Гуманизм в рассказе дети подземелья отрывок. «Сострадание — есть высочайшая форма человеческого существования …» (По повести Короленко «Дети подземелья»)




Милосердие – это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.
Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию – потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася – сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.
А эпизод с куклой – разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.
Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман – это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.
Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Наш классный руководитель дал прочитать нам очень грустную книгу “Дети подземелья”. Ее автор В. Г. Короленко поднял в этой книге тему нищеты. В книге главный герой – маленький мальчик, его зовут Вася. Он жил в захудалом городке под названием Княжье-Вено. Read More ......
  2. Извечная проблема отцов и детей, которую пыта­ются решать писатели во все времена, в “Детях подзе­мелья” В. Г. Короленко звучит особенно остро. Вася, сын окружного судьи, уважаемого в городе чело­века за его справедливость и неподкупность, чувствует се­бя необыкновенно одиноким и никому Read More ......
  3. Дети подземелья “Моя мать умерла, когда мне было шесть лет” – так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по жене, уделяя внимание лишь дочери Соне, так как она походила на мать. А сын “рос, как дикое деревце Read More ......
  4. В повести Короленко поднимает тему нищеты. Главный герой повести мальчик Вася. Отец Васи – судья, но, несмотря на свою справедливость, он не замечает своего сына. Когда Вася, как обычно, гулял по улицам, он залез в большую часовню, где повстречался с Read More ......
  5. Рекомендовано для начальных классов. Эпиграф: Равнодушие – мерзкая гадь, В людях тоску вызывает. Короленко ненавидел всякое зло, насилие, несправедливость, решительно боролся за лучшую жизнь народа. Не один раз за это сидел в тюрьме, значительную часть своей жизни провел в ссылке. Read More ......
  6. Повесть В. Г. Короленко “Дети подземелья” показывает читателю картины бедствий и страданий людей. Повествование ведется от лица мальчика из богатой семьи. Его отец – богатый и преуспевающий судья. Но все же Васю нельзя назвать счастливым человеком. У него умерла любящая Read More ......
  7. Главный герой повести Короленко В. Г. “Дети подземелья”- Вася. Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле,- никто его не окружал заботой, но ни Read More ......
  8. Повесть В. Г. Короленко называется “В дурном обществе”. Это произведение заставило меня задуматься о многих важных вещах. В повести рассказывается о сыне судьи, который подружился с детьми, живущими в трущобах. Главный герой Вася еще не задумывался о том, как тяжело Read More ......
Милосердие – это… (В Г Короленко “Дети подземелья”)

Писатель-гуманист, что подарил нам одну из своих лучших работ под названием , которое в сокращенном варианте называется Дети подземелья. Как раз с данным произведением мы сегодня и познакомились, а теперь поработаем над сочинением рассуждением по теме: Жизнь детей подземелья. При этом, изучая работу Короленко, мы видим поднятые автором темы нищеты, дружбы, безразличия, черствости. Это как болезнь, что распространялась в обществе царской России, в частности среди бедноты. О нищих детях автор пишет с любовью и тут же предлагает лекарство от болезни в виде проявления такой черты характера человека, как милосердие. Познакомившись с работой автора и работая над сочинением по произведению Дети подземелья, теперь мы можем ответить, что такое .

Дети подземелья сочинение на тему милосердие

Милосердие это прекрасная черта человека, которая не позволяет проходить мимо нуждающихся. Благодаря милосердию, что в наших сердцах, мы протягиваем руку помощи, жертвуем своими выгодами, ради блага других, лишь бы их лица осветила улыбка.

Таким героем, с милым и отзывчивым сердцем, с милосердием в душе был герой рассказа Дети подземелья Вася. Это сын местного судьи, у которого умерла мама. С ее смертью в дом пришла печаль. О мальчике даже забывает даже его отец, посвящая всего себя дочери. Вот, предоставленный самому себе, он начинает скитаться и бродяжничать, когда наконец попадает в заброшенный дом. Там и знакомится Вася с детьми из подземелья, которых выгнали из заброшенного дома. Теперь они живут под землей. Мальчик подружился с ними и стал носить им лакомства. В свою очередь дети поддерживали Васю, говоря о том, что его отец самый лучший в городе, он любит Васю, просто ему нужно время. И вот эти попрошайки Валек и Маруся, способствуют развитию у главного героя важных человеческих качеств, таких как сопереживание и милосердие. В детях же подземелья мальчик нашел не только друзей, но и то тепло, в котором нуждался, ту поддержку, что была ему необходима.

Запоминается и момент, когда Вася приносит Марусе Сонину куклу. Он ее взял без спроса, но сделал это для того, чтобы умирающей девочке хоть как-то принести радость в последние дни ее жизни. В этом также видна милосердная сторона героя. Эта же черта характера мальчика растопила лед между ним и его отцом. Теперь у них будет все замечательно, ведь отец нашел в себе мужество, признав свои ошибки и проявив милосердие к Тыбурцию, которого не сдал полиции и дал ему денег.

Урок доброты и взаимопонимания

по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Цель: 1) совершенствовать навыки работы с текстом, анализа художественного произведения;

2) развивать монологическую речь учащихся;

3) воспитывать чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.

Оборудование: портрет В. Г. Короленко, запись песни «Я начал жить в трущобах городских…», иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.
Ход урока.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Знакомство с личностью писателя В. Г. Короленко.
Рассмотреть портрет В. Г. Короленко художника И. Е. Репина.

Давайте попробуем предположить, каким был изображённый на нём человек, какую жизнь он прожил.

(Обратить внимание на задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, на морщины и седую бороду, на усталые руки, лежащие на подлокотниках. Наверное, жизнь его была не из лёгких, он, видимо, многое повидал на своём веку. Короленко кажется строгим, но справедливым, добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелёгким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорблённых, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Не было ни одного случая социальной несправедливости, на который бы он не откликнулся публичным критическим выступлением: об этом свидетельствуют более 700 статей, напечатанных в 50 газетах и журналах. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стали русская литература и сама жизнь.


  1. Слушание записи песни П. Оливейро на слова Ю. Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьер» «Я начал жить в трущобах городских…») .
- Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её? (О Тыбурции, выброшенном на улицу, Валеке и Марусе, живущих «среди серых камней»; об отверженных, о голодающих, об их вынужденном воровстве.)

Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне.


  1. Определение рода и доказательство жанра произведения.

  2. Анализ произведения.

  1. О чём вас заставила задуматься эта повесть?
- Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Ответ на вопросы с использованием рисунков детей: болезнь и смерть Маруси, одиночество Васи в родном доме, его тоска по близкой душе, потребность любить и быть любимым.)


  1. Работа с произведениями изобразительного искусства.
- Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

(Демонстрация картин русских художников XIXвека: В. Г. Перов «Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Савояр»; К. В. Лемох «Нищенка»; Н. В. Неврев «Дед Василий»; П. П. Чистяков «Нищие дети»; Ф. А. Бронников «Старик-нищий»; Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»; В. П. Якоби «Осень»)

- В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?


  1. Работа с текстом повести.
Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями».

- Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему? (Это «несчастные тёмные личности», «испуганные, жалкие», в лохмотьях, едва прикрывающих худые тела, оставшиеся без крова и без куска хлеба, - бродяги и воры, нищие и бездомные -, те, кому не нашлось места в маленьком пыльном городке, где тюрьма – «лучшее архитектурное украшение».

- Какое отношение вызывают эти люди у горожан?

(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним «с враждебной тревогой», по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им ни украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья: «Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы».)

- Где обитают эти «тёмные личности»? Почему?

(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня «среди истлевших могил», так как «несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи». Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь «старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг».)

- Найдите описание старого замка и часовни.

(О замке ходят «предания и рассказы один другого страшнее». Даже в ясные солнечные дни он вызывает у детей «припадки панического ужаса – так страшно глядели чёрные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…».

«А в бурные осенние ночи, когда гиганты – тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и парил над всем городом».

У часовни же «кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни».)

- Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.

- Соответствуют ли иллюстрации художников В. Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище членов «дурного общества»?


  1. Сообщения учащихся.
Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зелёных тонах. Кажется, мы видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенным замком, чувствуем на лице холодные моросящие капли. Сквозь кисею тумана проглядывает тусклое солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны, заполняющие унылое пространство, вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу.

Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания «тёмных личностей».

- Кто же называет это общество «дурным», а людей, представляющих его, «тёмными личностями»? С чьей точки зрения оно «дурное»?

(«Дурным» его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

- Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется?

(Эти бедняки занимались мелким воровством в городе и в окрестностях. Они воры, а брать чужое – грех, преступление.)

- Но что толкает на него бедняка? (Нужда, голод, отверженность, невозможность зарабатывать деньги честным трудом.)


  1. Драма в семье судьи.
Но вот рядом с этими людьми появляется сын судьи Вася, от имени которого ведётся повествование. Сколько лет герою произведения? Много это или мало?

(Васе семь лет. Это совсем немного, это период «золотого детства», когда мир кажется огромным, открытым, интересным, добрым, когда ум и время ребёнка заняты играми, через которые он познаёт окружающее. Он уже различает добро и зло, умеет сопереживать.)

- Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий? (В шесть лет Вася лишился матери, и именно с этого момента начинаются его воспоминания о детстве.)

Вероятно, тогда восприятие происходящего стало обострённым и сознательным. Как он сам говорит об этом?

«Шатаясь по улицам, я всматривался детски-любопытными глазами в незатейливую жизнь городка с его лачугами, вслушивался в гул проволок на шоссе, стараясь уловить, какие вести несутся по ним из далёких больших городов, или в шелест колосьев, или в шёпот ветра на высоких гайдамацких могилах. Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни. Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами; я узнал и увидел много такого, что не видели дети значительно старше меня».

Смерть, рано вторгшаяся в жизнь мальчика, отобрала у него не только мать, но и отца, потому что горе не сблизило родных людей, а, напротив, отдалило их друг от друга, воздвигло между ними стену.

- Как мальчик чувствовал себя в родном доме? Что же превратило его в «маленького зверька»? (Горе, которое разделило его с отцом, заставило почувствовать свою ненужность, одиночество. «С шести лет я испытывал ужас одиночества», - вспоминает рассказчик.)

Рассмотрите иллюстрации к повести художников В. Костицына и Г.Фитингофа. Как в них показана сложность взаимоотношений отца и сына, их внутренняя боль?

У Костицына герои изображены спиной друг к другу. Они рядом, но не видят и не слышат друг друга. Лицо мальчика грустно и обиженно, он явно не понимает, что происходит, ему очень тяжело. Отец занят какими-то бумагами и не замечает сына. Буйные заросли травы и цветов, разделяющие их, становятся символом отчуждённости между родными людьми.

На иллюстрации Фитингофа Вася и его отец расположены у письменного стола. Видимо, отец задал ему свой неизменный вопрос: «Ты помнишь матушку?» Мальчик опустил глаза и съёжился от отцовской суровости и угрюмости. А отец и не смотрит на ребёнка, будто отчаявшись получить от него какой-то отклик на своё собственное горе…

- Каким видится сын отцу? (Сын кажется отцу бездушным, плохим: «Он всё более убеждался, что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем».)

- А каким видится отец сыну? (Отец видится мальчику строгим, угрюмым, суровым, ему кажется, что он не любит его. «А меня отец не любит, - говорит Вася Валеку. – Он никогда не целовал меня… Он нехороший…»)

Как видим, горе и боль сделали слепыми и глухими родных людей, лишили их взаимопонимания. Но то, что легко по неопытности и незнанию простить маленькому ребёнку, недопустимо для взрослого, для отца. Он прежде всего виноват в том, что между ними выросла стена.

Стена возникла и между Соней и Васей, между братом и сестрой. А кто выстроил эту стену? (И здесь постарались взрослые: «установившийся взгляд» на Васю «как на отпетого маленького разбойника воздвиг» между детьми «высокую стену». Всякий раз, когда Вася пытался играть с Соней, нянька «быстро схватывала» девочку и «уносила к себе». Поэтому мальчику оставались только тайные ласки сестрёнки. «Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке, - вспоминает он, - я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку».

Посмотрите на иллюстрацию Глуздова, где художник изображает один из таких моментов. Как он создаёт впечатление, что дети видятся украдкой, что над ними тень семейного горя?

Иллюстрация светом разделена на две части. В световом пятне, которое создаёт горящая лампа в нижнем правом углу, находятся любящие друг друга дети, осиротевшие и одинокие: они так крепко обнялись, что кажется, будто не виделись очень давно. И в то же время эти объятия торопливые, судорожные, тайные, потому что «ночные», когда дети уже давно должны спать. Над детьми в полумраке портрет матери с траурной лентой. Оттуда, из полумрака, глядит она на своих детей и печалится об их судьбе. Так входит в иллюстрацию ощущение семейного горя.
6. Дружба с Валеком и Марусей.

- Почему же Вася «начал бродяжничать»?

Не находя дома понимания, любви, ласки, тепла, он ищет их вне дома: «Всё моё существо трепетало тогда каким-то странным предчувствием жизни. Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградой сада, я найду что-то…»

Вероятно, прежде всего Вася искал людей, которые бы дали ему то, чего не было в родном доме, - общение, понимание, любовь.

- Почему его привлекали «тёмные личности», жившие на горе? (Он чувствовал необъяснимую близость свою этим неизвестным людям.)

- А есть ли что-то, сближающее их? (И Вася, и Валек, и Маруся – отверженные. Только Вася отвержен в собственном доме, а Валек и Маруся отвержены обществом как презренные нищие и воришки.)

- Что тяжелее? И почему вы так считаете ? (Быть отверженным в любых смыслах страшно и больно. Но всё-таки более тяжёлая отверженность среди родных людей, потому что она более всего убивает человека, лишает его главной жизненной опоры.)

- Что разделяет Васю и детей подземелья? (Вася из состоятельной семьи, его отец – уважаемый в городе пан судья, он – «сын почтенных родителей». Валек и Маруся – «тёмные личности», они принадлежат к «дурному обществу», которое промышляет воровством.)

- Вспомните, как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу? (Чтение в лицах эпизода знакомства.)

- Почему назревшая было между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?

(Васю обезоружило неожиданное появление маленькой девочки, доверчиво прижавшейся к брату: «Это решило исход дела; стало совершенно ясно, что в таком положении мальчишка не мог драться, а я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением».)

Для Валека же совершенно неожиданными были протянутые Васей яблоки и его приглашение приходить к нему в сад. Так между детьми протянулись первые нити взаимной симпатии.

- Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает этот момент. Какими он показывает детей? Какую роль играет в иллюстрации свет?

(Свет, тёплый и золотистый, исходит от яблок, протянутых Васей детям. Это свет добра, любви и милосердия. Он облагораживает сырые стены подземелья, делает их не такими страшными и угрюмыми. Лицо Васи открыто и приветливо. Валек и Маруся ещё немного насторожены, но уже готовы оттаять в тепле Васиного сердца.)

- Найдите в тексте описание этих детей. Что подчёркивает Короленко в облике Валека и Маруси?

(В обоих детях автор подчёркивает худобу: Валек «худощавый и тонкий, как тростинка», Маруся, «как былинка», « руки её были тонки и прозрачны». В них нет резвости, живости и весёлости: У Валека «чёрные задумчивые глаза», и Марусины «глаза смотрели так не по-детски грустно».)

- Почему Вася так привязался к этим детям? Что находит он в общении с Валеком и Марусей? (Вася нашёл в них любовь и понимание. Его ждали, беспокоились, когда он почему-то не приходил, ему радовались, с ним общались. )

- Почему Валек и Маруся полюбили Васю? (Своим появлением «сын почтенных родителей» Вася привнёс в жизнь детей подземелья радость преданной дружбы и чистой любви. Он искренне сочувствовал своим друзьям, беспокоился о них, приносил им яблоки и лакомства, играл с детьми.)

- Что помогли увидеть и понять друзья из подземелья ? (Благодаря «дурному обществу», он и на отца своего взглянул по-другому.)


  1. Чтение в лицах фрагмента IV главы со слов: «Тыбурций тебе не отец?»
- Каким увиделся отец сыну, благодаря словам Валека? (Справедливым, милосердным, защитником обиженных.)

Потом он и от Тыбурция услышал похвалы своему отцу, и в представлении семилетнего мальчика фигура отца облеклась ореолом силы и величия. Так незаметно для себя ребёнок сделал шаг навстречу отцу, хорошему человеку, которого уважают даже «тёмные личности».

- Докажите, что Вася – настоящий друг.

(Несмотря на то что Валек и Маруся принадлежат к «дурному обществу», Вася не отказался от дружбы с ними, он, как и обещал, никому не рассказал о месте их обитания. Когда Маруся тяжело заболела, он принёс ей Сонину куклу, чтобы хоть как-то развеселить девочку, а когда отец стал требовать у сына признания, куда он дел куклу, мальчик не открыл ему правды даже под страхом наказания.)

- Как раскрывается характер Васи в истории с куклой? (Это добрый, отзывчивый мальчик, способный к самопожертвованию, стойкий и мужественный человек, верный и преданный друг.)

- Рассмотрите иллюстрацию Маруси с куклой. (Чёрно-белая.)

Обратите внимание на величину куклы: она ростом почти с Марусю. Это помогает нам почувствовать, как мала на самом деле девочка, а мала она потому, что «серые камни» не дают ей расти. Лицо куклы чем-то неуловимо напоминает Марусю. Только кукла весёлая и румяная, а Маруся печальная и бледная. Такое соседство даёт возможность ощутить контраст между нищетой и благополучием.

- Расскажите тот момент повести, когда девочка первый раз увидела куклу. (Пересказ.)

- Что же стало с нашими героями?

- А изменилась ли жизнь Васи в своей родной семье? Что разрушило стену непонимания между отцом и сыном? (Любовь и сострадание помогли его отцу очнуться от своего горя, увидеть горе других и вернуться к жизни, любя своих детей и дорожа ими.)

- Как заканчивается повесть и почему?

- Как вам кажется, какие обеты (обещания) могли произносить Соня и Вася на могиле Маруси?

Может быть, они клялись всегда помнить маленькую Марусю, никогда не проходить мимо чужого страдания, помогать всем, кто нуждается в помощи, не спешить осуждать людей, а пытаться понять причины их поступков и бороться против того, что порождает нищету и бродяжничество.

Можно не сомневаться, что повзрослевшие Вася и Соня станут настоящими людьми.


  1. Подведение итогов урока.
Каждому человеку в семье нужны взаимопонимание, ласка, доброта, дружеское участие во всех делах.

А в ваших семьях, при всём благополучии, бывали ли такие моменты, когда вы чувствовали себя одинокими?

Очень хорошо, что вам не приходится переживать, что пережили герои Короленко. Произведение написано в XIX веке. Но эта проблема остаётся всегда актуальной. И в наше время можно встретить детей с такой же трудной судьбой. Вы смотрите передачи по телевидению, читаете газеты и журналы, которые подтверждают это. Помните, что семья – это маленькая часть общества, откуда человек черпает силы для жизни. Будьте внимательны друг к другу. И если вам представится возможность помочь обездоленным, сделайте это!
Домашнее задание – письменная работа (по выбору):

а) Рассказ Тыбурция о Васе;

б) обеты Васи и Сони;

В произведении «Дети подземелья» писатель Короленко поднимает важные вопросы. Автор размышляет о безразличии, бедности и душевной черствости. Но вместе с этим писатель указывает на положительные качества характера – милосердие, мужество, сострадание. Именно добром нужно искоренять зло из сердец людей.

Духовные ценности героев

Социальные проблемы возникают там, где наблюдается падение моральных ценностей. В произведении «Дети подземелья» мы видим большое полноценное общество, внутри которого прячется более мелкая группа людей. Они являются бродягами. Остальные успешные люди их отвергали и презирали.

К бродягам относится Валек и Маруся. Для выживания ребята ведут асоциальный образ жизни – воруют и просят милостыню. Бродяги на своем жизненном пути встретили Василия. Это совсем другой представитель общества. Он ведет спокойную и размеренную жизнь, не переживая о завтрашнем дне. Но мальчик вынужден был рано повзрослеть, так как потерял маму. Отец при этом замкнулся в себе и не уделял времени сыну. Он полностью лишит Васю своего внимания. Мальчик начинает бродяжничать и обретает новых друзей. Эта связь отлично демонстрирует, что истинное понимание не зависит от социальных классов. Разделение на слои не должно указывать человеку, с кем дружить и общаться.

В обществе бродяг Василий понимает ценность настоящих человеческих качеств. Он демонстрирует милосердие и доброту. Мальчик помогает своим новым знакомым. Он ничего не ждет взамен, делая все от чистого сердца. Вася был одинок в собственной семье, а тут он обретает верных и хороших товарищей, которые дарят ему необходимое душевное тепло.

Как решить социальные проблемы

Доброе сердце Василия толкает его на хорошие поступки. Он отдает Марусе куклу сестры, которую подарила мать перед смертью. Девочка тяжело болела, и сын судьи стремился облегчить ее муки. Этот поступок меняет семейные отношения между отцом и сыном. Судья замечает пропажу и выясняет, чем занимается его сын и в каких кругах вращается. Он видит в сыне свое отражение и полностью меняет мнение о нем. Отец видит доброту, смелость и милосердие в своем сыне. Он своевременно понял, что ошибался и исправляет ситуацию.

Писатель отлично показал, как внутренние проблемы общества отражаются на внешних. Пока люди лишены элементарных человеческих чувств, то общество обречено. Люди не должны забывать о доброте и милосердии. Они должны стараться искоренить нищету, ведь это национальная проблема.

Равнодушие - наивысшая жестокость. Сострадание - высочайшая форма человеческого существования. Мы испытываем это чувство, когда переживаем чужое горе, чужую боль, как свою собственную. Сострадание вызывает жалость и сочувствие.

В одном ряду с ними стоят слова: милосердие, чуткость, отзывчивость. И если нам хочется, чтобы нас окружали хорошие люди, чтобы нас любили, мы должны сами научиться сочувствию и состраданию. Естественно, таким людям живется трудней, беспокойней. Но их совесть чиста. Бесчувственным же кажется, что им хорошо, но это им только кажется.

А можно ли научиться состраданию? Можно ли развить в себе способность к сочувствию? Конечно же, можно. Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, стремиться выразить свое доброе отношение к несчастному, помочь ему тем, что для него в данный момент нужнее всего. А может быть, нужно просто побыть рядом, помолчать.

На протяжении многих лет русские писатели стремились пробудить наши души своими произведениями.

Через все произведения В.Г. Короленко проходит тема благородства и веры в человека. Обратимся к повести «Дети подземелья», в которой автор задает вопрос обществу: способны ли мы к состраданию, милосердию, отзывчивости: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.

Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и, шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против раскрытого окна, и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось грустно самому, и слезы подступали к глазам».

Уже одним описанием портрета героини автор сумел вызвать у нас сочувствие к маленькой девочке. Короленко обращает наше внимание на бледность и хрупкость Маруси. «Серый камень», по словам пана Тыбурция, высасывает из нее жизнь. Недаром Маруся сравнивается с былинкой. У нее и платье серое и грязное, она часто бывает голодна. Девочка красива, но красота ее болезненная.

Портрет играет огромную роль в произведении Короленко, он помогает составить нам представление о герое, передает его состояние, характер.

Главный герой повести рано потерял мать, с отцом его отношения не складываются, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное для него время он встречает настоящих друзей. Валек и Маруся не подходят Васе по своему социальному положению: он сын судьи, уважаемого всеми человека в городе, а они бродяги, мелкие воришки. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, опасно, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. И хотя Вася весь дрожит только от одной мысли, что отец узнает о его знакомстве с дурным обществом, но изменить дружбе он не в состоянии.

Мальчик приносит смертельно больной девочке куклу своей сестры. И Маруся оживает. Опять слышится ее заливистый смех: «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами». Кукла совершает чудо, но только на время. Бедная девочка умирает. Мальчик впервые осознает, что значит слово смерть, стоя там, на холодном полу подземелья, около маленького безжизненного тельца.

Кульминацией в повести является разговор Васи с отцом. Этот разговор - сближение двух любящих, но скрывающих друг от друга свои чувства, людей: «Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку». Далее: «Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы». Рука - ею можно карать и миловать. В одном маленьком отрывке ее предназначение меняется. Тяжелая, угнетающая, подчиняющая рука чужого человека и любящая, нежно ласкающая рука отца. Невозможно поверить, что она принадлежит одному лицу.

Знакомство с Валеком и Марусей научили Васю по-иному смотреть на жизнь. Он перестал чувствовать себя одиноким, понял, что отец любит его, научился быть чутким и отзывчивым, видеть чужое горе и сочувствовать ему.

«Сострадание - есть высочайшая форма человеческого существования», - говорил Ф.М. Достоевский.

Да, уметь сочувствовать дано не каждому. Мы слишком заняты своими повседневными работами, чтобы видеть чужое горе. Сколько в нашей жизни одиноких людей, полуголодных, больных. А мы проходим мимо. Редко, кто останавливается… Привыкли видеть людское горе и не обращать на него внимания. Вспоминаются слова Бруно Ясинского: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей. В худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия на Земле существуют еще предательства и убийства!»

Любите людей, заботьтесь о них, активно помогайте и чувствуйте ответственность за свое отношение к людям. И тогда исчезнут с лица нашей Земли многие пороки: ложь, хулиганство, воровство и грубость, черствость и предательство.