Запомнить мелодии песен слуховая эмоциональная память. Музыкальная память




Можно выделить следующие виды музыкальной памяти. Это – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти.

Музыковед А.Д.Алексеев считал, что музыкальная память – понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти.

Педагог и пианист С.И.Савшинский говорил, что «память пианиста комплексная – она и слуховая, и зрительная, и мышечно-двигательная».

Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Л.Маккиннон пишет, что «в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать, по крайней мере, три типа памяти: слуховая, тактильная и моторная. Зрительная память, обычно связанная с ними, лишь дополняет в той или иной степени этот своеобразный квартет».

К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.

Большое значение для развития музыкальной памяти имеют: предварительный анализ произведения, сознательная мыслительная работа в процессе заучивания и целостного исполнения. Важность аналитического подхода, понимание произведения очень важно для его запоминания.

В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловая группировка, выявление смысловых опорных пунктов и процессы соотнесения.

Запоминание музыкального произведения по формуле и.Гофмана

В наших рекомендациях мы возьмем за основу известную триаду «вижу – слышу – играю» и принципы работы над музыкальным произведением, предложенные И.Гофманом. В основу этих принципов положены различные способы работы над произведением:

1. работа с текстом произведения без инструмента,

2. работа с текстом произведения за инструментом,

3. работа над произведением без текста /игра наизусть/,

4. работа без инструмента и без нот.

Какой вид запоминания – произвольный /А.Б.Гольденвейзер, Л.Маккиннон, С.И.Савшинский/ или непроизвольный /Г.Нейгауз, К.Игумнов, С.Рихтер, Д.Ойстрах, С.Фейнберг/ - является более предпочтительным в выучивании произведения наизусть?

Если для первой группы музыкантов характерен принцип, выраженный в высказывании С.И.Савшинского: «Для того, чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание», то для второй группы музыкантов характерна позиция, выраженная в словах Г.Нейгауза: «Я… просто играю произведение, пока не выучу его. Если нужно играть наизусть, играю пока не запомню, а если играть наизусть не нужно – тогда не запоминаю».

Одна из ловушек, в которую попадают многие музыканты, разучивая новую вещь наизусть, - запоминание ее в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложиться на двигательную память. Но такой способ решения проблемы, как справедливо отмечала знаменитая французская пианистка Маргарита Лонг, это «ленивое решение сомнительной верности и притом расточающее драгоценное время».

Огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в замедленном темпе…

Моцарт: «Могу обозреть написанное произведение духовно одним взглядом, как прекрасную картину на человека… не последовательно, а все сразу…».

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет искусств

Кафедра народных инструментов

Дипломная работа

на тему:

Особенности музыкальной памяти

(на этапе разучивания музыкального произведения)

Научный руководитель:

доцент В.П. Бирюков

Выполнил ___________________________________________ Выполнил:

Студент 532 группы

Хлюпин Евгений

Санкт – Петербург

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Память.

(определение, классификация видов памяти, процессы и механизмы памяти)…………………………………………………………………………......5

Определение музыкальной памяти……………………………………………....5 Память и ее значение……………………………………………………………...6 Ассоциации…………………………………………………………………….......6

Классификация видов памяти: …………………………………………………...7

а) по характеру психической активности ……………………..…7

б) по характеру целей деятельности…..…………………………..9

в) по продолжительности сохранения материала...………….…..10

Основные процессы и механизмы памяти: ……………………………….….....11

а) Запоминание…………………………………………………..…12

б) Сохранение……………………………………………………....14

в) Воспроизведение и узнавание……………………………….…15

г) Забывание………………...……………………………………...16

Глава 2. Психологи и музыканты о музыкальной памяти (обзор литературы)…………………………………………………………………….…18

· Маккиннон Л. игра наизусть………………………………………….18

· Голубовская Н.И. Статья «Работа пианиста» из книги «Диалоги. Избранные статьи»…………………………………………..………...41

· Щапов А.П. Фортепианная педагогика…………………………....…48

· Савшинский С.И. Пианист и его работа………………………….….49

· Стоянов А. Искусство пианиста…………………………………..….62

· Петрушин В.И. Музыкальная психология…………………………...65

· Пугач Ю.К. Развитие памяти, система приемов…………………….69

Глава 3. Работа над музыкальным произведением (методические рекомендации)……………………………………………………...……………..75

1) Работа с текстом произведения без инструмента…………………....75

2) Работа с текстом произведения за инструментом…………………...76

3) Работа над произведением без текста (игра наизусть)………....…...80

4) Работа без инструмента и без нот………………………………….…82

Заключение…………………………………………………………………….….85

Библиография…….…………………………………………………………….…86

Введение.

Проблемы памяти и в частности проблемы музыкальной памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих ученых, драматических актеров, режиссеров, музыкантов всех специальностей, педагогов. С одной стороны, музыкальная память уже довольно досконально изучена и можно смело пользоваться и применять рекомендации и советы, предложенные в ранее изданных работах и статьях. С другой стороны проблема остается! Выработанные общие принципы работы памяти не для кого не остаются секретом. За последний век, были сформулированы все аспекты работы памяти, дано огромное колличество рекомендаций и советов, но как весь этот опыт эффективно применить отдельно каждому индивиду? По этому поводу есть хорошее высказывание И.Гофмана: «Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться в этом процессе таким изменениям, которые сделают их пригодным для данного случия». Проблема заключается в том, что специально для отдельно каждого музыканта нет готового рецепта по запоминанию музыкального произведения. На этот вопрос, нет однозначного ответа. Все индивидуальны, и поэтому, решения, связанные с проблемами памяти, каждый музыкант должен уметь находить для себя, и применять в практической деятельности (естественно опираясь на исследования психологов и авторитетных музыкантов) исходя из индивидуальных психологических качеств.

Так же, известно, что процесс выучивания музыкального произведения на память, в педагогической практике оставлен без надлежащего руководства со стороны педагога. Это приводит к тому, что ученик остается с данной проблемой один на один, и решает ее в меру своих сил и возможностей и, зачастую, все тем же способом – многократным повторением с постоянным вглядыванием в нотный текст, с надеждой на то, что в следующем проигрывании, что-то в памяти и останется. Естественно, что таким образом устойчивый положительный результат на этом пути, и с помощью такого способа работы над музыкальным произведением не может быть обеспечен.

Поэтому, цель данной работы - осветить особенности музыкальной памяти, опираясь на исследования психологов и авторитетных музыкантов, а так же, предложить эффективную методику разучивания музыкального произведения.

Наша работа посвящена сугубо вопросам разучивания произведения, мы сознательно не рассматриваем исполнение на память, так как это совершенно разные проблемы, каждая из которых требует своей методики и несколько другой подход. Поэтому к теме нашей дипломной работы данный аспект не относится.

В процессе написания работы, целевая установка обусловила ряд задач:

1) разъяснить естественные законы нашей памяти (дать определение музыкальной памяти, рассмотреть значение памяти, и ассоциации. Описать виды памяти, основные процессы и механизмы).

2) рассмотреть книги и статьи Маккиннон Л., Голубовской Н.И., Щапова А.П., Савшинского С.И., Стоянова А., Петрушина П.И. и Пугача Ю.К.

3) предложить эффективную методику разучивания музыкального произведения для студентов и учащихся.

Данные задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает следующие параметры: Введение, три главы, заключение и библиография.

Первая глава Память (определение музыкальной памяти, классификация видов памяти, процессы и механизмы памяти) – посвящена сугубо теоретическим вопросам устройства памяти. Цель - раскрыть общие научные понятия по рассматриваемой нами проблеме.

Вторая глава - Психологи и музыканты о музыкальной памяти (обзор литературы) – посвящена педагогическим исследованиям в области изучения музыкальной памяти. В главе рассмотрены книги и статьи известных педагогов и ученых, занимающихся проблемами памяти. Целью данной главы стало рассмотрение особенностей (свойств) музыкальной памяти и принципов разучивания произведения предложенных Маккиннон Л., Голубовской Н.И., Щаповым А.П., Савшинским С.И., Стояновым А., Петрушиным П.И. и Пугачом Ю.К.

Третья глава - Работа над музыкальным произведением (методические рекомендации) – посвящена наиболее рациональным и эффективным принципам разучивания музыкального произведения. Здесь мы рассмотрим четыре способа разучивания пьесы, предложенные И.Гофманом:

1) работа с текстом произведения без инструмента;

2) работа с текстом произведения за инструментом;

3) работа над произведением без текста (игра наизусть);

4) работа без инструмента и без нот.

В основу этих принципов положены различные способы работы над произведением. Каждый из способов имеет свои свойства, опирается на несколько иные психофизиологические механизмы, требует своей методики.

Итак, что же такое память, какова характеристика процессов памяти, каковы основные виды музыкальной памяти? И собственно, каковы методы наиболее эффективного запоминания музыкального произведения и развития музыкальной памяти, которые могут быть рекомендованы для музыкантов-исполнителей, которым в силу специфики их деятельности необходимо много запоминать?

Глава 1.Память (определение, классификация видов памяти, процессы и механизмы памяти).

«Музыкальная память (англ. music memory) - способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал». Музыкальное узнавание необходимо для осмысленного восприятия музыки. Необходимое условие музыкальной памяти - достаточное развитие музыкального слуха. Важное место в музыкальной памяти занимают слуховая память (одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов) и эмоциональная память (память на эмоционально окрашенные события). При воспроизведении музыки существенную роль играют также двигательная память (запоминание последовательности движений), зрительная (запоминание нотного текста) и словесно-логическая память, с помощью которой происходит запоминание логики строения музыкального произведения. Для музыкальной памяти характерно формирование у музыкантов полимодальных представлений.

Теплов Б.М. установил, что доминирование слуховых образов у музыканта вовсе не отменяет значения образов других модальностей. Слияние различных по модальности образов порождает синтетический, полимодальный образ. У лиц с высоко развитым "внутренним слухом" имеет место не только возникновение слуховых представлений лишь после зрительного восприятия, а непосредственное "слышание глазами", т.е. превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться ими слуховым образом.

Память и ее значение

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти - это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зри­тельные, слуховые, обонятельные , вкусовые и осязательные. Представления памяти в отли­чие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

В интересах формирования и развития музыкальности у детей важно создавать условия, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений, расширяются рамки репертуара, осваемого детьми. Способностью опосредствующей их сохранность и использование в соответствующей деятельности, является музыкальная память. Память музыканта представляет собой способность к запоминанию, сохранению (кратковременному или долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Ее значение для практики огромно: по существу, никакой род (вид) музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти. Музыкальная память взаимосвязывает в органическом единстве различные виды памяти. Все они (слуховая, эмоциональная, конструктивно-логическая, двигательно-моторная, “пальцевая”, зрительная) могут выступать в самых разнообразных индивидуальных комбинациях и сочетаниях. Подтверждена прямая зависимость между качеством музыкальной памяти учащегося и уровнем сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Учащиеся, стоящие приблизительно на одном уровне слухового и музыкально-ритмического развития, подчас заметно отличаются друг от друга в отношении скорости, точности и прочности запоминания музыки. С точки зрения музыкальной педагогики существует вполне потенциальные возможности преподавателя в развитии музыкальной памяти учащегося. “Музыкальная память поддается значительному развитию. Педагог должен изучать свойства памяти ученика, создать благоприятные условия для ее развития” (А.Д. Алексеев).

Память музыканта вовлекается в работу и постоянно совершенствуется в различных видах деятельности. Все, начиная со слушания музыки и кончая ее сочинением, в той или иной мере затрагивает сферу музыкальной памяти. Условия, благоприятствующие ее формированию и развитию, создаются музыкально-исполнительскими действиями. В отличие от тех, кто просто слушает музыку, преподает или сочиняет, музыкант-исполнитель ставит своей целью запомнить музыкальный материал, выучить его наизусть более точно, полно и прочно. Повседневные трудовые усилия заметно повышают рабочий тонус музыкальной памяти, ее продуктивность и работоспособность. Юный музыкант-исполнитель с хорошей памятью обладает многими преимуществами. Он значительно скорее разучивает произведения, имеет большой и разнообразный репертуар, накапливает различные музыкальные впечатления, что дает ему возможность быстро двигаться вперед. Он чаще выступает на публике, увереннее чувствует себя на сцене, меньше волнуется, благодаря чему имеет возможность раскрыть все грани исполняемого произведения, выразить свое собственное к нему отношение, полнее раскрыть художественный замысел композитора.

Проблема памяти является одной из самых сложных и актуальных в педагогике и психологии. Она рассматривается как особый вид отражения окружающего на с мира. Основной чертой памяти является ее созидательный, осмысленный характер. Существенные факторы, влияющие на память- это мышление человека, его знания, эрудиция, кругозор.

Важно создать такие условия для ребенка, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений. К сожалению, существует проблема накопления репертуарного запаса. Уровень исполнительского мастерства учащихся в немалой степени зависит от объема пройденного им музыкального материала.

Функции репертуарного запаса широки: на уровне исполнительских знаний и музыкальных слуховых представлений он выступает источником накоплений новых знаний, стимулом их совершенствования. Для успешной тренировки памяти нужно научиться хорошо играть по нотам. Вот почему необходим предмет по выбору – “Чтение с листа”. Дети запоминают плохо, потому, что мало играют по нотам.

Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. Она взаимосвязывает различные виды памяти: слуховую, эмоциональную, конструктивно-логическую, двигательно-моторную (то есть пальцевую) и зрительную. И поскольку музыка-искусство слуховых впечатлений и восприятий, музыкальная память представляет собой, прежде всего, слуховую память. Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы - музыкальной памяти и наоборот. Музыкальная память – особая специфическая способность в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения звукового материала. Существует дискуссия по поводу произвольного и непроизвольного запоминания. Небезынтересно в этой связи сопоставить и сравнить высказывания некоторых авторитетных музыкантов. Так за произвольное запоминание выступают:

А.Б. Голденвейзер: “...Необходимо с детства приучать ученика специально учить на память все, что ему задается. ...(Ученики) обычно играют музыкальное произведение, играют его уже более и менее удовлетворительно, в достаточно быстром темпе, до известной степени выработали его технически т все еще продолжают играть его по нотам. Потом в один прекрасный день оказывается, что они это произведение могут сыграть наизусть. Это самый опасный и вредный путь. Первое, что мы должны сделать, начиная учить новое произведение (разумеется, ознакомившись с ним предварительно и разобрав его), - это запомнить его наизусть”.

Т. Янкова: “Для большинства пианистов игра наизусть не представляет проблемы... Произведение запоминается непроизвольно, “само по себе”. Пианисту кажется, что он его знает. Однако на концерте неожиданно исполнитель забывает текст и теряет уверенность. Причина в том, что пианист и не знал произведения...”

С аналогичными высказываниями можно встретиться и у других известных музыкантов-исполнителей, педагогов и методистов.

Теперь слово тем, кто за непроизвольное запоминание музыки, за такое выучивание наизусть, которое осуществлялось бы “само по себе”, одновременно и параллельно с достижением иных целей.

Г.Г. Нейгауз: “Я... просто играю произведение, пока не выучу его. Если нужно играть наизусть, - пока не запомню, а если играть наизусть не нужно, тогда не запоминаю”.

С.Т. Рихтер: “Лучше этого (заучивать наизусть) не делать специально... Лучше, если выучивание наизусть проходит без принуждения”.

Расхождение во взглядах, как нетрудно заметить,- налицо. Советы и рекомендации одних музыкантов явно не согласуются с наставлениями других.

Минусы произвольного запоминания:

Ученику дается строгая установка на запоминание к определенному сроку, что создает неспокойное отношение к процессу запоминания;

Механическое заучивание подменяет понимание, творческое начало. Хотя часто – направленность на запоминание формирует волю выучить наизусть, способствует успеху дела.

Непроизвольное запоминание опирается на прочную логическую основу, мыслительную активность и материал сохраняется в памяти дольше. Если ученик выполняет только требования преподавателя, не проявляя творческой инициативы, то прочного запоминания нет. Необходимо сформировать у ученика свой исполнительский план произведения, высветить все элементы музыкальной ткани: от общего представления к осмысленности отдельных деталей. Непроизвольное, то есть само собой, запоминание происходит в процессе осмысленной творческой работы. Оно чаще проявляется в детстве, потом ослабевает

Для любой музыкальной работы, и тем более для заучивания наизусть, нужно развивать у ребенка координацию движений, единство музыкального мышления и слуховых, моторных и зрительных представлений. Обязательно должен присутствовать зрительный компонент, связь “вижу-слышу”. Пьесу можно играть по нотам до тех пор, пока она не “войдет в пальцы”, пока руки не запомнят определенную последовательность движений и аккордов в связи с расположением черных и белых клавиш и расстояниями между ними. Такое запоминание нельзя назвать чисто моторным, так как без участия слуха вообще ничего нельзя запомнить.

Зрительный образ движения рук на клавиатуре играет при таком запоминании значительную роль. Пространственную ориентацию на клавиатуре и моторную мышечную память называют еще “механическим пальцевым разумом”. Но даже большая приспособляемость к движениям и способность к быстрой автоматизации двигательных структур (то есть моторно-слуховое запоминание) не бывает надежна, да и по времени она не экономична. Главное – как, каким образом ученик работает над произведением в процессе его выучивания. Те ученики, чья природная музыкальная одаренность не слишком высока, строят свои занятия на основе многократных однообразных повторений разучиваемого материала. Это лишено осмысленности и художественности, ученик играет одни ноты, что малоэффективно и ненадежно. Но и в повторениях может быть элемент творчества, если они разнообразные, отличаются друг от друга штрихами, динамикой, ритмическим рисунком и так далее.

У пианистов, учитывая характер инструмента и постоянную опасность механической игры, особенно важно развивать слуховые представления, внутреннее слышание, звуковысотный и тембровый слух, а также чувство лада. Хорошо развитый, восприимчивый, активный слух является основой при запоминании наизусть музыкальных построений. Надо добиваться, чтобы ученик, вслушиваясь, вдумываясь, выгрываясь в произведение, старался, словно создать отпечатки услышанного, продуманного и сыгранного, осознавать логику развития, закономерности повторений, различия и так далее. Нельзя позволять ученику приблизительно выучивать произведение, выпуская многие детали, так как появляются текстовые неточности, от которых впоследствии очень трудно избавиться. В вопросах запоминания надо исходить из конкретных обстоятельств педагогической работы и учитывать индивидуальность ученика, изучать свойства его памяти, создавать благоприятные условия ее развития.

Лучший вариант - рациональное запоминание, когда произведение и “на слуху”, и “в голове”, и “ в пальцах”. Осознаю, потому и запоминаю.

Лучше услышать музыку – значит крепче ее запомнить. Рационализировать запоминание музыки, повысить продуктивность этого запоминания, улучшить его качество - основные задачи педагога-пианиста. Необходимо сформировать у ученика свой исполнительский план произведения, высветить все элементы музыкальной ткани, все, что есть на втором плане: подголоски, орнаменты, элементы сопровождения. При разучивании на память крупных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному, сначала понять музыкальную форму в целом, осознать ее структурное единство, а затем переходить к усвоению составляющих ее частей:

Учить на память отдельные элементы ткани произведения: голоса в полифонии, мелодию, партии сопровождения, сложные фигурации и пассажи. Это способствует не только большей прочности запоминания, но и лучшему слышанию произведения

Учить наизусть с различных граней формы, с “опорных” точек, которые ученик определит сам;

Специальная работа над трудными местами в произведении и выучивание их наизусть;

Фрагменты, части запоминаемого материала должны быть средними по величине, чтобы не перегружать память ученика;

Полезно некоторые произведения учить наизусть с конца, так как, занимаясь дома, ученики обычно учат текст с начала, с трудом добираясь до середины, и уж совсем у них не хватает ни времени, ни желания доиграть пьесу до конца;

При механическом выучивании наизусть технических пьес, этюдов, нельзя играть “одни ноты”, это лишает исполнение осмысленности и художественности. И в повторениях может быть элемент творчества, если они разнообразные, отличаются друг от друга (играть разными штрихами, динамикой, ритмическими рисунками).

Я согласна с утверждением А. Гольденвейзера: “Если ученик медленно не может сыграть наизусть, то это первый признак, что он, собственно, не знает наизусть, не знает той музыки, которую играет, а просто наболтал ее руками. Это величайшая опасность. С которой нужно постоянно и упорно бороться”. Поэтому постоянно нужно заставлять ученика играть и по нотам и наизусть медленно, всматриваться, вслушиваться, анализировать свою игру.

Один из существенных моментов, на который важно систематически обращать внимание ученика – точное воспроизведение при игре на память текста и всех имеющихся в нотах указаний исполнительского характера. Необходимо бороться с распространенным, особенно у детей, приблизительным выучиванием произведения, когда упускаются детали. В результате этого вкрадываются неточности, от которых впоследствии очень трудно избавиться. Как бы твердо ученик не знал пьесу на память, ноты во время занятий должны быть всегда открыты, необходимо постоянно проверять себя по нотам и освежать текст в памяти. Кроме того, тренируется и зрительная память, или память сознания, когда музыкант представляет себе напечатанные ноты или знает, какие ноты следуют одна за одной. Пока ученик не разберется как следует в произведении, не научится грамотно его исполнять по нотам, не следует требовать игры на память.

Интересные методы для успешной тренировки памяти предлагает Вера Юзлова (Прага): можно дать ребенку сыграть в каком-либо произведении все места, сходные в той или иной мере между собой, и попросить его определить: являются ли они только подобными или полностью совпадают, чем и как отличаются друг от друга эти места.

Ориентирование в гармоническом плане произведения – важнейшее условие для сознательной игры наизусть. При работе над гармонией не нужно ждать, пока ученик будет в состоянии проводить специальный гармонический анализ. Для развития гармонического мышления можно рекомендовать ученику сыграть пьесы, заменяя аккордовую фигурацию комплектно звучащими гармониями, или наизусть его слышать и играть гармонии скрытые в реальном двухголосии.

Совершенно естественно и неудивительно слышать в музыкальной школе из всех классов пение на различные слоги, сольфеджирование мелодии голосов, подголосков, баса и так далее, хотя чаще всего это делают педагоги, ученики, в большинстве своем с неохотой. Рекомендую своим ученикам (и всегда на уроке делаю сама) петь все, что только можно – это развивает слуховую память, голос, интонирование в конце концов, это просто необходимо при обучении музыке. Когда программа выучена учеником наизусть и в скором времени предстоит играть на экзамене, просто обязательно “обкатывать” ее лучше сначала перед неискушенной публикой: на родительских собраниях, перед одноклассниками, в детских садах. Это дает возможность ученику чувствовать себя более свободно, раскованно, нарабатывать сценический опыт, анализировать свои ошибки. Есть еще время для исправления и закрепления. Перед выступлением нежелательно демонтировать произведении, анализировать его детали, задаваться вопросами: с чего начинать, какими пальцами, что там в средней части, и так далее,- это порождает чувство неуверенности и страха. Разумно в данном случае довериться моторной памяти, рукам: они в данном случае надежнее головы. Лучше отвлечься, отложить на время, не играть всю программу, а думать о приятном. И тогда есть надежда на то, что выступление будет ярким, эмоциональным уверенным и превратится в настоящий праздник как для ученика, так и учителя. Будут оправданы все методы, формы и способы выучивания произведений наизусть, что является первостепенным для музыканта-исполнителя.

В отношении видов и форм запоминания музыкального материала нет и не может быть единых стереотипных установок; тут вполне возможна множественность индивидуальных вариантов, допустим различный подход к делу. Главное в процессе запоминания музыки заключается в содержании, характере, способах осуществления этой деятельности. Насколько “умно” и профессионально грамотно работает учащийся над произведением в ходе его выучивания (специального или неспециального) наизусть – в этом суть проблемы. Углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенностей его структуры, формообразования и так далее – осознание того, что хотел выразить композитор и как он это сделал, - основное, первоочередное по важности условие успешного художественного - полноценного запоминания музыки. При этом способы работы над произведением одновременно становятся способами его рационального заучивания наизусть, то есть процессы понимания выступают в качестве приемов запоминания. Таким образом, качество учебной работы, ее характер, содержательность, рациональность применяемых в ней приемов и способов достижения цели – все это непосредственно соотносится с процессами памяти. Регулярное обучение музыкальному исполнительству, повседневные домашние занятия – это систематическая тренировка музыкальной памяти, ее последовательное развитие и совершенствование. Интерес к музыкальному сочинению, влюбленность в него существенно влияет на запоминание. Преодоление и освоение технических трудностей музыкальных произведений, активная музыкальная деятельность, включающая интеллектуально-эмоциональное содержание музыкального репертуара, обеспечивает соединение самых разнообразных видов памяти. Ее формирование и развитие происходит в соответствии с общими законами психологии и педагогики, связано со всем строем психической жизни человека, его мышлением, мировоззрением, общим кругозором, личностными интересами, профессиональной деятельностью.

И в заключение – интересное и с юмором высказывание профессора и педагога Московской консерватории Иосифа Левина: “Наилучший способ укрепления памяти – не думать о ней, не читать о ней, не говорить о ней”.

Список литературы.

  1. Алексеев А.Л. Методика обучения игре на фортепиано /А.Л. Алексеев – М., Издательство Музыка, 1978-130 с.
  2. Григорьев В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащихся. Вопросы музыкальной педагогики, выпуск II, сборник статей по редакцией В.И. Руденко /В.Ю. Григорьев – М., Музыка, 1980-160 с.
  3. Грохотов С.В. как научить играть на рояле. Первые шаги. / С.В.Грохотов – М., Издательский дом Классика – XXI,2005 – 220 с.
  4. Достал Ян. Ребенок за роялем / Ян Достал – М., Издательство Музыка, 1981-179 с.
  5. Коган Г.Л. Работа пианиста. / Г.Л. Коган – М., Классика 2004-204 с.
  6. Смирнова И.Л. Совершенствование запоминания музыкальных произведений в профессиональной подготовке студентов. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы./ И.Л. Смирнова – Свердловск, 1989-210 с.
  7. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика; под редакцией Г.М. Цыпина; Издательский центр Академия – М., 2003-319 с.
  8. Теория и методика обучения игре на фортепиано; под редакцией А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС – М., 2001- 203 с
  9. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для студентов по специальности № 2119 Музыка и пение – Просвещение – М., 1984-192с.

Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.

Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Исследования

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения :

  1. Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
  2. Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.

На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти - двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.

После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.

По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.

Развитие в детском возрасте

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще - в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком - это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
  4. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.

  1. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень - одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
  2. «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
  3. «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.

Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.

Великие музыканты

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте . Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

  1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
  2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
  3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений

В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:

  1. Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
  2. Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:

  1. Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
  2. Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
  3. Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности . При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями - один из принципов развития памяти в целом.
  4. Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
  5. Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.

Влияние комплексных и систематических занятий

Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития - регулярность.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.

Последнее редактирование : 14 августа 2012, 11:42:05 от -=PliNtuS=-

Музыкальная память. Секреты быстрого запоминания.

Если вы когда нибудь задумывались о том, как быстрее и эффективнее запомнить разбираемую композицию - предлагаю вашему вниманию замечательную статью на эту тему.

Возможно кому-то покажется что "многобукаф", но не смотря на то что статья была написана студентом факультета искусств в качестве контрольной работы по предмету "Музыкальная психология", читается она очень легко.

Ленивые могут промотать сразу вниз - там 4 правила эффективного запоминания, которые можно применить прямо сейчас. Остальным желаю приятного чтения

Алекс Борн

Введение

Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской музыкальной памятью обладали Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходиться завоёвывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности. С точки зрения Н. А. Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддаётся искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».

Этой фаталистической точке зрения противостоит другая, согласно которой музыкальная память «поддаётся значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий».
Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на память», - считал Р. Шуман.

Цель данной работы - раскрыть понятие «память», определить методы эффективного запоминания, которые могут быть рекомендованы для музыкантов-исполнителей.

1. Понятие «музыкальной памяти»

Музыкальной памятью называют «память на музыку», -- то есть на музыкально-слуховые, музыкально-зрительные и музыкально-двигательные образы. Она проявляется в способности формирования, запоминания, узнавания, соотнесения, сохранения этих образов, логики их изменения и развития.
Музыкальная память -- условие контакта человека с музыкой (чтобы понять смысл музыки, надо удерживать в памяти звуки и их свойства, созвучия и темы, их модификации, отдельные интонации и пр.). Музыкальная память фиксирует не только звучащую музыку, но и ткань нашего переживания, разделяя их или сливая до неразличимости (в каком-то смысле переживание музыки и есть музыка). Музыкальная память интегрирует музыкальные впечатления, а также пути и способы их формирования.
Музыкальная память относится к так называемым специальным видам памяти, в которых, с одной стороны, сочетаются особенности конкретного вида человеческой деятельности, а с другой -- индивидуальная врожденная предрасположенность, как бы повышенная чувствительность к запечатлению и хранению определенного рода информации. Именно поэтому оценка музыкальной памяти -- один из наиболее спорных вопросов в музыкальной психологии.

2. Виды музыкальной памяти

Прежде всего, разберём виды музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело музыканту. Очевидно, можно говорить о двигательной, эмоциональной, зрительной, слуховой и логической памяти, когда мы запоминаем музыкальное произведение. В зависимости от индивидуальных способностей, каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти.

Как считает А. Д. Алексеев, автор «Методики обучения игре на фортепиано» (М., 1988) - «музыкальная память - понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти». По его мнению, необходимо, «чтобы у пианиста были развиты, по крайней мере, три вида памяти - слуховая, служащая основой для работы в любой области музыкального искусства, логическая - связанная с пониманием содержания произведения, закономерности развития мысли композитора и двигательная - крайне важная для исполнителя-инструменталиста».

Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Л. Маккиннон также считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек - память уха, глаза, прикосновения и движения». По мнению исследовательницы, «в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать, по крайней мере, три типа памяти: слуховая, тактильная и моторная. Зрительная память, обычно связанная с ними, лишь дополняет в той или иной мере этот своеобразный квартет».

Б. М. Теплов, говоря о музыкальной памяти, слуховой и двигательный компоненты считал в ней основными. Все другие виды музыкальной памяти считались им ценными, но вспомогательными. Слуховой компонент является ведущим. Но, говорил Б. М. Теплов, «вполне возможно и, к сожалению, даже широко распространено чисто двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки».
К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надёжной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.

3. Память и время

У человеческой памяти удивительные отношения со временем. Аристотель называл память органом измерения времени. Время служит одним из критериев разделения основных видов памяти -- долговременной и кратковременной.

Именно благодаря памяти человек может осознавать все возможные временные срезы событий:

Прошлое далекое (тогда)
прошлое ближайшее (вчера, только что)
настоящее (здесь и сейчас)
ближайшее будущее (завтра, вот-вот)
далекое будущее (тогда, когда-нибудь)

Это позволяет гибко управлять своим поведением и действиями, создает основу для лучшей организации и хранения индивидуального опыта.
Соотношение долговременной и кратковременной памяти (как и лежащие в их основе механизмы) продолжает оставаться одной из самых сложных проблем психологии, не имеющих окончательных решений. Рассмотрим некоторые стороны взаимоотношений памяти и времени, в результате которых в сознании рождается музыкальный образ и формируется музыкальный опыт.

Кратковременная память

Понятием «кратковременная память» обозначают мнемические процессы очень короткой продолжительности. Здесь удержание следов измеряется промежутками от долей секунд до нескольких минут.
Запечатление в ультракратковременной памяти происходит без какой бы то ни было переработки.

Кратковременные образы возникают уже в момент непосредственного восприятия музыкального материала и сохраняются всего несколько секунд, редко -- минут, а затем исчезают. Такой образ характеризуется своеобразной фотографичностью -- полнотой звуковой характеристики, сохранением абсолютной высоты звучания, тембра, интенсивности (даже у людей, не обладающих абсолютным слухом). Однако он отражает только единичное конкретное восприятие, и в нем отсутствует какая-либо степень обобщения. При всей своей живости слуховой образ кратковременной памяти непрочен: при попытке воспроизвести мелодию голосом по первичному образу, он мгновенно разрушается.

Оперативная память

Оперативная память (от лат. operatio -- действие) обслуживает только выполнение определенных действий или какой-либо конкретной деятельности в целом. Она удерживает информацию, необходимую для выполнения действия (отсюда ее название), после чего эта информация «сбрасывается». Иногда оперативную память относят к особому виду кратковременной памяти из-за ограниченности сроков хранения информации.

Основная задача оперативной памяти при восприятии музыки и музицировании -- формирование и удержание образа музыкального целого, без чего невозможно осмыслить и проинтонировать звуки. Оперативный образ музыки включает в себя также психологическую ткань музыкального осмысления и переживания.

Для музыкальной памяти большинства людей минимальной оперативной единицей является мотив, объединение звуков вокруг сильной доли, максимальной (с учетом широких индивидуальных различий оперативной памяти) -- мелодическое построение, объединяющее несколько мотивов или фраз. У музыкантов минимальный и максимальный объем оперативной единицы намного шире и может охватывать не только протяженные мелодии, но и развернутые многоголосные фрагменты музыки во всех деталях. На объем оперативной единицы памяти может оказывать влияние степень освоенности музыкального языка и стилистики произведения.

Свойства долговременной памяти

Долговременной памятью называют способность сохранять и воспроизводить следы давно прошедших событий, удерживать на длительный срок приобретенные знания и навыки. Она охватывает всю жизнь человека, и ее скрытые резервы настолько велики, что мы даже приблизительно не знаем ее границ.
Музыкальная долговременная память фиксирует, по сути дела, весь музыкальный опыт человека, включая в себя не только образы звуков и звуковых структур, представления о способах связей между ними, музыкальные понятия, но также музыкальные переживания, исполнительские и познавательные действия, в том числе связанные с работой самой долговременной памяти, то есть облегчающие запоминание, упорядочение, припоминание и т. п.

4. Два режима работы памяти

Память произвольная и непроизвольная.
Процессы памяти могут осуществляться в двух основных режимах: произвольном (с участием сознательного усилия человека) и непроизвольном. В первом случае запоминание (сохранение и воспроизведение) -- относительно самостоятельная задача, во втором -- побочный результат какой-либо другой деятельности. Эффективность обоих режимов памяти не обязательно взаимосвязана.
Возможность быстро, в полном объеме схватывать материал вовсе не предполагает успешности активного его заучивания. Вполне возможна ситуация, при которой прослушанное произведение тут же, «с лёту», воспроизводится довольно точно. И наоборот - длительное заучивание не приводит к желаемому результату.
При непроизвольном режиме работы памяти мы запечатлеваем материал без специальных усилий, без концентрации на процессе запоминания. Общая интеллектуальная активность, психическая восприимчивость, степень сосредоточенности внимания влияют на эффективность непроизвольной памяти.
Ее продуктивность обычно снижена на ранних этапах овладения какой-либо деятельностью, когда внимание «распыляется» слишком большими объемами новой информации, а также в случаях, когда действия слишком автоматизированы, выполняются «машинально».
В произвольном режиме работы памяти у нас есть цель запомнить и воспроизвести, определенные побуждающие мотивы, специальные вспомогательные средства и приемы, которым следует предварительно обучиться, -- в противном случае произвольного запоминания нет. Произвольная память требует сосредоточения на объекте и на процессе запечатления одновременно.

5. Запоминание музыкального произведения

Слова «запоминание» и «память» нередко используют как синонимы: если человек быстро и точно запоминает, то его память считают хорошей. На самом деле запоминание -- относительно самостоятельный процесс памяти со своими внутренними закономерностями и препятствиями. Психологически процессы запоминания сходны с процессами понимания. Как отмечалось, запоминание требует некоторой схематизации и реорганизации материала.

Суть долговременного запоминания -- в установлении связи нового с хранящимся в памяти, или наоборот, имеющегося -- с новым. В работе по установлению связей участвуют все основные виды памяти, точнее, память работает как единый ансамбль различных функций. Условно говоря, образная память отыскивает ассоциации (от лат. associatio --- соединение), логическая -- структурные связи, эмоциональная открывает смысловые.

Ассоциации

Какая-то часть содержания нашей памяти представляет собой сложнейшую сеть ассоциаций, которые могут связывать между собой впечатления и идеи, образы и действия, мысли и поступки, мотивы и понятия и пр. Утерянный образ можно восстановить по его связям в хранилищах памяти. Появление в сознании одного элемента ассоциации почти автоматически влечет за собой появление другого ее элемента.
В результате возникновения ассоциаций чувственный образ переводится в наглядную форму. Удерживая образ, яркая ассоциация облегчает его воспроизведение. Каждая ассоциация -- своего рода «крючок», за который зацепился конкретный факт или образ. С его помощью последние как бы поднимаются на поверхность сознания.
Ассоциативные связи имеют большое значение для элементарных форм запоминания, однако при этом более сложные уровни памяти нельзя объяснить только ассоциациями. Ассоциации важны для долговременного хранения, но последнее зависит не только от ассоциаций. Известны люди с феноменальной памятью, никак не связанной с ассоциациями.
Соотношение ассоциативных и неассоциативных путей запечатления и воспроизведения придает памяти гибкость и многовариантность в накоплении опыта. Она приобретает способность фиксировать совершенно новое «само по себе», а при необходимости связывать его с содержаниями памяти.
Ассоциативный компонент необходим в работе для работы музыкальной памяти, вовлекая в нее воображение и образное мышление. Ассоциации являются способом семантизации -- наделения смыслом музыкальных звучаний. Творческая практика музыкантов богата внемузыкальными и внеслуховыми образами и ассоциациями -- непроизвольными, свободными, личностно окрашенными, избыточными по сравнению с узкими задачами запоминания и воспроизведения музыки.
Полнота ассоциативного образа, встраивая его в музыкальный и личностный внутренней опыт, обеспечивает полноту осмысления и прочность удержания в памяти.
Поскольку прерванная задача лучше запоминается, периодическое «откладывание» разучиваемого произведения способствует его лучшему запоминанию.

6. Специфика заучивания

«Заучивать или работать над произведением?»

Этот вопрос далеко не простой с психологической точки зрения. Д. Ойстраху приписывают такой афоризм: «Если произведение не твое, то зачем его учить? Если произведение твое, то зачем его учить?»
«Прежде всего, когда берешься за произведение, надо выучить его наизусть и так знать наизусть, чтобы хорошо играть в медленном темпе, -- считал А. Гольденвейзер. -- А при моторной памяти бывает наоборот: в быстром темпе пианист играет произведение, а в медленном не может... надо бороться с тем, чтобы заменить моторную память слуховой» [Пианисты рассказывают..., 1984, с. 108].
Заучивание как мнемическая деятельность имеет свои психологические особенности, оно не противостоит творческой работе, а просто решает другие задачи.

Мы прибегаем к заучиванию, когда запоминание сталкивается с трудностями. Чем точнее определены трудности, тем продуктивнее заучивание.

Приемы заучивания специфичны для разных видов деятельности, индивидуальны для каждого человека. Но в их основе лежит несколько общих принципов:

Первый из них -- усиление интенсивности и объема впечатлений, подлежащих запоминанию
второй -- эффективная переработка материала (создание сильных ассоциаций, выявление смысловых или структурных связей)
третий -- отыскание оптимальных средств и ритма в работе над материалом

Усиление впечатления

Прочность сохранения материала зависит от силы впечатления. Фактически усиление впечатления -- это формирование и поддержание свежего интереса к материалу. Усилить первое непроизвольное впечатление можно двумя способами: создавая сильные внутренние образы или непрерывно повторяя материал до тех пор, пока он не прояснится и не зафиксируется в памяти. Чтобы сделать образ ярче, сильнее, необходимо сгущение его эмоционального тона и расширение образно-ассоциативной основы. Л. Маккинон рекомендовала «выжать максимум» из новизны первого впечатления. Если первое впечатление ясно, точно и музыкально, то половина работы как бы уже сделана.

Последовательные повторения способны также усиливать первые впечатления. Но повторение к тому же один из самых эффективных способов удержания следа памяти, основная форма заучивания, в особенности при больших объемах материала и при высоких требованиях к точности воспроизведения. Повторения представляют собой особую многоплановую деятельность, в процессе которой осуществляется переработка материала и отыскание оптимальных средств и ритма в работе над ним.

Повторения: механические и осмысленные

Часто полагают, что различие между механическими и осмысленными повторениями -- в степени активности участия сознания. На самом деле, это лишь внешняя черта. Различие же заключается в отношении к тем трудностям запоминания, которые потребовали заучивания материала. Механические повторения как бы игнорируют эти трудности (предполагается, что они разрешатся сами собой по мере наращивания повторений -- «выдалбливания», как иногда говорят). При осмысленных повторениях объективные и субъективные трудности заучивания определяют цель каждого конкретного повторения. «Весь секрет выучивания, -- утверждает Л. Маккинон, -- состоит в способности уделять внимание только одному предмету в каждый данный момент» [Маккинон Л., 1967, с. 44].

При механических повторениях главную роль играют разнообразные двигательные моменты, двигательная память активизируется во всех своих проявлениях, начиная от непосредственной фиксации основных двигательных ощущений и кончая вспомогательными движениями, поддерживающими запоминание («отбивание такта», особые движения туловища, переписывание для памяти). Тем самым смысловое содержание текста может постепенно разрушаться, а вместо преодоления трудностей запоминания ухудшается воспроизведение даже выученного.

Таким образом, механические повторения опасны не только тем, что поневоле вырабатывают слуховые штампы, что интонационно-логические связи в пьесе становятся жесткими, упрощаются, их смысл быстро выхолащивается, а пьеса «забалтывается», но и потенциальной опасностью разрушения уже достигнутого.
Опасность перехода механических повторений в зубрежку особенно реальна для детей, у которых внешние действия могут быть не связанными со степенью внутренней сосредоточенности и носить характер «самоподражания».

В целом или по частям?

Для оптимальной стратегии повторений большое значение имеют ответы на вопросы: повторять в целом или по частям? с какими временными промежутками и в каком темпе? Ответы могут быть самыми разными, в зависимости от характера трудностей, преодолеваемых в процессе заучивания.

Эффективность любого метода относительна, универсального способа для заучивания всякой музыки и приемлемого для любого музыканта не существует.
«Целостный» метод более эффективен тогда, когда пьеса невелика и может охватываться единым внутренним взором музыканта. Иначе говоря, если пьесу легко можно охватить в целом, то ее лучше не дробить на фрагменты. «Дробный» метод имеет свои особенности. Разбивка на части может осуществляться с учетом художественно-смысловых критериев (связанных со структурой произведения) или конкретных технических задач, которые необходимо решить. Но в любом случае объем фрагмента для повторения не должен превышать объем внутреннего взора. Поэтому большие тексты лучше учить частями. (В связи с частичным методом психологи также изучали вопрос, как эффективнее учить, отдельными руками или вместе? Эксперименты показали, что ответ на этот вопрос зависит от музыкального опыта и всегда индивидуален).

А если материал неравномерной трудности, то заучивать его лучше комбинированным методом. Словом, опыты подтвердили лишь старое правило: не учить много за один раз и не разбивать материал на слишком большие или слишком малые порции. При любом методе решающее значение имеет музыкальное качество работы.

При заучивании частями часто наблюдается явление интерференции (лат. inter-- между wferens-- несущий, переносящий) -- взаимного влияния (чаще отрицательного) выученного материала на качество заучивания нового или отрицательное влияние заучивания нового материала на сохранение выученного. Выучив новый материал, можно обнаружить, что забыто то, что учили накануне, или наоборот, только что выученный материал «мешает» усваивать новый, путается с ним. Интерференция бывает основной причиной ошибок и провалов памяти.

Типичный пример -- забывание начала произведения. Обычно начало и конец легче запечатлеваются в памяти и труднее стираются. Поэтому над ними меньше работают, но они более подвержены интерференции. С другой стороны, как раз по причине лучшего запоминания начала и конца, интерфернции могут возникать в отношении срединных кусков.

Интерференцию предупреждает повышенное внимание к фрагментам, в которых есть нечто общее, а также поддержание свежего интереса к работе, чувства разнообразия. Однако ошибки памяти -- не всегда следствие интерференции как таковой, чаще наоборот, интерференция возникает из-за того, что материал не понятен и не освоен аналитически.
В каком темпе?
Музыканты обычно сравнивают эффективность заучивания в быстром и медленном темпах, имея в виду скорость исполнения пьесы. Психологи акцентируют скорость усвоения, согласно которой выделяются три темповых варианта: понижающийся темп, повышающийся темп и чередующийся, -- то ускоряющийся, то замедляющийся. Приемы заучивания, как оказалось, в этих трех случаях не одинаковы.

Для понижающегося темпа заучивания характерна установка на усвоение смысла текста. При таком темпе вначале стоит задача схватывания общего смыслового целого при помощи беглого, ориентировочного чтения. В результате возникает более или менее цельная, хотя и не очень отчетливая картина. Затем темп усвоения замедляется, внимание более или менее равномерно распределяется по всему материалу. При каждом последующем повторении смысловые связи постепенно проясняются, материал мысленно объединяется вокруг смысловых опор, образуется некоторая логическая схема -- опора для запоминания. По мере ее образования освоенные части материала воспроизводятся в более быстром темпе. У музыканта такая стратегия заучивания может влиять на выбор темпа исполнения пьесы, если последний непосредственно влияет на скорость мышления (скорость усвоения).

Повышающийся темп заучивания связан с ориентацией на внешнюю форму материала, когда смысл как бы уходит на второй план. Процесс заучивания опирается на отработку отдельных элементов формы, а постепенное ускорение темпа требуется для того, чтобы они связались между собой, «сцепились» в памяти в единое целое. Не случайно замечено, что опасность забывания быстрой музыки меньше, чем медленной.
Стратегия чередующихся темпов усвоения не опирается на какую-либо определенную установку, а использует любую, которая подходит к материалу или к мнемической задаче. Иногда она оптимальна для закрепления выученного материала или при исправлении заученных ошибок.

Вопрос о темпе повторений при заучивании имеет только индивидуальные ответы. Если основные трудности заключены в освоении структуры и смысла произведения, то эффективнее, видимо, будут переходы к более медленным темпам, если же проблемы связаны со схватыванием звуковой формы, то оптимальной будет обратная динамика.

Заключение

Для совершенствования процессов запоминания и заучивания полезно учитывать основные психологические принципы.

Поскольку лучше запоминается то, что представляешь как единое целое, необходимо совершенствовать приемы схватывания и удержания целостного образа произведения, расширять объем внутреннего взора.

Поскольку лучше запоминается эмоционально насыщенный материал, следует избегать ситуаций заучивания «голых нот», поскольку последние могут обрастать случайными эмоциональными обертонами.
Поскольку прочнее запоминается то, в чем испытываешь потребность, необходимо научиться постоянно поддерживать интерес к работе, особенно если она навязана в силу обстоятельств и не близка творчески.
Поскольку точнее запоминается то, на чем полностью сосредоточено внимание, следует избегать работы при усталости внимания или при сниженном психологическом тонусе (в некоторых случаях такие состояния могут активизировать образную память, но не обязательно в желательном направлении).
Поскольку запоминается не только информация, но и способ, которым она «добыта», эффективность заучивания зависит от организации процесса работы над материалом.

Встречающаяся иногда формула -- «медленную музыку надо поиграть в подвижном темпе, а быструю в медленном» -- верна и условна одновременно, если не обозначена задача, которая при этом решается.