Что такое мозаика определение по истории 6. Кaкиe сущeствуют виды мозаики? Возникновение данного вида искусства и истории его развития




Материалы изготовления мозаики очень разнообразны, мозаику изготавливают из стекла, смальты, камня, керамогранита, керамической плитки и даже металла.

Стеклянная мозаика

Одним из древнейших отделочных материалов является стеклянная мозаика . В древние времена этот материал могли позволить себе только самые обеспеченные представители общества, они украшали живописными панно из кусочков цветного стекла свои дворцы, храмы, фонтаны.

Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. В результате переплава кварцевого песка, полевого шпата, соды с оксидами металлов при температуре 1400°С - 1600°С получается однородная масса, которую формуют литьевой штамповкой при температуре 1000°С. Технология изготовления стеклянной мозаики такова, что она становится намного прочнее стекла, хотя химический состав абсолютно одинаковый. Это происходит по двум причинам: первая – после разлития стекломассы по формам ее подвергают высокотемпературному обжигу до 800ºС, вторая причина – минимальный размер модуля – 2*2 см. Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную мозаику подвергают отжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры, с постоянной скоростью двигаясь по конвейеру. Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях: от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров и орнаментов.

Сейчас, ввиду удешевления производства, стекло – это самый доступный облицовочный материал из всех видов мозаики. Именно стекло имеет самое большое количество преимуществ перед другими материалами:

  • высокая прочность;
  • устойчивость к химическому воздействию - не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот, которые содержатся в большинстве моющих средств;
  • нулевое водопоглощение, поэтому эту мозаику можно применять в помещениях с любой влажностью и чашах бассейнов;
  • водонепроницаемость;
  • устойчивость к перепадам температур (от +15ºС до +145 ºС), что позволяет использовать мозаику для облицовки камина снаружи (но не изнутри, где температура может быть намного выше);
  • отличная жаропрочность;
  • морозоустойчивость (способность выдерживать не менее 100 циклов перехода от минусовых температур (-30 ºС) к плюсовым без потери качества), следовательно, мозаика пригодна для облицовки открытых замерзающих бассейнов, в которых на зиму оставляют воду, и внешних стен;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению - цвета изделия не выгорают под длительным воздействием света с ультрафиолетовой составляющей.

В связи с тем, что мозаика, как правило, применяется во влажных помещениях, не последнюю роль среди ее характеристик играет коэффициент трения, который характеризуется сопротивлением скольжению. Это означает, что человек сможет удержаться даже на влажной наклонной плоскости, облицованной мозаикой. К тому же межплиточные швы создают дополнительное трение. На длину ступни взрослого человека (около 25 см) приходится минимум 10 швов в случае использования двухсантиметровой мозаики. Таким образом, если необходимо выложить душевой поддон обычной стеклянной мозаикой, он получится нескользким. К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся также широкий выбор цветов и неограниченное число их комбинаций. Стеклянную мозаику можно условно разделить на:

Однородная стеклянная мозаика

Под однородной мозаикой из стекла подразумевается однородное цветное стекло без разводов.
Мозаика из такого материала может быть глянцевая – блестящая и отлично отражающая свет, с натуральным блеском и матовая, похожая на бутылочное стекло, облагороженное морем.

Мозаика из смальты

Смальта - цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальта образуется в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. Соотношение кварца и красителей - не менее 30-70%. Смальтовая мозаика отличается от обычной стеклянной мозаики особой прочностью. В состав смальты входят соли калия и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Смальтированная мозаика отличается эффектом внутреннего свечения и неоднородности, так называемой рукотворности, сложно найти два одинаковых фрагмента на одном листе. Каждый кубик смальты немного отличается от другого оттенком - из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Современные технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты. Смальтовую мозаику легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют белых включений. Производство смальтированной мозаики достаточно трудоемкое (длительный цикл производства), поэтому и стоит она на порядок дороже стеклянной. Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает еѐ пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой. Она отлично подходит для облицовки пола в помещениях с интенсивным движением: лестниц и лестничных площадок, холлов и коридоров. Смальта водостойка, морозо- и жароустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам и царапинам. Поэтому смальта одинаково хороша для стен и пола, для ванной комнаты, бассейна и гостиной.
Смальта - атрибут дорогих интерьеров, королевских дворцов и знаменитых соборов. Из нее изготавливают мозаичные панно, репродукции картин и даже «ковры». Подобные произведения набирают вручную, что и объясняет довольно высокую цену мозаики из смальты.

Мозаика с добавками (авантюрин, иридий)

Авантюрин – полудрагоценный камень с мерцающими точечными вкраплениями, получил свое современное название от итальянского слова aventurine - счастливый случай. Авантюрин добавляют в однородную стеклянную массу, которую затем формуют. Получившаяся в результате мозаика отличается от матовой глубиной цвета и красочными прожилками с загадочным мерцанием. Фактически поделочный авантюрин - это минерал, тонкозернистый кварц SiO2, отличающийся из-за присутствия меди красноватым, даже красно-бурым цветом с мерцающим отливом. Процесс производства мозаики с авантюрином очень сложен и даже при точнейшем соблюдении всех условий иногда не приносит желаемого результата, именно в изготовлении этой мозаики очень велик процент отбраковки – 30%, этим и объясняется ее достаточно высокая цена. Ингредиенты для создания авантюрина помещают в большие баки, которые в течение пяти дней находятся в печах до полного расплавления сырья. В нужный момент в массу добавляют оксид меди и обжигают еще 12 часов, далее печи выключают, и сырье остается там на 10 дней до полного остывания и затвердения. Если все прошло удачно, готовый авантюрин в виде застывшей смолы растирают в порошок, вручную вмешивают в стеклянную массу и расплавляют. Готовый состав разливают по формам.

Иридий - металл серебристо-белого цвета, в природе встречается крайне редко и относится к благородным металлам так же, как золото и платина. Иридий, что в переводе с греческого означает «радужный», получил свое название благодаря разнообразной окраске его солей. Эту окраску еще можно сравнить с «эффектом перламутра», разница заключается в том, что перламутр дает свечение определенной гаммы, например, сине-зеленое или розово-золотое, а иридий играет всеми цветами радуги одновременно и под разными углами кажется разных оттенков. Мозаика с иридием имеет стандартную толщину стеклянной мозаики – 4 мм, поэтому она легко сочетается с обычной стеклянной мозаикой, но для облицовки одного помещения не рекомендуется использовать два и более цветов в одной цветовой гамме.

Некоторые производители выпускают коллекции с «эффектом перламутра» - переливы цвета на гладкой поверхности. Перламутр также добавляют в однородную стеклянную массу. При производстве такой переливающейся мозаики используются кадмий и селен, которые тоже являются ценными минералами и имеют хорошие эксплуатационные характеристики. Например, кадмий устойчив к воздействию щелочи, благодаря чему мозаику можно мыть с использованием моющих средств без ущерба для ее блеска. При изготовлении мозаики стекло, кадмий и селен расплавляют при высокой температуре, в результате чего получают максимально прочную мозаику с необычными декоративными свойствами. Но стоит отметить, что не рекомендуется использовать подобную мозаику для отделки наружных лестниц или коммерческих помещений повышенной проходимости.

Отдельно стоит сказать несколько слов о зеркальной мозаике. По своим качествам она очень близка к стеклянной, но используется чаще всего для украшения стен. На полу зеркальной мозаикой облицовывают преимущественно небольшие участки, она используется как декоративный элемент.

Керамическая мозаика

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Керамический материал для плиток мозаики получают из смеси, содержащей каолин или глину. Также к этой смеси добавляются различные добавки в виде шамота, кварцевой муки и флюса, которые ускоряют спекание нерастворимых в воде материалов. Таким образом, керамическая мозаика представляет собой экологически чистый и безопасный материал. Поверхность мозаики покрывают глазурью, при этом может получиться как гладкая (полированная) поверхность, так и матовая (шероховатая), которая может содержать всевозможные «спецэффекты» - кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная такой мозаикой поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Мозаика может иметь множество форм: форму квадрата, прямоугольника, круга, форму гальки. Такое разнообразие форм позволяет дизайнерам воплощать в интерьере любую, даже самую необычную и смелую идею.

Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь.

Керамическая мозаика имеет ряд преимуществ:

  • Это высокопрочный материал. Правильно уложенное мозаичное панно, имеет предел прочности при сосредоточенной нагрузке, превышающий в 20 раз возможности железобетона или цемента.
  • Высокая огнестойкость и огнеупорность. Керамическая мозаика не горит и защищает от огня облицованную поверхность. Кроме того, при нагревании она не выделяет вредных веществ. Все это делает ее подходящим материалом для облицовки печей и каминов.
  • Водостойкость. Это свойство керамической мозаики позволяет применять ее в помещениях с повышенной влажностью или с постоянным контактом с водой.
  • Износостойкость. Поэтому керамическая мозаика применяется для облицовки полов и лестниц.
  • Керамическая мозаика не выгорает на солнце.
  • Устойчивость к агрессивным средам, химическим веществам.
  • Известно, что на керамической мозаике не могут долго существовать микробы.

Керамическая мозаика прекрасно сочетается со многими другими материалами для оформления. Особенно прекрасно смотрится с керамогранитом и керамической плиткой. Панно из керамической мозаики придаст великолепный вид любому помещению.

Каменная мозаика

Каменная мозаика изготавливается из самых различных пород камня, начиная с оникса, яшмы, туфа, аметиста, лазурита и заканчивая породами сланца, травертина, змеевика, малахита и т.д. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение каменной мозаики уникально. Камень можно оставить полированным, шлифованным, а можно «состарить» - тогда цвет будет более приглушѐнным, а края более гладкими. Выпускаются элементы самой разной формы - от круглой до неправильной. Это почти идеальный материал для отделки фасадов домов интерьеров офисов, магазинов, баров, ресторанов. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие форм, также позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (изготавливают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки). Часто применяется морская, речная, озерная галька, а также различные валуны. Натуральный камень всегда эксклюзивен, так как обладает энергетикой природы. Природный камень применяют при отделке стен и пола, изготовлении каминов, колонн, столешниц, рам для зеркал, ваз, подсвечников, орнаментов и скульптур, подоконников, карнизов, плинтусов, перил, журнальных столиков, барных стоек. Отличным дополнением к интерьеру может служить живописная мозаика из натурального камня, воплощающая сюжетные картины, пейзажи или натюрморты.

Мозаика из мрамора

Мрамор (лат. marmor, от греч. marmaros - блестящий камень, каменная глыба) - кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. В мраморе почти всегда содержатся примеси других минералов, а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность. Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пѐструю окраску. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки. Мозаика из мрамора может служить как для внутренней отделки помещений - пол, стены - создавая неповторимый уют плавными переливами теплых тонов полированного камня и лучше любых других деталей интерьера подчеркивая утонченный вкус хозяина, так и для отделки внешних стен, создавая уникальные фасадные конструкции и ярко выделяя дом или офис из череды серых будней. Использование мраморной мозаики всегда придает интерьеру нотку стабильности, постоянства, основательности. Широкий диапазон цветовых оттенков мрамора позволяет создавать разнообразные композиции, основанные на подборе близких по цвету и тону материалов.

Мозаика из искусственного камня

Искусственный камень – это уникальный материал на основе акриловых смол, выполненный из экологически чистых материалов. Его расцветка имитирует оригинальную структуру натуральных минералов. Искусственный камень – это надежный материал, который защищен от воздействия перепадов температур, влаги и ультрафиолета. Мозаика из акрилового камня представляет собой ритмичный рисунок, который одновременно похож и на поверхность каменной шкатулки, и на цветной витраж, и на сложный плетеный рисунок, словно сотканный из многих лоскутков. При производстве в искусственный камень добавляются частицы натуральных минералов, благодаря чему подобные материалы обладают поистине уникальной структурой, которая оригинальна для каждого элемента мозаики. Изделия из такого акрилового камня, в глубине которого играют солнечные переливы, сохраняют превосходный внешний вид на протяжении долгих лет.

Металлическая мозаика

Может быть стального либо золотистого цвета в зависимости от применяемого в производстве металла. Технология изготовления такой мозаики у разных производителей отличается. Чаще всего в качестве подложки используются не глиняные плиточки, а резиновые пластинки толщиной до 4 мм. Сверху к ним крепится металлический стальной слой. Благодаря эластичной резиновой подложке элементы металлической мозаики являются более гибкими, чем изготовленные из керамики или стекла, что значительно расширяет диапазон применения подобной мозаики для облицовки поверхностей сложной формы. Кроме стандартных, квадратных, предлагаются элементы другой формы с различными фактурными поверхностями. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы. Для декорирования ванных комнат, душевых и бассейнов выпускается специальная серия металлической мозаики, в которой используется нержавеющая сталь. Для придания поверхности элементов металлической мозаики различных оттенков на неё наносят бронзу или латунь, однако такую мозаику не рекомендуется класть на пол, так как она сильно подвержена истиранию.

Мозаика из драгоценных металлов

Золотая мозаика - бесспорный признак роскоши. Она состоит из золотой фольги 585-й пробы, заключѐнной между тонкими пластинками из специального стекла. Существуют коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Изготовление полностью ручное. Золотая мозаика изготавливается кустарным способом по древнейшей технологии. Производство начинается с традиционного выдувания сосудов из очень тонкого прозрачного стекла (толщиной 0,2-1 мм). Полученный таким образом большой «пузырь» называется soffione. Это стекло режется на квадратики размером примерно 10*10 см. Такие пластиночки золотой мозаики называются «cartelline». На тонкую пластинку золотой мозаики «cartellinе» укладывается металлический лист из желтого или белого золота. Лист - это тонкая фольга, полученная отбиванием металла вручную. На тонкую пластинку с фольгой выливается горячая масса из более толстого стекла. Таким образом, оба стеклянных слоя плотно соединяются и образуют золотой «блин». После этого золотые «блины» отправляются в обжиговую печь для закалки. Тонкое стеклышко может быть и цветным, толстая пластинка золотой мозаики может быть зеленой, синей или прозрачной (хрустальная основа). Поверхность золотой мозаики может быть гладкой или гофрированной. Резка на кубики золотой мозаики осуществляется вручную. Очевидно, что и цена такого материала немалая. Поэтому чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Золотую мозаику можно применять как для стен, так и для полов.


С каждым годом ассортимент отделочных материалов неуклонно расширяется, и покупателю становится все труднее сделать выбор в пользу одного из них. Многих наших читателей интересует мозаика - ее виды, техника монтажа, область применения и т. д. Сегодня мы постараемся ответить на все эти вопросы.

Мозаика в древности

Если кто-то считает, что этот элемент дизайна - современное изобретение, то он глубоко заблуждается. Очень древнее и широко используемое нашими предками искусство мозаика. Это в Древней Руси (X век) был способ оформления стен и полов в храмах, соборах, церквях.

Мозаика - это художественные произведения, изготовленные из мелких кусочков различных материалов - стекла, камня и т. д. Как появился термин «мозаика», остается тайной. По этому поводу существует множество версий. Одна из них - название связано со способом кладки, другая кажется более правдоподобной. Считается, что это слово перевели с латыни, и оно означает «посвященная музам».

Самыми ранними образцами использования мозаики считаются панно, относящиеся к IV веку до н. э., обнаруженные в Месопотамии.

Современные технологии

Любая мозаика - это составление узора из большого количества мелких деталей из разных материалов. Старинные и зачастую утраченные секреты этого искусства в настоящее время успешно заменяют новые промышленные технологии и укладки.

Сегодня существует великое множество фирм, специализирующихся на создании мозаичных композиций. Каждая из них предлагает собственные сюжеты и эскизы. Но если ни один из них не удовлетворил желания заказчика, то он может оформить заказ по своему эскизу. Важно знать, что художественная выразительность панно из мозаики достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием составляющих его материалов.

Стеклянная мозаика

На сегодняшний день это, наверное, самый распространенный материал. Если быть точным, то речь идет о венецианском стекле, из которого изготавливается жаростойкая, морозоустойчивая, ударопрочная и долговечная мозаика. Это очень популярный материал еще и за счет широкой цветовой гаммы. Для получения этого эффекта при производстве стекла в него добавляют самые различные элементы - кадмий, селен, бор и даже полудрагоценные минералы (авантюрин, перламутр).

Чаще всего наборные элементы стеклянной мозаики (модули или чипсы) изготавливают квадратной формы. Чем мельче эти детали, тем более подробной будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Стеклянная мозаика - это материал, который с успехом используется для облицовки полов и стен в любых закрытых помещениях - от ванных комнат и бассейнов до кухонь. Кроме того, она отлично смотрится в оформлении каминов и мебели.

Большой популярностью пользуется и смальтовая мозаика. Это разновидность стеклянного материала, но с добавлением солей калия, а не натрия, как в первом случае. Это позволяет получать очень насыщенный и стойкий цвет, абсолютно лишенный каких-либо белых вкраплений.

Такая мозаика выглядит очень достойно. Ее чипсы очень гладкие и приятные на ощупь. Она имеет более высокие технические характеристики, нежели недорогие образцы стеклянной мозаики. К примеру, устойчивость к абразивному износу позволяет использовать ее не только внутри здания, но и снаружи.

Керамическая мозаика

По внешнему виду керамические чипсы практически не отличаются от плитки, разве что размерами. Они могут иметь форму квадрата или прямоугольника. Цвета и оттенки достаточно разнообразны.

Данный вид мозаики может быть традиционно глазурованным, или содержать «спецэффекты» - мелкие трещинки на поверхности (кракелюры), вкрапления других цветов, имитацию неровностей. Неглазированная мозаика имеет пористую структуру, что влечет за собой соответствующие неприятности.

Керамическая мозаика идеально подходит для оформления самых разнообразных поверхностей, как внутри помещения, так и снаружи.

Каменная мозаика

В производстве этого вида мозаики используют различные виды камня, начиная с недорогого туфа и включая редкие породы яшмы, оникса, мрамора. Цвет такого материала неповторим, поэтому каждое изображение из этого материала уникально.

Приобретая мозаику из натурального камня, необходимо учитывать, что это относительно мягкий материал. Он исключает использование абразивных чистящих средств, жестких щеток. Исключение составляют лишь агломераты на основе кварца.

Нетрадиционные материалы

К ним, прежде всего, следует отнести керамогранит. Его очень часто используют при создании интерьеров. Этот материал прочнее, чем традиционная керамика, к тому же обходится значительно дешевле.

Metron - это мозаика из кусочков разноцветного стекла и авантюрина. Ее используют для изготовления столешниц, подоконников, плинтусов.

Металлическая керамика появилась недавно. Это штампованные колпачки, имеющие высоту не более 4 мм из листа нержавеющей стали, толщиной 0,5 мм. Их закрепляют на особой резиновой подложке, которая создает необходимую жесткость.

Листовая мозаика

Это мозаика из различных материалов, закрепленная на подложке. Листовая мозаика обладает всеми достоинствами кафельной плитки, но внешне выглядит иначе. Она закрепляется на сетчатой основе, поэтому ее легко резать, что, в свою очередь, позволяет очень легко обрабатывать самые труднодоступные участки.

Алмазная мозаика

Этот вид рукоделия родом с Востока. Постепенно он стал завоевывать почитателей по всему миру. И это не случайно, ведь произведения, созданные в этой технике, - это стильное и оригинальное украшение интерьера, великолепный подарок друзьям и близким. Итак, алмазная мозаика - что это такое?

На самом деле это интереснейший материал, из которого можно создать по-настоящему оригинальные и красивые элементы декора. В набор для алмазной мозаики входят:

  • схема-полотно, с условными обозначениями и клеевым слоем;
  • акриловые стразы, упакованные различные пакетики;
  • пинцет.

Работа по созданию картины или панно из алмазной мозаики не составляет большого труда, но потребует усидчивости и аккуратности. Достаточно аккуратно выкладывать стразы на клеевую основу рядами или в шахматном порядке. Кроме того что сверкающая картина станет прекрасным украшением интерьера вашего дома, она еще и порадует любителей рукоделия творческим процессом.

МОЗАИКА (франц. mosaїque, итал. mo-sai-co, от лат. musivum, букв. - по-свя-щён-ное му-зам) - вид мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си ; изо-бра-зи-тель-ные и ор-на-мен-таль-ные мо-за-ич-ные ком-по-зи-ции, со-став-лен-ные из не-боль-ших еди-но-об-раз-ных эле-мен-тов (так называемые тес-се-ры) как при-род-но-го (галь-ка, ра-ко-ви-ны, при-род-ный ка-мень), так и ис-кусственного (смаль-та, эма-ли) про-ис-хо-ж-де-ния, за-кре-п-лён-ных на грун-те.

Мозаикой ук-ра-ша-ют по-лы, по-тол-ки, сте-ны, ко-лон-ны , ре-же - пред-ме-ты де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства; ино-гда мозаика ис-поль-зо-ва-лась для стан-ко-вых про-из-ве-де-ний (мо-за-ич-ные ико-ны и портреты).

Древ-ней-шие па-мят-ни-ки мозаики от-но-сят-ся к III тысячилетию до н. э. Тех-ни-ки, близ-кие к мозаике, мож-но об-на-ру-жить в искусстве Древ-ней Ме-со-по-та-мии (свя-ти-ли-ще в Уру-ке, около 3500 года до н. э.; «Штан-дарт из Ура», около 2600 года до н. э., Бри-тан-ский му-зей, Лон-дон).

Ши-ро-чай-шее рас-про-стра-не-ние мозаика по-лу-чи-ла в ан-тич-ном ми-ре в ка-че-ст-ве сред-ст-ва на-поль-ной де-ко-ра-ции. Главной тех-ни-ка-ми ан-тич-ной мозаики бы-ли так называемые opus bar-baricum (мозаика из при-род-ной цвет-ной галь-ки), opus tesselatum (из об-ра-бо-тан-ных вруч-ную ка-мен-ных тес-сер), opus vermi-cu-latum (мел-ко-мо-дуль-ная мозаика, по-зво-ляв-шая на-би-рать слож-ные ил-лю-зио-ни-стические изо-бра-же-ния, упо-доб-ляв-шие-ся жи-во-пи-си), opus sectile (из тон-ких пла-стин на-ту-раль-но-го кам-ня). В Древ-ней Гре-ции по-лу-чи-ли рас-про-стра-не-ние на-поль-ные га-леч-ные мозаики в Олин-фе (V век до н. э.) и Пел-ле (конец IV века до н. э., Му-зей, Пел-ла).

В искусстве эл-ли-низ-ма на-ча-ла скла-ды-вать-ся тра-ди-ция ис-поль-зо-ва-ния на-поль-ных мозаик из об-ра-бо-тан-ных вруч-ную тес-сер (жи-лые до-ма на о. Де-лос). Об-шир-ные мо-за-ич-ные ан-самб-ли от-кры-ты в жи-лых до-мах (в Пом-пе-ях и Гер-ку-ла-ну-ме), за-го-род-ных вил-лах (Вил-ла дель-Ка-са-ле близ г. Пьяц-ца-Ар-ме-ри-на на Си-ци-лии), фон-та-нах, ба-нях и других об-щественных со-ору-же-ни-ях в Древ-нем Ри-ме и его про-вин-ци-ях. В них пред-став-ле-но ог-ром-ное раз-но-об-ра-зие сю-же-тов: на-тюр-мор-ты-об-ман-ки («Не-под-ме-тён-ный пол» - ими-та-ция му-со-ра, ко-то-рую вы-кла-ды-ва-ли на по-лах сто-ло-вых), сце-ны охо-ты, спор-тив-ных игр, ис-то-рические ком-по-зи-ции («Бит-ва при Ис-се», II век до н. э., Национально ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь), 3-мер-ные ил-лю-зио-ни-стические ор-на-мен-ты.

В ран-не-хри-сти-ан-ском искусстве со-хра-ня-ет-ся тра-ди-ция позд-не-ан-тич-ных на-поль-ных мо-за-ик (в пат-ри-ар-шей ба-зи-ли-ке Ак-ви-леи, IV век; см. иллюстрацию к этой ста-тье). Од-на-ко в пер-вые ве-ка хри-сти-ан-ст-ва про-ис-хо-дит су-ще-ст-вен-ное из-ме-не-ние тех-ни-ки мозаики. Её главным ма-те-риа-лом ста-но-вит-ся смаль-та, ко-то-рая в со-че-та-нии с тон-чай-ши-ми пла-сти-на-ми зо-ло-та и се-реб-ра при-об-ре-та-ла све-то-от-ра-жаю-щие свой-ст-ва (ещё бо-лее уси-ли-ваю-щие-ся бла-го-да-ря при-кре-п-ле-нию тес-сер к по-верх-но-сти под раз-ны-ми уг-лами), а ме-стом её раз-ме-ще-ния - сте-ны (впо-след-ст-вии и сво-ды) хра-мов. Ран-не-хри-сти-ан-ские мо-за-ич-ные ан-самб-ли со-зда-ют-ся в Ри-ме (мав-зо-лей Кос-тан-ции, церковь Сан-та-Пу-ден-циа-на, церковь Сан-та-Ма-рия-Мад-жо-ре), Ра-вен-не (Гал-лы Пла-ци-дии мав-зо-лей).

Ху-дожественные воз-мож-но-сти мозаики в наи-боль-шей сте-пе-ни бы-ли рас-кры-ты в искусстве Ви-зан-тии, где мак-си-маль-но ис-поль-зо-ва-лись её све-то-нос-ность и спо-соб-ность по-сред-ст-вом ма-лень-ко-го мо-ду-ля ор-га-ни-зо-вы-вать боль-шие по-верх-но-сти, в т. ч. не-пра-виль-ной фор-мы. При императоре Юс-ти-ниа-не мо-за-ич-ное уб-ран-ст-во по-лу-ча-ет Свя-той Со-фии храм в Кон-стан-ти-но-по-ле, церк-ви в Ра-вен-не (Сант-Апол-ли-на-ре-Нуо-во, начало VI века; Сан-Ви-та-ле, 546-547 годы; Сант-Апол-ли-на-ре-ин-Клас-се, ос-вя-ще-на в 549 году), в г. Фес-са-ло-ни-ки (церковь Св. Ге-ор-гия, конце IV века; церковь Св. Ди-мит-рия, первая половина VII века), на Си-нае (цер-ковь Синайского монастыря Св. Ека-те-ри-ны, 548-565 годы). В Боль-шом императорском двор-це Кон-стан-ти-но-по-ля соз-да-ют-ся на-поль-ные мозаики с охот-ничь-и-ми и пас-то-раль-ны-ми сце-на-ми.

В сред-не-ви-зан-тий-ский пе-ри-од сло-жи-лась осо-бая сис-те-ма при-ме-не-ния мозаики в уб-ран-ст-ве кре-сто-во-ку-поль-но-го хра-ма: отдельные ико-но-по-доб-ные ком-по-зи-ции в со-от-вет-ст-вии со стро-гой ие-рар-хи-ей раз-ме-ща-лись на кри-во-ли-ней-ных (вы-пук-лых или во-гну-тых) по-верх-но-стях на раз-ных яру-сах хра-мо-во-го про-стран-ст-ва (церковь Ус-пе-ния Бо-го-ма-те-ри в Даф-ни, около 1100 года; ка-фо-ли-кон монастыря Оси-ас-Лу-кас в Фо-ки-де, 1030-1040-е годы; ка-фо-ли-кон монастыря Неа-Мо-ни на о. Хиос, 1042-1055 годы, и др.).

Ви-зантийская мо-за-ич-ная сис-те-ма по-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние так-же в стра-нах, вхо-дя-щих в аре-ал куль-тур-но-го влия-ния Ви-зан-тии: в Древ-ней Ру-си (в Кие-ве - в Со-фий-ском со-бо-ре, 1030-1040-е годы, и Ми-хай-лов-ском Зла-то-вер-хом монастыре, 1108-1013 годы, ны-не большая часть в Со-фий-ском со-бо-ре), в Гру-зии (храм в се-ле-нии Шо-ре-ти, первая половина VII века, Национальный му-зей Гру-зии, Тби-ли-си; главный храм Ге-лат-ско-го мо-на-сты-ря, 1125-1130 годы) и др.

Бла-го-да-ря ви-зантийским мас-те-рам мозаика ста-ла ис-поль-зо-вать-ся и в му-сульманских стра-нах (Ку-пол Ска-лы в Ие-ру-са-ли-ме, 691-692 годы; Омей-я-дов ме-четь в Да-ма-ске, 707-711 годы; ме-четь в Кор-до-ве, 965 год). Тра-ди-ция на-поль-ных мозаик про-дол-жа-лась в средне-вековой Си-рии и Па-ле-сти-не (сце-ны охо-ты в ба-нях, вторая четверть VIII века). Ви-зантийские мас-те-ра в пе-ри-од ико-но-бор-че-ст-ва прив-нес-ли искусство мозаики в Западную Ев-ро-пу (цер-ковь в Жер-ми-ньи-де-Пре, около 806 года). Греческими мо-заи-чи-ста-ми бы-ло ук-ра-ше-но аб-бат-ст-во Мон-те-кас-си-но (1071 год, не сохранилась), соз-да-ны ан-самб-ли Свя-то-го Мар-ка со-бо-ра в Ве-не-ции, церковь Сан-та-Ма-рия-Ас-сун-та на о. Тор-чел-ло; на Си-ци-лии - Па-ла-тин-ской ка-пел-лы (1140-1150-е годы) и Мар-то-ра-ны в Па-лер-мо (около 1143 года), со-бо-ров в Че-фа-лу (около 1148 года) и Мон-реа-ле (1180-1094 года).

В от-ли-чие от Ви-зан-тии, в Ев-ро-пе пре-об-ла-да-ло сплош-ное де-ко-ри-ро-ва-ние стен и сво-дов хра-ма; мозаика ис-поль-зо-ва-лась для соз-да-ния нар-ра-тив-ных ком-по-зи-ций, а сис-те-ма де-ко-ра кре-сто-во-ку-поль-но-го хра-ма бы-ла адап-ти-ро-ва-на к ба-зи-ли-каль-но-му ти-пу цер-ков-но-го зда-ния. Под-ра-жа-ние ран-не-хри-сти-ан-ским па-мят-ни-кам сыг-ра-ло важ-ную роль в воз-ро-ж-де-нии мо-за-ич-ных де-ко-ра-ций в Ри-ме в XII-XIV веках (церковь Сан-Кле-мен-те, 1128 года; Сан-та-Ма-рия-ин-Тра-сте-ве-ре, 1140-1143 годы и др.). В конце XI - начале XIV веков в Ри-ме раз-ви-ва-ет-ся осо-бая тех-ни-ка, по-лу-чив-шая на-зва-ние кос-мат-ских мо-за-ик.

На-чи-ная с эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния мозаики во мно-гом ут-ра-чи-ва-ет свою спе-ци-фи-ку, на-чи-на-ет под-ра-жать друшим ви-дам жи-во-пи-си и по-сте-пен-но вы-тес-ня-ет-ся ими. В конце XVI-XVII веков мо-за-ич-ным цен-тром про-дол-жа-ет ос-та-вать-ся Рим, где дей-ст-ву-ет мас-тер-ская, в ко-то-рой соз-да-ют-ся мозаика для Свя-то-го Пет-ра со-бо-ра. В XVI веке во Фло-рен-ции на ма-ну-фак-ту-рах гер-цо-гов Ме-ди-чи ро-ж-да-ет-ся т. н. фло-рен-тий-ская мо-заи-ка (вос-хо-дя-щая к другим-римским opus sectile), от-ли-чаю-щая-ся круп-ны-ми шли-фо-ван-ны-ми тес-се-ра-ми, вы-ре-зан-ны-ми из по-лу-дра-го-цен-ных кам-ней по кон-ту-ру изо-бра-зительных эле-мен-тов: ею де-ко-ри-ро-ва-лись пред-ме-ты ме-бе-ли (сто-леш-ни-цы, ка-би-не-ты), ин-терь-е-ры (усы-паль-ни-ца Ме-ди-чи в церкви Сан-Ло-рен-цо, Фло-рен-ция). В искусстве клас-си-циз-ма второй половины XVIII - певрой половины XIX веков под влия-ни-ем ан-тич-ных па-мят-ни-ков, от-кры-тых в Пом-пе-ях и Гер-ку-ла-ну-ме, по-лу-ча-ет рас-про-стра-не-ние мо-за-ич-ная ми-ниа-тю-ра, ко-то-рой де-ко-ри-ро-ва-лись ме-бель и пред-ме-ты де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства, юве-лир-ные из-де-лия.

Ис-то-ризм XIX века по-влёк за со-бой воз-ро-ж-де-ние мозаики. Мо-за-ич-ные мас-тер-ские воз-ни-ка-ют в Па-ри-же (где соз-да-ёт-ся де-кор за-ла Мель-по-ме-ны в Лув-ре, 1810 год). В Ве-не-ции около 1860 года на-чи-на-ет ра-бо-тать мас-тер-ская А. Саль-виа-ти, от-крыв-ше-го не-пря-мой ме-тод мо-за-ич-но-го на-бо-ра, при ко-то-ром ком-по-зи-ции со-став-ля-ют-ся в зер-каль-ном ото-бра-же-нии по пред-ва-ри-тель-но-му жи-во-пис-но-му эс-ки-зу на кар-то-не и за-ли-ва-ют-ся за-кре-п-ляю-щим рас-тво-ром в мас-тер-ской, а за-тем пе-ре-но-сят-ся на сте-ну. Ве-не-ци-ан-ски-ми мас-те-ра-ми в 1860-1870-е годы соз-да-ны мо-за-ич-ные ком-по-зи-ции для Ме-мо-риа-ла Аль-бер-та (1862-1875 годы) и Свя-то-го Пав-ла со-бо-ра в Лон-до-не, Па-риж-ской опе-ры. Мас-те-ра мо-дер-на и национально-ро-ман-тических те-че-ний (А. Гау-ди в Ис-па-нии, Г. Климт в Ав-ст-рии, и др.) час-то об-ра-ща-лись к тех-ни-ке мозаики из различных ма-те-риа-лов. В мозаики XX века пре-об-ла-да-ют ком-по-зи-ции, по-стро-ен-ные на со-че-та-нии бро-ских ло-каль-ных цве-то-вых пя-тен (Р. Гут-ту-зо, Ф. Ле-же, Д. Ри-ве-ра, Д. Си-кей-рос, Х. Эр-ни).

В Рос-сии тех-ни-ку смаль-то-вой мозаики воз-ро-дил в XVIII веке М.В. Ло-мо-но-сов (в 1753 году от-кры-то про-изводство цвет-но-го стек-ла и смаль-ты), под руководством ко-то-ро-го бы-ли соз-да-ны «Порт-рет Пет-ра I» и кар-ти-на «Пол-тав-ская ба-та-лия» (1762-1764 годы), а так-же мо-заич-ные ми-ниа-тю-ры.

С це-лью из-го-тов-ле-ния мозаики для Исаа-ки-ев-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1847 году ос-но-ва-но Императорское мо-за-ич-ное за-ве-де-ние (в 1862 оно вли-лось в пе-терб. АХ), рус. ху-дож-ни-ки-мо-заи-чи-сты в 1847-51 обу-ча-лись в Ри-ме в спе-ци-аль-но от-кры-той сту-дии под рук. М. Бар-бер-ри.

В даль-ней-шем русскими мо-заи-чи-ста-ми соз-да-ва-лись ико-ны для Се-ва-сто-поль-ско-го со-бо-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Чу-до-ва монастыря в Мо-ск-ве, мо-заи-ки на фа-са-дах ве-ли-ко-кня-же-ской усы-паль-ни-цы в Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти в Санкт-Пе-тер-бур-ге. В хра-ме Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва в Санкт-Пе-тер-бур-ге мо-заи-ки по-кры-ва-ют фа-са-ды и внутренние сте-ны (за-ни-ма-ют свыше 7 тыс. м2; мас-тер-ская Фро-ло-вых по эс-ки-зам и кар-то-нам М.В. Не-сте-ро-ва, В.М. Вас-не-цо-ва, В.В. Бе-ляе-ва и др., 1895-1907 годы).

Мозаика ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-лась в советском деко-ра-тив-но-офор-ми-тель-ском искусстве: в оформ-ле-нии стан-ций Московского мет-ро-по-ли-те-на («Ма-я-ков-ская», художник А.А. Дей-нека; «Ком-со-моль-ская-коль-це-вая», художник П.Д. Ко-рин); фло-рен-тий-ские мо-заи-ки Г.И. Оп-рыш-ко. Во второй половине XX - начале XXI веков яр-кие об-раз-цы мозаики соз-да-ют Н.И. Ан-д-ро-нов, А.В. Вас-не-цов, В.В. Мель-ни-чен-ко, Д.М. Мер-перт, Б.П. Ми-лю-ков, А.Ф. Ры-ба-чук, И.М. Ра-би-но-вич, Б.А. Таль-берг, З.К. Це-ре-те-ли, В.Б. Эль-ко-нин, Е.Н. Мак-си-мов, А.Д. Кар-нау-хов и др.

Мозаика — от этого слова веет роскошью римских терм и величием византийских храмов. Само понятие мозаики необратимо включено в нашу жизнь. По сути, это одна из функций анализа нашего сознания, осязающего окружающую реальность и слагающего из ассорти разных фрагментов жизни единую картину мира. Понятие мозаики или мозаичности столь же краеугольно, как и понятие яркости, цельности или схематичности, которые необходимы для любой мыслительной и творческой работы.

  • Зарождение мозаичного искусства

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок. Это своеобразное , расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного .

Параллельные цивилизации Китая и Центральной Америки имели свои , дошедшие до нас в инкрустации шкатулок, мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами, создающими мозаичное оформление служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природнокрашенные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Причем точность и тонкость набора отдельных элементов, мозаичного рисунка поражают сложностью технических решений, которые и сегодня далеко не просто решить таким же материалом и с таким же качеством. Так ацтекские наборные маски, инкрустируемые яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем являются примером кропотливейшей работы древних мастеров-мозаичистов с прочнейшими природными материалами.

  • Искусство Египта

Все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас благодаря раскрытым захоронениям, глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации, который глубоко впечатан в историю развития мировой культуры.
Можно сказать, что именно броская мозаичность предметов прикладного искусства в изобилии приемов, материалов и техник и создает ту магическую сказочность Древнего Востока, представленную Египетской цивилизацией.

  • Период Античности

И конечно наиболее ярким примером, представляющем мозаику в полноте ее свойств является Античность . Значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить. Наличие мозаики как элемента убранства в римском доме сравнимо по присутствию сегодня в нашем доме керамической плитки. Такие зоны как ванная, холл, бассейн, крыльцо, кухня трудно представить без плитки. Ее наличие, к примеру, в сан.узле безальтернативно. Та же ситуация была и в отношении . Земляные и каменные полы по мере развития империи превращались в мозаичные, а они в свою очередь совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца. Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство.

  • Особенность мозаичного искусства Античности

Именно в период Античности непрерывная и всевозрастающая потребность в мозаике, в конечном счете систематизировалось и выработала оптимальную технику, отвечающую требованием века.
В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, выработавшей основные принципы римской мозаики. А с другой стороны чисто экономический фактор, рыночного спроса, требующий увеличения производительности мозаичного труда. Действительно, складывание изображения из разновеликих частей, куда более трудоемко, чем выкладывание мозаик из модуля, приведенное к определенному стандарту. Этот способ преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков, где уровень стилизации образов определяется величиной модуля был найден и выработан мастерами античности и используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль.

В поисках решения задач по организации мозаичного производства, процесс изготовления мозаик был разделен на две части: техническую – накол модуля и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались “тиссеры”. В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами. Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как .

Распавшаяся в IV веке Римская империя неравномерно поделила культурное наследство Античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых.

– это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.

Величина модуля определяется задачами, которые решают . Она может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах.

  • Флорентийская мозаика


В период ренессанса определилась еще одна техника набора мозаики. Она называется флорентийской , по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе. Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых , разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.
Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.

По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой .

  • Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик существовали и развивались вплоть до наших дней,
выработав общий принцип традиционной классической мозаики .
На базе римской и византийской техник набора в результате естественных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который называется классическим.
Это универсальный, обобщенный метод модульной кладки , который варьируется в зависимости от задач и приоритетов художественных школ. Классическим он называется в силу собирательности и ориентации на существующие в истории искусств типовые образцы традиционного мозаичного искусства. Частные аранжировки основных положений модульной мозаики не изменяют основного принципа и легко укладываются в общее название классической. Приблизительно так мы можем называть классикой и непосредственно классицизм и ампир и барокко и неоклассицизм и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна.

  • Стиль Модерн в мозаике

Модерн – это пороговый стиль, отрицающий опыт предыдущих поколений, возникший как возмутитель спокойствия.
Модерн – это буржуазная революция в эволюционном развитии искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других, которые мы можем совокупно определять, как классику. Этот стиль дал много нового в каждом из видов искусства. В мозаике это использование таких новых материалов, как керамика и фарфор. Причем и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции. Модерн дает и новый “неправильный” вид кладки. Нарушая модульную целесообразность и единство принципа он скрещивает флорентийскую и классическую техники, ломая традиции и сложившиеся стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, от традиционно прямоугольного до гипертрофированно вытянутого и геометрически неправильного.

Яркой фигурой эпохи модерн является испанский архитектор Гауди , его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Мозаики Гауди оригинальны и органичны, они настолько естественно ложатся в архитектурную среду, подчеркивая экзотическую пластику форм, что если подыскивать им замену, то непременно придется менять и саму архитектуру.

Основным качеством, которое модерн, как стиль внес в искусство мозаики можно считать разрушение традиционных границ техники и смешение методов кладки . В кладке появилась разновеликость, характер фигур модуля стал меняться в зависимости от изображения, а наборные материалы, помимо традиционной смальты и камня стали керамика, стекло, фарфор, галька. Даже само понятие классической мозаики после модерна стало значительно шире и пластичнее.

  • Российская мозаика. История мозаики в России

Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской , чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад. Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора — Архангела Михаила , набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство и налажено полноценное производство драгоценного материала, для нужд мозаичного убранства храма.

В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, но по истине царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Но его мозаичная инициатива не имела исторического развития.

  • Мозаики Исаакиевского собора в Петербурге

И следующее пришествие мозаики в Россию уже окончательное состоялось в середине ХIX века. Поводом для этого послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Для создания украшающих его стены мозаик, русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики . Созданная для этого при Академии художеств мастерская использовала, в том числе и , разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль.
Так храм Воскресения Христова , известный как Спас на Крови , является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих но принижало сакральную ценность мозаики.

Надо сказать, что искусство всегда авторское. Художник – мастер, работающий в той или иной технике, стиле, направлении отражает в работе свой внутренний мир, образ мысли, мировоззрение. Мозаики, исполненные талантливыми художниками, несут печать их дара, их гения, запечатленную в смальте.
Но тотальная безликость карьерно вылезшая в художники под шапкою школы соцреализма часто втаптывала и загоняла живое искусство, прораставшее как всякая жизнь даже сквозь асфальт официальных выставкомов.

И сегодня рядом с омертвелыми остатками маститых соцреалистов современная мозаика находит свое место, пробиваясь и в храмы и на улицы.

  • Мозаика в наши дни

Как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ.
Мозаика по прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.

ВВЕДЕНИЕ

Среди всего разнообразия облицовочных и декоративных материалов вряд ли найдется более демократичный и художественный, чем мозаика. Маленькие грациозные кусочки способны создать как прочную, устойчивую к влиянию температур и влаги поверхность, так и весьма замысловатый узор. Будучи плодотворным грунтом для полета фантазии, мозаика выдвигает не так много требований.

Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной вер­сии, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». По другой - это всего лишь opus musivum, то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Краткая формулировка таит в себе широчайшую гамму цветов, форм и материалов, из которых нынче делают мозаику. Производители рассчитывают как на творческий подход клиентов, которым, возможно, захочется повторить орнаменты древних мастеров - первых специалистов по мозаике, так и на любителей лаконичности, для которых монтаж материала облегчен изначальным нанесением мозаики на специальные листы размером 30х30 см. Немудрено, ведь искусство мозаики, вышедшее из глубины веков, - не только прекрасное, но и, как оказывается, вполне практичное дело. Мозаика не просто внешне эстетична, но и надежна. Поскольку использовать ее можно и в хрупких эксклюзивных витражах , и при экстерьерных работах. Мозаика мозаике - рознь и бывает разной...

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОЗАИКИ

Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.

Самыми выдающимися творениями, античной эпохи были сохранившее мозаики с изображением в Помпеи, Битва при Иссе. Последняя вообще выложена из полуторатысяч кусочков, особым способом – «opus vermiculatum» (это когда кусочки собираются один к одному по извилистым линям).

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи, Византийская мозаика утонченная, кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белы тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения.

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

В российской истории еще наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связан он с деятельностью. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва». В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ

Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко используется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор).

Стеклянная мозаика выпускается различной формы, размера, цветов и текстуры. На современном рынке этот вид мозаики можно встретить как традиционной формы в виде крадратных пластинок, так и, например, в виде прозрачных или матовых капель.

Под смальтой понимают цветное непрозрачное стекло, представленное чаще всего в форме квадратных пластинок.

Как правило, нижняя сторона плиток смальты шероховатая, чтобы клей и затирка лучше держались, лицевая - гладкая или текстурированная, углы слегка скошены.

К основным преимуществам стеклянной мозаики можно отнести ее яркость, разнообразие цветов и оттенков, широкий выбор текстур и декоративных вкраплений. Даже используя простой рисунок, при умелой подборке цветов и их комбинаций можно добиться эффектного результата.

Камень

Травертин, гранит, оникс, мрамор... Натуральный камень с твердым своенравным характером превращается в руках мастеров в послушные кусочки мозаики, из которых можно выложить великолепные панно, напольные декоры, даже целые ковры. Разнообразие цветов и оттенков позволит создать как несложный узор, так и детальный портрет. На фабриках, под индивидуальный заказ, воплощают самые необычные фантазии.

Чтобы такого вида мозаика не оказалась прихотливой в эксплуатации, готовую выложенную поверхность необходимо покрыть специальным составом, призванным защищать камень от внешнего воздействия.

Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно "состарить" - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы - от круглой до неправильной. Максимальный размер – 50x 50 мм в основном такие элементы применяются вне помещений.

Отдельной темой «каменной» мозаики можно считать мозаику из керамогранита - высокопрочного износостойкого материала, используемого в экстерьерах. Отделка беседок, барбекю и прочее, прочее, прочее...

Керамическая мозаика представляет собой квадратные керамические плитки сравнительно небольшого цветового разнообразия.

Это непрозрачный материал и по сравнению со смальтой, менее износоустойчивый. Как правило, керамические плитки имеют ровную глазурованную поверхность и шероховатую обратную сторону. Разновидностью глазурованной керамики является кафельная плитка.

Кафельная плитка - бывает разнообразных цветов, текстуры, может содержать множество узоров и иметь различные размеры.

Преимуществом работы с кафельной плиткой является то, что при ее помощи можно создавать крупные цельные детали композиции.

Кафельные плитки легкодоступны и сравнительно недороги, их можно приобрести в любом магазине или на строительном рынке. Интересные эффекты можно получить, используя осколки старых плиток, которые часто остаются в хозяйстве.

Металл

Предыдущие три позиции - стекло, камень и керамическая плитка - являются традиционным сырьем для производства мозаики. Но некоторые производители идут дальше в своих поисках - и находят. Так, итальянская фабрика SICIS выпускает мозаику из настоящего металла, а не просто имитирует его. На каучуковую основу - и заметьте, не обязательно стандартно квадратную, это вполне может быть и другая фигура – как-то ромб, при производстве «надевают» металлический колпачок. Просто, красиво и надежно. Правда, любителям металлической мозаики не стоит злоупотреблять бытовой химией, чтобы не испортить ухоженный вид своего интерьера.

Драгоценные изделия

Мы уже упоминали о «золотой» стекломозаике, в каждой кусочек которой вложена настоящая золотая (99 пробы) фольга. Еще одна изощренная мозаика - мозаика с добавлением искусственного аквамарина, процесс изготовления которой очень сложен и кропотлив. Добавление оксида меди позволяет добиться неповторимости оттенков каждого кусочка. Радует глаз и «мерцающий» эффект поверхности мозаики. Эксперименты и продолжаются, так что эти воплощения не являются исчерпывающими. Так, скажем, эксклюзивную дорогую мозаику делают также из натурального перламутра.

Основа

(ДВП ). К ее преимуществам перед фанерой или картоном можно отнести прочность, гладкость и ровность поверхности. Но ДВП не любит влажности , поэтому использовать этот материал можно только внутри помещений с низкой влажностью.

судостроительную фанеру

дерево, стекло, керамику и другие поверхности.

Грунтовка

Для грунтовки клеем ПВА .

Разрезание плитки

кусачки Стеклорез

Клей

Клей ПВА

эпоксидный клей

специально разработанными для этого видами клея .

Затирка

резиновый шпател ь и губка для удаления излишков.

Очищают мозаику хлопчатобумажной ткани .

Дополнительные средства

Полезные советы:

ОСОБЕННОСТИ НАБОРА И РАЗНОВИДНОСТИ МОЗАИКИ

Фоновая мозаика . Ее создают из обыкновенной плитки (обычно размером 300х300 мм). На ней делают пропилы любых размеров. При этом сохраняется структура плитки и возникает эффект выложенной чипсами стены или пола.

Миксы . Разноцветные чипсы совершенно произвольно приклеивают к поверхности, при этом появляется ощущение некоторой заданнасти.

Мозаичные панно (используют метод обратного набора). На основу гото­вого рисунка накладывают фрагменты мрамора, гранита, конгломерата , все это наклеивают на самоклеящуюся пленку, затем на сетку (получается отдельная плитка). По желанию заказчика лицевую сторону шлифуют.

Современную мозаику набирают там же, где и производят. Для точных рисунков чипсы скалывают вручную. В магазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц, представляющих собой куски бумаги или сетки, на которые наклеены в строго определенном порядке чипсы.

На месте, где укладывают матрицу, надо лишь соединить фрагменты и при­крепить их к поверхности с помощью специального клея. Бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка - на тыльную. После монтажа сетка навсегда остается под чипсами, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту нужно для укладки мозаики от двух дней до двух недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

Все больше фабрик специализируются на производстве мозаики, наращивают объемы и удешевляют продукцию. И если вы еще не решили, как оформить то или иное помещение дома или офиса, то подумайте о том, что мода не властна над музыкой, заключенной в камне.

ИНСТРУМЕНТЫ И ВСПОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИЧНЫХ РАБОТ

Основа

В качестве основы можно выбрать древесноволокнистую плиту (ДВП ). К ее преимуществам перед фанерой или картоном можно отнести прочность, гладкость и ровность поверхности. Но ДВП не любит влажности, поэтому использовать этот материал можно только внутри помещений с низкой влажностью.

В ванных комнатах лучше использовать судостроительную фанеру . Это водоотталкивающий материал, при работе с которым для достижения наилучших результатов следует использовать подходящие плитку, клей и затирку (водостойкие). При использовании морозостойких компонентов, получившийся декоративный элемент можно расположить и на улице.

В качестве основы для нанесения мозаики также можно выбрать дерево, стекло, керамику и другие поверхности.

Грунтовка

Для грунтовки основы можно воспользоваться обыкновенным клеем ПВА . Для нанесения грунтовки понадобится широкая кисть флейц. Ширина кисти зависит от площади грунтуемой поверхности и может доходить до 10-15 см.

Разрезание плитки

Для разрезания плитки используются кусачки , они позволяют работать с маленькими кусочками мозаики, создавая различные изгибы. Стеклорез используется для нанесения на поверхность прямых линий, по которым затем плитка ровно разламывается при помощи кусачек. Стеклорез обычно используется для плиток большого формата.

Клей

Существуют специализированные клеи для мозаики, а можно воспользоваться и обыкновенным клеем ПВА. Клей ПВА очень удобен в работе: он достаточно быстро высыхает, позволяя при этом работать без лишней спешки. А после высыхания клей становится незаметным. Состав очень легко смывается с рук и инструментов.

Специальные клеевые составы предназначены для более сложных работ, например, экстерьерных. Самым распространенным составом является эпоксидный клей . После высыхания клей становится похож на твердую смолу. Чаще всего эпоксидный клей является двухкомпонентным. Чтобы клей начал работать, его необходимо смешать в равных пропорциях из двух тюбиков. Эпоксидный клей высыхает быстрее, чем ПВА, поэтому работу нужно разбить на большее количество этапов. От этого состава гораздо труднее отмыть руки и инструменты.

Для приклеивания мозаики к различным основам (стеклу, керамике, металлу) можно воспользоваться специально разработанными для этого видами клея . Однако не стоит использовать, так называемый, суперклей, так как он не даст вам возможности работать неспеша и аккуратно.

В качестве клея также можно воспользоваться специальными акриловыми структурными гелями . Такие гели буквально обволакивают плитки мозаики, позволяя, тем самым, обойтись без затирки. Структурные гели бывают белыми или цветными, они также хорошо смешиваются с акриловыми красками для получения необходимых цветов и оттенков. Также выпускаются бесцветные гели, позволяющие получить интересные декоративные эффекты, например, при работе на стеклянной поверхности. Для приклеивания мозаики вам понадобится тонкая плоская кисть.

Затирка

Для размешивания сухой затирки вам понадобится пластмассовая емкость, вода, краситель для затирки (или акриловая краска). Для работы с затиркой используются резиновый шпател ь и губка для удаления излишков.

Затирка - это завершающий процесс в создании мозаики, подчас он является ключевым, так как выбор цвета мозаики способен коренным образом изменить внешнее впечатление от композиции:

Ø Если мозаика носит декоративный характер, в этом случае можно использовать обыкновенную готовую затирку, которую можно приобрести в хозяйственном магазине. Чаще всего готовые затирки имеют белый цвет. Тонировать затирку в какой-либо цвет можно при помощи акриловых красок. Однако в этом случае чаще всего получаются пастельные оттенки, а не чистые цвета палитры.

Ø Если мозаика используется для экстерьера, для украшения полов и будет подвержена сильному износу, следует выбирать более прочные водостойкие типы затирки. Обычно это сухие порошки, которые нужно довести до нужной консистенции при помощи разбавления водой самостоятельно. Нужно иметь в виду, что такие затирки обычно имеют серый цвет и плохо подвержены окраске. Продаются также цветные цементные затирки, но выбор цветов в этом случае ограничен.

Очищают мозаику от затирки при помощи слегка влажной губки. Примерно через пол часа после занесения затирки и удаления излишков поверхность мозаики полируется и очищаются остатки затирки при помощи сухой хлопчатобумажной ткани .

Дополнительные средства

К дополнительным средствам можно отнести средства защиты. Это могут быть защитные очки, маска и резиновые перчатки .

Полезные советы:

· Во время работы с мозаикой обычно появляется много мусора и пыли. Разрезать плитки и смешивать затирку лучше всего на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Нельзя смывать остатки затирки в раковину, т. к. это непременно приведет к ее засорению.

· Перед началом работы с мозаикой бывает полезно ознакомиться с основами цветоведения. В этом случае есть вероятность, что вы не потратите слишком много денег на покупку тех цветов мозаики, которые вам не потребуются в намеченной работе. Однако, как показывает практика, начав однажды заниматься выкладкой мозаики, потом остановиться невозможно. Так что любые ненужные в настоящий момент кусочки мозаики обязательно пригодятся в дальнейшем.

· При создании элемента декора для защищенных от влаги и резких перепадов температуры местах, в своей работе вы легко можете использовать обыкновенный клей ПВА. Стоит он дешевле других подходящих случаю аналогов и вполне универсален. Клей ПВА подходит в качестве грунтовочного состава и плиточного клея.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ

Способ выполнения из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево) орнаментальных или сюжетных изображений. Мозаика используется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий , монументальных сооружений.

Облицовка поверхности мозаикой – процесс трудоемкий и многошаговый. Несоблюдение правил укладки мозаики влечет за собой повреждения и дефекты. Технологий укладки мозаики существует несколько, однако, общими для всех являются три этапа: подготовка поверхности, собственно облицовка и последующая затирка швов.

Фабричная.

На фабрике все плитки мозаики приклеиваются на плотную бумажную или сетчатую основу – матрицу. Такими листами (обычно 322х322 мм) мозаика поступает в продажу. Матрицу просто нужно приложить к поверхности, смазанной клеем, а затем удалить бумажную основу влажной тряпочкой.

Матричная.

Для начала делается компьютерная разработка в заданном количестве цветов мозаики. Затем через специальную программу рисунок выводится на печать в виде пронумерованной сетки, где каждому цвету присваиваивается свой номер. Каждому листу присваивается номер строки и столбца общего рисунка. Как правило матрица делается под размер листа бумаги А4 формата. Распечатанные листы бумаги подкладываются под матрицу, ячейки рисунка обязательно просвечиваются. Поэтому матрицу изготавливают из прозрачного материала либо такую чтобы ячейки просвечивали. Мозаичные плитки раскладывают на матрице соответственно присвоенным им цветам. После этого склеивают с лицевой стороны скотчем и на получившийся лист приклеивают бирочку, с указанием номера строки и номера столбца общего рисунка. Ко всем листам прилагают распечатанное в нормальном виде изображение рисунка, разчерченное на прямоугольники, которые соответствуют размеру А4 формата. На сетке рисунка тоже указывается номер строки и номер столбца. Это делается для того, чтобы плиточники всегда могли проверить правильность порядка укладки рисунка мозаики.

Художественная.

Эскиз выполняется на компьютере, поверх эскиза рисуется сетка, распечатывается эскиз пронумерованными листами, каждый из которых является ячейкой сетки. Каждый из фрагментов кладется мастером вручную, затем согласно рисунку пазлы мозаики один за другим крепятся на основу будущей картины. Мозаичное панно собирается в мастерской художника и крепится на стекловолоконную сетку или клеевую бумагу. В таком виде мозаичное панно передается заказчику, а также подробное описание - руководство по монтажу панно.
В технике выкладывания кубиков мозаики существуют два способа: прямой и обратный. Прямой метод используется прежде всего для выполнения настенных панно, неровность поверхности и различный наклон тессер создают особенное мерцание света, одну из основных особенностей мозаики. При прямом способе мозаичист в процессе своей работы располагает в ящике кубики лицевой стороной кверху. Таким образом, он в любой момент видит, что у него выходит, и, отступив на некоторое расстояние от рабочего места, может правильно судить о качестве получающегося изображения, о сходстве его с оригиналом, а в случае надобности легко может сделать необходимые исправления. При обратном же наборе, технически значительно более простом, кубики укладываются в ящике лицевой стороной книзу, и художник в процессе работы видит их лишь с тыльной стороны. В этом случае его работа превращается в чисто механический процесс, почти не поддающийся творческому контролю со стороны автора. Он может оценить результат лишь после окончания фрагмента, когда исправления вносить уже трудно. Однако по экономическим соображениям этот способ, как значительно менее трудоемкий, оказывается иногда целесообразным

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

Раздел I

История возникновения мозаики

1.

Где зародилась мозаика?

2.

В каком городе выпускали стеклянную мозаику?

3.

Кто в России возродил мозаику?

Раздел II

Материалы для выполнения мозаичных работ

4.

Какой недостаток имеет неглазурованная керамика?

5.

Назовите природные камни, которые используют в производстве мозаики?

6.

Где используется чипсы с размером 50х50 мм?

7.

Сегодня это самый распространенный материал для производства мозаики.

8.

Назовите современные материалы для выполнения мозаики

Раздел IV

9.

Какой материал можно выбрать в качестве основы для нанесения мозаики?

10.

В каких помещениях можно использовать ДВП в качестве основы под мозаику?

11.

Назовите универсальную грунтовку поверхности под мозаику?

12.

Какие инструменты необходимы для резания плитки?

13.

Назовите клеи для мозаичных работ?

14.

Для завершения процесса создания мозаичных композиций, необходим последний штрих, какой?

Раздел V

Особенности набора и разновидности мозаики

15.

Назовите два вида укладки мозаики

16.

Отличие фоновой мозаики от других видов?

17.

Основной метод в выполнении мозаичных панно?

18.

Какие виды мозаики вы знаете?

Раздел VI

Технология выполнения мозаики

19.

Какой температурный режим необходимо соблюдать в помещение при укладке мозаики?

20.

Чему должен быть равен зазор между мозаичными листами?

21.

Через какой промежуток времени возможно произвести затирку швов после наклейки мозаичных листов?

22.

Зачистка мозаики производится до того, как затирка высохнет или после высыхания?

23.

Какой раствор следует применять для удаления остатков затирки с поверхности мозаики?