Онегин и автор в 1 главе. Рассказчик как герой произведения




Сочинение Автор и главный герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман А. С. Пушкина - уникальное в русской литературе произведение.
Как положено в романе, в нем есть главные и второстепенные
герои, дается их предыстория, описываются их чувства и поступки,
но главное, что выделяет произведение из общего ряда, возвышает
над ним, - это гениальные стихи, которыми говорит автор. «Евгений
Онегин», представляя собой не имеющий аналогов «роман в стихах
», сочетает в себе два рода литературы: лирический и эпический.
Поэтому рядом с героями произведения читатель постоянно
ощущает присутствие автора, сопереживающего своим персонажам,
поясняющего их характеры и поступки, прямо обращающегося
к читателю и вызывающего его на спор, рассуждающего на самые
разные темы... Пушкин даже выводит фигуру автора на страницах
романа в качестве одного из героев - приятеля Онегина в Петербурге.
Рассмотрим подробнее, какими предстают перед читателями автор
и герой на страницах романа «Евгений Онегин».
Наверное, прежде всего следует сказать о том, что и автор, и герой
не являются статичными от первой до последней страницы произведения.
Вспомним, что А. С. Пушкин создавал роман в течение
семи лет, автор менялся, взрослел, талант его набирал силу. Вместе
с автором изменяется и его герой. Пушкин начал писать «Евгения
Онегина» совсем еще молодым человеком, находясь в южной ссылке,
а закончил произведение знаменитой Болдинской осенью, уже после
восстания декабристов, потеряв многих друзей, став известным
всей читающей России поэтом. Так и главный герой романа, Онегин:
если в первой главе перед нами «повеса», «денди», скучающий
представитель «золотой молодежи» Петербурга, то в восьмой главе
мы видим глубоко переживающего несчастливую любовь человека,
страдающего от мук совести за совершенное им на дуэли убийство,
понимающего, что прожил лучшие годы впустую. В начале своего
романа Пушкин старательно подчеркивает «разность» между собой
и героем, поскольку во многом они действительно похожи и читатель
может предположить, что под маской Онегина скрывается автор:
именно так предписывала традиция, идущая от кумира романтиков
Байрона, наделявшего героев собственными мыслями и чувствами.
В самом деле, и автор, и Онегин - молодые люди, принадлежащие
светскому обществу, находящие удовольствие в блестящем, но пустом
времяпрепровождении: рестораны, театры, балы. Пролетает юность,
и оба они ощущают разочарованность в светских развлечениях. Пушкин
рисует читателю свои встречи с Онегиным в этот период:
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас...
Белыми ночами в Петербурге автор и его герой гуляли по набережным,
вспоминали юные годы, спорили, размышляли, собирались
вместе отправиться в путешествие за границу, но судьба распорядилась
иначе: Пушкин оказался в южной ссылке, Онегин - в деревне.
Несмотря на явное внешнее сходство характеров автора и героя,
Пушкина и Онегина нельзя сравнивать всерьез. И не только потому,
что Онегин - создание поэта, плод его вымысла. Вспомним, как пытался
бороться со скукой Онегин: попробовал читать и заниматься
литературным творчеством. Однако у него ничего не вышло. Пушкин
же прежде всего гениальный поэт, человек, для которого литература-
главная составляющая жизни.
Прямо противоположно отношение автора и героя к природе, деревенской
жизни: Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой, -
так восклицает Пушкин, описывая «прелестный уголок», где «скучал
Онегин», унаследовав от дяди поместье. Деревенское уединение
всегда вызывало у Пушкина прилив творческих сил: лучшие свои
вещи он создает в Михайловском и Болдине.
Автор рука об руку идет с героем через весь роман. Он защищает
его от обвинений в холодности, когда Онегин читает Татьяне нотацию
в ответ на ее признание в любви. Пушкин показывает, что главный герой
«сражен» смертью Ленского, не может найти себе места, пускается
путешествовать. Когда светское общество смеется над разочарованностью
Онегина, считая ее лишь модной маской, Пушкин гневно
клеймит бездушный свет, и читатель понимает, что «хандра»
Онегина - это не дань моде, а искренние переживания умного и благородного
человека, не нашедшего достойного применения своим
силам и способностям. Благодаря гениальным стихам Пушкина образ
«страдающего эгоиста» Онегина увековечен в мировой литературе,
а непревзойденный «роман в стихах» дает нам возможность
услышать голос великого поэта.

Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состо­ит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувст­вами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. Как замеча­ет С. Г. Бочаров, «в „Онегине" нам не дано забыть об авторе... и объективность романа обращена постоянно в образ созна­ния, воображаемую реальность».

В своих лирических отступлениях Пушкин касается бук­вально всех сторон современной жизни - образования и вос­питания, литературы и истории, театра и актеров, мод, гас­трономических изысков. Он размышляет о родственных отно­шениях, о дружбе и любви, о женской психологии, о разных этапах человеческой жизни и т. д.

Однако «Евгений Онегин» - не просто «собранье пестрых глав», роман представляет собой целостное гармоническое единство. И, как точно замечает С. Г. Бочаров, «единство ро­мана - это единство автора; это „роман автора", внутри кото­рого заключен „роман героев"». Причем автор активно вме­шивается в действие, проявляя свое отношение к происходя­щему.

Все это создает определенную дистанцию между автором и главным героем романа - Евгением Онегиным. Попробуем проследить, в чем их сходство и различие.

Что сближает автора с его героем? Прежде всего, - жиз­ненные обстоятельства. Автор и герой - люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе: балы, театр, дружеские вечеринки, романы... «Увы, на разные забавы Я много жизни погубил!» - бесхитростно признается Пуш­кин. Однако уже здесь заметно различие между ними.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жиз­ни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью.

Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. И мы замечаем это благодаря авторской иронии, едва уловимой интонации насмешливой снисходительности, с ко­торой поэт описывает времяпрепровождение Онегина. Здесь мы догадываемся, что эта часть жизненного пути Онегина в определенном смысле уже «пройдена» автором. И поэт сам затем подтверждает эту догадку. Как и Онегин, он разочаро­вался в светских удовольствиях, в благосклонности судьбы, в человеческом великодушии:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней.

Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «ус­ловий света...бремя». Поэт описывает высший свет исключи­тельно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступ­ных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него - «несносный, хоть невинный вздор».

ноет»», «неподражательную странность» и «резкий, охлаж­денный ум». Однако тут же поэт замечает разницу: «Я был озлоблен, он угрюм». И с этого момента различия между ни­ми проступают все явственнее и заметнее. Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую лите­ратуру, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гу- вернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышле­ния, культуру. Онегин - романтический герой «европейско­го типа». Автор же - человек русский по духу своему и ми­роощущению, истоки его личностного развития - в русской культуре. Он по-настоящему любит Россию: и «ночное небо над Невою», и «старинные главы» «белокаменной Москвы».

«Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, род­ственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Вот как он реагирует на известие о близкой кончине дяди:

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал

И уж заранее зевал,

Приготовляясь, денег ради,

На вздохи, скуку и обман...

Онегин равнодушен к природе: на третий день пребыва­ния в деревне «роща, холм и поле Его не занимали боле; По­том уж наводили сон...». Для автора же природа - источник душевного отдыха и «невинных наслаждений»:

Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной.

Исподволь возникает здесь и тема творчества. Онегин рав­нодушен к поэзии: не может отличить «ямба» от «хорея», бра­нит Гомера, Феокрита. Он пробовал читать книги, писать, но «ничего Не вышло из пера его». Однако тема творчества пони­мается здесь более широко. Герой лишен творческого начала в жизни вообще. «Европейские идеалы» неплодотворны, «фило­софия потребления мира человеком» не может породить ниче­го жизнеспособного, оригинального. Поэт же находит беско­нечный источник вдохновения в самой жизни, он трепетно внимателен к голосу своей лиры, к порывам вдохновенья, рож­дающим «творческие сны».

Автор и герой различаются и отношением к жизни. Оне­гин не верит в возможность счастья. Следствием его жизнен­ного опыта становится самоуверенность и безапелляцион­ность. Именно эти качества проявляются в отношениях Оне­гина с Татьяной.

Но жалок тот, кто все предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чье сердце опыт остудил

И забываться запретил!

«Остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть» не дает «младое вдохновенье». Герой же этого живительного источника лишен.

Онегин не осознает, насколько притягательны в женщине простота и естественность, - для Пушкина же черты эти являются идеалом. На страницах романа поэт неоднократно го­ворит о своем предпочтении, противопоставляя Татьяну лег­комысленным кокеткам:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Для Онегина «вольность и покой - замена счастью». Для автора счастье - «ясность души», «ко благу чистая любовь», «младое вдохновенье», «нецеремонные друзья» и «бурные любви желанья», «домашний круг», «прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй» - все то разнообра­зие чувств, мыслей и занятий, которое человеку дает жизнь.

Страдая от бесконечной скуки, Онегин, в сущности, не за­думывается над смыслом человеческого существования. Ав­тор же размышляет об этом глубоко и серьезно:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить.

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

...Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь;

Он должен был обезоружить

Младое сердце...

Автор живет в гармонии со своим природным ритмом, со своим возрастом - каждая пора его жизни отмечена сообраз­ностью чувств, эмоций и поступков, наполнена глубоким смыслом в общечеловеческом контексте, воспринята им са­мим как бесценный духовный опыт:

Так, полдень мой настал, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я.

Ну так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою,

Среди тревог и в тишине,

Я насладился... и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Онегин же никогда не существовал в гармонии со своим природным ритмом. В начале романа, в юности, он - «духов­ный старец», в финале романа, став зрелым мужчиной, он об­ретает «надежду юности». «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел», - говорит Пушкин. Именно этой природно-разумной гармонии и лишен Онегин, пытаю­щийся обмануть природу, изменяющий молодости, любви, «свежим мечтаньям». Юность Онегина, весна его жизни, как замечает М. Лазукова, обернулась «осенью гнилой». И при­рода как будто мстит герою за пренебрежение ее законами: он проходит мимо своего счастья, мимо любви, всего того, в чем было спасение его, что было залогом восстановления духов­ной и природной гармонии.

И образ автора, и образ Онегина изменяются в процессе повествования, претерпевают определенную эволюцию. В на­чале романа мы видим автора молодым человеком, живым, естественным, свободным, веселым и жизнерадостным, чуть ли не эпикурейцем. Поэт говорит о своей любви к театру, восхищается блеском и праздничной суетой балов, вспоми­нает о былых романах, восторгается женской красотой. Призвав на помощь шутку и иронию, автор ведет откровен­ный разговор с читателем, посвящая его даже в «форму плана».

В финале же романа, по прошествии восьми лет, поэт предстает перед нами уже зрелым человеком, приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.

Какие б чувства не таились

Тогда во мне - теперь их нет:

Они прошли иль изменились...

Мир вам, тревоги прошлых лет!

Изменяется в романе и духовный облик Онегина. В начале романа - это обычный светский повеса, в финале - человек, способный к живым и сильным чувствам.

Свой роман Пушкин заканчивает обращением к читателю:

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных ошибок

Хотя крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим тру­дом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возмож­ность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.

Бочаров С. Г. Указ. соч. С. 118. 5-4904

Достоевский Ф. М. Пушкин. Очерк. - В кн: Светлое имя

Железняк Анжелика, Пак Анна, Ковалькова Елена, Юнева Светлана

Работа отражает исследование учащихся лирической составляющей романа в стихах. Лиризм романа во многом обусловлен рельефностью образа Автора как писателя, рассказчика-повествователя и прямого очевидца и участника событий, то есть героя романа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №262 Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Ученики 9 а класса Железняк А, Пак А, Ковалькова Е, Юнева С Руководитель: учитель русского языка и литературы Исакова И. О. Санкт-Петербург 2013

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы О. Кипренского (1827).

«Собрание пёстрых глав». (Творческая история романа). Роман Пушкина «Евгений Онегин »- одно из самых удивительных произведений русской литературы. Стоит отметить уже то, что Пушкин рискнул написать его в стихах. Сам поэт сказал об этом так в своём письме П. А. Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница ». Александр Сергеевич Пушкин начал роман «Евгений Онегин» 9 мая 1823 года, а закончил спустя семь лет 23 сентября 1830 года. Итог своей работы поэт подвел так: начало её – Кишинёв, Одесса, 1823 год; окончание – Болдино, 1830; «7 лет 4 месяца 17 дней». Но если учесть, что «письмо Онегина» было написано 5 октября 1831 года и ещё продолжалась работа при публикации глав, то срок, отсчитанный Пушкиным в 1830 году в Болдине, значительно увеличится. Роман печатался отдельными главами, которых с нетерпением ждали читатели. И уже в начале работы над ним Пушкин писал: «это лучшее моё произведение».

Над романом Пушкин работал с увлечением, чувствуя новизну замысла, отбросив все стесняющие обстоятельства. «Что касается до моих занятий, – сообщал он П. А. Вяземскому, – я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. В роде Дон-Жуана – о печати и думать нечего; пишу спустя рукава» . Выражение «спустя рукава» в речи Пушкина было синонимом совершенной искренности, открытости, без расчёта на нежелательных свидетелей. Смелость своеобразного разговора обо всём, что волнует, казалась ему препятствием к напечатанию. Прочитаем эпиграф к роману «Евгений Онегин»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая пробуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках,–следствие чувства превосходства, быть может мнимого.– Из частного письма». Болезнь века – равнодушие – распространилась и на отношение героя к самому себе. Причиною болезни называлось качество, которое сродни тщеславию, хотя оно в этих нескольких строках постепенно повышалось в ранге (тщеславие – гордость – чувство превосходства).

Загадка эпиграфа состоит в том, что причина болезни – мнимая, но сама болезнь – реальна. Пушкин недаром назвал свой роман «свободным»: в него естественно входило всё, чем жил поэт, что любил, над чем думал. Автор как бы живёт в своём романе, роднясь то с одним, то с другим героем. Но он не подменяет собою героев, не заслоняет своей исповедью их жизни. Пушкина привлекала возможность непринуждённого разговора с читателем: «Роман требует болтовни, высказывай всё начисто». Добрая обращённость автора к читателю должна, по мысли Пушкина, отозваться в его душе просветлением. Заканчивая роман, поэт гордился свершённой работой и печалился из-за окончания её. Торжественность этой минуты побудила его обратиться к ритму греческого гекзаметра. Так в 1830 году рождается стихотворение «Труд»:

« Миг вожделенный настал: окончен Мой труд многолетний…».

Художественное своеобразие романа. Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм – «Кавказский пленник». Над другой поэмой – «Бахчисарский фонтан» – он ещё не работал и к «Цыганам» не приступал. И всё же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества – не романтического, а реалистического. В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в тех годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгений Онегин», поэт раньше всех – и в России, и на Западе – дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности. 1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе даётся широкая картина жизни России того времени, её разнообразие связей с Европой, общественно политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается в столичных центрах – Санкт-Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50). 3. Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той среды, которой связаны происхождением и своей жизнью автор и его герой. 4. Также Пушкин изобретает для романа «онегинскую строфу». Общая её схема ясна и проста, она состоит из трёх четверостиший и двустиший: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж)

«Мой дядя самых честных правил, (а) Когда, не в шутку занемог, (б) Он уважать себя заставил (а) И лучше выдумать не мог. (б) Его пример другим наука; (в) Но, Боже мой, какая скука (в) С больным сидеть и день ночь, (г) Не отходя ни шагу прочь! (г) Какое низкое коварство (д) Полуживого забавлять, (е) Ему подушку поправлять, (е) Печально подносить лекарство, (д) Вздыхать и думать про себя: (ж) Когда же чёрт возьмёт тебя!» (ж)

Т.е. перекрёстная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие. Благодаря этому появляется аллюзия непринуждённой беседы. Автор использует разговорный стиль, при этом оставаясь вежливым с читателем. 5. Даже само название было необычным для читателя того времени. В пушкинскую эпоху так озаглавить могли бытовую повесть, содержащую элементы сатирического нравоописания и морализма, но никак не роман. 6. Уникальность положения Автора в романе. Автор не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей. Автор является и создателем романа, и одновременно его «героем». Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст – новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа – вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, – тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь – только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.

Автор и его герой в романе. В начале романа Пушкин писал: «Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…». И действительно, какую бы сторону жизни мы не взяли (театр, поэзия, природа, любовь), в первой главе мы чувствуем противостояние героя и Автора. Театр для Онегина – место, где скучают или разглядывают в лорнет ложи незнакомых дам; для Пушкина театр – «волшебный край». Онегин – «непостоянный обожатель очаровательных актрис»; Пушкин называет их «мои богини» и преданно грустит, когда «взор унылый не найдёт Знакомых лиц на сцене скучной». Природа нема для Онегина; Пушкин расцветает в деревенском уединении («Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины…»). Любовь неведома Онегину, поклоннику «науки страсти нежной»; Пушкин взволнованно пишет о самозабвении любви («Я помню море пред грозою…»). И даже когда, Автор и герой в конце первой главы стали дружны, меж ними заметно несходство: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмость постоянна.

Рисунок А. С. Пушкина к роману «Евгений Онегин», который он послал в своём письме брату.

Пушкин не может быть чужд жизни. Онегин холоден к ней. Но разница не только в этом. Прекрасная летняя ночь в Петербурге, которая оживила чувства героя и Автора, действует на них по-разному: В Пушкине рождается порыв к свободе, счастью, к поэтической полноте жизни («Адриатические волны, О Брента! нет, увижу вас»). Онегин остаётся в элегическом оцепенении, в нём нет пушкинского упоения жизнью. «С душою, полной сожалений, И опершися на гранит, Стоял задумчиво Евгений…» Итак, в первой главе, даже подружившись, Автор и герой остаются во многом противоположны. В восьмой главе Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светского человека право судить героя. В VII – XI строфах восьмой главы Автор спорит с «добрым малым», похожим на «целый свет», который судит об Онегине по законам света. Это мнение запоздало: герой изменился. Пушкин ставит своего светского собеседника в тупик прямым вопросом: «Знаком он вам?» – и приведя в замешательство «доброго малого», вступается за Онегина: « Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем?». Для света «посредственность одна нам по плечу и не странна».

В X и XI строфах Пушкин противопоставляет два жизненных пути. «Блажен, кто смолоду был молод» и, выполняя все правила света, заслужил в конце жизни репутацию «прекрасного человека». Это путь посредственности, вознаграждённый благополучием. Пушкин и себя и Онегина видит на другой стезе: «Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она…» Это трагический путь лучших героев романа (Онегина и Татьяны, Ленского, и самого Автора). Это мучительный путь тех, кому «несносно… Глядеть на жизнь, как на обряд», кто не разделяет с толпой «Ни общих мнений, ни страстей».

Автор и повествователь в романе. Обычно роль рассказчика ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции. Иногда он выступает как очевидец и собеседник, иногда даже действует наряду со своими героями. Например, представляя Онегина читателю, он называет его «добрый мой приятель», затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли. «Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.» Повествователь как персонаж придает роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий. Повествователь - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения рассказчика в события романа органична, творчески оправданна: не нарушая ход сюжета, его субъективный взгляд позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности.

Пушкин и Онегин на берегах Невы.

У рассказчика много общего с самим Пушкиным. Включая взгляды, принципы, а в некоторых моментах у них сходится биография. Но между ними также есть и различия.

Светская жизнь. В главе первой, части XXIX лирический герой говорит, что он очень любил балы: «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма » И в этом мы можем увидеть сходство с самим поэтом. После окончания лицея в 1817 году Пушкин едет в Петербург. Чиновничья служба мало привлекала его. Со всем свойственным ему пылом поэт отдаётся соблазнам шумной столичной жизни, сменившей лицейское затворничество. По словам брата, «по выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны: он жадно, бешено предавался всем наслаждениям». В 1830-е годы, Пушкина уже не так забавляли балы:

И в этом мы можем увидеть сходство с самим поэтом. После окончания лицея в 1817 году Пушкин едет в Петербург. Чиновничья служба мало привлекала его. Со всем свойственным ему пылом поэт отдаётся соблазнам шумной столичной жизни, сменившей лицейское затворничество. По словам брата, «по выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны: он жадно, бешено предавался всем наслаждениям». В 1830-е годы, Пушкина уже не так забавляли балы: «Слава Богу! Масляница кончилась, а с нею и балы. Описание последнего дня масленицы (4-го мар.) даст понятия и о прочих. Избранные были званы во дворец на бал утренний к половине первого. Другие на вечерний, к половине девятого. Я приехал в 9. Танцевали мазурку, коей окончился утренний бал. Дамы съезжались, а те, которые были с утра во дворце, переменяли свой наряд. – Было пропасть недовольных: те, которые званы были на вечер, завидовали утренним счастливцам. Приглашения были разосланы кое-как и по списку балов князя Кочубея; таким образом ни Кочубей, ни его семейство, ни его приближённые не были приглашены, потому что их имена в списке не стояли. – Все это кончилось тем, что жена моя выкинула. Вот до чего доплясались» .

Иллюстрация В. А. Свитальского к Евгению Онегину А. С. Пушкина.

Дворянские балы в 19 веке.

Бал пушкинской эпохи.

Сенатская площадь. Начало 19 века.

Фрагмент панорамы Петербурга художника А. Тозелли.

Картины родной природы. Также параллель между Пушкиным и героем рассказчиком его романа можно провести в описании природы. В главе второй, части I звучит чёткая позиция автора: «Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Господский дом уединенный, Горой от ветров ограждённый, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали села; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад»

В первой строфе отразились черты знакомого Пушкину пейзажа Михайловского, однако деревня Онегина является не копией какой-либо реальной, известной поэту местности, а художественным образом. В дневниках Пушкина сохранились записи о первом приезде в Михайловское: «Вышед из Лицея, я тот час почти уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч...».

Имение Пушкиных в Михайловском.

А.С.Пушкин в Михайловском. Гравюра М.Васильева.

Пушкин в Михайловском. В.А.Серов.

Михайловское. Река Сороть.

«Цех задорный». В XLIII части первой главы рассказчик вскользь намекает на то, что сам имеет прямое отношение к литературе в качестве писателя или же поэта, как и сам Александр Сергеевич Пушкин: «И вы, красотки молодые, Которых позднею порой Уносят дрожки удалые По Петербуржской мостовой, И вас покинул мой Евгений. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать – но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его, И не попал он в цех задорный Людей, о коих не сужу, Затем, что к ним принадлежу»

Авторская ирония. "Евгений Онегин" - неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония. В конце седьмой главы рассказчик, увлечённой повествованием и беседой с читателем, как бы неожиданно вспоминает о законах классицизма. И читатель, к своему удивлению, видит лёгкое, полное иронии, запоздалое вступление: «Да, кстати, здесь о том два слова: Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! И, верный посох мне вручив, Не дай блуждать мне вкось и вкрив. Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть.»

Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествователь говорит об Онегине: с одной стороны, он претендует на "значительность", с другой стороны - не может ничего свершить. Для настоящего дела "рано чувства в нем остыли", он был "угрюм", но за этой угрюмостью нет концентрации мысли. Он "зевая за перо взялся" - все его действия и мысли порождены чуть ли не зевотой. Он томится "душевной пустотой", а его "неподражательная странность" бесплодна. Обращена ирония рассказчика и на Ленского, на его стихи, которые "полны любовной чепухи, звучат и льются" . Писал Владимир, по замечанию повествователя, "темно и вяло" . Иронична и такая деталь: сочиняя в ночь перед дуэлью стихи, «И наконец перед зарею, Склонясь усталой головою, На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал…»

«В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал И столь же строгому разбору В соседстве повод подавал: По имени Владимир Ленской, С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч».

«Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна, Как мысли девы простодушной, Как сон младенца, как луна В пустынях неба безмятежных, Богиня тайн и вздохов нежных. Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы; Он пел те дальные страны, Где долго в лоно тишины Лились его живые слезы; Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет».

Но есть одна героиня, которой ирония почти не касается, - это Татьяна Ларина, "милый идеал", как говорит сам повествователь. С ранних лет Александр Пушкин был известен своим веселым и сатирическим нравом. Неслучайно его первыми пробами в поэзии стали самые разнообразные эпиграммы на домочадцев, учителей и гувернеров. Александр Пушкин метко подмечал недостатки людей или неправильно сказанные слова и мог выдавать экспромты, которые так любили в светском обществе, особенно если они касались не тех людей, кто просил поэта сочинить несколько строк на ходу.

Свою первую ссылку из столицы Пушкин заслужил не только за вольнодумные стихотворения, но и за многочисленные эпиграммы, которые ходили в обществе из уст в уста. Он мог умело и быстро придумывать сатиру на самые злободневные события. В первую очередь таковыми для него стали политические действия правителей. Пушкин крайне резко осуждал Александра I, писал на него и чиновников высшей власти колкие стишки, высмеивая их качества и желания, стремления и бюрократию. Ссылка не заставила себя долго ждать. Пушкин уезжает, однако не перестает сочинять небольшие ироничные произведения. Некоторых людей в светском кругу это раздражает и обижает, других непомерно веселит. Неизменным остается одно: поэт находится постоянно в центре внимания, развлекая женщин из высшего света своим остроумием, унижая кавалеров и чиновников.

Остроумность Пушкина высоко ценилась в обществе его друзей, где он мог вдоволь поупражняться в этом мастерстве слова, придумывая все новые колкости. Не боялся Пушкин высказываться и перед императорами.

Татьяна Ларина. Художник Л. Тимошенко.

М. О. Микешин. Татьяна Ларина

Портрет императора Александра I. Художник Джордж Доу. 1826 год.

Биографические параллели. В части XXXV, четвёртой главы, герой рассказчик упоминает свою няню: «Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей…». Эти слова свидетельствуют о трогательных отношений повествователя и его няне. То что он делиться только с ней своими мечтами, говорит о том, что она для рассказчика очень близкий человек. И в этом опять проскальзывает его сходство с Александром Сергеевичем Пушкиным. Яковлева Арина Родионовна - няня поэта. Она всегда занимала важную часть в жизни Пушкина. Она пережила с поэтом не самые лучшие годы его жизни, много поведала ему. В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского.

Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого". В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Пушкин посвящал стихотворения Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Няне «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном моей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе.............................»

Сама Арина Родионовна тоже очень любила Пушкина. Она писала ему письма с просьбой навестить её. Вот одно из них: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна» .

В письмах друзьям Александр Сергеевич Пушкин часто упоминал свою няню: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни – ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждение самолюбия, рассеянности и пр. Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом» . Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

К няне А.С. Пушкина Свет Родионовна, забуду ли тебя? В те дни, как сельскую свободу возлюбя, Я покидал для ней и славу, и науки, И немцев, и сей град профессоров и скуки, - Ты, благодатная хозяйка сени той, Где Пушкин, не сражен суровою судьбой, Презрев людей, молву, их ласки, их измены Священнодействовал при алтаре Камены, - Всегда приветами сердечной доброты Встречала ты меня, мне здравствовала ты, Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета, Ходил я навещать изгнанника-поэта, А мне сопутствовал приятель давний твой, Ареевых наук питомец молодой.

Яковлева Арина Родионовна.

Музей Домик няни А.С.Пушкина. Домик Арины Родионовны.

Домик няни Пушкина - Арины Родионовны (с убранством)

Различия. Дружба. Между Пушкиным и героем-рассказчиком есть не только сходства, но и различия. У них не всегда сходится мнение. Абсолютно не сходится мнение Пушкина и рассказчика о дружбе. Герой романа не верит в дружбу: «Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя». Это полностью противоречит убеждениям поэта. Для Пушкина дружба была очень важна, своих друзей-лицеистов он помнил и искренне любил до конца своих дней. Поэт ценил дружбу и выразил свое понимание ее в стихах. Друзьям он посвятил знаменитые строки (из стихотворения «19 октября» 1825год):

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село!»

Пушкин обладал особым даром дружить. Ему свойственна потребность в постоянном дружеском общении, он глубоко страдал от долгой разлуки с друзьями и бурно, искренне радовался встрече с ними. Он трогательно умел восхищаться друзьями, жил их радостями и невзгодами, был отзывчив на проявления дружеского участия. Когда поэт оказался в уединении, друзьям летели письма с трогательными обращениями и признаниями, шутливыми прозвищами: «Милый мой Кривцов, помнишь Пушкина? Все мы разбрелись, все переменились. А дружба, дружба...»

1832. Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду.

Пущин Иван Иванович, 1837. Художник Н. А. Бестужев.

Антон Антонович Дельвиг

Поэт-декабрист В.К. Кюхельбекер

Горчаков Александр Михайлович.

И. Репин. Пушкин на Лицейском экзамене в Царском Селе

Образование. В V части первой главы рассказчик говорит: «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас не мудрено блеснуть». То есть для повествователя образование и воспитание не играют важной роли, в то время как Пушкин этому уделял много времени. Александр Сергеевич также очень ценил умных и образованных людей. «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия» .

Вывод. Герой-рассказчик - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения повествователя в события романа органичная, творчески оправданная, она не нарушает ход сюжета. Пушкин создал полноценного человека из бумаги и чернил, у него есть свой характер своё мнение и взгляд на жизнь. Повествователь живёт своей жизнью, у него есть своя история, которую можно увидеть между строк романа. Повествователь передаёт субъективный взгляд самого поэта, позволяет глубже осмыслить содержание событий, выражает оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности. Присутствие героя-рассказчика мы замечаем с самого начала романа. И не расстаёмся с ним до последних строк. Он помогает нам лучше понять и прочувствовать содержание романа «Евгений Онегин», понять героев. Повествователь становится для нас приятным собеседником, а может даже и другом на протяжении всей истории.

У каждого писателя есть такое произведение, которое считается высшим достижением, апогеем его творчества, где его талант раскрывается в полной мере, и при упоминании имени писателя возникает ассоциация именно с этим произведением, например: Л.Н. Толстой – "Война и мир", М.Ю. Лермонтов – "Герой нашего времени", А.С. Грибоедов – "Горе от ума" и т.д. Для А.С. Пушкина таким произведением несомненно является "Евгений Онегин". По мнению В.Г. Белинского, этот роман – "самое любимое дитя его [Пушкина] фантазии", "оценить такое произведение - значит оценит самого поэта во всем объеме его творчества". Действительно, творение Пушкина – крупное по своей значительности, реальности, ведь в "Евгений Онегин" можно увидеть исторически достоверную картину современного поэту общества, характер поколения периода после войны 1812 г., к которому принадлежал и сам поэт. Его замыслом было изображение разнообразия общества того времени, и ему это удалось: в романе мы встречаем как провинциальных помещиков (в деревне, "где скучал Евгений"), так и "сливки" светского общества (в первой главе и на вечере в последней главе).

Заслуга Пушкина не только в том, что он создал, в некоторой степени, историческое произведение. Как отмечает Белинский, поэт был в числе тех немногих (а точнее, по мнению критика, их было всего двое – Пушкин и Грибоедов), кто перешел к изображению русской жизни, до них были лишь элементы ее – у Крылова, Карамзина, Фонвизина. Абсолютно новым было и то, что у Пушкина мы видим особый, никогда ранее не встречавшийся тип романа: если для читателя предыдущего поколения была приемлема такая система, как наложение авторских размышлений на сюжет, являющийся основой произведения, то в "Евгении Онегине", наоборот, главными выступают рассуждения, в которые вплетается сюжет. По сути, автор присутствует в романе в двух качествах: он и повествователь, и герой. Мир, изображенный в произведении, выдуман, персонажи тоже, но Автор с ними "знаком" и, таким образом, становится одним из главных (если не главным) героев. Он не принимает непосредственного участия в событиях, происходящих в произведении, но постоянно напоминает о себе, обращаясь к читателю и как бы ведя с ним диалог. Он "врывается" в повествование, нарушает течение событий своими репликами, или, как их еще называют, авторскими отступлениями. Иногда он действительно "отступает" от сюжета, уходя в свои собственные воспоминания, философские рассуждения. По ним и составляется представление об образе Автора. Это много повидавший в жизни, умудренный опытом человек; он делится своими наблюдениями, оценками высшего света, людей, к нему принадлежащих, в особенности, женщин – "красавиц недоступных"; он затрагивает глобальные вопросы:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

…Мы все глядим в Наполеоны…

Многочисленны отступления на тему любви ("Ах, ножки, ножки! где вы ныне?"), что говорит о том, что и ее испытал Автор. Как поэт он рассуждает об искусстве, поэзии, ее назначении и даже полемизирует со своими современниками. Автор предстает перед нами как человек со сформировавшимися убеждениями, поэтому он позволяет себе иронизировать над мнениями чуждых ему людей, порицая их пошлость и лицемерие; он откровенно высмеивает "уездной барышни альбом", лжедрузей, готовых предать в любую минуту, и т.д. Автор уверен в своих жизненных ценностях и на основании их оценивает остальных героев.

Существует множество мнений по вопросу о том, в образ кого из героев "перевоплотился" Пушкин. Одни считают, что это Татьяна, по большинство утверждают: Пушкин говорит словами Автора. И те, и другие ошибаются: несомненно, Татьяна – милый, любимый образ Пушкина, а роман построен по принципу рассказа (в целом, повествование ведется от первого лица), рассказчиком выступает Автор и, в принципе, можно принять за единое целое Пушкина и Автора. Но Автор – это созданный поэтом образ. Пушкин никогда лично не встречался со своими героями, в отличие от Автора, который даже сравнивает себя с ними, рассказывает истории из своей "биографии", связанные со знакомством с ними. Например, он находит некоторое сходство между собой и Онегиным:

…С ним подружился я в то время.

…Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Тем не менее, он отрицает полное совпадение их характеров:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

Автор в романе выступает как главный судья. Его прямые сопоставления себя с героями или отдельные фразы и слова, косвенно выражающие его отношение к тому или иному происшествию, например, о том, как "мило поступил" Онегин с Татьяной, – это его оценка характеров героев. Без нее читатель вряд ли бы смог глубоко понять их. Высказывая свое мнение, он помогает разобраться в героях. Если, находя себя несколько сходным с Онегиным, он все же подчеркивает их "разность" и даже специально отвергает малейшие подозрения, то за Татьяну он ревностно заступается, она – его "милый идеал".

Сказать, что Автор является только судьей – значит упустить наиболее важную его функцию – "знакомство", описание героев романа. Ведь именно из его уст читатель узнает о жизни, характере, убеждениях, поведении, поступках того или иного героя. Автор беспристрастно рассказывает о воспитании и образовании Онегина, которых хватало лишь на то, чтобы

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Со слов Автора можно узнать о Евгении многое: приставленный к нему в детстве Monsieur l’Abbe "учил его всему шутя, не докучал моралью строгой"; Онегин был знаком с трудами Адама Смита, рассуждал о развитии государства; он ездил в театры для того лишь, чтобы, рассеянно зевнув, сказать что-либо громкое, привлекающее внимание; успешнее и охотнее всего он обучался "науке страсти нежной", достигнув в этой области значительных успехов. После такой характеристики читатель вполне четко представляет себе главного героя.

Подробнейшим образом, дабы объяснить характер Татьяны, Автор посвящает читателей в обстоятельства, условия ее жизни, указывает на страстное увлечение романами, что крайне важно для понимания причины ее любви к Онегину.

Особенно широко в романе использован прием характеристики героев словами персонажа этого романа – Автора. Но присутствуют и специфические приемы. Например, раскрытие личности Ленского, помимо, конечно, рассказа о нем Автора, способствует приведенное стихотворение, якобы им написанное. Читая его, можно понять, что Ленский – неисправимый романтик, мыслящий поступающий, как романтический герой.

Особая характеристика вводится и для Татьяны. Автор сопоставляет ее внешность с природой:

Татьяна…

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Еще одной важной деталью образа Онегина является наличие у него невероятного количества инструментов для ухода за ногтями. Отсюда читатель делает вывод о такой его черте, как желание всегда идеально выглядеть.

Итак, можно сказать, что каждое появление в романе Автора, его реплики вызваны стремлением охарактеризовать тот или иной поступок или черту характера героя; порой рассуждения переходят в воспоминания и высказывания на другие темы. Возникает вопрос: зачем понадобилось Пушкину вводить в роман образ Автора? Образ привлекает своей целостностью, законченностью, правильностью, он подчеркивает неидеальность всех остальных героев – в нем поэт воплотил свой идеал человека и поэта.

Александр Сергеевич Пушкин… Наверное, нет человека в России, который бы не знал этого имени. Он входит еще в детстве в нашу жизнь и остается в ней до конца: для кого-то - друг, для кого-то - учитель. Каким человеком был Пушкин? Он всегда стремился к справедливости и свободе, осуждал произвол помещиков, мстительность, эгоизм. Самым известным произведением поэта, безусловно, является роман «Евгений Онегин». По окончании его написания Александр Сергеевич о самом себе воскликнул: «Ай да Пушкин!» Автор понял, что создал шедевр. И правда, произведение получилось изящным, легким, но в то же время безгранично глубоким и многогранным. «Евгений Онегин» отразил всю российскую горькую действительность «золотого века». Роману до сих пор нет равных ни в отечественной, ни во всей мировой литературе.

Создание «энциклопедии русской жизни»

Произведение в целом писалось более восьми лет. Пушкин начал его еще в молодости, когда находился в южной ссылке - это были годы декабристского восстания. В процессе написания романа «Евгений Онегин» поэт потерял многих своих друзей. Завершил он его в Болдино, когда после разгрома декабристов царила обстановка строгого режима Николая Первого. Именно в это время у Александра Сергеевича наблюдался небывалый творческий подъем. Известный критик Белинский назвал «Онегина» наиболее задушевным произведением Пушкина. С этим трудно не согласиться, ведь в своем творении поэт воплотил не только собственные рассуждения о жизни, чувства и мысли, но и себя в целом. Образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин», пожалуй, можно назвать одним из центральных.

Пушкин как герой произведения

Творя особый мир, Александр Сергеевич и сам выступает в нем действующим лицом. Он - не только сочинитель и повествователь, но и герой произведения. Насколько важен сей персонаж? Образ автора и его роль в романе Пушкина «Евгений Онегин» трудно переоценить. За счет постоянного присутствия поэта на страницах книги описываемым событиям придается необыкновенная достоверность и особенный лиризм. Александр Сергеевич в своем произведении - полнокровный живой персонаж, имеющий свой характер, свое мироощущение, свои идеалы. Вместе с тем образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» не превалирует над остальными, его вторжение в ход повествования вполне оправдано и органично. Субъективный взгляд поэта на те или иные вещи позволяет читателю глубже осмыслить происходящие события, понять, как автор оценивает многие исторические факты и явления действительности, характерные для того времени.

Пушкин и Онегин: различия

Образ автора в романе «Евгений Онегин» прослеживается уже с начала произведения. Так, Александр Сергеевич, говоря о типичности полученного главным героем образования, и себя относит к этой социальной среде. Он пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» В то же время поэт подчеркивает разницу между собой и Онегиным. Они противопоставляются в отношении к театральному искусству: Пушкин называет театр «волшебным краем», а Евгений в нем видит только развлечение. По-разному они относятся и к природе: автор любит ее, а Онегин считает одним из звеньев перемены занятий. Нет у них схожести и в отношении к любви: главный герой говорит, что это «наука страсти нежной», а Александр Сергеевич отмечает, что «все поэты - любви мечтательной друзья». Иначе они относятся к литературе - создатель произведения пишет о Евгении: «не мог он ямб от хорея… отличить».

Пушкин и Онегин: сходство

И все-таки образ автора в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» перекликается с образом главного героя. Их объединяет и предпочтение Татьяны Ольге, и снисхождение к Ленскому, и оценка дома Лариных. В начале произведения настроение поэта ветреное, игривое, переменчивое. Уподобляясь Онегину, познавшему «науку страсти нежной», Александр Сергеевич поклоняется женским ножкам, воздавая дань забавам юношества. Здесь автор предстает легкомысленным, завсегдатаем столичных балов и типичным представителем пустого аристократического сообщества. Но в тексте тут же следует опровержение, позволяющее читателю понять, что хоть поэт и не идеален, поскольку издержки среды, в которой он воспитывался, наложили на него отпечаток, но вместе с тем его характер достаточно сложен, неоднозначен, и ему - наряду со светской бесцеремонностью - присущи утонченность и глубина чувств.

Путешествуя по страницам произведения, читатель понимает, что образ автора в романе «Евгений Онегин» вовсе не такой, каким кажется вначале. Поэт выше поверхностных увлечений и слабостей, его внутренний мир многообразен и богат. Пушкин преодолел зависимость от аристократической среды, возвысился над ней, освободившись от пустоты и пошлости светской жизни, и сошелся на этой почве с Онегиным. Автора и главного героя объединяет протест против бездуховности, критическое восприятие реальности, стремление к самореализации, поиск общественных идеалов.

Отношение поэта к Лариной и Ленскому

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вырисовывается в оценках героев произведения и их поступков. Александр Сергеевич симпатизирует всем персонажам, но главным образом Татьяне Лариной. Не случайно он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою!» У автора с ней много общего - это отношение к свободе, к природе… Поэту близка задумчивая мечтательность Татьяны, глубина ее чувств, душевная напряженность. Для духовно повзрослевшего Пушкина она - идеал женщины и даже муза.

Доброжелательно относится Александр Сергеевич и к Ленскому - свободолюбивому и романтически восторженному молодому человеку, который верит в силу настоящей дружбы. Автор и сам таким же был в юности, но уже давно пережил увлечение романтизмом - теперь это он иронично называет высокопарным и оторванным от действительности. Хотя к иронии подмешивается и горечь того, что ушедшее время уже не вернуть.

Авторские отступления и образ автора

В романе «Евгений Онегин» много лирических отступлений, в которых Пушкин или возвращается в свою юность, или говорит о волнующих его проблемах общества. Поэт много внимания уделяет Москве - городу, который он очень любит. Кому не известны его строки: «Москва! Как много вэтом звуке…»!

Но больше всего образ автора в романе «Евгений Онегин» раскрывается, когда Александр Сергеевич пишет о любви, рассказывает, как следует относиться к женщинам. Ведь именно в этом произведении Пушкиным сделан вывод: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», которому в наши дни стараются следовать все мужчины.

В лирических отступлениях поэт вспоминает о прожитых годах, главных событиях своей жизни, радостных и грустных. Под пером глубокого мыслителя и тонкого лирика оживает все пережитое им в Царскосельском лицее, в Михайловском, в Петербурге.

Роман о молодежи

В произведении Александр Сергеевич показал жизнь разных слоев общества: и деревни, и города, и провинции, и столицы. Особенно ярко он рассказал о российской молодежи того времени. В романе все герои - молодые люди, полные жизни, чувств, надежд, страстей. Пушкин жалеет о том, что его юность быстро прошла, и призывает читателя дольше оставаться молодым, не поддаваться лени и хандре.

Вообще нельзя не сказать о том, как поэт относится к читателю. Он для автора - лучший друг, готовый понять и выслушать. «Мои друзья», «милые мои», «мой читатель» - так Александр Сергеевич обращается к своим адресатам. Конечно, с самого начала повествования это располагает читателей к Пушкину. Вместе с тем поэт то приближает их к себе, то отдаляет. Для автора читатель - критик, с которым он делится своими планами.

Чему учит произведение

Образ автора в романе «Евгений Онегин» способствует расширению границ произведения. Повествование ведется как бы от нескольких перебивающих друг друга лиц, одни из которых непосредственно сами вовлечены в текст, другие - знакомы с героями романа, а третьи находятся вне событий. Все они соединяются в авторе, составляют гамму его всевозможных проявлений, и оттого появляется ощущение богатства и сложности личности поэта. Произведение написано в тоне светлой печали, грусти, но в то же время оно наполнено верой человека в будущее. Роман отвергает крепостничество, учит ненавидеть бессодержательную и пустую жизнь, самовлюбленность, эгоизм, черствость сердца.

В заключение

Александр Пушкин в «Евгении Онегине» старался уйти от шаблонных художественных приемов, избежать условностей. Поэтому он намеренно соединил мир автора и героев, специально нарушил сюжетные линии и ввел в роман черты современного ему быта. Это позволило поэту создать поистине реалистичное произведение, настоящую «энциклопедию русской жизни».