Советская живопись - история современного искусства. Общая характеристика и периодизация советского искусства




Революция 1917 года начала совершенной новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении новых, до этого невиданных событий в России.

Можно уверенно отметить, что революционные события этого рубежного для нашей страны года заложили базис и уникальной культурной революции, к слову, не имевшей тогда никаких мировых аналогов. Содержание данного феномена также не может иметь каких-либо однозначных характеристик.

С Октябрьской революции русская живопись оказалась в ситуации, когда:

  • Повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший и даже отчасти идеализиризующийся в принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно — искусства и литературы.
  • Шло активное «культурное просвещение» всех, в том числе и неграмотных слоев граждан бывшей империи, и их приобщение к национальным достижениям искусства.

Русские художники и революция – новые организации, новые задачи

Октябрь 1917 года в основном круто изменил положение и характер деятельности мастеров, чья художественная жизнь и манера уже сложились. Следует отметить, что революция, в первую очередь, воззвала к работе молодых художников, что естественно. Однако возникшие в первом ее порыве многочисленные и многообразные платформы просуществовали в целом лишь пять следующих лет. Новые художники явили себя как дерзновенные новаторы, крушившие все и отрывавшие экспериментальные пути.

Из числа крупных же дореволюционных мастеров согласие с революцией обрели представители:

  • русского импрессионизма – К.Юон, А.Рылов
  • — М.Добужинский, Е.Лансере
  • — А.Лентуров, П.Кончаловский, И.Машков
  • Авангарда – ,

Возникают же в отечественной живописи на революционном подъеме абсолютно новые направления:

  • «Уновис» как представитель уже революционного (просуществовал 1 год) – входили М.Шагал, К.Малевич, Л.Лисицкий. Задача объединения – новые формы и новое «чистое искусство» (Расшифровка аббревиатуры – «Утвердители нового искусства»)
  • Группа художников «НОЖ» — по задачам и формам она была близка с идеями «Бубнового валета»
  • «Пролеткульт» — возникает как объединение на принципе создания новой культуры (пролетарской), противопоставленной всему наследию классики

Меж тем, на художественном поприще России, изменившемся с революцией 1917 года, продолжали существовать и художественные группы, державшиеся традиционных форм и глубин философского осмысления – это объединения:

  • «Четырех искусств» — К.Петров-Водкин, Н.Тырса, А.Кравченко
  • «Маковца» — отец П.Флоренский, В.Чекрыгин

Революция — новые смыслы и жанры живописи

Вождь революционных событий В.Ленин видел в живописи, так же как и в кино, огромный потенциал для:

  • Образования населения (общего), т.е. ликвидации его безграмотности
  • Просвещения путем агитации, т.е. художественной пропаганды новых идей
  • Культурной революции, по словам Ильича, необходимой для «отсталой страны»

Так появились в России целые агитационно-массовые направления, соединяющие в себе живопись, .

По стране поехали расписанные художниками пароходы и поезда, на которых к народу отправлялись ораторы, театральные группы, киномеханики т.д. Также эти агитпоезда везли с собой газеты, плакаты и иную продукцию печати, являясь по своей сути на тот момент аналогом СМИ. В тяжелое пятилетие после Октября России почти не располагала иными средствами информации.

Стены и корпуса таких агитационных пароходов и поездов были смыслово украшены либо плакатной графикой, либо художественными панно с использованием примитивных форм и техники, что могли быть доступны необразованному человеку.

Такая живопись непременно дополнялась текстом, объясняющим содержание, а также обязательно мотивирующим зрителя к действию.

Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней революционной России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат.

Основными видами, рожденного революцией вместе с новой страной жанра плаката, стали:

  • Героический и политический тип (худ. Д.С. Моор, В.Маяковский)
  • Сатирический тип (худ. В.Н. Денни, М.М. Черемных)

Агитационная и информативная «нагрузка» в плакате давалась в простой, но яркой, емкой графике. Лозунги к ней имели художественную выразительность и быстро воспринимались и запоминались даже при коротком знакомстве.

Советские художники, работавшие в плакатном жанре, вывели его на высокий уровень техники, обладая как своими уникальными манерами, так и личным художественным мастерством.

На самом деле, плакат как вид или жанр живописи, появился ранее – еще в 19 веке, но в молодой стране, победившей народной революции, он родился заново и стал целым самостоятельным художественным явлением.

Задачи и функции советского плакатного искусства

Еще в мировую войну газетная графика играла значительную роль, сравнимую с действием прямого или психологического оружия, крушившего врага и поднимающего на бой.

Во времена последующего за войной строительства плакат продолжал реализовывать те же задачи, являясь идеологическим средством. Как покажет вся история СССР, в ней не будет ни одного значительного события или явления, которые останутся вне своего плакатного осмысления.

Таким образом, главными функциями советского плаката являлись:

А для целей – это еще и эстетическое воспитание.

Постепенно как жанр, безупречно справляющийся с идеологическими задачами, плакат выводится в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства», так в стране:

  • Проводятся тематические плакатные выставки
  • Эти произведения включаются в фонды музеев
  • Помещаются в архивы
  • Открываются учебные курсы

К чести работавших в этом виде искусства художников следует непременно добавить, что, несмотря на всю глобальную заполитизированность плакатного жанра, его искусство всегда воплощалось на высокохудожественном уровне. Отчасти поэтому в дальнейшем в функции советского плаката добавились, кроме вышеназванных, и задачи:

  • Коммуникации – как связи народа и власти
  • Имиджевые – как формирующие образ самой власти
  • Воспитательные – как разрабатывающие нравственные и социальные темы
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Для этого периода (в связи с очевидными историческими изменениями) характерна смена главноймагистральной линии официального искусства по сравнению с предыдущей стадией развития русскогоискусства. Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщутрудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражатьчувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.

Основные «задачи» советского искусства: «служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм икоммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало».

Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

Периодизация 1917-1990:

1 1917-1922 – искусство периода революции и гражданской войны

2 1922-1932 - теория маркса перестаёт работать, теория Непа

3 1932-1941 – искусство 30х годов, партийных принципов, социалистический реализм

4 1941-1945-искусство ВОВ, все искусство для фронта, для победы, на первое место выходит графика, советский политический плакат, в живописи историческая картина пейзаж.

5 1945-1960-искусство послевоенных лет

6 1960-1980- эпоха брежневского застоя

Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:

Художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологическогоотображения

Художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в еёновом состоянии.

2 Живопись периода революции и гражданской войны 1917-1922 гг. Искусство периода Революции и Гражданской войныУже в первые месяцы после прихода к власти советское правительство принимает ряд постановлений, важных для развития культуры:

В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.

«О регистрации, приеме на учёт и хранении памятников искусства и старины» (5 октября 1918) о всеобщем учёте произведений и памятников искусства и старины. Этим учётом занимался музейный отдел Наркомпроса.

«О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918)

Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции. Для изучения и систематизации художественных ценностей был учрежден Государственный музейный фонд, где сосредотачивались музейные ценности. После учёта, систематизации и изучения наступала стадия комплектования музеев - ценности примерно равномерно распределялись по различным музеям страны. Параллельно развернулось масштабное музейное строительство.Живопись В первые годы революции продолжали развиваться традиционные станковые формы. Многие из советских художников старшего поколения первых лет советской власти сформировались, разумеется, ещё в предреволюционные годы и, естественно «соприкосновение с новой жизнью было сопряжено для них с немалыми сложностями, которые были связаны с ломкой уже сложившихся к периоду революции творческих индивидуальностей».Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:



Художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологического отображения

Художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в её новом состоянии.

Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства.

В период гражданской войны этот жанр характеризовался следующими качествами:



«острота подачи материала,

Мгновенная реакция на быстро меняющиеся события,

Агитационная направленность, благодаря которой и сложились главные черты пластического языка плаката.

Ими оказались лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста». Плакаты были чрезвычайно распространены, печатались большими тиражами и размещались повсеместно.

До революции политического плаката (как сформировавшегося вида графики) не существовало - были только рекламные или театральные афиши. Советский политический плакат наследовал традиции русской графики, в первую очередь - политической журнальной сатиры. Многие из мастеров плаката сложились именно в журналах.Праздничное оформление городов

Художественное оформление празднеств - ещё одно новое явление советского искусства, не имевшее традиции. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и другие советские праздники.

Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись приобрела новое пространство и функции.

К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и улиц.Первое послереволюционное пятилетие (1917-1922) отмечено многообразием и недолговечностью художественных платформ, активностью деятелей левого искусства, которые увидели в новых условиях возможность осуществления самых дерзких новаторских идей.

Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью, среди которых были и передвижники, и русские импрессионисты (Рылов, Юон), и мирискусники (Лансере, Добужинский), и «голуборозовцы» (Кузнецов, Сарьян), и «бубнововалетцы» (Кончаловский, Машков, Лентулов).

На первых порах заметное место в Отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В. Кандинский и К. Малевич. Идеи революции рождали новые направления. Среди них новый русский революционный авангард “Уновис” (“Утвердители нового искусства”, 1919-1920. Малевич, Шагал, Лисицкий) объявил борьбу за “чистое” искусство и принялся за разработку агитационных форм. «НОЖ» (Новое общество живописцев) был близок к бубнововалетцам.

“Пролеткульт” принял попытку создания организации новой пролетарской культуры “на руинах прошлого”, отказываясь от классического наследия, но просуществовал недолго, не имея поддержки как у художников, так и у зрителей.

Против авангардизма за философскую глубину искусства и традиционный монументализм форм выступили художники объединений «Четыре искусства» (Кравченко, Тырса, Петров-Водкин) и «Маковец» (Чекрыгин, отец Павел Флоренский).

Романтизм первых послереволюционных лет в символико-аллегорической форме передали П. Филонов в серии картин «Ввод в мировой расцвет» (1919); К. Юон «Новая планета», Б. Кустодиев «Большевик» . Еще в начале XX века предчувствие грядущих перемен в России выразил К. Петров-Водкин (1878-1939) в картине «Купание красного коня» (1912, ГТГ). Угрозу мирной жизни простых людей в годы гражданской войны он передал в картине «1919 год. Тревога» (1934, ГРМ).

Тип нового героя – человека труда, спортсмена и общественника, создают в портретном жанре А.Н. Самохвалов "Девушка в футболке". в годы гражданской войны на первый план выступает агитационно-массовое искусство: оформление праздников и митингов, роспись агитпоездов и т.д. (Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Н. Альтман); политический плакат (А. Апсит “Грудью на защиту Петрограда”, Д. Моор “Ты записался добровольцем?”, “Помоги!”. Окна РОСТа (1919-1921, Маяковский и Черемных).

В 1922 г. была создана АХРР (Ассоциация художников революционной России), просуществовавшая до 1932 г. Организаторами ее были А. Архипов, Н. Дормидонтов, С. Малютин и другие поздние передвижники. Пропаганда ее «нового курса» привлекла художников разных взглядов на искусство – бывших бубнововалетцев, художников Общества «НОЖ», «4 искусства» и др.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Стилистика лубка оказала большое влияние на то, какими были первые российские политические плакаты, появившиеся как раз в годы Первой мировой войны (1914-1918) и революционных событий 1917-го. О плакатах 1917 года Би-би-си рассказала заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова.

      sovrhistory.ru

      После февраля 1917 года представители практически всех политических движений, за исключением большевиков и меньшевиков-интернационалистов, декларировали необходимость продолжения войны до победы и верность союзническим обязательствам России. Для того чтобы продолжать эту войну, правительство нуждалось в денежных вкладах населения. В 1916 году возник так называемый Государственный 5,5% заем. После февраля 1917 года он стал Займом свободы. Кустодиевский солдат стал символом: на фоне знамен красных он просит деньги на продолжение войны. В дальнейшем солдат будет практически на всех плакатах 1917 года – от февраля к октябрю. Материал Александры Семеновой, Русская служба Би-би-си.

      sovrhistory.ru

      Другая стилистика. Событийный плакат. Это своего рода картинка из телевизора. На плакате Воскресенская площадь и здание московской Городской думы (впоследствии музея Ленина, а сейчас Исторического музея). Здесь все кипело в марте 1917 года. Это событийная картинка. Зафиксировать событие, порыв. Потому что революцию ждали и ее с восторгом приняли. Население революцию восприняло как начало новой эпохи в истории страны. Широчайшие массы поддержали Февраль. И все это шло на фоне продолжающейся войны. И отсюда как раз востребованность и развитие графики.

      sovrhistory.ru

      Это не совсем плакат. Это иллюстрированная листовка. Почему так? Потому что в России власть персонифицируется. Власть идет по лидерам, по вождям. Исходя из персонификации и необходимости популяризации лидеров новой России, издавались вот такие иллюстрированные листовки. Здесь члены Временного правительства, во главе – председатель думы Михаил Родзянко. В нижнем ряду, третий слева – первый социалист в правительстве Александр Керенский. Керенского и отдельными листами печатали, он был одним из самых популярных. Левое движение активно прогандировало своих. Его рейтинг был очень высок. Здесь на плакате, на листовке – Таврический дворец, флаги, лозунги. Сзади там горлопаны. С флагом-горном. Революционный автомобиль. Много мужчин с оружием в руках. Слева. И лозунги левых. И лозунги эсеров "Земля и воля" и "В борьбе обретешь ты право свое". Пока тут никаких большевиков.

      sovrhistory.ru

      Это плакат издательства "Парус", левого издательства. Оно еще до революции было известно. У истоков этого издательства стоял Максим Горький. Издательство публиковало не только журналы, но и книги, в том числе и ленинские издавались работы. Для левых плакатов привлекли таких известных поэтов и художников как Владимир Маяковский и Алексей Радаков. В этом плакате – традиция лубочного многокомпозиционного рисунка и в то же время некая предтеча комиксов. Это рассказ в картинке. Сначала – кого солдат защищал раньше? Это буржуи. И солдат вынужден защищать прогнивший до конца строй.

      sovrhistory.ru

      В марте 1917 года Николай отрекается от престола и в это же время создается Временное правительство. И вот на этом плакате – "Памятка народной победы". Здесь те же революционные силы: вооруженный солдат, вооруженный рабочий. Снятая мантия горностая. Коленопреклоненный Николай передает корону. Попранные скипетр и держава. А на заднем плане – Таврический дворец, где заседали депутаты Госдумы. И над ним восходит солнце как символ свободы. Этот символ будет потом повторяться в плакатах. Революция в этот короткий период (до октября) представлялась как что-то светлое, доброе, солнечное, но затем, после октября, с началом Гражданской войны революция уже перестала быть барышней в белых одеждах.

      Sovrhistory.ru

      Плакат авторства соратника Маяковского по издательству "Парус" Алексея Радакова. Это так называемая социальная пирамида. Сюжеты социальных пирамид были удивительно популярны с начала XX века. Первая социальная пирамида художника Лохова была издана в Женеве в 1891 году. И затем перерисовки и по мотивам – создавалось множество вариантов. Здесь тоже обращение к традициям лубка с понятным смыслом для широких масс. Сверху все накрыто горностаевой мантией. Вспомните, что написал о своей профессии Николай II в ходе всероссийской переписи населения 1897 года? Он написал: "Хозяин земли Русской". Самые популярные сатирические сюжеты до лета 1917 года – антиклерикальные и антимонархические, направленные именно на императора Николая II и его супругу императрицу Александру Федоровну.

      sovrhistory.ru

      Осенью 1917 года в России началась первая в истории всеобщая избирательная кампания. И она была яростной и бескомпромиссной. В выборах участвовали несколько десятков партий и объединений, как политических, так и национальных. Среди принимавших участие в выборах самой многочисленной была партия эсеров.

      sovrhistory.ru

      "Анархию победит демократия". Это кадетская партия. Существенная деталь плаката - сочетание анималистики и мифологических образов – ящера (анархия) и витязя на белом коне (демократия). Перегруженность текстом снижала эффективность воздействия на зрителя, что в дальнейшем в какой-то степени повлияло на результаты выборов.

      sovrhistory.ru

      Сравниваем предыдущий плакат с этим. Эсеры. Грамотно провели избирательную кампанию. Победа эсеров была предопределена такой хорошо поставленной агитацией. Все как надо на плакате. Адресовано рабочим и крестьянам. Ясные и четкие лозунги – "Земля и воля". "Разорвем цепи и весь земной шар будет свободен". Два потока, рабочих и крестьян, по замыслу автора, соединясь, обязательно придут на избирательный участок.

      sovrhistory.ru

      Что касается большевиков, РСДРП, они не считали необходимым уделять внимание художественной агитации – то есть плакату. Но умели делать выводы из ошибок. И когда разгорелась Гражданская война, все силы "красных" были брошены на политическую художественную агитацию. Те же Радаков, Маяковский, другие участвовали в создании знаменитых "Окон РОСТа", ставшие советским "брендом" и классикой мирового плакатного искусства. А белые проиграли с точки зрения наглядной агитации – по-прежнему много ненужных деталей и много текста. Никто не будет читать хорошо написанную программу Деникина, многостолбцовую, на плакате.

    Плакат (от латинского "плакатум" - свидетельство) - самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы, инструктажа.

    Оригиналы плакатов создаются художниками в расчете на полиграфическое производство. В некоторых случаях плакат печатается с авторской печатной формы (линогравюра, литография).

    Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приемы работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакат, печатающийся огромными тиражами, рассчитан на самые широкие массы зрителей и вывешивается, как правило, на улицах и в общественных помещениях. Плакат должен очень быстро откликаться на все общественно-политические злободневные задачи, призывать к действиям. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействуя сравнительно короткое время, должны отличаться четким и ясным языком. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю, остановившемуся перед плакатом, в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель; плакат должен восприниматься мгновенно. Именно такими задачами продиктованы относительно большие (для графики) размеры плакатов. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образов и широко используются такие условно-декоративные приемы, как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения, совмещение различных масштабов. Текст, составляющий обязательный элемент плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения (исключение составляют лишь инструктивно-учебные плакаты). Текст не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться. Надпись является для художника элементом композиции плаката. Разумеется, думая о соблюдении всех этих требований, художник стремится всеми мерами сохранить цельность, собранность плаката в пределах листа бумаги.

    Виды плаката разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько групп.

    Политический плакат - основной, наиболее важный вид плаката. Именно он является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощает изобразительными средствами политические задачи и лозунги. Необычайно широка тематика политических плакатов: в наших условиях они посвящены борьбе за выполнение задач строительства коммунизма, борьбе за мир, призывают к укреплению социалистического лагеря, направлены на разоблачение врагов. Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных событий и т. д. Большое значение приобрели сатирические плакаты. Сатирический плакат почти всегда связан с литературным текстом. Особая популярность этих боевых и острых плакатов вызвала к жизни объединения плакатистов-сатириков ("Окна сатиры РОСТА", "Окна ТАСС", "Боевой карандаш", "Агитплакат").

    Информационно-рекламный плакат решает задачи информации, оповещения о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях (спектаклях, фильмах, лекциях, выставках и т. д.) или задачи рекламы - ознакомления потребителей с товарами, услугами, оказываемыми различными учреждениями и организациями. Рекламный плакат в наших условиях преследует задачи правдивой и культурной информации, помощи в выборе товара и воспитания вкуса потребителя. Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны одновременно отражать присущие данному зрелищу стиль, творческие устремления его авторов.

    Учебно-инструктивный плакат преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил (техники безопасности, санитарии и гигиены, противопожарных и т. д.), а также помогает решать учебно-воспитательные задачи. Учебно-инструктивный плакат, в отличие от других видов плаката, содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более длительного использования. Учебные плакаты служат наглядным пособием в учебном процессе.

    Плакат в привычном для нас виде возник сравнительно недавно - в конце XIX - начале XX века. Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера, расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в витринах и окнах. В Германии XVI века они были известны как "летучие листки". Широко распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных революций XVII - XVIII веков в Англии, Франции и Голландии. Подобную же роль в России играли лубки больших размеров, а также антинаполеоновские листы 1812 года. С изобретением новых способов размножения и развитием полиграфии тираж агитационных листов все увеличивался. В конце XIX века появились плакаты, близкие современным по назначению и виду. Над созданием различных плакатов работали такие крупные мастера, как Т. Стейнлен, Ф. Бренгвин, А. Тулуз-Лотрек, К- Колльвиц и другие. Из современных зарубежных плакатов выделяются посвященные борьбе за мир работы А. Бертрана (Мексика) и Г. Эрни (Швейцария). Следует особо отметить прекрасные плакаты художников социалистической Польши, значительные и глубокие по содержанию, выполненные отличным плакатным языком (плакаты Т. Трепковского, Т. Гроновского, А. Бов-бельского, 3. Кайя).

    С первых дней Советской власти плакат в нашей стране получил широчайшее распространение и признание, как жизненно важное, оперативное и глубоко партийное искусство. Придавая большое значение плакату как средству политической агитации, наша партия внимательно следит за его развитием, всемерно помогает повышению его идейного содержания и мастерства. Свидетельством этому являются постановления ЦК партии и всесоюзные совещания, посвященные политическому плакату. В период гражданской войны, восстановления народного хозяйства, в годы первых пятилеток плакат сыграл значительную роль и советские плакатисты были в первых рядах бойцов идеологического фронта. Высокими образцами плакатного искусства являются, например, плакаты Моора "Ты записался добровольцем?", "Помоги". Много работали в плакате А. Дейнека, М. Черемных, Н. Долгоруков и другие художники. Велико было значение сатирических плакатов "Окон сатиры РОСТА", в создании которых принимали деятельное участие В. Маяковский, С. Малютин, А. Радаков и другие. Мобилизуя свои силы на разгром врага в годы Великой Отечественной войны, советские художники особенно много и успешно работали над созданием плакатов, отличавшихся страстностью, высоким патриотическим духом. По образцу "Окон сатиры РОСТА" были созданы "Окна ТАСС". В блокированном Ленинграде возникло объединение "Боевой карандаш". Над плакатами работали не только графики, но и многие живописцы. В памяти советских людей надолго останутся плакаты Кукрыниксов, Ефимова, Голованова, Кокорекина, Долгорукова, В. Иванова, Тоидзе, Шмаринова, Серебряного. В послевоенное время были попытки превратить плакат в подобие цветной фотографии с приклеенным к ней текстом. Наборным шрифтом в плакатах печатались длиннейшие цитаты.

    На плакатах появлялись стандартные, "благополучные" люди-схемы с "дежурной" улыбкой на лице, почти без изменений, кочевавшие из плаката в плакат. Успешно преодолев эти ошибки, вернув плакату его лучшие боевые качества, опытные мастера плаката и молодежь активно работают в различных жанрах этого искусства. В Москве, Ленинграде и других городах большой популярностью пользуются сатирические плакаты "Боевого карандаша", "Агитплаката" и других объединений. Зрителю хорошо знакомы плакаты советских художников В. Иванова, Кукрыниксов, Н. Денисовского, М. Гордона, К. Иванова, В. Говоркова, В. Брискина, М. Мазрухо, К. Владимирова, Г. Ковенчука и других художников.

    План «монументальной пропаганды», принятый по предложению В. И. Ленина, явился самым ярким выражением общих принципов нового искусства. Главную цель «монументальной пропаганды» В. И. Ленин видел в том, что­бы поставить искусство на службу революции, воспитать народ в духе нового, коммунистического миропонимания.

    Вместе с упразднением некоторых памятников, «про­славлявших царизм», предписывалось мобилизовать художественные силы и организовать конкурс по выработке проектов монументов в честь Октябрьской социалистической революции.

    Начиная с осени 1918 г., на улицах Петрограда, Москвы и других городов появились первые произведения «монументальной пропаганды»: памятники Радищеву, Степану Разину, Робеспьеру, Каляеву, Т. Шевченко и др.

    Над осуществлением плана работали многие скульпторы, представлявшие различные творческие течения, - Н. Андреев, С. Коненков, А. Матвеев, В. Мухина, С. Мер-куров, В. Синайский, архитекторы Л. Руднев, И. Фомин, Д. Осипов, В. Маят. Идеи ленинского плана оказали влияние и на более широкую область монументально-декоративного искусства - праздничное оформление го­родов, массовых шествий и т. д. В оформлении улиц Мо­сквы и Петрограда в дни первой годовщины Октябрьской революции участвовали видные художники, в том числе К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, С. Герасимов.

    Характерной чертой изобразительного искусства эпохи революции и гражданской войны была агитационная направленность, определявшая значение и место отдельных его видов. Наряду с памятниками и мемориальными досками рупором революционных идей и лозунгов стал плакат, говоривший языком аллегории (А. Апсит), политической сатиры (В. Дени) и достигший тогда наибольшей высоты в классических работах Д. Моора («Ты записался добровольцем?», «Помоги»).

    Непревзойденными в своем роде были также «Окна РОСТА» В. Маяковского и М. Черемных. «Телеграфный» язык этих плакатов, сознательно упрощенный, отличался остротой и лаконизмом.

    К искусству плаката тесно примыкала политическая графика, которую широко популяризировали журналы «Пламя», «Красноармеец» и другие периодические издания. Революционная тематика проникала и в станковую графику (рисунки Б. Кустодиева), особенно в гравюру на дереве и линолеуме. «Войска» В. Фалилеева, «Броневик» и «Крейсер Аврора» Н. Купреянова - типичные произведения графики этого времени. Для них характерны напряженные контрасты черно-белой манеры, повышение роли силуэта.

    Эпоха революции получила отражение и в книжной иллюстрации (рисунки Ю. Анненкова к «Двенадцати» А. Блока, обложки и книжные знаки С. Чехонина), но этот род искусства был в большей мере связан с новыми изданиями классической литературы, прежде всего «Народной библиотеки» (работы Б. Кардовского, Е. Лансере и др.).

    В портретной графике особую ценность имели сделанные с натуры зарисовки В. И. Ленина (Н. Альтман, Н. Андреев). Плеяда крупных мастеров (А. Бенуа, М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева) развивала пейзажную графику.

    Станковая живопись первых послереволюционных лет больше, чем какой-либо другой вид искусства, испытала на себе давление «левого фронта». Полотна «Новая планета» К. Юона, «Большевик» Б. Кустодиева и т. д. свидетельствовали о стремлении их авторов раскрыть исторический смысл происходящего. Свойственная всему советскому искусству раннего периода аллегория проникала даже в пейзажную живопись, породив такой своеобразный отклик на современные события, как, например, картина А. Рылова «В голубом просторе».

    Среди прочих искусств в особом положении находилась архитектура, возможности которой в этот период не выходили за рамки проектирования новых задач.

    20-е годы

    В 20-х гг. среди советских художников существовало много различных группировок: Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов, Об­щество московских художников, Общество русских скульпторов и др.

    Несмотря на то что советское искусство тогда носило переходный характер, в нем постепенно вырабатывался общий стиль. В живописи определяющее значение приобретают классические традиции, и главным образом традиции русской реалистической школы. Художники все чаще обращаются к современности. Вместе с мастерами старшего поколения выступают и молодые живописцы. Для этого времени характерны работы С. Малютина, А. Архипова, Г. Ряжского в портретном жанре, Б. Иогансона - в бытовом, М. Грекова, И. Бродского, А. Герасимова - в истори­ко-революционном, А. Рылова, Н. Крымова, Б. Яковлева - в пейзажном и т. д. Изменяют свое отношение к окру­жающему, к задачам искусства художники, группировав­шиеся до революции вокруг журнала «Мир искусства», бывшие сезаннисты. П. Кончаловский, И. Машков, А. Куприн переживают расцвет своего дарования; реальным, жизненным содержанием наполняется еще недавно стилизаторское творчество К. Петрова-Водкина; новый подход к проблемам образной выразительности сказывается в произведениях М. Сарьяна, С. Герасимова и др. Особенно ярко проявились новаторские тенденции советской живописи в картине «Оборона Петрограда» А. Дейнеки (1928 г.).

    В графике видное место заняла политическая карикатура (Б. Ефимов, Л. Бродаты и др.). Одновременно растет значение книжной иллюстрации, в особенности книжной гравюры на дереве (А. Кравченко, П. Павлинов и др.). Ее крупнейший мастер В. Фаворский положил начало целому творческому течению. Успешным было развитие также станкового рисунка, выполненного углем, ка­рандашом, литографией или черной акварелью (Н. Купреянов, Н. Ульянов, Г. Верейский, М. Родионов).

    Скульптура 20-х гг. продолжала следовать идеям ленинского плана «монументальной пропаганды». Круг ее задач заметно расширился, больших успехов достигла портретная скульптура (А. Голубкина, В. Домогацкий, С. Лебедева).

    Однако основные усилия скульпторов попрежнему на­правляются на создание памятников. В отличие от пер­вых гипсовых памятников, носивших временный характер, новые монументы сооружаются из бронзы и гранита. К ним относятся памятники В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде (В. Щуко, В. Гельфрейх, С. Есеев), на плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье (И. Шадр) и в Петрозаводске (М. Манизер).

    Образы обобщающего значения создали А. Матвеев («Октябрьская революция»), И. Шадр («Булыжник - оружие пролетариата»), В. Мухина («Ветер», «Крестьянка»), уже в то время определявшие своим творчеством лицо советской скульптуры.

    После окончания гражданской войны возникли условия, благоприятные для развития архитектуры. Ее первоочередной, самой насущной задачей было жилищное строительство (комплексы жилых домов на Усачевой улице в Москве, на Тракторной улице в Ленинграде и т. д.). Но очень скоро архитекторы поставили в центр своего внимания градостроительные проблемы, сооружение обществен­ных ансамблей, промышленное строительство. А. Щусев и И. Жолтовский разрабатывают первый план реконструк­ции Москвы. Под их руководством осуществляется пла­нировка и строительство Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г. А. Щусев создает мавзолей В. И. Ленина. До конца 20-х гг. по планам советских архитек­торов был построен ряд зданий различного назначения (дом «Известий» Г. Бархина; Госбанк СССР И. Жолтовского; Центральный телеграф И. Рерберга), промышленных комплексов (Волховская гидроэлектростанция О. Мун-ца, Н. Гундобина и В. Покровского; Днепровская гидро­электростанция В. Веснина) и т. д.

    Одной из важных сторон творческой деятельности советских архитекторов было стремление выработать новые формы архитектуры, соответствующие новым задачам, современным материалам и строительной технике.

    30-е годы

    Успехи советской живописи этих лет особенно полно представляет новый этап творчества М. Нестерова, в работах которого (портреты академика И. Павлова, братьев Кориных, В. Мухиной, хирурга С. Юдина) глубина и рельефность изображения человеческих характеров соединяется с широкой общей темой творческого труда советских людей. Высокий уровень портретной живописи поддерживают П. Корин (портреты А. Горького, М. Нестерова), И. Грабарь (портрет сына, портрет С. Чаплыгина), П. Кончаловский (портрет В. Мейерхольда, портрет студента-негра), Н. Ульянов и др. Тема гражданской войны воплотилась в картине С. Герасимова «Клятва си­бирских партизан». На исторические сюжеты написаны также «Старые хозяева» и «Утро офицера царской армии» Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов). Выдающимся мастером картин на современную тему становится А. Дейнека («Мать», «Будущие летчики» ит. д.). Важный шаг по пути развития бытового жанра делают Ю. Пименов («Новая Москва») и А. Пластов («Колхозное стадо»).

    Развитие графики в этот период связано прежде все­го с книжной иллюстрацией. В этой области с успехом работают и мастера старшего поколения - С. Герасимов («Дело Артамоновых» М. Горького), К. Рудаков (иллюстрации к произведениям Г. Мопассана), и молодые художники - Д. Шмаринов («Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Петр I» А. Толстого), Е. Кибрик («Кола Брюньон» Р. Роллана, «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера), Кукрыниксы («Жизнь Клима Самгина» М. Горького и другие), А. Каневский (произведения Салтыкова-Щедрина). Заметное развитие получила иллюстрация советской детской книги (В. Лебедев, В. Конашевич, А. Пахомов). Принципиально важное из­менение по сравнению с предшествующим периодом со­стояло в том, что советские мастера иллюстрации переключились (хотя и несколько односторонне) с декора­тивного оформления книги на раскрытие идейного и художественного содержания литературных образов, на разработку человеческих характеров и драматургии действия, выраженной в веренице следующих друг за другом изображений.

    В книжной иллюстрации наряду с реалистическим ри­сунком, акварелью, литографией сохраняет свое значение и гравюра, представленная произведениями признанных мастеров, как В. Фаворский («Vita Nuova» Данте, «Гамлет» Шекспира), М. Пиков, А. Гончаров.

    В области станковой графики на первый план в это время выдвигается портретный жанр (Г. Верейский, М. Родионов, А. Фонвизин).

    Серьезным препятствием на пути развития советского искусства в эти годы является ремесленничество, тенденции ложной монументальности, парадности, связанные с культом личности Сталина.

    В искусстве архитектуры наиболее важные задачи ре­шались в связи с проблемами градостроительства и сооружением жилых, административных, театральных и других зданий, а также крупных промышленных объектов (таких, например, как автозавод в Москве, мясокомбинат в Ленин­граде, теплоцентраль автозавода в Горьком и т. д.). Среди архитектурных произведений особенно характерны для этих лет дом Совета Министров в Москве (А. Ленгман), гостиница «Москва» (А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран), Театр Советской Армии в Москве (К. Алабян, В. Симбирцев), санаторий имени Орджоникидзе в Кисловодске (М.Гинзбург), речной вокзал в Химках (А. Рухлядьев) и др. Основной эстетической тенденцией в ходе этих работ стало тяготение к традиционным формам классической ордерной архитектуры. Некритическое использование таких форм, ме­ханическое перенесение их в современность нередко при­водило к ненужной внешней пышности и неоправданным излишествам.

    Новые важные черты приобретает искусство скульптуры. Усиление связей монументально-декоративной скульптуры с архитектурой становится характерной особенностью этого периода. Скульптурное произведение - группа «Рабочий и колхозница» - Мухиной возникло на основе архитектурного проекта павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже. Синтез скульптуры с архитектурой проявился и в оформлении Московского метрополитена, канала имени Москвы, Все­союзной сельскохозяйственной выставки, павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке.

    Из произведений монументальной скульптуры этих лет наибольшее значение имели памятники Тарасу Шевченко в Харькове (М. Манизер) и Кирову в Ленинграде (Н. Томский).

    Дальнейшее развитие получает скульптурный портрет (В. Мухина, С. Лебедева, Г. Кепинов, 3. Виленский и другие). Многие скульпторы успешно работают над типическим обобщением образов современников («Металлург» Г. Мотовилова, «Молодой рабочий» В. Синайского).