М горький на дне равнодушие. Герои пьесы На дне Горького: характеристика, образы и судьбы




Женские образы романа "Тихий Дон" необычайно выразительны: гордая и смелая Аксинья, трудолюбивая и кроткая Наталья, величественная и мудрая Ильинична, непосредственная и юная Дуняша. Произведение это, созданное Михаилом Александровичем Шолоховым, выходило частями в период с 1928 по 1940 год. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" будет рассмотрен в этой статье.

Коротко об Аксинье

Аксинья в произведении являлась сначала любовницей, а затем и незаконной женой Она сопровождает его на протяжении всего романа. Эта девушка - коренная казачка, которая привыкла к тяжелому крестьянскому труду и была подвержена в полной мере предрассудкам своего сословия. Аксинья - цельная, сильная натура, обладающая эмоциональным, прямым характером. Она способна на решительные поступки, не может лгать и довольствоваться легкими отношениями. В ее жизни главное - реализация ее женской сущности. Такова вкратце Аксинья ("Тихий Дон"). Характеристика может быть дополнена различными деталями. Представим ее более подробно.

Внешний облик героини и ее внутренняя суть

Описывая образ Аксиньи в романе "Тихий Дон", следует непременно остановиться на ее внешности. Эта героиня - женщина большого обаяния, пленительной внутренней и внешней красоты. У нее пухлые, жадные губы, налитые плечи, смуглая точеная шея. Девушка гордится своей манящей, вызывающе яркой красотой. Однако не внешний облик, а одухотворенную, страстную и сильную натуру, внутреннее богатство героини, великую силу ее любви поэтизирует в произведении Шолохов.

Положение в семье Аксиньи

Аксинья с детства несчастна. Она познала очень рано горечь рабского положения женщины в непростое дореволюционное время. Жизнь со Степаном Астаховым, нелюбимым мужем, была продолжением такой безрадостной доли. Выданная на побои и поругание, каторжный труд и унижения девушка не хотела подчиняться самодурству своего супруга.

Начало романа с Григорием

Во время первой встречи у Дона с Григорием, а затем в эпизоде рыбной ловли героиня отстраняет ласки этого мужчины, страшится упорства, с которым Григорий Мелехов заигрывает с ней. Однако вскоре обнаруживает, к своему ужасу, что ее тянет к этому парню. Аксинью пугало новое чувство, заполнявшее ее всю. Она не в силах побороть его и поэтому приходит сама к Григорию. С этих пор девушка будто переродилась. Любовь ее выпрямила. Она теперь ходит гордо, неся высоко свою счастливую голову, не таясь и не совестясь людей.

Большая и решительность у Аксиньи сочетаются с цельностью и тонкостью чувств, с человеческой добротой и чуткостью. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" был бы неполным, если не упомянуть о том, как она заботится о детях. Она относится с нежностью к маленькой дочери, переживает глубоко ее смерть. Материнской заботой и лаской Аксинья подкупает Мишатку. Она по-настоящему заменит после гибели Натальи мать детям Григория.

Речь Аксиньи

Образ Аксиньи (роман "Тихий Дон") можно дополнить характеристикой речи этой героини. В речи Аксиньи сказываются теплота и безмерная сердечность. Она наполнена уменьшительно-ласкательными словами ("дружечка моя", "колосочек мой", "детишки", "Мишатка"). Резко меняется речь героини тогда, когда она отстаивает своего возлюбленного, борется за Григория. В порыве гнева Аксинья в романе "Тихий Дон" не скупится на грубые выражения, в которых ощущается ее непреклонность и настойчивость.

Стареющая Аксинья

Шолохов говорит с мягким лиризмом о переживаниях своей героини, когда она начинает стареть. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" в это время меняется. Писатель сравнивает героиню с увядающим одиноким ландышем. Аксинья рассматривает сквозь слезы умирающий, но вспыхнувший внезапно под солнцем цветок. Она вдыхает запах ландыша, видит, что его коснулся смертный тлен. Героиня вспоминает собственную молодость, бедную радостями долгую жизнь. Аксинья засыпает, схоронив заплаканное лицо в ладонях.

Писатель подмечает заметные перемены во внешнем облике героини романа "Тихий Дон". Образ Аксиньи дополняется новыми чертами. Она перед встречей с Григорием рассматривала взволнованно свое постаревшее, но все еще сохранившее красоту лицо. "Манящая красота" осталась, однако осень жизни кинула уже на щеки блеклые краски, пожелтила веки, в впряла редкие паутинки седины. Из глаз глядела скорбная усталость, что отмечает Шолохов ("Тихий Дон"). Аксинья уже не та цветущая девушка, с которой мы знакомимся в начале романа.

Отношение героини к революционным событиям

По-своему пыталась найти эта героиня путь к лучшей жизни. Аксинья была далека от того, чтобы участвовать в революционных событиях. Однако именно от их исхода зависела ее судьба. Аксинья тянулась к свободе. Ради нее она готова была пожертвовать в любое время хозяйством, покоем, уйти "хучь на край света" из родных мест. Однако интересующая нас героиня была ослеплена любовью. Эта ее ограниченность, порожденная условиями, в которых выросла девушка, отражена в романе "Тихий Дон". Образ Аксиньи таков, что она живет вне интересов общества, не знает других путей борьбы за собственное счастье, за справедливое отношение к себе, кроме последовательности и искренности в любви к Григорию Мелехову, веры в него, самозабвенной преданности своему возлюбленному. Для нее не существовало ничего, кроме Григория. Когда он отсутствовал, мир для нее умирал и заново возрождался, когда Григорий был рядом. Аксинья, не интересуясь тем, за что сражается Мелехов, идет слепо за ним, думает лишь о нем и любит одного его.

Преданность Аксиньи

Аксинья с возрастающим напряжением проникалась все более тревогой за человека, с которым связывала всю свою жизнь, все надежды на обретение счастья. Она разделяет с все невзгоды. Аксинья в поисках "своей доли" идет с ним безрассудно в неизвестность, манившую ее "призрачным счастьем". Героиня признается честно, что ее "скрутила" тоска о возлюбленном. Аксинья, сама не ведая, что ожидает ее впереди, зачем и куда она идет, признается, что готова отправиться хоть на смерть вместе с Григорием. Она пролила много слез бессонными ночами. Однако весь мир вновь казался ей светлым и ликующим после того, как Григорий вернулся.

Образ Аксиньи таков, что даже любовь к ребенку является для нее продолжением страсти к Мелехову, а не чувством, которое коренится в патриархально-семейных отношениях. Усугубляется трагедия смертью ребенка и непониманием социальных потрясений, происходящих в обществе. Аксинья в итоге окончательно теряет возможность "укоренения в семье" - того, что является в ее среде главным для женщин. Верит Аксинья и на этот раз, что "свою долю" найдет с любимым человеком, и погибает трагически с этой верой в пути.

Значение образа Аксиньи

Издавна в литературоведении установилось сочувственное отношение к страсти Аксиньи. Ее запретная любовь в 30-е годы трактовалась как протест против общественных норм старого мира, даже как гимн свободной любви. Образ Аксиньи находится в ряду героинь, любящих беззаветно, но в силу трагических обстоятельств не имеющих возможности соединиться с любимым. Тех, которые дают своему возлюбленному ощущение смысла жизни и ее полноты. Такова Аксинья ("Тихий Дон"), характеристика которой была представлена в этой статье.

/ / / Смерть Аксиньи (анализ эпизода из романа Шолохова «Тихий Дон»)

Является одной из главных героинь романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». На протяжении всего романа читатель может наблюдать за ее тяжкой судьбой, за теми испытаниями, которые довелось выдержать этой милой и хрупкой девушке.

Параллельно с любовным эпизодом, в котором участвует Аксинья и казак Григорий, Шолохов развивает и тему войны, которая охватила русские земли. Действия романа собирают в себе события на протяжении десяти лет. С 1912 по 1921 год России пришлось пережить и первую мировую, и гражданскую войну. Именно все эти события неразрывно связаны с судьбами главных героев.

Социально–исторические эпизоды романа всячески связаны с природно-календарными явлениями. Поэтому, читатель может наблюдать за существованием и бытом простого человека, за жизнью казачества, за природными явлениями, а также их цикличностью.

Одним из самых трагичных событий в тексте романа является смерть Аксиньи. Такое происшествие становится самым сильным ударом для Григория Мелехова. За его плечами годы скитаний, непонимания и растерянности. Он возвращается в родные края и зовет любимую с собой. Он пытается убежать вместе с Аксиньей на юг, мечтает о простой жизни, о семье, о детях. Однако такой мечте не осуществиться. Переходя вражеский лес, за влюбленными начинается погоня, во время которой Аксинью смертельно ранят.

Вначале Григорий не мог понять, что случилось. Он хрипло обращался к Аксинье. Однако она ничего не отвечала, а только лишь сильнее и сильнее наваливалась на руку Мелехова. Куски рубахи, которыми Григорий пытался закрыть рану Аксинье, быстро намокали. Кровь стекала из ее приоткрытого рта. Вместе с любимой, умирала и душа казака.

В ее гибель невозможно поверить. Только совсем недавно читатель наблюдал за радостным воссоединением родных сердец, за теми планами, которые строили возлюбленные. Григорий чувствовал покой и тишину, находясь рядом с Аксиньей, а девушка будь-то расцвела и помолодела возле родного мужчины.

После случившегося, не сразу может подняться. Словно неведомая сила толкала и пинала его. Попятившись назад, он стал рыть могилу для Аксинье. Похоронил Григорий свою Ксюшу при утреннем свете. Он чувствовал, что расстается с ней ненадолго. Ведь смысл жизни казака потерян. Несмотря на яркий и теплый день, который стоял в это время, Григорий не чувствовал ничего, мир окрасился с черные тона.

Однако М. А. Шолохов старается описать летний пейзаж как можно ярче и красочнее. Красота окружающей природы, которая излучала жизнь, была противопоставлена той трагедии, которая случилась на пути главного героя. Автор романа подчеркивает то, что, несмотря ни на какие события, глупости и ошибки людей, жизнь будет продолжаться и расцветать вновь и вновь.

Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны. Михаил Александрович Шолохов, создавая «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. В образах донских казачек - Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая ее образ, Шолохов ставил задачу показать ее «живой, со всеми ее поступками, оправданными и убедительными». Горячо любя Григория, Аксинья сходится с Листницким; не любя Степана и вопреки решению не встречаться с ним, Аксинья, возвращается к нему. Понять ее поступки можно, проследив за ее состоянием. Ее связи с Листницким предшествовало трагическое событие - смерть дочери. Аксинья «сильнее ощущала свое одиночество», «терзала ее невыплаканная тоска», «рос в горле крик, но слез не было», «хотела и не могла плакать». В ее сознании смешались сон и явь: «То ей казалось, что дочь ее спит рядом с ней, то слышала невнятный шепот: “Мама, пить”». И в это тяжелое время рядом с Аксиньей оказался Евгений. Аксинья немногословно объясняет Евгению причину своей связи с ним: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна».

И именно нужда и одиночество вынуждают Аксинью, вопреки «черной гордости» и беззаветной любви к Григорию, вернуться к Степану, который «жизнь ее молодую затолочил», «сердце высушил». Несмотря на порочные с точки зрения морали поступки, читатель не может осуждать и презирать Аксинью, потому что они жизненно оправданы. Отношения Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат ее, а подчеркивают красоту и глубину ее женской любви к Григорию.

Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться ее любовью и силой характера. Автор многократно подчеркивает ее «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью - цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, ее право на сына признает Ильинична, дети Натальи называют ее мамой, и даже Степан стал с уважением относится к ее чувству к Григорию. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. ...Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу...» Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.

Аксинья, в отличие от Натальи, наделена даром сопереживания, такта и соучастия. Она замечает и понимает мельчайшие оттенки настроения Григория, живет жизнью любимого, он для нее - сама жизнь. «...Мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее», - отмечает Шолохов. Она увидела и поняла его душевную раздвоенность, когда он метался между красными и белыми, надеясь отыскать третью правду: «Она знала, о чем он думал, она сама страдала, видя, как ему тяжело. Она ни о чем не спрашивала. Пусть он решает сам». Когда Григорий мечется между ней и Натальей, воспитывавшей его детей, она с насмешкой советует ему завести гарем. Но когда Наталья умирает, Аксинья, чувствуя себя виноватой в ее смерти, ждет, пока Григорий заговорит с ней первым.

Наталья - добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила ее той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то... Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь... И жалко тебя - кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто...» Наталья по-своему любит Григория, но ее мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живет спокойной надеждой на то, что в будущем все может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое. В первый раз ее попытка свести счеты с жизнью оказалась неудачной, но она не оставила этого намерения.

Узнав, что Григорий продолжает ей изменять с Аксиньей, Наталья обвиняет мужа в распутстве и пьянстве: «...Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь». Григорий отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить... А я тебе зараз не утешник. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и ту почти не жалею, а о себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодце...» Наталья не способна заглянуть в душу к любимому, и поэтому не к ней, а к Аксинье тянется душа Григория: «Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную осеннюю ночь далекий трепетный огонек костра в степи».

О Наталье же Григорий вспоминает редко. Он не ощущает ее поддержки. Не о ней, а главным образом о детях думает Мелехов в трудных ситуациях. Любовь детей возбудила в нем ответное чувство, которое перешло и на Наталью. Но после смерти Натальи Григорий стал вспоминать о ней чаще: «Он изнурял себя работой... и все же вспоминал Наталью... Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонацию голоса...»

В переломные моменты в судьбах героинь автор сопоставляет их внутреннюю жизнь с изменениями в природе. Так, жизнь Аксиньи и ее душевное состояние после того, как Григория женили на Наталье, автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Так и с Аксиньей. На вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком, истоптал, истолочил - и все...» Но Аксинья, а вместе с ней и автор, верит в продолжение жизни: «Встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолченный в землю стебель: сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосиль- ной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер».

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу - обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что ее муж любит Аксинью - решается на аборт и умирает, простив мужа за все. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила ее. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.

Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень... Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:

Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!»

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и ее горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автора. «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь...» - заметил Шолохов на первых страницах своего романа. Через многие испытания пришлось пройти любви Аксиньи и Натальи, но даже она не помогла им выстоять в буре того времени, в которое им выпало жить. Но главное, что эта любовь все же вспыхнула таким светом, что все сразу стало ярче и придало силы будущей любви, взлетающей на высоты нового времени.

Говоря про образ этой женщины, нельзя не отметить её броские качества, которыми наделил свою героиню Шолохов — пленительную красоту, природное обаяние и страстную натуру. Внешность Аксиньи вызывала зависть других казачек: смуглая точеная шея, бездонные чёрные глаза, пухлые губы, вьющиеся кольцами волосы, сильный и крепкий стан. Девушка знала о своей манящей красоте и всегда гордилась ею. Внутренне Аксинья не менее прекрасна. Она смела, терпелива, хозяйственна и способна на высокое искреннее чувство любви.

С детских лет Аксинья несчастна. Совсем юную её связал и изнасиловал собственный отец. Мать пару лет спустя выдала замуж за нелюбимого и грубоватого Степана Астахова. Жизнь в браке у Аксиньи не сложилась. Сразу после свадьбы новоиспечённый супруг обнаружил, что девушка ему досталась «испорченной» и возненавидел её за это. Степан зверски избивал Аксинью, не зная жалости практически ежедневно. В браке у Астаховых родился ребёнок, но он умер, не дожив и до года.

Аксинья и Григорий

Что такое настоящая любовь между мужчиной и женщиной Аксинья узнала, когда подпустила к себе Григория Мелехова, молодого соседа, долгое время добивающегося её расположения. Ради возлюбленного распрямившаяся от тепла и ласки молодая женщина была готова перенести дурную славу в станице и ярость ревнивого супруга. В свою любовь героиня окунулась с головою, стараясь «отлюбить» всю несчастливую судьбу в отношениях с Григорием. Страшную боль пережила Аксинья, когда старший Мелехов заставил Григория жениться на Наталье. Отдавать любимого казачка не была намерена. Вскоре любовники бежали из своих семей, чтобы начать совместную жизнь в имении барина Листницкого. Там у Аксиньи родилась дочь, которая умерла от скарлатины. Мать тяжело переживала горе, Григорий в это время находился на фронте. Аксинья нашла утешение в объятиях сына барина. Узнав об измене, Мелехов оставил Аксинью и вернулся в отчий дом к законной жене.

Сама Аксинья на некоторое время вновь воссоединилась со Степаном. Но позабыть друг друга влюблённые не смогли и вскоре начали тайно встречаться. После смерти Натальи Аксинья и Григорий живут вместе. Аксинья становится ласковой матерью для детей Натальи. Во время отступления Аксинья и Григорий пытаются вырваться на Кубань, оставив детей на попечение Дуняши Мелеховой. В погоне Аксинью смертельно ранят. Так и не дождавшись спокойного женского счастья, она умирает на руках Григория и последнее о чём она думает — это дети и любовь.

Цитаты Аксиньи

За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!.."

Ты что мне, свекор? А? Свекор?.. Ты что меня учишь! Ступай, откель пришел! А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!.. Вот на! Выкуси!..

Мне тебя все одно жалко не будет, — резко сказала она. — У нас с тобой так: я мучаюсь — тебе хорошо, ты мучаешься — мне хорошо… Одного ить делим? Ну, а правду я тебе скажу: чтобы знала загодя. Все это верно, брешут не зря. Завладала я Григорием опять и уж зараз постараюсь не выпустить его из рук...

Цедились дни, и после каждого оседала в душе Аксиньи терпкая горечь. Тревога за жизнь любимого сверлила мозг, не покидала её днями, наведывалась и ночью, и тогда то, что копилось в душе, взнузданное до времени волей, — рвало плотины: ночь, всю дотла, билась Аксинья в немом крике, в слезах кусая руки, чтобы не разбудить ребенка, утишить крик и нравственную боль убить физической...

Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Нравственность - вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лер­монтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Не обо­шел вниманием нравственные вопросы в социаль­но-философской пьесе «На дне» и М. Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки. Спектакли по пьесе Горь­кого и по сей день пользуются популярностью в раз­ных странах.

Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир лю­дей, выброшенных в результате глубинных социаль­ных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитате­лей ночлежки. Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого по­больнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявля­ют они живого человеческого участия. Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.

Проститутку Настю, мечтающую о большой и чис­той любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» - кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу - значит для нее умереть с голоду. Перестать верить в романтиче­скую любовь - значит утратить смысл жизни. Не со­чувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести зву­чит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония. Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесто­чились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.

Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, ве­ликой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела. Они уп­рекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум - смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде. Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастли­вую жизнь.

С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек,... так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,- признается она. Муж бил ее во­семь лет, и очерствела она к нему душой, возненавиде­ла самого близкого, по сути, человека. «Никого нель­зя зря бить.... бьют для порядку»,- комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.

О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на ма­териальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга. Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумыва­ясь, отправляет Костылева бывшего любовника на ка­торгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» - гово­рят окружающие. Зависть, ненависть, месть управля­ют Василисой. Родную сестру из ревности она ошпа­ривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.

Васька Пепел, любовник Василисы,- вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обви­няет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он кра­дет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупа­ет его у Васьки.

Сам Костылев - фигура более чем неприятная. «Кто тебя - кроме черта - любит? - говорят ему. - Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели. Костылев отка­зывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ». Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, за­ботится о масле в лампадах и тут же преступает пер­вейшие нравственные заповеди.

Ночлежники отвергают многие общепринятые ис­тины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я - небогатый», Актер погряз в беспробудном пьян­стве, заставившем его забыть даже любимое стихотво­рение. Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера. Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лоша­дей, поваров, опустился на самое дно и живет в ноч­лежке рядом с вором и проституткой.

Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек клич­кам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безуча­стность и безразличие к судьбе и личности друг друга. Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, одна­ко в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказы­вается в центре их внимания. В каждом из потеряв­ших самих себя героев Лука обязательно видит свет­лые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни. Ак­тер, например, заговаривает о творчестве и задумыва­ется о возвращении на сцену.

Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ноч­лежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все - прыгают»,- умиротво­ренно проговаривает он. Стариком руководит убежде­ние, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оста­ваться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью досту­чаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности. Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кри­зиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.

После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и краси­во, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабо­сти и бесхарактерности героев, в их неумении, неспо­собности и нежелании преодолеть жизненные обстоя­тельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.

Большой нравственной проблемой является, несо­мненно, и отношение общества к таким людям, кото­рые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.

В пьесе «На дне» Горький выступает как писа­тель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.