Музыкальный размер 6 8 пример. Знакомьтесь: нотный стан




В то время как профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать либо играть каждую ноту. Также важно знать, что такое тактовый размер. В данной статье описаны стандартные принципы чтения музыки с использованием тактового размера 4/4.

Шаги

Часть 1

Счет ритма

    Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.

    Изучите базовую музыкальную нотацию. Названия нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт, половинные ноты - полтакта.

    • Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
    • Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
    • Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
    • Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
  1. Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.

    • Каждый полный цикл счета 1-2-3-4 равняется одному такту.
  2. Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.

    • Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
    • Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
  3. Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хотя вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте союз «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.

  4. Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50 %.

    • Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
    • Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же - 1 1/2 доли.
  5. Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Исполнять их довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произносите слоги - это поможет вам освоить триоли.

    • Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
    • Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
  6. Делайте по-своему. Фермата - музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.

    • Если вы состоите в ансамбле, тогда длительность ноты определяется дирижером.
    • Если вы выступаете сольно, заранее определите наиболее подходящую длину.
    • Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.

    Часть 2

    Изучите тактовый размер
    1. Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключом», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.

      • В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.

Размер. Виды размера

Каким может быть размер музыкального произведения? Как разнообразить «пульс» музыки?
Данный раздел содержит информацию о видах музыкального размера.
Напомним: музыкальным размером (см.словарь) называют количество долей определенной длительности, образующих такт.


Простые размеры.

Состоят из простого, неделимого числа долей. Бывают двухдольными и трёхдольными.
Рассмотрим каждый вид простого размера по отдельности.

Двухдольный простой размер.
Размер, при котором сильные доли равномерно повторяются через одну слабую долю, называют двухдольным. Т.е. сильная доля, затем слабая доля, снова сильная, слабая и т.д. Примеры двухдольных размеро: 2/2, 2/4, 2/8.
Размер 2/2 имеет собственное название: alla breve (читается: aлла брeве), а также собственное обозначение: .
Обратите внимание, что один такт при таком размере содержит две доли: первая доля является сильной, вторая - слабой.

Трёхдольный простой размер.
Размер, в котором сильные доли равномерно повторяются через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
Обратите внимание, что один такт содержит три доли: первая доля является сильной, вторая и третья - слабыми.

Группировка длительностей.
В простых размерах длительности основных долей должны быть отделены друг от друга:

Рисунок 1. Группировка длительностей

Есть исключения, например: если такт содержит ноты одной и той же длительности, то их можно сгруппировать; размер 3/8 допускает слияние основных долей.

Сложные размеры.


Сложные размеры получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
- Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
- Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
- Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
- Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
Количество сильных долей в сложном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав.

Относительно сильные доли.
Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее акцентов остальных долей, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные сильные доли - относительно сильными долями .



Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли

На рисунке мы видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых размеров 2/4. Знаками акцента «>» обозначены ноты, которые соответствуют сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля - она первая в такте, а синим - относительно сильная доля.
Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну четверть, то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности в одну четверть, чтобы обозначить долю.
Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены равномерно.

Группировка.
При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно:
- указать одну ноту длительностью в такт;
- указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой.

Смешанные размеры.

Смешанные размеры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных размеров. Например, размер 5/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как 3/4 и 2/4.

Наиболее распространенные смешанные размеры:
- Пятидольные размеры: 5/4, 5/8.
- Семидольные размеры: 7/4, 7/8.
Количество сильных долей в смешанном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав. Вернёмся к примеру с размером 5/4: поскольку он образован за счёт слияния двух простых размеров, то и имеет две сильные доли.

В первом случае, когда размер 5/4 образован за счёт слияния размеров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля размера 2/4) и третья (сильная доля размера 3/4). Посмотрите на Рисунок 1, всё станет ясно:


Рисунок 1. Смешанные размеры


Сильные доли на рисунке обозначены символом «>» (акцент). Также на рисунке показаны размеры 2/4 и 3/4, из которых мы получили 5/4.
Если же мы изменим порядок следования простых размеров, т.е. сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с третьей на четвёртую (см. Рисунок 2):

Рисунок 2. Смешанные размеры

Из примеров видно как важен порядок следования простых размеров в сложном: именно он определяет расположение сильных долей. Также ясно, что сильные доли расположены не равномерно.

Свойства смешанных размеров.
В связи с неоднородностью простых размеров, составляющих сложный размер, наблюдается следующее:
- важен порядок простых размеров, составляющих смешанный размер. Именно этим порядком задаётся чередование сильных и относительно сильных долей (заметим, что бывают случаи изменения порядка простых размеров в сложном на протяжении одного и того же произведения);
- чередование сильных и относительно сильных долей в смешанном размере неравномерное.


Обозначение смешанного размера.
Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:

Рисунок 3. Пример обозначения смешанных размеров

Группировка.
Группируются ноты в смешанном размере также, как и в сложном размере. Из-за разнородности простых размеров, ритмические группы неравномерны.

Переменные размеры


ЁВ музыке бывает так, что размер меняется в пределах одного произведения. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер. Сразу рассмотрим пример, из которого станет всё ясно:


Рисунок 1. Переменные размеры


Изначально размер произведения установлен в 3/4. Начиная с 3-го такта, размер меняется на 5/4. А в 6-м такте размер возвращается к исходному (3/4). Это произведение имеет переменный размер.
В качестве повторения, обратите внимание: произведение имеет репризы, триоли, диезы. В предпоследнем такте над закрывающимся знаком репризы написано «3х» - это обязывает сыграть данный отрывок 3 раза, а не 2, как обычно.

Итоги.
Вы взяли на заметку, что размер может быть простым, сложным, смешанным. По ходу произведения размер может меняться. Это называется переменным размером. Также вы узнали больше о группировке нот и акцентах.

Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.

Что такое музыкальный метр?

Метр в музыке (определение, термин) - это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.

Единица и выражение музыкального метра.

Музыкальный метр выражается - размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения - являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.

P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.

Что такое доля и какие бывают доли в музыке?

Музыкальная доля - единица измерения музыкального метра. Доли бывают:

  • Сильные.
  • Относительно сильные.
  • Слабые.

Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.

Однако, запомните: сильная доля и акцент - это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.

Метрический акцент - это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).

Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.

Средние черточки будут началом слабой доли, а большие - началом сильной доли.

По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.

Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.

Что такое музыкальный размер?

Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие - размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:

Музыкальный размер - «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.

Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна . Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.

На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.

Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер - 4/4 (четыре четверти).

Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.

Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:

  1. Простые.
  2. Сложные.

Простые размеры (метры) в музыке.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

  • Двухдольный метр - музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным метрам относятся следующие размеры: «2/2», «2/4», «2/8» и т.д.
  • Трёхдольный метр - музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). К трехдольным относятся следующие размеры: «3/2», «3/4», «3/8» и т.д.

Сложные размеры (метры) в музыке.

Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр - музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра - так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.

Какими бывают сложные размеры?

Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:

  • четырёхдольные - «4/2», «4/4» и т.д.
  • пятидольные - «5/4», «5/8» и т.д.
  • шестидольные - «6/4», «6/8» и т.д.
  • семидольные - «7/4», «7/8» и т.д.
  • восьмидольные - «8/4», «8/8» и т.д.
  • девятидольные - «9/4», «9/8» и т.д.
  • и другие.

Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.

Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?

Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:

  1. Вариант: «3/4» + «2/4» - в этом случае акцент будет на первую и четвертую долю такта.
  2. Вариант: «2/4» + «3/4» - в этом случае акцент будет на первую и третью долю такта.

Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.

Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)

Что такое переменный размер?

Ещё одна разновидность размера - это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.

Что такое неравнодольный метр (размер)?

Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример - болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)

Как определить музыкальный размер?

Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.

На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.

Размеры основных танцев (кто какие танцы еще вспомнит пишите в комментариях):

  • Самба - «2/4».
  • Полька - «2/4».
  • Ча-ча-ча - «4/4».
  • Румба - «4/4».
  • Пасодобль - «2/4».
  • Джайв - «4/4».
  • Фокстрот - «4/4».
  • Квикстеп - «4/4».
  • Танго - «2/4».
  • Галоп - «2/4».
  • Вальс - «3/4» (три четверти).

Какие можно встретить обозначения размера на нотном стане?

  • с - сокращённое обозначение и эквивалент музыкального размера 4/4.
  • ¢ - alla breve (алла бреве) - сокращённое обозначение и эквивалент размера 2/2.

В данной статье просто и доступно изложена основная информация о таких, необходимых каждому гитаристу, основах музыкальной грамоты, как ноты и длительности нот , такты и размеры в музыке , музыкальный ритм и темп , сильные и слабые доли музыкального такта , синкопа и затакт .

Ноты в музыке. Длительности нот

Фактически, каждая нота является отдельным звуком, который вы получите, прижав струну гитары к грифу и ударив по ней медиатором или пальцем ( , подробнее о том, ). Сравнивая музыкальное произведение с рассказом, можно сравнить ноты с буквами, из которых он состоит. Из определенной последовательности нот состоят гаммы, в частности мегапопулярная , и . Ноты имеют свою длительность – протяженность звучания во времени. В данный момент развития цивилизации основными длительностями нот, известными человечеству являются: целая нота, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая нота. Также, но нечасто, встречаются тридцать вторые и шестьдесят четвертые ноты.

Длительность нот считается так:



Представьте себе яблоко. В первозданном виде оно является целой нотой. Разрезав его на две равные части получаем две половинные ноты, разрезав каждую из половинок – четыре четвертных. В свою очередь половинки четвертных нот являются восьмыми, а половинки восьмых – шестнадцатыми. То же самое касается и музыкальных пауз – перерывов в звучании. Изобразим это графически.



Главное, что вам следует усвоить – две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых и шестнадцать шестнадцатых нот имеют такую же длительность звучания, как и одна целая нота.

Ноты с точкой. Залигованные ноты

Даже, если вы еще не встречали подобные варианты записи длительности нот, без них вам не обойтись, тем более, что ничего сложного в них нет.



Нота с точкой продолжает длительность на половину от ее изначального звучания.



Залигованные ноты требуют от вас просто склеить их общую длительность. Между прочим именно «лигами» в нотной записи обозначаются такие приемы игры на гитаре, как .

Такты и размеры в музыке

Всякое музыкальное произведение состоит из тактов, разделенных вертикальными линиями.



Представьте себе лестницу в подъезде. Каждый пролет ее считаем тактом, каждую ступеньку – нотой или аккордом. Собственно размером, принято считать количество ступенек в каждом пролете. Довольно просто, не так ли? Будучи основой музыкального ритма, размер содержит одинаковое количество нот-ступенек определенной длительности в каждом такте-пролете. Обычно, музыкальный размер указывается в начале произведения.



Размер 4/4 (четыре четверти) является самым простым и, одновременно, самым популярным во всех направлениях музыки. Две четверки означают, что длительность каждого такта равна длительности звучания четырех четвертных нот. Как отсчитывать ритм, спросите вы? Ровными ударами в темпе конкретного музыкального произведения. В данном случае по четыре удара, например ногой по полу, на каждый такт. Далее мы рассмотрим отсчет ритма подробнее.

Ритм и темп в музыке. Определяем и держим ритм

Во-первых, не путайте ритм с темпом. Ритм, заданный размером означает количество ударов на один такт, темп же регулирует их скорость. Самый простой способ обучиться держать ритм заключается в использовании метронома. Это устройство стоит недорого, и будет служить вам верой и правдой. Также вы можете начать пользоваться прямо сейчас на нашем сайте, самостоятельно задавая необходимый размер и темп.

Сильные и слабые доли в музыке

Каждый отдельный такт, состоящий из нот, делится на доли. Вспомните счет длительности нот: 1 и, 2 и, 3 и, 4 и. Так вот, считая, подобным образом, такты мы с вами получим сильные доли на 1,2,3, а слабые – на «и». Собственно, метроном отсчитывает сильные доли.


Чтобы вы не путались, вся информация о долях указана в размере. Верхняя цифра, числитель, если так понятнее обозначает количество сильных долей, нижняя, знаменатель – их длительность. Также, в нотной записи, сильные доли зачастую обозначаются знаком «> » выше или ниже ноты.

Синкопа и затакт в музыке

Синкопой, а в простонародье – смещением называют перенос ударения с сильной доли на слабую. Правильно используя синкопы, вы можете придать вашей музыке интересное и необычное звучание, что особенно характерно для метал- и джаз-музыки.


Pantera - Cowboys From Hell


Затакт в музыке подразумевает пропуск сильной доли и вступление вокала или же любого из инструментов группы на слабую долю такта.


Подведем некоторые итоги:


1. Ноты и паузы образуют музыкальные такты, из которых в свою очередь состоит каждое музыкальное произведение. Виды нот и пауз по длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые.


2. Ритм песни определяется размером, а скорость исполнения темпом.


3. Самым простым и популярным размером в современной музыке является размер 4/4 (четыре четверти).


4. Количество и длительность сильных долей музыкального такта определяется размером. Сильная доля отсчитывается ударом ноги или метронома и совпадает с ритмом произведения. Использование слабых долей такта означает синкопирование или затакт.


До новых встреч, друзья!

Здравствуйте уважаемые читатели блога . Сегодня мы начинаем второй этап подготовки к игре на . Сейчас я хочу рассказать вам о такте и его размере.

Что такое такт, размер такта и длительности нот?

Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.

Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.

Длительности нот

Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.

Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.

Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:

Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как

1-и-2-и-3-и-4-и

То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.

Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:

Раз два три

Первая доля сильная, вторая и третья слабые.

******Задание*******

Определить размеры тактов:

Темп

Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.

Примерами таких «подсказок» композиторов могут служить обозначения динамики и использование терминов «rit» и «rall». Общая же скорость, с которой должно исполняться музыкальное произведение (его темп), и описание его характера в целом обычно указываются на партитуре с помощью определенных итальянских терминов.

Вот наиболее часто встречаемые из них:

Presto (Престо) - быстро
Allegro (Аллегро) - бодро, или весело
Vivace (Виваче) -живо, оживленно
Andante (Анданте) - свободно, легко, плавно
Moderato (Модерато) -умеренно, подобно анданте
Lagro (Ларго) - медленно, широко, величаво
Adagio(Адажио) -тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
Lento (Ленто) - медленно
Grave (Граве) - медленно и торжественно

Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:

Adagissimo (Адажиссимо) - чрезвычайно медленно
Prestissimo (Престиссимо) - очень быстро
Allegretto (Аллегретто) - довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
Larghetto (Ларгетто) - медленно, но не настолько, как ларго.

С изобретением метронома (Мельцелем, современником Бетховена) темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту.
Например, 60 (60 четвертных нот в минуту) соответствует темпу с одним счетом в секунду: Этот вид указания темпа называется метрономным значком и иногда записывается так: ММ = 60. ММ - это сокращение от «Метроном Мельцеля».