густой виноградник, который высоко под­нимается на деревянные подставки (сури), создают тень и прохладу даже в самое жаркое время дня. В наиболее тенистом месте двора или на веранде стоит обычно большая деревянная тахта. Во многих дворах име­ется земляная суфа. В некоторых дворах выстроены удобные красивые беседки (шипанг), иногда приподнятые над уровнем земли. В них спят, там же - основное место пребывания семьи по вечерам. Новый облик дворам придает электричество, ярко освещающее по вечерам открытый айван, надворные постройки, беседку. Радиоприемники или радиолы с переходом семьи на летнее время во двор переносятся на айван или в беседку.

Элементы новой материальной культуры занимают все большее место и в домашней обстановке, и в хозяйственной утвари колхозников. Наблю­дается тенденция к замене предметов старого типа новыми; фабричными вещами. Это особенно относится к передовым в бытовом отношении кол­хозным семьям из местной советской интеллигенции и семьям руководя­щих работников колхоза; но широко еще распространены и специфи­чески национальные предметы. В одних семьях они бытуют наравне с новыми, в других - превалируют. Из национальных предметов убранства почти во всех семьях имеются ковры, паласы, кошмы, которые обычно рас­стилают на полу. В каждой семье, помимо комплектов постельных принад­лежностей для членов семьи, имеются специально приготовленные для гостей новые нарядные одеяла, тюфячки, подушки. Одеяла шьют из яркого садана или разноцветных дорогих тканей (шелка, полушелка, бархата). Умело сложенные стопкой на один или два сундука, эти вещи служат украшением комнаты. Сундуки, украшенные узором из цветных металли­ческих полосок, ставят у передней стены или задвигают в большие ниши. Ниши в стенах, открытые и незащищенные от пыли, в большей части но­вых домов превращены в застекленные удобные и красивые шкафы.

Непременной частью национального убранства комнаты является хорошая посуда. Множество фарфоровых чайников, пиал, чаш больших размеров (коса), блюд, тарелок расставляют в неглубоких нишах или в стенных шкафчиках и буфетах.

В национальном стиле убирают комнаты молодоженов. Характерной особенностью такого убранства являются различные ручной работы большие декоративные вышивки, развешиваемые на стенах.

В убранстве многих колхозных домов теперь видное место занимают картины, карты, фотографии членов семьи, родственников и знакомых, иногда большие портреты руководителей партии и правительства; но еще недавно среди узбекского населения имел большую силу запрет ислама держать в доме изображения людей и вообще живых существ.

Современное жилище узбеков свидетельствует о значительном культур­ном росте и повышении материального благосостояния узбекского народа.

В Центральной Азии , которую в быту нередко называют Средней Азией или Среднеазиатско-казахстанской провинцией, существует несколько видов , отличающихся друг от друга множеством признаков. Это могут быть оседлых народов и кочевников, равнинных и горных местностей, больших и малых городов, а также , принадлежащие к той или иной этнической группе. Нельзя не принимать во внимание и то, что Центральная Азия занимает достаточно обширную территорию, где каждому региону присущи свои природные условия: к востоку от Каспийского моря лежат засушливые равнины и песчаные пустыни, а в районе Памира и Тянь-Шаня – высокие горные системы.

Что касается этноса, то Центральная Азия делится на следующие культурные области: северная (Казахстан и Киргизия), юго-восточная (Таджикистан и Узбекистан) и юго-западная (Туркмения). Тем не менее, всех этих стран имеют много общего между собой, поэтому мы решили разбить их на следующие категории: переносные жилища кочевников и стационарные дома жителей равнинных и горных районов .

Переносные жилища кочевников

В Центральной Азии переносные были характерны, прежде всего, для полукочевых и кочевых групп населения. Однако такие жилища встречались и у оседлых народов южного Таджикистана и Узбекистана. Основными типами переносных жилищ Центральной Азии являются разнообразные юрты и шалаши.

Наибольшее распространение получила юрта – одно из самых выдающихся изобретений кочевой цивилизации, которая как нельзя лучше характеризует особенности быта номадов. Юрта сравнительно легка, портативна, быстро собирается и разбирается, хорошо защищает от зимней стужи и палящего солнца.

Юрты: виды и особенности конструкции

В Центральной Азии чаще всего можно было встретить юрту тюркского типа, которая имела два подтипа - найманский и кыпчакский. Последний подтип характеризовался полусферической « » в виде широкого, но невысокого купольного круга и большим углом изгиба купольных жердей. Кыпчакские юрты были распространены у памирских и южных киргизов, большей части казахов, почти у всех туркменов и полукочевых узбеков.

У найманских юрт круг был небольшим, но высоким, а жерди имели довольно незначительный изгиб. Найманские юрты внешне очень походили на монгольские юрты с тем отличием, что монголы для строительства своих использовали совершенно прямые жерди. Найманский подтип юрт был распространен менее широко, чем кыпчакский, и по большей степени бытовал у алтайских и семиреченских казахов, туркмен-эрсари и човдуров, хорезмских узбеков и каракалпаков. Позднее такие юрты появились у северных киргизов, за исключением населения Таласской долины.

Помимо деревянного каркаса конструкцию юрты составляло войлочной покрытие (в некоторых случаях циновки). Покрытие из войлока существовало в двух вариантах. В первом случае оно состояло из трех частей: небольшого войлока округлой или ромбовидной формы для покрывания верхнего круга, прямоугольных покрышек для и трапециевидных покрышек для купола. Второй вариант, встречающийся только у киргизов и казахов в юртах кыпчакского типа, состоял из войлока для верхнего круга и нескольких больших войлоков, покрывающих юрту от купола почти до земли. Между землей и войлоком оставалось незаполненное пространство до 25 см. Второй тип войлочного покрытия мог сосуществовать с первым и использоваться в качестве летнего .

Кроме того, в Центральной Азии существовали огромные неразборные передвижные юрты, которые устанавливались на платформы с колесами и тянулись десятками тягловых животных.

Что касается внутреннего пространства юрты, то оно было строго разделено на определенные зоны. В центре располагался очаг, который считался сакральным центром , а за очагом, напротив входа в юрту, находилось почетное место – здесь обычно сидел хозяин дома, реже - особо уважаемый гость. В правой мужской половине юрты принимали гостей, там же хозяин дома хранил свое конское снаряжение и некоторые предметы скотоводства. В левой женской половине обустраивалось супружеское ложе, ближе к двери складывали запасы провианта и кухонную утварь.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки о доме. Мой дом - моя крепость. В каждой избушке свои игрушки. В гостях хорошо, а дома лучше. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. В своём болоте и лягушка поёт. Всяк кулик своё болото хвалит. И крот в своём углу зорок.

3 слайд

Описание слайда:

Дома разных народов С древних времён дома у разных народов Земли различны. Особые черты традиционного жилища разных народов зависят от особенностей природы, от своеобразия хозяйственной жизни, от различий в религиозных представлениях. Однако есть и большое сходство. Это помогает нам лучше понимать друг друга и взаимно уважать обычаи и традиции разных народов России и мира, быть гостеприимными и с достоинством представлять другим людям культуру своего народа.

4 слайд

Описание слайда:

Изба Изба-традиционное жилище русских. Это деревянный жилой дом в лесистой местности России, Украины, Белоруссии. На Руси тысячу лет назад, избу ставили из сосновых или еловых бревен. На крышу клали осиновые дощечки- лемех или солому. Сруб (от слова «рубка») представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Избу строили не используя гвоздей.

5 слайд

Описание слайда:

Хата Хата, (у украинцев), - жилое помещение с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной. Снаружи и внутри хату обычно обмазывают глиной и белят.

6 слайд

Описание слайда:

Сакля В горах нет деревьев в таком количестве чтобы строить дома, поэтому дома там строят из камня или глины. Такое жильё называют САКЛЯ. Сакля, жилище кавказских народов. Часто ее строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают ту сторону горного склона, где ветра тише. Крыша ее плоская, поэтому сакли часто располагались примыкая вплотную один к другому. Получалось что крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором дома, который стоит выше. Сакли обычно каменные глинобитные или из саманного кирпича, с плоской крышей.

7 слайд

Описание слайда:

Чум ЧУМ – кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою - цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Летняя изба, холодная, но жилая, с огнищем посредине, бывает и у русских.

8 слайд

Описание слайда:

Юрта Юрта, переносное жилище у монгольских народов-кочевников в Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. В центре юрты - очаг; место у входа предназначалось для гостей; на женской половине хранилась утварь, на мужской - сбруя.

9 слайд

Описание слайда:

Кибитка Кибитка - крытая телега, крытая повозка. Русское название переносного жилища кочевых народов Средней и Центральной Азии.

10 слайд

Описание слайда:

Келья Келья (от лат. cella - комнатка),жилое помещение в монастыре. По монастырским уставам большинству русских монастырей разрешалось строительство собственной кельи каждому монаху или монахине.

11 слайд

Описание слайда:

Вигвам Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками.

12 слайд

Описание слайда:

Иглу Жилище из снежных или ледяных блоков строях эскимосы на севере, где кроме снега другого строительного материала нет. Называется жилище- ИГЛУ. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда. Снежный дом впитывает изнутри лишнюю влагу, поэтому в хижине достаточно сухо. Эскимосы могут соорудить иглу на два-три человека за полчаса.

13 слайд

Описание слайда:

Конак Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

14 слайд

Описание слайда:

Жилища на дереве Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым вышкам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

15 слайд

Описание слайда:

Пальясо Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.

16 слайд

Описание слайда:

Хижина Южная Индия. Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

17 слайд

Описание слайда:

Подземные жилища Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

18 слайд

Европеоиды

Языковая принадлежность:

Тюркская группа алтайской семьи (азербайджанцы), армянская группа индоевропейской семьи (армяне) и картвельская семья (грузины)

Основные занятия:

Пашенное земледелие. Тягловые животные – волы или буйволы. Основа земледелия зерновые, хлебные культуры (ячмень, просо, пшеница). Культивируются бобовые, овощные культуры (помидоры, перец, баклажаны, шпинат, лук, чеснок, пряные травы и др.). Отличительная черта – садоводство и виноградарство. Развито животноводство. Стойловое и отгонное. Разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, ослов, свиней, домашнюю птицу. Ремесла: гончарное, кузнечное, ткацкое и мн. др. Ковроткачество.

Жилища:

Особенность жилищных комплексов – многочисленность жилых и хозяйственных построек. У азербайджанцев – дома ограждались глинобитным дувалом, скрывающим семейную жизнь от посторонних глаз.

Одежда:

Пестрота и разнообразность цветовой гаммы и построек. Хевсур (мужская и женская одежда в Грузии). Мужская нательная одежда – рубаха из грубой шерстяной ткани или бязи красно-бурого цвета украшали пуговицами, крестами из ткани, нашитыми в виде треугольника, а также тесьмой желтого, красного, белого и черного цвета. Верхнюю одежду (чоху) из домотканой шерсти красного, реже синего цвета обшивали пестрой тесьмой из бязи красного, оранжевого цветов. Женскую чоху, кроме вышивки на спине украшал кусок шерстяной ткани с мелкими монетами и бусами. В ушах женщины носили большие по размеру круглые серьги. Не менее примечателен головной убор хевсурки и способ его ношения. Основа – на подобии кокошника (сатаура) из шерстяной или льняной ткани, украшенной вышивкой и бисером, поверх носили черный платок, подвязывающийся, так что его конец висел над правым ухом.

В мужских комплексах – черкеска, бурка, башлык, папаха, ноговицы, мягкие чувяки или сапоги.

Пища:

Основа питания – растительная пища. Дрожжевой хлеб – лаваш. Пироги – хачапури. Шашлык.

Социальная организация:

Крестьянские поземельные общины характерные для всех народов Закавказья. В структуры общины сложным образом вплетались семейные отношения, обширные семейные союзы (патронимии). Твердые представления о власти старших мужчин, о священных принципах и обязанностях родственной взаимопомощи, об обязательной кровной мести. Аталычество. Куначество (побратимство).

Верования:

Различные формы христианства и ислама. Архаичные верования и обряды. Синкретизм ислама и местных традиционных религий.

Культура:

28.Народы Средней Азии

Обширные территории Евразии, ограниченные на востоке Памиром, на западе – Каспийским морем, на севере – арало-иртышским водоразделом и на юге – границами Ирана и Афганистана, называют Средней Азией.

Антропологическая характеристика:

Европеоиды

Языковая принадлежность:

Тюркские народы алтайской семьи (туркмены, киргизы, узбеки и др.)

Основные занятия:

Орошаемое земледелие, основанное на ирригационных системах. Вода подавалась на поля при помощи каналов и арыков.

Основная выращиваемая культура – хлопчатник. Садоводство (абрикосы, персики, гранаты и др.). Виноградарство. Пшеница. Сельскохозяйственные орудия примитивны и малопроизводительны. Основное пахотное оружие – деревянная соха с железным или чугунным наконечником. Землю боронили деревянной доской закрепленными в ней каменными, а позже железными зубьями. Тягловые животные – быки, лошади, а в отдельных районах верблюды. Важное орудие земледелия – кетмень.

Подвижное скотоводство. Отгонное скотоводство. Коневодство.

Домашние промыслы и ремесло. Дробная специализация в ремесле. В соответствии со специализацией ремесленники объединялись в цехи. Ремесло передавалось по наследству. Отсутствие национальной специфики в ремесле.

Жилища:

В Средней Азии распространены глинобитные постройки. Принципиальная конструкция оседлого дома – одинакова. Строили из сырцового кирпича.

Дом состоит из одной комнаты, кухни и небольшой крытой террасы.

Одежда:

Основу мужской одежды составляет свободного покроя рубаха и штаны с широким шагом. Женская одежда отличается от мужской некоторыми деталями кроя, длиной рубахи и ее цветом. Мужской костюм шили из белой ткани, женский – из цветной. Верхней одеждой был распашной халат с длинными рукавами. В земледельческих районах преобладали ватные стеганые халаты, а у скотоводческого населения – стеганые халаты из шерстяных тканей. В холодное время носили шубы из овчины.

Социальная организация:

Основная ячейка соседская община. Внутри общины вода и земля распределялась между семьями.

По шариату, помимо общинной собственности существует частнособственнические земли – мюльк. Вакуф – форма собственности на землю.

Верования:

Шаманизм, позже замещен исламом