Музыкант и композитор василий андреев. Василий андреев - великий русский музыкант и композитор




Андреев Василий Васильевич (1861- 1918)

Василий Васильевич Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов, композитор, музыкант-просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства.

Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны 3(15 по новому стилю) января 1861 года.

Начиная с 1883 года, В.В.Андреев посвятил свою жизнь музыке.

В 1883 году Василий Васильевич занялся усовершенствованием народных музыкальных инструментов. П о чертежам Андреева петербургским мастером Ф.С.Пасербским, была создана первая хроматическая балалайка (фото 2,3).

Затем В.В.Андреев решает создать семейство балалаек различного размера, что напоминало бы струнный квартет, где каждый инструмент издавал разный по высоте звук. И Ф.С.Пасербский изготавливает первую группу балалаек разных размеров: приму, альт, пикколо, бас, позднее — контрабас.

Тогда же в сознании В.В.Андреева появляется новая идея: коллективной игры на народных инструментах. Так, в 1887 году в Петербурге появился ансамбль «Кружок любителей игры на балалайках» (фото 4).

А в 1894 был опубликован первый сборник В.В.Андреева «Школа игры на балалайке» с предисловием «Пособие для обучения на народных инструментах», самоучитель игры на балалайке с указанием строя для балалаек (пикколо, альта, баса и контрабаса), с приложением шести пьес для этого состава: «Вдоль по Питерской», «Светит месяц ясный"», «Я не думала ни о чем в свете тужить», «Под яблонькой», «Степь Моздокская», «Ты почувствуй, дорогая».

Затем появились домры четырёх различных размеров, изготовленные мастером С.И.Налимовым (фото 5, 6)

Позднее в состав ансамбля введены щипковые гусли, духовые (брелка или жалейка — род свирели, пастушеского рожка) и ударные инструменты (накры — род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Андреев понял: «кружок» перерос свои рамки и его надо преобразовывать в серьезный оркестр.

В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» переименован в «Великорусский оркестр», названный так Андреевым по составу народных инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии или древнему государству Московскому (фото 7).

Концертные поездки Андреевского оркестра по городам Европы и Америки превратились в подлинно триумфальное шествие. Благодаря деятельности Андреева, русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах России и зарубежных стран. Повсюду начали появляться общества любителей игры на домрах и балалайках, а в музыкальном мире эти инструменты получили признание наравне со скрипкой и виолончелью.

Главной идеей Андреева было «соединить фрак с балалайкой», создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты. Таким образом, создание русского народного оркестра по сей день остается явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Андреев так организовал игру балалаек, домр, гуслей, что иностранная публика стала говорить не только об особой красочности звучания инструментов, но и об особой красоте и загадочности русской души.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами», − писал В.В. Андреев.

Андреев был влюблен в Россию, в русский народ, в русское искусство. Он одевался в русскую алую или белую рубаху с цветным шелковым пояском, шаровары и высокие сапоги, накидывал на плечи русский кафтан старинного покроя. На голове - шапка того фасона, который щеголи сейчас называют «опричник» (фото 8).

После 1917 года Великорусский оркестр был преобразован в Первый народный государственный оркестр (фото 9).

Пережив Октябрьскую революцию 1917 года, Великую Отечественную войну и блокаду Ленинграда, «железный занавес», оркестр сумел сохранить свой особый колорит и традиции, заложенные его основателем, который умер в 1918 году. С тех пор коллектив возглавляли многие видные дирижеры, среди них: Ф. Ниман, Э. Грикуров, С. Ельцин, К. Элиасберг.

«Государственный академический русский оркестр имени В.В.Андреева» прошел несколько эпох в истории нашей страны до нашего времени, и впитал в себя лучшие достижения мирового музыкального искусства, придав им неповторимый русский колорит. Сегодня, как и много лет назад, он является гордостью и достоянием России (фото 10).

Материал подготовила Рудешко Е.Г.

(1861-01-15 ) Место рождения Дата смерти Профессии Жанры

Василий Васильевич Андреев (15 января - 26 декабря ) - музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник .

Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).

Биография

После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения).

Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.

Василий Андреев являлся членом Русского Собрания и Всероссийского Национального Клуба .

Память

Г-ну Андрееву принадлежит первая честь в деле возрождения русской балалайки… - «Петербургский листок» № 80 от 22 марта 1888 г.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1912 - 20.12.1918 - Набережная реки Мойки, 64, кв. 30.

Художественный фильм

В 1987 году об В. В. Андрееве был снят художественный фильм Серебряные струны.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 15 января
  • Родившиеся в 1861 году
  • Родившиеся в Бежецке
  • Умершие 26 декабря
  • Умершие в 1918 году
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы XIX века
  • Композиторы XX века
  • Балалаечники России
  • Члены Русского собрания
  • Похороненные на Тихвинском кладбище
  • Андреевы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Андреев, Василий Васильевич" в других словарях:

    Андреев Василий Васильевич - (1861—1918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт Андреев дал в Петербурге в 1886. Музыкант виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (основан в конце 1886 ‒ начале 1887 в… … Большая советская энциклопедия

    - (1861 1918) российский музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский оркестр) … Большой Энциклопедический словарь

    Андреев, Василий Васильевич, виртуоз балалаечник. Родился в 1862 году в г. Бежецке, Тверской губернии. В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в С. Петербурге из любителей игры на них… … Биографический словарь

    - (1861 1918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт А. дал в Петербурге в 1886. Музыкант виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Андреев, Василий Васильевич - АНДРЕЕВ Василий Васильевич (1861 1918), исполнитель на балалайке и дирижер. Усовершенствовал балалайку, разработал ее оркестровые разновидности. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1861 1918), музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский оркестр). * * * АНДРЕЕВ Василий Васильевич АНДРЕЕВ Василий Васильевич (14 января 1861, имение… … Энциклопедический словарь

    Большая биографическая энциклопедия

    Музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С. Петербурге оркестр, в который вошли струнные (домры четырех величин, балалайки шести величин, гусли), духовые (брелка, или жалейка, род… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Знаете ли вы, ребята, что примерно 100 лет назад англичане срочно выписали из России 200 балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение на этих инструментах. И скоро число привезённых из России в Англию балалаек перевалило за сорок тысяч.

А случилось такое благодаря увлеченному, талантливому и влюблённому в балалайку человеку - Василию Андрееву.

« …Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревенского дома и наслаждался тишиной деревенского вечера… Совершенно неожиданно я услыхал дотоле неведомые для меня звуки…Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске… Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл … на балалайке.

Я был поражён…» Неудивительно, что Андреев обратил внимание на звонкий голос ещё неведомого ему инструмента. Уже 14 лет отроду он играл самоучкой на двенадцати инструментах, не зная ни одной ноты. А когда стал студентом, брал уроки в Петербургской консерватории по скрипке. И слыл весьма успешным скрипачом. Но балалайка покорила сердце молодого музыканта. «Я всё для неё оставил: вместо скрипача я стал балалаечником, чем немало огорчил своего профессора».

Первые уроки молодому барину дал крестьянин Антип, чью балалайку услышал Андреев летним вечером.Через неделю ученик играл не хуже самого учителя. И тут зародилась мысль: довести игру на балалайке до совершенства.

Долог был тот путь, но терпелив и настойчив был Андреев. Чтобы сделать расчёт концертного инструмента, молодому человеку пришлось собрать целую коллекцию балалаек. Тут были и вятские, и рязанские, и вологодские, и владимирские и ещё многие из разных областей России. Были они и треугольные, и овальные, с короткой шейкой и длинной, с двумя и четырьмя струнами. Трудна была эта работа: определить, какой же инструмент звонче, ярче и удобнее для исполнителя. Зато увенчалась она чертежами балалайки, которые с благословения матери повёз юноша в Петербург к известному скрипичному мастеру. Тот долго выслушивал горячий рассказ юноши и его виртуозную игру на деревенской балалайке. Ему понравился молодой музыкант, так страстно желавший сделать из балалайки настоящую принцессу. Мастер согласился сделать инструмент из лучших пород деревьев. Но при этом поставил условие: нигде и никому о том не рассказывать.

На этом инструменте Андреев стал играть в Петербургских салонах. И если в самом начале на его игру смотрели как на чудачество, не более, то по прошествии нескольких месяцев многие увидели в балалайке нечто большее. У Василия Андреева появились единомышленники. Он собирает оркестр русских народных инструментов, основой которого стали балалайки. Этому оркестру рукоплескала вся Россия. Наконец-то перед простым народным инструментом открылись двери лучших концертных залов.

Весть о Великорусском оркестре преодолевает границы Российской империи. Андреев и его единомышленники выезжают во Францию, Германию, Англию и даже в Америку. На гастролях оркестр играл ежедневно дважды в день, неизменно вызывая горячие аплодисменты публики. Андреев был счастлив. « Много поработал над своим делом, чтобы не «посрамить земли русской!» После приезда андреевского оркестра по всем странам, которые он посетил, прошла эпидемия - стали возникать оркестры русских народных инструментов и общества любителей балалайки, которые сохранились до сегодняшнего дня, хотя прошло с того времени более 100 лет.

А в Англии популярность русской балалайки превзошла все ожидания. Король приказал еженедельно устраивать два официальных выступления Великорусского оркестра. Все газеты писали о балалайке. А самая главная из них посвятила ей целую страницу. Крупными буквами было набрано заглавие: «Музыкальный мир повержен ниц балалайкой». Всё избранное общество английской столицы считало правилом хорошего тона играть на балалайках. Тогда-то и появился в Королевской гвардии балалаечный оркестр.

Так «золушка», которой была балалайка до встречи с Василием Андреевым, стала принцессой, которой покорился весь мир. Так много может сделать для своей Родины человек, который бесконечно любит её и всё, что с ней связано.

Колеватых Светлана Ивановна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева г. Тольятти

Родился Василий Андреев в Бежецке Тверской губернии в семье купца первой гильдии. Но уже в 1872 году, когда мальчику было 11 лет, его семья переехала в Петербург, где он поступил в гимназию. Василий рано начал интересоваться музыкой, учился играть на скрипке, фортепиано. Но однажды произошло неожиданное. В имении родителей в Тверской губернии он услышал звуки незнакомого ему музыкального инструмента. «Я сорвался с места, – рассказывал музыкант в своих воспоминаниях, – и побежал к флигелю, откуда раздавались эти звуки. Передо мною на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на балалайке! Захотелось сразу, немедленно взять ее в руки и заиграть самому!» Родители пришли в ужас от такого рода «неподобающего» интереса, но юного Васю было уже не остановить. Он стал упорно учиться играть на балалайке.

По благословлению матери, Василий поступил в Петербургскую консерваторию. Но занятия балалайкой уже не оставлял и скоро стал настоящим виртуозом, превратился в кумира светских салонов, простонародная балалайка стала популярной в общест­ве. А ведь до этого ее считали деревенским, «мужицким» инструментом, не достойным музыкальных залов. Артисты считали унижением выступать вместе с балалаечниками. Однако появление на сцене всегда блестяще одетого во фрак, обладавшего светскими манерами Андреева с балалайкой в руках сломало этот стереотип. Вскоре он создал свой кружок любителей балалайки, а потом оркестр народных инструментов, куда вошли также домры и русские гусли. Его идея состояла в том, чтобы «одеть балалайку во фрак» – из примитивного народного образца сделать инструмент академического уровня.

20 марта 1888 года состоялся концерт, который прошел с огромным успехом. Василий Андреев сам в качестве солиста исполнил свой «Марш на балалайке», а потом на бис сыграл на гармонике лучшие места из «Жизни за царя» Глинки. «Зал буквально задрожал от аплодисментов», – вспоминали современники. «Тогда я бросил все и всецело посвятил себя балалайке», – отметил Андреев потом в своих мемуарах.

Кумир салонов

Василий Андреев не только сам играл, но и стал усовершенствовать этот русский инструмент. По его чертежам была создана хроматическая балалайка, издано первое пособие для игры на ней, открыты классы игры в Соляном городке Петербурга. Он был настоящим фанатиком своего дела. Когда для изготовления инструментов потребовалось выдержанное дерево, он без колебаний приказал использовать для этого усадебные двери и даже старинную резную мебель.

Василий Андреев стал страстным пропагандистом балалайки. Он добился, чтобы учить играть на ней стали в русской армии. В войсках был введен специальный штат преподавателей-музыкантов, а сам он был возведен в должность заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии­. «Музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение ее в народе несомненно», – считал музыкант. Благодаря ему тысячи солдат, обучившись в армии игре на балалайке, стали интересоваться музыкой, принесли потом это умение в деревню, появились фаб­ричные оркестры.

Заграничный триумф

Подлинный триумф ждал энтузиаста за границей. Когда Василий Андреев впервые приехал со своим оркестром в Англию, встретили его там поначалу настороженно. Надменные англичане вообще не знали, что такое балалайка. Но когда в конце концерта его ансамбль мастерски исполнил «Эй, ухнем!», в зале наступила сначала гробовая тишина, а потом разразился шквал аплодисментов, раздавались громкий крики восторга. Газеты были полны хвалебных рецензий. Оркестру продлили гастроли в Англии. Во всех самых фешенебельных ресторанах Лондона зазвучала русская музыка. Очевидец так описывал последний концерт этих триумфальных гастролей: «Театр гудел. Когда наконец Андреев встал над возвышением и хотел играть свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн… Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза… На сцену полетели цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр».

С таким же триумфом проходили его гастроли и в других странах – Франции, Германии, США. Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств, награжден орденом Почетного легиона. А в России после возвращения ему был пожалован титул надворного советника и звание «Солист его императорского величества». Андреевым и его оркестром восхищались Толстой, Чайковский, Римский-Корсаков и другие корифеи русской культуры.

«Такое мог только гений»

Газета «Нью-Йорк таймс» после гастролей Андреевского оркест­ра в США писала 30 октября 1910 года: «За последние десять лет к нам приезжали из Европы много знаменитостей. Но мы не припомним ничего столь интересного, нового и оригинального в музыке, как оркестр Андреева. Создать такой совершенный ансамбль из очень простых инструментов мог только гений». Благодаря Андрееву русская музыка стала популярной за границей. Известная музыкальная фирма Циммермана резко увеличила производство русских народных инструментов для продажи за рубежом. Были и курьезы. В Англии стали заказывать фраки «а-ля Андреев», выпускалось мыло «Балалайка» и т. д.

Василий Андреев был горд такой высокой оценкой своего творчества. Выступая на 25-летнем юбилее оркестра на сцене Мариинского театра, он сказал: «Достиг я своей цели путем тяжелого непрерывного труда, даже страданий. Но как бы ни были велики страдания, перенесенные ради процветания Родины, все они искупаются счастьем ей служить».

Когда грянула революция, Андреев не прекратил играть. Его оркестр отправился на гаст­роли на Северный фронт, где он, дирижируя, выступал на морозе перед солдатами, одетый только во фрак, чтобы показать слушателям свое к ним уважение. В декабре во время этих гастролей Василий Андреев все-таки простудился и вскоре умер. Хоронили великого музыканта в Александро-Невской лавре. На похороны приехал его друг Федор Шаляпин. Он с нежностью погладил покойного по голове и со слезами на глазах произнес: «Вася, Вася. Что же ты сделал?».

А годы спустя, известный композитор Валерий Гаврилин дал такую оценку его заслугам: «Имя Андреева, как русский национальный гимн. Услышав его, каждый русский должен встать…».

1 и 2 фото из архива, на 1 фото: в оркестре Андреева балалаечники одели фраки

Василий Андреев родился в городе Бежецке Тверской губернии в семье купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны (в девичестве Веселаго) 3(15 по новому стилю) января 1861 года. Отец его умер через год, а мальчика растил отчим - Нил Николаевич Сеславин. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал интересоваться русским-народным творчеством и особенно музыкой. «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях. В старших классах гимназии он занимался на скрипке у профессора Санкт-Петербургской консерватории Н.В. Галкина.

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых с балалаечником-самородком Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.

Вот как сам А.С. Паскин вспоминал об этой встрече: «Будучи страстным любителем музыки, я слыхал и балалайку еще в руках крепостных людей моего деда, генерала Нилова. Но должен сказать, что игра приказчика и кучера не производила на меня впечатления, так как инструменты у них были весьма плохого качества, да и репертуар слишком ограничен... В один из своих приездов в Бежецк В.В. Андреев встретился со мной в доме друга моего П.А. Байера, у которого на рояле лежала балалайка. Как истинный любитель музыки, Василий Васильевич, конечно, обратил на это внимание, и мне пришлось исполнить его желание и поиграть. Впечатление у него осталось очень сильное... Тогда же он говорил, что слышал балалайку у себя в деревне, но музыкант играл левой рукой, да притом и балалайка у него была очень плохая, самодельная... После свидания со мной Василием Васильевичем была немедленно заказана балалайка столяру Антонову, который сам играл довольно порядочно».

В 1883 году Андреев занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов.

В 1884 году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 году с новой, улучшенной в акустическом отношении балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод.

В 1887 году по чертежам Андреева создана хроматическая балалайка и ее разновидности: пикколо, прима, альт, и бас, издана первая «Школа для балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге, организован «Кружок любителей игры на балалайках». Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 года стало первым в истории Андреевского оркестра.

в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение народными инструментами (особенно балалайкой). Появился большой спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов. Стали издаваться школы и ноты.
«Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Несложный инструмент, певучий мотив и легкость игры, не требующей продолжительной и трудной подготовки, делают его доступным массе. В три минуты я могу обучить играть на балалайке «Барыню». Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения. Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе... Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках» - говорил Андреев.

В интервью корреспондента «Петербургской газеты» (1898 год) на вопрос «Каким образом у вас зародилась мысль пропагандировать балалайку?» Андреев ответил: «Около 10 лет тому назад, живя в своем имении в Тверской губернии, я, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ею и посвятил целый год на изучение её. Когда я затем приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил всё и всецело посвятил себя балалайке. Она была подвергнута мной многим изменениям и усовершенствованиям, однако с сохранением принципа прототипа этого инструмента. Мной было обращено внимание на устройство лучшего резонатора и подбор балалаек по тонам. В настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикколо. Пришлось мне также с секстетом поехать в качестве концертанта за границу, и там наша игра имела также шумный успех. Теперь я даже могу высказать полную уверенность, что через несколько лет балалайка за границей найдет также большое распространение. После поездки за границу успех наш был уже обеспечен. Здесь в России во множестве стали образовываться кружки любителей».

Андреев добился введения обучения игре на балалайке в армии. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение её в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции».

Обучение людей в армии Андреев считал очень удобным, очень организованным. Научился - демобилизовался - теперь и сам играй и других учи.

Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».

И до Андреева на балалайках играли. Но это считалось чем-то примитивным, мужицким. Хороший музыкальный мастер считал для себя оскорблением просьбу сделать балалайку. Артист считал за унижение выступать в концерте с балалаечниками. А вот благодаря фанатической настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка не только стала уважаемой, но и будет основой оркестра. Андреев «создал новую область музыкального творчества - русское народно-инструментальное искусство письменной традиции - явление уникальное не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре, так как представляет собой особый сплав элементов фольклорного и профессионально-академического искусства» -говорил исследователь творчества Андреева М. И. Имханицкий.

Василий Васильевич Андреев писал: «Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу. Надо было вырабатывать размеры каждого инструмента, входящего в состав оркестра, усовершенствовать их в звуковом отношении, сохранить в неприкосновенности их народные черты и, в особенности, выработать приемы игры на них. Наконец, позаботиться о литературе, которой не существовало, привлечь исполнителей и сотрудников, добыть средства для их вознаграждения, выработать ансамбль. Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства. Но с помощью многих долголетних сотрудников мне удалось это глубоко народное искусство поставить на должную, по праву принадлежащую ему высоту и направить на верный путь. Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше».

Стоит также отметить, что образование Великорусского оркестра было бы невозможно без участия Н.П.Фомина , который взял на себя все технические вопросы организации коллектива. Именно под его руководством непрофессиональный любительский кружок превратился в тот самый оркестр снискавший впоследствии мировую известность и славу.

В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.

А за границей поначалу были настроены скептически. Вот в Англии первый концерт оркестра. Выходит Андреев, занимает место дирижера. Раздались два-три поощрительных хлопка, пока никаких аплодисментов. Мол, посмотрим, послушаем. Пошел первый номер программы. По окончании его какой-то шепот пошел по залу. Аплодисментов никаких. После второго номера публика зашевелилась, раздались аплодисменты. Потом все больше и больше слушатели проникались, а после исполнения «Эй, ухнем» наступила сначала гробовая тишина, а потом началась просто буря аплодисментов. Англичане, сдержанные англичане требовали повторить. Андреев не знает, что делать. Ему режиссер перед началом концерта сказал, что здесь не вызывают на повтор и повторов не будет. Что делать? Подбегает режиссер и просит срочно повторить на «бис». Занавес распахивается - и снова звучит наша великая волжская песня... Английские музыкальные критики подняли в газетах оркестр Андреева на небывалую высоту. Срочно переписывается контракт, оркестру продлевают пребывание в Англии. К Андрееву приходят английские музыканты, просят дать ноты некоторых русских народных песен. Во всех самых фешенебельных ресторанах начинает звучать русская музыка. При появлении Андреева в ресторане тут же начинают играть «Эй, ухнем».

Вот как очевидец описывает последний концерт Великорусского оркестра в Англии: «При появлении оркестра на сцене в последнюю субботу раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов. Затем начались подношения. Театр гудел. Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн... Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда, наконец, публика несколько успокоилась и стала занимать места. Андреев, обернувшись к публике лицом, начал играть английский гимн. На сцену полетели опять цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр... В этот вечер в предвидении оваций программа была не особенно большая. По окончании всех номеров Андреев выходил несколько раз на аплодисменты и после четвертого или пятого вызова взошел на возвышение и, опять обернувшись лицом к публике, начал играть прощальную песню. Тишина в зрительном зале. Как будто никто не узнал первых звуков. Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр. Крики, свист, аплодисменты - все слилось в какой-то общий хаос. А когда на половине исполнения этой песни оркестром Андреева взмахнул палочкой и г. Ля Рондель, капельмейстер театрального оркестра, и присоединился с последним к Андрееву, и в воздухе витали две дирижерские палочки, то казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой. Что это был за момент! Немудрено, что среди этого торжества мелькали носовые платки около глаз плачущих. Какое единение сердец. Это чувствовалось. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством». Это воспоминания Ю.А. Мансфельда, секретаря и переводчика Андреева во время гастролей Великорусского оркестра в Англии в 1909 - 1910 годах.

Столь же триумфальные гастроли проходили и во Франции, и в Германии, и в Америке. В 1892 году во Франции Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже В.В. Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. В 1913 году ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 году − звание «Солиста Его Императорского Величества».

Прекрасно прошли концерты оркестра Андреева с участием знаменитой певицы Надежды Плевицкой в Москве.

Великорусский оркестр родился из Кружка любителей игры на балалайках. У него были свои успехи. Он гастролировал по России, был даже на гастролях во Франции. Но в в 1896 году Андреев понял, что кружок перерос свои рамки, надо преобразовывать его в серьезный оркестр.

Андреев всего себя отдал музыке. Нужны были неимоверные силы, беспредельное здоровье, чтобы работать так много, как он. Василий Васильевич прожил всю жизнь с матерью. Своей семьи у него не было. Он весь был в музыке.

Шаляпин и Андреев были близкими друзьями. Когда Андреев умер, а это произошло во время гастролей на Северный фронт Красной Армии в ночь на 26 декабря 1918 года, Шаляпин глубоко скорбел. Приехал на похороны в Александро-Невской лавре, был на отпевании, потом долго стоял и смотрел в лицо Андреева и все говорил: «Вася, Вася! Что же ты сделал, что?» Поцеловал Андреева в лоб, погладил с нежностью его по голове и с глазами полными слез отошел в сторону.

Василий Васильевич Андреев (1861-1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике.

В результате неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности Андреева в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей, - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.

Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России, проникли во все слои общества.

Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь.

История балалайки
Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева - Официальный сайт.