Избранные персональные выставки. Совместные проекты художников




Паруйр Давтян придумал автомат. Автомат особенный, хотя, конечно, он похож на автомат для продажи конфет. В специальную капсулу, которая выпадает из автомата, вложена конфета с бумажкой, на которой напечатана цитата. Это высказывание какого-то великого человека, а может быть и совсем простого человека. Все участники, и великие, и простые дают определение искусству. На поставленный вопрос существует много ответов, от которых трудно отмахнуться. Все это в совокупности изменяет наш мир, к лучшему, разумеется..
Конфетка стоит всего 10 рублей. Деньги от проданных капсул с конфетами пойдут на образовательные программы.

Паруйр Давтян, художник-концептуалист, член групп «Купидон», «Эдельвейс», «Царь Горы», участник 6 Московской биеннале современного искусства, дизайнер.

Паруйр, этот спецпроект начинается в момент открытия биеннале?

Да, он начинается вместе с открытием Московской биеннале современного искусства. Первые аппараты — а это просто машины по продаже конфет — появятся в ГЦСИ и на Петровке, в Музее современного искусства. При этом проект задуман не как часть биеннале, а как бесконечно разрастающийся непрерывный процесс. Надеюсь, он никогда не закончится. Мне хочется, чтобы как можно больше институций, музеев, галерей начало устанавливать у себя эти автоматы. Их количество не будет ограничено. Но в первое время они разместятся примерно на 15 площадках: это ГЦСИ, ЦТИ ФАБРИКА, Культурный Фонд «Екатерина», Stella Art Foundation, ММСИ, Музей декоративно-прикладного искусства, Дарвиновский музей и т.д.

А теперь поподробнее, пожалуйста…

Главный герой проекта — капсула. В нее будет вложена конфета с бумажкой, на которой напечатана цитата. Это высказывание либо великого деятеля, либо простого человека, решившего поучаствовать в проекте и через сайт www.whatisart.ru дать определение искусству. Конфетка стоит 10 рублей. Деньги от проданных капсул с конфетами пойдут на образовательные программы Института проблем современного искусства.

А что можно говорить о цитатах?

Их я отбираю сам. Искал в книгах, в интернете, их очень много. На сегодняшний день собрано около 500 цитат великих людей и 300 высказываний наших современников, пользователей интернета, зашедших на сайт www.whatisart.ru. Там всего лишь одно окно, куда нужно вписать свой ответ на вопрос «Что есть искусство?» и подписаться. В какой-то момент это высказывание вместе с фамилией автора попадает в одну из капсул. Я убежден, что дать определение искусству может не только великий классик или признанный эксперт — слова простых людей и наших современников важны не меньше. Так или иначе, я не занимаюсь расстановкой приоритетов. Я концентрируюсь не на том, что сказали люди, а на свободе высказывания и доступе к нему. Главный мой интерес — множество. Мне хочется наглядно продемонстрировать, что на поставленный вопрос существует много ответов. Не то чтобы мы этого не знали, но когда они материализованы в виде множества маленьких капсул, от этой данности становится труднее отмахнуться.

А где должны стоять аппараты?

Я намеренно ставлю их за пределами музейного пространства, чтобы не выставлять автомат как произведение искусства, потому что оно таковым не является. Я ставлю их перед входом. Если угодно, меняю ваш взгляд перед тем, как вы попадаете внутрь. Таким образом, вы уже другими глазами смотрите на это искусство, с другими мыслями входите в галерею. Эта случайная встреча может многое изменить. Я исхожу из того, что выбор всегда непредсказуем. К искусству мы тоже приходим достаточно случайным образом, даже если многим это движение кажется целенаправленным. Работа отчасти затрагивает эти иррациональные аспекты выбора. Что касается дальнейшей судьбы проекта, то он должен зажить своей жизнью. Я как бы поджег фитиль и отошел. Люди высказываются, их высказывания попадают в конфеты, и я в этом процессе принимаю уже мало участия. Физическую работу (принести, установить автомат, вытащить оттуда мелочь, подписать контракт и т.п.) может выполнять кто угодно и без меня.

Это первый проект?

Такого рода первый. Это своего рода критика художественных институций, которые превращаются в аттракционы. Существует представление, будто для того, чтобы заманить посетителей, музеям нужно предлагать всевозможные развлечения. По сути, с помощью конфет я построил некую модель существования современного искусства и его пространств. Конфетная машина — олицетворение современного музея, который продает конфетку, развлечение, чтобы человек заплатил, вошел и насладился. Сегодня налицо тенденция сделать музей модным. Он органично встраивается в сферу элитарно-утонченного потребления. Если раньше музей критиковали за то, что он всё превращает в сувенир, выхолащивая специфику произведений и сглаживая противоречия, но теперь он всё превращает в аттракцион. И мой автомат выступает реакцией на это положение дел.

Как проект будет саморазвиваться? Может быть в Лондоне? В Париже?

Вполне возможно. Мы шутили, что конфеты-капсулы будут продаваться на следующей Венецианской биеннале. Правда, уже не за 10 рублей, а за 1 евро. Я ориентировался на сумму, которая у каждого есть в кармане и которую не жалко потратить. На 10 рублей ничего купить нельзя. Но, как ни странно, ими можно поддержать студента.

О себе.

Я из семьи живописца и начинал как живописец. Потом «пошел по наклонной», повстречал разных товарищей. Сейчас работаю совместно с Юрием Альбертом, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым. У нас существует одновременно 3 группы: «Купидон», «Эдельвейс» и «Царь Горы». При этом состав один и тот же, и мы делаем всё. «Купидон» занимается тотальными инсталляциями. (29 сентября открылась выставка в Stella Art Foundation.) Группа «Царь Горы» появилась в этом году и занимается исследованиями живописи. Летом мы провели первый совместный пленер: выехали в Экс-ан-Прованс, забрались на гору Сент-Виктуар, которую на протяжении долгого времени писал Сезанн, и с горы писали то место, где он предположительно находился. А группа «Эдельвейс» занимается «действиями», перформансами с элементами театра. У актеров роли, конечно, не прописаны — мы всегда полагаемся на какую-то случайность…

Название выставки Паруйра Давтяна «Ноль на бесконечность» отсылает зрителя к миру математических формул, который художник трактует в своем проекте как универсальный абстрактный язык, позволяющий мастеру найти новые пространства и измерения искусства. Используя «магию» чисел и алгебраических действий, Давтян создает собственную онтологию, прекрасно осознавая бесперспективность математических действий с нулем. Полагаясь на наше понимание того, что любой материальный или смысловой объект может иметь в пространстве культуры бесконечное количество интерпретаций, Давтян создает сложное экспозиционное пространство, заряженное "логическими атомами". В своем проекте Давтян исходит из очень важного обстоятельства: в тот момент, когда человечество сняло запрет деления на ноль, но открыло для себя бесконечность.

Для произведения «Бинарный туман» автором была взята фотография, сделанная в Голландии. «На застывшие ветряные мельницы опустились облака, казалось, что густой туман несет в себе нечто скрытое и процесс преобразований продолжается (как из ветра рождается электричество)». Художник, оттолкнувшись от первого впечатления, продолжает тему преобразования, которая приобретает строгий математический характер. Квадрат черно-белой фотографии трактуется автором как пиксельное бинарное поле. Используя двоичный код (основной язык программирования) художник переводит визуальное пространство в текстовое. Словно «прокручивая» вспять библейскую историю, он пытается с помощью чистого и универсального языка математики отыскать в тумане затерянное Слово.

В инсталляции «Четырехмерный супрематизм и его тень» художник обращается к аскетичной эстетике числа, пытаясь переосмыслить важнейшие открытия искусства ХХ столетия. В частности решить волновавшую умы кубистов, футуристов, супрематистов «тайну» четвертого измерения. Большинство мастеров авангарда, в том числе и Малевич, полагали, что четвертым измерением является время, однако современной науке понятно, что время - это свойство пространства, но не структура. Единственной возможностью выхода в четвертое измерение является математика, однако, очевидно, что это пространство не может быть воспринято человеческим глазом. Поэтому простейшие единицы формы («супремусы»), переведенные в четвертое измерение, могут быть представлены зрителю лишь как трехмерные «тени», редуцированные копии своих существующих в пространстве формул прототипов. Обращаясь к платоновской трактовке искусства, автор создает скульптурную композицию, которая никоим образом не является главным произведением, а только его тенью.

В это же пространство «теней» возвращает нас и представленная на выставке серия ксерографий, которая может быть воспринята как продолжение темы «четырехмерного супрематизма» в человеческом измерении. Использование вместо фотоаппарата ксерокса позволяет автору добиться максимального отстранения от объекта. Холодность беспристрастной машины фиксирующей человеческое лицо в единицу времени, лишено не только авторской позиции, но и практически любого человеческого вмешательства. Двумерные «копии» людей, зафиксированные во времени и пространстве, сродни отстраненным математическим знакам.

В рамках специальной программы 6 Московской биеннале современного искусства художник Паруйр Давтян представляет интерактивный проект «Что есть искусство», в котором высказывания об искусстве от известных деятелей культуры, а также современных критиков и простых людей будут упакованы в специальную капсулу с конфетой, которую можно будет приобрести в специальных автоматах на площадках Московской биеннале. Конфеты с цитатами напоминают культовые жевательные резинки «Love is…» с забавными высказываниями о любви, как отмечает сам автор. Екатерина Фролова специально для ARTIST TALK побеседовала с Паруйром Давтяном о том, что сегодня можно считать искусством, почему вопросы важнее ответов и зачем художники уходят от «красоты».

Конфетные автоматы будут размещены на ВДНХ в Центральном павильоне, в Фонде культуры «Екатерина», в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), в Государственном музее современного искусства (ММСИ) на Петровке, 25, в Государственном Дарвиновском музее, в Центре творческий индустрий «Фабрика» и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Паруйр , почему Вы задались вопросом , что является искусством ? Может быть, у вас появились сомнения в этом вопросе ?

Современный художник не может не сомневаться в этом вопросе, в противном случае его заявка на современность ощутимо тускнеет. Условно говоря, если прежде художнику можно было отделаться демонстрацией своего мастерства в рамках закрепленной системы жанров, то теперь, а точнее вот уже сто лет как, перед ним стоит более амбициозная задача - по-новому проводить границу между искусством и неискусством, выискивать среди неохватного обилия вещей, подчас далеких от искусства и ему чуждых, то, что может им потенциально стать. Тут встает и ряд этических проблем. Одна из них состоит в том, что, придавая какой-то вещи, событию или явлению художественный статус, мы их тем самым спасаем, избавляем от забвения, распада, уничтожения, на которое всё так или иначе обречено. И именно выбор, а вовсе не создание или изготовление того или иного артефакта, играет здесь ключевую роль и требует немалой ответственности.

Вас не волнует , что зритель может несерьезно отнестись к вашему проекту и воспримет автомат с конфетами всего лишь как часть развлекательного комплекса ?

На самом деле, я такого отношения и добиваюсь. Но есть два посыла: первый, что это «несерьезная вещь», а второй, что эта «несерьезная вещь» находятся в «серьезном месте». И у зрителя возникает мысль: «Почему это здесь находится?» И, когда он берет конфету, он понимает, что за этой «несерьезной» оболочкой скрывается что-то серьезное.

Работа изначально задумывалась как критика музейных институций. Существует тенденция, что когда люди приезжают в какой-то город, они обязательным делом посещают музеи современного искусства, в которых они фотографируются, в общем относятся к этому, как к своего рода развлечению, однако у любого музея есть более глубокие функции. В то же время музеи, идя на поводу у зрителя, переформатируют себя в точки для развлечения. И соответственно, если раньше музей был уделом для «избранных», то сейчас он вовлекает в себя более широкую общественность, а «широкая общественность» зачастую жаждет эффектного зрелища. Зрители превращаются в клиентов, кураторы — в аниматоров, а искусство — в развлекательный аттракцион.

«Покупая конфету, нельзя получить произведение искусства, но можно стать его частью»

Я так понимаю , что через свое ироничное произведение , конфетную машину , вы пытаетесь побудить зрителя задуматься о том , что искусство — это вовсе не веселье , а интеллектуальное занятие ?

Сама подача предполагает и развлечение, и до какой-то степени интеллектуальное усилие. В этом смысле я верен Горацию, который призывал поэтов delectare, то есть занимать или услаждать читателя, и одновременно docere — его наставлять. В моем случае услаждение будет буквальным.

Посетитель выставки должен приобрести конфету с цитатой в специально созданном аппарате . Сколько будет стоить для зрителя «сладкое прозрение «?

«Сладкое прозрение» обойдется в десять рублей. Такая монетка есть у каждого в кармане, и, как ни странно, купить на нее ничего уже нельзя. Все собранные средства пойдут на образовательные программы в Институт проблем современного искусства. Также предполагается, что если какая-нибудь институция, будь то музей или галерея, оставит у себя этот аппарат, то вырученные деньги также будет отправлять на образование в сфере современного искусства, но уже по своему усмотрению.

«Иногда продуктивное непонимание - опыт намного более ценный и преобразующий, чем понимание»

Покупая конфеты , зрители получат произведение искусства ?

Покупая конфету, нельзя получить произведение искусства, но можно стать его частью. Но вы задали хороший вопрос. Что в этой работе является искусством? Работа замысливалась мною как хэппенинг, лишенный присущей этому жанру провокационности. Возможно, со временем в ней появится что-то еще.

Будут ли в конфетах цитаты , которые перевернули Ваше отношение и восприятие искусства ?

Скорее нет, чем да. Цитаты для меня как части бесконечно меняющейся мозаики, а вот это уже может перевернуть мое восприятие искусства. Хотя был еще момент. Я начинал как классический художник, вырос в семье художника-живописца. Потом я познакомился с московским концептуализмом, это действительно перевернуло мое восприятие искусства. Было несколько персональных выставок, учеба в ИПСИ (Институт проблем современного искусства. - Прим.ред.) у Иосифа Бакштейна, он сам меня пригласил. Сейчас я работаю в группе с Юрием Альбертом, Андреем Филипповым и Виктором Скерсисом. У нас, собственно, три группы с разными названиями, но с одинаковым составом – «Купидон», «Эдельвейс» и «Царь горы». Они очень разные по эстетике и занимаются разными направлениями в искусстве: «Купидон» — тотальными инсталляциями, «Царь горы» — живописью и исследованием живописи, а «Эдельвейс» — это практики близкие к хэппенингу и перфомансу, но мы называем их «действиями».

Вы просили людей дать определение искусству , а лично Вы что считаете искусством ?

В вашем вопросе уже содержится ответ. Искусством я считаю, среди прочего, просьбу дать определение искусству, адресованную простым людям.

«Есть вещи, которые художники в этом мире меняют, но мы об этом не знаем, так как не замечаем связи»

Практически все говорят , что цель современного искусства , в отличие от классического , не давать ответы , а задавать вопросы . Почему задавать вопросы стало важнее или интереснее , чем давать ответы ?

Это вопрос сугубо философский. И то, что он обращен к художнику, достаточно показательно и, как мне кажется, неслучайно. Философия и искусство как минимум с 1960-х годов тесно взаимосвязаны. Дело не только в том, что редкая современная выставка обходится без пространного вдумчивого комментария, но и в том, что даже на самом поверхностном, внешнем уровне искусство все меньше напоминает практику по созданию эстетических объектов и все больше - исследовательскую активность. Короче говоря, искусство многое роднит с философией. Философия же, в свою очередь, всегда была, прошу прощения за каламбур, искусством задавать правильные вопросы. Жак Деррида выразил это в тавтологической формулировке, характеризуя сообщество философов как «сообщество вопроса о возможности вопроса». Искусство саморефлексивно, а это значит, что, даже отвечая на вопрос, оно заботится о том, чтобы прежде поставить его заново, по-своему, иначе.

Вам не кажется , что сегодняшнему зрителю не менее важно знать , как понимать современное искусство ?

Московский концептуалист Андрей Монастырский как-то сказал: «Должна быть большая доля непонимания, иначе это не будет искусством». Я совершенно солидарен с этим высказыванием. Иногда продуктивное непонимание - опыт намного более ценный и преобразующий, чем понимание. Непонимание как бы позволяет человеку одолеть собственный нарциссизм, выйти за свои узкие и комфортные пределы, пробуждает мышление. В этом смысле задача понимания значительно проще - достаточно прочесть десяток книг. Поэтому, перефразируя ваш вопрос, я бы сказал, что сегодняшнему зрителю важно уметь не понимать современное искусство.

«Как говорил Олег Петренко из группы «Перцы» – рядом с х..ем все кажется смешным, так и в моем случае, красивая картина становится самодостаточной и оттесняет вложенный в нее смысл»

Получается , что нужно пытаться понять , какой вопрос задает художник — в этом весь смысл ?

Я попробую объяснить просто: в любом произведении современный художник ставит некий вопрос или некую проблему. Понимание произведения достигается, на мой взгляд, тогда, когда тот вопрос, который задает художник в своем произведении, внутри себя задает сам зритель.

Да , даже профессионалы признаются , что им необходимо читать описания и комментарии к произведениям , а то и беседовать с самим художником , чтобы осознать смыслы . Но ведь проблема в том , что у большинства зрителей нет возможности такого грубого изучения биографии художника и контекстов , в которых существует произведение . Неужели нет способов «быстрого потребления смыслов «?

Я не знаю. Наверное, есть. Но я не вижу смысла в «быстром потреблении смыслов». Более того, очень часто искусство оказывается средством «замедления» времени, оазисом неторопливости и размеренности. Тут можно привести массу примеров: от восьмичасового фильма «Эмпайр» Уорхола до 700-часового перформанса «В присутствии художника» Марины Абрамович.

Наверно , каждый художник верит , что его произведения будут влиять на общество и историю . Есть ли у Вас мечты о том , как искусство поменяет мир ?

Такой мечты у меня нет. Но искусство действительно меняет этот мир, и чаще в лучшую сторону. Например, язык, на котором вы у меня сейчас берете интервью, так называемый «новый русский язык», он появился благодаря ОБЭРИУтам (группа писателей и деятелей культуры в 1927-1930 гг. - Прим.ред.). Они «сломали» язык и заново его отстроили, ведь тот язык, на котором говорили сто лет назад, очень сильно отличается от того, как мы говорим сегодня. В России искусство и поэзия очень сильно совмещены, русское искусство вообще очень нарративное. Русский авангард и московский концептуализм, как два течения, которые вошли в историю мирового искусства, они оба нарративные и достаточно близки к литературе. Помимо всего прочего, когда мы видим дорожных рабочих в оранжевом или доктора в голубом халате — это все из работ Малевича, также как и дорожные знаки — то есть инфографика. Поменяло ли это жизнь людей или не поменяло? Точно так же и соборное искусство Кандинского и Скрябина привело к совмещению звука и света, и сегодня мы танцуем на дискотеке под светомузыку. Есть вещи, которые художники в этом мире меняют, но мы об этом не знаем, так как не замечаем связи.

Как Вы думаете , почему в современном искусстве практически не наблюдается стремления к красоте , к сотворению новых эстетических идеалов , неужели в этом нет смысла ?

Это абсолютно нормальное явление. Искусство утрачивает одни функции и приобретает другие. Когда-то оно вообще имело только культовое и ритуальное значение, и никому бы в голову не пришло рассматривать, например, картину как самостоятельный красивый предмет. Лично для меня искусство появляется в момент, когда оно отделяется от церкви. Что касается эстетических идеалов, то в своих работах я намеренно ухожу от эстетики. Как говорил Олег Петренко из группы «Перцы» – рядом с х..ем все кажется смешным, так и в моем случае, красивая картина становится самодостаточной и оттесняет вложенный в нее смысл.

«В любом случае, когда мы начинаем сомневаться, является ли это искусством или не является, мы это уже называем искусством»

Ваш опрос приводит к не менее острому вопросу — всё ли , что называется сегодня искусством , является им на самом деле ?

Художник может назвать произвольный объект искусством, но совершить обратный жест он не может. Этим занимается цензура. Вы пытаетесь применить к искусству двоичную систему – искусство или не искусство. В случае с искусством это не работает, на мой взгляд. Я бы говорил о некоем квантовом состоянии, когда произвольная работа одновременно является и искусством и неискусством. Или как у Юры Альберта, у него этих состояний больше, как «50 оттенков серого» - почти искусство, не совсем искусство, очень близко к искусству, уже искусство и так далее. В любом случае, когда мы начинаем сомневаться, является ли это искусством или не является, мы это уже называем искусством. Как и в случае с религиозной точки зрения, когда атеист утверждает, что бога не существует, он уже определяет, что есть бог, но его не существует. Есть несколько уровней бытия в онтологии. На феноменологическом уровне, бог безусловно существует, потому что даже атеисты говорят «Бог его знает», «прости Господи» и так далее. Для них он не существует в материальном плане, но в феноменологическом — он существует. Также и с искусством, когда мы ставим вопрос под сомнение, мы уже подразумеваем, что это искусство, но не то искусство, которое мы бы хотели, чтобы оно существовало как искусство.

Паруйр , на этот проект вас вдохновила культовая жевательная резинка «Love is…» . Не могу не спросить , как сегодня пересекаются любовь и искусство в вашей жизни ?

Любовь, как и искусство, посредничает между смертным и бессмертным, сиюминутным и вечным. Из всех тривиальностей эта, наверное, самая достоверная.

Интервью: Екатерина Фролова

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект «Аллегорическая абстракция» Артели «Царь Горы» (Юрий Альберт, Паруйр Давтян, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов). Вход на выставку для участников - свободный.

Артель «Царь Горы» - не первый совместный проект четырёх известных художников. В том же составе в 2008 году они образовали Творческое объединение «Купидон», создававшее преимущественно инсталляции, а в 2011-ом организовали группу «Эдельвейс», специализирующуюся на сложных событиях-перформансах с привлечением лошадей, хоров, красавиц и инопланетян. Наконец, в 2014 году художники объединились в Артель «Царь Горы» - для совместных занятий живописью.


В представленном на выставке цикле Артель «Царь Горы» демонстрирует своеобразный сплав наиболее существенных достижений абстрактной живописи и традиций аллегорического академизма, утверждая тезис о возможности слияния противоположностей в триумфальном синтезе.

Философия Артели

Изображение воображаемого, воображение изображаемого, изображение изображения, воображение воображаемого, изображение воображаемого изображения, воображение изображаемого воображаемого... - вот где зарыта собака творчества!

Совместные проекты художников

Творческое объединение (т/о) «Купидон»:

2008 Витя и Зайцы, Фрагма, Прагма и Энигма, Купидон. ЦТИ Фабрика, Москва
2009 Show and Tell: Омут. Stella Art Foundation, Москва
2010 Забор воды. ЦТИ Фабрика, Москва
2010 Каспар, Давид, Фридрих... Центр культурной коммуникации, Клайпеда
2011 Метаморфей. Stella Art Foundation, Москва
2015 Станционный смотритель. Stella Art Foundation, Москва

Работы группы «Эдельвейс»:

2011 Чайная роза. ART+ART Gallery, Винзавод, Москва
2011 Настурция. ЦДХ, выставка участников шорт-листа премии Кандинского
2011 Виктория Регия. Мультимедиа Арт Музей, Москва
2013 Черёмуха. Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Мероприятия Артели «Царь Горы»:

2015 Выезд в Экс-ан-Прованс. Серия пейзажей «Виды с горы Сент-Виктуар»
2015 Выставка «Художественные сообщества Москвы». Музей Москвы
2016 Выезд в Руан. Серия пейзажей «Руанский собор в полночь»

Юрий Альберт

Родился в 1959 году в Москве.

1995 Mami, schau ein Kunstler! Galerie Hohenthal und Bergen, Кёльн
1996 Автопортрет с закрытыми глазами. Центр современного искусства, Москва
2007 Выставка. Фонд «Эра», Москва
2008 Живопись, скульптура, графика. Stella Art Foundation, Москва
2008 Рассказы об искусстве. Нижегородский государственный художественный музей / Приволжский филиал ГЦСИ, Нижний Новгород
2009 Московский выбор. Галерея Paperworks, Москва
2011 Автопортреты с завязанными глазами. Галерея Paperworks, Москва
2013–2014 Что этим хотел сказать художник? Московский музей современного искусства
2014 Fragen der Kunst: Moskauer Abstimmung. Музей современного искусства Везербург, Бремен

Избранные групповые выставки:

1989–1990 10 + 10. Modern Art Museum, Форт Уэрт; Museum of Modern art, Сан-Франциско; Albright Knox Gallery, Буффало; Museum of Modern Art, Вашингтон, округ Колумбия; Центральный дом художника, Москва

2005 Сообщники. Коллективные и интерактивные работы в русском искусстве 1960–2000. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2005 Angels of History. Moscow Сonceptualism and its Influence. Museum van Hedendaagse Kunst Antwerpen, Антверпен
2008 Total Enlightment. Moscow Conceptual Art 1960–1990. Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне / Fundación Juan March, Мадрид

Паруйр Давтян

Родился в 1976 году в г. Ленинакан, Армения.

Персональные выставки:

2010 Ноль на бесконечность. ЦТИ Фабрика, Москва
2015 Что есть искусство? VI Международная Биеннале, Москва: Основной павильон, ЦТИ Фабрика, ГЦСИ, Музей декоративно-прикладного искусства, Музей Москвы, Дарвиновский музей, Зверевский центр современного искусства
2017 Комната ожидания. Галерея Osnova, Москва

Виктор Скерсис

Родился в Москве в 1956 году.

Избранные персональные выставки:

1983–1984 Апт-Арт СЗ, Москва
2008 Аспекты метаискусства. Проект «Фабрика», Москва
2009 Художник и его модель, Stella Art Foundation, Москва

Избранные групповые выставки:

1975 Выставка произведений московских художников. ВДНХ, павильон «Дом культуры», Москва
1982–1984 АПТАРТ/ APTART. Галерея АПТАРТ, Москва; Contemporary Russian Art Center of America, Нью-Йорк; Washington Project for the Arts, Вашингтон, округ Колумбия
2005 Сообщники. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2010 Поле действия. Московская концептуальная школа и её контекст. Фонд культуры «Екатерина», Москва
2016 The Thinking Pictures. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Нью-Брансуик (Нью-Джерси)
2016–2017 Kollektsia! Centre Pompidou, Париж

Андрей Филиппов

Родился в 1959 году в Петропавловске-Камчатском.

Избранные персональные выставки:

1990 Two in Power Two. Krings-Ernst Galerie, Кёльн
2006 Saw it! Special project for the exhibition ‘Modus R. Design District’, Майами, Флорида; Loft Spinnerei, Лейпциг
2011 Поле действия. Мультимедиа Арт Музей, Москва
2012 Веерное отключение. Stella Art Foundation, Москва
2015 Департамент орлов. Специальный гость VI Московской биеннале современного искусства. Фонд культуры «Екатерина», Москва

Избранные групповые выставки:

1989 Mosca - Terza Roma. Sala 1, Рим
1990–1991 Between Spring and Summer. Soviet Art in the Era of Late Communism, Tacoma Art Museum, Вашингтон, округ Колумбия; ICA, Бостон, MA: Des Moines Art Centre, Де-Мойн, Айова
1991 MANI Museum - 40 Moskauer Kunstler. Karmelitenkloster, Франкфурт-на-Майне
2003–2004 Berlin - Moskau / Moskau - Berlin 1950–2000. Martin-Gropius-Bau, Берлин; Государственный исторический музей, Москва
2006 Осторожно: стекло! Современное искусство в Мурано. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
2008–2009 Total Enlightenment - Conceptual Art in Moscow 1960–1990. Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне; Fundacion Juan March, Мадрид
2010 Поле действия. Московская концептуальная школа и её контекст. 70-е - 80-е годы ХХ века. Фонд культуры «Екатерина», Москва
2015 В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986–1992. Специальный проект VI Московской биеннале современного искусства. Фонд культуры «Екатерина», Москва
2016 The Thinking Pictures. Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Нью-Брансуик (Нью-Джерси)
2016–2017 Kollektsia! Centre Pompidou, Париж

Контактная информация

Сайт: http://mamm-mdf.ru/
Адрес: Москва, Остоженка, 16.
Стоимость билетов: взрослым: 500 рублей, студентам очных отделений РФ: 250 рублей, пенсионерам и школьникам: 50 рублей, инвалидам I и II групп: бесплатно.
Для участников клуба «Российское фото» вход бесплатный.
Часы и дни работы: 12:00 - 21:00, каждый день, кроме понедельника.