Конспект образовательной деятельности по рисованию для средней группы «Дождик, дождик, капелька. План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Как я иду из сада домой"




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

г. ЗАВОЛЖЬЕ

План-конспект занятия по предмету «Рисунок»

Тема: «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета»

Разработал: преподаватель 1 категории

Орлова Л.А.

Заволжье

2011 г.

Аннотация

Методическая разработка «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой план-конспект занятия по предмету «Рисунок» в первом классе детской художественной школы в соответствии с программой школы.

Объяснительная записка

Данное занятие рассчитано на детей 10-12 лет и направлено на развитие творческих способностей ребенка. Преподаватель знакомит детей с понятием пропорции предмета, объясняет необходимость соблюдения не только пропорций самого предмета, но и пропорций между предметами в натюрморте, используя методы беседы, разъяснения, анализа, демонстрации. На заключительном этапе обязательна оценка деятельности учащихся как преподавателем, так и самими обучающимися.

Цель занятия:

Знакомство обучающихся с понятием ПРОПОРЦИИ и их значением в передаче характерных особенностей предмета. Построение крынки с соблюдением пропорций.

Задачи:

    Обучающие

    знакомить обучающихся с понятием пропорции предмета, масштаб

    систематизировать и закреплять знания, полученные ранее

    обучать пользоваться методом визирования

    Воспитательные

    Воспитывать усидчивость, терпение и упорство в достижении цели

    Развивающие

    Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память

    Развивать моторику руки ребенка

    Развивать творческие потенциалы ребенка

Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.

Работа с детьми строится на основе взаимного сотрудничества.

При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:

    Словесные - объяснение, беседа

    Наглядные - схемы

    Практические – показ, объяснение

Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить предметы, анализировать их форму, положение в пространстве и представлять конструктивные особенности предметов.

Материальное обеспечение:

Натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки из одного предмета несложной формы);

Методическая таблица «Последовательность ведения работы».

Бумага (формат А4 или А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2).

Доска, мел

План занятия:

1 этап – Организационный момент 2-3 мин.

    Приветствие

2 этап – Введение 5-7 мин.

    Сообщение темы занятия

    Ознакомление с целью занятия

    Повторение пройденного материала

3 этап – Изучение нового материала 7-10 мин.

    Понятие ПРОПОРЦИИ

    Анализ формы предлагаемого предмета

    Объяснение порядка определения пропорций предмета

4 этап – Практическая работа - 15-20 мин

    Поэтапное построение предмета с определением пропорций методом визирования

5 этап – Заключительный 5 мин

    Анализ результатов работы

    Подведение итогов.

Ход занятия:

Этап

Обоснование

преподаватель

обучающиеся

1 этап

Организационный

момент

Здравствуйте, ребята.

Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы.

Здороваются

Подготовка к учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы

2 этап

Введение

Сегодня мы будем говорить о пропорциях и их значении в передаче характерных особенностей предметов. Я объясню вам как определить пропорции предмета с учетом его характерных особенностей, а затем вы будете самостоятельно определять пропорции и строить вот эту крынку.

Давайте вспомним какие основные инструменты нам необходимы во время работы с натуры?

А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся?

А линейки во время рисунка нам нужны?

Раньше мы знакомились с методом визирования для определения высоты и ширины простых геометрических форм. А в чем же заключается этот метод, давайте вспомним.

Правильно. Молодцы.

Слушают

Отвечают:

Карандаши, ластик, бумага

Карандаш, рука и глаз

Нет

Один или несколько учащихся показывают суть метода.

Развитие интереса к новому материалу.

Повторение пройденного материала.

3 этап

Изучение нового материала

Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции – это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют узнать данный предмет в изображении. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по освещенности, по весу и т.д.

Понятие пропорций применимо не только в изобразительном искусстве или архитектуре, но и в повседневной жизни, например в кулинарии или в медицине (приготовление лекарств), в строительстве.

Когда мы рисуем, то можем маленькие предметы увеличить или уменьшить большие предметы на изображаемой плоскости, но в любом случае делаем мы это одинаково для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально. Если соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы.

Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности предмета. Рассмотрим 2 крынки. Они немного похожи. Давайте проанализируем их форму. Представьте, что каждая из них состоит из уже известных геометрических тел. Каких?

Совершенно верно, но всё же они разные. А различия в пропорциях посмотрите, одна крынка ниже и более широкая, а вторая чуть выше и более узкая, горлышко одной короче, чем у другой. Т.е. говоря другим языком, у них различные пропорциональные соотношения.

Слушают

Цилиндр – горлышко и шар

Усвоение нового материала.

Анализ предлагаемого для рисования предмета.

4 этап

Практическая работа

Перейдем непосредственно к изображению нашей крынки. Изображение любого предмета мы начинаем с компоновки в листе.

Как мы расположим наш лист? И почему?

Правильно.

Посмотрите на доску и подскажите мне как мы изображаем наш предмет в листе (несколько вариантов положения предмета в листе: очень маленькое, очень большое, угловое расположение, правильное).Прил. 1

Прежде всего необходимо сказать что наш предмет симметричный. Поэтому мы проводим ось симметрии и задаем одну из величин, например высоту. Теперь методом визирования определяем ширину, как мы ото делали когда строили цилиндр. Меряем крынку в самом широком месте. Теперь нам необходимо определить пропорции характерных особенностей крынки. Это высота горлышка. Высота самой широкой части, ширина донышка. (показ на таблице поэтапного построения крынки).Прил. 2

После того как определены основные пропорции, прорисовываем эллипсы.

Уточняем контур крынки.

Построение крынки закончено. Всем всё понятно?

Если понятно, то, посматривая на табличку, приступаем к работе.

Вертикально, потому что крынка в высоту больше, чем в ширину

Выбирают правильный вариант.

Приступают к рисованию, реализуя практические знания.

Реализация полученных знаний в процессе практической деятельности.

5 этап.

заключительный

Ну вот вы и построили крынку. Давайте поставим мольберты в ряд и посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный рисунок.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.

Отставляют мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая высказывая свое мнение.

Оценка работы обучающихся, их самооценка.

Литература:

    Образовательная программа по рисунку.

    Н.П. Костерин «Учебное рисование»,Москва, Просвещение, 1980

    Н.М. Соколовская «Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2008

    В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009

Приложение 1

Изображение очень маленькое

Изображение смещено в правый нижний угол

Изображение очень большое

Правильное размещение в листе

Приложение 2

1. Определяем положение в листе, задаем высоту, проводим ось симметрии

2. Методом визирования определяем основные пропорции крынки, намечаем характерные линии

3. Прорисовываем эллипсы, уточняем контур крынки

Цель: учить детей рисовать животных способом тычка. Упражнять в умении рисовать кисточкой разными способами, закрепить цветовое восприятие. Расширить знания детей о животных, обогащать словарь детей. Продолжать учить отвечать на вопросы. Закрепить предлог «под».
Развивать внимание, память, мышление через дидактическую игру «Собери картинку», отгадывания загадок, через рассказывание ранее изученных стихотворений. Закрепить счет в пределах пяти, умение сравнивать две группы предметов,название геометрических фигур (полукруг, овал,треугольник).
Развивать мелкую моторику (работа с кисточкой), общую математику через физические минутки, создания игровых ситуаций.
Вызвать интерес к занятию.
Воспитывать любовь к животным, аккуратность в работе, усидчивость.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
мольберт, магнитная доска, материалы для показа последовательности работы (две кисточки с мягким и жестким ворсом), детские поделки (грибы и яблоки), бумажные цветы для поляны, картина с изображением березы, два игрушечных дерева.
Раздаточный материал:
Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, салфетка, 2 кисточки, баночка с водой, разрезные картинки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением ежей, разучивание стихотворений, лепка поделок: грибов и яблок, чтение рассказов: Е.Чарушина «Ёж» и Ю.Дмитриевой «Ёжик».

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Воспитатель: Закройте глазки.
Я буду вам читать стихотворение, а вы представляйте себе все,о чем услышите в этом вам также поможет красивая тихая музыка.

Что такое луг?
Ковер травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые,
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки.
Представили себе эту красоту? Откройте глаза: вот он луг - перед вами (на ковре разложены разноцветные бумажные цветы)
Ой,ч то это? (под цветами находятся конверты), возьмите по одному. Интересно,что там?

2. Основная часть:
Дети заглядывают в конверты и находят в них разрезные картинки. Предлагаю собрать разрезные картинки, чтобы получилось целое изображение.
Но прежде загадываю загадку.

Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте. Это кто же?
Ну, конечно, это ….(ёжик)

Значит на ваших разрезных картинках изображен ёж. Дети работают с картинками.
Воспитатель: Вот, значит, кто должен придти к нам в гости: Ёжики. Но что-то они опаздывают.
Давайте поищем их на поляне. Ёжиков мы не нашли. Зато увидели ёлку и дикую яблоню. А это что?
Дети: Грибы.
Воспитатель: Где находятся грибы?
Дети: Под ёлкой.
Воспитатель: Где находятся яблоки?
Дети: Под яблоней.
Воспитатель: Посчитайте, сколько грибов (пять)
А сколько яблок? (пять)
Как можно сказать про количество грибов и яблок?
Дети: Поровну.
Воспитатель: Вот и угощение для ежей нашлось, а самих ежей нет. Где же их взять? Давайте нарисуем?!

Рассказ и показ способа работы, последовательности выполнения.
Выставляется образец.
Образец рассматривается детьми и они уточняют названия частей тела ежа (туловище, голова, носик, глазки, лапки, иголки), уточняется цвет.
Показываю, что ежа надо рисовать крупно, в середине листа. Уточняю геометрические фигуры, которые будут использоваться при рисовании: полукруг,овалы, треугольник.
Показываю,каким способом раскрашиваются мордочка и лапки (кисточка с мягким ворсом).
Акцентирую внимание на том,как правильно рисовать методом тычка (кисточкой с жестким, коротким ворсом). Предлагаю детям нарисовать ежа пальцем в воздухе, проговаривая при этом названия частей тела.
Самостоятельная работа детей:
Работы простым карандашом.
Физкультминутка.
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев,где лежит,
Ёж с ежатами бежит.
Мы вокруг все оглядим,
На пенёчках посидим.
А потом все дружно спляшем,
Вот так ручками помажем,
Помахали,покружились,
И домой заторопились.

Работа кисточками и гуашью (во время работы воспитатель наблюдает, советует, помогает).
Тем,кто уже закончил свою работу, воспитатель предлагает взять по одному яблоку и грибку, и угостить своих ежат.

Анализ детских работ:
На магнитной доске-берёза. Дети сами определяют название дерева (ствол белый- берёза).
Затем они приносят своих ежат, и с помощью магнитов прикрепляют их под березу.
Воспитатель: Какие красивые ежата!
Давайте вспомним стихотворение?
(дети читают вместе)
Под березой, на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под деревом лежат
Пять малюсеньких ежат.

И правда наши ёжики как живые. Молодцы! Хорошо умеете рисовать! Занятие закончено!

воспитатель МБОУ г.Астрахани «НШДС №97»

г. Астрахань, Россия

Показаны публикации 1-10 из 953 .
Все разделы | Рисование. Конспекты занятий по рисованию, НОД

Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование "Пушистые друзья для котенка Малыша". Цель : учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка. Задачи : - создать условия для рисования , используя метод тычка; -совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы и...


Тема : Белые медведи. Задачи : закреплять технику нетрадиционного рисования – поролоном по трафарету; познакомить с белыми медведями, средой их обитания; развивать воображение, творчество; воспитывать интерес к животным Севера; учить детей использовать свои познания и...

Рисование. Конспекты занятий по рисованию, НОД - Конспект НОД по рисованию во второй группе раннего возраста «Праздничный салют»

Публикация «Конспект НОД по рисованию во второй группе раннего возраста...» Цель: Формировать представление детей о празднике День защитника Отечества. Задачи: Создать условия для представления у детей о празднике 23 февраля, когда поздравляют наших защитников - пап. Развивать речь, обогащая активный словарь ребенка прилагательными - красный, синий,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Задачи: учить детей рисовать животных и сказочных персонажей на коньках. Расширение образных представлений о позах фигуриста при выполнении элементов фигурного катания; развивать композиционные умения - рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и...


Цель: закрепить знания детей о воздушном транспорте (самолете, его частях, развивать умение рисовать самолет карандашом. Задачи: -Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш, закрашивать. -Развивать образное восприятие....

«Микробы – кто они» Цель: познакомить детей с понятием микробы; дать представление о том, что они собой представляют, об их пользе и вреде и о том как защитить себя от болезнетворных микробах. Научить рисовать микробов. Задачи: - развитие познавательного интереса; -...

Рисование. Конспекты занятий по рисованию, НОД - Конспект образовательной деятельности по рисованию «Солдат» в старшей группе


Программное содержание: 1. Учить детей создавать в рисунке образ солдата. 2. Учить передавать характерные особенности костюма солдата. 3. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. 4. Закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с...


Программное содержание. Способствовать умению детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения....

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

(область: художественное творчество)

На тему: Бабочка (рисование: монотипия, гуашь).

Воспитатель: Шахова Е.А.

Цель занятия: научить детей новому способу передачи изображения; развивать эстетические и творческие качества.

Задачи:

  1. обучающая - познакомить детей с новым способом передачи изображения – предметной монотипией, учить рисовать на мокром листе бумаги.
  2. развивающая – продолжать развивать фантазию, воображение, образное мышление.
  3. воспитательная – воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета.

Материал для занятия:

Листы альбомной бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Педагог. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети. Бабочка.

Педагог. Верно. Ребята, а как вы догадались, что это загадка про бабочку?

Дети. У нее четыре крыла, она сидела на цветке и потом улетела.

Педагог. Верно.

Педагог показывает детям иллюстрации с изображением разных видов бабочек.

Педагог. Бабочка, ребята, это насекомое. У нее, как и у других насекомых, шесть ног и крылья. А сколько у бабочки крыльев?

Дети. Четыре.

Педагог. А они какие по форме: разные или одинаковые?

Дети. Одинаковые.

Педагог. Ребята, противоположные крылья у бабочки называются симметричными, то есть одинаковыми. А чем питаются бабочки?

Дети. Нектаром цветов.

Педагог. Верно. Для этого у нее есть длинный хоботок. А какие еще животные относятся к насекомым?

Дети. Стрекоза, божья коровка.

Педагог. Молодцы. Ребята, про бабочку сложено немало стихов. Сейчас я прочитаю вам одно из них.

Бабочка.

Я у желтой бабочки

Тихо-тихо спрашивал:

Бабочка, скажи мне

Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?

Может, одуванчик?

Может, желтой краской

Тот соседский мальчик?

Или это солнышко после скуки зимней?

Кто тебя раскрашивал?

Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка

В золото одета:

Всю меня раскрасило

Лето, лето, лето!

А. Павлова

Физкультурная минутка «Бабочка»

И.П. – дети складывают ладошки под голову – «спят».

Спал цветок и вдруг проснулся, Дети открывают глаза.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, Потягиваются.

Взвился вверх и полетел. Руки в стороны, машут крылышками.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. Начинают тихонько кружиться.


2 . Практическая часть.

Педагог предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией.

Этапы выполнения работы.

  1. Лист бумаги складываем пополам, чтобы получилась линия сгиба.
  2. На левой половине листа детям надо нарисовать половину бабочки.
  3. Правую половину листа смачиваем водой и складываем лист по линии сгиба.
  4. Дополнения к общей композиции: рисуем цветок на котором сидит бабочка.
  1. Заключительная часть.

В конце занятия проводится игра «Бабочки».

С помощью считалки выбирается водящий. Он сидит на стульчике вместе с сачком (шапочка).

Дети-бабочки выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

Ведущий выходит ловить бабочек, они от него улетают.