Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству дошкольников. Презентацию подготовили: Афанасьева Екатерина Геннадьевна Безрукова Ольга




рисуем в технике «фроттаж»

Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся.

Из дополнительных материалов можно приготовить рамку для будущей картинки, ножницы и карандаш.

И, конечно же, нам понадобятся объекты для рисования. Соберите на прогулке несколько листьев деревьев или кустарников, можно использовать и листья цветов. Хорошо, если у листьев будут крупные жилки. Если от момента сбора листьев до, собственно, рисования должно пройти какое-то время, положите листья в полиэтиленовый пакет, чтобы они не завяли. Кстати, когда будете собирать листья, обратите внимание ребенка на название растений. (Ну а то, что местом для сбора растительного материала не станет ближайшая городская клумба, думаю, и так понятно?) Мы у себя на даче нашли вот что: шиповник, девичий виноград, смородину, липу, скумпию и буквицу.

Выбираем несколько листьев, которые будем рисовать в первую очередь. Возможно, для первых опытов стоит выбрать листья простой формы. Теперь приклеиваем листья на бумагу. Скорее всего, дети приклеят листья лицевой стороной вверх, жилками вниз. Это хорошо, как раз то, что нужно.

Теперь перевернем лист бумаги, мы будем работать на его обратной стороне. Но перед тем, как начать рисовать, подложим под наш рабочий лист несколько других листов бумаги, иначе мы получим не только снимки листьев, но и отпечаток рабочей поверхности. Все готово? Тогда приступим! Мы взяли желтый мелок, положили его на лист бумаги плоско, а затем стали двигать в этом положении, прижимая к бумаге. У нас получились светлые отпечатки листьев.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения листьев проступили четче, и рисунок стал более интересным. Но чтобы все получилось удачно, следите за постановкой рук ребенка: на этом занятии мы работаем всей поверхностью мелка, поэтому не нужно брать его в руку так, как делаем это обычно для письма.

Если рисунок готов, отклейте с его обратной стороны листья растений. Можно поместить готовую работу в рамку. Отмечаем карандашом контур будущей картинки, затем вырезаем.

Кстати, работы в этой технике могут пригодиться не только для создания картин. Таким способом можно получить интересную дизайнерскую бумагу, которая потом будет нужна и для создания открыток, и для украшения альбомов, и для фонов аппликации из природного материала.

Надеюсь, вашим детям понравится рисовать в этой технике. Попробуйте поэкспериментировать, что будет, например, если рисовать не на белой, а на цветной бумаге? Или будет ли рисунок другим, если использовать пастель вместо воскового мелка? Уверена, эти маленькие самостоятельные открытия принесут вашему малышу радость.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культурно – игровые практики в работе с детьми младшего дошкольного возраста летом: « Рисование улицы города с использованием техники фроттаж » Подготовила воспитатель ГБДОУ №67, Калининского района, СПб Ершова Надежда Валерьевна

Цель: Формировать у детей понятие городская улица через рисование с использованием техники – фроттаж. Задачи: Знакомим детей с нетрадиционной техникой рисования – фроттаж. Развиваем художественно- творческие способности и изобразительные навыки от создания предметной картинки к сюжетной. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, желание воспроизвести его на рисунке.

Актуальность Дети любят рисовать, но не всегда у них получается передать то, что они задумали и хотят показать. Ребёнок с помощью рисунка выражает своё настроение, раскрывает свой внутренний мир. Благодаря нетрадиционной технике рисования фроттаж – эти возможности возрастают.

Нетрадиционное рисование развивает у детей. Фантазию Самостоятельность Художественно- эстетический вкус Мелкую моторику Познавательно – исследовательскую деятельность Обогащение словарного запаса

Предварительная работа Проведение беседы с детьми на тему: «Что находится на улицах города? » Изготовление шаблонов по данной теме. Дома, машины, деревья, кустарники… Наклеивание шаблонов на картонную основу.

Трафареты деревья Дома и транспорт

Выбираем нужный трафарет, накрываем листом для рисования. И придерживая левой рукой трафарет под листом, правой рукой аккуратно натираем восковым мелком. Берём по одному предмету для создания рисунка. Вот такой рисунок получился.

Наши работы

Автомобили спускаются с горы

Бабочки на улице города.

Для красочности и полноты картины при рисовании можно дополнять рисунок необходимыми элементами

Наш альбом « На Улицах города»

Спасибо за внимание и всем творческих успехов

Нетрадиционные техники рисования в детском творчестве. Фроттаж.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Правильно говорят, что все новое - это забытое старое. Помню, как в детстве подкладывали под лист бумаги монеты, а затем заштриховывали бумагу в этом месте, получая вполне приличные "деньги "для игры в магазин. Как-то все подзабылось. Я не знала, что существует подобная техника рисования и называется она ФРОТТАЖ. Использовать в этой технике можно любые предметы, имеющие рельефную фактуру.

Название «фроттаж» произошло от французского trotter - «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста». Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае - плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание - фроттаж - производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней. Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга. Подобрав несколько подходящих предметов, поэкспериментируйте с ними. Попытайтесь использовать карандаши разной мягкости. Одни рельефы лучше передаются карандашами В или 2В, о другие - более мягкими. Хотя это совсем не означает, что чем мягче - тем лучше. Очень мягкий карандаш скорее скрывает, чем проявляет рельеф. Попробуйте штриховать в разных направлениях - результаты могут очень отличаться. Зачастую в работе используют несколько плоскостей одного предмета.

Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

Давайте попробуем вместе… Пора цветов и зеленых листьев уходит. Пытаясь сохранить память о теплых днях, можно составить гербарий. Правда, эта задача – для терпеливых, а что делать тем, кто не хочет ждать, пока растения высохнут? – Нарисовать его! Подберите крупные листья для композиции. Лучше, если они будут не засушенными, а свежими, – это позволит сделать более ясный отпечаток. Поместите первый из листьев или цветков под лист тонированной бумаги. Проведите по бумаге боковой стороной стержня для рисования или воскового мелка, "проявляя" изображение. Не смещая рисунок, стержнем более яркого цвета выделите выступающие части растения, например жилки. Так рисунок станет более объемным. Ластиком очистите фон.

Эту же технику можно использовать иначе. Накройте растение белым листом бумаги. Парафиновой свечой натрите бумагу так, чтобы в местах прожилок остался след.

При помощи широкой кисти тонируйте бумагу акриловыми красками или гуашью. В тех местах, где бумага была натерта свечой, краска не ляжет, и на бумаге проступит светлый отпечаток.

Дайте краске высохнуть, затем ножом или краем лопатки счистите с изображения воск, чтобы отпечаток стал более ярким. Готовые работы дополните паспарту и одинаковыми рамками, объединив композицию.

Дополнить композицию можно "прямым" отпечатком растения. В качестве «штампа» возьмите, например, ажурный крупный лист папоротника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в детском творчестве. Фроттаж.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Название работы: "Золотая рыбка"

Технике Фроттаж.

    Оселкова Елена Викторовна.
    Преподаватель МАУДО "ДШИ г. Ялуторовска им. С.И. Мамонтова". Назначение: данный мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
    Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".
    Задачи:
    1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
    2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами.
    3. Подучить детей работать с трафаретом.
    4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
    5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
    Материал: Два листа писчей бумаги формата А4 и один лист ватмана формата А5, восковые мелки, скотч.

    Существует множество необычных и увлекательных способов рисования, и применения их к уже готовым работам.

Примеры существующих.

Мы будем применять Фроттаж . Это метод, лучше всего подходит для создания абстрактных и декоративных картин. Очень красив в графике. В натюрморт можно ввести оттиск, снятый со столешницы или грубого куска ткани. С этой методикой легко экспериментировать, поскольку подходит практически любая фактурная поверхность – деревянная столешница, кора дерева, грубая шероховатая стена и даже искусственные материалы, например ткани, обои, пробки или рифленые подставки под горячие блюда. Фроттаж не ограничивается цветным карандашом; оттиск можно сделать любой сухой средой, например обычным карандашом, графитом, сухой или масляной пастелью.

Эту технику наверняка все помнят с детства. А те кто еще мал обязательно попробуйте. Делается все прост, берём монетку, кладём под писчий листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом. Фроттаж готов. И таким образом любую рельефную, фактурную поверхность можно скопировать.

.

    Подготовьте рабочее место для рисования.


2 . Берём лист бумаги и выкладываем на нем трафарет «Золотую рыбка». Трафарет можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленькими кусочками скотча.

3. Под писчий лист подкладываем 2-3 монетки в брюшко рыбки Тем самым задаем узор чешуи. Чем меньше монетки, тем лучше.

4. Затем желтым и оранжевым восковым карандашом протираем по монеткам, придерживая их, чтоб пропечаталось посильнее.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения казалось объёмным.



5. К плавникам применяем серую подложку с рельефом в полоску. И протираем красным мелком. (можно поиграть с разными цветами).

6. У головы применяем оранжевый цвет и не везде, а небольшим пятном по низу кабы создавая тень.

7. Для глаза на ажурном трафарете нам нужно найти большой завиток, и постараться поместить его под листом так, чтоб он оказался в месте, где и должен быть глаз.

8. С этим же трафаретом делаем фон, добавляем любые другие напоминающие волны и водоросли.

9. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами. Порисовав зеленым цветом водоросли, бежевым мелком песочное дно. Цвет воды, как всегда красим синим.

Название «фроттаж» произошло от французского trotter - «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».

Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае - плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание - фроттаж - производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней. Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга.

Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.

1. Прикрепите к столу скотчем гладкий лист бумаги. Разложите на нем элементы, закрепите их капелькой клея.

2. Накройте растительный материал листом неплотной бумаги.

3. Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте с небольшим нажимом поверхность мелком или карандашом.

4. Наносите штрихи до появления изображения лежащих под бумагой растительных элементов.

5. Под бумагу поместите гра - фичные листья полыни.

6. Натрите бумагу коричневой масляной пастелью - получится тонкий и выразительный рисунок.

Декупаж - художественная техника флориста

Термин «декупаж» произошел от фр. decoupage - «разрезание, расчленение, разбивка на части ». Соответственно, техника декупажа - это способ украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике декупажа восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

Сам термин «декупаж» ввел в обращение Анри Матисс. Декупажи (вырезки) Матисс делал из окрашенной гуашью бумаги. Художник, по его собственному выражению, «рисовал ножницами ». В последние годы слово «декупаж» стало вновь использоваться в качестве синонима аппликации. По сути это современный модный дизайнерский прием бумажной аппликации, изображение, созданное или дополненное наклеиванием (пришиванием) разноцветных и как правило простых по форме кусочков материала.

Декупаж стал популярен благодаря вошедшей в моду «салфеточной технике» - красивые и разнообразные картинки вырезаются (или вырываются) из бумажных салфеток. Благодаря своей тонкости они хорошо пропитываются клеем, даже если он наносится поверх, и легко приклеиваются на мебель и предметы. Некоторые салфетки, например с каймой по краю, наклеенные на картон, становятся очень хорошим готовым фоном для цветочного коллажа. Салфеточный фон естественно оформляет милые непритязательные растения, помогая создавать трогательные и привлекательные картины. Как и для коллажа в целом, для техники декупажа нет общепринятых правил.

Фрагменты могут аккуратно вырезаться или использоваться с подчеркнуто рваными краями. Они закрепляются на основе клеем, акриловым лаком, двойным скотчем или любым другим способом. Важно, что в результате вы должны получить картину, производящую впечатление цельности, добиться зрительной связанности, не только фактической, но и визуальной «склеенности» разных форм и фактур.

В технике декупажа, конечно же, используются не только салфетки, но и иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток.

1. Разделите трехслойные салфетки двух цветов с одинаковым рисунком и произвольно порвите на части.

2. Один слой салфетки целиком наложите на картон такого же размера и промажьте акриловым лаком.

3. Разгладьте поверхность валиком, располагая как задумано более темные части салфеток.

4. Закрепите части салфеток, нанеся на них акриловый лак. Листья и цветы фиксируются аналогично.