Кто сделал памятник петру 1. В каких городах стоят памятники Петру I? Какие самые известные из них




Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I - Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж .

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы .

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла - звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Медный всадник - название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге - главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

Вот, сам хотел сделать обзор по памятникам Петру I.
На сегодня они из российких городов есть в С.-Петербурге (много), Архангельске, Астрахани, Балтийске, Бийске, Великом Новгороде, Воронеже, Выборге, Калининграде, Липецке (целых два), Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Переславле-Залесском, Петрозаводске, Сочи, Таганроге, Туле, Шлиссельбурге, плюс бюсты в Махачкале, Екатерибурге.
В советское время, до "реабилитации" Петра Великого в 1937 году успели снести практически все имевшиеся, кроме Медного всадника и воронежского. Потом начали восстанавливать, ещё при Сталине.
Так, в Петрозаводске монумент открыли в 1873-м, демонтировали в 1918-м, восстановили в 1940-м.
В Архангельске памятник поставили в 1914, снесли в 1920, восстановили в 1948-м.
В Выборге и Воронеже памятники Петру были снесены иностранными оккупантами, но восстановлены в 1950е.
Но самая невероятная история с Петром случилась в Таганроге, где в довоенное время памятник сначала убрали с глаз долой, потом в 1940-м перенесли на оконечность мыса, потом в 1943 году его торжественно открыли немцы (!) в центре города, потом после освобождения демонтировали советские власти (!), но в 1948 году снова восстановили. В общей сложности, согласно исследованиям таганрогского краеведа М. С. Киричек, памятник Петру I переносили с места на место 12 раз!

Оригинал взят у mamlas в Петры Первые в скульптуре

Ещё о

Петр медный
Правители Российской империи

5 сентября 1997 года в Москве открыли памятник императору Петру I. Одна из самых скандальных скульптур в столице обошлась в $16,5 млн (по курсе 1997 — 100 млрд руб.) и вызвала протест москвичей, однако композиция до сих пор возвышается над Москвой-рекой. Другие памятники Петру I по всей России сносили и свергали, а в бельгийском Антверпене бронзовая статуя российского императора стоит вопреки запрету. Истории скульптур, посвященных последнему царю и первому императору,— в фотогалерее «Ъ». По теме: Мифы и факты о Медном всаднике

Самая известная скульптура, изображающая Петра I, установлена на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие «Медного всадника» (скульптор Этьен Фальконе) состоялось в 1782 году. В обсуждении конструкции принимали участие императрица Екатерина II, французские мыслители Вольтер и Дидро. По задумке памятник символизирует собой победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой, которую олицетворяет постамент. Для него в окрестностях Конной Лахты был выкопан Гром-камень, на его месте до сих пор сохранился водоем, названным Петровским прудом.


2. Фото: Павел Смертин

Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке установлен 5 сентября 1997 года. Официальное название конструкции — «В ознаменование 300-летия российского флота». По официальным данным, на возведение гигантской скульптуры потратили $16,5 млн (по курсу 1997 — 100 млрд руб.) по курсу 1997 года. Конструкция стала одним из самых высоких памятников в России: высота мачты корабля — 98 м, стати императора — 18 м. СМИ писали, что изваяние Петра это переделанная статуя Колумба, которую Зураб Церетели не смог продать США, Испании и странам Латинской Америки. В Москве архитекторы провели несколько акций против установки скульптуры под лозунгами «Вас здесь не стояло» и «Долой царя».


3. Фото: Сергей Субботин

Памятник Петру I в Петропавловской крепости установлен в 1991 году. Скульптор Михаил Шемякин при создании вдохновлялся восковой статуей императора, которую создал итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (сейчас хранится в Эрмитаже). Голова Петра является точной копией скульптуры Растрелли, а пропорции тела увеличены в полтора раза — это создает гротескный эффект, уверен Шемякин.


4. Фото: Юрий Кавер

Памятник Петру I в Архангельске установлен в 1914 году по проекту скульптора Марка Антокольского, постамент изготовили монахи Соловецкого монастыря. В 1920 году скульптуру снесли как «металлическое изображение гидры капитализма», и он 13 лет пролежал на набережной Северной Двины. В 1948 году памятник восстановили, с 1997 года скульптура изображена на купюре номиналом 500 руб. (500 000 руб. до деноминации 1998 года).


5. Фото: Jaime Silva

В 1918-1930 годах большинство памятников Петру I в России были снесены под предлогом «незначительной художественной ценности». Однако некоторые скульптуры имели копии за границей — как статуя Царь-плотник. Оригинал памятника был установлен на набережной Невы 27 июня 1909 года, а через год аналогичный памятник по проекту скульптора Леопольда Бернштама появился в голландском Зандаме. В 1996 году благодаря этой копии скульптура царя, делающего лодку, вновь появилась в Петербурге, на старом месте.


6. Фото: Murray Howe

«Царь-плотник» был частью ансамбля, вторая скульптура которого «Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты» была установлена в Санкт-Петербурге через год. Сюжет памятника основан на легенде о смерти императора — по одной из версий, Петр, возвращаясь из поездки в Шлиссельбург осенью 1724 года, увидел у Лахты севший на мель бот с рыбаками, начал их спасать и простудился, отчего и умер. Скульптура до сих пор не восстановлена, а ее модель, созданная Леопольдом Бернштамом, хранится в Петергофском музейном комплексе.


7.

В бельгийском Антверпене законодательно запрещено устанавливать памятники политикам, исключением стала только бронзовая статуя Петра I (скульптор Георгий Франгулян), которую поставили в 1998 году. Композиция из фигуры императора и диска, который символизирует карту мира, установлена напротив аббатства святого Михаила, в котором остановился Петр в 1717 году. По задумке скульптора, одна рука памятника на 20 см больше другой, что придает памятнику динамичность.


8.

В Петровском парке Выборга (Ленинградская область) установлен еще один памятник Петру I Бернштама. Открытие состоялось в июне 1910 года к 200-летию взятия города российскими войсками. После провозглашения независимости Финляндии в апреле 1918 года финские войска заняли Выборг и сбросили статую с постамента. Памятник планировали отправить на металлолом в Германию, но сделка не состоялась. В ходе Советско-финской войны 1939-1940 годов памятник императору вернули на прежнее место, однако уже летом 1941 года финны опять свергли статую — в этот раз у нее оторвалась голова. В 1954 году бронзовый памятник вернулся на место, где и стоит до сих пор.


9. Фото: Н. Козловский

В 1903 году в Таганроге был открыт памятник Петру I как основателю города (скульптор Антокольский). Скульптуру установили на пожертвования горожан, свои деньги вложил и писатель Антон Чехов. «Этот памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного»,— писал Чехов своему другу, врачу Павлу Иорданову.

Во многих городах России можно найти памятники и скульптуры, посвященные известным людям нашей страны, которые не только, например, посещали тот или иной город, но и оказали большое влияние на его развитие. Одним из таких людей для Липецка стал Петр I. Именно благодаря ему в городе появились чугуноплавильные и железоделательные заводы, на которых, в том числе, изготавливались пушки. С их помощью были разгромлены шведы под Полтавой. Кроме этого, Петром были открыты минеральные источники, и с тех пор Липецк стал одним из самых старейших курортов нашей страны.

Памятник Петру I в Липецке

Монумент в честь великого императора в Липецке появился в 1996 году. С появлением монумента площадь, на которой он был установлен, местными жителями стала называться Петровской. В 2003 году администрацией города было принято решение об официальном переименовании площади Карла Маркса в площадь Петра I. Сооружение самого памятника было произведено в самые короткие сроки. Авторами этой работы стали скульпторы Клыков В.М. и Вагнер А.Е., а архитектором являлся Сошников С.А.

Облицовка памятника выполнена из местного камня - доломита. Оливка самого памятника происходила также в городе на Новолипецком металлургическом комбинате. Статуя Петра имеет высоту 5,6 метра и вес около 27 тонн. Петр I представляется жителям и гостям города человеком, уверенным идущим шагом навстречу новом открытиям в городе и несущий свиток в руке. Колонну под памятником украшает российский герб и фигуры в виде русалок.

Петр Первый – бесспорно ключевая фигура для Санкт-Петербурга, обязанного своим рождением Российскому Царю. Поэтому, горожане трепетно относятся к памяти Великого Петра, образ которого увековечен многими архитекторами.

Медный всадник

Безусловно, самый известный памятник Петру Первому, который был воздвигнут по приказу Екатерины Второй, чтившей и приклонявшейся перед величием императора.

На постаменте по приказу императрица была выполнена надпись «Петру Первому Екатерина Вторая лѣта 1782», Конная статуя была выполнена скульптором Этьеном Фальконе, а голову императора исполнила его ученица Мари Анн Колло. Петр I изображен в динамике, на вздыбленной лошади. Тем самым Фальконе хотел показать силу императора, его рвение двигаться только вперед и вести страну к светлому будущему.

Змея под копытами лошади императора символизирует победу Петра Великого над его врагами и противниками его реформ. Постамент был задуман скульптором в виде волны. Для него потребовалась огромная глыба высотой в 11,2 метра. Нужная глыба была найдена крестьянином Семеном Вишняковым недалеко от деревни Лахта. Существует поверье, что пока Петр Первый находится на своем месте, с Санкт-Петербургом будет все хорошо…

Месторасположение: Сенатская площадь

Памятник Петру I у Инженерного замка

Еще при жизни Петра Первого скульптор Бартоломео Карло Растрелли (отец знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли) начал создание этого памятника – первой конной статуи в России. Однако, памятник был отлит лишь к 1747 году и еще долгое время не мог обрести своего места. Первоначально планировалось установить его на Дворцовой площади после завершения строительства Зимнего дворца. Однако, после смерти Елизаветы, интерес к творению Растрелли был потерян, а памятник был закрыт в амбаре Литейного двора на Васильевском острове. Несколько десятков лет о нем никто не вспоминал. Лишь Павел I вспомнил о величественном монументе и по его приказу он был установлен перед Михайловским (Инженерным) замком.

Торжественное открытие памятника Петру Первому состоялось в 1800 году. На пьедестале монумента Павел I велел сделать надпись «Прадеду – правнук», как бы в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая».

Местоположение: площадь перед Инженерным замком, Садовая ул., 2

Памятник «Царь-плотник»

Памятник «Царь-плотник» является копией памятника Петру Великому, установленного в 1911 году в Нидерландах. Однако, история не так проста….

Всем известно, что Петр I увлекался ремеслами и корабельным делам. Отсюда и появилась идея у скульптура Л.А. Бернштама изобразить русского императора за любимым делом — строительством нового судна. В 1907 году Николай Второй заинтересовался двумя гипсовыми макетами памятников Леопольда Бернштама, представленными на выставке в Париже.

Один макет носил название “Петр, спасающий рыбаков близ Лахты”, другой - “Петр, обучающийся корабельному мастерству в Саардаме”.

По указу Николая Второго в 1910 году с макетов были отлиты бронзовые памятники и установлены на Адмиралтейской набережной Петербурга. Они стали подарком императора на его двухсотлетие Северной столицы. В 1911 году по распоряжению Николая II с памятника “Царь-плотник” отлили две бронзовые копии. Одна, меньшего размера, была установлена в Летнем саду в 1913 году.

Другая, точная копия памятника, российское правительство передало в дар старинному Саардаму (Ниделанды). Однако, после революции памятники Петру Первому-реформатору были отмечены, как не представляющие художественной ценности и отправлены на переплавку. Лишь в 1996 году правительство Королевства Нидерланды презентовало Санкт- Петербургу копию памятника “Царь-плотник”. Считается, что пришедший к памятнику может попросить императора помочь в поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.

Месторасположение: Адмиралтейская набережная

Бюст Петр I на Московском вокзале

Приезжающих на Московский вокзал встречает сам император – основатель Петербурга! В центре светового зала Московского вокзала установлен бюст Петра Первого. Бюст был выполнен скульптором А.С. Чаркиным, который взял за основу бюст Петра I, созданный в 20-х года 18 века К.Б. Растрелли. Установка бюста в 1993 году прошла без пышной церемонии открытия и была приурочена к возвращению города его исторического названия.

Местоположение: Площадь Восстания, Московский вокзал

Бюст Петра I у домика Петра I

История города неразрывно связано в первой скромной обителью императора Петра Первого – скромным домиком, расположенным на Петровской набережной. В 1875 году в честь 150-ти летней годовщины со дня смерти Петра Первого был установлен памятник Петру I работы скульптора Николя-Франсуа Жилле. Он представляет собой бюст, установленный на высокий постамент, выполненный из красного гранита.

Местоположение: Петровская наб. дом 6

Памятник Петру I работы Шемякина

В 1991 года на территории Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты был открыт памятник Петру I, который до сих пор вызывает у многих не однозначные эмоции…

Скульптура является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Считается, что автору удалось достичь максимальной схожести с реальным лицом Петра Первого благодаря использованию при его создании подлинной посмертной восковой маски императора, снятой Растрелли. Однако, весь образ Петра первого выполнен в гротескной манере, свойственной автору.

Местоположение: Петропавловская крепость

Памятник Петр I в аэропорту Пулково

Скульптор Михаил Дронов представил Петра Первого в образе современного пассажира аэропорта, который спешит в путешествие по России. Благодаря этому, в зоне внутренних рейсов, каждый может попросить у Петра Первого благословения в добрый путь! Император облечен в одежду того времени, однако с одной руке он держит смартфон, а другой тянет за ручку чемодан. Статуя выполнена из Пулковской глины и отлита в бронзе. Высота статуи соответствует историческому росту императора и составляет 2 метра 20 сантиметров.

Местоположение: «Пулково», зона внутренних рейсов

Бюст Петра I на фасаде Нахимовского училища

Здание Нахимовского училища является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Оно было построено в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно- морское училище. Замысел строительства Училищного дома имени Петра Великого был приурочен к 200-летию Санкт-Петербурга.

Так как здание изначально планировалось не только как учебное заведение, но и как памятник архитектуры в стиле ретроспективизма, оно получило изысканный и запоминающийся облик. Место для него было выбрано вблизи домика Петра Первого. Бюст Петру I работы скульптора В.В.Кузнецова был установлен на уровне 3-го этажа фасада Нахимовского училища в проеме, имеющем декоративное оформление.

Местоположение: Петроградская набережная, дом 2

Памятник Петру I З.К. Церетели

В 2006 году на площади перед гостиницей Прибалтийская, расположенной на Васильевском острове, был открыт памятник Петру Первому работы скульптора З.К. Церетели. Первоначально памятник был представлен на персональной выставке Зураба Церетели, проходившей в петербургском Манеже в 2005 году. Статуя выполнена из бронзы, а постамент из красно-вишневого полированного гранита. Высота пьедестала памятника составила 8 метров, благодаря чему Петр Первый возвышается над своим городом.

Московский памятник императору Петру Первому признан одним из самых высоких монументов в России. Его высота составляет без малого сто метров. Таким образом известный скульптор Зураб Церетели решил подчеркнуть масштаб личности императора и значение его вклада в развитие Российской империи.

Петровский памятник стоит практически «на воде» - на поверхности искусственного острова, образованного в месте, где сходятся река Москва и Водоотводный канал. Официально памятник называется «В ознаменование 300-летия российского флота». Как известно, Петр Первый, кроме прочего, много времени и сил уделял созданию имперского флота по образцу голландского. Когда флот был сформирован, император стал проверять его мощь действием, участвуя в Азовских походах на юге и в войне со Швецией на севере. Правда, памятник был открыт на год позже празднования 300-летия флота России.

Памятник работы Церетели был установлен в 1997 году, в день празднования 850-летия основания Москвы, стоимость этого грандиозного сооружения составила около двух десятков миллионов долларов. В работе были использованы не только бронза, но и медь, нержавеющая сталь и позолота. После установки памятник подвергся критике, был даже признан самым уродливым в мире. После двух неудавшихся попыток взорвать сооружение, доступ к нему закрыли. В 2010-е годы также поднимался вопрос о том, чтобы демонтировать памятник. Бронзового Петра хотели принять у себя другие города, но пока сооружение остается на своем прежнем месте.

Великий император был изображен стоящим на палубе парусного корабля, под днищем которого видны корпуса других кораблей, побежденных в морских сражениях. Петр Первый держит в руке позолоченный свиток. Общий вес памятника составляет около двух тысяч тонн, из которых на статую Петра приходится только 110 тонн.