Как познакомить дошкольников в детском саду с музыкальными инструментами. Видео: музыкально-дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»




Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.

Цели проведения занятий о музыкальных инструментах в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.

На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.

И. С. Бах

Цели и задачи занятий, методические приёмы, актуальные для разных групп

Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.

  • развивать ритмический слух;
  • знакомить с классификацией и звучанием музыкальных инструментов;
  • обучать игре на простейших ударных, шумовых, струнно-щипковых инструментах.

Общие приёмы обучения:

  • словесные:
    • познавательная беседа;
    • практические пояснения;
    • наводящие и проблемные вопросы;
    • загадки;
    • стихотворения;
  • наглядные:
    • демонстрация и рассматривание инструментов;
    • обсуждение тематических иллюстраций;
    • показ способов и приёмов игры;
  • практические:
    • воспроизведение детьми приёмов игры на различных музыкальных инструментах;
    • совершенствование приобретённых навыков;
    • изготовление музыкальных инструментов и игровых пособий из подручного и бросового материала;
  • игровые:
    • дидактические игры;
    • подвижные музыкальные игры.

Видео: игра «Весёлый бубен»

https://youtube.com/watch?v=a4sHFYCQQB4 Video can’t be loaded: Музыкально-дидактическая игра «Веселый бубен» (https://youtube.com/watch?v=a4sHFYCQQB4)

Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.

Методические приёмы работы с разными возрастными группами

Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.

Возраст: 2–3 года (первая младшая группа)

Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:

  • различать звучание разных музыкальных инструментов;
  • определять звуки по высоте;
  • развивать чувство ритма.

Возраст: 4 года

Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:

  • воспроизводить быстрый и медленный звуковой ритм на одном инструменте (шустрый зайчик быстро скачет, большой неуклюжий слон медленно и тяжело шагает);
  • различать высокое и низкое звучание колокольчика;
  • передавать элементарный ритмический рисунок мелодии;
  • узнавать известный им музыкальный инструмент по «голосу».

Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне

Возраст: 5 лет

Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми - например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.

Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику

Возраст: 6 лет

Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.

Этапы знакомства с музыкальными инструментами

Приёмы игры:

  1. Младший дошкольный возраст:
    • погремушка: удары инструментом по ладошке или твёрдой горизонтальной поверхности (стол, пол); встряхивание;
    • бубен: инструмент фиксируется в одной руке, ладошкой или кулачком другой руки наносится удар; встряхивание;
    • колокольчики: инструмент держат в вертикальном положении, наносят удар палочкой, толкают пальчиком или свободно потряхивают;
    • барабан: синхронные, поочерёдные ритмичные удары палочками или дробь;
    • деревянные ложки: приём «ладушки», удары «пяточкой» по «пяточке»;
    • металлофон: уверенное вождение молоточком в воздухе, удар с отскоком по одной пластиночке.
  2. Средний дошкольный возраст:
    • бубен: новый приём - удар подушечками пальцев;
    • металлофон: отработка приёма глиссандо (медленное скольжение от звука к звуку);
    • ложки: новый приём - «блинчики» (поочерёдные удары по «пяточке» левой ложки, затем по «пяточке» правой ложки).
  3. Старший дошкольный возраст:
    • металлофон:
      • свободно разворачивая кисть, исполнять приём «удар-отскок»;
      • добиваться правильного движения молоточка вверх-вниз;
      • учиться передавать звуковой ритмический рисунок с помощью выстукивания;
    • ксилофон, румба: приём «Бурдон» (непрерывный звук);
    • знакомство с приёмами игры на ударно-шумовых инструментах:
      • колотушки,
      • маракасы,
      • кастаньеты,
      • бубенцы.

Видео: концертный номер (средний и старший дошкольный возраст)

https://youtube.com/watch?v=1T9Dj1qA5rY Video can’t be loaded: Детский сад. Игра на музыкальных инструментах. (https://youtube.com/watch?v=1T9Dj1qA5rY)

Организация занятия по знакомству с музыкальными инструментами

Структура занятия:

  1. Вводная, мотивационная часть:
    • музыкальное приветствие,
    • просмотр презентационного ролика,
    • познавательная беседа,
    • обсуждение темы.
  2. Основная часть:
    • творческие задания и упражнения,
    • игра на детских музыкальных инструментах,
    • музыкально-дидактические игры.
  3. Итоговая часть:
    • итоговая беседа педагога с детьми,
    • благодарность за активную работу и интерес, проявленный к занятию.

Интерес к музицированию помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе:

  • стихотворения;
  • загадки;
  • игры;
  • костюмированные представления;
  • демонстрацию иллюстраций;
  • прослушивание фрагмента музыкального произведения;
  • просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей.

Таблица: идеи для вводной части занятия

Тема занятия Содержание вводной части
«Путешествие с Емелей в музыкальную сказочную страну» Под звуки русской народной плясовой мелодии появляется Емеля.
Емеля: Здравствуйте, ребята, я очень люблю на своей печке путешествовать по миру, предлагаю вам составить мне компанию и отправиться в далёкое путешествие!
Воспитатель: Емеля, мы с удовольствием принимаем твоё приглашение, но сначала отгадай нашу загадку (читает загадку о ложке).
Емеля: Это же ложка, ух ты, как это я сам не догадался? Верно, перед дальним волшебным путешествием не мешало бы основательно подкрепиться, а есть я люблю!
Воспитатель: Емеля, это не просто ложка, а народный музыкальный инструмент.
Емеля: Это как? По чайникам да кувшинам?
Воспитатель: Нет, конечно, исполнитель ударяет ложку об ложку, вот так.
Емеля: Это всё очень интересно, но какое это имеет отношение к нашим планам?
Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашему гостю подсказку. (Дети исполняют народную мелодию на ложках)
Емеля: Я понял, нас ожидает путешествие в удивительную страну русских народных инструментов!
«Город музыкальных мастеров» Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебное путешествие, малыши рассматривают карту сказочного королевства, находят на ней изображение музыкального ключа, который символизирует город мастеров музыкальных инструментов. Взмах волшебной палочки переносит детей в сказочную реальность. Воображение помогает представить город, в котором много красивых домов, но площадь города пуста, город безлюдный, будто заколдован. Нужно разгадать загадки, выполнить упражнения и догадаться, мастерами каких инструментов (ложки, бубен, погремушка и т. д.) являются жители. Затем исполнить мелодию, станцевать, спеть, тогда город оживёт, наполнится весёлым смехом, звучанием музыкальных инструментов, песнями и танцами.
«В гости скрипку позовём» На занятие приглашается учитель детской музыкальной школы по классу скрипки. В исполнении профессионального музыканта звучит пьеса, которая открывает знакомство с удивительно красивым инструментом. Рассказ учителя музыки сопровождается показом настоящего инструмента: «Посмотрите, какой у корпуса скрипки гибкий стан, тонкая, изящная талия. Часть инструмента, которая заканчивается завитком, называется гриф, на него натянуты струны, от соприкосновения со струнами получается звук. Красивое протяжное звучание скрипки зависит от смычка. Прикоснитесь к смычку, и вы убедитесь, что на трость натянут настоящий тончайший конский волос. Теперь зацепите струну пальцами и услышите глухой, короткий звук. Только смычок помогает скрипке по-настоящему запеть протяжным и нежным голосом. Попробуйте провести смычком по струне, слышите, скрипка будто заговорила».
«Страна музыкальных инструментов» Педагог рассказывает детям, что в распахнутое окно влетела ласточка и принесла письмо. Текст письма: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите слушать музыку, петь и танцевать. Королева нашей Страны музыкальных инструментов приглашает вас в гости. Девочка Флейточка». Дети решают принять приглашение и собираются отправиться в путь, но тут в комнату вбегает Буратино, поёт песенку и при этом сильно фальшивит. Воспитатель предлагает детям взять с собой Буратино, чтобы он научился петь и познакомился с музыкальными инструментами. Дети двигаются под музыку, отстукивая ритм с помощью погремушек.

Видео: знакомство с музыкальными инструментами (НОД - направленная образовательная деятельность, средняя группа, автор И. В. Тярина)

https://youtube.com/watch?v=zleT8AEcs4s Video can’t be loaded: НОД «Знакомство с музыкальными инструментами разных стран» (https://youtube.com/watch?v=zleT8AEcs4s)

Темы для развивающей беседы:

  • «Можно ли прожить без музыки?»
  • «Город клавишных инструментов»
  • «В гостях у духовых инструментов»
  • «Тайны и загадки русских народных инструментов»

Рассказы о разных инструментах для вводной части занятия по музыке

Можно также использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дополняя текст записями соответствующего инструмента и картинками:

  1. С первых мгновений жизни человека окружают звуки. В мире природы музыка повсюду. Прислушайтесь - и вы услышите мелодию пения птиц, шелест осенних листьев под ногами, раскатистый шум морской волны, тихое дуновение весеннего ветерка, стрекотание цикад в жаркий летний день. Нас повсюду окружает музыка, надо только научиться её слышать. Люди придумали множество разнообразных инструментов, изобрели специальное музыкальное письмо, с помощью нот научились записывать мелодии. Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру музыкальных инструментов.

    В мире природы музыка звучит повсюду

  2. Ударные инструменты - громкая, шумная команда инструментов. Самый известный, мощный и важный её участник - это барабан. Ребята, как вы думаете, почему барабан имеет круглую форму, а не треугольную? (Только круг позволяет добиться необходимой силы натяжения кожи). С помощью палочек можно получить разные по силе звуки - от шороха лёгких шагов до грозного громыхания. Барабанная дробь - самый сложный исполнительский приём и требует настоящего виртуозного мастерства от музыканта.

    Ударные инструменты - самая громкая, шумная, команда инструментов

  3. Семья духовых инструментов (медные) - возглавляет парадные шествия, являясь желанным участником торжественных событий: ликующие голоса блестящих красавцев (труба, флейта, саксофон) исполняют мелодии в честь победителей спортивных состязаний, приветствуют самых дорогих и важных гостей. Возможно, название связано с тем, что волшебные звуки, радующие слушателей, извлекут только те музыканты, которые вкладывают душу во время игры.

    Семья духовых инструментов (медные) возглавляет парадные шествия, желанный участник торжественных событий

  4. Содружество струнных инструментов (скрипка, гитара, виолончель) – было всегда очень любимо даже самой требовательной и строгой публикой благодаря нежному и мягкому звучанию. Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев. Струнные инструменты занимают самые важные места в симфоническом оркестре - перед дирижёром и зрителями.

    Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев

Видео: «Как звучат клавишно-духовые музыкальные инструменты» (мультфильм)

Музыкально-дидактические игры для младшей группы

Варианты игровых упражнений и заданий для малышей двух-четырёх лет:

  • игра под фонограмму любой популярной детской песни, выстукивание «в такт»;
  • звуковой аккомпанемент к стихотворениям;
  • звуковые картины на предложенную тематику (например, изобразить явление природы - дождь, шум ветра, снегопад);
  • сказочная история в звуке (звукоподражание сказочным героям).

«История бельчат»

Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (побарабанить пальчиками). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршим шумовыми инструментами). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).

«На полянке»

На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные - звучит разнохарактерная музыка, передающая образы животных: медленно переваливающегося медведя, быстро прыгающего зайчика, осторожно крадущейся лисички. Малышам нужно догадаться, кто есть кто и показать в движении и звуке.

Малышам нужно изобразить образ животного в движении и звуке

«Капельки и лучики»

Дети внимательно слушают музыку, изображающую шум дождя. Малышам нужно отстучать хлопками дождик, передать на музыкальном инструменте плавные движения ласковых солнечных лучиков. Дети самостоятельно выбирают подходящий инструмент, придумывают танцевальные движения.

«Музыкальные цветочки»

Игра на распознавание характера мелодии.

Картинки лежат на столе. Дети прослушивают фонограмму, по очереди определяют характер музыки, выбирают соответствующий цветок и показывают.

У каждого малыша один цветок, если звучит мелодия, совпадающая по настроению с выражением лица его цветка, то ребёнок поднимает свою карточку.

Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния

Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния:

  • нежная, ласковая, спокойная, умиротворяющая;
  • печальная, грустная, меланхоличная;
  • задорная, радостная, озорная.

Игры для среднего и старшего школьного возраста

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут уже справиться с задачами посложнее.

«Ритмические орнаменты»

Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках. Дидактический материал: картинки с графическим изображением ритмического рисунка.

Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках

Детям предлагается прохлопать, воспроизвести на инструментах, показать с помощью голоса или пластики движений музыкальный рисунок, изображённый на карточке.

«Ритмический заборчик»

Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма. Педагог прохлопывает мелодии разных жанров (полька, вальс, марш) с акцентом на сильной доле, демонстрируя соответствующую карточку.

Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма

«Подбери картинку»

Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа. Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют темп (быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный) и выбирают картинку с изображением животного, характер и темперамент которого соответствует музыкальному темпу.

Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа

«Угадай музыкальный инструмент»

Звучат музыкальные фрагменты в исполнении музыкального инструмента, дети распознают его по звуку и указывают на соответствующую карточку.

Дети распознают инструмент по его звуку и указывают на соответствующую карточку

«Волшебный экран»

Игра расширяет музыкальный кругозор, развивает память и внимание. Дети должны узнать песенку, вспомнить название, подобрать картинку, изображающую эпизод из популярного мультфильма. По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку.

По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку

«Лото для маленьких музыкантов»

Игра тренирует способности звуковысотного слуха. В ней используются две группы карточек:


Ребёнок выбирает инструмент и исполняет мелодию восходящую, нисходящую или на одном звуке: вверх с первой по пятую, вниз с пятой по первую, на одной линейке.

«Четвёртый лишний»

Игра закрепляет знания об ударных, струнных, духовых и клавишных инструментах. Ребёнку предлагается лист с изображениями 4 музыкальных инструментов, где три относятся к одному типу, а четвёртый нет. Картинку, которая выпадает из логического ряда, ребёнок закрывает карточкой.

Скрипка не относится к группе клавишных

«Кубик-музыкант»

Для игры потребуется кубик большого размера, его можно изготовить из упаковочной коробки или из элемента модульного конструктора, на грани кубика приклеиваются изображения детских музыкальных инструментов. Кубик должен быть лёгким, привлекательным. Игроки под музыкальное сопровождение перебрасывают его по кругу, музыка останавливается, дети прекращают играть. Ребёнок, у которого в руках оказался кубик, называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию, повторяя ритмический рисунок за педагогом.

Ребёнок называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию

«Лесенка»

Предметы для игры: пятиступенчатая лесенка из элементов строительного конструктора, игрушки, детские музыкальные инструменты. Первый игрок наигрывает мелодию, второй игрок определяет направление звукового движения и перемещает игрушку на верхнюю ступеньку, нижнюю или оставляет на прежней ступеньке.

Игрок определяет направление звукового движения мелодии и перемещает игрушку по ступенькам

Видео: играем на музыкальных инструментах (старшая группа)

https://youtube.com/watch?v=oAiU61VA-LM Video can’t be loaded: «Что шумит, а что звучит, или играем на детских музыкальных инструментах» (https://youtube.com/watch?v=oAiU61VA-LM)

Таблица: загадки о музыкальных инструментах

Загадка Ответ
Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха.
Аккордеон
Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
Балалайка
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
Барабан
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поёт -
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…
Баян
Звенит струна, поёт она,
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовём…
Гитарой
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется?
Дудочка
Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чём я?
Это…
Кларнет
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…
Ложках
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
Маракас
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое…
Пианино
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет…
Скрипка
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…
Тарелки
На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда, она играла
Целый час на…
Фортепьяно

Видео: музыкально-дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»

https://youtube.com/watch?v=I6dkLxSrPX8 Video can’t be loaded: МДИ Угадай музыкальный инструмент (https://youtube.com/watch?v=I6dkLxSrPX8)

Алгоритм разработки проекта

Творческий проект по знакомству с музыкальными инструментами - комбинированный и расширенный вариант реализации познавательно-творческой деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (музыкальное развитие, художественная литература, рисование, аппликация, изготовление детских музыкальных инструментов, концертные выступления и т. д.), имеющих общую тему.

Виды проектов:

  • краткосрочным - от одного занятия до одной недели;
  • долгосрочным - от месяца до года.

Алгоритм разработки проекта:

  • подготовительная работа;
  • основная часть;
  • итоговый этап.

Направления и формы реализации:

  • интеллектуально-познавательное развитие:
    • просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
    • викторины и музыкально-дидактические игры;
    • домашние задания;
    • демонстрационный материал и наглядные пособия (игры-презентации, информационные стенды, папки-передвижки, музыкальный музей или уголок, альбомы, выставка детских рисунков и т. д.);
    • праздничные музыкально-театрализованные мероприятия;
    • экскурсии, посещение музейных экспозиций и концертов;
  • развивающие игры (музыкально-дидактические, артистические, ролевые).
  • практическая деятельность по изготовлению музыкальных инструментов;
  • словесные приёмы, направленные на активизацию внимания и развитие памяти (стихотворения, скороговорки, загадки, фольклорные материалы, сказки);
  • костюмированное музыкальное развлечение, концерт, музыкальная гостиная (с участием музыкального работника).

Таблица: музыкальный проект «Русские чудо-инструменты»

Название Русские чудо-инструменты
Характеристика Долгосрочный проект в подготовительной группе
Цели Создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре.
Задачи
  1. Формировать у детей опыт собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать и реализовывать, применяя и приобретая новые знания.
  2. Развивать интерес у детей к русской народной культуре.
  3. Познакомить детей с музыкально-выразительными особенностями русских народных инструментов.
  4. Формировать мотивацию к музыкальной деятельности через игру, пение, движение и исполнительство на народных инструментах.
  5. Развивать творческие и музыкальные способности детей.
  6. Поощрить у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности.
  7. Создать благоприятную развивающую среду для формирования у детей интереса игры в фольклорном ансамбле.
Участники
  • Дети подготовительной группы,
  • музыкальный руководитель,
  • хореограф,
  • воспитатели,
  • родители.
Содержание Этапы осуществления проекта:
  1. Подготовительный этап:
    1. Сбор и изучение материала об истории происхождения музыкальных инструментов.
    2. Написание программы фольклорного ансамбля «Сколько музыкантов - столько и талантов».
    3. Организация предметно-пространственной среды (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально - дидактические игры).
    4. Подбор музыкального материала (песни, танцы, музыкальные произведения для слушания и музицирования).
    5. Подбор художественной литературы (сказки, загадки, стихи, пословицы).
  2. Основной этап:
    1. Исследования по реализации проекта: «О чём нам расскажет ложка, гусли, свирель и гармошка?», «Почему музыкальные инструменты могут стучать, бренчать, свистеть?», «Народ играет, сам себя забавляет». Организация развивающей, познавательной, предметной среды (совместные работы детей и родителей, детей и воспитателей):
      • совместный поиск информации;
      • проведение экскурсий;
      • рассматривание иллюстраций;
      • чтение литературы;
      • разучивание частушек, песен, игр, танцев.
      • проведение бесед;
      • музыкально-дидактические игры;
      • практические исследования;
      • проведение непосредственно образовательной деятельности и развлечений;
      • занятия в кружке;
      • прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов;
      • создание фольклорного ансамбля.
    2. Продукты деятельности: картотеки русских народных инструментов, шумовых инструментов, книжки-малышки со сказками о музыкальных инструментах.
    3. Проведение развлечения с родителями, праздника «Путешествие русской ложки», участие в краевом конкурсе «Маленькая страна».
  3. Заключительный этап:
    1. Диагностика полученных знаний детей в ходе проекта.
    2. Представление продукта проектной деятельности (оформление выставки поделок, шумовых инструментов).
    3. Оформление итоговой презентации проекта.
    4. Круглый стол с участниками проекта.
    5. Анализ проделанной работы, рефлексия.

Таблица: музыкальный проект «Русские народные инструменты», автор Е. А. Глушко

Название Русские народные музыкальные инструменты, автор Е. А. Глушко
Характеристика Краткосрочный проект в старшей группе
Цели Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующим их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи
  1. Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов.
  2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов.
  3. Формировать эстетический вкус детей.
  4. Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации.
  5. Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
  6. Закреплять навыки звукоизвлечения с помощью музыкальных инструментов (ложки, трещотки, гусли, колокольчики).
  7. Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов.
  8. Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
  9. Создавать условия для знакомства ребёнка с музыкальными русскими народными произведениями в домашней обстановке.
  10. Родителям побуждать детей к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомых народных произведений, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми.
Участники
  • Дети старшей группы,
  • музыкальный руководитель, хореограф,
  • воспитатели,
  • родители.
Содержание Этапы осуществления проекта:
  1. Подготовительный этап:
    1. Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов).
    2. Беседы «Какие русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?».
    3. Слушание произведений оркестра народных инструментов.
    4. Формулирование проблемных вопросов.
    5. Выдвижение гипотез.
  2. Практическая часть:
    1. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, интернет).
    2. Показ презентации «Русские народные музыкальные инструменты».
    3. Беседы (русские народные музыкальные инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах).
    4. Игра на музыкальных инструментах.
    5. Проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха.
    6. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
    7. Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.
  3. Заключительный этап:
    1. Обобщение и систематизация полученных знаний.
    2. Фиксирование результатов полученных знаний (фотографии, слушание оркестра народных инструментов).
    3. Подготовка и проведение презентации.

Видео: День музыки в детском саду

https://youtube.com/watch?v=j1s5BcbkqNg Video can’t be loaded: Урок игры на музыкальных инструментах. День Музыки в детском саду Päikseke. (https://youtube.com/watch?v=j1s5BcbkqNg)

Детские музыкальные инструменты своими руками

Такие поделки легко и просто изготавливать вместе с детьми.

Маракасы «Ёлочка» и «Цветочек», «Шумельчик» из коробочки

Материалы и инструменты:

  • большая бутылка из-под детского шампанского,
  • бутылочка поменьше из-под сока,
  • коробочка,
  • наборы цветной и гофрированной бумаги,
  • лист бумаги стандартного формата,
  • фломастеры,
  • простой карандаш,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • крупа, горох, соль.

Для шумовых музыкальных инструментов нужны ёмкости, наполнитель и бумага для обклейки

Пошаговая инструкция:

  1. Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока.

    Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока

  2. Нарезать из гофрированной бумаги ленточки двух цветов шириной 8 и 10 см, длина зависит от диаметра бутылок. Надрезать с одной стороны ленты полоски.

    Нарезать из гофрированной бумаги полоски двух цветов шириной 8 и 10 см

  3. Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета.

    Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета

  4. Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом.

    Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом

  5. Обклеить корпус большой бутылки начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко.

    Обклеить основную часть корпуса бутылки, начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко

  6. На бумаге формата А4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон).

    На бумаге формата А-4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон)

  7. Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков.

    Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков

  8. Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям.

    Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям

  9. Разрисовать две заготовки цветными карандашами или фломастерами (по желанию).

    Разрисовать две заготовки фломастерами или цветными карандашами

  10. Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать шумовой материал в бутылки.

    Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать крупу в бутылки

  11. Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку; одну из тыльных сторон не заклеиваем, оставляем возможность для засыпания крупы в коробочку. Засыпать наполнитель в коробочку.

    Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку

  12. Закрутить крышки, заделать коробочку: музыкальные игрушки готовы!

    Музыкальные игрушки готовы

Инструкция:

  1. Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги.
  2. В боковые отверстия продеть яркие ленточки.

Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги, в боковые отверстия продеть яркие ленточки, инструмент готов

Инструкция:

  1. Подготовить чистые пластиковые круглые коробочки из-под пищевых продуктов.
  2. По краю вставить бубенчики.
  3. Украсить картинками.

Подготовить чистые пластиковые круглые коробочки из-под пищевых продуктов, по краю вставить бубенчики, украсить картинками

«Озорные погремушки»

В качестве основы подойдут лёгкие пластмассовые бутылочки, коробочки из-под гелей, шампуней, йогуртов и т. д., заполненные на треть шумовым материалом, например, крупой или горохом. Сосуды можно оклеить цветной бумагой, подрисовать рожицы и т. д.

Пластмассовые бутылочки, коробочки из-под гелей, шампуней, йогуртов заполняют на треть разным шумовым материалом

Инструкция:

  1. В трубку от пищевой фольги вставляется скрученная из фольги спираль.
  2. Насыпается любой шумовой наполнитель.
  3. Оба торца инструмента заклеиваются.

В трубку от пищевой фольги вставляется скрученная из фольги спираль, насыпается любой шумовой наполнитель, оба торца инструмента заклеивается

«Городецкая трещотка»

Пошаговая инструкция:

  1. Вырезать из ДСП одинаковые по размеру заготовки прямоугольной формы, тонировать с помощью акриловых красок.

    Вырезать из ДСП одинаковые по размеру заготовки прямоугольной формы, тонировать с помощью акриловых красок

  2. Дождаться высыхания краски, нарисовать на каждой заготовке простым карандашом эскиз декоративного орнамента в стиле городецкой росписи.

    нарисовать на каждой заготовке простым карандашом эскиз декоративного орнамента в стиле городецкой росписи

  3. Аккуратно расписать лепестки.

    Аккуратно расписать лепестки

  4. Красным цветом закрасить цветы и кружочки.

    Красным цветом закрасить цветы и кружочки

  5. Добавить синие кружочки.

    Добавить синие кружочки

  6. Дополнить орнамент декоративными элементами.

    Дополнить орнамент декоративными элементами

  7. Просверлить отверстие в каждой заготовке, покрыть детали изделия лаком, дождаться полного высыхания. Соединить все детали цветной лентой.

    Просверлить отверстие в каждой заготовке, соединить все детали цветной лентой

Фотогалерея: самодельные детские музыкальные инструменты

Баночка, с двух сторон - пластиковые крышки Барабаны из жестяных банок Жестяные коробки, декорированные натянутыми на дно лопнувшими шариками Гусли (крышка от обувной коробки и цветные резинки) Кастаньеты из крышек Колокольчике на картонной трубе Колокольчики, прикреплённые к широкой резинке Палочки с шумовым наполнителем, колокольчики на браслетах Свирель из соломинок Тамбурин (пяльца для вышивания и бутылочные металлические крышки)

Для дошкольников в силу их возраста сложно организовать визит в консерваторию или на выступление симфонического оркестра в настоящем концертном зале. Но в увлекательной, живой, игровой форме можно познакомить малышей с миром музыкальных инструментов, даже попробовать поэкспериментировать и самостоятельно изготовить вместе с ними самые неожиданные музыкальные игрушки из подручного материала. Так уже в дошкольном возрасте у малыша появится представление об основных группах инструментов, особенностях их строения и звучания, что пополнит общие музыкальные знания и разовьёт общую художественную культуру.

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе - 22 года. Сфера профессиональной деятельности - проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Тема урока: знакомство с музыкальными инструментами.

Цель урока: продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

КОРРЕКЦИОННЫЕ: Развивать речь учащихся при анализе музыкальных пьес, чувство ритма, развивать вокально-хоровые навыки. Развивать творческие способности, активность учащихся, культуру мышления.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать знания учащихся о музыкальных инструментах, продолжить развивать навыки умения анализировать, высказываться о прослушанной музыке, сознательно подбирая подходящие слова к характеру музыкальных пьес.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе музыкальных пьес, интерес и любовь к изобразительному искусству, музыке, литературе, уважение друг к другу и мнению товарищей, усидчивость на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, иллюстрированные страницы музыкального материала, диски с записью музыкальных пьес, изображение нот, цветы, для отображения настроения, презентация, ТСО.

Ход урока

Вход в класс. Организационный момент .

«Здравствуйте»

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в мир музыки, добра и красоты.

Мы познакомимся будем продолжать знакомиться с музыкальными инструментами.

Но сначала, я предлагаю вам посмотреть внимательно на свои парты. Перед вами лежат три цветка, которые помогут нам определить ваше настроение (где белый цветок – плохое настроение, жёлтый цветок – хорошее настроение, а красный цветок – отличное настроение). Подумайте и поднимите тот цветок, который больше подходит вашему настроению в начале урока. Теперь опустите их и отложите на край парты, они нам ещё пригодятся в конце урока.

А помогут нам оценить вашу работу карточки, на которых изображены ноты. За правильный ответ вы получите по ноте, а в конце урока мы посчитаем, сколько нот вы получили, а соответственно узнаем, как вы работали на уроке. Где 7-6 ноты – ты молодец, 4-5 нот - это хорошая работа на уроке, 3 ноты и менее - ты старался.

Но для начала давайте вспомним, как называется этот инструмент (СЛАЙД фортепиано). Я предлагаю послушать звучание фортепиано и представить себя в роле пианиста. Для этого нужно сесть ровно руки мы поставим на парту как будто это фортепиано, а ваши пальчики будут бегать по парте как будто по клавишам фортепиано. (ЗВУК ФОРТЕПИАНО)

Молодцы, а как звучала музыка громко или тихо?

Дети:

Молодцы, а этот инструмент как называется? (СЛАЙД СКРИПКА)

Дети: скрипка.

А как играют на нём? Покажите. (ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ, КАК ИГРАЮТ НА СКРИПКЕ)

Давайте встанем на ножки и как маленькие, начинающие скрипачи поиграем на скрипке (МУЗЫКА. Звучание скрипки).

Вы отлично справились и с этим заданием.

А теперь послушайте загадку. Что это?

Все мы очень любим слушать

Как поёт у нас Тамара.

И в руках её послушна

Шестиструнная…

(гитара)

Итак, садимся как настоящие гитаристы и представляем, что у нас у руках какой инструмент?

Дети: гитара.

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ЗВУЧАНИЕ ГИТАРЫ)

Вы большие молодцы, помните название и манеру исполнения на каждом музыкальном инструменте, который мы с вами проходили. Пришло время познакомиться с таким музыкальным инструментом как треугольник (СЛАЙД И РАССКАЗ О ТРЕУГОЛЬНИКЕ) Послушаете звучание этого инструмента.

Ребята, вы так хорошо позанимались, давайте вспомним какие музыкальные инструменты вы знаете. (ЕСЛИ ЗАТРУДНЯЮТСЯ ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ИНСТРУМЕНТАМИ).

А сейчас мы с вами отдохнем встанем из за парт и немного подвигаемся.

Физминутка.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени)
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика («Нюхаем цветочек».) гимнастика для мимики лица(краткая распевка).

Вопрос. Ребята, какую песню мы с вами учили на прошлом уроке?

Ответ. «Два весёлых гуся».

Давайте вспомним первый куплет песни и споём.

Дети исполняют первый куплет песни «Два весёлых гуся»

Разучивание.

Разучивание 2 куплета песни, работа с текстом.

Итог урока:

Ребята, наше путешествие в мир музыки, добра и красоты подошло к концу. Давайте вместе с вами скажем тему нашего урока.

Тема нашего урока: Знакомство с музыкальными инструментами.

Цель урока: продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

Скажите, какие музыкальные инструменты вы знаете?

Как мы играем на фортепиано? Скрипке? Гитаре? Треугольнике?

Кроме слушания на уроке, чем ещё занимались? (Пели, играли на музыкальных инструментах, отгадывали загадки.)

Ребята, пришло время вернуться к нашим цветам, они помогут узнать ваше настроение в конце урока. Поднимите цветок, который соответствует вашему настроению.

А сейчас подчитайте сколько нот вы получили за урок (выставление оценок).

Цель занятия:

Дидактический материал: Изображения рояля и клавесина, портреты композиторов (И.С.Бах, Ф.Шопен), аудио (видео) записи произведений.

Методические рекомендации: Занятие может проводиться как в первой, так и во второй половине дня. Время проведения занятия 20 минут. Основной метод для достижения цели занятия – словесный, т.е. беседа с детьми. Не менее важен практический метод: демонстрация иллюстраций (слайдов, видеозаписей), наглядное исследование инструмента (пианино), прослушивание произведений, передача впечатлений в танцевальной импровизации. Для закрепления материала необходима итоговая беседа с детьми и краткое повторение пройденного на последующих 2-3 занятиях.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим о семье инструментов, один из которых вы хорошо знаете.

Как называется инструмент, на котором я играю?
(Ответ детей).

Музыкальный руководитель: Правильно, этот инструмент называется пианино.

А знаете ли вы, что у пианино есть старший брат? Этого брата зовут рояль, что в переводе с французского означает «королевский». Посмотрите внимательно. Чем похожи эти братья-инструменты?

Педагог показывает изображения пианино и рояля. Дети старшего возраста самостоятельно ищут сходство. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель : И у пианино, и у рояля есть клавиши, на которые нажимает музыкант. Посмотрите: белые клавиши идут подряд, черные чередуются: две-три-пропуск, две-три-пропуск. Все эти клавиши составляют клавиатуру. Давайте посмотрим, какие клавиатуры у пианино и рояля. Совершенно верно, они одинаковые.

И у пианино, и у рояля есть педали, на которые пианист нажимает ногами. Давайте послушаем, для чего нужны педали.

Наглядная демонстрация.

Правая педаль удлиняет звук. Даже если нажать клавишу и убрать руку, инструмент будет звучать. Давайте послушаем, что происходит со звуком, когда мы нажимаем левую педаль. Правильно, звучание инструмента становится тише.

Чем же отличаются пианино и рояль? Рояль-это большой инструмент, у него мощный звук и поэтому на рояле играют в концертных залах, таких, например, как филармония и капелла.Пианино меньше размером, звучит оно не так ярко, но зато его можно поставить в квартире.

Как же появляется звук у рояля и пианино? Пианист нажимает на клавишу. Клавиша соединяется с молоточком, который бьет по струне. Внутри инструмента закреплено множество струн. Они разной длины и толщены. У самых низких звуков самые толстые струны. Чем выше звук, тем тоньше струна. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети вместе с педагогом рассматривают устройство пианино.

Музыкальный руководитель: А теперь я вам покажу еще один инструмент.

Педагог показывает изображение клавесина.

Это дедушка рояля – клавесин. Посмотрите, как они похожи. Посмотрим, чем же они отличаются?

Педагог показывает картинку с инструментом. Дети старшего возраста ищут сходство самостоятельно. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель: У клавесина две клавиатуры. Он очень красиво украшен, нет педалей и размер клавесина намного меньше, чем рояля. Как вы думаете, зачем понадобилось придумывать рояль, если у музыкантов уже был такой красивый инструмент, как клавесин?
(Ответ детей старшего возраста).

Музыкальный руководитель: Клавесин замечательный инструмент. Множество красивых произведений написано для него. Но есть у него одна особенность: его громкость всегда одинакова. Послушайте: на пианино я могу сыграть тихо, могу очень громко.

Наглядная демонстрация.

Поэтому пианино и рояль называют фортепиано («форте» — громко, «пиано» — тихо). А на клавесине, как бы я ни старалась, громкость звука будет одинаковой.

Педагог показывает портрет И.С.Баха

Это был очень серьезный композитор, и сочинял он очень серьезную музыку. Мы послушаем Прелюдию. Это скорее пьеса-упражнение. Бах написал ее для своих детей, когда они учились играть на инструменте. Садитесь поудобнее, сейчас вы услышите голос дедушки-клавесина.

Звучит Прелюдия до-мажор. ХТК 1 том

Музыкальный руководитель:Вам понравился клавесин? А теперь давайте послушаем произведение, которое исполняется на рояле. Эту пьесу сочинил польский композитор Фредерик Шопен.

Педагог показывает портрет Ф.шопена

Этот композитор написал великое множество красивых произведений для фортепиано. Он и сам был виртуозным пианистом. Мы будем слушать ноктюрн. «Ноктюрн» в переводе обозначает «ночной». Представьте себе: лето, тихая ночь, окно распахнуто в сад. В кресле сидит Шопен.Он думает о чем-то и в голове его звучит эта музыка. Устраивайтесь поудобнее и послушайте, о чем рассказывает нам Ноктюрн.

Звучит Ноктюрн №1, опус 9

Музыкальный руководитель: Вам понравился голос рояля? А ноктюрн? А теперь расскажите мне, какое настроение было у Шопена, когда он сочинял этот Ноктюрн?(Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, с какими инструментами мы сегодня познакомились? Как называются пианино и рояль? Почему? Чем они отличаются от клавесина? Произведения каких композиторов мы слушали?
(Ответы детей).

Музыкальный руководитель : Теперь я хочу предложить вам танцевальную импровизацию на музыку Шопена. Внимательно слушайте музыку, и постарайтесь движениями передать настроение и характер пьесы.

Танцевальная импровизация. Ноктюрн №2, опус 9.

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для использования музыкальными руководителями детских садов, педагогов ДМШ и дополнительного образования, для семейного просмотра.

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку.

Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?

К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. Я решила использовать сказку в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Предлагаемые видеоролики являются авторскими. Продолжительность роликов небольшая, от 2 до 3,5 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать внимание и не утомляет.

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров.

Задачи:

  • развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
  • учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра;
  • дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.

Ресурсы: Мультимедийная система или телевизор с DVD-плеером; печатные дидактические пособия, раскраски (по количеству детей); набор детских музыкальных инструментов К. Орфа, музыкальные игрушки.

Тематический план

  • Октябрь - знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, аккордеон).
  • Ноябрь - знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано).
  • Декабрь - знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, виолончель, контрабас).
  • Январь - знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан).
  • Февраль - знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба).
  • Март - знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, балалайка).
  • Апрель - знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот).
  • Май - повтор и закрепление пройденного материала.

Примерная структура занятия:

  1. Музыкальное приветствие
  2. Просмотр видеоролика
  3. Ответы на вопросы
  4. Творческое задание, дидактическая игра
  5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

Рекомендуемый дидактический материал и творческие задания: Авторские видеоролики (7 частей), видео-сюжеты выступлений симфонического и народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»); разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Вконтакте

Одноклассники

Комментарии (19 )

17.04.2011 в 12:40

Оксана Анатольевна, добрый день! Презентация, конечно, СУПЕР!!! Вы - Умница!!! Иметь в детском саду такого творческого, музыкального руководителя просто счастье! Но на мой взгляд и вкус, я бы поменяла цвет шрифта. Черный цвет - цвет траура, печали, а у Вас там такая красота!!! Он как-то не вписывается в такие красочные видеоролики. Но это мое мнение!!! Спасибо огромное за работу, она просто - Чудо!!! С большим удовольствием поставила бы Вам 100 баллов.
Желаю Вам творческого вдохновения, удачи на конкурсе!
С уважением Ирина Николаевна

17.04.2011 в 14:12

17.04.2011 в 21:00

Ирина Николаевна, да я сама так захотела. У меня ведь одна работа участвует в конкурсе, этого достаточно. Публикация моей работы - это уже очень хорошо, спасибо огромное Елене Вячеславовне! Несмотря на большую занятость она опубликовала мою внеконкурсную работу очень быстро. Еще раз спасибо!

21.04.2011 в 08:34

Стоящая, грамотная, практически значимая работа! Знаю на собственном опыте, дети плохо воспринимают такой "витиеватый" шрифт, особенно, если большинство из них только учатся читать. Нет предела совершенству, удачи автору и новых творческих идей! С уважением...

21.04.2011 в 10:18

Анна Николаевна, спасибо! Мне стоило дать рекомендации по прочтению текста в аннотации, чтобы не было разночтений. Текст предназначается для выразительного прочтения педагогом, это подсказка только для него. Так как текст меняется четко под музыку, дети в любом случае не успеют его прочесть. Старший дошкольный возраст наступает с 5 лет, мои пятилетки (старшая группа) смотрели с удовольствием, а я читала и давала по ходу просмотра краткие комментарии. Для того, чтобы использовать ролик в младших классах школы, вы правы, можно поменять шрифт. Спасибо!

28.04.2011 в 15:16

Людмила Алексеевна, спасибо за Ваш комментарий. Я всегда стараюсь адекватно реагировать на критику, но мне не совсем понятно, что Вы имели ввиду (цитирую) - текст очень сложен для детей этого возраста. Сложен для прочтения или для понимания? Поясните, пожалуйста. Если для прочтения - я пояснила выше в своем посте, что текст предназначается для прочтения педагогом, если для понимания.... Сергей Юрьевич Волков написал свою книгу стихов "Детям о музыке" специально для малышей. Она иллюстрирована рисунками Вячеслава Михайловича Котеночкина. Мне захотелось сделать что-то свое, в музыкальном формате. Никто в комментариях, к сожалению, не сказал о той роли музыки, которая отводится этим роликам - ведь здесь не только визуальное знакомство с инструментами, но и слуховое! Я очень счастлива, что мои ролики высоко оценил С. Волков, как поэт. Да, они не совершенны, но нет предела совершенству! Большое спасибо всем, кто оставил комментарий, свои пожелания! Я обязательно доработаю ролики, возможно озвучу. Если у кого-то возникают вопросы по скачиванию роликов с Ютюба, пишите! Рада буду помочь! Для меня главное, если моя работа не "ляжет на полку", а поможет детям познакомится с музыкальными инструментами в игровой форме. Спасибо!

30.04.2011 в 00:16

Оксана Анатольевна, здравствуйте. Мне очень нравятся все Ваши работы. Конкретно об этой: прекрасные ролики, великолепный подбор музыки, сюжетно, интерактивно. Сын-первоклассник в восторге, просматривает вместе со мной, просит скачать для нашего класса. Так что, с Вашего разрешения, хотелось бы воспользоваться Вашими материалами для знакомства детей с группами музыкальных инструментов, их видом и звучанием. А проблемы со скачиванием у меня, действительно, возникли. Прошу Вашей помощи. С уважением, Ирина Владимировна.

30.04.2011 в 08:02

Ирина Владимировна, очень рада, что ролики понравились не только Вам, но и Вашему сыну! С удовольствием попробую помочь.
1. Нажмите на значок You Tube на встроенном плеере ролика - перейдете на страничку, где он закачан.
2. В адресую строку браузера перед словом youtube впишите две буквы ss (эта ссылка стане выглядеть вот так: www.ssyoutube.com/watch?v=RcIlB3z1wb4&feature=player_embedded), затем нажмите enter.
3. Вы перешли на страничку, где можно его скачать - SaveFrom.net
4. Далее выберите формат, в котором хотите скачать ролики - FLV HQ, FLV или MP4. Я всегда выбираю формат mp4, т.к. остальные форматы очень портят качество картинки.
5. Начнется скачивание. Если Вы собираетесь смотреть видео на компьютере или записать его на диск - лучше после скачивания переформатировать его в любой другой видео формат, который поддерживает ваш плеер. Могу посоветовать Format Factory - бесплатный но многофункциональный медиа конвертер. Его можно найти для скачивания в свободном доступе в интернете.
Вот такие "заморочки из бочки"... скачать, переформатировать... но по другому с Ютюба не получится. Зато научившись однажды, он откроет перед Вами двери в мир удивительного видео!

12.05.2012 в 23:38

Оксана Анатольевна! Уверена, что цикл занятий будет интересен широкой аудитории. В первую очередь, специалистам-музыкантам. Познавательный, развивающий, увлекательный, готовый практический материал! Технически - это вершины в педагогике. Наконец, это прекрасный подарок детям. Хорошие находки: звучанию инструментов предшествуют звуки природы - это тонкая настройка слухового восприятия; инструменты звучат отдельно и в созвучии с другими; спокойный наезд, крупным планом на детали корпуса инструмента, позволяет хорошо рассмотреть его. Не стоит торопиться с озвучкой видео: не будет ли тогда звучать текст одновременно со звучанием инструмента? Можно прочитать стишки, а можно написать их на пригласительных билетах на концерт и выучить... Главное, чтобы дети прислушались к голосу инструмента, запомнили, а затем смогли выделить тембр его звучания в дуэте, квартете, наконец, оркестре. Ваш значимый и весьма интересный опыт, уже нашел свое применение? С уважением Наталья Павловна.

«Знакомство с музыкальными инструментами»

Конспект внеклассного мероприятия для детей подготовительной к школе группы

Актуальность Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок - сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.

Цель: познакомить с музыкальными инструментами, рассказать о методах и формах обучения детей игре на музыкальных инструментах.

Задачи: - воспитание любви к музыке;

Развитие музыкальных и творческих способностей;

Знакомство с музыкальными инструментами;

Формирование начала музыкальной культуры;

Приобщение детей к деятельности в области искусства;

Развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, вечерах развлечений, концертах.

Поэтому мы решили провести внеклассное мероприятие-экскурсия в музыкальную школу «Знакомство с музыкальными инструментами», которое проходило в период с сентября по декабрь 2012 года.

Наше внеклассное мероприятие состоит из двух этапов:

1 этап-занятие в детском саду «Знакомство с музыкальным инструментом-скрипкой». Приглашение музыкантов.

2 этап-экскурсия в музыкальную школу.

1 этап

Занятие «Знакомство с музыкальным инструментом - скрипкой»

Цель : Продолжать расширять знание детей о музыкальных инструментах. Дать новую информацию об уже известном им инструменте -скрипке. Познакомить с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре. Подробно ознакомить со строением скрипки.

В дидактической игре закрепить умение различать струнные инструменты по тембру - одному из средств музыкальной выразительности Расширять словарь детей музыкальными терминами.

Предварительная работа : договориться с преподавателем класса скрипки ДМШ и назначить день совместного занятия в детском саду; повторить с детьми названия знакомых струнных инструментов, закрепить умение на слух определять их тембр.

Словарная работа : соло, ансамбль, смычок, дека, эфа, гриф, струны.

Ход занятия

На занятие пригласить педагога ДМШ по классу скрипки Величкину Марину Александровну и ансамбль скрипачей под ее руководством.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем слушать необыкновенную музыку. Пожалуйста, будьте внимательны, потому что вам предстоит встреча с красотой.

Слушание пьесы К.В Глюка «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (переложение для скрипки) в записи.

Кто скажет, какой звучал инструмент? У этой музыки какое настроение?

Какие чувства она у вас вызвала? (Ответы.)

Правильно, звучала скрипка. Вот она, посмотрите! (Показ иллюстрации.) Обратите внимание, как она красива и изящна. Ребята, а вы бы хотели увидеть настоящую скрипку, как и чем на ней играют, и послушать, как она звучит? (Ответы.) Тогда, самое время пригласить учительницу музыкальной школы -Величкину Марину Александровну. Она сама прекрасно играет на скрипке и учит этому детей.

(входит Марина Александровна, приветствует детей и все с ней здороваются)

Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии мы поближе хотели бы познакомиться со скрипкой, и лучше, чем вы, о ней не расскажет никто. Наши дети с удовольствием послушают ваш увлекательный рассказ о скрипке.

(Слово предоставляется Марине Александровне. Ее рассказ сопровождается показом инструмента)

Марина Александровна: Посмотрите на скрипку, она действительно красива и изящна: у нее тонкая «талия», плавные закругления. Вот эта верхняя доска скрипки называется верхняя дека, постарайтесь запомнить это слово - дека. А эти отверстия на верхней деке называются эфы. Давайте повторим - эфы. К корпусу прикреплен гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка (Показ.) Смычок -это трость или древко, на который натянут конский волос. Давайте аккуратненько потрогаем и убедимся, что это настоящий конский волос.

(Дети изучают строение смычка поближе. Затем преподаватель снова продолжает свой рассказ).

Марина Александровна: Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, то звук быстро угаснет. Попробуйте-ка вспомнить струнные инструменты, на которых играют при помощи медиатора или пальцев.

(Дети перечисляют: гитара, мандолина, балалайка, арфа, гусли).

Марина Александровна: Молодцы, видите, как много струнных инструментов вы перечислили. А вот смычок помогает скрипке продлевать звук: его можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться. Вот посмотрите и послушайте (Показ.) Поэтому на скрипке хорошо исполнять певучие, плавные, непрерывающиеся мелодии. Не зря говорят, что скрипка поет. Тембр скрипки близок человеческому голосу. Поэтому, когда мы ее слышим, нам кажется, будто скрипка что-то рассказывает, а иногда даже плачет, как человек …

(Послушать фрагмент «Жалобы Эвридики» со стонущими, плачущими, тоскующими интонациями)

А сейчас я хочу вам исполнить маленькую пьеску, которая называется

(на усмотрение преподавателя).

Марина Александровна: Ее я буду играть одна. Такое исполнение называется соло. Итак, запомните, когда человек поет, играет на инструменте или танцует только один, называется как, ребята? (Соло.) Правильно! Послушайте, я вам сыграю соло.

Исполнение небольшой пьесы преподавателем.

Марина Александровна: А вы знаете, как называется, когда несколько музыкантов, танцоров или певцов исполняют вместе? (если дети не вспомнят, напомнить и повторить - ансамбль.) Правильно! Сегодня вместе со мной к вам пришли мои воспитанницы - ансамбль скрипачей. Давайте их пригласим и попросим нам что-нибудь сыграть.

Входят девочки из ансамбля скрипачей при ДМШ под рук.Величкиной М.А..

Марина Александровна: Сейчас ансамбль скрипачей исполнит для вас пьесу (на выбор преподавателя)

Воспитатель: Нам очень понравилось, правда, ребята? Когда наши дети пойдут в школу, они тоже могут записаться в музыкальную школу и научиться также красиво играть на скрипке. А пока мы понарошку возьмем свои скрипки в руки и пойдем на полянку к зайцам, которые очень любят плясать под скрипку. Вот эта половина детей у нас будут зайки, а вот эта половина - музыканты, который умеют играть и на скрипке, и на балалайке, и на барабане. Посмотрим, под какой же инструмент больше всего нравится плясать зайкам.

Инсценирование песни «Веселый музыкант» (сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко)

Воспитатель: Итак, ребята, про какой инструмент мы сегодня с вами говорили? А вам понравилось звучание скрипки? Хорошо ли вы запомнили его звук? И не перепутаете с другим инструментом? (ответы детей)

Это можно проверить в игре «Узнай, что звучит». Поиграем? За ширмой спрятались музыкальные инструменты и просят вас узнать их по звучанию. Сумеем? Тогда слушайте внимательно, какой инструмент сейчас звучит.

Дидактическая игра «Узнай инструмент по тембру».

Марина Александровна: Дорогие ребята! Мне понравилось, что вы очень любите музыку и много о ней знаете. Спасибо вам за приглашение! Ждем вас в нашей школе, где можно попасть в волшебный мир музыки и узнать о ней еще больше!

Воспитатель: Давайте поблагодарим Марину Александровну и ее ансамбль скрипачей за интересный и увлекательный рассказ и прекрасное исполнение пьес!

(дети благодарят и прощаются.)

На этом наше занятие окончено!

2 этап.

«Экскурсия в музыкальную школу»

7 декабря была организована экскурсия в музыкальную школу №33. Преподавателями ДМШ подготовлена встреча с нашими дошкольниками и проведена интерактивная беседа педагогов и учащихся музыкальной школы. Воспитанники активно участвовали в беседе о музыкальных инструментах, о многообразии музыкальных жанров, исполняли предложенные педагогами музыкальной школы небольшие вокальные произведения. Неподдельный интерес у детей вызвали музыкальные инструменты - рояль, флейта, аккордеон, скрипка. Учащиеся музыкальной школы представили небольшой концерт классических произведений. Дошкольники слушали с большим интересом. По окончании концерта преподаватели музыкальной школы дали детям возможность поиграть на музыкальных инструментах.

Заключение.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.